Изучение свойств и состава женского шампуня

XVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке. Летняя площадка 2022

Изучение свойств и состава женского шампуня

Черенова А.О. 1
1МБОУ «Моховская СОШ»
Черенова Е.В. 1
1МАОУ СОШ № 10 города Белово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Яркие тюбики на прилавках и пестрая реклама обещают нам сделать волосы здоровыми и сильными, придать им блеск, объем, интенсивный цвет.

Состав на этикетке простому покупателю ничего не говорит, и очень трудно разобраться, какой шампунь не навредит волосам. Это и определило тему моей исследовательской работы.

Актуальность: в современное время нам никак не обойтись без средств личной гигиены, поэтому нам нужно уметь выбрать правильный шампунь.

Цель: проанализировать состав шампуня и выявить самый эффективный по физическим и химическим свойствам.

Степень изученности: внастоящее время состав шампуней изучен неплохо. В интернете есть вся нужная информация по этому вопросу.

Задачи исследования:

Изучить состав шампуня по этикетке;

Провести химический анализ;

Провести опрос учащихся;

Проанализировать полученные данные и сделать выводы.

Критерии для определения эффективности шампуня:

1. Результаты опроса одноклассников.

2. Определение физических свойств шампуня.

3. Пенообразование.

4. Определение pH.

5Органолептические свойства.

Объект исследования: шампунь.

Предмет исследования: состав и свойства шампуня.

Гипотеза: я предполагаю, что чем дороже шампунь, тем он эффективней. Эту гипотезу я и постараюсь проверить.

Методы исследования: анализ, наблюдение, эксперимент, анкетирование, сравнение.

1.Теоретическая часть

Шампунь - гигиеническое косметическое одно из главных и самых распространенных  средств по уходу за волосами. Оно представляет собой моющее средство, которое состоит из раствора солей калиевых кислот с добавкой экстрактов трав, ароматических веществ, масел и щелочей, смягчающих воду.

1.1. Из истории шампуня

Шампунь, это- то средство, которым все люди пользуются постоянно. И, кажется, что это чудодейственное средство было всегда. Шампунь был впервые произведен лишь в 19 веке. Слово шампунь является англоязычным заимствованием из Индийского языка Хинди слова «чампa» — это цветок растущий в Индии, из которого делается масло для втирания в волосы. То- есть, слово Shampoo, ничто иное, как втирать, массировать. Под конец 19 века в Лондоне впервые появилось то, что положило начало истории современного шампуня. Изобретение шампуня чаще всего относят к имени англичанина Кейси Херберта. Это был не шампунь, а сухой порошок. Назывался этот порошок Shaempoo.

В Европе же тогда все еще мыли голову, чем попало, пока Немецкий химик ХансШварцкопф не изготовил фиалковый шампунь. Марочный и запатентованный продукт был настолько удобным, что стал пользоваться бешеной популярностью. Начался импорт в другие страны.  В 1905 году — товары компании по торговым путям дошли и до России.

Долгое время спустя Шварцкопф создал «жидкое мыло» для ухода за волосами. Но до создания прототипа современного шампуня Шварцкопфу понадобилось еще шесть лет. И в 1933 году, наконец, появилось первое бесщелочное средство — шампунь Onalkali, получивший всеобщее признание.

Со временем у компании Шварцкопф появлялись конкуренты. Уже в 1934 году компания «Лореаль» выпустила первый  в истории шампуня жидкий шампунь в состав, которого не входило мыло. Но, несмотря на постоянное развитие истории шампуня, в Европе он оставался косметическим средством, которое было недоступно для бедных слоев населения. Ситуацию изменили американцы, выпустив шампунь, который мог купить практически каждый. 

1.2. Состав шампуня

Для изучения состава шампуня я внимательно рассмотрела этикетки на образцах и заметила, что на всех этикетках исследуемого шампуня состав написан на иностранном языке (английском). Первый вывод, который можно сделать по изучению этикеток. Обычный покупатель не сможет даже просто прочитать без переводчика или словаря состав шампуня.

Знания английского языка позволяют мне перевести на русский язык состав шампуня на этикетках. Изучив их, я нашла следующие сходства в таких компонентах как:

Вода. Обычно стоит на первом месте в перечислении состава на упаковке, вода - это базовый компонент, в который замешиваются все остальные компоненты. Вода составляет около 80 % всех компонентов.

Поверхностно-активные вещества (ПАВ). Аммоний лаурил сульфат (AmmoniumLaurylSulfate) / Аммоний лаурет сульфат (AmmoniumLaurethSulfate) / Натрий лаурил сульфат (SodiumLaurylSulfate). Моющие средства, которые очищают волосы.

Детергенты среднего пенообразования. Кокамид DEA, MEA, или TEA (Cocamide DEA, MEA, или TEA) / Кокамидопропил бетаин (CocamidopropylBetaine). Это моющие средства, которые добавляются для образования мыльной пены. Кроме того, эти детергенты увлажняют и сгущают формулу шампуня для того, чтобы он легче распределялся.

Силиконовые масла. Диметикон (Dimethicone) / Циклометикон (Cyclomethicone). Покрывают и сглаживают кутикулы волоса, утолщая волос, уменьшая статическое электричество и добавляя волосам блеска. Кроме того, они облегчают расчесывание волос.

Загустители. Хлорид натрия.

Консерванты. Бензойная кислота. Благодаря ним, шампунь не портятся годами.

1.3. Классификация шампуня

Шампунь бывает для нормальных, сухих или жирных волос. Различается он, конечно же, составом: сухие волосы требуют кроме мягких моющих веществ наличия увлажняющих добавок, таких как различные масла. Шампунь для жирных волос содержит добавки, уменьшающие выработку сала. Также бывают шампуни для смешанных волос, шампуни для толстых или тонких волос, для окрашенных или поврежденных, ослабленных волос.

Шампуни для мужчин отличаются от шампуней для женщин. Выпускают отдельно шампуни для детей, а так же для семейного использования (универсальные).

2. Основная часть

2.1. Анкетирование

Для проведения своего эксперимента я решила провести анкетирование и выяснить какой шампунь пользуется большим спросом и какими же свойствами он должен обладать.

Опрос проводился с помощью электронной опросной площадки, в анкетировании приняли участие 375 человек. По полученным данным был составлен список представленных шампуней в порядке от более популярного шампуня к менее популярному шампуню. (Приложение № 1)

2.2. Химический анализ

На первом этапе эксперимента я изучала физические свойства указанных шампуней. Определяла цвет, запах, консистенцию.

Марка шампуня

Цвет

Запах

Консистенция

Образец № 1

Прозрачный

Средний

Тягучий

Образец № 2

Прозрачный

Сильный

Тягучий

Образец № 3

Белый

Средний

Густой

Образец № 4

Прозрачный

Сильный

Негустой

Образец № 5

Очень белый

Не резкий

Густой

Для того чтобы выявить победителя я провела опрос среди учеников и данные ввела в таблицу:

Марка шампуня

Цвет

Запах

Внешний вид

Консистенция

Образец № 1

+

     

Образец № 2

   

+

 

Образец № 3

 

+

   

Образец № 4

       

Образец № 5

     

+

Вывод: Победитель выявлен не был, так как по разным критериям побеждал разный шампунь.

2.3. Пенообразование

Следующим этапом было выявить, какой из шампуней дает больше пены. Именно образование большого количества пены обеспечивает удаление с волос и кожи головы различных загрязнений.

Я положила в пробирку три мерных ложки шампуня, добавляла 2 мл воды, закрывала пробирку пробкой и встряхивала раствор в течение 30 секунд. Шампунь растворялся в воде, и образовывалась пена. Количество пены я измеряла линейкой. Так же по истечении трех минут я снова измерила уровень пены в пробирках и указала всё в таблице. (Приложение №2)

Название шампуня

Количество пены (в см)

Количество пены (в см) по истечению трех минут

Образец № 4

2

3

Образец № 3

3

3

Образец № 5

1,5

1

Образец № 2

5

4

Образец № 1

3

3,5

Вывод: После данного эксперимента можно сделать вывод, что лидером по пенообразованию является образец № 2.

2.4. Определение уровень pH

Для определения уровня pH, я взяла pH датчик и опустила его в пробирку с раствором шампуня и воды. Держала датчик в течение 90 секунд, а затем промыла в простой воде и вытерла фильтровальной бумагой. Полученные данные записала в таблицу: (Приложение № 2)

Название шампуня

pH

Образец № 4

7, 2

Образец № 3

7, 1

Образец № 5

7, 1

Образец № 2

7, 3

Образец № 1

7, 2

Вывод:  по критериям ГОСТа pH шампуней должен быть от 5,0 до 8,5. Все шампуни соответствуют ГОСТу. Самыми мягкими шампунями оказались шампуни под образцом № 3 и № 5.

2.5. Моющая способность

Я взяла хлопчатобумажную ткань и испачкала её гуашью. По истечению 30 минут, когда краска подсохла, я начала стирку. Намешав в пробирке воду с шампунем 1:1, я окунула туда ткань и размешивала в течение 30 секунд, а после всё прополоскала. (Приложение № 2)

Название шампуня

Моющая способность

Образец № 4

Шампунь справился с задачей прекрасно с первого раза. После высыхания ткань тоже выглядела хорошо.

Образец № 3

После стирки осталось мало заметное пятно, которое не прошло даже после высыхания.

Образец № 5

После стирки осталось пятно, после высыхания его немного видно.

Образец № 2

После стирки пятна не было.

Образец № 1

После стирки пятна не было.

Вывод: Лучше всех пятно от краски отмыли шампуни под образцом № 1 и № 2.

2.6. Цена

Я узнала цену каждого шампуня и записала в таблицу.

Марка шампуня

Цена(рубли)

Образец № 1

327

Образец № 2

371

Образец № 3

226

Образец № 4

328

Образец № 5

307

Вывод: Самый дешевый шампунь под образцом № 3, самый дорогой шампунь под образцом № 2.

3. Заключение

Жизнь не стоит на месте, ежегодно ученые разрабатывают все новые и новые технологии, для облегчения жизни людей в различных областях, в том числе в области бытового обслуживания. На сегодняшний день много внимания уделяется проблеме эффективности и безопасности гигиенических косметических средств. Уход за волосами начинается именно с качественного шампуня. По результатам моих исследований могу рекомендовать шампунь под образцом № 2 как самый эффективный и безопасный из представленных образцов.

В ходе исследования были выявлены следующие результаты:

После изучения состава шампуня по этикетке мною был сделан вывод, что все шампуни имеют нужные компоненты.

После проведения опроса среди одноклассников и пользователей сети интернет, мною были выявлены топ 5 популярных шампуней.

После проведения химического анализа и подсчета результатов я сделала вывод, что более эффективный шампунь – образец № 2.

Гипотеза подтвердилась. Самый дорогой шампунь, самый эффективный.

Список использованных источников

Википедия — свободная энциклопедия (wikipedia.org): [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/?l (Дата обращения: 27.01.2022).

ГОСТ 22567.1-77: Средства моющие синтетические. Метод определения пенообразующей способности. [Электронный ресурс]. URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/15411/ (Дата обращения: 17.02.2022).

ГОСТ 22567.5-93: Средства моющие синтетические и вещества поверхностно – активные: [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200015122 (Дата обращения: 17.02.2022).

История шампуня (myshampoo.ru): [Электронный ресурс]. URL: https://myshampoo.ru/istoriya-shampunya/ (Дата обращения: 05.02.2022).

Как выбрать шампунь для волос: советы стилистов (salonsecret.ru): [Электронный ресурс]. URL: https://www.salonsecret.ru/uhod/sredstva/sostav-shampunej-dlya-volos (Дата обращения: 27.03.2022).

Как выбрать шампунь для волос — статья в Журнале Маркета (yandex.ru): [Электронный ресурс]. URL: https://market.yandex.ru/journal/knowledge/kak-vibrat-shampun-dlja-volos?utm_source_service=web&clid=703&src_pof=703&icookie=YyJuPea5P6HI5uUT (Дата обращения: 15.04.2022).

Состав шампуней для волос: опасные и полезные компоненты | ВолосОК (volos-ok.ru): [Электронный ресурс]. URL: https://volos-ok.ru/sostav-shampunej/ (Дата обращения: 17.03.2022).

Что такое шампунь: его состав, история появления, виды (jaay.ru) : [Электронный ресурс]. URL https://jaay.ru/krasota-i-zdorove/chto-takoe-shampun (Дата обращения: 27.03.2022).

Шампуни для волос - как выбирать по типу волос или цели • Журнал NAILS (nails-mag.ru): [Электронный ресурс]. URL: https://nails-mag.ru/volosy/shampun/ (Дата обращения: 17.04.2022).

Приложение №1

Приложение №2

Опыт №1 Пенообразование

Опыт № 2 Определение уровня РН

Опыт № 3 Моющая способность

Моющаяся способность после высыхания

Просмотров работы: 125