Введение
Начиная с самых древних человеческих цивилизаций, лекарства были важным способом поддержания здоровья и лечения болезней. От лечения кашля до полиомиелита, люди нашли множество способов борьбы с широким спектром болезней. Изучение лекарственных средств производится путём химического анализа, фармакологических исследований и клинических наблюдений. Лекарства также создают путём химического синтеза неприменением биологических технологий, используя, деятельность микроорганизмов. Человечество пользуется лекарственными средствами с незапамятных времён, но в истории фармакотерапии известны периоды (конец XIX — начало XX вв.), когда положительную роль лекарств отрицали, и это считалось признаком передового образа мысли. Отрицание фармакотерапии выражалось в каламбурной поговорке: «Лечи умом, а не лекарством». О том, «почему лекарства лечат», люди обычно не задумываются – на то они и лекарства, чтобы лечить. Иногда затеваются спор о том, «должен или не должен больной знать о назначаемых ему лекарствах». Всякий врач, назначающий лекарства, заинтересован в том, чтобы больной был его союзником в деле лечения и мог оценить наступающий лечебный эффект и уловить первые признаки нежелательного побочного действия. И в знаниях того, кому он доверил свою жизнь, больной может убедиться только тогда, когда научиться понимать врача. Свое будущее я хочу связать с профессией врача, поэтому темой моего проекта является «Определение анионов и катионов в лекарственных препаратах»
Методы исследования лекарственных веществ подразделяются на физические, химические, физико-химические, биологические. Для целей идентификации, т. е. для подтверждения принадлежности лекарственного препарата к какой- либо химической группе, лекарственных веществ используют только такие реакции, которые сопровождаются наглядным внешним эффектом, например, изменением окраски раствора, выделением газов, выпадением или растворением осадков и т. п. Их называют реакциями идентификации или реакциями на подлинность. С их помощью обнаруживают присутствие определённых ионов, простых веществ, оснований и пр.
Актуальность: данная тема актуальна и интересна практически для всех людей современного мира, так как лекарственные препараты сопутствуют человеку в течение всей его жизни: от рождения до смерти. Человек принимает самые разнообразные лекарственные вещества, зачастую даже по несколько раз в день.
Проблема: в современном мире все популярнее становится развитие фармацевтической области. Но мало кто знает, какие анионы и катионы входят в состав популярных лекарственных препаратов. Поэтому я решила выяснить какие анионы и катионы содержат лекарственные препараты, и с помощью химических опытов лично убедиться в этом.
Цель работы: изучить реакции для определения анионов и катионов лекарственных препаратах и провести опыты, отражающие химические свойства данных анионов и катионов.
Гипотеза: я предполагаю, что лекарственные препараты могут содержат определенные катионы и анионы и их наличие можно проверить в школьной лаборатории.
Объект исследования: лекарственные средства.
Предмет исследования: химический состав лекарств и их идентификация.
Изучить литературу и интернет ресурсы по данной теме.
Ознакомится с новейшими достижениями в области фармакологии и механизмом действия лекарственных препаратов.
Изучить методику выполнения реакций на ионы в составе лекарственных препаратов.
Экспериментально проверить содержание анионов и катионов в лекарственных препаратах.
Обобщить и охарактеризовать полученную информацию.
1.2 Механизм действия лекарственных веществ
В основе действия большинства лекарственных средств лежит процесс воздействия на физиологические системы организма, выражающиеся изменением скорости протекания естественных процессов. Возможны следующие механизмы действия лекарственных веществ.
Физические и физико-химические механизмы. Речь идет об изменении проницаемости и других качеств клеточных оболочек вследствие растворения в них лекарственного вещества или адсорбции его на поверхности клетки; об изменении коллоидного состояния белков и т. п.
Химические механизмы. Лекарственное вещество вступает в химическую реакцию с составными частями тканей или жидкостей организма, при этом они воздействуют на специфические рецепторы, ферменты, мембраны клеток или прямо взаимодействуют с веществами клеток.
Действие на специфические рецепторы основано прежде всего на том, что макромолекулярные структуры избирательно чувствительны к определенным химическим соединениям. Лекарственные средства, повышающие функциональную активность рецепторов, называются агонистами, а препараты, препятствующие действию специфических агонистов, – антагонистами. Различают антагонизм конкурентный и неконкурентный. В первом случае лекарственное вещество конкурирует с естественным медиатором за места соединения в специфических рецепторах. Блокада рецептора, вызванная конкурентным антагонистом, может быть восстановлена большими дозами агониста или естественного медиатора.
Влияние на активность ферментов связано с тем, что некоторые лекарственные вещества способны повышать и угнетать активность специфических ферментов.
Физико-химическое действие на мембраны клеток (нервной и мышечной) связано с потоком ионов, определяющих трансмембранный электрический потенциал. Некоторые лекарственные препараты способны изменять транспорт ионов (антиаритмические, противосудорожные препараты, средства для общего наркоза).
Прямое химическое взаимодействие лекарств возможно с небольшими молекулами или ионами внутри клеток. Принцип прямого химического взаимодействия составляет основу антидотной терапии при отравлении химическими веществами.
Ионы –это такая частица, в которой больше протонов или электронов, он будет называться анион или катион, в зависимости от того, чего больше: протонов или электронов. В качестве самостоятельных частиц они встречаются во многих агрегатных состояниях: газах, жидкостях, кристаллах и в плазме. Понятие и название ввёл в обиход Майкл Фарадей в 1834 году. Он изучал воздействие электричества на растворы кислот, щелочей и солей.
Катионы- это частицы, носящие положительный заряд. Могут иметь разную величину заряда, например: Са2+ — двухзарядный катион, Na+ — однозарядный катион. Мигрируют к отрицательному катоду в электрическом поле.
Анионы - это элементы, имеющие отрицательный заряд. А также обладает различным количеством величины зарядов, например, CL- — однозарядный ион, SO42- — двухзарядный ион. Такие элементы входят в состав веществ, обладающих ионной кристаллической решёткой, в поваренной соли и многих органических соединениях.
Натрий. Щелочной металл. Отдав один электрон, находящийся на внешнем энергетическом уровне, атом превратится в положительный катион.
Хлор. Атом этого элемента принимает на последний энергетический уровень один электрон, он превратится в отрицательный хлорид анион.
Поваренная соль. Атом натрия отдаёт электрон хлору, вследствие этого в кристаллической решётке катион натрия окружён шестью анионами хлора и наоборот. В результате такой реакции образуется катион натрия и анион хлора. Благодаря взаимному притяжению формируется хлорид натрия. Между ними образуется прочная ионная связь. Соли — это кристаллические соединения с ионной связью.
Кислотный остаток. Это отрицательно заряженный ион, находящийся в сложном неорганическом соединении. Он встречается в формулах кислот и солей, стоит обычно после катиона. Практически для всех таких остатков есть своя кислота, например, SO4 – от серной кислоты. Кислот некоторых остатков не существует, и их записывают формально, но они образуют соли: фосфит ион.
2. Практическая часть
2.1.Обнаружение анионов
1.Качественная реакция на пероксид водорода Н2О2
Для проведения эксперимента я использовала раствор пероксида водорода.
Ход эксперимента: в пробирку наливают 2 мл 2-3 % раствора Н2О2 и столько же 10 % раствора H2SO4. Смесь перемешивают и добавляют к ней 0,5 мл бутилового (амилового) спирта и несколько капель 5 % раствора дихромата калия. Осторожно взбалтывают содержимое пробирки.
Вывод: Слой спирта становится синим. Вскоре раствор приобретает зеленый цвет.
K2Cr2O7 + 3 H2O2 + 4 H2SO4 → Cr2(SO4)3 + 3O2 + K2SO4 + 7 H2O
2. Обнаружение йодид – анионов I
Для проведения эксперимента я использовала лекарственное средство люголь.
Ход эксперимента: Нагревание препарата, содержащего йод с концентрированной серной кислотой.
2I- + H2SO4(конц.) → I2↑ + SO3 + H2O
Вывод: При нагревании образуются фиолетовые пары йода, значит данный препарат содержит анион йода.
3. Обнаружение бромид- анионов Br
Для проведения эксперимента я использовала лекарственное средство пертуссин.
Ход эксперимента: К 2 мл раствора бромида (0,002—0,01 г иона бромида) прибавляют 0,5 мл разведенной азотной кислоты и 0,5 мл раствора нитрата серебра.
AgNO3 + KBr(разб.) → AgBr(↓) + KNO3
Вывод: Образуется желтоватый осадок не растворимый в разведенной азотной кислоте и трудно растворимый в растворе аммиака, значит данное лекарственное средство содержит анион брома.
4. Обнаружение хлорид- анионов Cl
Для проведения эксперимента я использовала раствор для внутривенного введения кальция хлорид.
Ход эксперимента: К 2 мл раствора хлорида (0,002—0,01 г иона хлорида) прибавляют 0,5 мл разведенной азотной кислоты и 0,5 мл раствора нитрата серебра.
CaCl2 + 2AgNO3 → Ca(NO3)2 + 2AgCl
Вывод: Образуется белый творожистый осадок не растворимый в разведенной азотной кислоте и растворимый в растворе аммиака, значит в исследованном препарате содержится анион хлора.
5. Обнаружение фосфат – анионов РO4
Для проведения эксперимента я использовала лекарственное средство фосфалюгель.
Ход эксперимента: К 1 мл раствора фосфата (0,01—0,03 г иона фосфата), нейтрализованного до рН около 7,0, прибавляют несколько капель раствора нитрата серебра.
PO43- + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3NO3-
Вывод: Образуется желтый кристаллический осадок, растворимый в разведенный азотной кислоте и растворе аммиака, значит данное лекарственное средство содержит фосфат анион.
2.2.Обнаружение катионов
1.Обнаружение катионов висмута
Для проведения эксперимента я использовала лекарственное средство линимент бальзамический (по Вишневскому)
Ход эксперимента:
1.1. Препараты висмута (около 0,05 г иона висмута) взбалтывают с 3 мл разведенной хлористоводородной кислоты и фильтруют. К фильтрату прибавляют 1 мл раствора сульфида натрия или сероводорода.
2 Bi(NO3)3 + 3 Na2S→Bi2S3 + 6 NaNO3
2Bi3+ + 3S2- →Bi2S3↓
1.2. Препараты висмута (около 0,05 г иона висмута) взбалтывают с 5 мл разведенной серной кислоты и фильтруют. К фильтрату прибавляют 2 капли раствора йодида калия. Образуется черный осадок, растворимый в избытке реактива с образованием раствора желтовато-оранжевого цвета.
Bi(NO3)3 + 3 KI→BiI3 + 3 KNO3
Bi3++ 3KI → BiI3↓ + 3K+
Вывод:
В 1 опыте образуется коричневато-черный осадок. Осадок растворим в равном объеме кислоты азотной концентрированной.
Во 2 опыте образуется черный осадок, растворимый в избытке реактива с образованием раствора желтовато-оранжевого цвета.
Исследуемое мной лекарственное средство содержит катион висмута.
2. Обнаружение катионов серебра
Для проведения эксперимента я использовала мазь Аргосульфан.
Ход эксперимента: К 1 мл 2%-ного раствора серебра нитрата прибавляют 2-3 капли разведенной хлористоводородной кислоты или раствора хлорида натрия
AgNO3 + NaCl → NaNO3 + AgCl↓
AgCl + 2NH4OH → [Ag(NH3)2]Cl + 2H2O
Вывод: образуется белый творожистый осадок, нерастворимый в азотной кислоте, растворимый в растворе аммиака, значит исследуемое мной лекарственное вещество содержит ионы серебра.
Вывод
Современная медицина немыслима без лекарственных средств. Человека по жизни сопровождают синтезированные химиками и проверенные фармацевтами лекарства. Каждый препарат имеет свой индивидуальный состав.
В ходе работы над проектом я изучила смысл понятия фармакология, провела опыты, отражающие химические свойства анионов и катионов, содержащихся в лекарственных препаратах. Опыты, проведенные с ними, доказали мою гипотезу.
В будущем я планирую стать врачом, так как это одна из самых благородных профессий современности. Работа врача основывается на тесном взаимодействии с лекарственными препаратами. Каждый препарат в своем составе имеет определенные анионы и катионы, поэтому данные исследования пригодятся мне в будущем и помогут прикоснуться к моей будущей профессии уже сейчас.
Литература
Е.А. Илларионова, И.П. Сыроватский Фармакопейный анализ неорганических лекарственных веществ.Учебное пособие. Иркутск, 2009.
Першин Г.Н., Гвоздева Е.И. 'Учебник фармакологии' – Москва.: Медгиз. 1961 - с.405
В.А. Смирнов Анализ лекарственных средств. Учебное пособие. Часть I Общие реакции на подлинность лекарственных веществ, Самара, Самарский государственный университет, 2008. - 55 с.
Аксенова Э.Н., Андрианова О.П., Арзамасцев А.П. и др. / Под ред. А.П. Арзамасцева. Фармацевтическая химия: учебное пособие. 2-е изд., испр. 2008. - 640 с
Методическое пособие к малому практикуму для студентов биологического факультета Белорусского государственного университета, кафедра органической химии. Составители: Н.А. Ильина, Т.А. Шевчук, Д.Г. Чуриков, В.Е. Исаков, Д.Г. Шклярук. Минск.: 2012
http://www.bsu.by/Cache/pdf/422373.pdf
http://elib.usma.ru/bitstream/usma/1064/1/UMK_2018_017.pdf