Экология в руках молодежи? Да!

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экология в руках молодежи? Да!

Игнатьева А.В. 1
1ГБОУ гимназия №157 им. принцессы Е.М.Ольденбургской Санкт-Петербурга
Кондратьева М.В. 1
1ГБОУ гимназия №157 им.принцессы Е.М.Ольденбургской Санкт-Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Ни для кого не секрет, что активное внедрение человечества в окружающую среду оказывает негативное влияние на сформированные естественные равновесные процессы, регулирующие энергетические, биохимические и потоки вещества. Воздействие это – антропогенное. Будущее человечества и мира находится в прямой зависимости от понимания ответственности человека. Поэтому целью исследования является выявление осознания масштабности экологических проблем молодежью и желанием уменьшить антропогенное воздействие каждым молодым человеком на примере гимназии № 157. Методами исследования являются: социологический опрос, метод математической обработки полученных результатов, обобщение и анализ.

Основная часть. Термин «экология» впервые привел биолог Эрнест Геккель в опубликованной в 1886 году книге «Общая морфология организмов. Геккель трактовал понятие, как: “Экология- наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой”, делая упор на биологический аспект взаимодействия, прежде всего [3]. Но размышляя о том, что сегодня значит экология, мы можем заметить некоторые изменения в понимании и определении термина. Значительно расширяется возможности выявления взаимодействий живых организмов. Обусловлено это, прежде всего тем, что меняется мир - меняются и взгляды. В настоящее время существует несколько тесно связанных между собой экологических наук. Например: аутоэкология- экология организмов (изу­чаю­щая взаи­мо­от­но­ше­ния ор­га­низ­мов, как пред­ста­ви­те­лей ви­дов, с фак­то­ра­ми сре­ды) [1], синэкология- раздел экологии, изучающий сообщества организмов [2] или демэколо́гия- раздел общей экологии, объектами изучения которого являются изменение численности популяций, отношения групп внутриних[6]. Конечно, каждая из указанных наук «выросла» из той, Геккелевской «экологии». Понимание и влияние этого понимания в наши дни продолжает шириться и углубляться. Каждая из указанных наук имеет интерес в сфере экологических знаний и играет одну из ключевых ролей.

Экологические знания обогащают и расширяют наш мир, играют ключевую роль в благополучии и процветании человека. Но почему, же тогда многие люди не обращают на экологическое состояние окружающей среды внимание, считают экологическое мышление очередным модным веянием и никак не реагируют на предупреждения ученых о скорых экологических катастрофах? Чтобы разобраться и ответить на вопрос: “Правда ли людям, особенно молодому поколению, нет дела до экологии”, мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов (всего было опрошено 60 человек).

Ответы на первый и самый главный вопрос: “Считаете ли Вы вопрос экологического состояния окружающей среды важным в нашей жизни?” - опроверг теорию, что подрастающему поколению неважна экология.

Все 100% ответили утвердительно.

Если говорить о существующих экологических проблемах, таких как: замусоривание планеты, рост химических выбросов, природные пожары, озоновые дыры, забота о Краснокнижных растениях, нехватка пресной воды, выбросы автотранспорта - и это только малая часть. Из вышеприведенного списка мы видим, что большинство вопросов связаны с жизнедеятельностью человека и его влиянием на окружающую среду. Какие же проблемы кажутся подросткам самыми значимыми?

Исходя из данных таблицы, мы можем заметить, что самой важной проблемой, по мнению учащихся, которую необходимо разрешить как можно скорее, является проблема замусоривания планеты. Что нисколько не должно нас удивлять, ведь из 5800 миллионов тонн первичного пластика, который больше не используется, только 9 процентов были переработаны с 1950 года [5].

Какие же решения могут быть приняты? На вопрос: “Что Вы лично делаете для смягчения существующих экологических проблем?”- школьники написали свои мысли (сформированы по одной тематике).

В подтверждение предыдущим ответам сортировка мусора является самым частым ответом (42%). Радует и другой ответ, хоть он и набрал только 10% (то есть 6 человек), но это значит, что люди начинают интересоваться и посещать экологическое мероприятия.

Но готовы ли люди прямо сейчас идти и “спасать” Планету? Можно ли рассчитывать, что, то воодушевление, с которым ученики отвечали на первые вопросы, перерастет в активное действие?

Ответы позволяют верить в это. Ведь всего 3,3% опрошенных не готовы на активные действия. И целых 66,7% систематически заботятся о сохранении окружающей среды.
Но откуда ребятам узнавать новую информацию, где участвовать и как спасать нашу экосистему? – вопросы, на которые требуются немедленные ответы. В нашей гимназии № 157 (г. Санкт-Петербург) систематически проводятся различные мероприятия, организуется экологический досуг. Например, сбор макулатуры и батареек, субботники, экологические конференции, тематические беседы с учениками младших классов или подготовленные старшеклассниками тематические уроки.

Чтобы понять, как лучше всего заинтересовать подростков, последним стал вопрос: ”Какие вопросы экологии требуют большего внимания в школе?”

Огласка проблем, способы утилизации мусора

Ответственное потребление

Практичность и результативность тех или иных мер

Вопросы о загрязнение воды

Световое, тепловое, радиоактивное, химическое загрязнение и кислотные дожди

Загрязнение планеты твёрдым, физическим мусором

Грязь на улицах

Базовая экологическая грамотность

Развитие автомобильной промышленности и ее связь с экологической обстановкой

Пожары и выброс мусора

Более эффективное использование бумажных продуктов, распространение и пропаганда экологически-благоприятных привычек

Стоит обратить внимание на всевозможные экологические проблемы, ведь их нельзя классифицировать на более или менее важные, т.к. они представляют серьёзную опасность для планеты и всех живых существ.

Вместо пластиковых стаканчиков пусть каждый носит свою кружку

Вырубание лесов, загрязнение окружающей среды

Сохранение животных красной книге, в принципе, тот факт, что стоит оберегать планету

Химические выбросы

Наверное, вопросы, связанные с индивидуальным вкладом в заботу об экологии - то, что каждый может сделать, чтобы помочь природе (правила сортировки мусора, какие отходы как утилизируются и т.д.)

Переработка и сокращение использования пластика

Вопрос замусоривания, вопрос поведения в лесу, использования экологически чистых вещей, материалов

(представленные ответы учеников без обработки и дополнений)

Некоторые учащиеся дают четкий ответ с четким решением, некоторые же пока ограничиваются более общими ответами. Но ведь самое главное, что все они думают об экологическом состоянии окружающей среды и предлагают те меры, которые, как они считают, смогут улучшить экологическую обстановку.

Таким образом, благодаря проведению и анализу анкеты - вопросника, мы видим, что не все потеряно, а, наоборот, интерес к экологии, её проблемам только растет. Растет и понимание о необходимости активных действий для снижения остроты экологических проблем. Но самое главное, как мне видится, это то, что сами люди, молодые люди, готовы способствовать лично, своими руками приносить пользу.

Выводы. Проведенный социологический опрос учеников гимназии однозначно показал, что молодых людей волнуют вопросы экологии, что они понимают и видят способы снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду и готовы самостоятельно активно участвовать в уменьшении воздействия человека на природу.

Заключение. В жизни гимназии №157 существует волонтерский отряд “Звезда НАДЕЖДЫ”. Одно из направлений которого – укрепление экологической грамотности и воспитание экологического мировоззрения среди учащихся гимназии. Мы регулярно проводим мероприятия, активно участвуем в разных конкурсах, организуем беседы, викторины, квесты для учеников начальной и средней школ, в течение года проводятся мероприятия экологического характера, например, у нас есть конференция “Окружающая среда? Да!”.

Один из четырех постулатов Барри Коммонера, знаменитого эколога и биолога XX века, гласит: «Всё связано со всем»[4]. Получается, что прогресс в одной сфере идет рука об руку с регрессом в другой. Значит, нам необходимо найти компромисс, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь нашей Планеты. Именно необходимо, иначе мы просто не сможем развиваться дальше, все человечество будет бороться за свое существование. У нас пока есть шанс все исправить. Да, некоторые процессы необратимы, но мы можем не позволить приумножить их. Но давайте поподробнее остановимся на 2 законах - постулатах Коммонера: «Все должно куда-то деваться» [4] и «Природа знает лучше»[4]. Я бы хотела рассматривать их вместе. Ведь это правда, что природа сильнее человека, окружающая среда тысячи лет существовала в гармонии, перерабатывая и синтезируя новые вещества, полным ходом текла эволюция. Но развивался и человек, искал способы сначала для выживания, а потом для упрощения своей жизни, стали появляться новые и новые вещества, которые природа не принимала, она не могла с ними бороться, не могла перерабатывать и начала задыхаться. В это время появляется проблема, связанная с отходами, росли свалки. И четвертый закон, который вытекает из трех предыдущих: «За все приходится платить» [4]. Нам даже не нужно искать примеры, вся наша экосистема является им.

Но есть лучик света в темном царстве, идет развитие, а вместе с ним люди начинают задумываться над темами, которых напрямую не касаются в своей повседневной жизни. Наше общество становиться образованным в сфере экологии, молодые умы тянутся и интересуются решением данного вопроса.

Одним из самых основных аспектов жизни является экологическое состояние окружающей среды. В мире все больше уделяется внимания экологии, сохранению биосистемы и снижению уровня негативного влияния жизнедеятельности человека на окружающую среду. Мы живем на планете, за которую мы будем держать ответ перед будущими поколениями. И мы больше не вправе перекладывать ответственность на других!

Используемая литература и интернет источники:

Большая Российская энциклопедия (https://bigenc.ru/biology/text/1840418)

Dictionaries DicipediA encyclopeadiA (https://dicipedia.com/dic-ru-ru-encycl-term-51556.htm)

Интернет ресурс http://lib.volsu.ru/eco/

Электронная книга Барри Коммонер. Замыкающийся круг (https://nashaucheba.ru/v57478/)

Our World in Data (https://ourworldindata.org/plastic-pollution)

Интернет ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/%

Просмотров работы: 167