Пищевые добавки

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пищевые добавки

Шкитова В.М. 1
1Московская область, г. Мытищи, МЛГ № 33
Челнокова С.В. 1
1МЛГ № 33
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Если вдруг Вам в магазине
Захотелось доширака,
Или яркого коктейля,
Или быстрый суп-пюре,
Покупать Вы не спешите,
А составчик почитайте,
Про добавки Е 130,
Е16, Е 120
И про прочий глутамат.
В Интернете покопайтесь,
Посмотрите описанье,
И тогда коль на здоровье
Вам еще не наплевать
То на порошок съедобный,
И на яркие наклейки
и вообще на химикаты
Пропадет вдруг аппетит :))

Автор: Капустник

Пищевые добавки представляют собой синтетические химические или натуральные вещества, которые никогда самостоятельно не употребляются в пищу, а только вводятся в продукты, чтобы им придать определенные качества, например, вкус, консистенцию, цвет, запах, продолжительность хранения, внешний вид.

Пищевые добавки используются для придания продуктам более аппетитного вида, вкуса, запаха. Изначально в качестве добавок использовались естественные компоненты, изготовленные из натурального сырья. С развитием химической промышленности пищевые добавки стали производиться искусственным путём. Начали изготавливать такие синтетические добавки, как красители, консерванты, загустители, стабилизаторы. О целесообразности их использования и влиянии на организм в последнее время ведётся множество разговоров.

Актуальность

Из всех факторов, действующих на организм человека, важнейшим является питание, обеспечивающее физическую и умственную работоспособность, здоровье, продолжительность жизни, так как пищевые вещества в процессе метаболизма превращаются в структурные элементы клеток нашего организма. Нарушения в питании приводят к отрицательным последствиям — заболеваниям системы кровообращения, сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем, онкологии и нарушению обмена веществ.

Я обратила внимание на данную тему, поскольку хочу вести здоровый образ жизни и употреблять в пищу продукты без опасных химических добавок.

Я задала себе вопрос: Много ли детей моего возраста заботятся о пользе и вреде продуктов, употребляемых в пищу? Читают ли они состав продуктов на этикетках? Знают ли что такое пищевые добавки?

Мной были поставлены цели

Оценить степень информированности человека о влиянии данных веществ на организм;

Исследовать содержания пищевых добавок в продуктах питания.

Для достижения данных целей, мной поставлены следующие задачи:

Изучить литературу в различных источниках (справочная и научная литература, Интернет);

Изучить классификацию вредных пищевых добавок;

Выявить наиболее любимые продукты детей и ознакомиться со списком пищевых добавок на этикетках данных товаров;

Выявить влияние пищевых добавок на качество продукта и здоровье человека;

Определить осведомленность детей микрорайона 17 А городского округа Мытищи о влиянии пищевых добавок путём анкетирования;

Провести опыты на мясе курицы с целью изучения пользы и вреда пищевых добавок;

Подготовить анализ результатов исследования;

Сделать вывод;

Заключение.

Мной выдвинута следующая гипотеза:предположим, если каждый человек будет знать о вреде пищевых добавок, то смертность людей сократится и возрастет вероятность сохранения их здоровья.

Основная часть

Ещё с древних времён люди искали способ улучшить качество пищи. В современном мире существует отрасль промышленности, которая призвана сохранять продукты питания, увеличивать срок их хранения, перерабатывать, придавать привлекательный внешний вид тому, что люди вырастили собственным трудом или взяли у природы. А именно: консервировать, ароматизировать, подкрашивать и т.д.

Перед использованием пищевых добавок необходимо убедиться в отсутствии их потенциального вреда для здоровья человека.

Изучив литературу, мы провели небольшой опрос среди детей моего района и попытались у них выяснить, что они знают о пищевых добавках и составить список их любимых продуктов.

В анкетировании принимали участие 42 человека.

Задав вопрос детям: “Что такое пищевые добавки, по их мнению?” обнаружила, что большинство детей, а именно 23 человека (55% опрошенных) не знают, что это. 11 человек (26 % опрошенных) знают и читают состав продуктов на этикетках. Еще 8 человек (19 % опрошенных) не смогли дать ответ, так как слышали о пищевых добавках, но не интересовались данной темой.

Как оказалось, подавляющее большинство детей не знают о существовании пищевых добавок, но я решила рассказать им об истории возникновения пищевых добавок.

История возникновения пищевых добавок.

Древние римляне и греки для консервирования мяса применяли мед. Как свидетельствуют трактаты, мясо оставалось свежим и полностью сохраняло свои органолептические свойства. Так же применяли горячий говяжий жир и древесный уголь. Из истории известно, что на суднах дальнего плавания мясо заготавливали особым методом, хорошо сдабривая его специями и солью. Благодаря этому, портящиеся  к концу долгого путешествия мясо все еще употребляли в пищу , так как специи и соль препятствовали размножению патогенных микроорганизмов, образованию тухлого запаха и появлению личинок насекомых.

До Гражданской войны люди выращивали большую часть того, что ели и перерабатывали сами, а пищевые добавки ограничивались в основном домашними красителями и веществами, необходимыми для консервирования при хранении овощных и фруктовых соков, соли, специй, дыма.

Наша система снабжения продовольствием изменилась после Гражданской войны.

Чистота пищи не была главным соображением. Дешевые и удобные методы консервирования продуктов были важны для получения прибыли, а научных знаний о пищевой химии практически не существовало.

Доктор Харви Вашингтон- Уайли, главный химик Министерства сельского хозяйства США в Вашингтоне, округ Колумбия, публично объявил, что американский народ постоянно отравляется опасными химическими веществами, которые безрассудно добавляют в пищу.

Чтобы драматизировать проблему и узнать больше о реакциях человеческого организма на прием этих химических веществ, он создал в 1902 году “отряд отравителей доктора Уайли". Двенадцать молодых здоровых мужчин, завербованных из Министерства сельского хозяйства, обещают не есть ничего, кроме того, что прописал доктор Уайли. В течение пяти лет члены отряда отравителей получали измеренные дозы многих видов широко используемых пищевых добавок. Доктор Уайли был не только озабочен определением влияния этих добавок, он также был заинтересован в том, чтобы возбудить общественность о необходимости закона о чистой пище.

В 1927 году было создано Управление по контролю за продуктами питания, лекарствами и инсектицидами, позднее получившее название Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA). 

В 1856 году немецким ученым Юстусом Либихом был создал  «мясной экстракт» без добавления мяса, что в настоящее время называют бульонным кубиком.

В 1869 году французским химиком Ипполитом Меж -Мурье был создан твердый жир – получили при пропускании водорода  через нагретое растительное масло. Процесс назывался гидрированием, полученное вещество соответственно  стеарином.

  В 1902 году американец Норманн сумел усовершенствовать гидрирование, и в конечном итоге получалась не плотная, а мягкая жирная масса – маргарин. Однако, в начале тоже никто  не хотел употреблять маргарин в качестве пищи. Благодаря Первой мировой войне, Германия поставила производство маргарина на поточное производство, чтобы накормить людей хоть чем-нибудь. 

После произнесенного, я решила задать им вопрос: “Вредны ли пищевые добавки, по их мнению?”

21 человек (50 % опрошенных) предположили, что не вредны, 10 человек (24 % опрошенных) считают, что вредны, 11 человек (26 % опрошенных) не смогли дать ответ, так как все еще имели сомнения.

Я решила поинтересоваться у детей, какие продукты они любят употреблять в пищу? Оказалось, что наиболее любимые продукты детей:

Йогурт;

Шоколад;

Чипсы;

Конфеты;

Плавленый сыр;

Рассмотрев состав данных товаров, я обнаружила, что во всех продуктах содержатся вредные пищевые добавки.

Плавленые сыры содержат эмульгаторы Е331, Е450 которые могут вызывать расстройство желудка

Йогурты со вкусом различных фруктов могут содержать стабилизатор Е471, которые могут вызывать сахарный диабет, болезни сердца и кишечника

Чипсы содержат усилитель вкуса Е635, Е450 могут вызывать расстройство желудка

Леденцы содержат молочную кислоту Е270 опасную для детей

Газированная вода может содержать регулятор кислотности Е338 вызывающий расстройство желудка, консервант Е211. Постоянное употребление, которого может привести к заболеваниям печени и нервной системы

Таблица вредных пищевых добавок

Очень опасные

Е123

Е510

Е513Е

Е527

 

 

 

 

Опасные

Е102

Е110

Е120

E124

E127

E129

E155

E180

E201

E220

E222

E223

E224

E228

E233

E242

E400

E401

E402

E403

E404

E405

E501

E502

E503

E620

E636

E637

 

 

 

 

Канцерогенные

E131

E142

E153

E210

E212

E213

E214

E215

E216

E219

E230

E240

E249

E280

E281

E282

E283

E310

E954

 

 

 

 

 

Расстройство желудка

E338

E339

E340

E341

E343

E450

E461

E462

E463

E465

E466

 

 

 

 

 

Кожные заболевания

E151

E160

E231

E232

E229

E239

E311

E320

E907

E951

E1105

 

 

 

 

 

Расстройство кишечника

E154

E626

E627

E628

E629

E630

E631

E632

E633

E634

E635

 

 

 

 

 

Давление

E154

E250

E252

 

 

 

 

 

Опасные для детей

E270

 

 

 

 

 

 

 

Запрещённые

E103

E105

E111

E121

E123

E125

E126

E130

E152

E211

E952

 

 

 

 

 

Подозрительные

E104

E122

E141

E171

E173

E241

E477

 

Изучив классификацию вредных пищевых добавок, мы видим, как они негативно сказываются на здоровье человека.

Задав детям заключительный вопрос: ”Вредны ли чипсы, газированные напитки, шоколад?” большая часть опрошенных ответило, что вредны! А именно, 20 человек (48 % детей), 17 человек ( 40 % детей) ответили, что не вредны и 5 человек (12 % детей) затруднились с ответом.

В результате опроса мы получили данные, которые помогут нам с выбором продуктов для дальнейшего исследования, а также подтвердили актуальность нашего исследования.

Я решила, что мне необходимо наглядно убедиться в пользе и вреде пищевых добавок.

Мною был поставлен опыт №1.

Я поместила охлажденное мясо курицы в следующие жидкости:

Напиток

Сок пакетированный (яблоко)

Вода (водопроводная)

По истечении семи суток было выявлено:

В водопроводной воде мясо не поменяло свои качества. Цвет, форма, текстура мяса остались не изменённым.

В соке мясо поменяло цвет. Форма и текстура мяса остались не измененным.

В напитке мясо изменило цвет, стало рыхлым и бесформенным.

Мною был сделан вывод: напиток произвёл интенсивное окрашивание мышечных тканей образца, что свидетельствует о том, что аналогичное явление возможно и с тканями организма человека. Наличие в тканях химических красителей, возможно, будет оказывать негативное воздействие на эти ткани.

Проведем опыт №2.

Я решила натереть один кусок мяса курицы нитритной солью, а второй кусок мяса оставить без манипуляций. Поместив оба кусочка на тарелке, я оставила их на открытом воздухе на два дня. По истечении времени, мои кусочки стали различны по виду. Первый кусок не изменил свой цвет, форму. Второй кусок потемнел, стал мягким, имел не приятный запах.

Мною был сделан вывод: Применение нитритной соли заметно увеличивает срок годности продукции, положительно сказывается на его внешнем виде. Химическое соединение создает особую среду, пагубно влияющую на размножение патогенных микроорганизмов. При использовании нитритной соли снижается риск развития ботулизма за счет уничтожения споровой микрофлоры.

Заключение

Для дальнейшего исследования необходим более обширный охват продуктов, детальное изучение пищевых добавок, деление добавок на группы риска, отдельное исследование канцерогенов, которые встречаются не только в пище, но и в быту, создание памятки о вредных пищевых добавках.

Моя гипотеза:предположим, если каждый человек будет знать о вреде пищевых добавок, то смертность людей сократится и возрастет вероятность сохранения их здоровья, нашла своё подтверждение.

Из нашего исследования можно сделать вывод, что необходимо, тщательно изучать состав продуктов, исключить из рациона продукты с большим содержанием пищевых добавок.

Список Литературы

Агаджанян Л.З., Телль В.И., Циркин С.А. Физиология человека (курс лекций).— Санкт-Петебург: СОТИС, 2008 — С. 180. 2. Блинова Е.Г. Рациональное питание и оценка пищевого статуса организма.— Омск, 1998 — С. 3–9. 3. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда.— Москва: Новая школа, 1997.— С. 156–159, 185–188. 4. Нечаев А. П., Кочеткова А.А., Зайцева А. Н. Пищевые добавки.— Москва: Колос, 2001.— С. 85. 5. Хабарова Е. И., Панова С.А. Экология в таблицах (справочное пособие).— Москва: Дрофа, 2001.— С. 113–114. 6. Чистых Б. Еда из пробирки // ГЕО.— № 2, февраль 2004.— С. 124– 134. 7. Чумаков Б. Н. Валеология (курс лекций).— Москва: Педагогическое общество России, 1999.— С. 326–331. 8. http://supercook.ru/1‑spe.html. 9. http://immunologia.ru/1‑spe.html. 10. http://www.butakova.ru. 11. http://www.edobavkam.net/. 12.http://nmn.by/news/530.html.13.http://saratov.rfn.ru/rnews.html?id=25913&cid=7. 14. http://www.578.ru/pregnancy_press/12_k/ 2005/016.htm

Просмотров работы: 63