Химия в литературе и средствах массовой информации

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Химия в литературе и средствах массовой информации

Галиева К.Р. 1
1ГБОУ Школа № 2089 г. Москвы
Фёдорова С.Р. 1
1ГБОУ Школа № 2089 г. Москвы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Химия – наука, которая всегда будет идти в ногу со временем. К сожалению, в школьной программе предусмотрен только общий, ознакомительный курс этой интересной и познавательной науки. Со многими химическими явлениями мы сталкиваемся в повседневной жизни, даже не предавая этому значения. С вопросами химии мы сталкиваемся и в художественной литературе, и в средствах массовой информации. И сегодня учащиеся получают дополнительную информацию из газет, журналов, Интернета и т.д.

Я взяла для рассмотрения тему «Химия в литературе и средствах массовой информации», так как она актуальна на сегодняшний день. Очень часто вопросы химии освещаются СМИ, и при этом дается неполная или недостоверная информация. Наиболее же часто к искажению инфор­мации в сообщениях масс-медиа приводит естественнонаучная неграмотность авто­ров. Беря на себя просветительские функции, масс-медиа тиражирует их заблуждения и ошибки. Давно стали классическими приме­ры «взаимодействия» азота и воды с образо­ванием азотной кислоты и «реакции» саха­ра с углеводами пищи, в результате которой получаются кислоты (оба примера взяты из публикаций газеты «Московский комсомо­лец»). Не имея достаточных знаний, учащие­ся не могут увидеть ошибки в сообщениях, поэтому велика вероятность формирования у них неправильных представлений об окру­жающем мире.

Основная часть.

1. Химические ошибки в СМИ.

Поэтому важно знать химию и уметь выделять необходимые сведения из различных источников. Рассмотрим несколько примеров. Конец весны — начало лета 1999 г. про­шли под знаком курино-диоксинового скан­дала, захлестнувшего Европу и, соответствен­но, Россию. Информационная программа «Времечко» 4 июня 1999 г. показала репортаж об использовании для полива огородов от­хода от производства этанола — барды. В комментарии к репортажу ведущий отметил, что «барда все продезинфицирует, даже ди­оксин — наследие войны США во Вьетнаме». Чтобы правильно оценить эту информацию, учащиеся должны знать:

1) что такое барда (в школьном курсе химии этот термин не используют);

2) что в годы войны во Вьетнаме (60-70-е гг. XX в.) американская армия использо­вала дефолиант Agent Orange — смесь 2,4-дихлорфеноксиуксусной и 2,4,5-трихлорфеноксиуксусной кислот (эти кислоты в школе не изучают);

3) что эти кислоты — избирательные гер­бициды, вызывающие гибель широколист­венных растений (двудольных); они длитель­ное время применялись для обработки посе­вов зерновых культур и газонов, а также питомников хвойных деревьев для очистки их от кустарников;

4) что 2,4,5-трихлорфеноксиуксусная ки­слота содержит примесь диоксина — одного из самых токсичных веществ, известных че­ловеку, который вызывает рак, аномалии внутриутробного развития плода и тяжелые кожные заболевания (диоксин не изучают в школьных курсах химии и биологии).

Не имея этих знаний, учащиеся могут прийти к такому, например, выводу: барда, содержащая спирт, дезинфицирует почву и таким образом воздействует на диоксины, следовательно, диоксины — это какие-то микроорганизмы, используемые США как бактериологическое оружие.

К искажению информации приводят и ложные выводы из правильных исходных по­сылок. Примером могут служить рассуждения ведущей ежедневной телевизионной переда­чи о центре Марии Лит (телеканал «М 1»), которая выстраивает логическую цепочку (в скобках приведены номера следующих ниже пояснений к схеме).

Человек состоит из молекул. → Молекулы состоят из атомов. → Атомы состоят из эле­ментарных частиц. →Элементарные части­цы — это волны (1). → Волны — это свет (2). → Свет — это энергия (3). → Энергия -это не материя (4). → Человек нематериален.

1. Микрообъекты одновременно проявля­ют свойства и частиц, и волн. Теоретически это было предсказано Л. де Бройлем (Фран­ция, 1924), экспериментально доказано П. С. Тартаковским (СССР, 1927).

2. Волны де Бройля не воспринимаются человеческим глазом из-за малой длины вол­ны (например, длина волны электрона, имею­щего массу 9Д1 • 10~31 кг, равна 0,33 нм), по­этому называть их светом нельзя.

3. Отождествление свойства (энергии) с его носителем (электромагнитным полем как видом материи) некорректно. Возможно, это происходит из-за дословного прочтения зна­менитой формулы Эйнштейна Е = тс2.

4. Неправомерно и противопоставление свойства (энергии) его носителю (материи).

Таким образом, автор информационного сообщения не только проводит селекцию информации, но и подводит слушателей к ложному выводу, сначала отождествляя, а за­тем противопоставляя свойство (энергию) и носителя свойства (материю).

Как правило, масс-медиа используют на­учно недостоверную информацию для мани­пулирования сознанием человека. Под манипулированием сознанием мы понимаем соз­дание субъектом информационного воздей­ствия таких условий, при которых ответная реакция объекта однозначно определяется действиями субъекта. Например, телезритель колеблется в выборе между многочисленны­ми телеканалами и передачами, но ему дове­рительно сообщают, что в сериале «Секрет­ные материалы» приводятся только истинно научные факты. Выбор сделан: телевизор переключен на канал «ТВЦ». Это и есть под­талкивание к действиям, которые заранее спланированы рекламодателем и реализова­ны рекламопроизводителем.

Если достоверность информации можно проверить опытным путем (возможность вытеснения серной кислоты из гипса дейст­вием уксусной кислоты; опыт с куриным яй­цом из телевизионной рекламы зубной пас­ты и т. п.), то такое сообщение целесообраз­но использовать до ознакомления школьни­ков с научными фактами. В этом случае на­учно недостоверная информация СМИ, во-первых, служит созданию положительной мотивации к изучению нового материала и, во-вторых, формирует у школьников пред­ставление об эксперименте как о критерии истинности информационного сообщения.

В школе традиционно используют сооб­щения средств массовой информации для достижения целей обучения. Следуя ди­дактическому принципу научности, учителя проводят тщательную селекцию сообщений СМИ, т. е. создают искусственный барьер, который в школе ограждает учащихся от научно недостоверной информации. Однако сегодня большую часть знаний об окружаю­щем мире учащиеся получают не из школь­ных учебников и не от учителей, а из теле­передач, газетных и журнальных публикаций и сообщений других средств массовой ин­формации. Игнорировать их — значит обед­нять то, что называют повседневной жизнью детей. «Школа, которая хочет не на словах, а на деле быть действительно демократичной и открытой, должна не только вооружать своих учеников суммой некоторых готовых знаний, но и давать им преимущества в обогащении социального опыта в практике об­щения со средствами массовой информа­ции», — пишет один из ведущих канадских специалистов в области медиаобразования Стефани Дансеро.

Задачи обучения школьников пониманию целей коммуникации, направленности ин­формационного потока, нахождению ошибок в получаемой информации, развития стойко­го иммунитета против продукции так назы­ваемой индустрии сознания диктуют необхо­димость использования в учебном процессе и тех сообщений масс-медиа, которые содер­жат научно недостоверную информацию.

Принято считать, что в процессе обучения нельзя предъявлять учащимся ошибочные и неточные сведения, так как это приводит к формированию неправильного представле­ния об окружающем мире. Многолетний пе­дагогический эксперимент, методика которо­го была разработана под руководством про­фессора Л. С. Зазнобиной, показал, что в не­которых случаях использование научно не­достоверной информации не только возмож­но, но и дает хороший результат как в обуче­нии традиционным школьным предметам, так и в развитии информационных умений уча­щихся. Прежде чем перейти к рассмотрению методических приемов использования оши­бочной информации, выясним, почему и за­чем она появляется в сообщениях СМИ.

Научная недостоверность сообщения мо­жет быть результатом того, что автор не включает в сообщение информацию в пол­ном объеме. Во-первых, это может быть обу­словлено недостаточными знаниями авто­ра о предмете сообщения. Так, на фоне об­щего ухудшения экологической обстановки в газетах, радио- и телепередачах появляет­ся все больше сообщений о загрязнении природных вод тяжелыми металлами, в ча­стности медью и цинком. Из сообщений СМИ учащиеся узнают, что ионы тяжелых металлов могут стать причиной серьезных заболеваний. Ежесуточное потребление бо­лее 50 мг ионов Сu2+ приводит к нарушению деятельности печени, более 15 мг ионов Zn2+ — к анемии. Но в этих сообщениях ни­чего не говорится о том, что не менее опас­но для человека отсутствие этих же ионов в продуктах питания. Так, при длительном по­треблении с пищей и водой менее 2 мг в сутки ионов Cu2+ развиваются анемия и забо­левания костной системы. Суточное потреб­ление менее 1,5 мг ионов Zn2+ — причина карликового роста.

В данном случае уменьшение объема ин­формации вызвано скорее всего недостаточ­ностью знаний авторов сообщений о биоло­гической роли металлов, поскольку в школь­ных курсах биологии и химии эти вопросы не рассматриваются, а в вузах будущие жур­налисты не получают никаких естественно­научных знаний.

Во-вторых, уменьшение объема информа­ции может быть преднамеренным. В таком случае речь идет о селекции информации. До сих пор в учебниках по органической химии для общеобразовательной школы отсутствует информация о предшественниках А. М. Бутле­рова (Ф. Велер, Ю. Либих, И. Я. Берцелиус, Э. Франкланд, А. Кекуле, К. Г. Вихельхаус, А. Купер). Это приводит к тому, что в созна­нии учащихся А. М. Бутлеров становится единственным творцом теории химического строения органических соединений. Вероят­ной причиной подобной селекции информа­ции является «борьба с преклонением перед иностранцами».

Характерный для рекламных сообщений способ искажения информации — привлече­ние внимания к какому-то одному свойству материального объекта или явления. Напри­мер, объясняя высокую стоимость посуды «Цептер», потребителей убеждают, что при­готовленная в этой посуде пища полностью сохраняет все витамины и минеральные соли, и это происходит вследствие примене­ния «благородной стали Cr/Ni 18/10, номер материала 1.4301». В данном случае рекламо­датели акцентируют внимание потребителей на «благородной стали», которая на самом деле есть не что иное, как обычная нержавей­ка 04Х18Н10. Утверждение, что все витами­ны сохраняются полностью, — откровенный обман, а минеральные соли, входящие в со­став продуктов питания, не разлагаются при их нагревании в любой посуде (за исключением нитратов и нитритов, о которых вряд ли кто будет сожалеть).

Средствам массовой информации всегда было свойственно вольное обращение с фак­тами, так как только что-то необычное, сен­сационное может привлечь внимание чита­телей газет и журналов, радиослушателей, телезрителей, «путешественников» по Все­мирной паутине компьютерных сетей. Фаль­сификация как способ создания заведомо ложного информационного сообщения из­вестна давно и описана в книге Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»:

«Желая преподнести читателю что-нибудь новое и неожиданное, я сам выдумывал жи­вотных... В виде пробы я пустил «сернисто­го кита». Этот новый вид кита был величи­ной с треску и снабжен пузырем, наполнен­ным особой кислотой, которая одурмани­вающе действовала на мелкую рыбешку, по­жираемую этим китом. Позднее один англий­ский ученый, не помню, какую я ему приду­мал тогда фамилию, назвал эту кислоту «ки­товой кислотой». Китовый жир был всем из­вестен, но новая китовая кислота возбудила интерес, и несколько читателей запросило редакцию, какой фирмой вырабатывается эта кислота в чистом виде».

Современный пример такого искажения информации — сообщение телевизионного канала «Discovery» о полностью сохранив­шемся мамонте, найденном в России, и о возможности использования его ДНК для клонирования.

2. Химические ошибки, допускаемые в художественной литературе.

Ошибки в области химии так же встречаются и в художественной литературе. Вы знаете, что химия на протяже­нии всей истории человечества представля­лась наукой немного таинственной и в чем-то романтической. Эта ее особенность побу­ждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные раз­мышлениями о веществе и его превращени­ях, сравнения, эмоциональные описания яв­лений и процессов.

В романе Луи Буссенара «Похитители бриллиантов» упоминается о метане: «Известно, что рудничный газ, или углеводо­род, обладает свойством воспламеняться (на воздухе) под действием света и, смешавшись в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв».

Об этом веществе так же упоминается, например в рас­сказе А. Конана Дойла «Исчезновение леди Френсис Карфекс»:

«— Скорей, скорей, Ватсон! Вот отверт­ка! — прерывающимся голосом командовал Холмс. — Приналяжем все вместе! Ага! Идет, идет! Уф, наконец-то!

Впятером мы сорвали крышку, и в тот же миг нас оглушил тяжелый вязкий запах. Голо­ва женщины была обложена толстым слоем ваты, пропитанной наркотиком. Холмс сбро­сил ее, и мы увидели прекрасное тонкое лицо...

- Она жива, Ватсон?! Неужели мы опо­здали?

Полчаса мне казалось, что все действительно кончено. Я боялся, что недостаток воздуха и ядовитые пары хлороформа задушили последнюю искру жизни и все наши усилия напрасны. Мы впрыскивали ей эфир, делали искусственное дыхание и вообще все, что предписывает в таких случаях современная медицина…» ( Трихлорометан в то время был известен как хлороформ )

В одной из газет 1890 г. Было написано: «…в Ганно­вере некий злоумышленник забрался в банк, разрезал стенку сейфа и скрылся с большой суммой денег. Прибывшие на место преступ­ления эксперты пришли в замешательство: ни одним из известных им инструментов невоз­можно было так ровно разрезать сантиметро­вую сталь». Данным «инструментом» оказалась Ацетиленокислородная горелка.

У А. Блока в одном из стихотворений есть такая строчка: «Взгляд обольстительный кретинки светился, как ацетилен...»

А вот стихи В. Шаламова

«Я пью его в мельчайших дозах,

На сахар капаю раствор,

А он способен бросить в воздух

Любую из ближайших гор.»

повествуют о нитроглицерине. Он используется в меди­цине как сосудорасширяющее средство. Если нитроглицерин смешать с инфузорной зем­лей, то получится динамит, который приме­няют в горном деле.

Из отрывка из романа Ж. Санд «Консуэло» можно узнать веществах, придающих аромат цветам и плодам: «А наивысшей гармонией ей казался аромат... Погруженная в сладкие мечтания, Консуэло словно слышала голоса, исходившие из ка­ждого прелестного венчика. Роза говорила о страстной любви, лилия — о небесной непо­рочности... а крошечная фиалка шептала о радостях простой, скромной жизни». (Сложные эфиры имеют при­ятный запах.)

В романе В. Пикуля «Нечистая сила» описывается неудачная попытка отравления Распутина: «Лазоверт со скрипом натянул резиновые перчатки, рас­тер в порошок кристаллы цианистого калия. Птифуры были двух сортов: с розовым и шо­коладным кремом. Приподымая ножом их красивые, сочные верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренности пирожных страшным ядом». Когда Распутин сел за стол, он «с неохотой съел пирожное с ядом. По­нравилось — потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть пред собой труп. Но Распутин жевал, жевал... Он спокойно доедал восьмой птифур».

Почему же яд не действовал? Глюкоза, которая содержалась в пирожных, прореаги­ровала с цианистым калием, и образовалось нетоксичное соединение — циангидрин глю­козы.

В книге Э. Штерха «Охотники на мамонтов» повествуется о жизни первобытного человека: «Копчем увидел у нее на ладони блестящий камушек... вдруг не­сколько лучей снова упали на камень, и он весь заискрился... Насколько тверд этот бле­стящий камень? Кремень скользнул по кам­ню... светящиеся искры разлетелись в сторо­ны и исчезли в темноте... Появление светя­щихся искр в темной пещере тотчас заинте­ресовало охотников. Они повскакивали со своих мест, в восторге глядя на руки Копчема, которые так и мелькали, выбивая из ог­ненного камня разлетающиеся искры.

— Огненный камень! У нас есть огненный камень! У нас будет огонь! Будет все!».

Кусок пирита выполнял функцию огнива. Этот достаточно распространенный минерал стал для наших далеких предков ступенькой к цивилизации.

В повести А. Беляева «Продавец воздуха» хотелось бы остановиться на описании свойств жид­кого кислорода: «твердый спирт не горит, а взрывается от удара. Эфир замерзает в кристаллическую массу. Каучу­ковая трубка от действия жидкого воздуха становится твердой и хрупкой и может быть превращена в куски и в порошок; живые цветы приобретают вид фарфоровых изде­лий, и фетровую шляпу можно разбить на куски, как фарфор».

Как же выглядит жидкий воздух? «Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали; большое озеро, вода которого отливала красивым голубым цве­том...

- Жидкий воздух, - сказал Бэйли. Я был поражен... Вместе с тем я почувствовал, что мой костюм как будто сжимается, и не мог понять, почему.— Здесь большое давле­ние...».

Этот фантастический сюжет основы­вается на абсолютно реальных процессах, которые легко можно объяснить, зная про­мышленный способ получения кислорода. Около 30 лет назад на Горловском азотнотуковом заводе работала одна из первых в стране установок по промыш­ленному разделению воздуха.

Однако для лабораторного получения кислорода такой способ неприемлем. Вот что предлагал Жюль Верн: «Доктор Окс... не пользовался марганцовокислым натрием по методу Тессье дю Мота, а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изоб­ретенной им батареи... Электрический ток проходил сквозь большие чаны, наполнен­ные водой, которая и разлагалась на состав­ные элементы, кислород и водород».

Каковы же физические свойства кислорода? Где он распространен в природе?

Ответ на последний вопрос снова подска­зывает Ж. Верн. Отрывок — разговор доктора Окса и его ассистента о составе воздуха над городом: «…семьдесят девять частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислота и водяные пары в переменных количествах...»

Кроме указанных в отрывке веществ в состав атмосферного воздуха входят инертные газы. Ж. Верн не допустил ошибки, не указав в своем перечне благородные газы: он просто не знал об их существовании, потому что первый представитель этих веществ — гелий — был открыт через 25 лет после написания книги.

В романе «Таин­ственный остров» есть отрывок о разжигании костра при помощи линзы: «Он [Сайрес Смит]... воспользовался двумя вы­пуклыми стеклами от карманных часов... Налив в стекла воды, он сложил их и сле­пил края глиной. У него получилось таким образом двояковыпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокус пучок солнечных лучей, он направил их на горстку сухого мха, и мох воспламенился».

Заметим, что подобной линзой, способной сфокусировать солнечные лучи, может стать обыкновенная бутылка, брошен­ная жарким летом в лесу нерадивыми тури­стами. Нужно помнить, что такая бутылка не только захламляет природу, но и может стать причиной лесного пожара.

Итак, для того - чтобы вещество загоре­лось, должны быть соблюдены два усло­вия — достижение температуры воспламене­ния вещества и доступ кислорода.

Ещё одна химическая ошибка принадлежит уже вышеупомянутому Артуру Конану Дойлу. В своей повести «Собака Баскервилей» он писал: «Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно испугать своими размерами и мощью. Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастиф, а, видимо, помесь - поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

- Фосфор, - сказал я…»

В этом отрывке две ошибки:

1. Фосфор в темноте светятся только одним цветом – бледно-зелёным.

2. Собака не смогла бы выдержать излучения и соответственно умерла бы,… но даже если бы выдержала, то фосфор всё - равно негативно подействовал бы на органы осязания, обоняния и т.д.

Однако, последний недочёт был принят во внимание:

«- Да, и какой-то особый препарат, - подтвердил Холмс, потянув носом.

- Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутье… ».

Интересно, что в российском фильме, с участием Ливанова и Соломина в главных ролях, авторы попытались исправить ошибку Конана Дойля, но все равно, так и не довели исправление ошибки до конца. Смесь на морде собаки светится характерным фосфорным цветом, но Холмс-киношный повторяет Холмса-книжного: он говорит, что это – не чистый фосфор, а какая-то смесь, абсолютно без запаха, а немного позднее, обнаружив коробочку с этой смесью, он уверенно заявляет: «Фосфор!».

Вывод.

Таким образом, лишь на некоторых примерах, взятых из художественной литературы и СМИ, мы можем наблюдать химические реакции и ошибки, допущенные при их проведении. И, если с точки зрения литературы, неточность химических реакций и экспериментов, призванных лишь подчеркнуть что-либо в характеристике главных героев не так важна, то СМИ, призванные вести просветительскую работу в широких кругах населения, должны избегать неточностей и ошибок в описании научных экспериментов и теорий.

В последнее время в сообщениях масс-медиа увеличилась доля информации, несу­щей новые знания об окружающем мире. К сожалению, эти сведения также порой науч­но недостоверны. Одна из причин этого -неудачные попытки популяризации научных знаний. Адаптация информации к тезаурусу и возрастным особенностям объекта инфор­мационного воздействия может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок. Так, кандидат медицинских наук, ведущая передачи «Здоро­вье» (ОРТ, 23.10.99), которая вряд ли не зна­ет, что скорлупа куриного яйца представля­ет собой смесь разных веществ и содержит, в частности, карбонат кальция, сообщает детям, участвующим в передаче, и одновре­менно всем зрителям, что «сейчас покажет настоящий кальций». Но перед телекамерой возникает не серебристо-белый металл, а яичная скорлупа!

Если достоверность информации масс-медиа нельзя проверить в условиях школь­ной лаборатории, как, например, возмож­ность разложения цианидов водами Дуная (информационная программа «Время», ОРТ, 15.02.2000) или образование озоновых дыр под действием фреонов, то использовать эту информацию до введения научного знания не следует, так как велика вероятность того, что школьники поверят СМИ, а не слову учи­теля. По этой причине подобные сообщения средств массовой информации рационально использовать для проверки тех знаний уча­щихся, которые уже «отработаны» учителем.

В этом случае научно недостоверной информации могут предшествовать слова: «Оз­накомьтесь с информацией». После чего учи­тель предлагает учащимся проанализировать сведения, добиваясь аргументированных от­ветов, касающихся не только изучаемого явления и достоверности информационно­го сообщения, но и причин появления науч­но недостоверной информации и, если это возможно, целей и направленности инфор­мационного потока.

Таким образом, использование научно недостоверных сообщений масс-медиа не только способствует достижению целей обучения тому или иному учебному предмету, но и создает реальные возможности для дости­жения целей медиаобразования.

Список используемой литературы:

1. Рива Паласио В. «Пираты Мексиканского зали­ва». - М.: Фолио, 1992.

2. Шторх Э. «Охотники на мамонтов». — СПб.: Севе­ро-Запад, 1993.

3. А. Конан Дойл «Собака Баскервилей». – М.: Детиздат, 1973.

4. А. Конан Дойл «Исчезновение леди Френсис Карфэкс». М.: Правда, ПСС., т. 3.

5. Ж. Верн «Таинственный остров», М.: Детиздат, 1977 г.

6. Луи Буссенара «Похитители бриллиантов», М.: Детиздат, 1968 г.

7. А. Беляев «Продавец воздуха», М.: Юность, 1988 г.

8. В. Пикуль «Нечистая сила», СПб.: Кальмус, 1999 г.

9. Ж. Санд «Консуэло», М.: Правда, ПСС, т. 1.

Просмотров работы: 364