Введение.
Химия – наука, которая всегда будет идти в ногу со временем. К сожалению, в школьной программе предусмотрен только общий, ознакомительный курс этой интересной и познавательной науки. Со многими химическими явлениями мы сталкиваемся в повседневной жизни, даже не предавая этому значения. С вопросами химии мы сталкиваемся и в художественной литературе, и в средствах массовой информации. И сегодня учащиеся получают дополнительную информацию из газет, журналов, Интернета и т.д.
Я взяла для рассмотрения тему «Химия в литературе и средствах массовой информации», так как она актуальна на сегодняшний день. Очень часто вопросы химии освещаются СМИ, и при этом дается неполная или недостоверная информация. Наиболее же часто к искажению информации в сообщениях масс-медиа приводит естественнонаучная неграмотность авторов. Беря на себя просветительские функции, масс-медиа тиражирует их заблуждения и ошибки. Давно стали классическими примеры «взаимодействия» азота и воды с образованием азотной кислоты и «реакции» сахара с углеводами пищи, в результате которой получаются кислоты (оба примера взяты из публикаций газеты «Московский комсомолец»). Не имея достаточных знаний, учащиеся не могут увидеть ошибки в сообщениях, поэтому велика вероятность формирования у них неправильных представлений об окружающем мире.
Основная часть.
1. Химические ошибки в СМИ.
Поэтому важно знать химию и уметь выделять необходимые сведения из различных источников. Рассмотрим несколько примеров. Конец весны — начало лета 1999 г. прошли под знаком курино-диоксинового скандала, захлестнувшего Европу и, соответственно, Россию. Информационная программа «Времечко» 4 июня 1999 г. показала репортаж об использовании для полива огородов отхода от производства этанола — барды. В комментарии к репортажу ведущий отметил, что «барда все продезинфицирует, даже диоксин — наследие войны США во Вьетнаме». Чтобы правильно оценить эту информацию, учащиеся должны знать:
1) что такое барда (в школьном курсе химии этот термин не используют);
2) что в годы войны во Вьетнаме (60-70-е гг. XX в.) американская армия использовала дефолиант Agent Orange — смесь 2,4-дихлорфеноксиуксусной и 2,4,5-трихлорфеноксиуксусной кислот (эти кислоты в школе не изучают);
3) что эти кислоты — избирательные гербициды, вызывающие гибель широколиственных растений (двудольных); они длительное время применялись для обработки посевов зерновых культур и газонов, а также питомников хвойных деревьев для очистки их от кустарников;
4) что 2,4,5-трихлорфеноксиуксусная кислота содержит примесь диоксина — одного из самых токсичных веществ, известных человеку, который вызывает рак, аномалии внутриутробного развития плода и тяжелые кожные заболевания (диоксин не изучают в школьных курсах химии и биологии).
Не имея этих знаний, учащиеся могут прийти к такому, например, выводу: барда, содержащая спирт, дезинфицирует почву и таким образом воздействует на диоксины, следовательно, диоксины — это какие-то микроорганизмы, используемые США как бактериологическое оружие.
К искажению информации приводят и ложные выводы из правильных исходных посылок. Примером могут служить рассуждения ведущей ежедневной телевизионной передачи о центре Марии Лит (телеканал «М 1»), которая выстраивает логическую цепочку (в скобках приведены номера следующих ниже пояснений к схеме).
Человек состоит из молекул. → Молекулы состоят из атомов. → Атомы состоят из элементарных частиц. →Элементарные частицы — это волны (1). → Волны — это свет (2). → Свет — это энергия (3). → Энергия -это не материя (4). → Человек нематериален.
1. Микрообъекты одновременно проявляют свойства и частиц, и волн. Теоретически это было предсказано Л. де Бройлем (Франция, 1924), экспериментально доказано П. С. Тартаковским (СССР, 1927).
2. Волны де Бройля не воспринимаются человеческим глазом из-за малой длины волны (например, длина волны электрона, имеющего массу 9Д1 • 10~31 кг, равна 0,33 нм), поэтому называть их светом нельзя.
3. Отождествление свойства (энергии) с его носителем (электромагнитным полем как видом материи) некорректно. Возможно, это происходит из-за дословного прочтения знаменитой формулы Эйнштейна Е = тс2.
4. Неправомерно и противопоставление свойства (энергии) его носителю (материи).
Таким образом, автор информационного сообщения не только проводит селекцию информации, но и подводит слушателей к ложному выводу, сначала отождествляя, а затем противопоставляя свойство (энергию) и носителя свойства (материю).
Как правило, масс-медиа используют научно недостоверную информацию для манипулирования сознанием человека. Под манипулированием сознанием мы понимаем создание субъектом информационного воздействия таких условий, при которых ответная реакция объекта однозначно определяется действиями субъекта. Например, телезритель колеблется в выборе между многочисленными телеканалами и передачами, но ему доверительно сообщают, что в сериале «Секретные материалы» приводятся только истинно научные факты. Выбор сделан: телевизор переключен на канал «ТВЦ». Это и есть подталкивание к действиям, которые заранее спланированы рекламодателем и реализованы рекламопроизводителем.
Если достоверность информации можно проверить опытным путем (возможность вытеснения серной кислоты из гипса действием уксусной кислоты; опыт с куриным яйцом из телевизионной рекламы зубной пасты и т. п.), то такое сообщение целесообразно использовать до ознакомления школьников с научными фактами. В этом случае научно недостоверная информация СМИ, во-первых, служит созданию положительной мотивации к изучению нового материала и, во-вторых, формирует у школьников представление об эксперименте как о критерии истинности информационного сообщения.
В школе традиционно используют сообщения средств массовой информации для достижения целей обучения. Следуя дидактическому принципу научности, учителя проводят тщательную селекцию сообщений СМИ, т. е. создают искусственный барьер, который в школе ограждает учащихся от научно недостоверной информации. Однако сегодня большую часть знаний об окружающем мире учащиеся получают не из школьных учебников и не от учителей, а из телепередач, газетных и журнальных публикаций и сообщений других средств массовой информации. Игнорировать их — значит обеднять то, что называют повседневной жизнью детей. «Школа, которая хочет не на словах, а на деле быть действительно демократичной и открытой, должна не только вооружать своих учеников суммой некоторых готовых знаний, но и давать им преимущества в обогащении социального опыта в практике общения со средствами массовой информации», — пишет один из ведущих канадских специалистов в области медиаобразования Стефани Дансеро.
Задачи обучения школьников пониманию целей коммуникации, направленности информационного потока, нахождению ошибок в получаемой информации, развития стойкого иммунитета против продукции так называемой индустрии сознания диктуют необходимость использования в учебном процессе и тех сообщений масс-медиа, которые содержат научно недостоверную информацию.
Принято считать, что в процессе обучения нельзя предъявлять учащимся ошибочные и неточные сведения, так как это приводит к формированию неправильного представления об окружающем мире. Многолетний педагогический эксперимент, методика которого была разработана под руководством профессора Л. С. Зазнобиной, показал, что в некоторых случаях использование научно недостоверной информации не только возможно, но и дает хороший результат как в обучении традиционным школьным предметам, так и в развитии информационных умений учащихся. Прежде чем перейти к рассмотрению методических приемов использования ошибочной информации, выясним, почему и зачем она появляется в сообщениях СМИ.
Научная недостоверность сообщения может быть результатом того, что автор не включает в сообщение информацию в полном объеме. Во-первых, это может быть обусловлено недостаточными знаниями автора о предмете сообщения. Так, на фоне общего ухудшения экологической обстановки в газетах, радио- и телепередачах появляется все больше сообщений о загрязнении природных вод тяжелыми металлами, в частности медью и цинком. Из сообщений СМИ учащиеся узнают, что ионы тяжелых металлов могут стать причиной серьезных заболеваний. Ежесуточное потребление более 50 мг ионов Сu2+ приводит к нарушению деятельности печени, более 15 мг ионов Zn2+ — к анемии. Но в этих сообщениях ничего не говорится о том, что не менее опасно для человека отсутствие этих же ионов в продуктах питания. Так, при длительном потреблении с пищей и водой менее 2 мг в сутки ионов Cu2+ развиваются анемия и заболевания костной системы. Суточное потребление менее 1,5 мг ионов Zn2+ — причина карликового роста.
В данном случае уменьшение объема информации вызвано скорее всего недостаточностью знаний авторов сообщений о биологической роли металлов, поскольку в школьных курсах биологии и химии эти вопросы не рассматриваются, а в вузах будущие журналисты не получают никаких естественнонаучных знаний.
Во-вторых, уменьшение объема информации может быть преднамеренным. В таком случае речь идет о селекции информации. До сих пор в учебниках по органической химии для общеобразовательной школы отсутствует информация о предшественниках А. М. Бутлерова (Ф. Велер, Ю. Либих, И. Я. Берцелиус, Э. Франкланд, А. Кекуле, К. Г. Вихельхаус, А. Купер). Это приводит к тому, что в сознании учащихся А. М. Бутлеров становится единственным творцом теории химического строения органических соединений. Вероятной причиной подобной селекции информации является «борьба с преклонением перед иностранцами».
Характерный для рекламных сообщений способ искажения информации — привлечение внимания к какому-то одному свойству материального объекта или явления. Например, объясняя высокую стоимость посуды «Цептер», потребителей убеждают, что приготовленная в этой посуде пища полностью сохраняет все витамины и минеральные соли, и это происходит вследствие применения «благородной стали Cr/Ni 18/10, номер материала 1.4301». В данном случае рекламодатели акцентируют внимание потребителей на «благородной стали», которая на самом деле есть не что иное, как обычная нержавейка 04Х18Н10. Утверждение, что все витамины сохраняются полностью, — откровенный обман, а минеральные соли, входящие в состав продуктов питания, не разлагаются при их нагревании в любой посуде (за исключением нитратов и нитритов, о которых вряд ли кто будет сожалеть).
Средствам массовой информации всегда было свойственно вольное обращение с фактами, так как только что-то необычное, сенсационное может привлечь внимание читателей газет и журналов, радиослушателей, телезрителей, «путешественников» по Всемирной паутине компьютерных сетей. Фальсификация как способ создания заведомо ложного информационного сообщения известна давно и описана в книге Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»:
«Желая преподнести читателю что-нибудь новое и неожиданное, я сам выдумывал животных... В виде пробы я пустил «сернистого кита». Этот новый вид кита был величиной с треску и снабжен пузырем, наполненным особой кислотой, которая одурманивающе действовала на мелкую рыбешку, пожираемую этим китом. Позднее один английский ученый, не помню, какую я ему придумал тогда фамилию, назвал эту кислоту «китовой кислотой». Китовый жир был всем известен, но новая китовая кислота возбудила интерес, и несколько читателей запросило редакцию, какой фирмой вырабатывается эта кислота в чистом виде».
Современный пример такого искажения информации — сообщение телевизионного канала «Discovery» о полностью сохранившемся мамонте, найденном в России, и о возможности использования его ДНК для клонирования.
2. Химические ошибки, допускаемые в художественной литературе.
Ошибки в области химии так же встречаются и в художественной литературе. Вы знаете, что химия на протяжении всей истории человечества представлялась наукой немного таинственной и в чем-то романтической. Эта ее особенность побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений и процессов.
В романе Луи Буссенара «Похитители бриллиантов» упоминается о метане: «Известно, что рудничный газ, или углеводород, обладает свойством воспламеняться (на воздухе) под действием света и, смешавшись в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв».
Об этом веществе так же упоминается, например в рассказе А. Конана Дойла «Исчезновение леди Френсис Карфекс»:
«— Скорей, скорей, Ватсон! Вот отвертка! — прерывающимся голосом командовал Холмс. — Приналяжем все вместе! Ага! Идет, идет! Уф, наконец-то!
Впятером мы сорвали крышку, и в тот же миг нас оглушил тяжелый вязкий запах. Голова женщины была обложена толстым слоем ваты, пропитанной наркотиком. Холмс сбросил ее, и мы увидели прекрасное тонкое лицо...
- Она жива, Ватсон?! Неужели мы опоздали?
Полчаса мне казалось, что все действительно кончено. Я боялся, что недостаток воздуха и ядовитые пары хлороформа задушили последнюю искру жизни и все наши усилия напрасны. Мы впрыскивали ей эфир, делали искусственное дыхание и вообще все, что предписывает в таких случаях современная медицина…» ( Трихлорометан в то время был известен как хлороформ )
В одной из газет 1890 г. Было написано: «…в Ганновере некий злоумышленник забрался в банк, разрезал стенку сейфа и скрылся с большой суммой денег. Прибывшие на место преступления эксперты пришли в замешательство: ни одним из известных им инструментов невозможно было так ровно разрезать сантиметровую сталь». Данным «инструментом» оказалась Ацетиленокислородная горелка.
У А. Блока в одном из стихотворений есть такая строчка: «Взгляд обольстительный кретинки светился, как ацетилен...»
А вот стихи В. Шаламова
«Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.»
повествуют о нитроглицерине. Он используется в медицине как сосудорасширяющее средство. Если нитроглицерин смешать с инфузорной землей, то получится динамит, который применяют в горном деле.
Из отрывка из романа Ж. Санд «Консуэло» можно узнать веществах, придающих аромат цветам и плодам: «А наивысшей гармонией ей казался аромат... Погруженная в сладкие мечтания, Консуэло словно слышала голоса, исходившие из каждого прелестного венчика. Роза говорила о страстной любви, лилия — о небесной непорочности... а крошечная фиалка шептала о радостях простой, скромной жизни». (Сложные эфиры имеют приятный запах.)
В романе В. Пикуля «Нечистая сила» описывается неудачная попытка отравления Распутина: «Лазоверт со скрипом натянул резиновые перчатки, растер в порошок кристаллы цианистого калия. Птифуры были двух сортов: с розовым и шоколадным кремом. Приподымая ножом их красивые, сочные верхушки, доктор щедро и густо насыщал внутренности пирожных страшным ядом». Когда Распутин сел за стол, он «с неохотой съел пирожное с ядом. Понравилось — потянулся за вторым. Юсупов внутренне напрягся, готовый увидеть пред собой труп. Но Распутин жевал, жевал... Он спокойно доедал восьмой птифур».
Почему же яд не действовал? Глюкоза, которая содержалась в пирожных, прореагировала с цианистым калием, и образовалось нетоксичное соединение — циангидрин глюкозы.
В книге Э. Штерха «Охотники на мамонтов» повествуется о жизни первобытного человека: «Копчем увидел у нее на ладони блестящий камушек... вдруг несколько лучей снова упали на камень, и он весь заискрился... Насколько тверд этот блестящий камень? Кремень скользнул по камню... светящиеся искры разлетелись в стороны и исчезли в темноте... Появление светящихся искр в темной пещере тотчас заинтересовало охотников. Они повскакивали со своих мест, в восторге глядя на руки Копчема, которые так и мелькали, выбивая из огненного камня разлетающиеся искры.
— Огненный камень! У нас есть огненный камень! У нас будет огонь! Будет все!».
Кусок пирита выполнял функцию огнива. Этот достаточно распространенный минерал стал для наших далеких предков ступенькой к цивилизации.
В повести А. Беляева «Продавец воздуха» хотелось бы остановиться на описании свойств жидкого кислорода: «твердый спирт не горит, а взрывается от удара. Эфир замерзает в кристаллическую массу. Каучуковая трубка от действия жидкого воздуха становится твердой и хрупкой и может быть превращена в куски и в порошок; живые цветы приобретают вид фарфоровых изделий, и фетровую шляпу можно разбить на куски, как фарфор».
Как же выглядит жидкий воздух? «Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали; большое озеро, вода которого отливала красивым голубым цветом...
- Жидкий воздух, - сказал Бэйли. Я был поражен... Вместе с тем я почувствовал, что мой костюм как будто сжимается, и не мог понять, почему.— Здесь большое давление...».
Этот фантастический сюжет основывается на абсолютно реальных процессах, которые легко можно объяснить, зная промышленный способ получения кислорода. Около 30 лет назад на Горловском азотнотуковом заводе работала одна из первых в стране установок по промышленному разделению воздуха.
Однако для лабораторного получения кислорода такой способ неприемлем. Вот что предлагал Жюль Верн: «Доктор Окс... не пользовался марганцовокислым натрием по методу Тессье дю Мота, а попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи... Электрический ток проходил сквозь большие чаны, наполненные водой, которая и разлагалась на составные элементы, кислород и водород».
Каковы же физические свойства кислорода? Где он распространен в природе?
Ответ на последний вопрос снова подсказывает Ж. Верн. Отрывок — разговор доктора Окса и его ассистента о составе воздуха над городом: «…семьдесят девять частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислота и водяные пары в переменных количествах...»
Кроме указанных в отрывке веществ в состав атмосферного воздуха входят инертные газы. Ж. Верн не допустил ошибки, не указав в своем перечне благородные газы: он просто не знал об их существовании, потому что первый представитель этих веществ — гелий — был открыт через 25 лет после написания книги.
В романе «Таинственный остров» есть отрывок о разжигании костра при помощи линзы: «Он [Сайрес Смит]... воспользовался двумя выпуклыми стеклами от карманных часов... Налив в стекла воды, он сложил их и слепил края глиной. У него получилось таким образом двояковыпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокус пучок солнечных лучей, он направил их на горстку сухого мха, и мох воспламенился».
Заметим, что подобной линзой, способной сфокусировать солнечные лучи, может стать обыкновенная бутылка, брошенная жарким летом в лесу нерадивыми туристами. Нужно помнить, что такая бутылка не только захламляет природу, но и может стать причиной лесного пожара.
Итак, для того - чтобы вещество загорелось, должны быть соблюдены два условия — достижение температуры воспламенения вещества и доступ кислорода.
Ещё одна химическая ошибка принадлежит уже вышеупомянутому Артуру Конану Дойлу. В своей повести «Собака Баскервилей» он писал: «Чудовище, лежавшее перед нами, поистине могло кого угодно испугать своими размерами и мощью. Это была не чистокровная ищейка и не чистокровный мастиф, а, видимо, помесь - поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- Фосфор, - сказал я…»
В этом отрывке две ошибки:
1. Фосфор в темноте светятся только одним цветом – бледно-зелёным.
2. Собака не смогла бы выдержать излучения и соответственно умерла бы,… но даже если бы выдержала, то фосфор всё - равно негативно подействовал бы на органы осязания, обоняния и т.д.
Однако, последний недочёт был принят во внимание:
«- Да, и какой-то особый препарат, - подтвердил Холмс, потянув носом.
- Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутье… ».
Интересно, что в российском фильме, с участием Ливанова и Соломина в главных ролях, авторы попытались исправить ошибку Конана Дойля, но все равно, так и не довели исправление ошибки до конца. Смесь на морде собаки светится характерным фосфорным цветом, но Холмс-киношный повторяет Холмса-книжного: он говорит, что это – не чистый фосфор, а какая-то смесь, абсолютно без запаха, а немного позднее, обнаружив коробочку с этой смесью, он уверенно заявляет: «Фосфор!».
Вывод.
Таким образом, лишь на некоторых примерах, взятых из художественной литературы и СМИ, мы можем наблюдать химические реакции и ошибки, допущенные при их проведении. И, если с точки зрения литературы, неточность химических реакций и экспериментов, призванных лишь подчеркнуть что-либо в характеристике главных героев не так важна, то СМИ, призванные вести просветительскую работу в широких кругах населения, должны избегать неточностей и ошибок в описании научных экспериментов и теорий.
В последнее время в сообщениях масс-медиа увеличилась доля информации, несущей новые знания об окружающем мире. К сожалению, эти сведения также порой научно недостоверны. Одна из причин этого -неудачные попытки популяризации научных знаний. Адаптация информации к тезаурусу и возрастным особенностям объекта информационного воздействия может привести к значительному искажению информации, вплоть до научных ошибок. Так, кандидат медицинских наук, ведущая передачи «Здоровье» (ОРТ, 23.10.99), которая вряд ли не знает, что скорлупа куриного яйца представляет собой смесь разных веществ и содержит, в частности, карбонат кальция, сообщает детям, участвующим в передаче, и одновременно всем зрителям, что «сейчас покажет настоящий кальций». Но перед телекамерой возникает не серебристо-белый металл, а яичная скорлупа!
Если достоверность информации масс-медиа нельзя проверить в условиях школьной лаборатории, как, например, возможность разложения цианидов водами Дуная (информационная программа «Время», ОРТ, 15.02.2000) или образование озоновых дыр под действием фреонов, то использовать эту информацию до введения научного знания не следует, так как велика вероятность того, что школьники поверят СМИ, а не слову учителя. По этой причине подобные сообщения средств массовой информации рационально использовать для проверки тех знаний учащихся, которые уже «отработаны» учителем.
В этом случае научно недостоверной информации могут предшествовать слова: «Ознакомьтесь с информацией». После чего учитель предлагает учащимся проанализировать сведения, добиваясь аргументированных ответов, касающихся не только изучаемого явления и достоверности информационного сообщения, но и причин появления научно недостоверной информации и, если это возможно, целей и направленности информационного потока.
Таким образом, использование научно недостоверных сообщений масс-медиа не только способствует достижению целей обучения тому или иному учебному предмету, но и создает реальные возможности для достижения целей медиаобразования.
Список используемой литературы:
1. Рива Паласио В. «Пираты Мексиканского залива». - М.: Фолио, 1992.
2. Шторх Э. «Охотники на мамонтов». — СПб.: Северо-Запад, 1993.
3. А. Конан Дойл «Собака Баскервилей». – М.: Детиздат, 1973.
4. А. Конан Дойл «Исчезновение леди Френсис Карфэкс». М.: Правда, ПСС., т. 3.
5. Ж. Верн «Таинственный остров», М.: Детиздат, 1977 г.
6. Луи Буссенара «Похитители бриллиантов», М.: Детиздат, 1968 г.
7. А. Беляев «Продавец воздуха», М.: Юность, 1988 г.
8. В. Пикуль «Нечистая сила», СПб.: Кальмус, 1999 г.
9. Ж. Санд «Консуэло», М.: Правда, ПСС, т. 1.