Удивительный мир кристаллов

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Удивительный мир кристаллов

Палиева О.В. 1
1ГБОУ Школа № 2089 г. Москвы
Заев Д.А. 1
1ГБОУ Школа № 2089 г. Москвы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Поэзия! Завидуй кристаллографии!

Кусай ногти в гневе и бессилии!

О. Мандельштам

Мы живем в мире, в котором большая часть веществ находится в твердом состоянии. Мы пользуемся различными механизмами, инструментами, приборами. Мы живем в домах и квартирах. Имеем мебель, бытовые приборы, средства связи: радио, телевидение, компьютеры… А ведь все это твердые тела. С физической точки зрения, человек – твердое тело. Что же такое твердые тела?

В отличие от жидкостей, твердые тела сохраняют не только объем, но и форму, т.к. положение в пространстве частиц, составляющих тело, стабильно. Из-за значительных сил межмолекулярного взаимодействия частицы не могут удаляться друг от друга на значительные расстояния.

В природе часто встречаются твердые тела, имеющие форму правильных многогранников. Такие тела назвали кристаллами. Изучение физических свойств кристаллов показало, что геометрически правильная форма – неглавная их особенность.

Знаменитое изречение академика А.Е.Ферсмана «Почти весь мир кристалличен. В мире царит кристалл и его твердые прямолинейные законы» полностью согласуется с неугасающим научным интересом ученых всего мира и всех областей знания к данному объекту исследования. Так, в конце 60-х годов прошлого века начался серьезный научный прорыв в области жидких кристаллов, породивший «индикаторную революцию» по замене стрелочных механизмов на средства визуального отображения информации. Позже в науку вошло понятие биологический кристалл (ДНК, вирусы и т.д.), а в 80-х годах ХХ века – фотонный кристалл.

Что такое кристаллы? Какими свойствами они обладают? Что такое кристаллическая решетка? Как растут кристаллы? Как и где они применяются в настоящее время и каковы перспективы их применения в будущем? Вот эти вопросы и заинтересовали меня, и я пытался найти на них ответы самостоятельно, т.к. в учебнике ответы на эти вопросы были неполными, из них не было видно, почему именно благодаря кристаллам произошел серьезный прорыв в науке и технике

Актуальность темы:

XXI век характеризуется интенсивным развитием нанотехнологий, применяемых в электронике, вычислительной и информационной технике, медицине, биотехнологиях, в основе которых лежит использование различных кристаллов и жидкокристаллических веществ. Поэтому, свою работу мы посвятили отработке навыков по выращиванию кристаллов из водных растворов солей.

Заинтересовавшись вопросом многообразия кристаллов в природе, я попытался, работая над проектом, познакомиться с существующими методики выращивания кристаллов в лабораторных и домашних условиях , внести в них свои коррективы, выяснить условия, влияющие на рост кристаллов.

Цели работы:

Изучить литературы по данному вопросу.

Вырастить кристаллы некоторых солей и выяснить, как условия выращивания влияют на рост кристаллов.

Предмет исследования: факторы, влияющие на скорость роста кристаллов.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы:

1) анализ научной литературы по кристаллохимии

2) эксперимент по выращиванию кристаллов разными способами

Практическая значимость заключается в систематизации сведений о способах выращивания кристаллов.

Оборудование и реактивы:

весы, химическая посуда (стаканчики, воронки, колбы), штативы, проволока, фильтры, вода, соли ( алюмокалиевые квасцы, дихромат калия, медный купорос, поваренная соль). тонкие, прочные суровые нитки (на таких меньше кристаллических наростов);

фильтровальная бумага ;

стеклянные палочки

Задачи исследовательской работы:

Изучить растворимость исходных солей в воде в зависимости от температуры.

Выяснить, как условия выращивания влияют на рост кристаллов.

Подобрать методику выращивания кристаллов, соответствующую нашим условиям.

Пути решения данных задач:

Обзор и анализ литературы

Эксперимент по выращиванию кристаллов с применением физико-химических методов исследования.

Гипотеза:Кристаллы не только чудо природы. Это чудо можно сотворить своими руками .

Из глубины веков

С кристаллами человечество познакомилось в глубокой древности. Связано это, в первую очередь, с их часто реализующейся в природе способностью самоограняться, т. е. самопроизвольно принимать форму изумительных по совершенству полиэдров. Даже современный человек, впервые столкнувшись с природными кристаллами, чаще всего не верит, что эти многогранники не являются делом рук искусного мастера.

Форме кристаллов издавна придавалось магическое значение, о чём свидетельствуют некоторые археологические находки. Упоминания о "кристалле" (по-видимому, всё-таки речь идёт о "хрустале") неоднократно встречаются в Библии (см., напр.: Откровение Иоанна, 21, 11; 32, 1, и др.). В среде математиков существует аргументированное мнение, что прототипами пяти правильных многогранников (тел Платона) послужили природные кристаллы. Многим архимедовым (полуправильным) многогранникам также имеются точные или очень близкие аналоги в мире кристаллов. А в прикладном искусстве древности иногда в качестве образцов для подражания использовались кристаллические многогранники, причём и такие, которые заведомо не рассматривались тогдашней наукой. Например, в Государственном Эрмитаже хранится нитка бус, форма которых с высокой точностью воспроизводит характерную форму кристаллов красивого полудрагоценного минерала граната. Бусины эти изготовлены из золота (предположительно, ближневосточная работа I-V вв. н. э.). Таким образом, кристаллы с давних пор оказывали заметное воздействие на основные сферы интересов человека: эмоциональную (религия, искусство), идеологическую (религия), интеллектуальную (наука, искусство).

С древнейших времен кристаллы поражали человеческое воображение своим исключительным геометрическим совершенством. Наши предки видели в них творение ангелов или подземных духов. Первой попыткой научного объяснения формы кристаллов считается произведение Иоганна Кеплера «О шестиугольных снежинках» (1611 г). Кеплер высказал предположение, что форма снежинок (кристалликов льда) есть следствие особых расположений составляющих их частиц. Спустя три века было окончательно установлено, что специфические особенности кристаллов связаны с особым расположением атомов в пространстве, которые аналогичны узорам в калейдоскопах. Все различные законы таких расположений были выведены в 1891 году нашим замечательным соотечественником, родоначальником современной кристаллографии Е. С. Федоровым (1853-1919). Правильные формы кристаллических многогранников легко объясняются в рамках этих законов. И сами эти законы настолько красивы, что не раз служили основой для создания произведений искусства. Интересно происхождения слова "кристалл" (оно звучит почти одинаково во всех европейских языках). Много веков назад среди вечных снегов в Альпах, на территории современной Швейцарии, нашли очень красивые, совершенно бесцветные кристаллы, очень напоминающие чистый лед. Древние натуралисты так их и назвали — "кристаллос", по-гречески — лед; это слово происходит от греческого "криос" — холод, мороз. Полагали, что лед, находясь длительное время в горах, на сильном морозе, окаменевает и теряет способность таять. Один из самых авторитетных античных философов Аристотель писал, что "кристаллос рождается из воды, когда она полностью утрачивает теплоту". Римский поэт Клавдиан в 390 то же самое описал стихами:

Ярой альпийской зимой лед превращается в камень.

Солнце не в силах затем камень такой растопить.

Что такое кристалл?

Слово "кристалл" - греческое (κρισταλλος), исходное его значение - "лёд". Однако уже в античное время этот термин был перенесён на прозрачные природные многогранники других веществ (кварца, кальцита и т. п.), так как считалось, что это тоже лёд, получивший в силу каких-то причин устойчивость при высокой температуре.

В русском языке это слово имеет две формы: собственно "кристалл", означающее возникшее естественным путем многогранное тело, и "хрусталь" - особый сорт стекла с высоким показателем преломления, а также прозрачный бесцветный кварц ("горный хрусталь").

В большинстве европейских языков для обоих этих понятий используется одно слово (сравните английские "Crystal Palace" - "Хрустальный дворец" в Лондоне и "Crystal Growth" - международный журнал по росту кристаллов).
КРИСТАЛЛЫ — вещества, в которых мельчайшие частицы (атомы, ионы или молекулы) "упакованы" в определенном порядке. В результате при росте кристаллов на их поверхности самопроизвольно возникают плоские грани, а сами кристаллы принимают разнообразную геометрическую форму. Каждый, кто побывал в музее минералогии или на выставке минералов, не мог не восхититься изяществом и красотой форм, которые принимают "неживые" вещества.

В учебниках кристаллами называют твёрдые тела, образующиеся в природных или лабораторных условиях и имеющие вид многогранников, которые напоминают самые непогрешимо строгие геометрические построения

Кристаллов в природе существует великое множество и так же много существует различных форм кристаллов. В реальности, практически невозможно привести определение, которое подходило бы ко всем кристаллам. Во всех без исключения кристаллических постройках из атомов можно выделить множество одинаковых атомов, расположенных наподобие узлов пространственной решётки. Простейший пример такой постройки представляет собой кладка из одинаковых кирпичиков. Если внутри кирпичиков выделить соответственные точки, например, их центры или вершины, то мы получим модель пространственной решётки. Для всех без исключения кристаллических тел характерно решётчатое строение.

Вот теперь мы подошли к возможности дать общее определение для кристаллов. Итак, кристаллами называются «все твёрдые тела, в которых слагающие их частицы (атомы, ионы, молекулы) расположены строго закономерно наподобие узлов пространственных решёток». Это определение является максимально приближённым к истине, оно подходит к любым однородным кристаллическим телам.

Кристаллы правильной геометрической формы встречаются в природе редко. Совместное действие таких неблагоприятных факторов, как колебания температуры, тесное окружение соседними твердыми телами, не позволяют растущему кристаллу приобрести характерную для него форму.

Кристаллы в природе

Многие минералы и горные породы имеют кристаллическое строение. Многие минералы возникли из пересыщенных водных растворов. Первым среди них следует назвать каменную соль NaCl, являющуюся одним из наиболее знакомых каждому человеку минералов. Толщина пластов каменной соли, образовавшихся при испарении воды соленых озер, достигает в некоторых месторождениях нескольких сотен метров.

Каждому знаком способ образования кристаллов из пара. Снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой голые ветки деревьев, представляют собой кристаллы льда, выросшие из паров воды.

На стенках кратеров «курящихся» вулканов постоянно образуются кристаллы серы, хлористого аммония, каменной солии других веществ, достигающих поверхности Земли в виде пара. Однажды при извержении Везувия за несколько дней из паров образовалась жила кристаллов гематита (Fe2О3) толщиной 1 м.

Многие кристаллы являются продуктами жизнедеятельности организмов. Некоторые виды моллюсков обладают способностью наращивать на инородных телах, попавших в раковину, перламутр. За 5 — 10 лет образуется драгоценный камень жемчуг, имеющий поликристаллическое строение.

В морской воде растворено много различных солей. Мириады организмов, населяющих моря, строят свои раковины и скелеты из углекислого кальция и кремнезема. Выпадая в осадок, раковины и скелеты умерших организмов образуют мощные пласты так называемых осадочных пород. Рифы и целые острова в океанах сложены из кристалликов углекислого кальция, составляющих основу скелета беспозвоночных животных коралловых полипов.

Искусственные кристаллы

Как известно, настоящие природные драгоценные камни (кристаллы) - это твердые соли различных металлов, молекулы которых организованы в упорядоченную структуру, так называемую кристаллическую решетку. В природе кристаллы образовывались в течение миллионов лет, в глубине земной коры, при высоких температурах (до 2000 °С) и под колоссальным давлением сотни тысяч атмосфер. Мест, где складывались такие условия, крайне мало, чем и объясняется редкость драгоценных камней. Поэтому, ученые решили создать аналог природных минералов. Им в лабораторных условиях необходимо было воспроизвести природные явления, причем в ускоренном варианте. Однако, получить столь высокие температуры и давление стало возможным лишь в начале прошлого века.

В 1902 году французскому инженеру Вернейлю после многочисленных неудачных попыток удалось синтезировать небольшой кристалл рубина весом 6 г. Фактически он стал самым первым искусственным драгоценным камнем, идентичным природному. Именно благодаря синтетическим рубинам стал возможен ряд открытий. Например, на основе рубина был изобретен лазер, позволивший точно измерить расстояние от Земли до Луны. Позже оказалось, что с помощью технологии синтеза рубинов возможно получать и другие ценные кристаллы - сапфиры и гранаты.

До сих пор в мире рубины, сапфиры и гранаты пользуются большим спросом. Сапфировые стекла, например, необходимы для производства иллюминаторов космических кораблей, головок самонаводящихся ракет, мобильных телефонов и часов.

Большой популярностью пользуются и искусственно выращенные алмазы. Повышенная твердость алмазов определяет их использование в промышленности. Алмазы применяют на операциях резки, полирования, шлифования и сверления.

Американские ученые научились выращивать гигантские алмазы совершенной формы. Это позволит расширить сферу применения алмазов в промышленности. Так же в промышленности используют искусственные кристаллы кварца и кремния.

А в ювелирном деле первым научились использовать искусственный изумруд. Он ценится исключительно из-за своей редкости, а также небольших объемов производства. Не менее ценным для ювелиров стал гранат зеленого и розового цветов.

В 1968 году российские физики получили прозрачный кристалл, не имеющий природного близнеца, и назвали его фианитом в честь своего Физического института Академии наук (ФИАН), хотя первые опыты по синтезу подобных кристаллов осуществлялись еще в 20-х годах французскими химиками. Целью синтеза фианита было получение кристалла для применения в лазерах. Правда, превзойти гранат по своим "лазерным" свойствам фианит не смог, но его необычную красоту, многоцветность и дешевизну по достоинству оценили ювелиры. До 98% фианитов производится для их нужд. А для хирургии выпускается скальпель с фианитом. Установлено, что некоторые люди страдают аллергией на металл, а лезвие из фианита позволяет избежать аллергической реакции. Выращивать фианиты легко и приятно, а добавление тех или иных примесей позволяет создавать уникальные кристаллы не встречающихся в природе цветов, например лаванды, или добиваться необычных оптических эффектов, таких как смена цвета при изменении освещения – так называемый александритовый эффект.

Практически все виды кристаллов синтезируют и в России. В подмосковном Троицке выращивают алмазы, в Зеленограде - сапфиры, гранаты, рубины, под Нижним Новгородом - рубины, в Новосибирске – изумруды.

Из выше перечисленного видно, что выращивание искусственных кристаллов очень увлекательный и важный для современной жизни процесс. Многие ученые мира ищут все новые способы синтеза искусственных кристаллов. Но сегодня, этим интереснейшим делом могут заняться не только великие ученые и исследователи, но и дети!

Экспериментальная часть

Как растут кристаллы.

Долгое время учёные считали, что кристалл растёт подобно кирпичной кладке: пока недостроен предыдущий ряд, новый не строится. Как же происходит на самом деле?

В 1948 году английский кристаллограф Франк выдвинул остроумную догадку: Кристалл растёт не параллельными слоями, не как кирпичная кладка, а подобно винтовой лестнице или спирали. Кристалл при росте как бы накручивается сам на себя, всё время, продвигая вперёд одну и ту же ступень Схема такой атомной винтовой лестницы называется винтовая дислокация.

Однако когда Франк рассказал о своей гипотезе на конференции по росту кристаллов в 1948 г., слушатели с недоверием отнеслись к его теории, ведь в таком случае на грани кристалла должен быть не зарастающий выступ, меж тем спокон веков известно, что грани у кристаллов гладкие. И, тем не менее, Франк оказалсяправ.

Сегодня уже нет сомнений в том, что именно так растут кристаллы из паров, расплавов и из слабо пересыщенных растворов.

Выращивание кристаллов – это искусство. Немного настойчивости, упорства, аккуратности, и вы станете обладателями красивых кристаллов. Теорию роста кристаллов я излагать не буду. Перейдем сразу к обзору методов выращивания монокристаллов.

Самый простой, но очень важный метод- выращивание кристаллов из растворов. Этот метод основан на свойстве многих кристаллических веществ изменять свою растворимость с изменением температуры. Он хорош тем, что не требует сложной аппаратуры и позволяет выращивать кристаллы очень многих веществ. Однако он пригоден только для хорошо растворимых соединений. Из каких доступных веществ можно вырастить кристаллы? Мы выяснили из научной литературы соли, каких веществ можно использовать при выращивании кристаллов . Ниже приведена таблица соединений, которые можно использовать для этого, и произведён расчёт соли на 0.5 л воды.

Соль

Формула

Цвет

Соли г/0,5 л*

Алюмокалиевые квасцы

KAl(SO4)2 * 12H2O

Серебристо-белые

150 – 200

Хромокалиевые

KСr(SO4)2 * 12H2O

Сине-фиолетовые

400

Медный купорос

CuSO4 * 5H2O

Ярко-синие, прозрачные

200 – 250

Сегнетова соль

NaKC4H4O6 * 4H2O

Бесцветные

550

Жёлтая кровяная соль

 

Светло-жёлтые

200

Смесь алюмокалиевых и хромокалиевых

KAl(SO4)2 * 12H2O KСr(SO4)2 * 12H2O

Бледно-лиловые

150 – 200

Хромовокислый калий

KСrO4

Лимонно- жёлтые

375

Железный купорос

FeSO4 * 7H2O

Зеленоватые

302

Бура

Na2B4O7 * 10H2O

Белые

28

Красная кровяная соль

 

Рубиновые

450

Двухромовокислый калий

K2Сr2O 7

Оранжевые, блестящие

250

Железоаммиачные квасцы

NH4Fe(SO4)2 * 12H2O

Светло-фиолетовые

350

Сернокислый никель

NiSO4 * 7H2O

Игольчатые кристаллы, изумрудно-зелёные

480

* Количество соли на 0,5 л при температуре 30оС

По кривой растворимости мы выяснили , что хорошей растворимостью обладают соли медного купороса, бихромат калия , поваренной соли( до 50 С)

Решено было выбрать для эксперимента соли медного купороса, бихромата калия, алюмокалиевые квасцы .

Насыщенные растворы солей готовили при t = 80°С, после чего раствор медленно охлаждали. Массы навесок солей рассчитывали по кривым растворимости, исходя из объема 500 мл. Из этих растворов образуются зародышевые кристаллы.

Время кристаллизации зависит от природы вещества. В условиях проведения данного эксперимента

-для алюмокалиевых квасцов, за 12 часов вырастают кристаллы массой 1,5-2,0 г,

- масса кристаллов сульфата меди (II) за период составляет соответственно 0,1-0,2 г

- бихромата калия 0,01-0,05 г.

Вышеописанное представлено на диаграмме .

 

Кристаллы медного купороса

 

Кристаллы бихромата калия

 

Кристаллы алюмо-калиевых квасцов

Эксперимент №1. Выращивание кристаллов разными способами

Выращивание кристаллов проводили двумя методами:

1.Первый – метод охлаждения горячего раствора для получения зародышей кристаллов

В озьмите стакан горячей воды и всыпьте любое кристаллическое вещество, растворимое в воде. В стакан горячей воды всыпьте столько порошка, сколько может раствориться. Когда порошок совсем перестанет растворяться и начнет оседать на дно, слейте образовавшийся раствор в другой стакан так, чтобы на дно стакана с раствором не попало ни одной крупинки порошка. Для этого профильтруйте раствор через фильтрованную бумагу или через чистую тряпочку. В получившемся растворе количество вещества как раз соответствует его растворимости при данной температуре; Такой раствор называется насыщенным. Теперь оставьте стакан с раствором и дайте ему остыть. При остывании растворимость почти всех веществ уменьшается Иначе говоря, при высокой температуре раствор был насыщенным, а остыв, он стал перенасыщенным. Такой перенасыщенный раствор не может долго существовать, поэтому лишнее вещество выделяется из раствора и оседает на дно стакана.

Чтобы вырастить один большой кристалл в неостывший раствор надо положить или подвести на нитке небольшой кристаллик – «затравку». Сначала он немного растворится, а затем примется расти.

2. Второй – метод испарения воды из холодного раствора, в котором выращивается из зародыша один большой кристалл. При этом создается небольшое пересыщение раствора, за счет которого и идет кристаллизация. Одним из недостатков этого способа является появление кристаллов- паразитов там, где стенки сосуда граничат с поверхностью испаряющегося раствора. Но этот способ очень прост и потому широко используется. Подливая по мере испарения новые порции насыщенного раствора, можно вырастить и к ристаллы малорастворимых соединений.

Обратили внимание на различные скорости роста кристаллов двумя методами. Для роста кристаллов методом испарения потребовалось 1-4 суток, для роста кристаллов из растворов – 1-3 недели.

Эксперимент №2. « Выращивание кристаллов в разных условиях»

Коротко осветим методику опыта:

В начале был приготовлен пересыщенный раствор медного купороса путём растворения медного купороса в воде при нагревании (до 60˚ С).

Из перенасыщенного раствора путём, в одном случае быстрого охлаждения, в другом случае медленного охлаждения, была получена затравка – это небольшие кристаллы, выпавшие на дно банок.

Мы заметили, что при медленном охлаждении кристаллы выпали более крупные и правильной формы, чем при быстром охлаждении.

Выбрав наиболее крупные и правильные кристаллы, мы привязали их на нитку и опустили в новый горячий перенасыщенный раствор и оставляли на сутки.

Медленное охлаждение осуществлялось так: банку с раствором закутывали в полотенце и мешок (полиэтиленовый).

Быстрое охлаждение осуществлялось так: банку с раствором сразу выставили на улицу, через некоторое время – в снег.Раствор меняли через сутки, в течении недели

В результате, через неделю, мы получили 2 кристалла, различных по внешнему виду .Кристалл, выращенный при медленном охлаждении, имеет более крупные грани.

Следовательно, при медленном охлаждении можно вырастить кристаллы более правильной формы и с крупными гранями.

Кристалл, выращенный при медленном охлаждении

Кристалл, выращенный при быстром охлаждении

Выводы:

1. На рост и форму кристаллов оказывают влияние условия выращивания.

2. Кристаллы, выращенные при медленном охлаждении, имеют более крупные грани.

Эксперимент №3. Влияние «затравочного кристалла» на процесс кристаллизации

О тбирали различные по структуре кристаллики (мелкие кристаллы и крупнее по размерам ,правильной и неправильной формы ) С ними мы продолжили эксперимент.


Вывод: Чем меньше выбранная затравка, чем она правильнее, тем легче раствору подстроиться под неё .

Эксперимент №4. Влияние раствора соли на кристаллизацию меди

Ч тобы вырастить большие кристаллы , для этого необходимо как-то замедлить реакцию железа с медным купоросом. Мы замедлили её поваренной солью. На дно банки кладём немного медного купороса и засыпаем мелкой поваренной солью сорта «Экстра».

Из фильтра необходимо вырезать кружок такого размера, чтобы он касался стенок банки, закрыть им купорос с солью. На бумагу кладётся железные гвозди.

В банку надо налить насыщенный раствор поваренной соли, чтобы он целиком закрыл железные гвозди . Банка оставлена в покое на неделю. Вот что мы увидели через неделю.

Но так как процесс этот происходит очень медленно, атомы меди выстраиваются в красивые блестящие кристаллы металлической меди. Иногда эти кристаллы образуют разветвления – дендриты. Меняя условия опыта (температура, размер кристаллов купороса, толщина слоя соли и т.п.), можно менять условия кристаллизации меди.

Мы внимательно разглядывали каждый раз образовавшиеся кристаллы: многие из них оказывались разной формы: одни похожи на кубики, другие – на иглы, третьи – на причудливые многогранники. Разглядывать небольшие кристаллы удобнее через лупу.

Из бихромата калия соль кристаллизуется в трёхклинной сингонии очень медленно. Отдельные кристаллы в друзе маленькие, обладают сильным блеском и имеют оранжевую окраску.

Из медного купороса соль кристаллизуется в трёхклинной сингонии. Растут друзы быстро (в ширину и высоту). Они плотно приклеиваются ко дну и стенкам стакана, что затрудняет работу с ними.

Выводы

При выращивании кристаллов я поняла несколько правил:

1. Кристаллы можно выращивать только из насыщенных растворов  различных солей.

2. Кристаллы разной формы можно получить, меняя температуру, величину  кристаллов – зародышей, размеры  сосуда, создавая  тем самым оптимальные для роста условия

3. Работа должна вестись с радостью, без принуждения, ведь кристаллы способны накапливать  энергию, излучать ее.

Заключение

Экспериментируя, мы обнаружили, чтобы получить мелкие кристаллы, надо насыщенный раствор охлаждать очень быстро. Для этого ещё горячий раствор мы ставили в холодную воду или выносили на холод . А для выращивания крупных кристаллов раствор желательно охлаждать помедленнее. Ростом кристаллов можно управлять: время от времени вынимая его из банки и поправляя. Ненужные выросты можно снимать. Если необходимо, чтобы какая-то грань перестала расти, необходимо смазать её вазелином; если надо, чтобы она снова начала расти, можно удалить вазелин ватой, смоченной ацетоном.

Исследовав свойства кристаллов, я пришел к выводу: кристаллы – это не только чудо природы . Это чудо можно сотворить своими руками и управлять этим процессом.

Изучив влияние различных условий на рост кристаллов, человек может управлять процессом кристаллизации, получая при этом

кристаллы с необходимыми свойствами, возможно, будущее новейших технологий принадлежит кристаллам и кристаллическим агрегатам.

Благодаря исследовательской работе, я научился выращивать кристаллы. А это, можно сказать, отдельный вид искусства

Литература:

Банн Ч. Кристаллы. Их роль в природе и науке. М., "Мир", 1970

Большая химическая энциклопедия, том 2.

Китайгородский А.И. Порядок и беспорядок в мире атомов. М., "Наука", 1977

Мир химии. Занимательные рассказы о химии. Санкт-Петербург. «Мим-экспресс» 1995г.

« Народное образование» 2006г.,№1.

Серия «Эрудит» .Химия, Физика

О. Ольгин . Чудеса на выбор. М. Детская литература .1987

Шаскольская М.Л. Кристаллы. М., "Наука", 1978

Шаскольская М.Л. Очерки о свойствах кристаллов. М., "Наука", 1978

Опыты в домашней лаборатории.- М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы,1980г,144с.

Энциклопедический словарь юного химика

Просмотров работы: 114