Проблема утилизации и переработки отходов

XVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблема утилизации и переработки отходов

Баскакова Э.Р. 1
1МОУ Ишеевский лицей им.Н.К.Джорджадзе
Андреева Лидия Васильевна 1Минибаева Роза Мансуровна 2
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе
2МОУ Ишеевский многопрофильный лицей
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

Проблема утилизации отходов была актуальной во все времена, но именно сегодня этот вопрос встал столь остро. Вынося из дома мусор, мы редко задумываемся о том, что же с ним происходит дальше. Но из-за того, что люди не осознают необходимости утилизации бытового мусора, а государство не организует целенаправленного сбора тары, заводы по переработке пластиковой упаковки простаивают.

1. Актуальность

Откуда же берется мусор? Его производит сам человек, вся созданная человеком промышленность производит сначала продукты пользования, которые затем становятся мусором. Отходы — вещества признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

Актуальность данного исследования работы определяется важностью его темы. На сегодняшний день проблема сбора, утилизации и переработки мусора является острейшей среди глобальных проблем человечества, без решения которой наш мир рискует превратиться в огромную мусорную свалку. Я считаю выбранною мной тему актуальной, так как в современном мире с каждым годом растет количество бытовых отходов

а) Объект и предмет исследования: бытовые отходы, роль семьи в решении проблемы раздельного сбора мусора

в) Гипотеза – раздельный сбор мусора способствует снижению количества не перерабатываемых отходов и изменению качественного состава выбрасываемого мусора, дает возможность его вторичного использования.

2. Цель исследования:

показать важность раздельного сбора мусора в каждой семье, необходимость его вторичного использования.

3. Задачи исследования:

Подобрать и проанализировать источники информации по теме работы.

Систематизировать собранный материал по теме работы.

Опытным путем доказать важность раздельного сбора мусора, а также последующей его переработки.

Создать проект собственного мусорного ведра для раздельного сбора мусора в домашних условиях.

Исследовать состав и объем твердых бытовых отходов в нашей семье за 5 дней

Показать, что в наше мусорное ведро попадают вещи, которым можно «дать вторую жизнь», приложив к их преобразованию желание, труд и немного фантазии.

4. Методы исследования:

поисковый (сбор информации по теме)

систематизация

анализ информационных ресурсов

сравнение

обобщение

практическая работа

ИКТ (создание презентации)

5. Практическая значимость

Исследование можно использовать на уроках технологии, географии, экологии, химии, во внеурочной деятельности. Работа окажет влияние на повышение экологического образования (культуры, сознания, воспитания и формирования у школьников экологических ценностей). Развитие экологической культуры, вовлечение населения в раздельный сбор мусора.

II. Теоретическая часть.

1. Классификация отходов

В зависимости от происхождения отходы подразделяются на разные виды и классы. Бытовые отходы. К данному виду относится мусор, образующийся в процессе жизнедеятельности человека. Это различные пищевые, бумажные, пластиковые и другие отходы, которые выбрасывают граждане из своих домов, учреждений.

а) Биологические отходы. Животные и человек — это биологические виды. Отходы их жизнедеятельности велики. К ним относится общественное питание, санитарно-гигиенические учреждения, ветеринарные клиники и т.д. Промышленные - отходы, возникающие в результате производственных и технологических работ. К этому виду можно отнести и строительный, ремонтный мусор; с фабрик и заводов

б) Радиоактивные отходы. Это непригодные к использованию газы, растворы, различные материалы и изделия, биологические объекты, которые содержат радиоактивные вещества в превышающем допустимую норму количестве

1.1. Влияние на человека и окружающую среду.

Из года в год растёт число промышленных предприятий, соответственно, возрастает количество отходов, что приводит к загрязнению и захламлению природы. В результате качество окружающей среды постоянно ухудшается, а природные ландшафты всё чаще подвергаются необратимому процессу разрушения. Сотни тысяч гектаров земли, пригодной для сельскохозяйственной деятельности, погибает под завалами гниющих отходов. Промышленные отходы отрицательно влияют не только на атмосферу, но и на водные ресурсы планеты. Сброс производственного мусора в сточные воды приводит к загрязнению вод Мирового океана. Они не просто опасны, они могут привести нашу Землю к экологической катастрофе. Они могут содержать высокоопасные, саморазмножающиеся микроорганизмы патогенного характера, и если их просто выбрасывать на полигоны, то возможен риск распространения бактерий, что в результате приведёт к вспышкам различных эпидемий. Человек, будучи частью экосистемы, также подвержен пагубному воздействию промышленных отходов. За последние годы появился целый ряд заболеваний – аллергических, эндокринных, токсических, – вызванных действием химических веществ, выбрасываемых человеком в природную среду.

1.2. Тревожные факты.

За последние 20 лет объем упаковки в мусоре вырос в 246 раз; Стоит упомянуть об одной из главных причин затаившейся опасности – длительном периоде разложения отходов, в большинстве случаев сопровождающемся выделением токсических веществ. Так, пищевые отходы разлагаются около месяца, газетная бумага – 1-4месяца; железные банки – 10 лет ; бумажная коробка из-под сока -

6 лет; фольга – более 100лет; батарейки – 110 лет; пластиковая бутылка – 180200 лет; алюминиевые банки – 500 лет; стеклянная бутылка лежит в земле вечно.

Загрязнение мирового океана нефтью и нефтепродуктами достигло уже 1/5 его общей поверхности.

2 Методы утилизации отходов.

2.1. Механико-биологический.

80 % всего бытового мусора в России просто вывозится на свалки. Стоимость такого способа наиболее низкая. Официальных полигонов РФ, в которых захоронено порядка 82 миллиардов тонн отходов, около 11 тысяч. Их количество постоянно увеличивается, нанося тем самым огромный ущерб природе. Свалки занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках, проникают в подземные воды, которые часто используют в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде. Кроме того, в результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы (метан, этилен, сероводород), которые также не освежают атмосферу вокруг свалки. Некоторые продукты гниения способны самовоспламеняться, поэтому на свалке регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа. Парниковый эффект. Когда свалки остаются открытыми, в атмосферу могут попадать самые разные вредные газы, такие как: метан и двуокись углерода, которые производятся чрезмерно. Когда уровень этих газов увеличивается, они мешают температуре окружающей среды и делают воздух теплее. Так, размещение отходов на свалках ведет к ряду экологических проблем.

2.2.Термический метод – сжигание.

Ежегодно от эксплуатации мусоросжигательных заводов в атмосферный воздух выбрасывается огромное количество загрязняющих веществ. Экономия средств на мониторинг атмосферного воздуха и оборудование по очистке отходящих газов приводит не только к локальным, но и к региональным загрязнениям, создающим условия повышенного риска для здоровья и жизни населения, которое проживает вблизи местонахождения предприятия. При этом методе все равно будут

необходимы, т.к. в результате сжигания образуется токсичная зола, которая также требует захоронения.

2.3. Вторичная переработка.

Всего лишь 3% бытовых отходов подвергается промышленной переработке. Такой способ утилизации на сегодняшний день представляет наименьшую опасность, но вся проблема заключается в строительстве подобных предприятий, а, точнее, в необходимости инвестирования в эту отрасль. Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь, но он не всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Перед тем, как использовать мусор его необходимо рассортировать. Бумага, железки, битое стекло – все должно находиться отдельно. Очевидно, что рассортировать мусор, уже поступивший на свалку, практически невозможно – автоматов таких нет, а люди работают очень медленно, да и вредно это для их здоровья. Дальше необходимо измельчить мусор на специальных дробильных установках.

Главная опасность пластика заключается в том, что продукты из него практически не разлагаются естественным путем, на перегнивание уходит около сотни лет. Поэтому в установку помещаются отсортированные бутылки, происходит дробление и на выходе получаются хлопья, размер которых может быть от 0.8 до 1.2 сантиметра (в зависимости от размера решетки в установке). Затем измельченная масса тщательно промывается с применением каустической соды. После этого она помещается в центрифугу, отделяющую кусочки бумажных этикеток от основной массы в виде шлама. Далее «флекс» еще раз промывается, в этот раз обычной чистой водой, и помещается в трубчатую сушилку, в которой под действием потока горячего воздуха и будет происходить сушка. Дальше следует гранулирование, превращающее «флекс» в крошку. Из них после путем плавления и придания формы можно сделать полимерную доску, которая будет долговечней деревянной. Можно сделать новые бутылки.

Стекло производится из натурального сырья, поэтому даже в виде отходов большой угрозы для экологии не представляет. Токсичных веществ оно не выделяет, но и естественному разложению не поддается. Так, стеклотара - 100% перерабатываемый материал без потери качества и чистоты материала.

Каждая частица стеклянной бутылки или банки бесконечно может быть использована для производства новой тары. При этом будет сокращены расходы сырья и энергии.

Стекловата – универсальный утеплитель и звукоизолятор. Стекловатой укрепляют внешние стены зданий, пол и крышу. Изготавливают ее из стеклобоя.

Из алюминиевой банки в 99% случаев переработки производят новую банку. Такая тара – самая перерабатываемая емкость во всем мире. Она будет использована, переработана и снова отправлена на полку магазина в течение 60 дней. Круговорот банок в природе может длиться бесконечно, потому что алюминий поддается стопроцентной переработке, не утрачивая при этом своих свойств. Приблизительно 75% процентов всего алюминия, произведенного с

1988 года, по сей день

продолжают использовать в переработанном виде. Переработка алюминия требует всего 5% от объема энергии, необходимой при изготовлении банки из первичного сырья.

3. Раздельный сбор.

Раздельный сбор позволяет выделить из общей массы отходов так называемые “полезные фракции” − материалы, которые могут быть переработаны и использованы повторно. Наиболее распространенными видами перерабатываемых вторресурсов являются различные виды пластика, стекло, бумага и картон, алюминий.

Таким образом, извлечение вторичных ресурсов из отходов в результате раздельного сбора, с одной стороны – существенно сокращает объем мусора, вывозимого на мусорные полигоны и свалки. С другой стороны, изготовление новой продукции из этого вторичного сырья позволяет снизить уровень потребления природных ресурсов, в т. ч. и не возобновляемых, и уменьшить загрязнение окружающей среды.

В настоящее время повсеместно распространено мнение о том, что в России нет переработки, и все разговоры о раздельном сборе – это всего лишь теоретические рассуждения о вопросах, практическая реализация которых пока невозможна. Однако во всех регионах России работает множество компаний, занимающихся сбором различных вторичных ресурсов и их переработкой, которые производят из утилизированных отходов полуфабрикаты или новые вещи. Для поиска таких компаний можно воспользоваться отраслевыми СМИ или обратиться к крупнейшим игрокам местного рынка – обычно они занимаются заготовкой хотя бы одного вида вторсырья. Благодаря

«раздельному сбору» количество вывозимого на полигон мусора сокращается в два раза.

3.1. Опыт утилизации отходов за рубежом.

В современном мировом сообществе немало примеров достойного уровня обращения с отходами, в том числе и утилизации, на который можно и нужно равняться. Во многих странах Европы разноцветные мусорные баки с табличками стоят везде: во дворах домов, около магазинов, на площадях, в парках и скверах. За нарушение правил при выбрасывании мусора в сортировочные контейнеры грозит внушительный штраф.

Финляндия за последние 15-17 лет очень преуспела в вопросах утилизации отходов в стране, используют технологию хранения мусора под землей в специальных емкостях. Швейцария является примером по переработке отходов для многих европейских стран. На сегодняшний день в Швейцарии перерабатывается более 80% всех видов бытовых отходов. Примерно 18% оставшегося мусора сжигают. И только 2% занимает вывоз отходов на полигоны для их захоронения. В этой стране повсеместно принято не выкидывать пластиковые и стеклянные бутылки или упаковку, а сдавать в ближайший супермаркет и получить за тару чек с суммой, полученной за сдачу бутылок, а затем потратить эту сумму в этом же супермаркете. Вывоз мусора, его утилизация или хранение строго контролируется государством. Также в Швейцарии даже стоят камеры возле мусорных контейнеров, которые фиксируют не только тот факт, что человек правильно положил в соответствующий бак отсортированный мусор, но и то, что вынесен мусор в определённые для этого часы. В противном случае, ему придёт квитанция на штраф. Также в магазинах Европы, торгующих товарами для дома, работают пункты приема, куда можно сдать старую и отжившую свое бытовую технику (от батарейки до большого холодильника), получив при этом внушительную скидку на приобретение новой.

3.2. Раздельный сбор мусора в России

Проблема утилизации отходов сегодня актуальна во всём мире, в том числе и в России. Можно назвать три основных способа, которые применяются для утилизации отходов в нашей стране: хранение мусора на специально отведённых свалках; сжигание; переработка во вторичное сырьё. Для того, чтобы заниматься этим видом деятельности необходимо иметь лицензию и заключить договор. Причем для каждого вида отходов существуют свои правила.

В нашей же стране только недавно начали задумываться о проблеме раздельного сбора и утилизации мусора. Основной технологией утилизации отходов в России является их захоронение на полигонах, а также на свалках.

В Ульяновске и области нет четкой системы утилизации мусора, как в других регионах страны. Информацию о том, куда сдать батарейки, лампочки или другие опасные отходы, которые нельзя бросать в обычный контейнер, приходится собирать по крупицам. Активисты установили специальные контейнеры для сбора батареек в фойе главного корпуса УлГПУ, в ульяновских магазинах LeroyMerlin и «Лента» установлены контейнеры для приема старых батареек и энергосберегающих ламп. Отходы отправляются в Челябинск на переработку.

Отходов I-IV классов опасности происходит на полигоне, расположенном по адресу: Ульяновск, ОГУСП «Совхоз «Карлинский».

III. Проектно-исследовательская работа.

1. Практическое исследование

Природная среда уникальна! Всё, что создается в природе, обязательно разлагается живыми организмами, обеспечивая целостный круговорот и становясь основой для новой жизни. Листопад происходит каждую осень, но на следующий год от него не остаётся следа. За несколько месяцев листья перерабатываются благодаря червям, бактериям и грибам в перегной и почва становится плодороднее. В природе нет ни одного элемента, которому не было бы отведено своё место в общей системе. Однако, человек в своих химических лабораториях синтезировал искусственные вещества (ксенобиотики), они чужеродные для природы. Они не разлагаются сами, так как нет организмов, способных их усвоить – бактерий, грибов, насекомых. Поэтому, попадая в естественную среду, эти вещества остаются неизменными. Одни из таких синтезированных и сейчас широко распространенных веществ – это пластики. На сегодняшний день на Земле живет более 7,5 миллиардов человек. Каждый человек ежедневно использует вещи, покупает продукты, а значит производит отходы. Только в России ежегодно образуется 70 миллионов тонн бытового мусора. Так как отходов накапливается много, то нужно найти наиболее безопасный и разумный способ обращения с ними. Таким способом является переработка. При переработке на заводе из старых вещей получаются новые, при этом сохраняются природные ресурсы, а мусор не попадает на свалки и мусоросжигательные заводы, где мог бы серьезно загрязнить природу. Например, пластик можно переработать минимум 4-7 раз, бумагу до 16 раз, а металл и стекло можно переплавлять, не теряя их качество, бесконечное количество раз. Единственная сложность на пути к массовой переработке отходов – это налаживание системы раздельного сбора. Для этого важно научиться правильно, сортировать отходы. Например, уметь определять разные виды маркировки пластика, и знать правила подготовки отходов к сдаче на переработку.

Важно не только собирать, но и правильно сортировать отходы.

Я провела проектно-исследовательскую работу и узнала, сколько отходов образуется именно в моей семье и что можно передать на переработку.

1.1. Массовый и процентный состав мусорной корзины за 5 дней.

Для этого изучила массовый и процентный состав мусорной корзины у себя дома. Исследование проводила 5 дней.

На каждый день необходимо:

весы для взвешивания отходов

8 пустых полиэтиленовых пакетов, которые пронумерованы от 1 до 8 Нумерация соответствует типу мусора:

пластик,

стекло,

бумага и картон,

металл,

тетрапак,

батарейки,

пищевые отходы, остальные типы отходов.

Мусор рассчитывала по формуле: m общ.=m1+m2+m3+m4+m5

( Приложение №1 Таблица №1.)

M1=m1 1-ого дня + m12-ого дня +m1 3-ого дня + m14-ого дня + m15-ого дня M2=m21-ого дня + m2 2-ого дня +m23-ого дня + m2 4-ого дня + m2 5-ого дня

M3=m31-ого дня + m3 2-ого дня +m33-ого дня + m3 4-ого дня + m3 5-ого дня

M4=m41-ого дня + m4 2-ого дня +m43-ого дня + m4 4-ого дня + m4 5-ого дня

M5=m51-ого дня + m5 2-ого дня +m53-ого дня + m5 4-ого дня + m5 5-ого дня

M6=m6 1-ого дня + m6 2-ого дня +m63-ого дня + m6 4-ого дня + m6 5-ого дня

M7=m71-ого дня + m7 2-ого дня +m73-ого дня + m7 4-ого дня + m7 5-ого дня

M8=m81-ого дня + m8 2-ого дня +m83-ого дня + m8 4-ого дня + m8 5-ого дня Mобщ.= mобщ. 1-ого дня +mобщ. 2-ого дня + mобщ. 3-ого дня+ mобщ. 4-ого дня + mобщ.5-ого дня

Вывод: данные цифры мне говорят о разном процентном содержании каждого типа мусора. Больше всего – пищевых отходов.

1.2. Массовый и процентный состав мусорной корзины за один год.

Если отходы будут находиться отдельно, то легче их утилизировать.

Я рассчитала, сколько образуется отходов у нас дома за 1 год и пришла к выводу: моя семья выбрасывает мусора почти пол тонны!

Mобщ. средняя = (m общ.1-ого дня+ m общ.2-ого дня+ m общ.3-ого дня+ m общ.4 -ого дня+ m общ.5-ого дня):5

Mобщ. средняя = (650+ 270+ 1530+ 186+2000):5= 1263г.в день

М отходов в год= m общ. Средняя*365

М отходов в год =1263*365-460995 г или 461 кг в год

Вывод: Данная цифра заставляет задуматься! Ведь моя семья почти пол тонны мусора выбрасывает в год.

1.3. Опрос.

Провела опрос среди соседей и знакомых по исследуемой теме, обработала информацию, составила по ней таблицу: (опрошены 25 человек), Приложение таблица №2.

Вывод: опрос показал, что проблема утилизации отходов в каждой семье существует, несмотря на достаточную грамотность населения, но на лицо легкомысленное отношение к услышанной информации из-за недостаточной доступности контейнеров для рассортированного мусора

1.4. Использование отходов в домашних условиях.

Встает вопрос, пути решения вопроса утилизации мусора. Как можно использовать дома в хозяйственной деятельности разные виды отходов?

1.Старые пакеты хорошо заменяют покупные пакеты для мусора. Из пластиковых пакетов также можно делать множество разных декоративных поделок. Из них вяжут и плетут разные полезные вещи, делают сумки и игрушки.

2.Пробки можно нарезать и сделать из них подставку для горячего, коврики для прихожей, всевозможные декоративные изделия и украшения. Ими можно затыкать бутылки с самодельными соусами, маслами и напитками.

3.Обычные пластиковые бутылки можно использовать для хранения напитков, из нее можно сделать огромное количество полезных предметов для дома и сада. Например, можно сделать кормушку для птиц, горшок для растений, украшения и всевозможные органайзеры

5.Из бумаги можно сделать мульчу для огорода.

6.Мягкие резинки для волос можно вымыть, просушить и использовать для подвязывания растений в саду или для перевязывания пакетов на кухне. Большие резинки для волос можно использовать в качестве подхватов для штор.

7.Ряд органических отходов можно перерабатывать в домашних условиях при помощи компостирования. Для переработки подойдут пищевые отходы за исключением мяса, костей, масла, яичных желтков, садовые отходы, такие как скошенная трава, цветы, черенки, листья, сено, опилки, бумага и т.д . Компост очень полезен для сада и огорода, он используется для улучшения качества почвы и в качестве мульчи. Уличный ящик с двумя или тремя отделениями. Органические отходы бросают в одно отделение. Когда оно заполняется, используют другое, а в первом тем временем в течение нескольких месяцев идет компостирование

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Земля – это наш общий дом, в котором мы живем. Что станет с планетой через 100 лет, если отходы на свалку будут поступать с такой же интенсивностью, как это происходит сейчас? Никто не хотел бы жить на «планете – свалке». Сократить негативное воздействие промышленных и бытовых отходов на окружающую среду, компоненты природы можно только при 100% его раздельной утилизации и переработке. Убедится в этом, мне помогло мое исследование, работая над которым я узнала много интересного и нового о культуре раздельного сбора отходов в домашних условиях. И считаю, что моя тема актуальна.

На примере моей семьи я провела небольшой эксперимент раздельного сбора мусора. В течение 5 дней вся наша семья раздельно собирала бытовой мусор в подготовленные мною контейнеры. Как показал этот эксперимент, во-первых, каждый может создать контейнеры для раздельного сбора мусора в домашних условиях и что немаловажно их себестоимость будет значительно ниже промышленных образцов, во-вторых, мусор разделялся для дальнейшей переработки в соответствии с запросами – бумага на макулатуру, пластик для отдельного сбора, а кое-что из приготовленного на выброс пригодилось для кухни.

Бытовой мусор это серьезная экологическая проблема всего человечества, которая наносит вред здоровью человека и окружающей его среде. В процессе проведенной работы было установлено, что основными методами борьба с мусором является его сбор и захоронение на полигонах, временное хранение на территории предприятий, а также утилизация и переработка мусора, с целью получения вторичного сырья.

Освоение безотходных производств – долговременное и кропотливое дело, которым предстоит заниматься ряду поколений ученых, инженеров, техников, экологов, экономистов, многих других специалистов. Полностью безотходное производство – далекая перспектива, но необходимо уже сейчас решать эту задачу. Но простой человек не должен стоять в стороне, нужно начинать заботиться о природе с маленького: со своего дома, двора, поселка.

В дальнейшем в рамках продолжения данного эксперимента планирую с классным коллективом изготовить и выпустить информационные буклеты о том, куда можно сдавать мусор на переработку и что из вторичного сырья получается, предложу в лицее организовать конкурс среди учащихся по сбору макулатуры.

Я сделала выводы, в результате которых подтвердилась моя гипотеза :если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно переработать для повторного использования без вреда для окружающего мира.

Приложение

Таблица №1.

Дни исследо вания

Тип мусора и его масса, г (граммы)

       

Пласт

ик, масса, г

m 1

Стекло, масса, г m 2

Бумаг

а и

картон

,

масса, г

m 3

Метал

л, масса, г

m 4

TetraPak, масса, г

m 5

Батарей

ки, масса, г m 6

Пищев

ые отходы

, г

m 7

Осталь ные типы отходов,

г

m 8

1 день

150

-

50

100

-

-

300

50

2 день

50

-

-

-

20

20

150

30

3 день

100

-

30

-

-

-

1350

50

4 день

-

500

500

-

100

-

565

200

5 день

200

100

150

200

50

-

1200

100

Масса общая

за 5

дней

M1=50 0

M2=600

M3=73 0

M4=30 0

M5=17 0

M6=20

M7=35 65

M8=430

Таблица №2. Опрос

1

Что нужно сделать, чтобы изменить мир вокруг?

Каждому вести правильный образ жизни и мир улучшится – 60%

Все бесполезно, ничего не изменить! – 40%

2

Как мы можем откликаться на ухудшение состояния природы, повышая чувство собственной ответственности?

Показывать личный пример, как бы

трудно это не было -

60%

Нет возможности из-за постоянной

загруженности -

40%

3

Знаете ли вы о вреде утилизации отходов в домашних условиях?

Много слышали и читали – 85%

Нет, ничего не знаем или не

думаем об этом – 15 %

4

Участвуете ли в уборках муниципальных территорий?

Да, постоянно -70%

Нет, или очень редко -30%

5

Ухаживаете ли за придомовой территорией?

Да, постоянно – 95%

Нет, или редко -

5%

6

Как поступаете с мусором на субботниках?

Складируем и вывозим -95%

Сжигаем или не знаю -5%

7

Что делаете с бытовыми отходами мусором?

Сортирую и вывожу в контейнер – 10%

Сжигаю или другое - 90%

Список литературы.

Алексев С. В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов

Общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2001.

Алексеев С. В., Груздева Н. В. Практикум по экологии. - АО МДС, I996.

А.А. Дрейер, А.Н. Сачков, К.С. Никольский, Ю.И. Маринин, А.В. Миронов.

«Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка», 1997.

Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. М.: Изд. Центр «Академия», 2006. - 256 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для бакалавров, магистров и студентов вузов.

Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов. М.: Агар, 2006. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов вузов.

Всероссийский экоурок "Разделяй с нами" организатор ЭРА, URL:

http://www.разделяйснами.рф

Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или «О чем не узнаешь на уроке». - Ярославль: «Академия развития», Академия К", 1998. 8. Миркин В. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО МДС ,1996.

Самкова В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» / Биология в школе: журнал. -2001. - N,S, 7.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Доклад «Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых

отходов жилого фонда в городах России», Москва, 2012. 11. Газета

"Комсомольская Правда" от 17 августа 2011

http://recyclemap.ru/2life.php 6. http://www.eco-lab.ru/srok.html

www.ecology.ru Всероссийский экологический сервер

https://news.mail.ru/politics/34995303/?frommail=1

eccoo.ru›othody…kakie…v-domashnih-usloviyah.html 16. http://centrecotech.ru

Просмотров работы: 141