Введение
Сегодня слово “интернет” знакомо каждому человеку. Нашу жизнь тяжело представить без этого “помощника”. Им пользуются и взрослые и дети.
В мире постоянно происходит изменение и поступление новой информации, которую мы хотим поскорее узнать. У нас не всегда хватает времени долго просматривать сети, поэтому IT-разработчики придумали новую программу-голосовой помощник.
Мне очень захотелось узнать, что такое голосовой помощник, и самому создать похожий продукт.
Актуальность: Считаю эту тему актуальной для исследования, так как в современном мире многим людям нужно быстро принимать решения, используя интернет ресурсы.
Объект исследования: голосовой помощник.
Предмет исследования: процесс создания голосового помощника.
Цель исследования: Понять функции голосового помощника и создать его самостоятельно.
Задачи исследования:
1.Узнать историю создания голосового помощника.
2.Ознакомиться с задачами голосового помощника.
3.Самостоятельно создать голосового помощника.
В начале исследования выдвинул гипотезу.
Гипотеза: предположу, что голосового помощника можно увидеть не только в поисковых платформах, но и создать своего.
Теоретическая часть
1.1. История создания голосовых помощников
Голосовые помощники - это боты, которые работают на искусственном интеллекте. Они распознают голоса, отвечают на вопросы и ведут разговоры.
Они существуют практически во всех поисковых системах. Например, Google, Yandex - Алиса, Apple – Siri.
Чат-боты существуют уже более полувека. Первая программа Eliza была написана Джозефом Вейценбаумом ещё в 1966 году. Она могла пародировать речь психотерапевта, перефразируя предложения, которые ей говорили. Иными словами, использовала технику активного слушания, выделяя в речи пациента ключевые слова. А если она не находила вариантов для ответа, то говорила: «Понятно», и переводила разговор на другую тему.
Один из самых известных голосовых помощников Siri- был выпущен в 2011 году. Он понравился пользователям не только возможностью быстро справляться с повседневными делами, но и своим необычным голосом. Siri- стала самым популярным голосовым помощником в мире. Другие компании не хотели отставать и стали создавать своих собственных голосовых помощников. Чуть позже, в мае 2012 года, другой интернет-гигант — Google — представил свой голосовой помощник Google Assistant. Решения обладали примерно одинаковыми функциями. В ноябре 2014 года Amazon представил смарт динамик –Alexa. Например, в 2017 году компания Yandex выпустила “Яндекс-Алису”, которая была ориентирована на русскоязычных пользователей.
1.2. Задачи голосовых помощников
Голосовые помощники составляют важную часть нашей жизни. Например, с помощью голосовой программы мы можем включать свет, электрические приборы.
В основном голосовые помощники помогают нам:
- вести диалог, когда нам не с кем поговорить.
- занимать детей различными сказками и историями, когда родители заняты.
- искать быстрые ответы на вопросы.
- прокладывать маршруты.
- заказывать такси.
Голосовые помощники всегда знают местоположение пользователя. Кроме того они ведут статистику ваших затрат, онлайн-покупок, предыдущих запросов.
Голосовые помощники облегчают вождение, потому что мы не используем руки для построения маршрута или ответа на звонок.
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование среди одноклассников.
Цель опроса: на основе вопросов в анкете (Приложение 1) выявить знания о голосовых помощниках среди одноклассников.
Предлагаю ознакомиться с результатами проведенного анкетирования:
Из 30 опрошенных одноклассников выявили следующие ответы:
На первый вопрос «Что умеют голосовые помощники» - правильно ответили 22 человека, неправильно - 8 человек.
На второй вопрос «Отметьте голосовых помощников» - правильно ответили 15 человека, неправильно - 15 человек.
На третий вопрос «Где живет и работает чат бот» - правильно ответили 15 человека, неправильно - 15 человек.
На четвертый вопрос «Хотите ли вы иметь свой чат бот» - «Да» ответили 26 человек, «Нет» - 4 человека.
Вывод опроса: большинство детей знают о голосовых помощниках и хотят иметь свой чат-бот.
2.2. Этапы создания голосового помощника
Попробую самостоятельно создать свой голосовой помощник - Чат-бот.
По сути, это набор сценариев, которые помогают пользователю узнать нужную информацию, получить консультацию, справочную информацию и многое-многое другое.
Инструменты для создания проекта:
- компьютер;
- базовые знания по программированию.
Для целей программирования владею понятиями:
- циклы;
- начальная расстановка;
- события;
- координаты, определение точек на осях Х и Y;
- повороты и направления;
- вращение и градусы;
- сообщение.
А также я имею небольшой опыт создания мини проектов в лаборатории на платформе «Алгоритмика», в среде Scratch (рисунок 1 «Среда Scratch», Приложение 2).
Сценарий проекта:
Голосовой помощник включает в себя разделы:
- калькулятор,
- учитель,
- группа.
Для выхода в меню надо написать «справка».
В разделе «калькулятор» можно производить элементарные арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление).
В разделе «учитель» задаются учителем загадки, пользователь их разгадывает.
В разделе «группа» можно послушать кошачью группу.
Для создания проекта используются команды, которые показаны на рисунке 2 «Меню – команды» в приложении 3.
Для каждого спрайта (героя) программируются отдельные команды, которые показаны:
- на рисунке 3 «Код – Калькулятор» в Приложении 4;
- на рисунке 4 «Код - Учитель» в Приложении 5;
- на рисунке 5 «Код – Группа» в Приложении 6.
Заключение
Гипотеза подтвердилась - путем изучения функций голосового помощника и команд программирования создал его самостоятельно.
Выводы по теме исследования следующие:
Чат-боты - это пока еще только развивающееся направление.
Преимущества этого направления в том, что чат-боты всегда онлайн и быстро отвечают. Если для содержания круглосуточной поддержки, а также для обеспечения быстрых ответов от живых людей требуются немалое время, то чат-бот нужно разработать только 1 раз, затем он все делает сам и вся информация уже есть в программе и это очень удобно!
Поставленные цели и задачи исследования выполнены.
Используемая литература
«Scratch для детей», автор: старший разработчик в General Motors и преподаватель в Университете Уейна в Мичигане - Мажед Маржи, издательство «Миф».
«Программирование для детей», автор: опытный программист и ответственный редактор Джейсон Бриггс, издательство «Миф».
Сайты в Интернете: www.algoritmika.org
Приложение 1
АНКЕТА
Что умеют голосовые помощники?
отвечать на простые вопросы, рассказать последние новости
устанавливать таймер и будильник
воспроизводить музыку из разных сервисов
делать уроки
сообщить о погоде, о ситуации на дорогах
напомнить о запланированных мероприятиях
заказать такси
играть с котенком
2. Отметьте голосовых помощников, которые вам известны.
1. Алиса
2. Alexa
3. Мегафон
4. Siri
5. МТС
6. GoogleAssistant
7. мама
3. Где живет и работает чат-бот?
1. телефон
2. компьютер
3. интернет
4. в мессенджерах
4. Где живет и работает чат-бот?
1. да
2. нет
Приложение 2
Рисунок 1 «Среда Scratch»
Приложение 3
Рисунок 2 «Меню – команды»
Приложение 4
Рисунок 3 «Код–Калькулятор»
Приложение 5
Рисунок 4 «Код-Учитель»
Приложение 6
Рисунок 5 «Код – Группа»