Чат-бот

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чат-бот

Гилимьянов М.Р. 1
1МОАУ СОШ № 11 г. Нефтекамска Республики Башкортостан
Якупова А.Х. 1
1МОАУ СОШ № 11 г. Нефтекамска Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодня слово “интернет” знакомо каждому человеку. Нашу жизнь тяжело представить без этого “помощника”. Им пользуются и взрослые и дети.

В мире постоянно происходит изменение и поступление новой информации, которую мы хотим поскорее узнать. У нас не всегда хватает времени долго просматривать сети, поэтому IT-разработчики придумали новую программу-голосовой помощник.

Мне очень захотелось узнать, что такое голосовой помощник, и самому создать похожий продукт.

Актуальность: Считаю эту тему актуальной для исследования, так как в современном мире многим людям нужно быстро принимать решения, используя интернет ресурсы.

Объект исследования: голосовой помощник.

Предмет исследования: процесс создания голосового помощника.

Цель исследования: Понять функции голосового помощника и создать его самостоятельно.

Задачи исследования:

1.Узнать историю создания голосового помощника.

2.Ознакомиться с задачами голосового помощника.

3.Самостоятельно создать голосового помощника.

В начале исследования выдвинул гипотезу.

Гипотеза: предположу, что голосового помощника можно увидеть не только в поисковых платформах, но и создать своего.

Теоретическая часть

1.1. История создания голосовых помощников

Голосовые помощники - это боты, которые работают на искусственном интеллекте. Они распознают голоса, отвечают на вопросы и ведут разговоры.

Они существуют практически во всех поисковых системах. Например, Google, Yandex - Алиса, Apple – Siri.

Чат-боты существуют уже более полувека. Первая программа Eliza была написана Джозефом Вейценбаумом ещё в 1966 году. Она могла пародировать речь психотерапевта, перефразируя предложения, которые ей говорили. Иными словами, использовала технику активного слушания, выделяя в речи пациента ключевые слова. А если она не находила вариантов для ответа, то говорила: «Понятно», и переводила разговор на другую тему.

Один из самых известных голосовых помощников Siri- был выпущен в 2011 году. Он понравился пользователям не только возможностью быстро справляться с повседневными делами, но и своим необычным голосом. Siri- стала самым популярным голосовым помощником в мире. Другие компании не хотели отставать и стали создавать своих собственных голосовых помощников. Чуть позже, в мае 2012 года, другой интернет-гигант — Google — представил свой голосовой помощник Google Assistant. Решения обладали примерно одинаковыми функциями. В ноябре 2014 года Amazon представил смарт динамик –Alexa. Например, в 2017 году компания Yandex выпустила “Яндекс-Алису”, которая была ориентирована на русскоязычных пользователей.

1.2. Задачи голосовых помощников

Голосовые помощники составляют важную часть нашей жизни. Например, с помощью голосовой программы мы можем включать свет, электрические приборы.

В основном голосовые помощники помогают нам:

- вести диалог, когда нам не с кем поговорить.

- занимать детей различными сказками и историями, когда родители заняты.

- искать быстрые ответы на вопросы.

- прокладывать маршруты.

- заказывать такси.

Голосовые помощники всегда знают местоположение пользователя. Кроме того они ведут статистику ваших затрат, онлайн-покупок, предыдущих запросов.

Голосовые помощники облегчают вождение, потому что мы не используем руки для построения маршрута или ответа на звонок.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование среди одноклассников.

Цель опроса: на основе вопросов в анкете (Приложение 1) выявить знания о голосовых помощниках среди одноклассников.

Предлагаю ознакомиться с результатами проведенного анкетирования:

Из 30 опрошенных одноклассников выявили следующие ответы:

На первый вопрос «Что умеют голосовые помощники» - правильно ответили 22 человека, неправильно - 8 человек.

На второй вопрос «Отметьте голосовых помощников» - правильно ответили 15 человека, неправильно - 15 человек.

На третий вопрос «Где живет и работает чат бот» - правильно ответили 15 человека, неправильно - 15 человек.

На четвертый вопрос «Хотите ли вы иметь свой чат бот» - «Да» ответили 26 человек, «Нет» - 4 человека.

Вывод опроса: большинство детей знают о голосовых помощниках и хотят иметь свой чат-бот.

2.2. Этапы создания голосового помощника

Попробую самостоятельно создать свой голосовой помощник - Чат-бот.

По сути, это набор сценариев, которые помогают пользователю узнать нужную информацию, получить консультацию, справочную информацию и многое-многое другое.

Инструменты для создания проекта:

- компьютер;

- базовые знания по программированию.

Для целей программирования владею понятиями:

- циклы;

- начальная расстановка;

- события;

- координаты, определение точек на осях Х и Y;

- повороты и направления;

- вращение и градусы;

- сообщение.

А также я имею небольшой опыт создания мини проектов в лаборатории на платформе «Алгоритмика», в среде Scratch (рисунок 1 «Среда Scratch», Приложение 2).

Сценарий проекта:

Голосовой помощник включает в себя разделы:

- калькулятор,

- учитель,

- группа.

Для выхода в меню надо написать «справка».

В разделе «калькулятор» можно производить элементарные арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление).

В разделе «учитель» задаются учителем загадки, пользователь их разгадывает.

В разделе «группа» можно послушать кошачью группу.

Для создания проекта используются команды, которые показаны на рисунке 2 «Меню – команды» в приложении 3.

Для каждого спрайта (героя) программируются отдельные команды, которые показаны:

- на рисунке 3 «Код – Калькулятор» в Приложении 4;

- на рисунке 4 «Код - Учитель» в Приложении 5;

- на рисунке 5 «Код – Группа» в Приложении 6.

Заключение

Гипотеза подтвердилась - путем изучения функций голосового помощника и команд программирования создал его самостоятельно.

Выводы по теме исследования следующие:

Чат-боты - это пока еще только развивающееся направление.

Преимущества этого направления в том, что чат-боты всегда онлайн и быстро отвечают. Если для содержания круглосуточной поддержки, а также для обеспечения быстрых ответов от живых людей требуются немалое время, то чат-бот нужно разработать только 1 раз, затем он все делает сам и вся информация уже есть в программе и это очень удобно!

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Используемая литература

«Scratch для детей», автор: старший разработчик в General Motors и преподаватель в Университете Уейна в Мичигане - Мажед Маржи, издательство «Миф».

«Программирование для детей», автор: опытный программист и ответственный редактор Джейсон Бриггс, издательство «Миф».

Сайты в Интернете: www.algoritmika.org

Приложение 1

АНКЕТА

Что умеют голосовые помощники?

отвечать на простые вопросы, рассказать последние новости

устанавливать таймер и будильник

воспроизводить музыку из разных сервисов 

 делать уроки

сообщить о погоде, о ситуации на дорогах

напомнить о запланированных мероприятиях

заказать такси

играть с котенком

2. Отметьте голосовых помощников, которые вам известны.

1. Алиса

2. Alexa

3. Мегафон

4. Siri

5. МТС

6. GoogleAssistant

7. мама

3. Где живет и работает чат-бот?

1. телефон

2. компьютер

3. интернет

4. в мессенджерах

4. Где живет и работает чат-бот?

1. да

2. нет

Приложение 2

 

Рисунок 1 «Среда Scratch»

Приложение 3

 

Рисунок 2 «Меню – команды»

Приложение 4

 

Рисунок 3 «Код–Калькулятор»

Приложение 5

Рисунок 4 «Код-Учитель»

Приложение 6

Рисунок 5 «Код – Группа»

Просмотров работы: 61