Компьютерные игры- хорошо это или плохо

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Компьютерные игры- хорошо это или плохо

Суворкина А.Д. 1
1МАОУ "Лицей №97 г. Челябинска"
Закирова Н.С. 1
1МАОУ Лицей №97 г. Челябинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: рассматриваемая тема «Компьютерные игры – хорошо это или плохо?» стала популярной еще в юности моих родителей и интересна всем в настоящее время и, как показывает практика, тема будет еще актуальной много лет. До сих пор нет однозначного ответа от всех компетентных лиц (ученые и врачи, министры и учителя) компьютерные игры – хорошо это или плохо. Есть только мнения разных людей. А какое мнение будет твоим – это твой выбор и время покажет к чему это приведет. Предупрежден – значит вооружен.

Проблема: не все пользователи игр понимают проблемные точки вовлечения в компьютерный мир, в том числе, игровая зависимость, агрессивное поведение не только в игре, но и обычной жизни и т.д. Не всем детям предоставляется полная информация о компьютерных играх (все плюсы и минусы), но если вовремя довести необходимую информацию до них, то “просвещённых” будет больше.

Цель: сделать свой выбор по теме компьютерные игры – хорошо это или плохо, и поделиться своими исследованиями с другими ребятами.

Задачи: собрать информацию в интернете, у окружающих тебя людей, провести исследования по теме (опрос среди одноклассников), проанализировать полученную информацию и результаты исследований и прийти к своему личному выбору компьютерные игры – хорошо это или плохо.

Гипотеза: Компьютерные игры – хорошо это или плохо?

Методы исследования: информационно-поисковый, исследовательский.

Возникновение компьютерных игр

Игре все возрасты покорны.

В игры играют маленькие дети, подростки и даже взрослые. Хотя на первый взгляд игра кажется бессмысленным занятием, за ней стоит развлечение, перерыв, творчество и, в некоторой мере, процесс обучения. Младенцы начинают чувствовать, дети строят башни, переходят в разные роли и позже учатся следовать правилам. Кстати, играя вместе, они узнают, как устроена совместная жизнь.

Игра всегда была важной частью человеческого развития, но способ игры все больше меняется. Даже малыши играют с мигающими и говорящими мишками, а дети постарше управляют электромобилями или дронами.

Первая известная компьютерная игра для двух игроков под названием «Космическая война!» (Spacewar!) была создана в 1962 году.

В дальнейшем с развитием компьютерной техники, развивались и компьютерные игры. По мере того, как компьютеры становились все доступнее, игры становились все многообразнее и интереснее.[1]

Зачастую приходится даже слышать мнение, что компьютерные игры являются своего рода двигателем прогресса для компьютерного оборудования, заставляя владельцев компьютеров обновлять свои устройства на более производительные, чтобы новая более требовательная к ресурсам игра не тормозила и позволяла наслаждаться игровым процессом.[4]

Виды компьютерных игр

Сейчас разработано множество разнообразных компьютерных игр, а их создатели выпускают в свет все новые. Так как создание компьютерных игр относится к поддержке сферы развлечений, то их классификация не так проста, как может показаться на первый взгляд. Часто фирма-разработчик однозначно не может указать жанр новой игры, так как намеревается продать этот программный продукт большему количеству конечных пользователей, не сужая тематикой круг потенциальных покупателей.[3]

Обычно компьютерные игры делятся на несколько типов: квесты, экшн, ролевые игры, стратегии, симуляторы, логические и азартные.

Квесты — осуществляют путешествие одного или нескольких персонажей к поставленной цели путем преодоления разнообразных трудностей.

Экшн (action) — игры от первого лица – популярные бродилки-стрелялки.

Ролевые игры– игрок исполняет роль определенного персонажа и выполняет поставленные перед ним задачи.

Стратегии и логические игры — подражают деятельности управленца.

Симуляторы — имитируют управление автомобилем, космическим кораблем, самолетом и т.п.

Азартные и логические — хорошо развивают мыслительную деятельность.

Польза компьютерных игр

Развитие внимания

Во время игр на компьютере или планшете, независимо от жанра, однозначно тренируется внимательность ребенка, его умение переключаться. Компьютерные игры — это большой объем внимания, навык воспринимать максимум информации за единицу времени.[6]

Развития мышления

Большинство жанров компьютерных игр и приложений развивают логичность мышления, а также обобщение (это больше относится к развивающим играм). А дети, которым нравятся игры-стратегии, отличаются многозадачностью, то есть умением решать несколько проблем сразу, даже если они противоречат друг другу. Это такое свойство мышления, которое обычно развивается целенаправленно во взрослом возрасте. У детей, которые играют в квесты и стратегии, этот процесс идет намного быстрее.[4]

Кроме того, компьютерные игры помогают улучшать способность ребенка к планированию и прогнозированию результатов своей деятельности. Ведь дошкольнику с его инфантилизмом сложно строить многоступенчатые планы и тем более предполагать, какого результата он достигнет.[5]

Развитие физиологических навыков

Мелкая моторика, зрительная координация — все это тоже развивается во время взаимодействия с гаджетами. Классическая клавиатура или сенсорная панель — в любом случае задействованы пальцы, их чувствительность. Как известно, моторика и речь тесно связаны: чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее и быстрее ребенок учится говорить.[7]

Развитие уверенности

В некоторых играх можно выбрать разные уровни: попроще и посложнее. Ребенок выбирает уровень себе по силам и развивается с нем, подкрепляя ориентацию на успех. Он может достичь высоких результатов в игре, и это очень важно для детей, которые не верят в свои силы.

Повышение мотивации

Игра — это интересно и весело. Если она обучающая, развивающая и сделана интересно, то она может помочь повысить мотивацию ребенка к учебе. Есть дети, которые совсем не хотят учиться, и игры — хороший инструмент для изменения этой ситуации.[9]

Возможность разрядки

Игры могут помочь уменьшить нервное напряжение. Игра с элементами сдержанной агрессии — это важно! — помогает ему выплеснуть негатив. Безусловно, нельзя играть в такую игру часами.

Недостатки компьютерных игр

Виртуальная реальность — это не безусловное добро, у игр есть и свои недостатки. Они могут отрицательно влиять на эмоционально-волевую, эмоционально-личностную и коммуникативную сферы детской личности.

Проводя много времени за компьютером, ребенок привыкает к достаточно примитивной обратной связи, запрограммированной самой игрой. И это отличается от реальной жизни. Кроме того, увлеченному игрой ребенку сложно понять, что с живым человеком, в отличие от компьютера, не получится играть в любой момент.

Немалый вред чрезмерное увлечение компьютерными играми наносится и здоровью. Раньше чаще всего упоминали проблемы со зрением, как следствие длительного смотрения в экран компьютера или телевизора, но сейчас с развитием качества экранов это стало менее актуальным. Исключением является лишь игра на мобильных устройствах: небольшой размер экрана телефона или планшета, а также неудобное положение тела при игре способны нанести существенный вред здоровью юного игрока.

Современные игры ушли далеко от тех беззаботных падающих кубиков, увлекательных бродилок, квестов и так далее. Теперь огромные и жадные корпорации владеют сверхпопулярными играми и используют все свои знания о психологии потребления, чтобы заставить людей проводить за игрой все больше времени и тратить все больше денег. Кстати да, теперь подняться в рейтинговой таблице игроков можно не только став мастером в игре, но и заплатив немало реальных денег компании, выпускающей игру.

Бесконтрольное, болезненное увлечение компьютерными играми может поставить под удар учебу, работу, семейное благополучие. Поэтому важно грамотно ограничивать время для игр, чтобы из забавного препровождения игры не превратились в одержимость.[5]

Так играть или не играть? Или есть еще варианты?

Компьютерные игры можно сделать своей профессией, играть на турнирах в надежде выиграть заветный приз. Некоторые турниры манят многих игроков своими баснословными гонорарами. Но суровая правда жизни в том, что играют миллионы людей, а выигрывают и что-то зарабатывают лишь десятки счастливчиков. Очень похоже на профессиональный спорт, где многие жертвуют своим здоровьем, мечтая об олимпийском золоте или чемпионате мира, а в итоге остаются у разбитого корыта.

На самом деле, увлекшись компьютерными играми, человек может найти свое призвание в какой-либо смежной сфере. Например, современные богатые графикой игры могут увлечь ребенка возможностью создавать свои 3D-модели и освоить трехмерное моделирование. А человек, освоивший пилотирование дрона в компьютерной игре, легко освоит управление реальным дроном и, возможно, превзойдет в этом умении человека, до этого никогда не игравшего в игры.

Особенно полезным навыком может оказаться умение программировать. Так, некоторые люди, будучи огорчены какими-либо существующими играми, начинали изучать программирование, чтобы исправить ошибки в существующих играх или же написать свою версию игры. В будущем такие навыки пригодятся с гораздо большей долей вероятности, чем умение быстрее всех побеждать всех соперников на уровне или лопать все шарики одного цвета.

К слову, я посещаю клуб обучения основам программирования в визуальной среде “Scratch”, где мы изучаем базовые конструкции программирования и учимся управлять объектами на экране с помощью кода. В дальнейшем мы даже будем учиться создавать свою простейшую игру! (Приложение, фото 1, фото 2)

А когда играть то?

Для исследования поставленной задачи по проекту, я провела наблюдение за своим распорядком дня с целью получения ответа на вопрос: «А есть ли у меня свободное время на компьютерные игры?».

Распорядок дня

Понедельник

Подъем в 07.00. часов утра.

Школа с 08.00 час до 15.00 час.

Бассейн тренировка с 16.00 час до 17.00 час.

Школа программирования в среде Scratch с 18.00 час до 19.00 час.

Выполнение домашнего задания с 20.00 час до 21.00 час.

Отбой в 21.30 час.

Анализ: как видно, в понедельник у меня и так есть компьютерные игры, но не только ради развлечения, а также для получения возможности научиться большему в этой области, в том числе, делать самостоятельно компьютерные игры или анимацию.

Вторник

Подъем в 07.00. часов утра.

Школа с 08.00 час до 17.00 час. (секция Лего-роботехника, прикладное творчество).

Школа английского языка English Club с 18.00 час до 19.00 час.

Выполнение домашнего задания с 20.00 час до 21.00 час.

Отбой в 21.30 час.

Среда

Подъем в 07.00. часов утра.

Школа с 08.00 час до 15.00 час.

Секция лыжные гонки (роллеры, лыжи, кросс, игры спортивные) с 16.00 час до 18.00 час.

Школа английского языка English Club с 18.00 час до 19.00 час.

Выполнение домашнего задания с 20.00 час до 21.00 час.

Отбой в 21.30 час.

Четверг

Подъем в 07.00. часов утра.

Школа с 08.00 час до 15.00 час.

Бассейн тренировка с 16.00 час до 17.00 час.

Школа Волкова “Просто Класс” олимпиадная математика с 18.00 час до 19.00 час.

Выполнение домашнего задания с 20.00 час до 21.00 час.

Отбой в 21.30 час.

Пятница

Подъем в 07.00. часов утра.

Школа с 08.00 час до 15.00 час.

Секция лыжные гонки (роллеры, лыжи, кросс, игры спортивные) с 16.00 час до 18.00 час.

Выполнение домашнего задания с 19.00 час до 20.00 час.

Отбой в 21.30 час.

Суббота

Подъем в 09.00. часов утра.

Дача, огород.

Прогулка с друзьями на улице, велосипед, футбол, бадминтон.

Мультики

Прогулка с друзьями на улице.

Посиделки с подружками дома (рисование, творчество, игры)

Отбой в 22.00 час.

Воскресенье

Подъем в 09.00. часов утра.

Дача, огород.

Прогулка с друзьями на улице, велосипед, футбол, бадминтон.

Мультики

Прогулка с друзьями на улице.

Посиделки с подружками дома (рисование, творчество, игры)

Отбой в 22.00 час.

Анализ проведенного исследования в виде наблюдения за распорядком дня показал, что в течение будних дней (с понедельника по пятницу) у меня нет ни одной минуты на компьютерные игры. И я ничуть не жалею об этом, так как у меня есть гораздо более интересные занятия, такие как: бассейн, лыжи, роллеры, английский язык, кружки и секции, а также я изучаю «Компьютерные игры» с обратной стороны – как их сделать, что не менее интересно, друзья.

А что касается выходных, то тут я и мои родители придерживаются одинаковой позиции: выходные для отдыха и прогулок, и я жду не дождусь выходных, чтобы провести время с друзьями, погулять с ними и поиграть в догонялки, футбол, бадминтон.

Исследовательская часть

Для исследования поставленной задачи по проекту, я провела опрос среди своих одноклассников. Прошли опрос 23 человека. Опрос был анонимным, то есть без указания фамилии, имени и отчества, чтобы каждый мог высказаться честно. Каждый мог дать несколько ответов на вопрос. Некоторые ребята не прошли опрос целиком, так как не увидели вопросы на обороте листа-опросника.

В Приложении (раздел 11) размещены диаграммы по каждому вопросу-ответу по опросу (графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин).

На повестку были поставлены следующие вопросы:

Какие оценки ты чаще всего получаешь?
Ответы: 18 чел. (4-5), 8 чел. (4-3), 3 чел. (3). (Приложение 1, график 1)

Играешь ли ты в компьютерные игры?
Ответы: 18 чел. (да), 1 чел. (нет), 4 чел. (иногда). (Приложение 1, график 2)

Какие твои любимые игры?
Ответы: 13 чел. (стрелялки), 4 чел. (гонки), 3 чел. (приключения), 4 чел. (стратегии и квесты), 3чел. (обучалки). (Приложение 1, график 3)

Сколько времени ты тратишь на игры (в течение одного дня)?
Ответы: 11 чел. (30 мин – 1 час), 9 чел. (2-3 часа и больше), 3 чел. (2 час). (Приложение 1, график 4)

Поддерживают ли родители твое увлечение компьютерными играми?
Ответы: 12 чел. (да), 10 чел. (нет). (Приложение 1, график 5)

Если у тебя появится свободное время, то что ты выберешь?
Ответы: 14 чел. – погулять, 9 чел. (поиграть за компьютером), 1 (чел.) – почитать. (Приложение 1, график 6)

Занимаешься ли ты в каких-нибудь кружках/спортом?
Ответы: ничем не занимаются – 3 чел., остальные занимаются спортом. (Приложение 1, график 7)

Почему ты играешь в игры?
Много свободного времени – ответ: 5 чел.
Потому что все играют – ответ: 1 чел.
Для веселья – ответы: 11 чел.
Для развития – ответ: 5 чел.
Общаюсь с друзьями – ответ: 4 чел. (Приложение 1, график 8)

Как вы считаете - компьютерные игры/ это?
Это развивает детей – ответ: 5 чел.
Люди стали как ЗОМБИ, которые смотрят только в гаджеты – ответ: 6 чел.
Это отдых, развлечение, интересное занятие – ответ: 8 чел.
Хорошо, если этим не злоупотреблять – ответ: 8 чел.
Это возможность занять свободное время – ответ: 2 чел.
Это приносит вред здоровью, плохо влияет на психику – ответ: 2 чел.
Это мешает образованию, развитию – ответ: 1 чел.
Бесполезное, вредное занятие – ответ: 5 чел.
Это мешает живому общению – ответ: 2 чел. (Приложение 1, график 9)

Проанализировав полученную в ходе исследования информацию (данные), можно сделать следующие выводы:

Большинство опрошенных учеников – получают оценки 4-5. А значит у них хорошая успеваемость, то есть они хорошо учатся в школе, делают домашнее задание, учитывая распорядок дня ученика Лицея № 97, можно предположить, что свободного времени у детей есть не более 1 -2 (одного-двух) часов и даже если они играют в компьютерные игры в это время, то не выходят за рамки рекомендуемого периода (до 1 часа).

В компьютерные игры играет большинство опрошенных детей – около 80 %, не играет в игры только 1 человек. Что лишний раз подтверждает тот факт, что компьютер и компьютерные игры прочно вошли в современную жизнь, поэтому их нельзя просто запретить. Дети не дома, так в школе дети найдут, где поиграть.

Наиболее распространённая категория игр среди детей (около 60%) – это «стрелялки», а значит большинство детей предпочитают использовать компьютерные игры в направлении развлечения, а не обучаемости (обучалки выбрало всего 3 чел.). Оно и понятно, это же дети. Было бы странно если дети весь только учились как в школе, так и дома и не находили времени на игры в каком-либо проявлении («живые» игры с друзьями на улице, компьютерные игры).

Большинство детей (50 %) тратят на компьютерные игры в течение одного дня до 1 (одного) часа, что соответствует общепринятым рекомендациям. При этом 9 опрошенных детей тратят 2-3 часа в день на игры. Опять же, учитывая обычный распорядок дня ученика Лицея № 97, можно предположить, что свободного времени у детей есть не более 1 -2 (одного-двух) часов и даже если они играют в компьютерные игры в это время, то не выходят за рамки рекомендуемого периода. Распорядок: школа (с 8 час. до 15 час.), домашнее задание (1-2 часа), остаток свободного времени – 2 часа.

На вопрос «Поддерживают ли родители твое увлечение компьютерными играми?», ответы «да» и «нет» получились поровну. А значит в семье ведутся разговоры на эту тему, и дети знают мнение своих родителей по данным вопросам «Компьютерные игры – хорошо это или плохо?». Родители должны спокойно донести до ребенка понимание, что компьютер — это в основном область работы и учебы, а не только игры или пустых и бессмысленных занятий, и время пользования им должно быть ограничено. Компьютер и Интернет — это всего лишь инструменты, и они должны служить нам и максимально помогать в познании этого мира.

На вопрос «Если у тебя появится свободное время, то что ты выберешь?» больше половины детей (14 чел.) выбрали «погулять», а значит еще не все потеряно в этом мире, и дети понимают, что ничего нет ничего лучше живого общения и прогулки с друзьями.

На вопрос «Занимаешься ли ты в каких-нибудь кружках/спортом?» много детей ответили, что занимаются спортом и у них есть увлечения помимо компьютерных игр, а значит у них мало свободного времени, им некогда бездельничать и скучать.

На вопрос «Почему ты играешь в игры?», большинство детей (11 чел.) ответили, что играют для веселья, часть (5 чел.) по причине наличия свободного времени, часть для развития (5 чел.). То есть чем больше у ребенка свободного времени, тем больше у него остается времени на игры, и тут необходимо понимать и родителям, и детям, что если детей оставить без внимания и контроля со стороны взрослых, то можно получить плохой результат, как в части воспитательного процесса, так и в части чрезмерного вовлечения детей в компьютерный мир, что в свою очередь приведет к игровой зависимости (проявляется в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, то есть простым языком ребенок готов играть с утра до вечера). Сетевые игры - вызывают самую сильную зависимость. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к плохим последствиям, есть случаи гибели людей от истощения после многосуточной игры в компьютерные игры.

На вопрос «Как вы считаете, компьютерные игры — это?», ответы поделились на разные варианты, нет однозначного единого ответа, но в целом видно, что дети понимают, что компьютерные игры – это хорошо, если этим не злоупотреблять.

Выводы

Учитывая вышесказанное, можем сделать вывод, что нет ответа однозначного «плохо или хорошо», должна быть золотая середина, что означает середину между двумя крайностями.

Хорошо это когда игры в разумных пределах как по времени, так и по направлениям, и с соблюдением основных правил, таких как:

Главное правило – ограничение времени игры. Безопасное для здоровья ограничение: полчаса–час. Такие ограничения необходимы как для профилактики заболеваний (ухудшение зрения, плохая осанка и так далее), так и для предупреждения возникновения компьютерной зависимости: у ребенка обязательно должны быть какие-то другие, не менее любимые, занятия в реальном мире, для которых обязательно надо найти время – прогулка с друзьями, занятия спортом, посещение кружков и так далее).

Нельзя играть перед школой, подготовкой домашних заданий и сном.

Важно, чтобы ребенок сохранял правильную осанку и не засиживался долго в одной позе.

Совместные игры детей и родителей, такое решение также объединяет родителей и детей.

Родители могут переключить внимание детей на обучающие компьютерные курсы: программистов, графики, дизайна и т.п., если ребенку это интересно.

Мой выбор: Я считаю, что компьютерные игры обучалки, приключения, квесты – это хорошо, если не больше часа в день, в противном случае игры будут вредить учебе и здоровью.

Я буду продолжать учиться программированию, но не только ради развлечения, а также для получения возможности научиться большему в этой области, в том числе, делать самостоятельно компьютерные игры или анимацию.

Список используемой литературы

https://www.shkolazhizni.ru/psychology/articles/27590/

https://mir.pravo.by/edu/internet-i-rebenok/computegaime-/

https://ru.wikipedia.org/wiki/История_компьютерных_игр

https://wobla.ru/infomat/games.aspx

https://ru.wikipedia.org/wiki/Игра

https://www.kanal-o.ru/news/10406

https://pg21.ru/istoriya-razvitiya-kompyuternyh-igr-pk-vmesto-nastolnoj-igry

https://blackcaviar.games/game_history

https://stepgames.ru/blog/istoriya-kompyuternyh-igr

Приложения

Диаграммы по результатам проведенного мною опроса среди одноклассников

Фотоприложения

Фото 1. На занятиях по программированию.

Фото 2. Исходный код программы в среде визуального программирования “Scratch

Просмотров работы: 375