Применение Веб-квеста на уроках литературного чтения как средство развития познавательного интереса младших школьников

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Применение Веб-квеста на уроках литературного чтения как средство развития познавательного интереса младших школьников

Безумнова Е.А. 1
1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Муромский педагогический колледж"
Северьянова А.А. 1
1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Муромский педагогический колледж"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Без стремления к новому нет жизни,

нет развития, не прогресса»

В.Г. Белинский

Предмет «Литературное чтение» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках литературного чтения позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Один из критериев эффективности педагогического процесса — это формирование устойчивого познавательного интереса у школьников, что является одной из центральных проблем современной школы.

Социальную значимость процесса формирования познавательного интереса повышает введение новых федеральных образовательных стандартов в начальную школу.

Актуальность этой проблемы определяется обновлением содержания обучения, и учебной деятельности, а также необходимостью формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний.

Познавательный интерес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формируется и развивается образовательным учреждениям, начиная с начальной школы, следовательно, нужно решать задачу формирования познавательного интереса с начальной школы, так как именно в это период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности.

Сформированность у младшего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого ученика.

Познавательный интерес — одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. В условиях современной школы необходимость развития у школьников познавательного интереса представляется очевидной. Тем не менее, вопрос о том, каким образом возможно обеспечить наибольшее его развитие, до сих пор остается открытым.

Проблема развития познавательного интереса у школьников рассматривалась в работах: Л.Толстого, А.Н. Радищева, Н.И.Новикова, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского и др.

Известно, что в основе реализации ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение ученика в процесс познания культурного мира под руководством учителя. Инновационным средством обучения в процессе литературно- культурной подготовки младших школьников на уроках литературного чтения, позволяющим реализовывать современные образовательные технологии деятельностного типа, является веб-квест.

С помощью веб-квеста происходит погружение в сказочный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Веб-квест – это мост между реальным обычным миром и литературным, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету.

Каждое изучение нового литературного произведения с использованием веб-квеста дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно пройти путешествие в интерактивной реальности.

Поскольку обеспеченность интерактивным оборудованием массовой начальной школы пока не позволяет проводить практические работы с использованием веб- квест технологий в условиях организации работы учащихся в парах или малых группах, то, к сожалению, многие методические разработки не могут быть востребованы в полной мере.

Таким образом, выявлено противоречие между широкими возможностями веб- квест технологий для развития познавательного интереса младших школьников и недостаточным их использованием на практике.

Из противоречия вытекает проблема: каковы возможности веб-квеста для развития познавательного интереса младших школьников?

Ответ на этот вопрос и составит цель нашего исследования.

Объект: процесс развития познавательного интереса младшего школьника на уроках литературного чтения.

Задачи исследования:

Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;

Разработать серию занятий с использованием веб-квест технологий и апробировать их;

Провести диагностику результатов.

Объект исследования: процесс развития познавательного интереса младшего школьника.

Предмет: веб-квест

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта;

Эмпирические: анкетирование, опрос.

Глава 1. Теоретические основы проблем развития познавательного интереса младших школьников при помощи использования веб-квест технологий.

1.1. Веб-квест, его применение на уроках литературного чтения

Неизбежность интеграции Интернета в учебный процесс предвидели американские педагоги еще в конце 90-х годов двадцатого столетия. И одним из результатов работы в этом направлении явилась новая форма деятельности учителя и учащихся под названием Веб-квест.

Веб- квест от английского слова "webquest” – «Интернет поиск»- модель использования Интернет-ресурсов в преподавании. Это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет. Веб-квест является новым средством использования технологий в целях создания урока, ориентированного на учеников, вовлеченных в учебный процесс и поощряющим их критическое мышление.

Разрабатываются веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Различают два типа веб-квестов:

• для кратковременной работы (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия)

• для длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на четверть, полугодие или учебный год).

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом может быть публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Задания web – квеста представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов в Интернете, где можно получить необходимую информацию. Вопросы сформулированы так, чтобы при посещении сайта учащийся был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит.

Впервые термин «веб-квест» был предложен летом 1995 г. Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных предметов на разных уровнях обучения. Им определены следующие виды заданий для веб-квестов.

1. Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

2. Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

3. Самопознание – любые аспекты исследования личности.

4. Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

5. Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

6. Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

7. Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

8. Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

9. Оценка – обоснование определенной точки зрения.

10. Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

11. Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

12. Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

К основным требованиям к образовательному веб-квесту, предназначенному для самостоятельной работы с ним учащегося, можно отнести следующие:

• Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

• Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы учащегося (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

• Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения учащимся задания. Этот список должен быть аннотированным.

• Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому учащемуся при самостоятельном выполнении задания (этапы).

• Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц - для избежания технических трудностей при создании ими самостоятельных страничек как результата изученного ими материала и др.).

• Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен учащимися при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

1.2. Познавательный интерес младшего школьника как психолого-педагогический феномен.

Познавательный интерес— это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к литературе.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития; закрепляются и развиваются основные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь).[19, c.512]

Познавательный интерес у младших школьников имеет довольно яркую эмоциональную окраску. Он проявляется в интересе к наблюдениям, описаниям, впечатлениям. Познавательный интерес в младшем возрасте в значительной мере определяется таким новообразованием психики как стремление к взрослению и стремление к самостоятельности. Познавательный интерес в этом возрасте связан с желанием проникнуть в существующие закономерности учения и в основание знаний в целом.

Развитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения.

Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок начинает владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Развитие внимания. Познавательная активность ребенка, организует его внимание на изучаемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

Развитие памяти. В школьные годы продолжается развитие памяти.

В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребенка запоминания. Произвольная память становится функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память.

Развитие воображения. В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения.

Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развития воображения.

Развитие мышления. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи, происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Развитие восприятия. Восприятие - это форма психического отражения объективного мира, связанная с пониманием целостности отражаемого феномена. Развитость, глубина восприятия зависит от развитости ощущений, мышления, накопленного ранее опыта. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов, явлений, людей.

Различия в наблюдательности в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности. Наблюдение очень тесно связано с наблюдательностью, где наблюдение выступает как процесс, а наблюдательность - как качество. [15, c.512]

1.3. Возможности веб-квеста для развития познавательного интереса младшего школьника

В Федеральных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Литературное чтение» рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: русский язык, обществознания, истории, изобразительное искусство, музыка. Данный предмет сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках литературного чтения позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Современные методы обучения позволяют увеличить долю активных форм работы в процессе обучения, осуществлять деятельностный подход.

Дети по своей природе литературоведы, с радостью и удивлением открывающие для себя новое. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к литературе, создавать условия для литературно- просветительской деятельности – задачи, которые ставит перед собой школа сегодня.

С помощью веб-квест технологий происходит погружение в увлекательный литературных мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря веб-квесту, лучше воспринимают содержание и форму литературного произведения . Веб-квест – это мост между реальным обычным миром и литературным, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к литературному миру. Каждое задание с использованием веб-квеста дети встречают с восторгом и любопытством. Ещё совсем недавно первое знакомство с интерактивной образовательной средой проходило в среднем звене школы на уроках информатики: 2-3 компьютера на класс. При проведении практических работ – один компьютер на группу. И, хотя и в то время это было увлекательным моментом в обучении, возникали трудности: каждый ученик работал в отрыве от одноклассников, учителю приходилось многократно повторять комментарии, направляя деятельность учащихся.

Сегодня появилась возможность использовать интерактивную образовательную среду и в начальной школе. Интерактивное оборудование вновь в небольшом количестве на весь класс, только гораздо умнее. В таких модернизированных условиях, например, изучаемое литературное произведение становится доступным для обозрения и анализа одновременно для всего класса, что позволяет оптимизировать учебный процесс, поддерживать интерес к предмету у всего класса. Для учеников начальной школы прохождение веб- квеста - это находка, поскольку абстрактное мышление их ещё не сформировано. Для учителя же, это экономия времени на объяснение и закрепление материала. [17]

Использование на уроке литературного чтения веб-квеста совместно с ИКТ-технологиями позволяет:

изучать литературное произведение не одному ученику, а группе учащихся одновременно;

использовать изображения в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;

применять разноуровневые задания для учеников одного класса;

создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;

Таким образом, использование веб-квеста на уроках литературного чтения дает возможность учащимся начальных классов приобрести знания и закрепить их в интерактивной форме.

Использование веб-квеста при изучении школьных литературных произведений дает ощутимый дидактический эффект в планемотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.

ВЫВОД

В процессе работы над данной темой была проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу применения веб-квест технологий на уроках литературного чтения как средства развития познавательного интереса младших школьников»

Мы определили понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе. Дали характеристику веб-квесту. Также обосновали роль веб-квест технологий в развитии познавательного интереса младших школьников.

Глава 2. Практическая работа по развитию познавательного интереса младших школьников посредством использования веб-квеста на уроках литературного чтения

2.1. Анализ уровня сформированности познавательного интереса младших школьников.

Цель данного этапа работы выявить уровень сформированности познавательного интереса младших школьников.

Исследование проводилось на базе одной из школ г. Муром.

Опытно-практическая работа проводилась в 4 классе с целью оценить степень сформированности познавательного интереса младших школьников.

Исследование проводилось в классе, состоящем из 30 человек.

В процессе работы необходимо было:

- выявить уровень сформированности познавательного интереса учащихся;

- разработать и апробировать серию занятий с использованием веб-квеста на уроках литературного чтения с целью активизации познавательного интереса младших школьников.

- провести заключительную диагностику, и на основании результатов выяснить, является ли использование веб-квест технологий на уроках литературного чтения эффективным средством для развития познавательного интереса младших школьников.

Для реализации цели и задач практической работы нами был проведена первичная диагностика, целью которой было выявить уровень сформированности познавательного интереса у младших школьников.

Нами было использовано две методики:

1. Диагностика определения интенсивности познавательной потребности по B.C. Юркевич;

2. «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной.

1. Диагностика определения интенсивности познавательной потребности по B.C. Юркевич (Приложение 1).Цель данной методики: определение чувствительности к новизне и любознательности обучающихся. Для проведения данной методики ученикам были даны бланки с пятью вопросами и возможными тремя вариантами ответов. Учащимся были предложены стандартизированные анкеты, им нужно было выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.

На основании результатов тестирования была составлена таблица №1 (Приложение 2)

По данным таблицы №1 была построена круговая диаграмма №1, в которой отображены результаты определения интенсивности познавательной потребности учащихся 4 класса. (Приложение 3)

На основании результатов диагностики видно, что 19 учащихся (63%) – имеют высокую интенсивность познавательной потребности, 7 учащихся (23%) обладают средней интенсивностью и 4 учащихся (14%) обладают низкой интенсивностью.

2. «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной (Приложение 4). Цель данной методики: выявить уровень познавательного интереса младших школьников. Данная методика проводилась на занятии по литературному чтению с каждым учеником индивидуально. Это методика сочеталась с ответами школьников, интервью и наблюдением. Перед младшим школьником лежало 5 конвертов на его выбор, каждый конверт был под своим названием, направлением деятельности и определенного цвета. В каждом из этих конвертов было по 3 вопроса, ученику предлагалось выбрать любой вопрос, на который он хочет ответить. Грамотный, рассудительный, распространённый и четкий ответ оценивался как высокий уровень. Ответ на второй вопрос среднего уровня, от ученика также требовался грамотный и четкий ответ, но вопрос содержал один конкретный вопрос, на который можно было ответить, не рассуждая, а сразу назвать конкретный ответ. Ответ на вопрос, который не требовал от ученика особых усилий, оценивался как низкий уровень.

На основании результатов тестирования была составлена таблица №2 (Приложение 5)

По данным таблицы №2 была построена круговая диаграмма №2, в которой отображены результаты диагностики «Методика с конвертами» учащихся 4 класса. (Приложение 6)

На основании результатов диагностики видно, что 12 учащихся (40%) – имеют высокий уровень познавательной активности, 15 учащихся (50%) обладают средним уровнем, 3 учащихся (10%) – имеют низкий уровень.

2.2. Проектирование педагогической деятельности по развитию познавательного интереса младших школьников посредством использования веб-квест технологий на уроках литературного чтения.

Исходя из результатов первичного исследования, мы начали практическую работу по развитию познавательного интереса детей младшего школьного возраста посредством использования веб-квеста на уроках литературного чтения.

На начальном этапе работы, на первом уроке литературного чтения (Приложение 3) дети познакомились с понятием веб-квест, рассмотрели тематические веб-квесты на презентации, они узнали о последовательности прохождения данной игры. Надо отметить, что детей сразу замотивировал этот вид изучения и закрепления новой темы и последующим этапом было решено пройти литературный веб-квест на тему, посвященную юбилейной дате легендарной битвы «Бородинское сражение», а именно стихотворению русского поэта-классика Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». Урок строился в соответствии с ФГОС с применением системно- деятельностного подхода. Чтобы достичь цели урока, я подобрала интересный материал по важному историческому событию: фото и видеоматериалы, загадки на данную тематику, слайды презентации. Понимая, что объем урока достаточно большой, а умения детей в использовании новой интерактивной технологии еще недостаточно сформированы, в силу возраста, я ознакомила детей с правилами прохождения веб-квеста, а также упростила задания. Материал урока оказался интересным и социально значимым для учащихся 4 класса. В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая работа. Задания были ориентированы на развитие мышления, внимания, самостоятельности и инициативы детей. При прохождении веб- квеста по произведению учащиеся познакомились с фактами о создании стихотворения, узнали о некоторых событиях Отечественной войны 1812 г. и суровых временах Бородинского сражения.

При проведении урока я ориентировалась на следующие принципы обучения: принцип деятельности (когда включала ребят в учебно-познавательную деятельность), принцип целостного представления о мире (на уроке прослеживались межпредметные связи с уроками истории, географии и русского языка), принцип вариативности (при прохождении веб-квеста у каждого ученика наблюдалось вариативное мышление), на этапе открытия детьми нового знания, они старались самостоятельно открывать новые способы действия.

Учащиеся активно участвовали в работе, с интересом пробовали новую методику знакомства со стихотворением, проявляли инициативу самостоятельно проходить литературный веб-квест. (Приложение 7)

После проделанной работы, дети захотели пройти еще один веб-квест. Тематика была определена без труда, 130 лет со дня рождения русского поэта Константина Георгиевича Паустовского. В программе 4 класса по литературному чтению есть произведение К.Г. Паустовского, которое никого не оставляет равнодушным «Корзина с еловыми шишками». В рассказе много моментов для размышления, на которых стоит акцентировать внимание детей. Он замечательно подошел для создания литературного веб-квеста.

На следующем уроке литературного чтения после прочтения рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (приложение 8) дети прошли тематический веб-квест. В пособии представлены следующие задания:

Викторина;

Пазл;

Кроссворд;

Соотнесение понятия с термином;

Описание фрагмента;

Подбор подходящего заголовка;

Сочинение продолжения к рассказу;

Итоговое задание «Составь из букв слово».

Задание №1 включает в себя прослушивание аудиокниги и выполнение викторины в целях знакомства с прослушанным материалом.

В задание №2 необходимо собрать пазл, в ходе которого дети получили главный предмет рассказа, а так же в задание входит ответить на вопросы про собранный предмет.

Задания №3,4,5,6 разработаны в онлайн- сервисе LearningApps. Помощниками для выполнения данных заданий были интернет- ресурсы и электронная книга К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Выполнение задания № 7 направлено на развитие воображения. Учащиеся должны сочинить продолжение произведения и оформить его, используя сервис Storyjamper.

После прохождения каждого этапа веб-квеста дети получали букву к разгадке итогового задания и оценку, занося свои результаты в таблицу продвижения. Помощниками для разгадки букв были современные медиафайлы: аудио, видео, графическая и текстовая информация.

Вэб-квест по рассказу «Корзина с еловыми шишками» очень увлекательные игры, которая развивает внимание и память. Вэб-квест может проходить как один, так и несколько человек.

2.3. Анализ полученных результатов.

Для подтверждения эффективности использования веб-квест технологий на уроках литературного чтения как средство развития познавательного интереса младшего школьника была проведена повторная диагностика.

На основании результатов повторного тестирования была составлена таблица №3 по методике диагностики определения интенсивности познавательной потребности по B.C. Юркевич. (Приложение 9)

По данным таблицы №3 была построена круговая диаграмма №3, в которой отображены результаты определения интенсивности познавательной потребности учащихся 4 класса. (Приложение 10)

На основании результатов диагностики видно, что 27 учащихся (90%) – имеют высокий уровень интенсивности познавательной потребности, 3 учащихся (10%) обладают средним уровнем.

На основании результатов повторного тестирования была составлена таблица №4 «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной. (Приложение 11)

По данным таблицы №4 была построена круговая диаграмма №4, в которой отображены результаты уровня «Методика с конвертами» учащихся 4 класса. (Приложение 12)

На основании результатов диагностики видно, что 24 учащихся (80%) – имеют высокий уровень познавательной активности, 6 учащихся (20%) обладают средним уровнем.

В начале практической работы была проведена первичная диагностика, с помощью которой мы выявили уровень развития познавательного интереса у младших школьников.

Во время практики с учащимися была проведена серия занятий с использованием веб-квест технологий на уроках литературного чтения с целью развития познавательного интереса.

Для выявления динамики была проведена итоговая диагностика, содержащая те же методики, что и в первичной диагностике.

Были получены следующие результаты:

1. Методика диагностики определения интенсивности познавательной потребности по B.C. Юркевич:

Количество учащихся с высокой интенсивностью познавательной потребности увеличилось с 19 чел. до 27 (на 8 человек, это 27%), со средней уменьшилось с 7 до 3 человек (на 4 человека – 13%), учащихся с низким уровнем выявлено при повторной диагностике не было. Уменьшение количества учащихся со средней интенсивностью познавательной потребности произошло за счет перехода в группу с высокой интенсивностью. Результаты представлены в Приложении № 13.

2. «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной

Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности увеличилось с 12 до 24 человек (на 12 человек, это 40%), со средним уменьшилось с 15 до 6 человек (на 9 человек, это 30%).учащихся с низким уровнем выявлено при повторной диагностике не было. Уменьшение количества учащихся со средним уровнем познавательной активности произошло за счет перехода в группу с высоким уровнем. Результаты представлены в Приложении № 14

В результате сравнения результатов выявлено, что после проведенной нами серии занятий с использованием веб-квест технологий в 4 классе имеется положительная динамика в развитии познавательного интереса.

ВЫВОДЫ

Анализируя проведённую практическую работу с учащимися 4 класса в одной из школ г. Муром, отметим, что веб- квест технологии на уроках литературного чтения помогли достичь младшим школьникам следующих результатов: возрос познавательный интерес, интерес к предмету у обучающихся; повысилась мотивация к учебной деятельности; совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива; повысилась активность учащихся, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость; ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.

Результаты итоговых диагностик показали, что уровень развития познавательного интереса у учащихся возрос после проведенной нами серии занятий с использованием веб-квеста на уроках литературного чтения.

Таким образом, можно сделать вывод, что веб-квест на уроках литературного чтения является эффективным средством для развития познавательного интереса младшего школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашей работы являлось выяснить эффективность использования веб-квест технологий в качестве средства развития познавательного интереса младшего школьника. Цель достигнута.

Веб-квест имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. Благодаря веб-квесту учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

Веб-квест – это замечательный помощник на уроках литературного чтения в начальных классах. Он способствует более глубокому изучению и закреплению тем предмета, развитию познавательного интереса, оптимизирует учебный процесс. К тому же, работа с веб-квестом возможна не только в рамках уроков Литературного чтения. Эта уникальная технология может использоваться в кружковой работе литературной направленности, которая активно ведётся в школах нашего города на разных ступенях обучения, а так же в проектной, которая сейчас весьма популярна и распространена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Афанасьева, Л. О. «Использование квест-технологии при проведении уроков в начальной школе» - Школьные технологии. – 2012. – № 6. – 149 с.

Булин Е.И. – Соколова, Т.А. Рудченко, А.Л Семенов, Е.Н. Хохлова «Формирование ИКТ – компетентности младших школьников»- М.: «Просвещение», 2012- 128 с.

Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. – М: Материалы медународной конференции « Информационные технологии в образовании. ИТО-99.-http//ito.bitpro.ru/1999

Воюшина М.П., Кислинская С.А. Методика обучения литературе в начальной школе. – М.: Академия, 2013. -288 c.

Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. - М: «Начальная школа» №2 2021г -38- 43 с.

Жесткова Е.А. «Способ повышения мотивации к чтению: литературный квест». – М: «Начальная школа» 2021 г. №7. 56-58с.

Жесткова Е.А. «Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе».- М: Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015.№9( часть 4). 723-725 с.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение 4 класс.- М: «Просвещение», 2015- 223 с.

Ксензова, Г. Ю. «Перспективные школьные технологии»- М: «Пед. общество России», 2001. – 224 с.

Лечкина, Т. О. «Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания».- М: « Наука и образование: новое время»,2015 г.,12–14 с.

Психология развития / Под ред. Е. Строгановой. – М., 2021. C. 512

Светловская Н.Н. «Обучение чтению и законы формирования читателя».- М: «Начальная школа», 2003 г. №1. 3-12с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образование/ Министерство образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2010.- 32 с.- (Стандарты второго поколения).

Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2018- 512 с.

Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2019/04/21/problemy-formirovaniya-poznavatelnogo

https://infourok.ru/poznavatelniy-interes-kak-pedagogicheskaya-problema-664460.html

https://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Диагностикаопределения интенсивности познавательной потребности

по B.C. Юркевич

Цель: определение чувствительности к новизне и любознательности обучающихся.

Детям раздаются бланки с таблицей.

№ п/п

Варианты ответов

1

а

б

в

2

а

б

в

3

а

б

в

4

а

б

в

5

а

б

в

1.Как часто вы, не отрываясь (час – полтора), занимаетесь какой-нибудь умственной работой?

А) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

- Обведите ту букву на первой строчке, которая соответствует вашему ответу.

2. Что вы предпочитаете, когда вам задан трудный вопрос «на сообразительность»?

а) помучаюсь, но сам найду ответ;

б) когда как;

в) попрошу подсказать мне взрослых
- Обведите ту букву на второй строчке, которая соответствует вашему ответу.

3.Много ли вы читаете дополнительной литературы?
а) постоянно  много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) мало или совсем ничего не читаю.

- Обведите ту букву на третьей строчке, которая соответствует вашему ответу.

4. Насколько эмоционально каждый из вас относится к интересному для вас занятию, связанному с умственной работой?

А) очень эмоционально;

б) когда как;

в) эмоции ярко не выражены.

- Обведите ту букву на четвертой строчке, которая соответствует вашему ответу.

5.Часто ли вы задаете вопросы?

А) часто;

б) не очень

в) очень редко.

- Обведите ту букву на пятой строчке, которая соответствует вашему ответу.

- Подведем итоги. (раздаем по несколько листочков участникам)

- Подсчитайте  количество ответов а.  Занесем их в сводный бланк данных

- Подсчитайте количество ответов  б. Занесем их в сводный бланк данных

 - Подсчитайте количество ответов в.  Занесем их в сводный бланк данных

Ответы

Количество ответов

Всего  по классу

а

2 + 3+ 4+…= (считаем сколько всего)

 

б

   

в

   

Ответы «а» свидетельствуют о высокой степени  выраженности познавательной потребности, ответы «б» - об умеренной, ответы «в» - о низкой познавательной потребности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

И.Ф.

учащегося

Вопросы

Общий уровень

1

2

3

4

5

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

 

Диана Б.

+

   

+

   

+

   

+

   

+

   

Высокий

Дима Б.

 

+

 

+

   

+

   

+

   

+

   

Высокий

Анастасия В.

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Ирина В.

 

+

 

+

     

+

   

+

   

+

 

Низкий

Елизавета Г.

+

   

+

     

+

 

+

     

+

 

Высокий

Игнат Г.

 

+

 

+

     

+

   

+

   

+

 

Низкий

Артём Г.

+

     

+

 

+

   

+

   

+

   

Высокий

Илья Д.

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Анастасия Д.

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Илья Д..

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Софья К.

+

     

+

   

+

   

+

 

+

   

Средний

Мария К.

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Вероника К.

+

     

+

   

+

 

+

   

+

   

Высокий

Маргарита К.

+

   

+

   

+

   

+

   

+

   

Высокий

Анастасия К.

 

+

   

+

   

+

   

+

   

+

 

Низкий

Мария К.

 

+

 

+

   

+

     

+

 

+

   

Высокий

Денис К.

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Ольга Л.

+

     

+

   

+

   

+

   

+

 

Средний

Алеся Н.

 

+

   

+

   

+

 

+

   

+

   

Средний

Анна П.

   

+

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Алиса Р.

+

   

+

   

+

   

+

   

+

   

Высокий

Максим Р.

 

+

 

+

   

+

     

+

 

+

   

Высокий

Алиса С.

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Евгения С.

+

     

+

 

+

   

+

   

+

   

Высокий

Ангелина С.

 

+

 

+

     

+

   

+

 

+

   

Средний

Диана С.

 

+

 

+

     

+

   

+

   

+

 

Низкий

Екатерина С.

+

     

+

   

+

 

+

     

+

 

Средний

Степан Т.

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Вячеслав Ф.

+

     

+

   

+

   

+

   

+

 

Средний

Дарья Ш.

 

+

 

+

     

+

   

+

 

+

   

Средний

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Интенсивность познавательной потребности

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

«Методика с конвертами» Г.И. Щукиной

№ конверта

Название конверта

Направление

1

Праздник сказки (Г.К. Андерсен «Дюймовочка»)

Познавательные воспитательные дела

2

Праздник Музыки «Где живут нотки»

Эстетические воспитательные дела

3

Праздник Дружбы и Счастья

Этические воспитательные дела

4

Праздник Рукодельницы

Нравственно-трудовая проблематика

5

Конверт с надписью «Пустой»

Отсутствие интереса к какой-либо деятельности

Диагностическими признаками познавательного интереса считались:

- характер предпочтения конверта (случайный или вполне ориентированный);

- сущность избранных познавательных задач (чему он оказывает предпочтение: решению познавательных задач или же заданиям репродуктивного характера);

- направленность исполнения задания (несложные действия или необычный подход);

- чувственное выражение деятельности учащегося (увлеченно, безучастно);

- корреляция между содержанием избранного конверта и стремлением к независимому расширению познавательного кругозора в интересующей сфере;

- наличие волевой основы, укрепляющей познавательный интерес в стабильное формирование личности (стремление учиться по дополнительной литературе).

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ИФ.

Учащегося

Вопросы

Общий уровень

1

2

3

4

5

 

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

   

Диана Б.

       

+

               

Средний

Дима Б.

 

+

                     

Средний

Анастасия В.

               

+

       

Низкий

Ирина В.

       

+

               

Средний

Елизавета Г.

+

                       

Высокий

Игнат Г.

       

+

               

Средний

Артём Г.

     

+

                 

Высокий

Илья Д.

                   

+

   

Средний

Анастасия Д.

                   

+

   

Средний

Илья Д..

     

+

                 

Высокий

Софья К.

                   

+

   

Средний

Мария К.

     

+

                 

Высокий

Вероника К.

     

+

                 

Высокий

Маргарита К.

 

+

                     

Средний

Анастасия К.

 

+

                     

Средний

Мария К.

           

+

           

Высокий

Денис К.

     

+

                 

Высокий

Ольга Л.

             

+

         

Средний

Алеся Н.

                   

+

   

Средний

Анна П.

           

+

           

Высокий

Алиса Р.

     

+

                 

Высокий

Максим Р.

       

+

               

Средний

Алиса С.

     

+

                 

Высокий

Евгения С.

         

+

             

Низкий

Ангелина С.

     

+

                 

Высокий

Диана С.

               

+

       

Низкий

Екатерина С.

       

+

               

Средний

Степан Т.

     

+

                 

Высокий

Вячеслав Ф.

 

+

                     

Средний

Дарья Ш.

                   

+

   

Средний

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Методика с конвертами

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ИФ.

Учащегося

Вопросы

Общий уровень

1

2

3

4

5

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

а

б

в

 

Диана Б.

+

   

+

   

+

   

+

   

+

   

Высокий

Дима Б.

 

+

   

+

   

+

 

+

     

+

 

Средний

Анастасия В.

+

   

+

   

+

     

+

   

+

 

Высокий

Ирина В.

+

   

+

     

+

 

+

     

+

 

Высокий

Елизавета Г.

+

     

+

 

+

   

+

   

+

   

Высокий

Игнат Г.

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Артём Г.

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Илья Д.

+

     

+

 

+

   

+

   

+

   

Высокий

Анастасия Д.

+

   

+

   

+

     

+

   

+

 

Высокий

Илья Д..

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Софья К.

+

     

+

   

+

 

+

   

+

   

Высокий

Мария К.

+

   

+

   

+

   

+

   

+

   

Высокий

Вероника К.

+

   

+

   

+

     

+

   

+

 

Высокий

Маргарита К.

+

   

+

   

+

     

+

 

+

   

Высокий

Анастасия К.

+

   

+

   

+

   

+

   

+

   

Высокий

Мария К.

+

     

+

 

+

     

+

 

+

   

Высокий

Денис К.

+

     

+

 

+

   

+

   

+

   

Высокий

Ольга Л.

   

+

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Алеся Н.

+

   

+

   

+

   

+

   

+

   

Высокий

Анна П.

 

+

 

+

   

+

     

+

 

+

   

Высокий

Алиса Р.

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Максим Р.

+

     

+

 

+

   

+

   

+

   

Высокий

Алиса С.

+

   

+

     

+

 

+

   

+

   

Высокий

Евгения С.

+

     

+

   

+

   

+

 

+

   

Средний

Ангелина С.

+

   

+

     

+

 

+

     

+

 

Высокий

Диана С.

+

     

+

   

+

   

+

 

+

   

Средний

Екатерина С.

+

     

+

 

+

     

+

 

+

   

Высокий

Степан Т.

+

   

+

     

+

 

+

     

+

 

Высокий

Вячеслав Ф.

+

   

+

     

+

 

+

     

+

 

Высокий

Дарья Ш.

+

     

+

 

+

     

+

 

+

   

Высокий

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Интенсивность познавательной потребности

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ИФ.

Учащегося

Вопросы

Общий уровень

1

2

3

4

5

 

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

   

Диана Б.

+

                       

Высокий

Дима Б.

     

+

                 

Высокий

Анастасия В.

       

+

               

Средний

Ирина В.

     

+

                 

Высокий

Елизавета Г.

+

                       

Высокий

Игнат Г.

           

+

           

Высокий

Артём Г.

     

+

                 

Высокий

Илья Д.

+

                       

Высокий

Анастасия Д.

       

+

               

Средний

Илья Д..

+

                       

Высокий

Софья К.

+

                       

Высокий

Мария К.

       

+

               

Средний

Вероника К.

     

+

                 

Высокий

Маргарита К.

     

+

                 

Высокий

Анастасия К.

           

+

           

Высокий

Мария К.

     

+

                 

Высокий

Денис К.

+

                       

Высокий

Ольга Л.

     

+

                 

Высокий

Алеся Н.

                   

+

   

Средний

Анна П.

       

+

               

Высокий

Алиса Р.

           

+

           

Высокий

Максим Р.

+

                       

Высокий

Алиса С.

     

+

                 

Высокий

Евгения С.

                   

+

   

Средний

Ангелина С.

     

+

                 

Высокий

Диана С.

             

+

         

Средний

Екатерина С.

           

+

           

Высокий

Степан Т.

     

+

                 

Высокий

Вячеслав Ф.

+

                       

Высокий

Дарья Ш.

           

+

           

Высокий

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Методика с конвертами Г.И. Щукиной

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Сравнительная диагностика определения интенсивности

познавательной потребности по B.C. Юркевич

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

Сравнительная диагностика «Методики с конвертами» Г.И. Щукиной

Просмотров работы: 755