Создание электронной музыки для подготовки к экзаменам

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание электронной музыки для подготовки к экзаменам

Сорокин Р.Р. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Зудина А.Л. 1Голубева Т.И. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Введение

Каждый из нас хотя бы раз слушал музыку и каждый с детства знаком с приятными гармониями, звуками музыкальных инструментов, разными жанрами музыки. Музыка оказывает глубокое влияние на человеческий мозг. Она может изменить наше настроение, помочь нам сосредоточиться и даже способствовать исцелению. Замечали ли вы, что при разном настроении или обстановке, вы слушаете разную музыку? Мне стало интересно, с чем это связанно? Можно ли это как-то использовать для своих целей? Вы безусловно согласитесь, что музыка влияет на нашу нервную систему, и когда нам грустно или страшно, мы можем включить музыку что бы отвлечься. Это и стало основной идеей моего проекта.

Актуальность темы

Стресс — слишком частое явление в жизни многих людей в современном мире. С постоянно растущим уровнем ответственности, долгим рабочим днем ​​и высокими повседневными обязанностями может быть трудно. К сожалению, стресс оказывает серьезное влияние на наше психическое и физическое благополучие, поэтому важно найти способы справиться с ним. Одним из способов справиться со стрессом – музыка.

Различные жанры музыки по-разному влияют на мозг. Известно, например, что классическая музыка вызывает чувство спокойствия и умиротворения, а также улучшает память и концентрацию. Джаз, с другой стороны, может повысить творческий потенциал и даже помочь уменьшить стресс и беспокойство.

Исследования также показали, что прослушивание классической музыки может вызвать снижение частоты сердечных сокращений и артериального давления, а также способствовать расслаблению.

Этот тип музыки часто вызывает сильные эмоции и воспоминания и может помочь людям воссоединиться со своим прошлым и обеспечить комфорт.

На данный момент существует очень много музыкальных композиций для занятий спортом, танцами и даже комфортного отдыха и сна, но сборника музыкальных композиций для подготовки к экзаменам я не нашел, а ведь как мы знаем, экзамены – это очень большой стресс, а в современных реалиях стресс может появится от чего угодно, начиная от грома за окном, заканчивая проезжающей за окном машины, и что бы как-то отвлечься, ничего более простого и приятного чем музыка быть не может.

Используя Google-forms, я создал тест с вопросами о необходимости слушания музыки при подготовке к урокам. Целью было выяснить различается ли музыка при подготовке к разным урокам, причины слушания музыки.

Для того что бы узнать актуальность и необходимость моего продукта, я провел опрос среди обучающихся 1-11 классов (Приложение 1).

Проанализировав все результаты, я понял, что большинству опрошенных музыка помогает в подготовке к урокам и экзаменам, при условии, что она им приятна и не отвлекает от занятий.

Многие указали, что действительно, музыка помогает справиться с посторонними шумами.

Тогда я понял, что эта тема по-настоящему актуальна не только для меня, но и для мирового сообщества, твердо решил, что хочу создать сборник музыкальных композиций для подготовки к экзаменам, и просто для комфортного выполнения домашних заданий. Начать я решил с малого.

Цель:

Создание музыкальной композиции для подготовки к экзаменам.

Задачи:

Поиск информации о влиянии музыки на мозг человека. Проведение социального опроса для определения влияния музыки при подготовке к урокам. Анализ результатов.

Изучение возможности создания электронной музыки в различных приложениях и выбор одного из них.

Создание музыкальной композиции. Проведение эксперимента среди учащихся, анализ результатов.

Влияние музыки на мозг человека

Прослушивание музыки — это не только приятно, но еще и полезно. Музыка способна влиять на наши эмоции, поэтому пение и даже простое прослушивание композиций может облегчить борьбу с нарушениями настроения, депрессией, тревожными расстройствами и другими психическими проблемами. Многие исследователи считают, что музыка может воздействовать на различные отделы мозга и благодаря нейропластичности улучшать отдельные его функции. Норвежские преподаватели нейробиологии музыки Аре Бреан и Гейр Ульве Скейе рассказывают, действительно ли она оказывает эффект на память, силу воли и другие когнитивные способности.

В 1993 году в журнале Nature Фрэнсис Раушер опубликовала результаты одного эксперимента. Его часто ставят в пример, когда говорят, что музыка теоретически способна оказывать эффект дальнего переноса. Одна группа молодых людей слушала Сонату ре мажор для двух фортепиано Моцарта в течение 10 минут. Вторая группа слушала расслабляющую музыку, а третья сидела в тишине. Группы менялись местами, и каждый испытуемый в итоге оказывался во всех трех вариантах условий. После каждого этапа эксперимента испытуемые получали задание мысленно сложить и разрезать лист бумаги, а затем представить, объект какой формы получится, если снова сложить этот лист. Задания такого рода проверяют способность к пространственному восприятию и входят во все тесты на проверку уровня интеллекта. Раушер обнаружила, что лучше всего молодые люди выполняют задание после прослушивания Моцарта — рост IQ составил примерно 8 баллов. Полученные результаты тут же были опубликованы в СМИ под заголовками вроде «Моцарт сделает вас умнее» — и вот уже словосочетание «эффект Моцарта» стало термином.

Но давайте не будем торопиться и подумаем, нет ли ничего странного в самой форме исследования? Выбранное произведение Моцарта способно развеселить и взбодрить человека и, конечно, весьма отличается от расслабляющей музыки или полной тишины (от нее мы становимся вялыми). Кроме того, подобные задания считаются одними из самых сложных в тестах на определение уровня интеллекта. Необходим также высокий уровень концентрации и интеллектуальных усилий, и есть множество свидетельств тому, как сильно уровень возбуждения и настроение влияют на способность выполнять сложные интеллектуальные задачи.

В последующие годы бесчисленное количество исследователей пыталось проверить и оспорить результаты Фрэнсис Раушер. В 1999 году во время эксперимента Нантаис и Шелленберг давали трем группам задания на определение уровня IQ после прослушивания того же самого произведения Моцарта, фортепианного произведения Шуберта и аудиозаписи с голосом диктора. По результатам этого эксперимента не было обнаружено никакой разницы в результатах, полученных от разных групп. Кроме того, когда испытуемых спросили, что им понравилось больше — Моцарт, Шуберт или рассказанная диктором история, была выявлена удивительная закономерность. Те, кому нравился Моцарт, лучше справлялись с заданием после прослушивания Моцарта, а те, кому больше нравились Шуберт или история, рассказанная диктором, соответственно, лучше справлялись после их прослушивания. Этот факт частично подтвердился и в моём исследовании при опросе школьников.

Еще одно испытание было проведено исследовательской группой под руководством Томпсона (2001). Ученые выбрали для работы «Адажио» Альбинони, медленное и печальное произведение. Испытуемые лучше справлялись после сонаты Моцарта, чем после сидения в тишине, а после Альбинони и тишины не было обнаружено никакой разницы в том, насколько качественно выполнено задание. А как только исследователи начали следить за уровнем возбуждения и настроением испытуемых, эффект Моцарта полностью исчез. Проводились эксперименты и на детях 10‒12 лет. На них больший эффект оказывали популярные мелодии, а не Моцарт, но лишь ненадолго. В итоге во всех подобных исследованиях эффект и от Моцарта, и от другой музыки был весьма кратковременным. Ни один эксперимент так и не доказал, что музыка может оказывать длительный эффект на способность решать интеллектуальные задачи.

В целом можно опровергнуть факт наличия особого влияния музыки на интеллект человека. Однако, все указанные исследования подчеркивали необычную способность музыки влиять на наши эмоции. А ведь многим из нас музыка нужна именно того, чтобы взбодриться или успокоиться, расслабиться или развеселиться, порадоваться или погрустить. В этом и заключается магия музыки — и, возможно, это и есть тот самый эффект Моцарта.

Практическая часть

На основании найденной и проанализированной мной информации, я понял, что для того чтобы создать нужную мне музыкальную композицию мне потребуются соблюдать следующие рекомендации:

Мелодия должна быть ровной, спокойной, с достаточно простым аккомпанементом, но имеющая развитие, не монотонная, чтобы человек, слушавший её, не уходил в сон, и не терял когнитивные способности

Музыка должна быть без преобладания басов, в средней динамике (негромкая), чтобы не отвлекать внимание.

Мелодия должна быть простой, гомофонической, имеющей циклическую структуру (повторяемость)

Желательно, чтобы тональность была минорной: в отличие от бодрящего мажора, минорная тональность успокаивает и не отвлекает.

Мелодия должна быть среднего темпа и диапазона

Рекомендуется использование различных инструментов, приближенных к аутентичным: фортепиано, скрипка, кларнет, флейта. Использование одного инструмента не рекомендуется.

Ударные инструменты должны использоваться с осторожностью (исключение челеста).

Я сам занимаюсь в музыкальной школе уже несколько лет, являюсь лауреатом нескольких престижных музыкальных конкурсов, достаточно хорошо владею такими инструментами как: аккордеон и фортепиано. Мне, как музыканту, очень нравится создавать новые музыкальные композиции и мелодии, экспериментировать и изучать что-то новое. Я решил воспользоваться одной из программ по созданию электронной музыки, уж очень хотелось попробовать создать что-то новое, и воплотить мою идею.

Для создания музыки, передо мной был весьма большой выбор программного обеспечения, но я решил остановиться на программе по созданию музыки Fl Studio.

Fl Studio — это мощное и всеобъемлющее программное обеспечение для создания музыки, которое предоставляет пользователям интуитивно понятный и удобный интерфейс, что позволило мне достаточно просто разобраться в программе и легко создавать, микшировать и обрабатывать музыку в различных форматах. Так же это одна из самых популярных программ для создания музыки на рынке, с большим количеством бесплатных, доступных, обучающих видеороликов что так же дает плюс в изучении программы.

По сравнению со своими аналогами Fl Studio выделяется рядом преимуществ. Во-первых, это один из самых многофункциональных доступных программных пакетов, предлагающий невероятный набор инструментов и эффектов, которые позволяют пользователям творчески подходить к своей музыке.

Программа также предоставляет пользователям обширную библиотеку Loop и sample, которые можно легко использовать для создания уникальной и высококачественной музыки, так же важно заметить, что для того что бы создавать музыку в этой программе, не обязательно уметь играть на музыкальных инструментах, что позволяет пользователям легко воплощать свои творческие идеи на практике. Пользователи могут развить в себе способности аранжировки и сведения, и даже попробовать себя в такой профессии как звукорежиссер. С другой стороны, программа позволяет людям, владеющим навыком игры на музыкальных инструментах, производить аудиозапись с помощью микрофонов и корректировку записанных музыкальных партий, создавать партитуры, а также позволяет прямое подключение к программе, если инструмент поддерживает программные функции (электронное фортепиано, электронная гитара и т.д.).

Таким образом, Fl Studio — отличный выбор программы для создания музыки, предлагающий пользователям невероятно мощный набор функций и интуитивно понятный пользовательский интерфейс.

Изучение программы. Создание музыки.

Создание музыки в FL Studio включает в себя несколько этапов работы. При первом запуске процесс начинается с изучения различных звуков и инструментов (Прил. 2 Рис 1). Выбрал я традиционные инструменты, такие как челеста или фортепиано. По мере того, как я лучше знакомился с FL Studio и набирался опыта, смотря различные обучающие ролики на YouTube, я наконец решился начать создавать и формировать свою музыку.

Процесс аранжировки музыки в FL Studio сам по себе является искусством. Я написал основную мелодию на фортепиано, подобрал неплохой аккомпанемент, экспериментировал с различными ритмами, инструментами и звуковыми комбинациями, чтобы найти идеальный баланс, мой конечный выбор пал на челесту. С помощью челесты создал вторую мелодию, сочетавшуюся с первой, подобрал аккомпанемент, использовал такие эффекты, как реверберация, задержка и эквалайзер, чтобы добавить глубины и сложности своей музыкальной композиции. (Прил. 2 рис.2)

Смешивание является следующим этапом процесса. Пришло время, для того чтобы выявить лучшее в своей музыкальной композиции. Удалил не нужные части своего произведения, что-то добавил, отредактировал громкость для создания более динамичного звукового ландшафта. Когда моя композиция была уже почти готова, я прослушал ее на разных динамиках, чтобы получить точное представление о мелодии. Когда я удостоверился, что написанная мной музыкальная мелодия меня устраивает, пришла пора переходить к процессу мастеринга. (Прил.2 рис.3)

Мастеринг в FL Studio — завершающий этап процесса создания музыки. Пришло время, добавить профессиональный штрих к своему треку. Я отполировывал свою композицию, добавлял баланс между частотами и следил за тем, чтобы музыкальная композиция хорошо звучала на разных звуковых системах. Я закончил свою мелодию, пришло время экспортировать ее в формат *.mp3 и поделиться со всем миром.

Заключение

Цель достигнута: музыкальная композиция, с учетом рекомендаций создана.

Но есть один важный момент. Можно создавать абсолютно любую музыку, которая будет влиять на людей, но важно понимать, что она не должна использоваться как форма манипуляции или контроля поведения.

Список использованных источников и литературы

Глава из книги «Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект». Материал подготовлен в коллаборации с издательством «Альпина Паблишер». [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://trends.rbc.ru/trends/social/607f023f9a79474c6c92a076 (дата обращения 04.03.2023)

Студия Флориды [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://www.image-line.com/ (дата обращения 04.03.2023)

Видео-уроки по работе с FL-studio. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch?v=iTBJNTxUlnI (дата обращения 04.03.2023)

Статья «Ableton против FL Studio: Сравнение с ног на голову». [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://emastered.com/ru/blog/ableton-vs-fl-studio (дата обращения 04.03.2023)

Статья «Влияние музыки на организм человека: интересные факты истории и современности». [Электронный ресурс]. Режим доступа: 
https://music-education.ru/vliyanie-muzyki-na-organizm/ (дата обращения 04.03.2023)

Приложение 1

Результаты опроса показали:

Приложение 2

Рис.1 Обзор инструментов программы

Рис.2. Основная мелодия

Рис.3. Добавления инструмента Рис.4. Мастеринг

Просмотров работы: 86