Сетевой этикет

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сетевой этикет

Кривенко П.Р. 1
1МБОУ СОШ №16
Жуков Н.Н. 1
1МБОУ СОШ №16
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время количество социальных сетей в Интернете и численность их участников растет с невероятной быстротой. Однако, несмотря на некоторую пока еще хаотическую направленность информации в Интернете, этикету в ней придается уже немаловажное значение. Ведь для того, чтобы Интернет стал поистине средством массовой коммуникации людей, несомненно, нужно придерживаться определенных этических норм и ценностей.

Цель работы: изучить правила этикета при работе с компьютерной сетью.

Для достижения этой цели необходимо решить следящие задачи:

Изучить информацию по данной тематике

Собрать иллюстрационный материал

Рассмотреть и систематизировать информацию

Сделать основные выводы по теме работы

Оформить работу

Создать презентацию и доклад

Защитить проект

2. Правила этикета при работе с компьютерной сетью.

Интернет представляет собой глобальную сеть, которая объединяет устройства по всему миру и дает пользователям множество возможностей: работать, учиться, вести бизнес и так далее. В наши дни от работоспособности интернета зависят буквально все процессы жизнедеятельности.

Компьютерные сети[1] — это сложные объекты, которые различаются по размеру, доступности и применяемым технологиям. Так, внутридомовая сеть с точки зрения размера, структуры, оборудования и функциональности сильно отличается от той, которая соединяет два города. Такое разнообразие сетей затрудняет их совместную работу. Однако решение кроется в интерсетях или интернете.

Межсетевые соединения — это тип сети, который соединяет несколько сетей и нивелирует их различия, чтобы они могли взаимодействовать как совместимые. Главная общедоступная сеть называется интернетом. Любой может получить доступ к интернету с помощью устройства — компьютера, телефона, планшета и так далее — для обмена информацией и совместного использования ресурсов.

Интернет зародился как экспериментальный проект под эгидой Министерства обороны США в 1960 году. В то время компьютеры были дорогими и медленными, поэтому идея заключалась в том, чтобы разделить их по сети и распределить их вычислительную мощность между несколькими пользователями одновременно. Разработанный Агентством перспективных исследовательских проектов (ARPA, с 1972 года DARPA), научно-исследовательским агентством Пентагона, предшественник интернета вначале назывался ARPANET. Изначально сеть была очень маленькой и соединяла несколько исследовательских центров в США. Ее использовали только ученые и техники. По мере развития технологий стали появляться и другие компьютерные сети, в том числе за пределами США. Каждая сеть была основана на собственной технологии, что затрудняло обмен данными между пользователями, работающими в разных сетях. По этой причине примерно в 1970 году в рамках проекта ARPA была создана рабочая группа по интерсетям. В результате исследования были разработаны различные протоколы, в том числе и Internet Protocol Suite. В начале 1980-х годов Internet Protocol Suite был принят на международном уровне в существующих сетях, а несколько лет спустя начали появляться интернет-провайдеры. С тех пор вся сеть быстро разрасталась. В рамках проекта OPTE визуализировали развитие интернета с 1997 по 2021 год.

2.1. Что такое этикет?

Этикет[2] – это совокупность общепринятых правил поведения в обществе или в определённой ситуации. Данное понятие объединяеттребования к внешнему виду, манерам, общению и прочим особенностям поведения.Существование правил этикета свойственно всем культурам, но сами эти правила универсальнымине являются. Они отличаются в разных культурах и даже в рамках одной культуры постоянно меняются.

Слово «этикет» имеет французское происхождение. Считается, что его начали использовать при «короле-солнце» Людовике XIV де Бурбоне (1638-1715). Словом etiquette назывались небольшие карточки со списком правил поведения, которые получали гости, посещавшие дворец. Позже etiquette стали раздавать на балах и других светских мероприятиях.

Сегодня правила этикета являются негласными и распространяются на все сферы жизни. Предполагается, что мы должны соблюдать их в публичных местах, на работе, в магазине, в гостях и даже дома. При этом очевидно, что правила этикета в разных ситуациях сильно отличаются. И умение соответствовать ожиданиям общества, соблюдая эти правила, считается признаком культурной и хорошо воспитанной личности.

Таким образом, в современном мире каждый человек должен знать базовые правила этикета. Но при этом никого не обязывают изучать их по учебнику или проходить какой-то специальный курс. Нас обучают им с самого детства. К примеру, каждому ребёнку говорят, что класть локти на стол во время еды неприлично. И даже если ему это правило кажется бессмысленным, он его запоминает и соблюдает в будущем.Правила этикета отличаются от норм морали своей условностью. Они носят скорее рекомендательный характер. И если кто-то их нарушает, то эту ситуацию обычно стараются сгладить, не осуждая «нарушителя» и не стремясь его наказать. Умение вести себя в обществе – признак хорошего воспитания. И если кто-то нарушает правила этикета, он тем самым оставляет неприятное впечатление о себе у окружающих.

2.2. Сетевой этикет

Сетевой этикетиногда называют «сетикет» – соединение словсетьиэтикет. Сетевой этикет[3] – это наборправилдляуважительного и уместного общения в Интернете.

Его часто называютэтикетом интернета, однако он не является набором юридически обязательных правил, а представляет собойрекомендуемые правила этикета. Сетевой этикет используется, в основном, для общения с незнакомыми людьми в интернете. Правила сетевого этикетав значительной степени зависят отсообществаи егоучастников. Как правило, сетевой этикет определяет администратор веб-сайта или приложения для общения. В его обязанности также входит контроль соблюденияосновных правил этикета инаказание за их нарушение.

Обезличенность общения в Интернете позволяет пользователям забывать о том, что они общаются с живыми людьми. Довольно сложно установить контакт с человеком, которого мы не слышим и не видим. Для решения этой проблемы и был создан сетикет.

Еще сетевым этикетом называют раздел общественной этики. Это общие принципы поведения, которых должны придерживаться пользователи. Создателем норм этики стало сообщество техников, а всемирная сеть изначально предназначалась для научной элиты. Сейчас формируются сообщества со своими нормами, правилами.

Чтобы произвести на собеседника хорошее впечатление, нужно придерживаться сетевого этикета. Люди должны уважать друг друга, продумывать каждое сообщение, правильно оформлять текст. Культуры общения придерживаются участники форумов, чатов, социальных сетей, пользователи электронной почты.

2.3. История сетевого этикета

Сетевая этика — уже длительно изучаемое явление,которому посвящено немало работ. Есть такое понятие, как «нетикет», или по-английски — netiquette— «сетевой этикет». Его можно рассматривать как раздел обычной общественной этики, применимой к нашей повседневности,или раздел профессиональной этики, если мы относимся к Интернету как набору сообществ людей, объединенных по интересам. Это могут быть общие принципы поведения в Сети, которые должны соблюдать и уважать пользователи Интернета точно так же, как мы руководствуемся нормами и правилами в обычной жизни. Сетевой этикет нужно рассматривать в том контексте, в котором это явление интересует определенную аудиторию. Либо мы рассматриваем его как часть набора правил поведения какого-то сообщества,либо как набор правил поведения нашей повседневной жизни. Изначально Интернет был создан для научной элиты — людей,которые занимались наукой, и людей, которые обслуживали Сеть в интересах науки,оборонной промышленности. Это были люди в основном негуманитарного склада ума. Их деятельность была связана с компьютером,компьютерными технологиями или научными разработками,поэтому они пользовались определенным набором правил поведения, принципов и понятий. Соответственно,это породило ряд вариантов взаимодействия, общения именно в сети Интернет в том виде, когда она вышла из стен лаборатории. Это была середина 1990-х годов.

Сообщество техников стало создателем первых норм сетевой этики. Самое известное из них,например: чтобы задать правильно вопрос,нужно знать больше половины ответов, если мы уходим в поле тривиальных вопросов, то второй раз их задавать не надо. 20−30 лет назад было не принято проводить много времени в Сети. Отвечать на глупые повторяющиеся вопросы — потеря времени. Если вопросы задаются корректно и правильно, то мы уважаем друг друга. Вот так сложилась эта норма поведения.

Позже начали складываться правила пользования интернет-ресурсами и распространения программного обеспечения. Так появилось право на доступ кинформации. Люди уважали друг друга. Оскорбление и хамство не опускались. Если кому-то хотелось отвести душу, то создавались такие специальные разделы,как конференции«эхи», «ньюс-группс». Все эти правила были сформированы для решения профессиональных задач.

В 2000-х годах Сеть стала более популярной,доступной, увеличился доступ к компьютерной технике, увеличились скорость и качество скачиваемой из Интернета информации. Если раньше самым ходовым способом обмена информацией была электронная почта, то в эти годы стали развиваться социальные сети,системы микроблогов. Изменился контингент пользователей Сети. Сообщество Интернета стало походить на привычное общество.

Сетевые нормы и правила поведения,актуальные для Интернета 1990-х годов, стали во многом актуальны для современного сетевого сообщества.

Сейчас на многих интернет-ресурсах формируются определенные сообщества со своими правилами и нормами. В этих сообществах, кроме общепринятых норм «не мусорить», «не навредить», «не утомить», действуют нормы,свойственные каждому сообществу в отдельности. Например, у геймеров есть собственная сетевая этика, в сообществе любителей японской мультипликации регламентируется то,что запрещено, и то,что разрешено, и так далее. Каждый из пользователей сети Интернет в зависимости от того, в чем он участвует в тот или иной момент, выбирает ту или иную модель поведения.

2.3. Нарушения сетевого этикета

Нормы коммуникативного поведения во всемирной сети нельзя назвать строгими, а их границы довольно растяжимы. Главная цель «паутинного» общения заключается в упрощении коммуникативного поведения на разных порталах.

Устанавливаются правила поведения в интернет-обществах с учетом целей проекта, технических ограничений, других нюансов. Есть и такие порталы, на которых нормы сетикета напоминают формальный устав. Как правило, сетевые «заповеди» — это просто совокупность общепринятых норм хорошего тона.

Под нарушениями сетикета подразумевают:

1. отход от обсуждаемой темы;

2. оскорбления других участников;

3. реклама стороннего контента;

4. преднамеренная дезинформация;

5. клевета, плагиат.

Нормы сетевого этикета условно разделяют на 3 группы: эмоциональные (психологические), административные, технические.

В первую группу входит использование смайликов, поддержка/игнорирование новичков, обращение на «ты», «вы».

Административные правила в интернете — названия обсуждаемых тем, допустимость рекламы, порядок цитирования. В эту группу относится допустимость флейма (словесных перепалок) между участниками.

Технические нормы подразумевают использование определенного количества знаков в сообщении, транслитерацию, длину строк. Сюда входит допустимость печатания слов только заглавными буквами, расширенное форматирование.

Законы вежливости в кибернетическом пространстве практически не отличаются от действующих правил в социуме. Придерживаться норм сетикета должны все пользователи. В Интернете ценится умение «выслушать» собеседников, отсутствие оскорблений и хамства, использование слов вежливости.

При наборе текстового сообщения нужно ограничивать объем написанной информации, не следует включать режим «Caps Lock», желательно сводить к минимуму сленговые выражения. Перед отправкой сообщения рекомендовано исправить все лексические и грамматические ошибки.

2.4. Правила сетевого этикета

1. Придерживайтесь в сети тех же правил поведения, которым вы следуете в реальной жизни

При общении в сети помните о правилах этикета, которых вы придерживаетесь в реальной жизни. Воздержитесь от оскорблений, провокаций, угроз и клеветы, уважайте мнение других участников диалога, высказывайте исключительно конструктивную критику. Помните, что за оскорбления в интернете могут привлечь к ответственности.

2. Думайте о своих собеседниках

При отправке сообщений думайте о человеке по ту сторону экрана: вы общаетесь не с машиной, а с реальными людьми. Поэтому оценивайте, что и как вы пишете – интернет ничего не забывает! Можно легко и быстро сделать снимок экрана или копию сообщений, которая будет доступна, даже если вы впоследствии удалите свои сообщения.

3. Покажите себя с лучшей стороны

Общение в интернете происходит с определенной долей анонимности, недоступной в реальной жизни при личном общении. Часто эта анонимность вызывает у многих пользователей снижение психологического барьера, результатом чего является грубое поведениев сети, например, по отношению к собеседнику, позиция которого вызывает несогласие.

Демонстрируете в сетисвои лучшие качества: даже в случае несогласия сохраняйте дружелюбие и уважение. Сетевой этикет подразумевает уважение, вежливость и профессионализм.

4. Сначала читайте, затем спрашивайте

У вас есть вопросы? Прежде чем их задавать, внимательно прочитайте предыдущие сообщения и комментарии, поскольку высока вероятность, что кто-то уже ответил на ваш вопрос. Если написанный вами ответ окажется похожим на один из написанных ранее, у участников чата может сложиться впечатление, что вы уделяете недостаточно внимания диалогу.

Диалоги в сети происходят очень быстро, поэтому важно сначала собрать всю информацию, а затем отвечать или задавать вопросы.

5. Не забывайте об орфографии и пунктуации

Обязательно перечитайте свои ответы и проверьте их на грамматику, орфографию и пунктуацию. Собеседника может раздражать необходимость расшифровывать небрежно написанный текст, чтобы понять его смысл. Кроме того, грамматические ошибки отвлекают от самого смысла сообщения.

6. Уважайте личные данные других

Этого правила следует придерживаться не только в повседневном онлайн-общении, но и в работе. Не пересылайте полученную информацию без предварительного разрешения ее отправителя.

Это правило также применяется к загрузке и пересылке фотографий и видео, на которых присутствуют другие люди. Перед пересылкой таких файлов обязательно посоветуйтесь с изображенными на них лицами.

И последний важный момент – уважайте конфиденциальностьдругих: не подписывайтесь на информационные рассылки и не регистрируйтесь на форумах с использованием чужого имени и адреса электронной почты.

7. Уважайте время и возможности других

Достаточно ли быстро вы переходите к сути дела в электронных письмах? Насколько правильно и понятносформулированы ваши аргументы? Никто не захочет без необходимости тратить время на письмо, основной смысл которого находится в самом конце – это отнимает время, силы и просто раздражает. Кроме того, подумайте, кто действительно должен быть в списке адресатов сообщения. Уважение к времени и возможностям других людей также является частью сетевого этикета.

8. Прощайте другим мелкие ошибки

Каждый пользователь форумов и социальных сетей когда-то был новичком, а новичкам в любой области свойственно ошибаться. При онлайн-общении это может быть несоблюдение принятых правил этикета или отсутствие манер.

Часто пользователи допускают грамматические ошибки, задают лишние вопросы или дают слишком пространные ответы. Не забывайте об этом и прощайте своим собеседникам ошибки. На мелкие ошибки лучше вообще не обращать внимания. На серьезные ошибки, такие как некорректное цитирование, сообщения, написанные заглавными буквами, или грубые грамматические ошибки, лучше указать в личном сообщении.

9. Не злоупотребляйте возможностями

В интернете, как и в реальной жизни, у одних людей, например, у модераторов форума, специалистов компаний и системных администраторов, больше возможностей, чем у других. Если у вас больше возможностей, чем у других пользователей, это не значит, что вы имеете право ими злоупотреблять.

10. Старайтесь избегать словесных войн[4]

Словесные войны– это сообщения, содержащие агрессивную личную критику или нападки. В групповых чатах жаркие дискуссии часто перерастают в словесные войны. Если вы стали участником такой дискуссии, лучше как можно скорее из нее выйти. Всегда помните, что к другим нужно относиться так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Сетевым этикетом не допускается ненормативная лексика.

Также не забывайте, что оскорбления и угрозы в интернете могут иметь негативные юридические последствия, поэтому не поддавайтесь искушению писать жесткие комментарии даже в жарких дискуссиях. Лучше продемонстрируйте пример корректного поведения в сети.

11. Разберитесь с правилами конкретного сообщества

Сетевой этикет по-разному интерпретируется в разных сообществах. Например, совершенно нормально сплетничать в дискуссионной группе, посвященной развлекательным телевизионным программам. Однако сплетни в серьезной дискуссионной группе отрицательно скажутся на вашей репутации. Важно понимать, в каком сообществе интернета вы находитесь,

а в новой для вас областилучше сначала осмотреться и сориентироваться. Разберитесь, как общаются пользователи этого сообщества, и дайте себе время адаптироваться к правилам сообщества.

12. Дискриминационные высказывания и сетевой этикет

Проблема дискриминационных высказыванийв интернете, особенно в социальных сетях, становится все более серьезной. Часто она проявляется в виде оскорбительных комментариевпод фотографиями или постами. Однако иногда пользователи объединяют усилия и предпринимают скоординированные действия с единственной целью – распространение дискриминационных комментариев. Нередко жертвами таких действий становятся социальные или религиозные меньшинства, иностранцы.

Как противодействовать дискриминационным высказываниям? Если вы столкнетесь с ними в интернете, сообщите администратору веб-сайта. В социальных сетях часто имеется возможность пожаловаться на публикацию, перейдя по ссылке или кнопке непосредственно под самой публикацией. Провайдеры обязаны удалить контент, в явном виде нарушающий чьи-либо права, в течение 24 часов.

Кроме того, вы можете обратиться непосредственно к автору дискриминационных высказыванийи попытаться убедить его в несостоятельности его заявлений. Желательно также запросить факты, обосновывающие его утверждения, и занять четкую позицию против дискриминации. Попытайтесь направить обсуждение в более позитивное русло, ни при каких обстоятельствах не реагируйте агрессивно и не отвечайте оскорбительными высказываниями, поскольку вы также можете понести за них ответственность.

3. Заключение

Изучив тему сетевого этикета можно сделать вывод, что сетикет играет значимую роль в жизни человечества, так как интернет развивается и расширяется, все больше людей знакомятся с ним. И, начиная общаться в Интернете друг с другом, они допускают множество незаметных на первый взгляд ошибок. Эти ошибки, порожденные незнанием сетикета, могут доставить неприятности вам и вашим собеседникам.

Специальные правила учат вежливости при переписке, что немало важно для людей в виртуальном общении. Гораздо приятнее общаться с вежливым человеком, нежели с грубияном, который не знает элементарных правил этикета.

4. Список литературы

1. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова ИНФОРМАТИКА Учебник для 9 класса 2-е издание, 2020

2. Учебник по информатике и ИКТ за 9 класс - авторы Гейн, Сенокосов, Юнерман, Ливчак, 2015

3. Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. М.: Эксмо, 2006

4. Максименко О.И. Энциклопедия этикета. М.: АСТ: Астрель, 2002

5. Леонтьев В,П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007. М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2007

6.https://dronreview.ru/chto-takoe-setevoj-etiket/

7.https://externat.foxford.ru/polezno-znat/setevoy-etiket

8. https://vertclinic.ru/setevoj-etiket/

9.https://www.sites.google.com/site/informatikaiikt247/home/novosti/setevojetiket

10. https://teletype.in/@secretsofmind/Gxj8hOwTW

5. Приложение

1 . Компьютерные сети

2
. Этикет

3 . Сетевой этикет

4
. Словесные войны

Просмотров работы: 8590