Разработка серии иллюстраций на основе сюжета сказки Братьев Гримм «Гамельнский крысолов» средствами растрового графического редактора

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка серии иллюстраций на основе сюжета сказки Братьев Гримм «Гамельнский крысолов» средствами растрового графического редактора

Ободенко Г.Е. 1
1МБОУ г. Иркутска СОШ №80
Елизарова О.Н. 1
1МБОУ г. Иркутска СОШ №80
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В жизни современного человека информация играет большую роль. особо эффективной и удобной для восприятия была, есть и будет информация графическая. потому доля графических данных в профессиональной деятельности всякого рода постоянно растет. Следовательно, необходимы средства для работы с изображениями, и специалисты, умеющие правильно работать с этими средствами. Это - разработчики рекламной продукции, специалисты по компьютерной верстке, создатели Web-страниц, фотографы и др. Под «компьютерным художником» можно сознавать любого, кто занимается созданием либо редактированием изображений с помощью компьютера.

Актуальность работы: Актуальность заключается в том, что современная иллюстрация к книге, как особый вид искусства, оказывает особое влияние на чувственное восприятие мира, развивает эстетическую восприимчивость, способствует раскрытию текста через художественные образы и способствует лучшему восприятию, освоению и пониманию, а также представлению предоставленного материала. Читателю не всегда удается самостоятельно сориентироваться в быту тех событий, что изложены на бумаги, а потому иллюстраторы должны грамотно показать тонкости эпохи, антураж и настроение фрагмента. Через иллюстрации читателям много проще воспринимать и усваивать материал. Скучная иллюстрация к произведению, а иногда, и ее полное отсутствие снижают читательский интерес ребенка младшего школьного возраста. Ведь ведущим в таком возрасте является наглядно-образное восприятие. С появлением в жизни человека возможностей компьютерной графики такая проблема может быть решена и процесс чтения для ребенка станет желаемым и увлекательным.

Цель работы – разработка серии иллюстраций на основе сюжета сказки братьев Гримм "Гамельнский крысолов" средствами графического редактора.

Для достижения цели был поставлен ряд задач:

изучение истории графических редакторов;

подбор «удобного» графического редактора;

повышение уровня практических умений при работе в среде графического редактора;

подробное изучение сюжета выбранного произведения;

создание продукта проекта;

выводы по проекту.

Объект изучения: компьютерная графика

Предмет изучения: Процесс создания серии иллюстраций на основе сюжета сказки братьев Гримм "Гамельнский крысолов" средствами графического редактора.

Вид проекта: межпредметный (информатика, изобразительное искусство, литература).

Проблемный вопрос: возможно ли создание качественных иллюстраций при отсутствии навыка работы в графическом редакторе?

Гипотеза: создание серии качественных иллюстраций возможно при наличии минимальных навыков владения графическим редактором.

Описание этапов деятельности:

На первом этапе своей работы над проектом я изучила:

Понятие компьютерной графики;

Возможности растровых и векторных графических редакторов;

Выбрала литературное произведение для отрисовки по его сюжету серии иллюстраций.

На втором этапе своей работы я выполнила работу по созданию серии иллюстраций.

На третьем этапе работы я подготовила письменную работу и защиту проекта.

Предполагаемый продукт: серия иллюстраций на основе литературного произведения братьев Гримм "Гамельнский крысолов" средствами графического редактора.

Практическая значимость продукта: иллюстрациимогут быть использованы на уроках и во внеурочной деятельности в младших классах при изучении данного произведения братьев Гримм.

Глава 1. Компьютерная графика

Понятие компьютерной графики

Компьютерная графика – это область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютера. Она применяется людьми самых разных профессий: дизайнеры, конструкторы, фотографы, художники и другие.

Компьютерной (машинной) графикой называют область деятельности, в которой компьютеры используются для создания и обработки изображений, а также полученные изображения. История компьютерной графики тесно связана с развитием вычислительной техники. Так, несмотря на то, что первые вычислительные машины не имели специальных средств работы с графикой, они уже использовались для получения и обработки изображений. Их программируемая память была построена на основе матрицы ламп, позволяющей получить узор.

История развития компьютерной графики началась в XX в. и продолжается сегодня. Не секрет, что именно графика способствовала росту быстродействия компьютеров.

1940-1970 гг. - время больших компьютеров (эра доперсональных компьютеров). Графикой занимались только при выводе на принтер. В этот период заложены математические основы

В 1963 г. американский учёный Айвен Сазерленд создал программно-аппаратный комплекс Sketchpad, который позволял рисовать точки, линии и окружности на трубке цифровым пером. Поддерживались базовые действия с примитивами: перемещение, копирование и др. По сути это был первый векторный редактор, реализованный на компьютере.

1971-1985 гг. - появились персональные компьютеры, т. е. появился доступ пользователя к дисплеям. Долгое время дисплеи были сугубо текстовыми, т. е. ничего, кроме цифр, а позднее букв, они выводить не могли. Развитие компьютерной графики, на ее начальных этапах, в первую очередь связано с развитием технических средств и в особенности дисплеев. Роль графики резко возросла, несмотря на очень низкое быстродействие компьютера. Программы писались на ассемблере. Появилось цветное изображение (256 bit). Именно этот период называют периодом зарождения графики.

В 80-е г. XX в. появились персональные компьютеры, позволяющие выводить графические объекты на экраны мониторов, что позволило использовать машинную графику в качестве инструмента специалистам различных областей, не связанных с программированием.

В настоящее время компьютерная графика перешла из сферы исключительно академического интереса в повседневную жизнь, коммерческую деятельность, индустрию развлечений и заняла достойное место среди различных видов искусства.

Благодаря широчайшим возможностям компьютерная графика стала практически неотделима от таких сфер деятельности, как:

Разработка графических интерфейсов программ

Web-дизайн

Компьютерные игры, системы виртуальной реальности

Системы автоматизированного проектирования

Визуализация научных и деловых данных посредством мультимедийных презентаций

И других

В наше время в компьютерной графике отчётливо выделяются растровая и векторная.

Растровые графические редакторы

Растровое изображение представляет собой мозаику из очень маленьких элементов, которые называются пикселями. Растровая графика работает с большим количеством точек, из которых и формируется изображение. Чем таких точек больше, тем качество изображения выше. Если увеличить растровое изображение, то Вы увидите квадраты того или иного цвета. Возможно представление в растровой графике рисунков, фотографий и любых других изображений. Также растровые изображения легко распечатываются на принтере.

Редакторы растровой графики: MS Paint, Adobe Photoshop и другие.

В основном редакторы растровой графики применяются для обработки изображений (Adobe Photoshop), но есть в них и инструменты рисования.

К недостаткам растровой графики относятся:

проблемы с масштабированием, когда при приближении начинают появляться пиксели, а само изображение расплывается;

большой вес файла растрового изображения, т.к. в файле необходимо хранить информацию о цвете каждого пикселя, а таких точек может быть несколько миллионов.

Одним из самых известных редакторов растровой графики является Adobe Photoshop, разрабатываемый и распространяемый компанией Adobe System. У него удобный, легко настраиваемый под себя, интерфейс; Он имеет огромный набор профессиональных инструментов, множество плагинов и невероятное количество обучающих материалов; Совместим с графическим планшетом и поддерживает русский язык. Правда, вместе с этим, он несёт определённые сложности в освоении для новичков и запрашивает для хорошей работы высокие системные требования.

Векторные графические редакторы

Векторная графика представляет изображение как набор геометрических примитивов: точки, прямые, окружности, прямоугольники и т.д. Рисунок хранится как набор функций и их параметров, характеризующих набор примитивов. Например, нарисовать линию с координатами начала (0, 0) и конца (100, 100) красного цвета.

Редакторы векторной графики: Corel Draw, Adobe Illustrator. Редакторы векторной графики используются только для рисования.

Векторное изображение:

легко редактируется;

масштабируется и вращается без потерь, так как при масштабировании у объекта только изменяются значения некоторых параметров;

занимает на диске мало места.

К недостаткам векторной графики можно отнести тот факт, что не любое изображение можно представить, как набор графических примитивов (например, фотографию). Также возникают проблемы с выводом на печать таких изображений (невозможность печати или существенные отличия изображения на экране монитора и бумаге). Это связано с неправильной интерпретацией векторных команд устройством вывода (принтером).

О моём выборе

Для создания конечного продукта нашего проекта я остановила выбор на растровом редакторе - программе Adobe Photoshop CS6. Создание растрового рисунка – процесс, который схож с художественной отрисовкой и поэтому, такие иллюстрации будут более реалистично передавать сказочный сюжет. Также у меня был опыт работы с немного более ранними версиями редактора, опираясь на некоторую оставшуюся память с курсов, мне будет легче влиться в темп работы и заново познакомиться с инструментами программы.

Глава 2. Разработка серии иллюстраций на основе сказки Братьев Гримм «Гамельнский крысолов» средствами графического редактора

2.1. Выбор литературного произведения

Этап выбора произведения для отрисовки иллюстраций являлся самым важным этапом моей работы — от того, какое произведение я выберу, зависели настроение и динамика всех рисунков. Мне не хотелось брать что-то слишком сложное, ведь я только осваиваю работу с графическим редактором, но и брать что-то слишком узнаваемое не хотелось.

Изначально, произведением для иллюстрирования должна была быть сказка “Белоснежка” от братьев Гримм, но так как по этой истории существует безмерное множество различных фильмов и мультфильмов, а образы персонажей уже давно известны людям и привнести что-то новое будет сложно, я решила отойти от этого решения.

Повесть английского писателя Джона Рональда Руэла Толкина, “Хоббит, или Туда и обратно” стала моим вторым вариантом. С этой книгой у меня связано детство, и я сильно люблю её, но из-за невероятной сложности представления и отхода от экранизации Питера Джексона, а также отрисовки - я отказалась от этого произведения в силу своей неопытности.

В конечном счёте я вернулась к сказкам братьев Гримм и остановилась на обработке легенды «Крысолов из Гамельна». «Гамельнский крысолов» — это довольно известная история с небольшим количеством интерпретаций на большие экраны стала прекрасным выбором, ведь здесь меня не сковывало желание подстроится под образец, который всем придётся по нраву.

2.2. Процесс создания серии иллюстраций по сюжету сказки братьев Гримм «Гамельнский крысолов» средствами графического редактора

Начало работы над иллюстрацией начинается с анализа «удачного» фрагмента сказки, рисование которого средствами графического редактора не вызовет особых сложностей, однако позволит передать обстановку и «эмоции» героя и, может быть, трагичность происходящего.

Для начала я выбираю любой момент из сказки и захожу в графический редактор, в моём случае, это Adobe Photoshop CS6 (с правилами работы в графическом редакторе можно ознакомиться в Приложении 1 к данной работе «Буклет для «Чайничков». Создание иллюстраций в Adobe Fotoshop CS6»), нажимаю на “файл”, создаю новый холст с нужными мне размерами. Затем, после появления белого листа, я добавляю несколько дополнительных слоёв, обычно два-три, и заливаю слой с фоном одним цветом. На слое выше я делаю набросок рисунка кистью черного цвета с непрозрачностью 70% - 80%. На самом верхнем слое я вывожу основные контуры рисунка по наброску черной непрозрачной кистью. После этого я отключаю видимость слоя с наброском и на слоях между фоном и контуром простыми цветами закрашиваю образы и накладываю тени. Если нужно, добавляю новые слои.

Основа рисунка закончена. По завершению основной части я, обычно, на слое выше или ниже контура (зависит от желаемого эффекта) с помощью инструментов “Прямолинейное лассо” и “Градиент” создаю блики и затемнения. Чтобы подчеркнуть контраст я могу также воспользоваться кистью светлого или, наоборот, тёмного цвета.

Разработанную серию иллюстраций можно посмотреть в Приложении 2 «Серия иллюстраций на основе сюжета сказки братьев Гримм «Гамельнский крысолов» средствами растрового графического редактора».

2.3. Практическая значимость продукта

Практической значимостью в моём проекте являются:

Образовательно-эмоциональная значимость иллюстрации можно использовать для облегчения знакомства с произведением братьев Гримм на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, а также для восприятия истории так, как её понимала и ощущала я;

Личная значимостьв процессе работы над проектом я овладела навыками работы в графическом редакторе, усовершенствовала свои умения, а также «примерила» на себя профессию иллюстратора.

Заключение

Вывод

В результате работы над проектом был решён ряд поставленных задач: я узнала много нового об истории графических редакторов; освежила в памяти сюжет произведения, а также лучше им прониклась; рассмотрела различные варианты графических редакторов и выбрала для себя наиболее удобный; усовершенствовала свои навыки работы с редактором; был создан продукт в виде серии иллюстраций по особенно запомнившимся для меня моментам из сказки.

Цель проекта была достигнута в ходе выполнения задач – мной была создана серия иллюстраций по сказке братьев Гримм «Гамельнский крысолов» состоящая из десяти рисунков.

На проблемный вопрос был дан ответ – создание качественных иллюстраций возможно даже при минимальных знаниях о работе в графических редакторах.

Гипотеза была мной доказана – несмотря на небольшие навыки, которые впоследствии стали намного лучше, я смогла создать серию иллюстраций с помощью Adobe Photoshop CS6, который является довольно серьёзным решением для людей, только начавших своё знакомство с графическими редакторами.

Я считаю, что моя проектная работа предназначена для широкого круга лиц: серия иллюстраций может быть использована в учебных целях, как дополнительный материал к произведению; также, мой продукт можно использовать как образец работ, на которые могут опираться люди, только начавшие знакомство с графическими редакторами; мои работы могут быть взяты как пример того, что с минимальными навыками, но с достаточным терпением, желанием и кропотливостью можно освоить графические редакторы с нуля за очень короткий срок.

Список интернет-источников

StudRef, studref.com, https://studref.com/534413/informatika/istoriya_razvitiya_kompyuternoy_grafiki

КлЕрк, klerk.ru,

https://www.klerk.ru/materials/2021-10-27/adobe-photoshop-plyusy-i-minusy/

B17, b17.ru,

https://www.b17.ru/article/analysis_of_rat-catcher_of_hameln/

Livejournal, wetfield.livejournal.com, https://wetfield.livejournal.com/1252696.html

Приложение 1. Буклет для «Чайничков». Создание иллюстраций в Adobe Fotoshop CS6, автор ОбоденкоГалина

Приложение 2 . Серия иллюстраций на основе сюжета сказки братьев Гримм «Гамельнский крысолов» средствами растрового графического редактора

 

1. “В ужасе смотрели жители на страшное крысиное шествие...”

 

 

2. “Открыто, среди бела дня, шли крысы по улицам…”

 

 

3. “Голодные твари разбежались по амбарам, подвалам и закромам, полным отборного зерна...”

 

 

4. “...внезапно со всей округи, из голодных деревень, с пустых полей в Гамельн хлынули крысы…”, - “...все ворота наглухо закрыли и завалили камнями. Но крысы переплывали через ров и через какие-то ходы, дыры проникали в город...”

 

5.“Долго смеялись бюргеры. А странный пришелец молча стоял, и какая-то злобная радость проступала у него на лице.”

 

6. «…И никто из них не слышит, что снова на площади запела дудка….»

 

7. “Через час прибежали в город пастухи. Перебивая друг друга, рассказали:

- Крысолов вышел на берег реки Везер.”

 

 

8. “...Из всех дверей выбегают дети. Бросив игру, бросив прялку, на бегу подтягивая чулок, дети бегут за крысоловом, жадно ловя звуки дудки …».- ”...А крысолов уводит их по дороге, мимо вересковых холмов всё дальше, дальше

 

9. «Тогда понял странник, что вокруг него одни старики. И весь город показался ему мрачным, печальным и сложенным из тёмного камня.

В волнении, прерывающимися от слёз голосами стали спрашивать старики:

- Но где же, где же, в какой стороне лежит тот юный, светлый город?

Но ничего не мог им сказать нищий, слепой странник...”

 

10. “Сегодня суд над крысами.”, - “...Один за другим вошли судьи и расселись под балдахином на золочёных креслах. В чёрных бархатных мантиях, в чёрных шапочках, лица у всех важные, строгие, неподкупные - дрожи крысиный король и вся крысиная братия!”

Просмотров работы: 357