Шампмунь...неизвестное об известном

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Шампмунь...неизвестное об известном

Пригода У.С. 1
1Государственное автономное общеобразовательное учреждение Саратовской области "Гимназия №1"
Ким Е.П. 1
1Государственное автономное общеобразовательное учреждение Саратовской области "Гимназия №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вряд ли несколько сотен лет назад кто-то мог предположить, что шампунь станет неотъемлемой частью нашей жизни. Шампунь — одно из главных и самых распространенных средств по уходу за волосами. Мы регулярно им пользуемся.

В последние годы химическая промышленность предлагает нам широкий спектр разнообразных по составу и свойствам шампуней. Мы не знаем, какому шампуню отдать предпочтение и чаще выбираем его необдуманно, доверяя яркой рекламе, порой не задумываясь о качестве. Принято считать, чем дороже товар, тем он лучше и качественнее. Очень важно выбрать шампунь, удовлетворяющий по качеству и цене. Эти обстоятельства и побудили обратиться к глубокому изучению данной темы.

Цель: изучить состав и качество различных шампуней.

Задачи:

1. Дать историческую справку о появлении шампуня;

2. Изучить литературу о классификации шампуней;

3. Рассмотреть состав шампуней;

4. Провести анкетирование среди учеников школы, с целью выявления наиболее используемых марок шампуней;

5. Экспериментально проверить состав и действие шампуней;

6.Обобщить полученную информацию.

Объект: шампуни: «Образец №1», «Образец №2», «Образец №3», «Образец №4».

Предмет: состав шампуней различных марок.

Гипотеза: цена на шампунь очень сильно влияет на качество

Глава 1. История шампуня

Шампунь — одно из главных и самых распространенных средств по уходу за волосами. Красивые длинные волосы были предметом восхищения и ценились во все времена. Сейчас ухаживать за локонами очень просто, потому что производители предлагают большой выбор шампуней для всех типов волос. Но нашим предкам не так просто удавалось достичь чистоты.

Слово шампунь происходит от названия цветка Champa, произрастающего главным образом на территории Индии. Из чампа добывали благовонное ароматное масло, которое затем массированными движениями втирали в кожу головы, что служило великолепным средством для укрепления волос.                                                

В Китае местные жители для улучшения роста волос наносили на них экстракт кедра, который не только укреплял волосы, но и придавал им приятный аромат. В Индонезии в качестве шампуня использовали пепел рисовой соломы и шелухи, который смешивали с водой до образования пены. Правда, после этого волосы становились очень сухими. Вернуть им природный блеск помогало кокосовое масло, которое обладает увлажняющими свойствами и до сих пор используется как один из компонентов при изготовлении некоторых масок для волос. Арабские женщины ухаживали за волосами, заваривая кожуру айвы, а филиппинки заменяли бальзам для волос водой, в которой были замочены стебли алоэ.

Несмотря на то, что в мире было много различных способов заботы о роскошных локонах, родоначальницей шампуня стала Индия. Индийские женщины проводили уход за волосами, промывая их особым составом, куда входили экстракты растений. Англичане, посетившие Индию, переняли удивительный способ мытья волос.

Начало истории шампуня положил Кейси Херберт из Англии. Он смешал травы с мыльным порошком и назвал эту смесь Shaempoo. Кейси Херберт не был богатым человеком, и ему в голову не пришло запатентовать свое изобретение. Он продавал шампунь собственного изготовления прямо на улице недалеко от своего дома. Его идея понравилась многим, и вскоре аптекари и парикмахеры повторили этот легкий рецепт. Шампунь в пакетиках стал продаваться на каждом углу. Но первым запатентовал косметику для волос Ханс Шварцкопф в 1903 году.

Чуть позже об этом шампуне узнали в Германии. Там мыли голову золой и мылом, для избавления от налета ополаскивали волосы уксусом или бензином. В Германии шампунь доработал аптекарь из Берлина Ханс Шварцкопф. Однажды одна из покупательниц рассказала ему об удивительном средстве в пакетиках, которое она купила в Англии, для мытья волос. Шварцкопф был химиком, и создать аналогичный шампунь не составляло для него труда. Вначале он изобрел такой же порошок и стал его продавать. Вскоре Ханс запатентовал свой шампунь.

Несмотря на завышенную цену, немцы буквально сметали новый и невероятно удобный продукт с полок. С помощью сухого шампуня волосы легко отмывались без использования дополнительных средств.

Ханс Шварцкопф перестал заниматься аптечным делом и полностью погрузился в усовершенствование шампуня. Химик обновил состав порошка. Он стал включать в себя экстракт фиалок, благодаря которому появился приятный аромат. В продукт стали входить новые добавки: ромашка, ланолин, различные травы. Появился не только душистый запах, но и оздоравливающие свойства.

Продукция пользовалась таким спросом, что её начали импортировать в соседние страны.

Через несколько лет компания Шварцкопфа представила новое изобретение — жидкий шампунь. История жидкого шампуня началась в 1927 году. Его изобрёл сын Ханса, когда его уже не было в живых. Средство стало инновацией и пользовалось спросом.

 в 1933 году появилось первое бесщелочное средство — шампунь Onalkali, прообраз всех современных шампуней. Вскоре у производства Schwarzkopf появились французские конкуренты. Компанию L’Oral основал молодой химик Эжен Шуэллер. Долгое время фирма была известна производством красок для волос, но в 1934 году они представили миру инновационный продукт — шампунь без мыла. Продукцию делали на основе сульфатов жирных спиртов и выпускали объёмом 1 литр. Благодаря обновлённому составу средство бережнее относилось к волосам, и придавало им блеск. Линия получила название Dopal и выпускается до сих пор.

Долгое время средство было доступно лишь обеспеченным жителям Европы. Всё изменили американцы. Они сделали продукт досягаемым для всех слоёв населения, снизив на него цену, чтобы не остаться в убытке, необходимо было повысить уровень продаж. Так, американец Джон Брек начал создавать шампуни по типам волос.

В 1949 году мир увидела ещё одна новинка от компании Schwarzkopf - кремообразный шампунь. Он носил название Shauma и имел грандиозный успех во всей Германии.

В наше время производство не стоит на места и новинки тоже разрабатываются. Несмотря на большое количество современных брендов и производителей популярность шампуня не снижается. Он стал законным содержимым ванной комнаты, и современный человек уже не может представить себе гигиены без него.

Глава 2. Состав шампуня

Помимо различия по типам волос, внешнему виду, шампуни различаются по своему составу.

Основными компонентами являются:

1) Вода обычно стоит на первом месте в перечислении состава на упаковке. Вода - это базовый компонент, в который замешиваются все остальные компоненты. Шампуни бытового назначения – более разбавленные, воды в них около 80%. В шампунях для профессионального применения – воды около 60%, их основа более концентрированная.

2) ПАВы – это поверхностно-активные вещества в составе шампуней, которые отвечают за очищение волос и кожи головы от пыли, загрязнений и кожного сала.

Существуют более вредные и менее вредные ПАВ. Наиболее вредны:

Аммоний лаурил сульфат (Ammonium Lauryl Sulfate)

Аммоний лаурет сульфат (Ammonium Laureth Sulfate)

Натрий лаурил сульфат (Sodium Lauryl Sulfate)

Натрий лаурет сульфат (Sodium Laureth Sulfate)

Это самые опасные из 884 ингредиентов по уходу за кожей и волосами. Но они - самые дешевые и высокопенящееся средства, их даже применяют для обезжиривания двигателей автомобилей.

В дешевых шампунях применяются именно эти ПАВ. Они вызывают раздражение кожи и слизистых, способствуют образованию таких неприятных заболеваний, как перхоть и выпадение волос.

В более дорогих шампунях используются ПАВ с более щадящим действием:

Кокамид (TEA Layril Sulfate/ТЕА Laureth Sulfate)

Кокамидопропил бетаин (Cocamidopropyl Betaine)

3) Моющие средства (детергенты)среднего пенообразования добавляются для образования мыльной пены. Они дают увлажнение и делают шампунь гуще, чтобы он легко распределялся по волосам.

4) Загустители. Эти компоненты вместе с поверхностно-активными веществами являются базой шампуня, придают ему вязкость и плотность.

5) Консерванты. Нужны для того, чтобы после вскрытия шампунь не испортился из-за контакта с микробами, руками, флорой в ванной. Ведь вода — очень приятная среда для размножения бактерий, а её в шампуне очень много. Самые известные: метилпарабен (methylparaben), пропилпарабен (propylparaben).

6) Регуляторы рН среды необходимы для коррекции водородного показателя добавляют мягкие кислоты (лимонную, молочную, ортофосфорную) или щелочи (гидроксид натрия, моно- или триэтаноламин). Регуляция уровня рН важна, т. к. она снижает возможность раздражение кожи.

7) Кондиционеры иликондиционирующие вещества добавляются в состав, чтобы волосы блестели, были гладкими и хорошо расчесывались. Чаще для такого эффекта добавляют силиконы. Они дают быстрый визуальный эффект, особенно на поврежденных волосах. Чешуйки волоса разглаживаются, заполняются пустоты, на волосах создается защитную пленка, которая и дает хороший блеск.

8) Красители и ароматизаторы делают шампунь ароматным, приятным в использовании. 

Глава 3. Классификация шампуня

Сейчас на рынке существует большое количество разнообразных шампуней и ежедневно косметические кампании придумывают все новые и новые типы или наименования и описания шампуней дабы привлечь людей именно к своей продукции. Только знания особенностей волос, кожи головы и типов шампуня может помочь выбрать правильный продукт, подходящий для каждых волос. Шампуни классифицируются по многим признакам: назначению, возрасту, консистенции, типу волос.

3.1. Назначение шампуня

1) Шампуни общего назначения, предназначенные для мытья волос и кожи головы.

2) Шампуни с дополнительными функциями:

1. Лечебные шампуни

В группу лечебных шампуней попадает целый ряд препаратов, содержащий специальные лечебные компоненты, решающие проблемы кожи головы. В эту категорию попадают шампуни от перхоти, шампуни для жирных волос (шампуни для лечения себореи), шампуни для чувствительной кожи головы и шампуни от выпадения. Зачастую для комплексного лечения каждой из этих проблем существует серия лечебных средств, один из которых — шампунь.

2. Увлажняющие (кондиционирующие) шампуни

Увлажняющие шампуни применяются для сухих и вьющихся волос. Задача увлажняющих шампуней максимально наполнить и помочь удержать влагу в волосах. В этих шампунях большое количество кондиционирующих веществ, поэтому их иногда называют кондиционирующими шампунями.

3. Оттеночные шампуни (окрашивающие)

Окрашивающие шампуни - это достаточно популярное решение для придания цвета, усиление имеющегося цвета и нейтрализации нежелательных оттенков. В эту серию входят шампуни камуфлирующие седину, любимые шампуни женщин окрашивающихся в блонд - шампуни анти желтизна, шампуни усиливающие цвет рыжих и каштановых волос.

Зачастую это обычные шампуни для натуральных или окрашенных волос с единственной особенностью — наличие цветных пигментов, придающих цвет волосам при мытье головы. Такие шампуни не ухудшают качество волос, не осветляют волосы, так как не обладают щелочными и окислительными свойствами. Они придают или изменяют слегка оттенок на волосах. Получаемый оттенок не стоик и при применении обычного шампуня вымывается. Единственное «но» по применению окрашивающих шампуней, это возможное получение интенсивного нежелательного цвета на очень осветленных волосах.

4. Шампуни для глубокой очистки

Шампуни глубокой очистки - это специальный преимущественно салонный вариант шампуня. Главная задача шампуня глубокой очистки - снять и вымыть все накопления с волос, образующихся в результате ухода. Такой шампунь имеет очень сильную моющую способность и минимальное содержание ухаживающих веществ. Именно поэтому шампунь применяется одного раза в 2 недели.

Он агрессивно моет волосы и кожу головы. При регулярном применение может вызывать раздражение и сухость кожи, появление перхоти, сухость волос, поэтому применение шампуня глубокой очистки в качестве домашнего категорически не рекомендуется.

3.2. Для различного возраста

1. Шампуни для взрослых

Основная масса выпускаемых шампуней представляет собой класс «унисекс», то есть среди них нет отдельной группы женских шампуней, выделение мужских шампуней тоже достаточно условно.

2. Детские шампуни:

Детские шампуни - это обычно мягкие моющие средства не раздражающие глаза. В них зачастую используются самые мягкие моющие компоненты, а также кондиционирующие добавки. Так как у детей вырабатывается меньше кожного сала, чем у взрослых, то их не рекомендуют использовать взрослым. Единственное исключение — это в качестве шампуня для ежедневного применения. Однако следует помнить, что этот вид шампуней мало эффективен на сильно грязных волосах, так как ему будет сложно справиться с этой задачей.

3. Общего пользования (для всей семьи).

Эти нейтральные шампуни основаны на мягкой моющей субстанции и не содержат биологически активных добавок направленного действия. Однако они могут подойти только той семье, где все члены семьи имеют одинаковый тип волос.

3.3. Различной консистенции

1. Жидкие шампуни

Такие шампуни либо не содержат загустителей, либо их очень мало. Такие шампуни легко распределяются по волосам и легко смываются. Однако при нанесении они плохо фиксируются на волосах и неэкономичны. По выпуску эта продукция занимает последнее место.

2. Кремообразные шампуни

Их второе название «крем-шампунь». Они мягкие в действии и обеспечивают дополнительный уход. Рецептура таких шампуней имеет оптимальное соотношение моющих, питательных и кондиционирующих составляющих.

3. Желеобразные (гелеобразные) шампуни

К этой группе относится большинство выпускаемых сегодня шампуней. Они хорошо наносятся на волосы, не проливаясь, и удобны в применении.

4. Сухие (порошкообразные) шампуни

Действие этих шампуней основано на впитывании сухими частичками шампуня жира и грязи с поверхности волос. Сухие шампуни выпускают в аэрозолях. Их не рекомендуется применять слишком часто, поскольку они могут вызвать раздражение кожи головы.

5. Пенные шампуни

Эти шампуни можно использовать, когда времени, чтобы помыть голову очень мало.

6. Твердые шампуни

Твердый шампунь внешне очень напоминает брусок мыла и может быть любой формы — круглой, овальной или квадратной. Появились они даже раньше жидких, но в маркетинговой борьбе за место на полке битву проиграли.

3.4. По типу волос

1.Шампуни для нормальных волос

Шампуни для нормальных волос наиболее широкая категория шампуней, так как она рекомендуется для людей со здоровыми волосами. В этой категории находятся все нейтральные, кислотно-сбалансированные и технические салонные шампуни. Качественные шампуни в этой линии не имеют щелочного рН, содержат минимум ухода и стандартный состав моющих компонентов. Задача таких шампуней просто вымыть волосы и по возможности сохранить здоровый вид волос. Такие шампуни обычно не рекомендуются для ежедневного применения, из-за высокой моющей способности.

2. Шампуни для сухих волос

Шампуни для сухих волос предназначены для того, чтобы увлажнить кожу головы и волосы. Также в них более низкий показатель моющих средств, что позволяет менее травмировать волос. В продукт добавляют жировые ингредиенты такие как: растительные масла, жиры, лецитин. А также восстанавливающие и питательные ингредиенты: витамины, растительные экстракты, кератин, пантенол.

3. Шампуни для жирных волос

Средства для жирных волос нормализуют процесс выделения подкожного сала, регулируют обменные процессы в клетках. Благодаря этому загрязнение прядей замедляется, не придётся каждый день мыть голову, вредя эпидермису.

4. Шампуни для повреждённых волос

Шампуни для повреждённых волос - этот тип шампуней, работа которого заключается в искусственном восстановлении структуры поврежденных волос и создании видимости здоровых волос. Их задача аккуратно вымыть аккуратно повреждённые волосы и кожу головы, не вызвав дополнительных повреждений. А также слегка заполнить пустоты в волосах, сгладив их поверхность.

5. Шампуни для тонких волос

Шампуни для тонких волос (шампуни для придания объема) создают косметический эффект по увеличению диаметра каждого волоска и как следствие увеличения объема волос. Такие шампуни содержат в своем составе большое количество полимерных соединений и силиконов, которые оседают на поверхности волос, образуя тонкую слегка шероховатую пленку и создавая объем. Пленка эта имеет временный характер, так как частично смывается при последующем мытье головы шампунем.

6.Шампуни для волос смешанного типа

Для таких волос шампуни должны содержать компоненты, которые действуют на корни и кончики волос дифференцированно, т.е. избирательно.

На современном рынке средств по уходу за волосами мы можем выбрать абсолютно любой шампунь. Главное, чтобы он качественный по составу и подходил для ваших волос.

Глава 4. Интересные факты о шампуне

1. В 1908 году самая популярная газета Нью-Йорка начала вести колонку «Как пользоваться шампунем для волос». Потому что подавляющее большинство людей просто понятия не имело, как мыть голову шампунем.

2. В 2011 году японские ученые создали специального робота, который сканируют голову человека и определяет, с какой интенсивностью необходимо массировать кожу головы, и только потом приступает к работе. Моет он волосы с помощью восьми «пальцев». Изобретение было придумано для облегчения работы в области здравоохранения.

3. Астронавты моют голову специальным средством, которое не нуждается в использовании воды. Наносят и втирают они этот шампунь с помощью полотенца. Беспенный шампунь был изначально создан для пациентов больниц, которые не могут принимать душ.

4. Примерно на 300% возрастает продажа того или иного шампуня, если его рекламирует известная личность. Зная об этом, популярные персонажи требуют заоблачные гонорары.

Глава 5. Практическая часть

5.1. Социологический опрос

В школе был проведен социологический опрос с целью выявления отношения учеников к моющим средствам. В ходе опроса приняли участие ученики 9 «Г» класса.

Были предложены следующие вопросы и варианты ответов:

1. Пользуетесь ли вы шампунем?

а) да; б) нет

2. Каким шампунем вы пользуетесь?

Свой ответ __________________

3. На что вы обращаете внимание при выборе шампуня?

а) цена; б) фирма; в) реклама; г) состав; д) качество; е) тип волос;

ж) выбор родителей

4. Знаете ли вы какие компоненты входят в состав шампуня?

а) да; б) нет

Рис.1 Результаты ответов учащихся на первый вопрос

Из рис.1 видно, что все учащиеся пользуются шампунем.

Рис.2 Результаты ответов учащихся на второй вопрос

Из рис. 2 видно, что 37% учащихся пользуются шампунем образца №3, 25% шампунем образца №2, 29% шампунем образца №1, остальные 9% учащихся пользуются разными шампунями.

РРРис.3 Результаты ответов учащихся на третий вопрос

Из рис. 3 видно, что 25% учащихся обращают внимание на цену, 10% на фирму, которая производит шампунь, 18% на качество, 4% на состав, 10% на выбор родителей, 33% на свой тип волос, на рекламу никто не обращает внимания.

РР Рис.4 Результаты ответов учащихся на четвертый вопрос

Из рис. 4 видно, что 10% учащихся знают, что входит в состав шампуня, 90% не знают.

5.2. Экспериментальная часть

Цена шампуней представлена в табл.1.

Таблица 1

Название шампуня

Цена, руб.

Образец №1

180

Образец №2

318

Образец №3

398

Образец №4

433

Опыт 1. Изучение пенообразующей способности шампуней

Цель: определить пенообразующую способность исследуемых шампуней.

Реактивы и приборы: приготовленные растворы шампуней, химический стакан, палочка для перемешивания растворов, линейка.

Ход работы: 2г исследуемого шампуня поместить в стеклянный стаканчик на 150-200 мл, залить 30 мл дистиллированной воды и тщательно перемешать стеклянной палочкой до полного растворения исследуемого шампуня (рис. 1,2). После растворения шампуней в дистиллированной воде дать постоять раствору до исчезновения пены.

Затем берем стакан с исследуемым образцом и 30 секунд интенсивно перемешиваем раствор до появления пены (рис.3). После замеряем полученную пену линейкой. Результаты представлены в табл. 2

Таблица 2

Измерения высоты столба пены

Название шампуня

Высота столба пены, см

Образец №2

0,5

Образец №3

0,7

Образец №1

0,9

Образец №4

0,6

Как видно из табл. 1, больше всего высота столба пены у образца №1 (0,9), а меньше всего у образца №2 (0,5).

Опыт 2. Определение pH шампуней различных марок

Цель: исследование pH шампуней

Реактивы и приборы: приготовленные растворы шампуней, универсальная индикаторная бумага, химический стакан.

Ход работы: 2г исследуемого шампуня поместить в стеклянный стаканчик на 150-200 мл, залить 30 мл дистиллированной воды и тщательно перемешать стеклянной палочкой до полного растворения исследуемого шампуня.

Определили значение рН каждого из исследуемых образцов. Для этого мы опускали в пробирку с шампунем индикаторную бумажку, наблюдали изменение окраски индикатора и по шкале определяли значение рН (рис.4).

pH всех шампуней колеблется в районе 5-6, значит среда у всех шампуней кислая.

Вывод: все шампуни можно применять для ежедневного использования, также все шампуни удовлетворяют требованиям ГОСТ по водородному показателю (от 5 до 8).

Опыт 3. Обнаружение масел

Цель:исследовать состав шампуней на наличие масел

Реактивы и оборудование:приготовленные растворы шампуней, раствор марганцовки.

Ход работы:

В приготовленные растворы шампуней добавить 5 капель раствора марганцовки (рис.5). Образец №2 и образец №1 полностью обесцветились. Образец №3 приобрёл мутно – желтоватый цвет. В пробирке с раствором образца №4 марганцовка не обесцветилась (рис.6).

Вывод: в образцах шампуней №1,2,3 есть масла, которые обесцветили марганцовку. В составе шампуня образца №4 нет масел, на этикетке масла не указаны.

Опыт 4. Обнаружение глицерина

Цель: исследовать состав шампуней на наличие глицерина

Реактивы и оборудование: приготовленные растворы шампуней, CuSO4 (р-р), KOH (р-р)

Ход работы:

Приготовить раствор гидроксида меди (II) и добавить его в приготовленные растворы шампуней (рис. 7). Понаблюдать и сделать вывод.

При добавлении свежеприготовленного гидроксида меди (Cu(OH)2), все шампуни приобрели светло – голубой цвет (рис.8).

Вывод: ни в одном из шампуней не содержится глицерин, хотя он заявлен в составах шампуней образцов №2,4.

C3H5(OH)3 + Cu(OH)= комплекс синего цвета

Заключение.

Итак, в заключение проекта можно сказать, что шампунь - великое изобретение человечества. Шампунь известен людям издавна, но еще остаются сомнения по положительным моментам его воздействия на организм человека. Люди с древних времен хотели иметь чистые волосы, создавали различные средства для ухода за волосами. Эти средства создавали из натуральных ингредиентов. В 1903 году Ханс Шварцкопф запатентовал шампунь. На протяжении всего 20 века и по нынешний день шампунь совершенствовался, появлялись новые марки. На современном рынке огромный выбор шампуней. Вы можете выбрать тот шампунь, который вам понравится.

Современный ассортимент шампуней весьма обширен. Существуют шампуни для детей и взрослых, шампуни с различными дополнительными функциями (лечебные, окрашивающие, шампуни глубокой очистки, увлажняющие). По консистенции шампуни делят на жидкие, кремообразные, желеобразные, сухие, пенные, твёрдые. На полках магазинов можно найти шампуни для разных типов волос (сухих, жирных, нормальных, повреждённых и тонких).

Базовым компонентом всех шампуней является вода. Также в состав шампуня могут входить ПАВы, детергенты среднего пенообразования, консерванты, кондиционеры, регуляторы pH, красители и ароматизаторы, загустители и многое другое.

Проведя социологический опрос, я выявила самые популярные шампуни: «Образец №1», «Образец №2», «Образец №3». Проведя опыты, я определила, лучше всех пенится шампунь образца №1, а хуже всех шампунь образца №2. рН всех шампуней колеблется в диапазоне от 5 до 6, значит все шампуни можно использовать ежедневно. В состав «Образца №1», «Образца №2», «Образца №3» входят масла, а в состав «Образца №4» - нет. Ни в одном из шампуней не содержится глицерин.

Итак, изучив литературу, проведя ряд опытов, я подтвердила свою гипотезу о том, цена шампуня влияет на его качество.

Список использованной литературы

1.Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров: Учебник для вузов. - М.: Издательский дом "Деловая литература", 2000. - 286 с.

2.Невернова А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник. - М.: МЦФР, 2006. - 848 с.

3.Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Снитко А.П. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006. - 540 с.

Интернет – источники

4.http://www.triholog.ru/articles/26920/shampuni-obshchie-svedeniya/

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/

6. http://www.1-sovetnik.com/Chemistry/Cosmetics/cosmetics-10.html

7.http://haircolor.org.ua/kosmetika/uxod-za-volosami/item/67- shampun.html

8.http://volosolog.ru/sredstva/tipy-shampunej-dlya-volos.html

9.https://www.hairmaniac.ru/mozhet-li-shampun-uhazhivat-za-volosami-

10.https://www.alerana.ru/stati/vosstanovlenie-volos-pravilnyy-ukhod-

Приложение 1

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3

Приложение 2

Рис. 4

Приложение 3

Рис. 5 Рис. 6

Приложение 4

Рис. 7 Рис. 8и

ЛЛЛЛЛ

Просмотров работы: 73