АЛКОГОЛЬ: ЛЕГАЛЬНЫЙ НАРКОТИК

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АЛКОГОЛЬ: ЛЕГАЛЬНЫЙ НАРКОТИК

Беляев К.А. 1
1ГАОУ СО «Гимназия №1»
Ким Е.П. 1Беляева Ю.Н. 2
1ГАОУ СО «Гимназия №1»
2ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава Росии
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Пагубное употребление алкоголя относится к основным факторам риска развития неинфекционных заболеваний и преждевременной смерти от них. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно от последствий злоупотребления спиртными напитками в мире умирает более 3,3 миллиона человек [1]. Риски и вред, ассоциируемые с употреблением алкоголя, систематически анализировались на протяжении многих лет, помимо хорошо известных было сделано следующее заявление: безопасного для здоровья уровня употребления алкоголя не существует [2]. Вред причиняет не напиток, а именно содержащийся в нем алкоголь.

Алкоголь – это токсичное, психоактивное, вызывающее зависимость вещество, которое еще несколько десятилетий назад было классифицировано Международным агентством по изучению рака как канцерогенное вещество 1-й группы; в эту группу также входят асбест, радиация и табак. Алкоголь является причиной по меньшей мере семи видов рака, в том числе наиболее распространенных, таких как толстокишечный рак и рак молочной железы [3].
Нельзя говорить о, так называемом, «безопасном» уровне употребления алкоголя - риск для здоровья возникает с первой же каплей любого алкогольного напитка!
Кроме того, под действием алкоголя человек теряет контроль над своими действиями, что повышает риск получения травм, совершения ДТП и преступлений на бытовой почве.

Открытие алкоголя принесло человеку множество преимуществ. Но его потребление, особенно в избыточных дозах или употребление суррогатов алкоголя провоцирует развитие болезней сердца, сосудов, печени, почек и множество других ассоциированных состояний.

Поэтому изучение алкоголя как химического вещества, его влияния на организм человека, обучение подростков правилам здорового образа жизни, разработка рекомендаций по профилактике употребления алкоголя подростками, являются важнейшими задачами современной медицины.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

изучение свойств распространенного вещества – алкоголя, его роль и влияние на здоровье современного человека, уровень знания школьников о свойствах и роли алкоголя в развитии заболеваний, проведение образовательной работы со сверстниками по профилактике употребления алкоголя.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • изучить физические и химические свойства спиртов

  • изучить (по данным современной медицинской литературы) роль и влияние избыточного потребления алкоголя на здоровье человека

  • путем проведения анкетирования изучить отношение учеников 10 классов ГАОУ СО «Гимназия №1» к употреблению алкоголя и их информированность о роли алкоголя в жизни и здоровье человека

  • составить буклет – рекомендации для школьников по профилактике употребления алкоголя.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: 

подбор и анализ химической и медицинской литературы, социологический опрос путем анкетирования (авторская анкета), химический и физический анализ - эксперимент, анализ и обобщение полученных данных с использованием стандартных компьютерных программ.

  1. ХИМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПИРТОВ

Спирты (алкоголи) - производные углеводородов, образованные замещением атомов водорода гидроксильными группами (ОН). В зависимости от числа гидроксильных групп спирты делятся на одноатомные и многоатомные.

Одноатомные спирты, с длинной углеродной цепи до 16 атомов – бесцветные летучие жидкости, легче воды (с относительной плотностью меньше единицы), имеющие 16 и более - твердые вещества. Запах низших и средних предельных спиртов – характерный алкогольный, иногда резкий специфический, высшие предельные многоатомные спирты не пахнут. Низшие непредельные спирты обладают резким запахом, высшие - приятным цветочным. С увеличением количества углеродных атомов повышается температура кипения и снижается растворимость соединений. Следует так же отметить, что температура кипения нормальных форм выше, чем разветвленных. Наибольшее значение для практической токсикологии из представителей этой группе имеют предельные спирты, с длинной цепи до 5 атомов углерода (метиловый, этиловый, пропиловый, бутиловый и амиловый).

Рассмотрим химические свойства некоторых из них.

Метиловый спирт (СН3ОН, метанол, древесный спирт, карбинол) - одноатомный спирт жирного ряда. Представляет собой бесцветную жидкость с характерным запахом, смешивается во всех соотношениях с водой, эфиром, этиловым и другими спиртами; хороший растворитель жиров, липидов, масел и других органических веществ. Горит бледным пламенем. Относительная плотность - 0,792, температура кипения 660С. Впервые метиловый спирт был получен при сухой перегонке древесины в 1661 г. Длительное время считалось, что при употреблении внутрь отравление вызывает не метанол, а примеси, образующиеся при перегонке древесины и придающие жидкости неприятный запах и вкус. Поэтому получение в конце ХIХ столетия химически чистого метанола сопровождалось попыткой изготовления алкогольных напитков на его основе, вызвавших большое число отравлений («Напиток легионеров»).

Применяется метанол в лакокрасочной промышленности, для получения формальдегида, синтеза различных органических соединений, денатурированного этилового спирта, также метиловый спирт используется для производства нелегального алкоголя.

Пропиловые спирты3Н7ОН). Среди них выделяют нормальный пропиловый (пропанол) и изопропиловый (пропанол-2, вторичный пропиловый, петрогол, перспирит) спирты. Это бесцветные жидкости с характерным спиртовым запахом, хорошо смешиваются с водой, этанолом, бензолом. Температура кипения пропанола 97,80, относительная плотность 0,804. Получается перегонкой сивушных масел и синтетическим путем. Температура кипения пропанола-2 82,50С, относительная плотность 0,875. Используются пропиловые спирты в качестве растворителей синтетических смол, некоторых эфирных масел и т.д. Изопропиловый спирт применяют в автомобилях в качестве антифриза. Иногда их употребляют внутрь, но отравления чистыми пропиловыми спиртами вследствие приема их внутрь наблюдаются сравнительно редко, чаще встречаются интоксикации их смесью с этиловым спиртом.

Бутиловые спирты4Н9ОН, тамазол). Бесцветные жидкости с характерным спиртовым запахом. Получаются при брожении некоторых злаков, из отходов сахарного производства, а также синтетическим путем. К ним относятся: н-бутиловый (бутанол-1); температура кипения 117,0С, относительная плотность 0,809; плохо растворим в воде; втор-бутиловый (бутанол-2); температура кипения 99,5 - 1000С, относительная плотность 0,806; в воде растворяется хуже, чем бутанол-1; изобутиловый: температура кипения 107,50С, относительная плотность 0,822; плохо растворим в воде; трет-бутиловый спирт (триметилкарбинол): температура кипения 82,90С, относительная плотность 0,788; в воде растворяется неограниченно.

Применяют бутиловые спирты в качестве растворителей в парфюмерной и фармацевтической промышленности, в производстве синтетического каучука, для изготовления тормозной жидкости БСК (содержащей до 50% бутанола) и т.д.

Амиловые спирты5Н11ОН). Существует 8 изомеров амилового спирта (первичный, вторичный, третичный амиловые и изоамиловый спирты, диэтилкарбинол, втор-бутилкарбинол и др), которые получают при переработке нефти. Основное практическое значение имеет нормальный амиловый спирт, главная составная часть сивушного масла - маслянистой жидкости, образующейся при спиртовом брожении. Представляет собой желтоватую жидкость с характерным сивушным запахом; относительной плотностью 0,820, температурой кипения около 1300С. Амиловый спирт входит в состав жидкости АСК (50% амилового спирта).

Ну и в завершении списка – антигерой настоящего исследования - Этиловый спирт2Н5ОН, алкоголь, винный спирт, этанол, этиловый алкоголь). Бесцветная, прозрачная, летучая, легко воспламеняющаяся жидкость, жгучего вкуса, с острым характерным запахом, горящая не коптящим, мало светящимся пламенем. Относительная плотность 0,813 - 0,816, температура кипения 77 - 78,50С. Смешивается с водой и органическими растворителями в любых пропорциях. Сильно гигроскопичен.

  1. ВЛИЯНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ НА ЧЕЛОВЕКА

    1. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ

Алкоголь является наркотиком, врагом общества номер один.Сегодняпрактически каждый житель нашей страны знает, как опасно и разрушительновоздействие наркотиков на человеческий организм. Но не все знают, что однимиз самыхраспространенныхвмире наркотиков,являетсяалкоголь. И что алкоголь за минуты хорошего настроения требует плату: он отбирает самое дорогое, что есть у человека, - его здоровье и даже жизнь [4]. Когда человек употребляет спиртные напитки он не думает, что это приближает болезнь или смерть, ведет к травмам или ДТП. Большинство рассматривают алкоголь как средство расслабления и получения временного удовольствия. В этом заложено коварство алкоголя, создающего иллюзию благополучия и счастья.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что употребление алкоголя – массовое явление, которое поддерживается модой, широкой продажей и рекламой алкогольных напитков. Спиртные напитки оказывают значительное влияние на состояние психического и физического здоровья, злоупотребляющего [1, 2]. В традициях многих народов алкоголь овеян легендами, его обожествляли и воспевали наделяли целительными свойствами. С употреблением спиртных напитков прямо или косвенно связаны многие традиции и обычаи. Проведенные в течение более 100 лет социологические и педагогические исследования показали, что значительная часть населения, в том числе подростков, не имеют четкого представления о вреде алкогольных напитков для здоровья, семьи и общества, для быта и труда.

Алкоголизм (лат. Alcoholismus от араб. الكحل[al-kuħl] «сурьма»), также хронический алкоголизм, хроническая алкогольная интоксикация, алкогольная токсикомания – хроническое психическое прогредиентное заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него. В основе алкоголизма лежит злоупотребление алкоголем. По мнению врачей, алкоголизм — это не только болезнь, но и глубокая медико-социальная проблема. В понятие алкоголизм вкладывается не только медико-биологическое, но и социальное содержание. С точки зрения медицины алкоголизм рассматривается как заболевание, развивающееся на основе длительного неумелого потребления алкогольных напитков. Как болезнь, алкоголизм характеризуется патологическим влечением к алкогольным напиткам, приводящим к психическим и соматическим расстройствам индивида. В основе алкоголизма лежит злоупотребление алкоголем, которое модно трактовать в широком социальном смысле, как неуместное соматическое потребление алкогольных напитков, сопровождающееся асоциальным поведением индивида.

В основе алкоголизма лежит хроническое отравление организма алкоголем (этиловым спиртом). Это хроническое отравление постепенно формирует психическую и физическую зависимость от спиртного и вызывает патологию внутренних органов, нарушение обмена веществ, центральной и периферической нервной системы, психическую и личностную деградацию [5].

В зависимости от потребления алкогольных напитков и степени злоупотребления ими выделяются следующие группы лиц:

1. Потребляющие алкогольные напитки редко.

2. Потребляющие алкогольные напитки умеренно.

3. Злоупотребление алкоголем.

Стадии алкоголизма (как хронического заболевания): A - Бытовое пьянство; B - Ранний алкоголизм;C -Базовыйалкоголизм; D-Хроническийалкоголизм.

    1. ВЛИЯНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Приприемеалкоголя внутрь (в любой дозе, даже самой малой) передача нервных импульсовзамедляется. Первыми поражаются высшие уровни мозга – затормаживается высшая нервная деятельность. Снимаются внутренние запреты, возникают чувства довольства и эйфории. Практически сразу после попадания алкоголя в кровь мелкиекровеносныесосудыкожирасширяются. Нарушается процесс терморегуляции, излучаетсятепло, человекустановитсяжарко. Кровьоттекает отвнутреннихорганов,гдекровеносныесосудыпод воздействиемалкоголя сужаются. Избыточноепотреблениеалкоголявызываетнеобратимоеповреждениепечени, риск развитиямногихформрака, нарушенийиммуннойсистемы, потерюпамятииухудшениефункционированияпсихики,бессонницу,замедленныерефлексыссоответствующимвозрастанием опасности несчастных случаев и ухудшение здравомыслия иэмоционального контроля. Все эти проявления алкогольной интоксикации значительно быстрее протекают в организмах детей и подростков [6]. С нарастанием дозы алкоголя возрастает егоотравляющеевоздействие, что вызываеттошнотуи рвоту.

Метаболизм алкоголя в организме человека хорошо изучен. Примерно 20% любого этанол содержащего напитка адсорбируется в желудке,а 80% - в кишечнике. Затем спирт разносится кровью по всему телу. Печень (путем использования специальных ферментов типа алкогольдегидрогеназы) разрушает(окисляет)спиртспостояннойскоростью, составляющейпримерно 0,5 литра пива или 0,3 литра крепкого алкоголя (водка, виски) в час. В итоге этот процессохватывает примерно 90% алкоголя, образуя в качестве конечных продуктовуглекислый газ и воду. Оставшиеся 10% метаболитов алкоголя выводятся с выдыхаемым влажным воздухом через легкие и через кожу с потом.

Алкогольворганизмеоказываетчетыреосновныхэффекта:

  • обеспечиваеторганизмэнергией, так как этиловый спиртимеетвысокуюэнергетическуюценность,ноне содержитпитательныхвеществ.

  • действуеткаканестезирующее (греч. ἀναισθησία — без чувства) – снижающее чувствительностьсредствонацентральную нервную систему, замедляя ее работу и снижая эффективность.

  • стимулирует производство мочи. При большом приеме алкоголя тело теряет больше воды, чем получает, и клетки обезвоживаются.

  • временновыводитизстрояпечень.Послебольшойдозыспиртногопримерно две трети печени могут выйти из строя, но работа печени обычнополностьювосстанавливаетсяспустя несколько дней.

Влияниенажелудочно-кишечный тракт.

Алкоголь попадет в желудок и при постоянном его приеме разрушает слизистыеоболочки,чтоведет не толькокгастритуиязвеннойболезни, воспалительному поражению кишечника, но и значительноповышаетрискразвитияраковыхопухолей втолстом кишечникеижелудке.Разрушительное действие оказывается на поджелудочную железу,котораябыстроатрофируетсяитеряетсвою работоспособность.

Влияниенакровеноснуюсистему.

Больныеалкоголизмомчащевсегообращаютсякврачус той или инойсердечнойпатологией, нередко являющейсяпричинойвнезапнойсмерти.Основныекардиоваскулярные проблемыуалкоголиков—алкогольнаяартериальнаягипертензия иалкогольная кардиомиопатия. Систематическое употребление алкоголя момент можетпривестикформированиюпостояннойформы тахикардии, мерцанияпредсердий, появлениюхроническойсердечнойнедостаточности, инсульта и инфаркта миокарда.

Влияниена печень

Чаще всего при алкогольной болезни страдает печень, ведь95%всегопоступающеговорганизмалкоголяобезвреживается именно там. Практически у всех алкоголиков итогом употребления являетсявоспалительныйпроцесс(гепатит),азатемирубцовоеперерождение(фиброз и цирроз).Печеньперестаетвыполнятьсвоюфункцию,чтоприводиткнеизбежнойсмертибольного.

Влияниеалкоголянацентральнуюнервнуюсистему

Мозг является самым чувствительным к алкоголю органом. Нет безопасной дозы! Любая доза алкоголя приводит к изменениям в самочувствии человека и на егоповедении. Меняется характер: человекстановитсяподозрительным,раздражительным,происходит частая смена настроения, эмоциональная неуравновешенность.Примноголетнемупотребленииспиртныхнапитковразвиваютсянеобратимыеизменениявголовноммозге - психические расстройства. Кроме того, из-за поражения мозговых центров нарушаются слуховые,вкусовыефункции, страдает зрение.

Влияниенадыхательную систему

Алкогольные пары конденсируются в легких и с дыханием выводятся изорганизма. Агрессивное воздействие разрушаетлегочнуюткань,легкиеначинаютработатьвусиленномрежиме, но развивается гипоксия. Такие легкие становятся уязвимы для простуд (пневмонии) и туберкулеза.

Влияниенамочеполовуюсистему.

Алкоголизмразрушает гормональную и репродуктивнуюсистему. У мужчин происходит «феминизация» - изменение по женскому типу, у женщин – «маскулинизация» - по мужскому. Для мужчины достаточенежедневныйприемболее72гэтанолавсутки, чтобы произошлапостепенная феминизация: гинекомастия (увеличение груди), оволосение и распределение жирапоженскомутипу,снижениетестостерона, нарушениеполовойпотенции. Уженщиннаблюдаютсярасстройстварегулярностименструальногоцикла.При употребленииспиртныхнапитковвовремябеременностивысокавероятность рождения ребенка с врожденными дефектами.Более90%детей,страдающихпсихическими ифизическими расстройствами, –этодетипьющихродителей.

  1. ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Опыт №1.  Доказательство наличия гидроксильной группы в составе спирта

Реактивы: этиловый спирт, натрий металлический, перманганат калия.

Оборудование: Прибор для получения газов

Методика: В прибор для получения газов кладем предварительно отрезанный и очищенный от пленки и керосина кусочек натрия и добавляем 30 мл спирта.

Начинается довольно бурное взаимодействие двух веществ. Образующимся при взаимодействии газом наполняем газом вверх пробирку и поджигаем. Убеждаются, что это водород.

Реакция: 2C2H5OH + 2Na = 2C2H5ONa + H2

Опыт №2.Влияние алкоголя на свойства белка.

Реактивы и материалы: этиловый спирт, раствор яичного белка, чистая вода

Оборудование: пипетка-капельница, пробирки - 2 шт., штатив для пробирок.

Ход работы: наливаем в две пробирки по 2 мл раствора яичного белка. В одну пробирку добавляем 4 мл воды, в другую - столько же этилового спирта.

Срав­ниваем оба раствора.

Произошла денатурация белка в спирте.

Вывод: под действием спирта происходит разрушение структур белка. Белки – одна из основных составляющих организма человека. При чрезмерном употреблении спирта подобные процессы денатурации белка происходят и в живом организме.

Опыт №3.Реакция окисления с медной проволокой

Реактивы и материалы: этиловый спирт, медная проволока,

Оборудование: пробирка, спиртовая горелка

Ход работы: наливаем в пробирку 1-2 мл спирта

Прокаливаем медную проволоку на огне спиртовой горелки. На раскаленной проволоке образуется оксид двухвалентной меди. Помещаем её в спирт и наблюдаем восстановление оксида до металлической меди.

Также появляется характерный сладковатый запах.

Вывод: произошла реакция окисления этилового спирта до уксусного альдегида (характерный запах), что подтверждает кислотные свойства спирта.

4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Мы провели социологическое исследование «Отношение учеников гимназии к употреблению алкоголя» методом анкетирования. На авторскую анкету (см. Приложение 1) отвечали ученики десятых классов ГАОУ СО «Гимназия №1 города Саратова». Были опрошены 52 ученика, среди исследованных 47% - девочки, 53% - мальчики.  Анкета состояла из 10 вопросов, ребятам предлагалось выбрать из предложенного или дать свой развернутый ответ. 

Наиболее активными участниками опроса стали ученики шестнадцати (84%) и семнадцати (12%) лет. 100% опрошенных знают о пагубном влиянии алкоголя на здоровье человека. Большинство из них (69%) узнало о вреде употребления алкоголя от родных, в семье; 6% - в школе на уроках в начальной и средней школе; а четверть опрошенных (25%) в других местах (из прессы, интернета, от друзей). Большая часть школьников (84%) заявила, что надо бороться с употреблением алкогольных напитков в обществе, часть (16%) не определились со своим мнением. Радикальный запрет предпочли 15% респондентов, а 85% считали, что необходимо проводить профилактические мероприятия, такие как беседы и уроки в школе, тематические программы на телевидении, публикации в прессе и в интернете и другие. Интересен факт, что у всех учеников гимназии родители относятся к употреблению алкоголя либо отрицательно (29%), либо нейтрально (71%), что говорит о правильном направлении воспитания учеников в семье. Поэтому на вопрос: «Будете ли вы употреблять алкоголь, когда вырастете?», гимназисты ответили нет (44%) или эпизодически (56%).

 Социальный опрос учеников гимназии показал, что подростки знают о пагубном влиянии алкоголя на здоровье человека, стремятся соблюдать правильный образ жизни, наблюдая его в своих семьях. Мерами борьбы с алкоголем видят в профилактических мероприятиях, причем проводимых, начиная с начальной школы.

 Мы предлагаем проводить занятия со школьниками не только старших, но и средних классов о свойствах алкоголя, его пагубной роли в организме человека при употреблении внутрь, связи употребления алкоголя с развитием многих заболеваний и алкоголизма. Важно, чтобы подросток вовремя осознал весь вред, который может нанести алкоголь молодому организму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Открытие свойств алкоголя оказало большое влияние на развитие промышленности, науки и техники во всем мире. Его применение в химической, автомобильной, авиационной промышленности ведет по пути прогресса. На основе алкоголя человечество создало много кулинарных и кондитерских шедевров, блюд, десертов, напитков. Но надо помнить, что нельзя применять алкогольные напитки в чрезмерных дозах, особенно в молодом возрасте. Это чревато развитием разных заболеваний: от хронических неинфекционных поражений до рака, которые приводят к неизлечимым болезням и смерти человека.

Необходимо дальнейшее изучение влияния чрезмерного пагубного употребления алкоголя на здоровье человека и доведение этой информации до детей и подростков – тех, кому предстоит жить в социуме и видеть в магазине «легальный наркотик» - алкоголь. Наиболее информативными будут занятия на уроках в виде деловых игр, круглых столов, интерактивных презентаций и с применением других современных методик. Использование социологических опросов (анкетирований) поможет выявить не только слабые места в знаниях учеников, но и узнать область их интересов с целью дальнейшей работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Глобальная стратегия сокращения вредного употребления алкоголя/ Global strategy to reduce the harmful use of alcohol. 1.Alcohol drinking - adverse effects. 2.Social control - methods. 3.Alcoholism - prevention and control. 4.Public policy. I.World Health Organization./ https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/alcohol

  2. ВОЗ: Пресс-релиз «Безопасного для здоровья уровня употребления алкоголя не существует» от 04.01.2023. ГруппаВОЗ Alcohol, Illicit Drugs & Prison Health (ADU), Office for Prevention & Control of NCDs (MOS)/ https://www.who.int/europe/ru/news/item/04-01-2023-no-level-of-alcohol-consumption-is-safe-for-our-health

  3. ВОЗ: Информационный бюллетень - 5 фактов об алкоголе и раке. Группа ВОЗAlcohol, Illicit Drugs & Prison Health (ADU), Office for Prevention & Control of NCDs (MOS)/ https://www.who.int/europe/ru/publications/m/item/factsheet-5-facts-about-alcohol-and-cancer

  4. Шаповал Галина Алексеевна, Черданцева Екатерина Сергеевна Влияние алкоголя на организм и на жизнь человека // JSRP. 2016. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-alkogolya-na-organizm-i-na-zhizn-cheloveka (дата обращения: 14.06.2023).

  5. Гордеев К.С., Кокарева М.Е., Пасечник А.С., Жидков А.А. Влияние алкоголя на мозг и нервную систему человека // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/11/84877 (дата обращения: 07.06.2023).

  6. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков : пути преодоления [Текст] : учебное пособие / под ред. Э. Ф. Вагнера и Х. Б. Уолдрон ; пер. с англ. А. В. Александровой ; науч. ред. русского текста Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – Москва : Академия, 2006. – 476 с. 

Приложение №1

Анкета «Отношение учеников гимназии к употреблению алкоголя»

  1. Пол        Женский             Мужской

  2. Возраст ___________________________лет

  3. Как ты считаешь, алкоголь вредит организму?   Да           Нет    Не знаю

  4. Каким органам приносит вред алкоголь? ______________________________________

  5. От кого вы узнали о вреде алкоголя? От родных От друзей Из книг В школе Иное

  6. Нужно ли бороться с употреблением алкоголя?  Да       Нет         Не знаю    Может быть Иное _______________________________________________________________

  7. Как надо бороться с алкоголем?  Профилактика        Запрет        Никак Иное ___________________________________________________________________________

  8. Как родители относятся к алкоголю?  Положительно Отрицательно  Нейтрально

  9. Есть ли в семье традиции, связанные с употреблением алкоголя? Да Нет Не знаю

  10. Как Вы считаете, будете ли вы употреблять алкоголь, когда вырастете?       Да           Эпизодически Систематически     Нет

Приложение №2

Буклет «Алкоголь: легальный наркотик»

Просмотров работы: 151