ХИМИЯ ВОКРУГ НАС

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ХИМИЯ ВОКРУГ НАС

Мажитов С.Д. 1
1МОБУ СОШ №4 г. Благовещенска РБ
Клековкина В.Г. 1
1МОБУ СОШ №4 г. Благовещенск РБ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Поверьте без химии жизни нет ,

Без химии стал бы тусклым весь свет.

Мы с химией ездим , живём и летаем ,

В разных точках Земли обитаем,

Чистим ,стираем , пятна выводим.

Химией лечимся, клеим и шьём

С химией мы бок о бок живём!

Химия - удивительная наука. С одной стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы. С другой стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами. Вещество – это то, из чего состоит все вокруг нас и внутри нас.

Поэтому представить нынешний мир без химии невозможно. Это и наше жилье, и одежда, которую мы носим, и транспорт, на котором мы ездим, и даже наша еда стала продуктом химической промышленности.

Поэтому химия нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю.

Чтобы устроить дома настоящую научную лабораторию совершенно не обязательно приобретать дорогостоящее оборудование и реактивы, достаточно будет подручного материала.

Потому что даже такое привычное приготовление пищи - это химические процессы и наша кухня напоминает химическую лабораторию. Только вместо колб и пробирок на кухне используются кастрюли и сковородки, стаканы и тарелки.

А наша ванна царит изобилием химических веществ, без которых трудно уже представить уборку.

Актуальность:

Знания по химии мы не очень часто используем в повседневной жизни, но тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества взаимодействуют и влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.

Гипотеза:

Предположим, что:

  1. Капуста меняет цвет, так как ее сок содержит растительный пигмент;

  2. При взаимодействии соды и уксуса происходит выделение углекислого газа;

  3. Раствор уксусной кислоты растворит яичную скорлупу.

Цель:

Используя химические эксперименты, показать, что из повседневных веществ можно получить химические процессы, иногда даже не безопасные для человека.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования.

  2. Провести химические эксперименты.

  3. Научно обосновать полученные результаты.

Методы исследования:

В работе мы использовали как общенаучные методы исследования – это анализ, синтез и наблюдения, так и специальные – это химический экспери­мент.

Эксперимент 1: «Чудеса» с соком краснокочанной капусты.

Краснокочанная капуста содержит в своем составе особые вещества «антоцианы», которые отвечают за ее окраску и по своей сути являются индикаторами кислотности, то есть способны изменять цвет в зависимости от того, в какую среду они попадают: кислую, щелочную или нейтральную.

Проверим это экспериментально:

  1. Капусту мелко порезали и залили ее кипятком.

  2. Через полчаса, когда вода стала насыщенного темно-синего цвета, отделили капусту от жидкости с помощью дуршлага

 
  1. Полученный раствор разлили по стаканчикам и стали добавлять в него различные вещества, меняющие среду.

 
  1. При добавлении соды, раствор становится голубым.

 
  1. При добавлении уксуса раствор окрашивается в ярко розовый цвет.

 
  1. При добавлении нашатырного спирта раствор становится зеленым.

 
  1. Итоговый результат.

 

Вывод: Сок краснокочанной капусты при смешивании с различными веществами изменяет свой цвет от красного (в сильной кислоте), к розовому, фиолетовому (это его естественный цвет в нейтральной среде), синему, и, наконец, зеленому (в сильной щелочи). Это связано с тем, что сок краснокочанной капусты содержит рH чувствительный растительный пигмент антоцианин.

Эксперимент 2: Безопасное извержение вулкана дома.

Охос-дель-Саладос – самый большой действующий вулкан в мире. Но, чтобы увидеть извержение вулкана, необязательно уезжать из дома. Создадим свой собственный вулкан дома и посмотрим на его извержение.

  1. Создадим вулкан из подручного материала (картон, пластилин).

 
  1. Готовим лаву вулкана. Засыпаем в вулкан соду и добавляем не большое количество растворенной в воде красную краску.

 
  1. Аккуратно заливаем внутрь вулкана уксус. И наблюдаем извержение вулкана.

 

Вывод: При взаимодействии соды и уксуса происходит химическая реакция нейтрализации. В процессе их взаимодействия происходит обильное выделение углекислого газа, который вырывается из раствора, образуя пену.

Эксперимент 3: Яйцо без скорлупы.

Очистить вареное яйцо от скорлупы не составит труда, а вот можно ли снять скорлупу с сырого яйца? Проверим это экспериментально.

Куриное яйцо состоит на 12% из скорлупы, на 56% - из белка и на 32% - из желтка. Скорлупа защищает продукт от попадания вредных микроорганизмов. В состав скорлупы куриного яйца входит кальций, магний и другие органические элементы.

Очистим сырое яйцо от скорлупы с помощью химической реакции:

  1. Положим сырое яйцо в банку.

  2. Полностью зальем его уксусом.

 
  1. Наблюдаем реакцию выделения газа, маленькие пузырьки окутали все яйцо.

  2. Оставить яйцо в уксусе на 24 часа.

 
  1. Вылить уксус из банки а яйцо промыть водой. И оценить результат.

 

Вывод: Кальций придаёт скорлупе прочность. При попадании яйца в уксус, уксус вступает в активную реакцию с кальцием, который в изобилии содержится в скорлупе, и растворяет его. В результате яйцо становится мягким и остается в оболочке из тонкой плёночки, которая была под скорлупой.

Заключение

Я понял, что в домашних условиях можно устроить научную лабораторию и проводить эксперименты с самыми обычными пищевыми продуктами. Можно увидеть, как они меняют свои свойства под воздействием химических веществ или сохраняют их.

Проделывая опыты, узнал, что:

  1. Из сока краснокочанной капусты можно сделать лакмусовые бумажки. Для этого нужно пропитать фильтровальную бумагу капустным соком и дать ей высохнуть. После этого разрезать на тонкие полоски.

  2. При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, тот самый, который мы выдыхаем. Так же сода с уксусом действует как разрыхлитель. Именно благодаря углекислому газу наш торт или пирог получается пышным и воздушным, так как пузырьки газа проходят сквозь тесто, разрыхляя его. А ещё углекислый газ мы пьём вместе с газированной водой, это он превращает обычную воду в «колючую».

  3. Нужно хорошо чистить зубы, так как эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца.

Проделав эту работу, я убедился, что такие серьезные науки, как химия и физика, очень близки к нашей обычной, повседневной жизни. И это очень интересно.

Список литературы:
  1. Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия». – М. : «АСТ-ПРЕСС», 2000. –176 с.

  2. Белько Е. Весёлые научные опыты. Увлекательные эксперименты в домашних условиях. – СПб: Питер, 2015. –64с.

  3. Белько Е. Весёлые научные опыты. Увлекательные эксперименты с водой, воздухом и химическими веществами. – СПб: Питер, 2015. – 64 с.

  4. Белько Е. Весёлые научные опыты. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях. – СПб: Питер, 2015.–64с.

  5. Болушевский С. В. 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче. Химия / С.В. Болушевский. – М. : «Эксмо», 2015. – 240 с.

  6. Энциклопедический словарь юного химика. М. : «Педагогика -Пресс» 2000. – 456 с.

Просмотров работы: 4321