Введение
С древних времен люди всегда что-либо жевали: древние греки – смолу мастичного дерева, племя майя – каучук, сибиряки – смолу ароматических листьев. Все эти, так называемые «жвачки», придавали дыханию аромат и свежесть, очищали зубы от остатков пищи, массировали десны, да и просто оставляли приятный вкус во рту.
В современном мире жуют жевательную резинку. Она доступна каждому, но люди не задумываются о культуре жевания, а самое главное, о том, приносит ли жевательная резинка пользу их здоровью, ведь реклама, идущая с экранов телевизоров, убеждает нас, что жвачка защищает наши зубы, уменьшает риск кариеса, нейтрализует кислотно–щелочной баланс и содержит полезные ингредиенты.
Цель исследования: выяснить, вред или пользу приносит жевательная резинка.
Задачи:
Изучить литературу и интернет – сайты по теме исследования.
Провести анкетирование среди учащихся и их родителей.
Узнать мнение врачей – специалистов.
Выяснить какие последствия для здоровья человека несет неправильное употребление жевательной резинки.
Провести сравнительный анализ жевательной резинки для детей и для взрослых.
Провести эксперименты, доказывающие или опровергающие пользу и вред жевательной резинки.
Гипотеза: предположим, что жевательная резинка защищает наши зубы, уменьшает риск кариеса, нормализует кислотно-щелочной баланс и содержит полезные ингредиенты.
Актуальность работы: заключается в том, что результаты исследования помогут ребятам узнать больше о вреде и пользе жевательной резинки.
Объект исследования:жевательная резинка.
Предмет исследования: польза или вред жевательной резинки.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме, анкетирование, интервьюирование, эксперименты, наблюдение, анализ результатов.
Практическая значимость: полученные результаты можно продемонстрировать на уроках окружающего мира и классных часах, материал по теме расширит круг знаний учащихся за пределами учебной программы.
2. Основная часть
2.1. Факты о жевательной резинке
Жевательная резинка – это кулинарное изделие, состоящее из:
несъедобной эластичной основы, составляющей 20%, которая, по сути, безвредна для человеческого организма, если её не глотать;
ароматизаторы, вкусовые добавки и красители – 20%;
сахара или сахарозаменители – 60%.
Соотношение компонентов может незначительно меняться, в зависимости от вида жевательной резинки.
В процессе употребления жевательная резинка практически не уменьшается в объеме, но все наполнители постепенно растворяются, после чего основа становится безвкусной.
В качестве развлечения из жевательной резинки можно выдувать пузыри, что в Америке дало ей название «Babblegum», что-то вроде «резина для пузырей».
История жевательной резинки началась в 1848 году, тогда появилась первая в мире фабрика по её производству в г.Бангор, США. В Советском Союзе производство первой жевательной резинки началось в г.Ереван, Армения, в 1976 году.
В настоящее время существует огромный выбор жевательной резинки. Кроме классических вкусов (мята, фруктовые и т.д.), при желании, можно найти жевательную резинку со вкусом острого перца, васаби, бекона и т.д.
2.2. Проведение опроса-анкетирования среди
одноклассников и их родителей
Цель: выяснить, что знают мои одноклассники о пользе и вреде жевательной резинки.
В анкетировании принимали участие 27 ребят и 23 родителя.
Ребятам была предложена анкета, состоящая из 4 вопросов (Приложение №1).
Результаты данного анкетирования видны на диаграммах (Приложение №2).
Вывод:
81% учащихся (22 чел.) жуют жевательную резинку.
59% учащихся (16 чел.) предпочитают детскую жевательную резинку, 15% учащихся (4 чел.) – для взрослых, почти 26% учащихся (7 чел.) – не важно, какую жевательную резинку жевать.
О вреде жевательной резинки для здоровья человека не знают 63% учащихся (17 чел.). Думают, что жевательная резинка вызывает голод и вредна 37% учащихся (10 чел.).
Анкетирование показало, что большинство учащихся 19 человек, что составляет 70%, хотят узнать больше о пользе и вреде жевательной резинки.
Для того чтобы узнать мнение родителей по данному вопросу была разработана анкета, состоящая из четырех вопросов (Приложение №3). Результаты опроса родителей так же можно увидеть на диаграммах (Приложение №4).
Вывод:
редко покупают жевательную резинку своим детям 18 родителей (78%), не покупают 2 родителя (8%);
свой выбор в пользу детской жевательной резинки делают 14 родителей (60%), не видят разницы 6 родителей (26%);
приносит, ли жевательная резинка вред здоровью ребенка знают 20 родителей (74%), но не знают какой именно; считают, что не приносит вред – 7 родителей (30%) и все хотят узнать о вреде и пользе (49%);
17 родителей (74%) покупают для себя жевательную резинку;
Из полученных результатов можно сделать вывод, мои одноклассники и их родители мало знают о вреде и пользе жевательной резинки и хотят как можно больше узнать информации по этой теме.
2.3. Мнение врачей-специалистов
Многих ученых интересует вопрос о влиянии жевательной резинки на здоровье человека.
Исследования психологов показали, что дети, которые постоянно жуют жевательную резинку имеют интеллект ниже своих сверстников, потому что жевательная резинка не дает возможности сосредоточить внимание на каком-то виде деятельности (чтение книги, выполнение домашнего задания и т.д.).
Данное утверждение проверено экспериментальным путем.
Эксперимент №1.(Приложение №5).
Мне и моему брату (13 лет) было необходимо узнать сколько слов про себя мы сможем прочитать в незнакомом тексте за одну минуту с жевательной резинкой и без неё. Мы получили следующие результаты: во время жевания мы прочитали меньшее количество слов (я – меньше на 8 слов, брат – на 4). Так же мы на время решали примеры, с жевательной резинкой и без неё. Результат тот же: с жевательной резинкой я решил на 4 примера меньше, а мой брат на 2 примера меньше, что подтверждает мнение психологов.
Врач-стоматолог высшей категории, Кувычкина Мария Сергеевна категорически против жевательной резинки. Она рекомендует заменить жевательную резинку леденцами без сахара, освежающими спреями. Они увеличивают слюноотделение и дают эффект отмывания зубов. Но это при условии, что нет возможности почистить зубы, но и в этом случае эффективнее просто прополоскать рот чистой водой. Мария Сергеевна считает, что вся жевательная резинка содержит вредные добавки, сахар или сахарозаменители, которые способствуют разрушению зубов. Бактерии любят сладкую среду, она способствует их размножению, что вызывает кариес. Сахарозаменители, например, сорбит (получают из винограда, яблок, рябины) и ксилит (из кукурузных кочерыжек) в больших дозах дают слабительный эффект, боли в животе и при этом так же создают сладкую среду.
Эксперимент №2.(Приложение №6).
В домашних условиях было проверено утверждения эксперта. Для этого понадобилось два стакана с чистой водой. В одном стакане растворили жевательную резинку, в результате вода в стакане помутнела и стала сладковатой на вкус. Исходя из данного эксперимента, оказалось, что Мария Сергеевна права, лучше чистой водой полоскать рот, чем мутной и сладкой.
При этом, как ни странно, детская жевательная резинка отличается от взрослой, большим содержанием сахара - 60%, а во взрослой содержатся сахарозаменители.
Из беседы с врачом - педиатром, Орловой Юлией Владимировной, были услышаны следующие факты: жевать жевательную резинку на голодный желудок нельзя, можно только после еды и не более 5-7 минут. Долгое жевание у детей вызывает боли в желудке, снижает аппетит, что приводит к замедленному росту и маленькому весу, а ароматизаторы и красители вызывают аллергию (Приложение №7).
2.4. Польза или вред
Весь материал по теме исследования был проанализирован и представлен в таблице.
п/п |
Утверждение |
Да/нет |
Примечание |
1. |
Очищает и освежает |
Да |
Только первые пять минут. |
2. |
Тренирует жевательные мышцы |
Нет |
Жевательная резинка не достаточно твердая, что бы укрепить мышцы. Лучше использовать яблоко или морковь. При частом жевании портится прикус у маленьких детей, может быть перекос мышц лица. |
3. |
Помогает переварить пищу |
Да |
Только первые 5-7 минут, при более длительном жевании жевательная резинка напитывается вредными бактериями. |
4. |
Укрепляет эмаль зубов |
Нет |
При длительном жевании эмаль стирается. |
5. |
Отбеливает зубы |
Нет |
Слюна от жевательной резинки омывает зубы, но не делает их белее. |
6. |
Заменяет чистку зубов |
Нет |
Никогда. Если нет возможности почистить зубы, нужно их прополоскать чистой водой. |
7. |
Вытаскивает пломбы, установленные в зубы |
Нет |
Качественно установленную пломбу нельзя вытащить жевательной резинкой. |
8. |
Нормализует кислотно-щелочной баланс во рту |
Нет |
Доказано экспериментальным путем (Эксперимент №3). |
Эксперимент №3(Приложение №8).
Реклама уверяет, что жевательная резинка нормализует кислотно-щелочной баланс. Данное утверждение было проверенно экспериментальным путём. Для этого понадобились: стаканы с водой, индикаторная бумага, испытуемая жевательная резинка «Орбит» и «Дирол», уксус (что бы создать кислотную среду) и мыло (что бы создать щелочную среду).
В стакан наливаем воду, проверяем индикаторной бумагой, цвет не меняется, значит, среда нейтральная. Добавляем в воду уксус, проверяем индикаторной бумагой. Бумага стала красно-оранжевой, что указывает на высокую кислотность в воде. Опускаем в данный раствор две жевательные резинки и хорошо растворяем. Повторно проверяем индикаторной бумагой, она опять красно-оранжевая, что указывает на то, что жевательная резинка не смогла нейтрализовать кислотность.
Такой же эксперимент был проведён и со щелочным раствором. В простой воде растворяем мыло, проверяем индикаторной бумагой – она приобрела синий цвет, что указывает на наличие щелочной среды. Опускаем в данный раствор две испытуемые жевательные резинки и хорошо расстворяем. Повторно проверяем индикаторной бумагой, цвет остался синий, что указывает на то, что жевательная резинка не смогла нейтрализовать и щелочь в растворе.
Исходя из результатов данного эксперимента, был получен вывод, что жевательная резинка не может нейтрализовать кислотно-щелочную среду в полости рта.
ВЫВОД: мнение специалистов совпало с проведёнными исследованиями по данному вопросу.
3. Заключение
В результате проведенного исследования, цель была достигнута.
Гипотеза о том, что жевательная резинка защищает наши зубы, уменьшает риск кариеса, нормализует кислотно-щелочной баланс и содержит полезные ингредиенты, оправдалась частично.
В работе показано, что жевательная резинка оказывает не только полезное, как рассказывает нам реклама, но и отрицательное воздействие на организм человека. Поэтому, чтобы жевательная резинка не приносила вреда, нужно соблюдать определенные правила и условия её употребления.
ПРАВИЛО
Жевательную резинку можно жевать только после еды,и полезна она только исключительно в течение 5 – 7 минут.
УСЛОВИЕ
Жевательную резинку можно жевать только, если нет возможности почистить зубы или прополоскать рот водой.
4. Список используемой литературы
Елисеева В. Вся правда и ложь ожевательной резинке: от кариеса до гастрита//Здоровье, сентябрь 2001;
Орехова Л.Ю. Основы профессиональной гигиены полости рта: Методическое указания. СПб., 2004;
Яковишин А.А. Химические опыты с жевательной резинкой//Химия в Школе 2006г.№10;
www.bubblegum.ru;
www.ru.wikipedia.org.
Приложение №1
Анкета для учащихся.
Жуёшь ли ты жевательную резинку?
____ Да ____Нет
Какую жевательную резинку предпочитаешь?
___ Детскую____ Взрослую____ Без разницы
Приносит ли жевательная резинка вред твоему здоровью?
____ Да____ Нет
Хотел бы ты узнать, какой вред и пользу здоровью приносит жевательная резинка?
____ Да____ Нет
Приложение №2
Диаграммы результатов анкетирования учащихся
Приложение №3
Анкета для родителей.
Покупаете ли вы своему ребёнку жевательную резинку?
____ Да ____Нет _____ Редко
Если покупаете, то какую предпочитаете?
___ Детскую____ Взрослую____ Без разницы
Приносит ли вред здоровью ребёнка жевательная резинка?
____ Да____ Нет ________ Хочу узнать о вреде
Покупаете ли вы себе жевательную резинку?
____ Да____ Нет
Приложение №4
Диаграммы результатов анкетирования родителей.
Приложение №5
Эксперимент №1
Фото 1:Чтение книг на время.
Фото 2:Решение примеров на время.
Приложение №6
Эксперимент №2
Фото 1: Стаканы с чистой водой.
Фото 2: Стакан с чистой водой и стакан с растворенной в воде жевательной резинкой.
Приложение №7
Фото с врачами-специалистами
Фото 1: Общение с врачом-стоматологом.
Фото 2: Общение с врачом-педиатром.
Приложение №8
Эксперимент №3
Фото 1: Необходимые для эксперимента химические вещества.
Фото 2: Шкала pH и окраска индикаторной бумаги в разных средах.
Фото 3: Индикаторная бумага при опускании в чистую воду.
Фото 4: Индикаторная бумага при опускании в кислотный раствор
(вода + уксусная кислота).
Фото 5: Индикаторная бумага при опускании в раствор
(вода + уксусная кислота + жевательная резинка).
Фото 6: Индикаторная бумага при опускании в щелочной раствор
(вода + мыло)
Фото 7: Индикаторная бумага при опускании в раствор
(вода + мыло + жевательная резинка).