Введение
Бывает ли истинно красив тот, кто бравирует отсутствием заботы о внешности? «Красота есть тот вексель, по которому природа платит только тогда, когда он подписан гигиеной», - считал один из основоположников отечественной врачебной косметики Н.В. Слетов.
Косметические товары стали одним из средств удовлетворения гигиенических и эстетических потребностей человека. Косметика лечебная, профилактическая и декоративная является неотъемлемой частью жизни почти каждой современной женщины и четверти мужского населения нашей страны. В последние десятилетия потребление косметических товаров во всём мире, в том числе и в нашей стране, возрастает. На российском рынке появилось огромное количество новых товаров с новыми потребительскими свойствами, многих неизвестных ранее фирм, как зарубежных, так и российских. Широкий ассортимент, разнообразие косметической продукции, конечно же, является положительным фактором, но состав её далёк от натуральных ингредиентов. Химические вещества, входящие в состав продукции недобросовестных производителей, являются аллергенами для организма человека.
Мной проведено социологическое исследование учащихся и преподавателей нашей школы.
На вопрос: - Пользуетесь ли вы косметическими средствами? - 100% респондентов ответило положительно. Крем для рук использовали 76% опрошенных. Были ли негативные последствия использования косметики? Ответы на этот вопрос представлены на диаграмме.
Всё выше перечисленное привело меня к желанию изготовить дома крем для рук из натуральных ингредиентов.
Цель работы:
Доказать превосходство крема, изготовленного в домашних условиях, над кремом, который нам предлагает производитель.
Для достижения поставленной цели сформулировала следующие задачи:
Изучить косметическую продукцию разных фирм выпускающих крема для рук.
Изготовить в лаборатории экологически чистый крем для рук.
Протестировать образцы и сравнить результат использования нашего крема с результатом использования крема производителя.
Гипотеза исследования:
Я предполагаю, что использование домашнего крема для рук безопаснее использования заводского крема, даже превосходит его влияние на кожу.
Объект исследования:
Домашний крем для рук, крем для рук фирм «Nivea» и «Сто рецептов красоты».
Место проведения исследования:
химическая лаборатория МКОУ Нижнекарачанской СОШ
Практическая значимость:результаты моего исследования имеют практическую значимость и важно не только для нас лично но и для всех кого беспокоит состояние здоровья кожи рук .
Глава 1 Теоретическая часть
1.1. История создания косметики
Слово «косметика» впервые было использовано в 1867 году, во время проведения Международной выставки в Париже, где парфюмерия и мыловаренная промышленность выставляли свою продукцию отдельно от фармацевтической. Вскоре симбиоз из парфюмерии и мыловарения превратился в отдельную отрасль, которую мы теперь называем «косметическая промышленность».
Конкретно история крема начинается в далёком древнем мире, когда первобытные люди стали умываться, очищать и смягчать кожу, защищать ее от солнца, ветра, дождя, снега, пытались сделать свою внешность более привлекательной. Наблюдения археологов и ученых, изучающих жизнь племен и народов, сохранившихся до нашего времени подтверждают это. «Косметика» древних была связана со знанием свойств растений, с опытом применения различных продуктов растительного и животного происхождения, минералов.
В Древней Греции был особый, прославленный историей и литературой культ тела, чистоты, гигиены, здоровья.
После длительных и тщательных омовений лица и тела в кожу втирали кремы, масла, ароматические средства. А вот африканские племена использовали масло пальмы рафия.
В древней Руси первой известной целительницей была внучка Владимира Мономаха, Евпраксия. Она имела обширные знания в медицине, которые сохранила в своем лечебнике «Мази». В нем, помимо всего прочего, она сохранила рецепты по уходу за телом и лицом.
Стоит отметить, что исконно на Руси чтилась баня. Чаще всего именно там проводились косметические «ритуалы». Использовали мед, ржаной хлеб, настои трав. Для освежения кожи делали массажи с мазями на травах.
В Средние века, несмотря на спад спроса на косметические средства, врачи продолжали создавать новые формулы кремов. Доктор Абу аль-Касим аль-Захрави придумал сотни рецептов для anti-age ухода и стал «отцом» современных помад и твердых дезодорантов. Спустя 300 лет английский врач Генрих Мондвил обратил всеобщее внимание на розовую воду.
В средневековой Европе пользоваться косметикой было запрещено строгой религиозной моралью. Даже вода в это время была объявлена практически источником всех болезней. И лишь с приходом эпохи Возрождения вспомнили о декоративной косметике.
В эпоху Возрождения активное производство косметики начинается во Франции. При дворе королевы Екатерины Медичи особым успехом пользовались средства для отбеливания лица с «ядовитым» составом. Для самой Медичи кремы готовил врач Рене Флорентиец.
В начале 60-х годов ученые поняли одну из причин старения кожи. Ею стала нехватка коллагена. В это время в Польше был открыт рыбий коллаген - биологически активный компонент. Производила его польская фирма Inventia. Он вошел в состав многих косметических средств. Однако формула кремов была проста, и компоненты весьма слабо справлялись со своими задачами. Поэтому в скором времени действие таких средств было направлено исключительно на борьбу с мелкими морщинками.
Первые антивозрастные кремы с липосомами появились в 1983 году. По замыслу их создателей, липосомы должны были преодолевать эпидермальный барьер, доставляя в кожу активные элементы. Правда, позже эта техника оказалось малодейственной. И тогда американский дерматолог Альберт Клингман из университета Филадельфии предложил понятие Cosmeceutical - «космецевтика». Под ним подразумевались средства со сложными формулами. Такие препараты стали считаться наиболее эффективными.
К концу XX века начался бум антиоксидантов - средств для борьбы со свободными радикалами, к тому времени уже признанным фактором старения кожи. Благодаря этому открытию составы кремов наполнились новыми веществами, например, витамином С - главным противником старения.
В сегодняшние дни существует много видов кремов. Они создаются для разных типов кожи и возрастов.
1.2. Классификация косметики.
Если брать более жесткую и официальную классификацию косметики, то она делится на: масс-маркет, миддл-класс, люкс, профессиональная, космоцевтика.
Масс-маркет: Самый распространенный и доступный сегмент косметики. Считается, что 70% от цены средств масс-маркета — это реклама.
Почему масс? Всё просто — это косметика для массового потребителя. Она продается практически везде, даже в супермаркетах.
Не смотря на то, что этот сегмент относят к дешевой косметике, разброс цен здесь очень сильный.
Одной из характеристик считается использование в составах низкокачественного, дешевого и порой опасного сырья. Косметика этого класса вызывает привыкание.
Основные представители: Nivea, Garnier, Eveline, Lumene, Чёрный жемчуг, Adidas, Gillette, Green Mama, Maybelline, Rimmel, Sally Hansen и прочее…
Миддл-класс:
Не очень распространенная в России классификация марок. Однако в международной системе этот сегмент присутствует.
Естественно, эта косметика уже на уровень выше. Этот класс как прослойка между косметикой масс-маркета и люксом. Причем по ценам может соответствовать и тому и другому сегменту.
По сравнению с масс-маркетом, косметика этого уровня безопаснее для кожи. Она как минимум уже не токсична. Но и доля натуральных, растительных компонентов в ней не высока. Именно косметику этого класса рекомендуют использовать линиями. Cчитается, что через определенное время, косметика этого класса перестает действовать — известный всем «эффект привыкания». В данном случае нужно просто на время сменить марку. И при желании вновь вернуться к ней месяца через 2-3.
Основные представители: Loreal, Bourjois, Revlon, Clinique, Nouba, Pupa, IsaDora, Biotherm и прочее
Люкс:
Характерной чертой этого класса является — нет, не цена, а в основном время, затраченное на производство косметики. Сюда входят многочисленные исследования, лабораторные испытания, дорогостоящие компоненты. Конечно же в цену также вкладывается качественная, дорогая упаковка и известное имя бренда.
Продается такая косметика только в специализированных магазинах. Доля натуральных компонентов в косметике класса люкс достигает 80%. Все компоненты проходят тщательный контроль и допускается в производство лишь высококачественное и экологичное сырье. В качестве консервантов используются натуральные компоненты, а не токсичные продукты нефтепереработки, как в случае с масс-маркетом.
Основныепредставители: Chanel, Christian Dior, Clarins, Azzaro, Estee Lauder, Helena Rubinstein, Hugo Boss, Kenzo, YSL и прочее…
Профессиональная или салонная косметика:
Этот сегмент косметики наиболее эффективный, но и наиболее опасный. Зачастую, состав профессиональной косметики очень агрессивный и не очень натуральный. Некоторые даже называют это «тяжелейшей фармсинтетикой».
Эту категорию косметики можно поделить на 2 уровня. Первый — то, что используют косметологи в салоне. Второй- то, что можно использовать дома.
Эффект от применения косметики этого сегмента заметен практически сразу.
Основныепредставители: Decleor, Academie, Guam, Payot, Christina, Lacrima, Wella, Kerastase, Orly, Mavala и прочее..
Космоцевтика:
Это класс косметики, направленный на лечение и профилактику проблем кожи. Средства космоцевтики воздействую на клетки кожи.
Космоцевтика делится на 3 группы.
Первая. Привычная нам аптечная. Она воздействует на верхний слой кожи — эпидерму. В связи с чем ее эффективность не может быть сильной. Основные марки: Vichy, Uriage, Avene, Lierac и прочее.
Вторая. Эту группу относят к лечебной косметике. Средства это группы воздействуют как на эпидерму, так и на дерму. В связи с чем считается высокоэффективной. Основные марки: «Irwin Naturals», «M Way», «Neways», «NSP», «RBC».
Третья. Самая молодая из групп космоцевтики. Её разработали всего в 2004 году в Японии. Она не так хорошо изучена как остальные группы. Главная характеристика — воздействие на молекулярном уровне на все слои кожи, даже на гиподерму. Основные марки: Cefine, Menard, Kanebo, Shiseido, Is Clinical.
Натуральная косметика:
Также официально нет такого класса в косметике. Но это относительно новое и весьма большое направление. Причем, понятие натуральная косметика придумали маркетологи. И теперь люди используют его в применении к средствам, имеющим достаточно натуральный состав, без химических ингредиентов.
К «натуральным» маркам предъявляются ряд требований: отсутствие химических, синтетических и нефтепереработанных продуктов. Также важно чтобы отсутствовали такие компоненты как: лаурилсульфат натрия, минеральное масло, ланолин, парабены, парфюмированные добавки, красители, изопропил миристат.
Натуральная косметика имеет и свои недостатки. Это конечно же же маленький срок годности и меньшую эффективность.
1.3. Состав крема для рук
Состав крема для рук зависит от того какой крем вы хотите приобрести и каких результатов вы желаете достичь с помощью крема. Но независимо от того какой крем для рук вы выберете, особе внимание необходимо обращать на его состав.
Так, любой крем состоит на 60-70% из воды. В водяную основу добавляют глицерин, который смягчает и придает кремообразную форму, а также ланолин для питания кожи, животные и растительные жиры для смягчения и питания кожи. Это основной состав любого крема для рук. Остальные компоненты зависят от вида крема и его назначения. Давайте рассмотрим, что еще может входить в состав крема.
Витамины – присутствуют в большинстве кремов для рук. Выступают в качестве антистрессового компонента, который активизирует защитные функции кожи. Витамин А – омолаживает кожу, а витамин Е поддерживает здоровую структуру и упругость кожи рук.
Растительные масла и экстракты – оказывают смягчающий и увлажняющий эффект. Так, в кремах может быть масло какао, жожоба, авокадо и другие. Масла делают кожу гладкой и обладают бактерицидным свойством, особенно масло чайного дерева. А если в крем добавляют сок алоэ, то крем увлажняет и заживляет ранки, порезы и царапины.
Коллаген и эластин – предотвращают преждевременное старение кожи, поддерживают высокую эластичность клеток кожи.
Солнцезащитные фильтры – хорошо защищают кожу от ультрафиолета, но могут вызвать обезвоживание клеток кожи.
1.4. Качественный крем в домашних условиях — возможно ли?
Несмотря на то, что ассортимент кремов по уходу за кожей, поражает своим разнообразием и новизной, многие барышни предпочитают готовить такие косметические средства в домашних условиях по старым проверенным рецептам так называемой народной косметологии. Конечно, это длительный и порой очень утомительный процесс, но зато полученный эффект и уверенность в натуральности используемого продукта того стоит.
Достоинства и недостатки приготовления домашнего крема
Весомым преимуществом является тот факт, что создатель крема ознакомлен с его непосредственным составом, а значит, сомнения по поводу присутствия консервантов и красителей, исчезают сами по себе. К тому же подобный химический состав всегда можно корректировать согласно реакции кожи на те или иные ингредиенты, что позволяет свести риск обострения побочных явлений к минимуму.
Однако такой «самодельный» крем имеет один, но очень весомый недостаток. Дело в том, что срок его годности ограничен максимум неделей, после чего нужно вновь преступить к его приготовлению. Так что данное вложение не совсем выгодное, а обойдется дороже элитного покупного крема. Но, несмотря на этот трудоемкий труд, многие женщины все-таки используют домашний крем для ухода за кожей.
Если правильно подобрать крем для своего типа кожи и научиться его умело готовить, то внешний вид кожи лица всегда будет свежим и ухоженным. К тому же существует множество простых рецептов, а процесс создания подобных косметических средств не только не займет много времени, но иногда и сэкономит бюджет.
Рецептов очень много, однако перед их применением важно помнить и о противопоказаниях, которые могут спровоцировать крайне неуместную аллергическую реакцию. Именно поэтому сначала стоит провести кожную пробу на незначительном участке для обнаружения аллергии.
Глава 2 Практическая часть
2.1. Рецепт
Объектом моего исследования стал крем для рук на медовой основе.
Для получения крема необходимо:
1,5 г порошкообразного желатина,
65 частей розовой воды,
10 частей мёда,
1 часть духов,
1,5 частей спирта,
19 частей глицерина.
Рецепт розовой воды.
Соберите лепестки садовых роз или шиповников ранним утром того дня, когда собираетесь делать розовую воду. Розы должны быть выращены без применения синтетических пестицидов и других опасных химикатов. Поместите лепестки роз на дно широкой кастрюли, чтобы оно было покрыто в несколько слоев. Залейте лепестки роз водой, чтобы вода только покрывала лепестки. Накройте кастрюлю крышкой и включите газ. Немного не доводя воду с лепестками розы до кипения, убавьте газ и поддерживайте воду в таком состоянии до тех пор, пока лепестки розы не потеряют цвет
Затем отделите воду от лепестков, выжмите лепестки, при необходимости – процедите получившуюся розовую воду.
Приготовленную по этим рецептам розовую воду сразу же перелейте в заранее подготовленную стерилизованную бутылку, плотно закройте и храните в холодильнике или в прохладном темном месте.
2.2. Приготовления крема
Процесс приготовления моего крема достаточно прост. Я профильтровала 65 мл заранее подготовленной розовой воды .На электронных весах взвесила 1,5 г желатина, т.к порошкового желатина не оказалось я измельчила обычный, затем отмерили 19 мл меда. Эти три ингредиента смешала и поставила нагреваться на водяной бане. Во время этого я изготовила еще одну смесь. Я отмерила 1.5 мл спирта, 1 мл духов и 19 мл глицерина, получившеюся массу добавила к нашей нагретой заготовке. Перемешивала все до получения однородной массы, позже поставила в холодное место. На следующий день я получила готовый крем.
2.3. Тестирование образцов
Изучив и сравнив химический состав кремов разных косметических фирм, влияние отдельных компонентов на кожу, следует сделать вывод, что косметический продукт должен:
- поставлять достаточное количество легко впитывающихся веществ, способных компенсировать изменения, вызванные неправильным обменом веществ;
- хорошо абсорбироваться кожей, в соответствии с ее биохимической и физико-химической структурой;
- обладать физиологической совместимостью с кожей.
Провела тестирование нашего крема для рук и кремов для рук фирм «Nivea» и «Сто рецептов красоты» по следующим показателям и потребительским свойствам:
уровень рН,
растекаемость,
жирность,
липкость,
мягкость кожи,
комфорт,
запах.
Крем «Nivea»
Уровень рН: PH этого крема равен 7. Крем с таким рН подходит для нормальной здоровой кожи. Однако для кожи, у которой есть какие-либо проблемы (сухость, жирность, стареющая кожа), стоит подобрать крем с рН приближенном к естественному (5,5).
Растекаемость: 5 баллов. Крем легко наносится на кожу.
Жирность: 4,2 балла. После нанесения крема участницы тестов с жирной кожей отмечают, что крем ощущается на коже.
Липкость: 3 балла. Крем вызывает незначительное ощущение липкости.
Мягкость кожи: 3 балла. Крем хорошо смягчает кожу.
Комфорт: 4 балла. Крем практически не вызывает раздражения, сухости, жжения.
Запах: 4,2 балла.Медовый, приятный.
Крем «Сто рецептов красоты»
Уровень рН: PH этого крема равен 6 .Такой крем хорошо подойдет для увлажнения как нормальной здоровой кожи, так и для проблемной сухой, жирной или стареющей.
Растекаемость: 4 баллов. Крем легко наносится на кожу.
Жирность: 3 балла. После нанесения крема все участницы тестов отметили, что ощущают на коже жирную пленку.
Липкость: 4 балла. Крем вызывает незначительное ощущение липкости.
Мягкость кожи: 3,5 балла. Крем удовлетворительно смягчает кожу.
Комфорт: 4 балла. Стягивание кожи, сухость.
Запах: 2,5 балла. Медовый,.резкий
Наш медовый крем
Уровень рН: PH этого крема равен 5,6.Оно близко к естественному кожному рН (5,5). Такой крем хорошо подойдет для увлажнения как нормальной здоровой кожи, так и для проблемной сухой, жирной или стареющей.
Растекаемость: 5 баллов. Крем легко наносится на кожу.
Жирность: 5 баллов.
Липкость: 5 балов.
Мягкость кожи: 5 балла. Крем смягчает кожу.
Комфорт: 5 баллов.
Запах: 5 балла . Медовый, приятный.
Результаты тестов представлены в таблице.
образец |
Уровень рН (норма 5,5) |
Растекаемость |
Жирность |
Липкость |
Мягкость кожи |
Комфорт |
Запах |
максимальная оценка 5 баллов |
|||||||
Крем «Nivea» |
7 |
5 |
4.2 |
3 |
3 |
4.2 |
4.2 |
Крем «Сто рецептов красоты» |
6 |
4 |
3 |
4 |
3.5 |
4 |
2.5 |
Мой крем |
5.6 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Мой крем по всем параметрам показал отличный результат, более того, по показателю рН оказался идеальным, в отличии от магазинных образцов.
Заключение
Крепкое здоровье обеспечивает бодрость, моложавость, свежесть и хороший цвет кожи. Если вы хотите нравиться окружающим - это означает, что вы следите за своим здоровьем и своей внешностью.
Изучив и сравнив химический состав кремов разных косметических фирм, влияние отдельных компонентов на кожу, следует сделать вывод, что косметический продукт должен:
- поставлять достаточное количество легко впитывающихся веществ, способных компенсировать изменения, вызванные неправильным обменом веществ;
- хорошо абсорбироваться кожей, в соответствии с ее биохимической и физико-химической структурой;
- обладать физиологической совместимостью с кожей.
Мой крем по всем параметрам соответствует этой характеристике. Более того, по показателю рН оказался идеальным, в отличии от магазинных образцов.
Я могу с уверенностью сказать, что крем, изготовленный в домашних условиях, более благоприятен для кожи, чем заводской крем. Ну разве можно сравнить натуральные компоненты с неблагоприятными, а иногда ядовитыми веществами?!
Выводы
Я доказала превосходство крема, изготовленного в домашних условиях, над кремом, который нам предлагает производитель.
Моё предположение, что использование домашнего крема для рук безопаснее использования заводского крема, даже превосходит его влияние на кожу было верным.
Призываю всех перейти на экологически чистую , произведённую своими руками косметику.
Библиография
Вилламо Х. Косметическая химия: Пер. с фин. – М.: Мир, 1990
Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных: основы химии и занимательные опыты/Пер.с нем. Л.Н.Исаевой 91-3 и А.Б.Томчина (гл.4-8) .-3-е изд. стереотипное – Л.: Химия, 1987.-392 с.
Каталоги косметических фирм «Mary Kay», «Oriflame», «Lumene», «Vision»
Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1979
Учебник для вузов. – М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2000.
Яковлева Л. А., Кутакова Г. С. Товароведение парфюмерно-косметических товаров. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Лань», 2001.
http://www.livemaster.ru/topic/426579-nemnogo-istorii-o-vozniknovenii-kosmeticheskogo-krema ;
http://kremys.ru/uhod/telo/ruki/krem-dlya-ruk.html;
http://kursak.net/analiz-parfyumernyx-zhidkostej/© kursak.net
http://ilive.com.ua/beauty/krem-dlya-ruk-kak-vybrat-luchshiy_70837i15902.html
17