Содержание
Введение |
3 |
Глава I. Лексическая сторона речи |
|
1.1. Понятие «Словослияние» |
5 |
1.2Механизмы процесса «Словослияния» |
6 |
Выводы по главе 1 |
7 |
Глава II. Практическая работа по изучению слов- слитков |
|
II.1. Анкетирование учащихся 5-7 классов |
8 |
II.2. Брошюра «Современные слова-слитки» |
8 |
Выводы по главе II |
9 |
Заключение |
10 |
Тезаурус |
11 |
Список литературы |
12 |
Приложение |
Введение
Английский язык считается одним из наиболее богатых языков мира. Он содержит около 200 тысяч активной лексики. Немногие языки могут сравниться с ним в богатстве словарного запаса.
В области словарного состава английский язык претерпел весьма значительные изменения на протяжении более тысячи лет своей истории. В наше время английский язык переживает неологический бум. В нем появляется огромное количество новых сложных слов, которые находят отражение в современной жизни. [2,с.26]
Словослияние относительно новое явление, оно интересует исследователей не только в силу новизны, но и в силу своей необычности и малоизученности. [10,с.35]
Теоретическая и практическая проблематика, связанная с развитием словаря, остается актуальной, потому что новое время приносит с собой значительные по объему списки новых слов, а также вместе с ним приходят новые научные представления о сущности и характере языка и об обществе его носителей и о причинах, вызывающих к жизни новые слова. [1,с.5]
Проблемы словослияния активно обсуждаются в последние десятилетия. Мы считаем, что тема данной исследовательской работы актуальна для нашего времени, т.к. словослияние является неотъемлемой частью нашей жизни.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы определить степень продуктивности, процесса словослияния в повседневной жизни.
Достижение поставленной цели предлагает решение следующих задач:
1. Определить понятие «Словослияние»
2. Выявить механизмы процесса словослияния;
3.Провести сравнительный анализ степени продуктивности процесса словослияния в английском и русском языках;
4. Разработать справочник «Типы слов-слитков. Их специфика»
Воснову исследования положена гипотеза: предположим, что словослияние- является одним из способов обогащения словарного запаса учащихся.
Объект исследования – слова-слитки
Предметом нашего исследования является словарный состав английского языка и способы его пополнения за счет притока слов-слитков.
Методы исследования:
Сбор, обработка, интерпретирование материала, анализ слов-слитков, сравнительно-сопоставительный метод, компонентный анализ, описательный метод, анкетирование.
Теоретическая значимость: систематизация и обобщение материала по теме исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что её основные положения и результаты могут быть использованы в курсе лингвострановедения, теории перевода английского и русского языков для лучшего понимания иноязычного текста, а также для освящения в научных кружках, на спецсеминарах, спецкурсах и факультативах.
Глава 1. Лексическая сторона речи
Понятие «Словослияние»
Словослияние, также называемое вставочным словообразованием, или телескопией, сравнительно молодой словообразовательный способ. В отличие от других способов словообразовательной единицей здесь является не основа, а ее произвольный фрагмент (иногда совпадающий с основой по объему). Такой фрагмент не существует в языке, а появляется только в момент создания слова, что объясняет и отсутствие единой модели в словослиянии. Основные приемы, используемые при словослиянии, сводятся к двум-соединению (амальгамированию) фрагментов основ и собственно слиянию (фузии) фрагментов. При амальгамировании исходные фрагменты не имеют общих членов в звуковом составе (Euroshima < Europe + Hiroshima). При фузии такие общие члены есть (motel < motorist + hotel). [8,с.126]
Слова, появляющиеся в результате словослияния, принято называть словами-слитками, или блендами (английский термин для данного способа blending; новые слова, полученные в результате, носят название blends или portmanteau words). [6,с.21]
1.2.Механизмы процесса «Словослияния»
В данной главе мы раскроем суть процесса создания слов-слитков. Действительно, морфологической основой слов-слитков служит сращение морфем с возможным частичным «вдвиганием одной в другую». При этом из двух корневых морфем исходного материала создается одна общая корневая морфема. Образование классического слова-слитка заключается в соединении (слиянии) двух слов путем усечения конечного и начального слогов каждого их компонентов. Такие слова-слитки могут образовываться путем сокращения сочетаний, например, smog