ЗАМОК ТАУЭР В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ В РОССИИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗАМОК ТАУЭР В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ В РОССИИ

Стародубцев В.Д. 1
1МКОУ "Почепская СОШ"
Дружина Н.И. 1
1Лискинский район с.Почепское ул. Садовая, д.2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Цель:

1.История Тауэра и Петропавловской крепости похожа и тесно связана с историей страны.

2.Оба памятника хранят традиции своего времени.

Задачи:

1. Проанализировать теоретический материал, связанный с историей и традициями Тауэра и Петропавловской крепости.

2. Провести исследование сходств и различий Лондонского Тауэра и Петропавловской крепости.

3. Провести исследование в виде анкетирования среди учащихся 7-11 классов на предмет знания таких достопримечательностей как: Тауэр и Петропавловская крепость.

Гипотеза:

1.История Тауэра и Петропавловской крепости похожа и тесно связана с историей страны;

2.Оба памятника хранят традиции своего времени.

Объект исследования – Лондонский Тауэр, Петропавловская крепость.

Знакомясь с культурой и традициями народа, чей язык мы изучаем, мы получаем возможность лучше овладеть английским языком и расширить свой кругозор в области страноведения. Средневековые Замки, мощные Крепости, неприступные Бурги, прекрасные Шато, грозные Цитадели, величественные Кремли - все это относится к тому богатому наследию, которое донесли до нас Средние Века. Эти сооружения гения человеческой мысли до сих пор уносят нас в то время, когда воин мог рассчитывать только на силу своих рук и смелость. Они одни из немногих вещей древности, которые дошли до нас практически в неизменном виде. Цель моей работы изучить и обобщить собранный материал о замке Тауэр и Петропавловской крепости , сравнить исторические эпохи и причины возникновения замка и крепости, выяснить их значимость и предназначение в прошлом и определить их место в современном мире. Провести исследование в виде анкетирования среди учащихся 7-11 классов на предмет знания таких достопримечательностей как: Тауэр и Петропавловская крепость.

История Тауэра

Британия усыпана развалинами замков, обломками столетий ее существования. Замки – материальные следы замечательного прошедшего времени, длинное наследие запечатленное в камне, также как и с кровью и потом тех, кто строил, трудился, боролся, и умирал в их тени. Руины вызывают в нас глубокое осознание тех прошлых жизней. В замках отсутствует чувство времени, которое вдохновляет. Они терпели столетия войны и последствия погоды – свидетельство творческого потенциала и власти их средневековых владельцев. Сколько из нас будет иметь такой успех?

Как ранее сказано замки были в сущности оборонительными и проектированными норманнскими семьями, которые были именованы, как «Земля Вильяма». Они изначально состояли из кучи земли и возвышенной вверх башни или «укрытия» на вершине, возможно окруженной оградой, которая в свою очередь была окружена рвом. Укрытия располагались не квадратом, как обычно, а в линию из-за частых атак, а главная жилая область была помещением, где жил Лорд. Там также был удобный холл, дома, где жили солдаты, их семьи, хранилось оружие, располагались стойла для животных. Кроме всего этого были и отдельные дома для медика, кузнеца, повара, портного и т. д. Из-за частых атак жители, окружающих замок деревень, бежали в крепость для укрытия от захватчиков. Перед тем, как впустить человека в замок, писцы записывали данные о нем.

Изначально замки строились из дерева, как и во всем мире. Но такие замки были ненадежны из-за большой вероятности пожара. Поэтому Король приказал в будущем строить замки из камня.

Одним из первых таких замков была Белая Башня в центре Тауэра в Лондоне.Лондонский Тауэр – один из символов Великобритани крепость, возведённая на северном берегу реки Темза (рис 1), исторический центр города Лондон, одно из старейших исторических сооружений Великобритании, долгое время служившее резиденцией английским монархам. Сегодня Тауэр является одновременно памятником истории и музеем, включённым в список объектов, принадлежащих всемирному наследию ЮНЕСКО.

Комплекс замка занимает 7,3 га. Название Лондонский Тауэр первоначально применялось только к центральной башне, из-за побеленных стен, названной Белой. Построенная в течение 1076-1100 годов Белая башня стала со временем главным строением комплекса укреплений. Башня возвышается на 27 метров, стены, толщиной 4,5 метра, выполнены из кентского известняка. Обработанные камни, расположенные по углам здания, вокруг дверей, окон и бойниц, прибыли из Нормандии, родины Вильгельма. Огромное здание в 36х32,5 метров доминировало над местностью на многие мили вокруг. Это первое подобное здание в Англии. Оно послужило моделью для строительства множества замков по всей стране, например, таких, как Рочестер, Хедингем, Норидж и др. Башня была защищена толстыми стенами 7,5 м шириной и 3,4 высотой.

Рис. 1

 

За свою историю Лондонский Тауэр был и крепостью, и дворцом, и хранилищем королевских драгоценностей, и арсеналом, и монетным двором, и тюрьмой, и обсерваторией, и зоопарком. Сейчас это музей.

 

Рис. 2

 

Основателем Тауэра считают Вильгельма I (герцога Нормандии, Вильгельма Завоевателя) (рис 2). Захватив Англию, он начал возводить оборонительные сооружения, самым крупным из которых стал Тауэр. Осень 1066 года стала для Англии временем больших перемен. Герцог Нормандский Вильгельм, собрав 700 кораблей и войско в 32 000 человек, высадился на южном берегу острова. Наголову разбив англосаксонского короля Гарольда II под Гастингсом, он торжественно въехал в Лондон и короновался в Вестминстерском аббатстве, став Вильгельмом I. На развалинах деревянных англосаксонских поселений нормандцы возводили каменные башни, обнесенные высокими стенами. Эти военизированные замки, по замыслу Вильгельма, должны были защищать новых хозяев страны от враждебно настроенного местного населения, а еще служить средством устрашения непокорной англосаксонской знати. Примером таких замков и стал лондонский Тауэр, построенный у стен Сити. Творцом этой «дворцовой крепости» хроники называют Гэндальфа, епископа Рочестерского. Собственно, Гэндальф только положил начало Тауэру, соорудив его «сердцевину» — Белую Башню, или, иначе говоря, Белый Тауэр (рис 3). Это сооружение, строительство которого завершилось в 1097 году, было самым высоким во всем Лондоне.

Первого узника заточили в Тауэр в 1100 году. В то время Тауэр-тюрьма предназначалась для людей благородного происхождения и высокого звания. Среди наиболее почетных и высокопоставленных узников Тауэра были короли Шотландии и Франции и члены их семей (Яков I Шотландский, пленники Столетней войны Иоанн II (король Франции) и Карл Орлеанский), а также представители аристократии и священники, впавшие в опалу по обвинению в измене. Стены Тауэра также помнят немало казней и убийств: В Тауэре были убиты Генрих VI, а также 12-летний Эдуард V и его младший брат.

Рис. 3

 

Белая Башня

Подвал

Подвал Белой башни задумывался как складское помещение, попасть в которое можно было только с первого этажа. Две основные комнаты подвала когда-то имели деревянные потолки. Позднее, в 1733 году, здесь были выложены каменные своды, а сам подвал стал местом хранения пороха. В подвале находится колодец XI века глубиной в 12 метров, необходимый для снабжения водой во время осады, в котором и сегодня имеется питьевая вода.Первый этаж

На первом этаже размещается коллекция из Королевского Арсенала, посвященная истории легкого оружия, использовавшегося в Лондонском Тауэре в XVIII веке. Королевский Арсенал был создан на основе оружейного завода Тауэра, изготовлявшего доспехи и оружие для королей и их армий.Второй этаж

Это часовня Белой башни. На второй этаж ведут две спиральные лестницы. Главная лестница находится в огромной округлой башне в северо-восточном углу, как можно дальше от основного входа на случай непрошеных гостей. Общий план второго и первого этажей одинаков, за исключением юго-восточного угла, в котором находится нижняя часть Часовни Св. Иоанна Евангелиста.Интерьер Часовни - один из наиболее важных церковных интерьеров Англии того времени. Предполагают также, что стены Часовни были когда-то украшены яркими фресками. Обычно Часовня использовалась для хранения государственных бумаг, но по традиции также была свидетелем некоторых наиболее важных событий британской королевской истории.В 1503 году в Часовне отпевали тело усопшей Елизаветы Йоркской. Жены Генриха VII, скончавшейся в Тауэре. Считается, что этот этаж использовался королём наиболее часто. Большая комната могла быть "большим залом" для приёма гостей, проведения церемоний и официальных обедов, в то время как маленькая могла служить личной палатой. Однако уже к середине XII века эти апартаменты стали дублироваться в новых зданиях, строившихся к югу от Белой башни, куда со временем и были перенесены королевские покои.

Третий этаж

Верхний этаж здания состоит из двух основных комнат, подобно нижним этажам, а также из верхней части Часовни. Здесь такое же количество окон, однако, имеется и проход между стенами вдоль всех четырёх сторон, 3а исключением той части, где находится Часовня, в которой этот проход превращается в кафедральную галерею.

Считается, что при строительстве Белой башни комнат на третьем этаже не было, а две чрезвычайно высокие комнаты второго этажа выходили на существующую галерею. Этим можно объяснить и то, что на третьем этаже нет гардеробных (уборных) и каминов. Главная лестница ведёт с третьего этажа в башенку, расположенную над ней. В башенки западных углов ведут лестницы поменьше. В более поздние века Белая башня служила множеству целей. Функцию резиденции для королевских особ она сохраняла за собой в той или иной степени где-то вплоть до 1600 года (даже если там и проживали одни лишь узники). В 1360 году здесь находился пленённый французский Король Иоанн Хороший (1350 - 1364). Генрих VIII перестроил интерьер специально для коронации Анны Болейн, состоявшейся в 1533 году. Однако после этого Белый Тауэр служил хранилищем документов и оружия. Впервые об Арсенале Белой башни упоминается в 1565 году. Уникальные турнирные доспехи Генриха VIII покрыты серебром и украшены гравировкой. Искусствоведы предполагают, что раньше они могли иметь позолоту.

Генрих VIII был известен ещё и как знаток холодного оружия. Среди экспонатов выставлен его «Стреляющий щит», изготовленный в 1540 году итальянским мастером. Щит сделан из дерева и обит железом. В центральной части щит украшен гравировкой с позолотой. Помимо прочего, щит оснащён гладкоствольным пистолетом.

Нынешний Тауэр уже мало похож на ту грозную крепость, какой он вошел в историю. Еще в 1843 году засыпали ров, и вместо воды здесь появился ярко-зеленый газон, оттеняющий серый камень стен. Во время многочисленных реставраций увеличили окна, в том числе и в Белой башне. Посажено большое количество деревьев. В прошлом такой суровый и буквально политый кровью внутренний двор в значительной части засеян травой. Панорамный вид Тауэра впечатляет. Замок состоит из 43 башен и других сооружений.

Гвардейцы в медвежьих шапках, как и много лет назад, охраняют Тауэр.

Кровавая башня

Кровавая башня (рис 4) являлась оборонительной вплоть до строительства Башни Св. Томаса. Расположенная на берегу реки, она охраняла главный вход в крепость. После того, как в 1280 году был выстроен внутренний двор и новые водные ворота, Кровавая башня стала главным входом из внешнего двора во внутренний.Кровавая башня была сооружена в начале 1220 года. Верхняя часть современной башни, однако, была перестроена где-то в 1360 году, во времена правления Эдуарда III. Сводчатый проход подбашней первоначально защищался воротами и опускными решётками с каждой из сторон. Сегодня ворота и решётка с лебёдкой, с помощью которой происходит управление решёткой со второго этажа башни, сохранились лишь в южной стороне прохода. Нижняя часть Кровавой башни должна была служить уютным жильем. Здесь имеется хороший камин, большое окно с широким подоконником, где когда-то можно было сидеть, а также пол, выложенный красивым кафелем. Она была построена как жилое помещение под гостиную или кабинет Констебля, проживавшего по соседству. Однако, башне суждено было стать темницей для таких выдающихся узников, как архиепископы Кентерберийские (Томас Кранмер и Вильгелм Лауд) и судья Джеффри. Подобное тюремное жильё для важных или высокопоставленных заключённых, отражающее высокое положение узников и позволяющее им проживать вместе со своими семьями, - далеко не исключение для Тауэра. Нынешний интерьер Кровавой башни - это тот, который, предположительно, существовал во время тринадцатилетнего заключения (1603-1616) Сэра Уолтера Рэли, обвинённого в заговоре против Короля Якова I. Нижний этаж - кабинет Рэли с его книгами и другими вещами начала XVII века. Верхний этаж - спальня. Кровавая башня называлась когда-то Садовой, поскольку она находилась рядом с Лейтенантским садом. Однако в тюдоровские времена она стала называться Кровавой, когда в 1604 году во время посещения Тауэра, Якову I рассказали о том, что именно в этой башне были убиты «тауэрские принцы» Эдуард V и его брат Ричард.

Рис. 4

 

Легенды Лондонского Тауэра

Рис. 5

Черные вороны (рис 5 ) — пожалуй, не только одна из главных легенд, но и важный символ современного Тауэра. Доподлинно известно, первый ворон появился в замке в 1553 году во времена «девятидневной королевы» Джейн Грей. Именно тогда впервые и прозвучало известное «Виват!», предвещающее нехорошую весть — Грей была казнена. Однако знаковыми вороны стали во времена королевы Елизаветы, по приказу которой её фаворит герцог Эссекс за поднятый бунт был заключен в тюремную камеру. Во время ожидания приговора в окно камеры герцога клювом постучался огромный черный ворон, и пристально посмотрев в глаза Эссексу, трижды прокричал «Виват!». Навещавшим родственникам герцог рассказал о дурном предзнаменовании, те в свою очередь разнесли молву по всему Лондону, печальный исход был очевиден всем. Через несколько дней герцог Эссекс подвергся жестокой казни. Эта легенда жила на протяжении нескольких столетий — ворон являлся к обреченным на эшафот, пока Тауэр не потерял статус королевской тюрьмы и не стал музеем. С тех времен на территории Тауэра обосновались целые династии воронов, а их жизнь на территории замка обросла массой легенд. Так, одна из них живет до сих пор — считается, что Тауэр и вся британская империя падет, как только его покинут вороны.

Удивительно, но в XVII веке король Чарльз II издает указ, по которому четко описано, что в замке постоянно должны находиться шесть черных воронов. Следить за этим был назначен специальный стражник-хранитель воронов, в обязанности которого входило полное содержание птиц. Эта традиция жива и по сей день. С тех времен практически ничего не изменилось семь черных воронов (один — запасной) живут в прекрасных условиях в крепости — в просторных вольерах. На содержание воронов ежегодно государство выделяет солидный бюджет. Благодаря отличному питанию, «хранители Тауэра» весьма упитанны. В их ежедневный рацион входит около 200 граммов свежего мяса, кроме того раз в неделю птицам полагаются яйца, парное мясо кролика и жареные гренки. Каждый ворон имеет свое имя и нрав — Болдрик, Мунин, Тор, Гугин, Гвиллум и Брэнвин. Посмотреть на них, прогуливающихся по зеленому газону, может каждый турист.Оценить значимость черных воронов в истории Тауэра постоянно удается ученым и реставраторам, в самых неожиданных местах находящим старинные гнезда птиц. В одном из таких гнезд недавно были обнаружены находки, всколыхнувшие новые легенды и гипотезы. В руки историков попали браслет с инициалами той самой Джейн Грей и заколка Елизаветы Тюдор.

Тауэр был свидетелем кровавых расправ и невероятных страданий. Как только солнце садится, все посетители покидают Тауэр. Ночью, согласно легенде, оживают бывшие узники Тауэрской тюрьмы. Без преувеличения, Лондон считается одной из главных мировых столиц по количеству привидений. Будучи монархической державой, если верить рассказам жителей, здесь повсюду можно встретить призраки королей и их приближенных. Исключением не стал и Тауэр, за время существования которого накопилось множество тайн и сцен кровопролитий. Одним из самых описываемых привидений считается призрак короля Георга II, скончавшегося от сердечного приступа в ожидании важных документов из Германии. По свидетельствам, в окнах замка часто наблюдают несчастное лицо Георга II, выглядывающего посмотреть на флюгер. Существует множество свидетельств о встрече с привидением обезглавленной Анной Болейн, несущей голову под мышкой. Так, согласно показаниям очевидцев жестоко казненная жена короля Генриха VIII была замечена в разных частях замка, чаще всего её встречали гулящей по парку крепости. Согласно легендам, долгое время по коридорам замка блуждало привидение убитого архиепископа Томаса Бекета. Считающийся самым старым призрак исчез только после того, как внук убийцы Генри III не построил часовню в стенах Тауэра.В крепости не раз были замечены и призраки детей — убитых 12-летнего короля Эдуарда V и его 9-летнего брата Ричарда. «Маленькие принцы», как их прозвали, облаченные в белые одеяния безмолвно взявшись за руку, гуляют по коридорам замка.

Ещё один знаменитый призрак — это мореплаватель-исследователь Уолтер Рэли, который был дважды заключен в тюрьму за участие в заговоре, последний раз закончился публичной казнью.Самым же устрашающим видением, по мнению очевидцев, является сцена казни графини Солсберийской — Маргарет Пол. Многие служители крепости утверждают, что данное зрелище можно наблюдать ежегодно в день казни — отчетливо виден образ графини и палача, слышны дикие крики, после обезглавливания все видения пропадают, наступает мертвая тишина.Любопытно, но в теме с привидениями никогда не была замечена главная башня Тауэра, однако и этому есть свое объяснение. Существует легенда, что во время строительства башни в XI веке для изгнания злых духов в жертву было принесено животное. В подтверждение этому во время проведения ремонтных работ в XIX веке в кладке стены был обнаружен скелет кота… Сколько ещё тайн хранит Лондонский Тауэр остается только догадываться, однако понятно, что совсем скоро не только откроются, но и подтвердятся очередные легенды главной королевской тюрьмы.

Церемония «Ключи Королевы»

 

Рис. 6

 

Хочется остановиться на очень удивительной церемонии, которую вот уже 700 лет проводят на территории Тауэра, которая называется «Ключи Королевы». Массивные стены, тусклый свет фонарей, гулко раздающиеся в тишине каблуки солдат, красные мундиры и медвежьи шапки. Это просто завораживающее зрелище. Ежедневно в 22.00 Хранитель ключей (рис 6) с фонарём в руках, одетый в одежду времён династии Тюдоров, выходит из башни Байворд. Навстречу ему идёт Охрана ключей, одетая в форму бифитеров. Охранники запирают основные ворота и идут под арку Кровавой башни. Хранитель ключей снимает шляпу и произносит: «Боже, храни королеву Елизавету». Все отвечают: «Аминь». После этого главный сторож несёт ключи в комендантскую комнату, где они хранятся до утра. Эта церемония ни разу не прерывалась за 700 лет своего существования.

История Петропавловской крепости

Петропавловская крепость (рис 7) — уникальный военный, исторический и архитектурный памятник, судьба которого тесно переплелась с судьбой всей России. Грозная Петропавловская крепость начинается с неожиданно трогательного символа: у волнолома дощатого Иоанновского моста на деревянном столбике присел бронзовый заяц, «спасающийся от наводнения». Так почтили память того легендарного зайца с острова Енисаари, который прыгнул на сапог царя Петра, тем самым указав место для будущей крепости. Она была заложена 16 (27) мая 1703 г. и предназначалась для защиты земель, отвоеванных в ходе Северной войны со Швецией. После взятия шведской крепости Ниеншанц Петр I с приближенными, объезжая острова невской дельты в поисках места для нового русского укрепления, обратил внимание на этот удобно расположенный остров. Согласно легенде, едва русские суда пристали к острову, над ним появилась царственная птица - орел. Приняв это за божье благословение, царь вышел на берег, вырезал заступом две полосы дерна, сложил их крестом и, как повествует сочинение анонимного автора XVIII в. «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга», «сделав крест из дерева и водружая в дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла...» Таким образом началось строительство крепости Санкт-Петербург.

Рис. 7

 

Крепость строили с большой поспешностью, опасаясь нападения шведов. Для ускорения дела царь и его приближенные сами руководили работами. Строилась она как образцовое фортификационное сооружение бастионной системы, и, как писали современники, «сам Его Величество сочинил чертеж оной крепости». В плане крепость представляет собой вытянутый шестиугольник с бастионами, пять из которых названы по имени сподвижников Петра, а один - Государевым. Профессиональное руководство осуществлял швейцарский архитектор и инженер Доменико Трезини, специально приглашенный Петром I.

Строили крепость русские солдаты, пленные шведы, крестьяне, согнанные по приказу царя со всех концов России, и даже каторжане, отбывавшие здесь свое наказание. Условия труда были тяжелыми, смертность от эпидемий, голода и холода была очень велика. Тем не менее работа не прекращалась ни на минуту.

Для своего времени Петропавловская крепость стала первоклассным образцом военно-инженерного искусства. При ее строительстве были использованы последние достижения западноевропейской фортификации. Высота ее стен - 9 м, толщина - около 20 м, со всех сторон ее окружает река. Главная крепостная ограда следовала береговой линии, не оставляя и клочка суши для высадки неприятельского десанта. Выдвинутый вперед бастион увеличивал зону боя. Ни один вражеский корабль не мог подойти к крепости на расстояние выстрела, а ее орудия контролировали невский фарватер. Прорытый внутри крепости канал давал ее защитникам неограниченный ресурс питьевой воды. С суши крепость защищал кронверк, образованный земляными насыпями и рвом. Крепостные стены сначала были тоже земляные, но уже в 1706 г. их начали перестраивать в камне.

Позднее, в царствование Екатерины, обращенные к Неве стены облицевали гранитом.

Правда, столь мощная крепость так ни разу и не приняла участия в реальных боевых действиях, поскольку благодаря построенной по приказу Петра I на острове Котлин другой крепости Кроншлот доступ к строящемуся городу вражеским кораблям был надежно закрыт.

Хотя Петропавловская крепость и возводилась прежде всего как оборонительное сооружение, однако изначально ее строительству придавался глубокий политический смысл: она должна была служить символом утверждения России на берегах Балтики и раскрывать ее новый статус великой морской державы. При Петре I в крепости размещались Сенат, казначейство, казармы, склады и даже аптека. Главным сооружением крепости стала церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.

После утраты своего военного назначения Петропавловская крепость превратилась в государственную политическую тюрьму и оставалась ею в течение двухсот лет. Камер-юнкер Берхгольц, посетивший Россию в петровские времена, писал: «Крепость Санкт-Петербург, где находится колокольня, построена у самой Невы и имеет несколько толстых и высоких бастионов, уставленных большим числом пушек... Она есть... род парижской Бастилии: в ней содержатся все государственные преступники и нередко исполняются тайные пытки. Многие пленные шведские офицеры содержались в казематах, находящихся там под валом. Она имеет своего особого коменданта, и туда ежедневно назначается большой караул от здешних полков».

Одним из первых узников крепости стал царевич Алексей - сын самого Петра I, подозреваемый в измене. Затем в разное время в тюремном заключении здесь находились декабристы, народники, революционеры, после революции -царские министры, генералы, члены Временного правительства, участники Кронштадтского мятежа, члены Временного правительства.

Петровские ворота Петровские ворота (рис 8), служили при Петре парадным входом в крепость. Они построены в виде триумфальной арки по проекту первого архитектора Петербурга швейцарца Доменико Трезини и считаются великолепным образцом петровского барокко. Кроме того, уникальность Петровских ворот в том, что это единственное дошедшее до нас триумфальное сооружение начала XVIII в.

Рис. 8

Сначала ворота были деревянными, затем их перестроили в камне. Их украшает деревянное резное панно на библейскую тему «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», в аллегорической форме прославляющее победу России над Швецией в Северной войне. Низвергаемый с небес злой волшебник Симон воспринимался современниками как карикатура на шведского короля Карла XII. Стоящие в боковых нишах ворот мифологические женские скульптуры олицетворяли военные и государственные таланты Петра I. Ну и, конечно, привлекает внимание огромный двуглавый орел, отлитый из свинца.

Кроме того, из равелина в крепость можно было пройти через потерну - потайной ход в Государев бастион внутри крепостных стен. Не так давно ее отремонтировали и открыли для туристов. В потерне довольно романтично, но несколько прохладно. Двор крепости и бастионы.

Проходя через Петровские ворота, толщина крепостной стены - более 20 м. Внутри ее находились двухэтажные камеры для орудий, казематы и связывавшие их лестницы и коридоры. За воротами слева виден Государев бастион с аппарелью для подъема пушек.

Внутри крепости находится ряд старинных построек. Справа - здание артиллерийского цейхгауза(склада обмундирования и снаряжения), слева - Инженерный дом, где находились мастерские и склады инженерной команды, занимавшейся строительными и ремонтными работами в крепости. Сейчас в Инженерном доме расположен Музей старого Петербурга. С другой стороны Инженерного дома находится детская интерактивная экспозиция «Улица времени», представляющая собой символическую улицу, застроенную домами разных эпох. Особенность этой выставки в том, что детям разрешается в прямом смысле слова прикоснуться к истории, подержать в руках старинные предметы и попробовать использовать их по назначению.

В Невской куртине, ведущей от Государева к Нарышкину бастиону, расположена мастерская старинных видов графики «Печатня». Находящиеся здесь старинные печатные станки - не только экспонаты, но и действующее оборудование мастерской.

Невские ворота - главный парадный вход в крепость со стороны реки - ведут на гранитную Комендантскую пристань, с которой открывается великолепный вид на Неву и ее противоположный берег. Отсюда каждую весну коменданты Петропавловской крепости открывали навигацию на Неве. Для этого существовал специальный торжественный ритуал. По выстрелу из пушки комендант крепости торжественно переправлялся через Неву и вручал царю серебряный кубок, наполненный невской водой. Царь выплескивал воду из кубка и наполнял его серебряными рублями. Тогда комендант выходил из Зимнего дворца и давал сигнал взмахом платка. Крепость отвечала пушечным выстрелом, и навигация открывалась.

Кроме того, от Комендантской пристани отправляли осужденных на смертную казнь узников крепости к местам исполнения приговора, отчего в XIX в. Невские ворота в народе назывались Воротами смерти. Под аркой Невских ворот находятся памятные доски с отметками уровней сильнейших наводнений.

Петропавловский собор

 

Рис. 9

 

Главное сооружение крепости - Петропавловский собор (рис 9), один из немногих в Петербурге хорошо сохранившихся памятников архитектуры начала XVIII в.

Когда в 1703 г. Петр решил заложить крепость, прежде всего он повелел построить на этом месте деревянную церковь в знак своего намерения. Через 10 лет по проекту приглашенного царем архитектора Трезини ее начали перестраивать в камне. Сперва Трезини предполагал работать на берегах Невы всего год, и то если «климат не будет зело жесток здравию его», но, начав эту работу, увлекся ею и проникся дерзкими петровскими замыслами. Вероятно, поэтому силуэт возводимого им собора получился похожим на готовый отплыть корабль с высокой мачтой и поднятыми парусами.

В первую очередь, по желанию царя возвели высокую колокольню со шпилем. Она была необходима Петру как смотровая площадка, откуда можно было бы увидеть приближение шведов. Кроме того, ее строительство имело и политический смысл - она должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России. Петр I лично нередко поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню и показывал им оттуда панораму строившегося города.

Шпиль колокольни увенчали фигурой ангела с крестом, парящего в вышине. Ангел над городом, по замыслу создателей, должен был оберегать новую российскую столицу от превратностей судьбы.

Постройка и отделка собора завершилась только к 1733 г. Петру не удалось дожить до этого знаменательного момента. В том году в День святых апостолов Петра и Павла (29 июня) на освящении собора присутствовала уже императрица Анна Иоанновна, которая, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», «принимала от всех иностранных и здешних министров и дам о том поздравительные комплименты».

Почти четверть века собор сохранял неизменным свой облик. Но в середине XVIII в. от молнии загорелся шпиль колокольни. Поэтому при постройке нового шпиля Екатерина II повелела устроить «электрический отвод отвращению удара и поления от молнии происходящего».

Если внешний облик собора достаточно прост и скромен, то его внутреннее убранство, напротив, отличается пышностью и торжественностью. Огромные окна, дающие много света, лепка, расписанные под мрамор массивные колонны, трофейные вражеские знамена - все это делает интерьер собора более похожим на богато украшенный парадный зал, чем на храм для молитвы. Под сводами находятся 18 картин на евангельские сюжеты - это тоже было новшество, до этого стены православных церквей украшали фресками. Картины доверили написать «иноземцу голландской земли» Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» - Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву. Деревянный позолоченный иконостас барочных форм, выполненный в Москве по рисунку архитектора Зарудного, также необычен. Он имеет форму пышной триумфальной арки и является своеобразным памятником в честь заключения Ништадтского мира. Иконостас насыщен множеством резных арок, скульптур, поднятых щитов и скрещенных мечей, напоминавших о ратных подвигах России в Северной войне. Он был привезен из Москвы в разобранном виде, в самом соборе собран и здесь же покрыт позолотой.

В центре - царские врата с фигурами апостолов, по обе стороны от них - скульптуры благого вестника архангела Гавриила с лилией в руках и покровителя воинства архангела Михаила с мечом. За вратами видна алтарная сень, поддерживаемая резными винтообразными колоннами. 43 иконы для иконостаса были созданы в Петербурге артелью московских художников.

Захоронения в соборе

Рис. 10

Мысль превратить собор в императорскую усыпальницу(рис 10) принадлежала самому Петру. Первую гробницу в еще деревянной Петропавловской церкви установили, когда умерла двухлетняя дочь царя Екатерина. Затем, еще до завершения строительства каменного храма, здесь были похоронены жена царевича Алексея кронпринцесса Шарлотта, сестра Петра I Мария и сам царевич Алексей, умерший в казематах крепости. Они похоронены у входа под лестницей на колокольню.

Не был достроен собор и к моменту смерти самого Петра в 1725 г. Под звон колоколов и пушечную стрельбу гроб с его набальзамированным телом перенесли по льду Невы из Зимнего дворца в Петропавловскую крепость. Здесь его временно поставили в «нарочно построенную внутри собора деревянную пристройку», обитую внутри черным сукном, где он и простоял целых шесть лет. После окончания строительства собора гроб был перенесен на выбранное императором еще при жизни место у иконостаса. Могила Петра самая правая в первом ряду, она отмечена бюстом царя, цветами и Андреевским военно-морским флагом. Рядом с ним похоронена его жена Екатерина I, пережившая мужа всего на два года. Третья в том же ряду - могила их дочери Елизаветы Петровны.

На протяжении двух столетий в соборе хоронили российских императоров и императриц, а также многих членов семьи Романовых. Каждого из них хоронили в отдельном склепе, первоначально отмечая место захоронения только мраморными плитами. Одинаковые беломраморные надгробия появились здесь позже. Надгробия коронованных особ украшены позолоченными двуглавыми орлами.

В соборе погребены все русские цари, начиная с Петра I до Николая II, за двумя исключениями. Юный Петр II умер и похоронен в Москве, а младенцем свергнутый с престола и заклюнный в Шлиссельбургской крепости внучатый племянник Анны Иоанновны Иоанн VI был убит стражей при попытке освобождения из места заключения и там же предан земле. Еще стоит отметить, что муж Екатерины Великой Петр III, убитый в результате дворцового переворота, первоначально был похоронен не здесь, а в Александро-Невской лавре. И только через 34 года, после смерти самой Екатерины, их сын Павел повелел перенести останки отца в Петропавловский собор и похоронить обоих родителей, при жизни не слишком-то жаловавших друг друга, рядом. Их могилы находятся за захоронениями Елизаветы и Екатерины I.

Места захоронения Александра II и его жены Марии Александровны отличаются от других. Над ними установлены массивные надгробия, сделанные из монолитов зеленой алтайской яшмы и розового уральского орлеца (родонита). Каждое весит порядка 5-6 тонн. Таким образом, в преддверии празднования 300-летия дома Романовых в 1913 г. была отдана дань этому царю, прославившемуся освобождением крестьян от крепостной зависимости, но, несмотря на это, павшему от рук террористов и считавшемуся поэтому еще и царем-мучеником.

В советское время в Петропавловском соборе уже никого не хоронили. В 1922 г. он стал музеем.

Напротив собора расположено здание Монетного двора - одного из старейших промышленных предприятий города, занимавшегося чеканкой монет, орденов и медалей. Он был переведен сюда из Москвы по указу Петра I в 1724 г. и до строительства специального здания занимал Трубецкой и Нарышкин бастионы.

Монетный двор

Монетный двор работает по сей день, так же, как и прежде, выпуская российские монеты, медали и наградные знаки. Изготовление этой продукции требует секретности, так что внутрь Монетного двора посетителей не пускают.

Политическая тюрьма

Через казематы Петропавловской крепости - главной российской политической тюрьмы - прошло огромное количество известных исторических личностей. Петропавловская крепость была построена как оборонительное сооружение, но она ни разу за свою историю не выполняла свои основные функции. На протяжении двух веков крепость служила политической тюрьмой. Первым здесь был заключен несчастный царевич Алексей, сын Петра I от его брака с Евдокией Лопухиной, обвиненный в «измене и предательстве». Вместе с ним в крепости находились бояре Кикин и Лопухин, князь Долгорукий, а вскоре доставили и сводную сестру Петра царевну Марию Алексеевну. Для расследования этого дела была создана Тайная канцелярия - политический застенок, наводивший ужас на Петербург и на всю страну. Казематы крепости заполнялись все новыми арестованными, под пытками у них вырывали признания.

Впоследствии в крепости побывали герцог Бирон и фельдмаршал Миних, так называемая «княжна Тараканова» и Артемий Волынский, Новиков и Радищев и многие другие. Сначала заключенные сидели в казематах бастионов и куртин, затем были построены специальные тюремные здания.

Трубецкой бастион, расположенный в юго-западном углу крепости, использовался как место заключения еще с XVIII в. Во второй половине XIX в. внутри его было выстроено специальное двухэтажное здание политической тюрьмы на 69 одиночных камер, вписанное в контуры бастиона.

Эта тюрьма и сейчас производит гнетущее впечатление своими холодными, мрачными и сырыми помещениями. Осужденные никогда не видели друг друга, их было запрещено посещать, многим не разрешали читать, писать и вообще заниматься чем бы то ни было. Коридоры были покрыты коврами, которые гасили звук шагов охранников. Благодаря этому тюремщики могли незаметно подкрадываться и через специальное отверстие в двери заглядывать в камеры, оставаясь незамеченными. Многие узники сходили с ума от полной тишины, бездействия и абсолютной изолированности от внешнего мира.

В тюрьме соблюдался режим особой секретности. Даже сами охранники не знали, кого они стерегут, - им не сообщались имена заключенных, которых они называли по номеру камеры. Иногда узники перестукивались друг с другом при помощи специального тюремного алфавита, напоминавшего азбуку Морзе. Пойманного за этим занятием жестоко наказывали - переводили в ледяной темный карцер, где держали на хлебе и воде.

Теперь в тюрьме музей, рассказывающий о ее многочисленных узниках и условиях их содержания. Можно увидеть одиночные камеры с железной кроватью, прибитым к стене столиком и зарешеченным окном и даже заглянуть в жуткий карцер. Среди заключенных тюрьмы Трубецкого бастиона был народоволец Андрей Желябов, известный анархист князь Кропоткин, революционерка Вера Фигнер, брат Владимира Ленина Александр Ульянов(после окончания следствия казненный за покушение на жизнь царя Александра III), писатель Максим Горький и многие другие известные личности.

В 1924 г. тюрьма окончательно перестала функционировать и была превращена в музей. Не так давно ее закрывали на довольно продолжительное время на реставрацию. Сейчас она вновь открыта для посещения, хотя после проведенного в ней «евроремонта» во многом утратила тот дух подлинности, который был свойственен ей прежде. С 1924 г. Петропавловская крепость стала музеем. Сейчас она объявлена историко-культурным заповедником, на ее территории находятся различные экспозиции и выставки Музея истории Петербурга.

Легенды

Петропавловская крепость согласно легендам расположена на древнем капище - места силы волхвов. Выбор местности для начала основания города был сделан Петром I неслучайно. Царь увидел орлов, кружащих над возвышенностью, и счел это добрым знаком. Петр принял судьбоносное решение, когда орлы сделали два круга над берегом.

Старинная крепость давно получила славу - "крепости привидений". По легенде, призраки пятерых декабристов, казненных летом 1826 года, бродят здесь по ночам. Очевидцы рассказывали о пяти бледных фигурах в белых развевающихся одеждах.

Церемония "Пушечный выстрел"

Каждый день ровно в полдень, сохраняя старинную петербургскую традицию, с Нарышкина бастиона раздается сигнальный выстрел из вестовой пушки. При Петре I пушка подавала сигнал к началу и прекращению работ в крепости, а также возвещала о подъеме уровня воды в Неве.

Сейчас горожане проверяют по выстрелу точность хода своих часов. По субботам, с мая по сентябрь, после полуденного выстрела на территории Нарышкина бастиона можно наблюдать развод почетного караула.

Сегодня на Заячьем острове расположены Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный монетный двор, Музей космонавтики и ракетной техники, Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница, также работают выставки. Здесь хранятся символические ключи от города, изготовленные по приказу Екатерины II.

Заключение

В своей исследовательской работе я попытался узнать как можно больше информации о Лондонском Тауэре и Петропавловской крепости, о их тайнах и легендах. И пришел к выводу, что англичане и русский народ очень берегут свои древние традиции и обычаи, как бы подтверждая, что история является великой и имеет глубокие корни.

Результатом исследования стала работа, в которой я проследил историю основания Лондонского Тауэра, и Петропавловской крепости, и пришел к выводу, что эти достопримечательности до сих пор являются величественными и представляют огромный интерес в современную эпоху как центр музейного искусства и туризма.

Замок Тауэр и Петропавловская крепость имеют общие сходства. Эти сооружения построены с целью оборонительной защиты от захватчиков, никогда таковыми не являясь; имеют свои символы у Тауэра –это чёрные вороны, а у Петропавловской крепости –это Петропавловский собор, так же есть свои церемонии: у Тауэра «Ключи Королевы», у Петропавловской крепости «Пушечный выстрел». Оба сооружения являются историческими памятниками культуры и до сих пор принимают туристов различных стран.

Я провел исследование в виде анкетирования среди учащихся 7-11 классов на предмет знания о таких достопримечательностях как: Тауэр и Петропавловская крепость. Собрав результаты анкетирования, я создал диаграмму (рис 11), (рис 12), в которой можно проследить знания учащихся 7-11 классов об этих достопримечательностях.

Рис. 11

Кто являлись основателями Тауэра и Петропавловской крепости?

Рис. 12

И выявил что, учащиеся знают о таких достопримечательностях, но не все учащиеся знают, кто являлся основателем сооружений, а также с какой целью были построены эти сооружения. Можно сделать вывод о том, что мы подрастающее поколение интересуемся различными культурными ценностями, как в России, так и за рубежом. Итак, подведя итоги, я сделал вывод, что такие великие сооружения как: Петропавловская крепость и Лондонский Тауэр являются огромной ценностью не только среди взрослого поколения, но и среди молодежи.

Гипотеза о том, что история Тауэра и Петропавловской крепости похожа и тесно связана с историей страны; а также оба памятника хранят традиции своего времени, подтвердилась.

Список использованной литературы

I. Книжные издания:

  1. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Том 5«Искусство» под редакцией Д.Д. Норвич., М., «Инфа-М», 2001 г.

  2. Шебер У. Замки и дворцы Европы.

  3. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.

  4. Энциклопедия «Большая детская энциклопедия». Искусство. М., 2001г.

  5. Васильева Е, Пернатьев Ю. 100 знаменитых памятников архитектуры. Харьков, 2005 г.

II.Интернет ресурсы:

1. http://www.allcastles.ru/

2. http://en.wikipedia.org

Просмотров работы: 1848