ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЕСЕН

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЕСЕН

Шапшалова Д.А. 1
1МБОУ СШ№137
Минченко К.В. 1
1МБОУ СШ№137
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Краткая аннотация Данная работа посвящена исследованию влияния музыки на эффективность изучения английского языка. В ходе нашей работы мы проводили ряд экспериментов, которые способствовали выявлению продуктивности использования данного метода в освоении иностранного языка. Введение

Актуальность

Я уверена, что большинство людей любят слушать музыку, особенно в школьном и студенческом возрасте. Ведь хорошая песня улучшает настроение и помогает расслабиться или, наоборот, зарядиться энергией! Да и давно уже известно, что прослушивание хорошей музыки — очень полезно для души! Она делает нас немного счастливее в этой жизни! Если вам нравится слушать песни на английском языке, то почему бы не использовать их для развития своего английского? Песенная лирика содержит сюжет, речевые обороты, словарный состав, грамматические структуры, которые мы можем употреблять в разговоре.

Что касательно моей возрастной категории и моих одноклассников, то еще не многие из нас определились с выбором своей будущей профессии, поэтому они не могут с уверенностью сказать понадобится ли им английский язык. Но уже сейчас они могут восполнить свои пробелы в знаниях и улучшить языковые навыки с минимальными временными затратами.

Проблема

Многие ребята, изучающие английский язык, вынуждены тратить большое количество времени на то чтобы выучить сложные грамматические конструкции и понять, где их необходимо употреблять. А другие и вовсе из-за этого теряют интерес к изучению языков. Поэтому необходимо найти способ достаточно приемлемый для различных возрастных категорий, с помощью которого удастся улучшить языковые навыки.

Описание работы

Цель

Выявление эффективности изучения грамматических конструкций посредством прослушивания песен на английском языке.

Задачи

  • Подобрать песни на английском разных жанров, в которых достаточно ярко слышатся грамматические конструкции.

  • Проанализировать и систематизировать тексты.

  • Поставить эксперимент.

  • Обобщить полученные результаты.

Распространенные мифы

Для начала я бы хотела развеять несколько мифов об изучении английского языка по песням. Вот они:

  1. Учить английский по песням очень просто, и я даже не должен ничего делать! Я могу просто слушать музыку так часто, как это возможно, и мой английский станет намного лучше!

Необходимо помнить, что любая работа над развитием английского языка требует времени и приложения усилий с нашей стороны! Слушать английские песни несложно, это правда, но изучать английский язык по песням — это то же самое, что и работать с учебником, аудио подкастом, фильмом на английском и т.д. Если ученик действительно хочет извлечь пользу от прослушивания музыки на английском, то ему необходимо выделять время и подходить к процессу ответственно и правильно. Конечно, красивая мелодия является весьма яркой и впечатляющей для сознания человека, поэтому, если мелодия нам понравилась, мы невольно начинаем вслушиваться в слова, стремимся понять смысл песни, и через несколько прослушиваний мы без труда воспроизводим текст песни. Надо отметить, что феномен этот касается только песен на родном нам языке. Если же, изучая английский язык, скачать несколько приятных, но совершенно незнакомых и непонятных песен и день за днем напевать их, то эффекта не будет. Метод изучения английского при помощи песен будет эффективен лишь тогда, когда мы знаем, о чем в них поется. Вторым немаловажным моментом, является то, что человеческое ухо настроено различать лишь знакомые звуки. Все остальное сливается в неопределенный привычный фон, сопровождающий нас в жизни. Поэтому изучать иностранный язык посредством песен, помимо прослушивания аудиозаписей желательно иметь перед глазами текст английской песни, а также ее перевод, а пассивное прослушивание песен полезно лишь частично, и настоящих результатов оно никогда не принесет.

  1. Любые песни развивают мой английский!

Песни для изучения английского лучше выбирать от британских или других исполнителей, для которых этот язык является родным. Носитель английского с большой вероятностью будет иметь правильный акцент и произношение, что не всегда можно сказать о музыкантах из других стран. Если же ваш уровень уже настолько высок, что позволяет почувствовать отклонения от произносительной нормы британского или американского английского, прослушивание музыки может стать для вас источником интересных наблюдений за особенностями произношения конкретного человека. Важно знать и то, что далеко не всякая песня подойдет для правильного изучения английского языка. В текстах многих современных англоязычных песен, особенно исполняемых в стиле рэп, в огромном количестве присутствуют сленговые слова и обороты, а также иногда в текстах песен встречаются серьёзные отклонения от правил грамматики. Для обогащения вашего словарного запаса, необходима обычная повседневная речь, поэтому для обучения нужно выбирать песни из таких направлений, как Блюз, Джаз, Кантри и Фолк. Но эти жанры не слишком популярны среди современной молодежи. Согласитесь, что песни для эффективного обучения английскому должны нравиться, в первую очередь, тому, кто изучает язык. Как же поступить в этом случае? Выход есть: предоставьте право выбора вашему преподавателю, и, коль скоро, из вышеперечисленных жанров вам ничего не понравится, преподаватель сможет выбрать из более близких вам направлений (R&B, поп, рэп) оптимально подходящие для изучения языка песни, в которых не будет грубых грамматических ошибок и ненормативной лексики. В крайнем случае, педагог сможет объяснить вам значение некоторых слов и фраз, которые не стоит использовать в повседневной речи.

Теоретическое обоснование

Как прослушивание английских песен развивает английский.

  1. Прослушивание композиций со зрительной опорой на лирику – прекрасный способ проследить за произношением, узнать звучание тех или иных слов, научится воспринимать слитную речь. Читая тексты песен, вы развиваете свой словарный запас. Хорошие песни содержат очень много полезных слов и фраз, которые вы могли бы использовать в повседневном разговоре. На первых порах ученикам придется прочитывать текст не один раз, вследствие чего машинально будет запоминаться и написание слов, что способствует улучшении и грамматики.

  2. Слушая песню и подпевая (желательно вслух), вы развиваете свой разговорный навык. Это очень естественный и приятный процесс развития вашей речи на английском языке. Со временем вы увидите, что стали быстрее реагировать на вопросы собеседников и начали меньше задумываться над тем, что хотели бы сказать. Вы учитесь думать на английском языке.

  3. Воспринимать текст, даже не смотря перевод песен с английского языка, часто помогают видеоклипы, которые, во-первых, добавляют соответствующую тексту картинку, а, во-вторых, в них часто присутствует сам поющий исполнитель. Как известно, видео гораздо проще воспринимать, чем аудиодорожку, потому что можно следить за жестикуляцией и артикуляцией говорящего или в нашем случае поющего человека.

  4. Безусловно, развивается ваш слуховой навык, и вы начинаете лучше понимать английскую речь. Наибольший прогресс навыка аудирования будет заметен только при условии, что вы будете, несмотря на зачастую быстрый темп певца, вслушиваться в каждое слово и стараться уловить смысл композиции, а не просто наслаждаться мелодией и ритмом. В песнях обычно быстрый темп речи, вслушиваясь в нее, стараясь различить слова и фразы, мы улучшаем восприятие иностранной речи. Когда мы слушаем незнакомый текст, наш мозг получает новую информацию, образуются новые нейронные связи, которые можно сравнить с «мостиками». Если вы прослушали текст один раз, в голове образовались такие «мостики», но они еще хрупкие и непрочные. По мере дополнительного прослушивания одного и того же текста, «мостики» становятся крепче, а сам текст уже не пугает своей сложностью. Именно поэтому мы решили оставить для нашего эксперимента только по 3 песни для каждой группы, чтобы текст усваивался лучше.

Эксперимент

  1. Ученики были разделены на три группы по возрасту: 11-12лет, 14-15лет, 17-18лет. Они с преподавателем выбрали из песен, которые они слушают наиболее подходящие для наших целей. Нашли тексты к этим песням и их переводы. Разобрали конструкции, на которых в процессе обучения им необходимо будут с концентрировать свое внимание..

  2. Я и мой руководитель, опираясь на грамматические конструкции в текстах этих песен, составили тесты, с помощью которых мы смогли бы определить уровень знаний материала участвующих в эксперименте учеников. Задания теста были разделены на часть «А» и часть «В». Задания первого раздела включают предложения, в которые из предложенных вариантов ответов нужно вставить слова. Во вторую часть мы поместили строчки из песен с перепутанным порядком слов, который учащимся необходимо было восстановить. Тестирование было проведено в первый раз до начала эксперимента.

  3. После ученики в течение двух недель по 30 минут ежедневно прослушивали композиции, внимательно прочитывая текст, также обращая особое внимание на грамматические конструкции, и обязательно учили незнакомые слова. Следующие две недели им достаточно было прослушивать песни, подпевать и уже самостоятельно переводить текст.

  4. По окончании эксперимента мы еще раз провели этот же тест. Его результаты мы отразили в диаграмме:

Слева снизу вверх написано среднее количество баллов полученных группой учеников в результате тестирования. Колонки белого цвета отражают итоги, получившиеся до того как мы провели эксперимент. Итоговый результат второго тестирования, проведенного по окончании эксперимента, показывает черная колонка. Под каждой порой столбиков на диаграмме подписана возрастная группа учеников.

Грамматические конструкции в песнях

Проанализировав несколько текстов песен, мы выявили, что в основном в песнях встречаются временные конструкции. Например, в песни Armine van Buren feat Christian Burns – «This Light Be» строки «Keeps me breathing to the storm» , «But sometimes we fall to pieces», «Don't waste another moment» демонстрируют ученикам разные варианты употребления простого настоящего времени (Present Simple). Это время мы очень часто употребляем в своей речи, так что некоторые строки из песен вполне можно использовать как готовые фразы. В этой же песни мы видим конструкции простого прошедшего времени (Past Simple): «You and me were just believers», «We're saved around the ground». Для изучения этой же темы прекрасно подойдут песни «Come back to Texas» и «Photo», так как их тексты насыщены подобными структурами: «She said she needed a break», «she went to Cleveland», «This is where I grew up», «I think the present owner fixed it up», «I found the photo of the friend».Также мы также обнаружили, что не редко в композициях встречаются такие времена как настоящее совершенное (Present Perfect) и прошедшее совершенное (Past Perfect). Например «I must’ve done it half a dozen times», «I had hoped you'd see my face». Времена группы Perfect являются одними из наиболее трудных для изучения, ведь их порой так легко перепутать друг с другом, поэтому слушать песни с ними вдвойне полезно. Кроме того, как мы заметили, будущее время (Future Simple) является редкостью для большинства композиций, но в тексте песни «A Thousand Years» нам встретилось именно данное время: «I'll love you for a thousand more», «I will be brave», «I will not let anything».

Список исполнителей и песен

Для ребят 11-12 лет были выбраны следующие песни:

  • Armine van Buuren feat Christian Burns – «This Light Be»

  • Bowling for soup - «Come back to Texas».

  • Taylor Swift –« I Knew You Were Trouble»

Ученики постарше 14-15 лет выбрали такие композиции:

  • Nickelback – «If everyone cared»

  • Christina Perri – «A Thousand Years»

  • Wake up call - «Maroon 5»

А для группы ребят 17-18 лет были найдены такие песни:

  • Adele – «Some like you»

  • Poul McCartney – «Queenie eye»

  • Nickelback – «Photo»

Заключение

В ходе нашего исследования нами было установлено, что метод изучения английского посредствам прослушивания музыки эффективен для ребят со средним и высоким уровнем знания языка. У них достаточно опыта и хороший словарный запас, поэтому этот метод закрепляет и обогащает знания этих ребят на практике. Однако учащимся с базовыми знаниями не следует применять этот метод как основной, потому что в песнях, как правило, совмещаются различные правила и большое количество не известных для новичка слов, оборотов речи, сленга, сокращений и жаргонизмов, поэтому такой объем информации плохо ими усваивается.

Безусловно, английский через песни невозможно выучить в совершенстве. Тем не менее, это хорошая помощь в обучении, особенно для молодежи.

Литература

  • Enjoy English, об успешном изучении английского и саморазвитии - http://enjoyenglish-blog.com/pesni-na-anglijskom/kak-uchit-anglijskij-po-pesnyam.html

  • Listening. Как улучшить навык восприятия на слух - http://engsuccess.ru/listening/

  • Изучение английского через музыку. - http://onlineteachersuk.com/blog/izuchenie-anglijskogo-cherez-muziku/

  • Развитие разговорной английской речи при помощи аудирования. - http://preply.com/blog/2014/08/19/razvivaem-navyki-razgovornoj-rechi-na-anglijskom-yazyke-pri-pomoshi-audirovaniya/

  • Поём а английском! http://www.live-english.com.ua/rus/articles/poem-na-anglijskom.html

16

Просмотров работы: 4370