КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ СВОЕЙ ПАМЯТИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ АНГЛИЙСКИХ СЛОВ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ СВОЕЙ ПАМЯТИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ АНГЛИЙСКИХ СЛОВ

Шаяхметов А.Р. 1
1МАОУ Школа № 130, г. Уфа
Фаррахова И.В. 1
1МАОУ Школа № 130
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Моя мама свободно разговаривает на английском языке. Слушая ее беседы, я понимаю, что для такого же результата мне необходимо знать много английских слов. Но как их запомнить?

Я обратился к родителям с вопросом как быстро можно запомнить много новых иностранных слов. И мы решили разобраться в этом вопросе и подобрать для меня лучшие упражнения для запоминания английских слов.

Мы изучаем иностранные языки, а в основном английский, начиная с детского сада, поэтому изучение способностей нашей памяти и различных способов запоминания иностранных слов является актуальной темой. Учителя и репетиторы, которые преподают английский язык, изучая возможности памяти своих учеников, пытаются подобрать для них оптимальные упражнения для запоминания большего числа слов, так как именно лексический запас влияет на возможность человека чувствовать себя комфортно в чужой стране или встречать гостей-иностранцев у себя дома.

Цель работы: изучить виды памяти, как работает память у детей и подобрать упражнения, которые подходят мне для наиболее качественного запоминания английских слов.

Гипотеза: дети легче запоминают слова, которые они употребляют в своей повседневной жизни, слова, которые выделяются шрифтом в тексте, прикреплены к картинке или слова предлагаются для изучения в группе, например, «Школа», «Город», «Путешествие» и так далее.

Исследование:

1. Мы изучили работы специалистов в области психологии касательно структуры памяти человека и методов запоминания информации.

2. Провели эксперименты с учениками моего класса, которые изучают английский язык, чтобы выявить какие способы представления информации наиболее способствуют запоминанию этой информации.

3. После изучения всех материалов, подведения итогов наших экспериментов подобрали способ наиболее быстрого и продуктивного запоминания новых английских слов для меня.

Все исследовательские работы проводились в период с 15 октября 2016 года по 25 ноября 2016 года.

В результате проведенных исследований мы пришли к выводу: наша гипотеза оказалась верной. Легче всего и на долгий период ребята запомнили сгруппированные слова, слова, которые они употребляют в повседневной жизни. Плохой результат мы получили по группе слов из «взрослой» жизни и им тяжело было запомнить, в силу развития памяти, слова которые произносились вслух, без закрепления на экране.

Я для себя определил следующие критерии, которые будут способствовать более быстрому и качественному запоминанию слов:

  1. Слова должны быть сгруппированы и сопровождаться картинками.

  2. Я должен записывать дополнительно слова в свой словарь, так как включается еще механическая память, то есть я запоминаю слова в формате «5 D».

Глава 1. Память: что это и как она работает.

Память – это когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. Это единый процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации. Памятью обладают не только люди и животные, но и их сообщества, а также технические устройства. Широта спектра использования понятия "память" требует от нас, прежде всего, выделения специфических признаков, которыми характеризуется память как психическая функция, как свойство психики. [1]

Сейчас память является наиболее изученной способностью человека. Многие специалисты изучают ее и выдвигают определения памяти, ее видов и их характеристики.

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями [2]:

  1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

- двигательная – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.

- эмоциональная – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

- образная – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Такая память особенно развита у людей «художественных» профессий.

- словесно – логическая – содержанием такой памяти являются мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

  1. По характеру целей деятельности:

- непроизвольная – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

- произвольная – запоминание и воспроизведение, при котором ставится цель что-то запомнить.

  1. По продолжительности закрепления и сохранения материала:

- Кратковременная

- Долговременная

- Оперативная.

Р.С. Немов дает такую классификацию памяти по времени сохранения материала [3]:

  1. Мгновенная – связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.

  2. Кратковременная – представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20.

  3. Оперативная - память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

  4. Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

  5. Генетическая – такая память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

В современной возрастной психологии, практикой образования принято младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет.

А.А. Смирнов отмечает, что, как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. [4]

С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших школьников более развита наглядно-образная память (конкретные сведения, события, лица, предметы, факты). Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития более сложных форм словесно-логической памяти (определения, описания, объяснения). [5]

Л.С. Выготский указывает нам на то, что у младших школьников увеличивается объем памяти. Но сам процесс развития памяти происходит неравномерно. [6]

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

По П.И. Зинченко память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно. [7]

Память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Все виды памяти необходимы и взаимосвязаны. Чтобы развить память, ее надо развивать. Только тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизводя запомненное ранее и вновь запоминая, можно свою память совершенствовать. [8]

Глава 2. Как запоминают дети младшего школьного возраста: эксперименты и их результаты.

В моих экспериментах участвовало 19 детей из моего класса. Мы провели 7 экспериментов и зафиксировали полученные результаты.

Я объявил одноклассникам, что прошу их помощи в очередной раз для проведения экспериментов для моей научной работы. В тот раз мы решили придумать дополнительную мотивацию и внести соревновательный настрой, чтобы активировать их скрытые резервы памяти. Мы объявили сладкие награды тем, кто запомнит больше всего слов в первый день эксперимента, первое и второе место, а также первое место в эксперименте, который мы провели через одну неделю. По нашему мнению, этот факт заинтересовал ребят, и они охотно приступили к выполнению моих заданий.

Эксперимент № 1.

Ребята должны были в течение одной минуты запомнить 10 слов на английском языке, которые я предложил им на экране. Слова подбирались совершенно случайно, без общей тематики.

Этим экспериментом я хотел проверить гипотезу, что основная часть младших школьников воспринимает информацию визуально, детям легче запомнить эти слова, если они видят их написанными.

Результат был для нас ожидаем, и основная часть, 12 ребят из 19 запомнили большое количество слов (более половины из предложенных).

Мы думаем, что это произошло потому, что испытуемые не знали, что экспериментов будет много и сосредоточили все свои усилия на этом задании, особенно, когда узнали, что победители получат приз. И это мы видим из представленной диаграммы.

Эксперимент № 2.

Во втором задании я предложил ребятам запомнить в течение 1 минуты слова из группы «Город». Мы решили проверить одну из наших гипотез, что слова, которые объединены в группы легче запоминаются.

При объявлении задания мы сказали, что эти слова привязаны к группе «Город», тем самым дали «зацепку» для их памяти. И в результате 11 ребят из 19 запомнили более половины из предложенных слов, при этом 6 из них запомнили все предложенные слова из списка.

На диаграмме мы видим хорошие результаты. Такие результаты получились благодаря тому, что память ребенка настроилась на запоминание определенных слов, которые принадлежат одной группе. Им легче запомнить эти слова на русском языке, они употребляют эти слова в своей повседневной жизни и, поэтому им легче запомнить их на английском языке.

Эксперимент № 3.

Усложняем задачу. Слова ребятам диктуются на слух, на английском языке с переводом, без группировки и без демонстрации на экране (слова читаются два раза, медленно), они должны расслышать эти слова, запомнить и записать все, что запомнили.

Результат эксперимента мы видим на диаграмме, приведённой ниже. В результате данного исследования видно, что большая часть, 12 ребят из 19, не запомнили и половины слов из предложенных запомнить «на слух». При этом, на основании полученных данных выяснилось, что девочки, в среднем запомнили «на слух» на 4,5% меньше слов, чем мальчики.

Эксперимент № 4.

Ребятам предлагается запомнить слова из группы «Канцелярские товары», слова сопровождаются яркими картинками, представленными на экране. Согласно нашей гипотезе, слова, к которым прилагаются картинки, легче запоминаются.

На диаграмме мы видим гораздо лучшие результаты памяти, чем после эксперимента с запоминанием слов «на слух». Что и подтверждает одну из гипотез, что информация лучше запоминается через визуальное восприятие, чем на слух. Картинки являются хорошими помощниками для запоминания новых слов.

Эксперимент № 5.

Здесь ребятам предлагается группа слов без особой связки друг с другом, но некоторые слова мы выделили красным цветом или жирным шрифтом.

Согласно полученным данным, этот способ оказался наиболее эффективным по отношению к предыдущим. При использовании данного способа, ребята запомнили большее количество слов из предложенных. Основные слова, которые они вспомнили, были именно выделенные слова жирным шрифтом и красным цветом. При том что предложенные слова не были из слов определённой группы.

Эксперимент № 6.

В данном эксперименте предлагается запомнить слова, которые дети не употребляют в повседневной жизни, слова «взрослых». Наша гипотеза, что дети лучше запоминают слова из своей повседневной жизни.

Данный эксперимент показал, что детям сложнее запоминать новые слова из списка слов, которыми в большей степени пользуются взрослые и не употребляемыми или очень редко употребляемые детьми в повседневной жизни. Детям легче запоминать слова, которыми они чаще всего пользуются.

Эксперимент № 7.

Через одну неделю я снова попросил ребят помочь мне в моей научной работе и без предварительной подготовки и повторения слов прошлых экспериментов, я попросил их записать слова на английском языке с переводом на русский, все слова, которые у них получилось запомнить из прошлых экспериментов.

Согласно полученным данным мы видим, что через неделю, большинство ребят вспомнили крайне мало (13,4%) слов из предлагаемых для запоминания в ходе 6 экспериментов. Как утверждают сами ребята, они плохо запомнили слова, так как у них не было цели запоминать изученные слова надолго. Большинство слов, которые они вспомнили и записали, были слова со слайдов с картинками и слайда со словами, выделенных жирным шрифтом и красным цветом. При этом среднее количество слов, которые вспомнили мальчики было на 113% больше слов, которые вспомнили девочки. Отсюда можно сделать вывод, что у мальчиков моего класса, память более долгосрочная, чем у девочек, именно поэтому, я, будучи мальчиком, могу рассчитывать на то, что у меня получится не только запомнить, но и надолго сохранить в памяти новые заученные английские слова.

Итоговые результаты экспериментов:

  1. Самая низкая эффективность запоминания «на слух» = 35%

  2. Самая высокая эффективность при «выделении шрифтами» = 65%

  3. Второе место по эффективности «соревнование за приз» = 64%

  4. Второе место (без приза) с «привязкой слов к группе» = 63%

  5. На третьем месте - слова «с картинками» = 61%

  6. Мальчики лучше запомнили, чем девочки на % (1 – соревнование за приз = 25% / 2 – выделение шрифтами = 13% / 3 – слова на слух = 4,5%)

  7. Девочки лучше мальчиков запомнили на % (1 – слова группы = 2,1% 2 – слова с картинками = 6,8% / 3 – «взрослые» слова = 11,6%)

  8. Через неделю, память мальчиков была выше памяти девочек на = 113%

Заключение

Память человека – это инструмент, который развивается постепенно, по мере психического развития человека. У меня хорошая память от природы – я легко запоминаю стихи, правила, слова. Но память необходимо развивать, чтобы ее объемы увеличивались, и я мог запоминать большее количество информации, так как нагрузка на мою память растет с каждым годом в школе. Также меня интересуют и другие языки, например, испанский и китайский.

Исходя из изученных работ психологов и моих собственных исследований, я пришёл к выводу, что для наиболее эффективного запоминания новых английских слов мне стоит использовать способ с выделением определённых слов отдельными шрифтами и цветами, а также изучение новых слов, объединяя их в определённые группы по значению. Мне следует вести свой словарик иностранных слов, чтобы запоминать слова еще прочнее, закрепляя их мышечной памятью.

Список использованных источников и литературы

  1. Кукушин, В.С. Общие основы педагогики [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / В.С. Кукушин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. – 224с. (Серия «Педагогическое образование»).

  2. Петровский, А. В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с.

  3. Немов, С.Р. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.

  4. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1999. - 221 с.

  5. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед учеб. заведений: В 3 кн. - Кн 2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.

  6. Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.

  7. Немов, С.Р. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.

  8. Познавательные психические процессы [Текст]: книга для психологов и читателей, интересующихся проблемами психологии хрестоматия / Сост. А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 480 с.

19

Просмотров работы: 2702