Антибиотики – мощное оружие

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Антибиотики – мощное оружие

Шевченко Н.С. 1
1МБОУ СОШ №31
Суслопарова Н.В. 1
1МБОУ СОШ №31
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение: Антибиотик. Почти каждому из нас знакомо это слово, возможно, многие даже принимали этот препарат, но далеко не все знают, что в одних руках это вещество может стать чудодейственным лекарством, а в других – мощным и опасным оружием. Давайте разберёмся с этим более подробно.

Актуальность: В современном мире очень сложно прожить без антибиотиков, многие болезни заставляют нас обращаться к этим тяжёлым препаратам. С каждым днём появляется всё больше и больше антибиотиков, а значит каждому из нас стоит пополнить знания в сфере медицины и фармацевтики, чтобы правильно применять лекарственный препарат.

Гипотеза: В одних руках антибиотик может являться чудодейственным средством, а в других мощным и опасным оружием.

Цель: расширить знания об антибиотиках.

Задачи:

1. дать точное и понятное определение антибиотикам;

2. изучить и рассмотреть виды антибиотиков;

3. проанализировать действие антибиотика на организм человека (выявить все плюсы и минусы);

4. изучить как некоторые химические или физические воздействия влияют на антибиотики;

5. экспериментально доказать содержание природных антибиотиков в растениях;

6. на основе изученного материала сделать презентацию и буклет.

Антибиотики и их появление

Антибиотики – это химические соединения биологического происхождения, оказывающие повреждающее или губительное действие на микроорганизмы в очень низких концентрациях по принципу антибиоза.

Антибиоз – это вид биотической связи, когда обе взаимодействующие популяции оказывают отрицательное влияние друг на друга.

Доказательство биологического происхождения

Продуценты

Полученные вещества (антибиотики)

Грибы

Пенициллин, фузидин

Растения

иманин, фитонциды, рафанин

Бактерии

полимиксин, грамицидин, тетрациклины

Лишайники

усниновая кислота

Животные

лизоцим, эритрин

В основу производства антибиотиков лёг принцип антибиоза, впервые его удалось обнаружить А. Флемингу в 1928г. Во время исследования стафилококков учёный случайно допустил попадание спор гриба Пенициллиум нотатум в одну из чашечек с бактериями. В результате воздействия грибных спор, стафилококки начали утрачивать свои жизненные способности и погибли. Это был первый шаг к обнаружению антибиотика. Конечно, раньше такого слова и вовсе не существовало, только в 1952г. Л. Пастером был придуман термин «антибиос», что означало – «жизнь против жизни».

В 1938г. Г. Флори и Э. Чейну удалось выделить пенициллин. А в 1942 году, вовремя войны, советский микробиолог З. В. Ермольева не только выделила, но и запустила производство первого в СССР антибиотика – пенициллина.

Для XX века воспроизведение чудотворного средства против ряда тяжелейших инфекционных заболеваний (брюшной тиф, туберкулёз, скарлатина и т.п.) было чудом, так как увеличилась средняя продолжительность жизни, меньше людей стало умирать от болезней. Можно добавить ещё и то, что многие попрощались с антисанитарией.

Влияние антибиотиков на современное общество

Развитие антибиотиков шло полным ходом, учёные выводили новые разновидности, совершенствовали былые группы препарата, добавляли вспомогательные компоненты, разрабатывали курсы терапий к разным заболеваниям. Все на тот момент видели только положительные стороны антибиотиков.

Спустя столетие люди начали замечать и плохие стороны антибиотиков, когда за год погибло примерно 20 тыс. человек. Конечно, не сами антибиотики являлись тому виной, а незнание человека в правильности приёма данного препарата.

В процессе работы нам удалось ответить на вопросы, которые задавали одноклассники, родители и знакомые про способы применения антибиотиков, их положительные и отрицательные стороны. Данные мы представили в виде характеристики и занесли их в буклет (продукт).

Особенности антибиотиков:

  • Действуют на бактерии и не действуют на вирусы (отличаются по строению: не представляют собой клетку);

  • Блокируют развитие клеточных стенок и не дают синтезировать белок в бактериях, таким образом подавляют их жизнедеятельность и помогают человеку выздороветь;

  • существует множество разновидностей, каждый от определённого типа бактерий (грамположительных, грамотрицательных);

  • способны вызывать мутации, отрицательно влиять на организм (побочные действия), изменять состав крови;

  • существует 2 основных способа применения: пероральный – через рот, парентеральный – внутривенно или внутримышечно;

  • возможно применение при гриппе, если заболевание сопровождается бактериальными инфекциями (пневмония, гайморит, отит и др.);

  • не рекомендуется применять при беременности и лактации.

Плюсы и минусы антибиотиков

Плюсы

Минусы

- Высокая биологическая активность, быстрый терапевтический эффект при тяжёлых инфекциях;

- множество видов, каждый от определённого типа заболеваний;

- выпускается отдельно для детей и взрослых;

- использование в продуктах питания для продления срока годности.

- Возможное возникновение побочных действий: дисбактериоз, аллергия, поражение тканей печени и почек, гастрит и др.;

- развитие устойчивости микробов к действию антибиотика;

- угнетение иммунитета;

- изменение биохимического состава крови;

- использование в продуктах питания для продления срока годности.

Почему использование антибиотиков в продуктах питания является как плюсом, так и минусом? Принимая пищу, содержащую антибиотики, человек получает определённую дозу активного вещества. Если такой человек заболеет пневмонией или другой бактериальной инфекцией и будет пить антибиотики, то, возможно, они не помогут, так как в организм до этого уже попадал подобный препарат, и у бактерий к нему развилась устойчивость. Нерациональное использование антибиотиков – основная проблема современного общества. С этого и появляются мутации и новые заболевания, более сильные и более устойчивые. Именно поэтому антибиотики называют мощным и опасным оружием.

Варка мяса и кипячение молока могут уменьшить концентрацию содержащихся в них антибиотиков? При термической обработке действие антибиотика утрачивается на 20-25%.

Можно ли как-то обезопасить себя от покупки молока с добавлением антибиотиков? Есть два способа проверить продукт на наличие препарата. Первый – принести в лабораторию. Второй – добавить в молоко ложку сметаны и оставить при комнатной температуре, через некоторое время молоко начнёт превращаться в простоквашу.

Альтернативный метод

Далеко не многие знают о том, что обычные растения могут содержать куда больше антибиотика, чем препараты, которые мы обычно приобретаем в аптеке. Рассмотрим чеснок. Учёный Л. Пастер установил, что 1 миллилитр чесночного сока имеет силу 60 миллиграмм пенициллина. Это происходит благодаря тому, что в состав чеснока входит эфирное масло, которое содержит антибиотик аллицин (дипропинилтиосульфат). Оно представляет собой маслянистую жидкость, которая плохо растворяется в воде, но хорошо растворяется в спирте и эфире.

Не только чеснок и лук способны бороться с бактериями, но так же многие хвойные (пихта, ель, кедр) и декоративные растения (фикус, герань). Часто из них выделяют эфирные масла, которые как раз и содержат активные вещества против анаэробных бактерий (стафилококки, стрептококки).

Эксперимент «Чеснок – мощный антибиотик»

Цель: Выявление антибиотика аллицина в соке чеснока.

Ход: Взять 2 пробирки, добавить в каждую сок чеснока. В одну из пробирок налить 1% раствор хлорида бария, в другую – 1% раствор нитрата серебра.

Итог: В результате добавления 1% раствора хлорида бария, мы получаем осадок белого цвета. В результате добавления 1% раствора нитрата серебра, мы получаем светлый осадок, который постепенно темнеет. Осадки образуются в результате взаимодействия тиосульфат-иона между катионами данных реактивов.

Заключение

В ходе проектной работы мне удалось изучить и проанализировать информацию. С её помощью получилось провести опыт, который доказал наличие антибиотика в чесноке. На основе полученной информации (в качестве продукта) удалось сделать буклет с полезными рекомендациями (по рациональному применению растений в качестве антибиотиков и по рациональному применению аптечных антибиотиков).

В чьих-то руках антибиотики могут оказаться лучшим лекарством по борьбе с тяжелейшими инфекционными заболеваниями, а в других – мощным и опасным оружием. Гипотеза, выдвинутая на первой стадии работы с проектом, подтвердилась.

Приложение

Буклет:

Список литературы

  1. Аннотация по грамположительным и грамотрицательным бактериям. – Режим доступа: https://septolit.ru/blogs/novosti/grampolozhitelnye-i-gramotricatelnye-bakterii

  2. Большая медицинская интернет-энциклопедия. - Режим доступа: 1. https://бмэ.орг/

  3. Лекция об антибиотиках (их происхождении и различных квалификациях). – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=vaB1QI5bsoc

  4. Подробное описание антибиоза. – Режим доступа: 3. https://studfile.net/preview/9796628/page:13/

Просмотров работы: 609