Введение
Актуальность:
Авторы нередко используют в своих творениях химические описания, придавая произведениям яркости, образности, колоритности, а также предоставляя читателю возможность во всех деталях
Проблема:
Каково влияние некорректных опытов, описываемых в литературе
Объект исследования:
Произведения русской и зарубежной художественной литературы, содержащие описания химических явлений
Предмет исследования:
Химические эксперименты, описанные в произведениях художественной литературы.
Гипотеза:
Многие авторы не понимают к каким трагичным последствиям могут привести их неверные описания событий, поступков.
Всегда ли писатели и поэты в своих произведениях правильно описывают химические вещества и процессы?
Цель:
выявить родство двух наук – литературы и химии, проследить их связь друг с другом и показать, что порою, художественный вымысел имел свое продолжение в химии и жизни.
Выявить неточности в описанном событии, провести собственное расследование и доказать авторам, что стоит более глубоко изучить детали перед тем, как про нее писать
Задачи:
Изучить литературу
Теоретически доказать или опровергнуть правдивость химических явлений, описанных в художественных произведениях
Экспериментальным путем проверить описанные в литературе химические опыты
Сформулировать выводы
Методы исследования:
Анализ литературы
Эксперимент
Практическая ценность:
План работы:
Исследование литературных произведений
Экспериментальная часть
Подведение итогов
Вывод
Глава 1. Анализ литературных произведений.
Когда пришло время выбирать тему для своего ПИДа, думала я недолго. Часто со мной происходит такая ситуация - в моей семье все врачи и когда с ними смотришь детективы, где судмедэксперты ставят причину смерти или врачи ставят диагноз, употребляют название препаратов или манипуляций, то можно услышать для себя много нового, ведь мои родители замечают каждую мелочь и неправильно сказанное слово.
Однажды я обсуждала с бабушкой прочитанную мною «Собакау Баскервилий» и тут мне бабушка рассказала, что фосфор очень ядовитое вещество и ужасно пахнет, следовательно, собака не могла бы вынести этот запах на своей шерсти и тем более, идти по следу человека. Взяв за основу ПИДа поиск ошибок в литературных произведениях, я начала изучать этот вопрос. Смотреть фильмы, читать книги, проводить опыты и нашла несоответствия, о которых хочу вам рассказать.
Следующая история, прочитанная мною, была «Клеопатра». «У Клеопатры была самая большая пара жемчуга в мире и, она носила их в ушах. После того, как сосуд с уксусом был поставлен перед ней, Клеопатра взяла одну из жемчужин и бросила ее в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа.» Я не поверила в это и решила проверить. Так появился еще один вопрос на который нужно было найти ответ в моем проекте. Взяв разные кислоты, я добавила в них жемчужины. Во всех, кроме одной, жемчужины растворились! Та жемчужина, которая была в серной кислоте, растворилась только наполовину.
Теперь связь между химией и литературой искала вся моя семья. Листая книги в бабушкиной библиотеке, я наткнулась на стихотворение поэта Вадима Сергеевича Шефнера, как говорил про него Евгений Шварц: «Это писатель особенный, драгоценный, простой до святости» так вот, его стихотворение «Пустырь»
«Средь ящиков с битыми стеклом,
Среди одуванчиков лысых
Коррозия – рыжая крыса,
Грызет металлический лом.
Торчат из древесной трухи
Меж травок, бессильных и сонных,
Внимательные лопухи-
Не уши ль слонов погребенных»
О коррозии металла упоминалось на уроках химии и я захотела узнать побольше об этом процессе. Что это такое за «рыжая крыса», которая грызла металл? Для этого я провела серию опытов, чтобы увидеть, как это происходит.
Дальше я уже прицельно искала химию в литературе. Натолкнулась на стихотворение Редьярда Киплинга о романтическом влюбленном, который дарил своей возлюбленной прекрасные белые и алые розы, но дама оказалась строптивой и хотела розу синего цвета! Полмира исходил влюбленный, но его поиски не увенчались успехом.
Что же, если розы нет, то ее надо создать. В 1840 году садоводческое общество Бельгии учредило приз за синюю розу, полученную селекционным путем!
Я решила провести опыт и получить розу черного цвета, коль синюю вывели селекционеры, то почему бы химикам не сделать черную! Я с радостью провела опыт, о котором расскажу позже…
А вот и сонет Черной розе!
Я алые, белые розы в букет
Сложил для любимой, но радости нет ...
Любовь, подскажи, как тебе угодить?
"Я черные розы хочу получить".
Весь мир обойти не сочту я за труд,
Узнаю, где черные розы растут.
Но всюду смеялись, услышав вопрос,
"Таких, отродясь, не видали мы роз".
Домой возвратившись морозной зимой,
Глупышки-любви не застал я живой.
С последним дыханьем, у смерти из рук
Всё черные розы просила, мой друг
Но может быть там, за могильной плитой
Нашла она то, что хотелось самой?
Да, зря я весь мир был объездить готов -
Нет лучше на свете обычных цветов ...
На мое удивление получилось именно так, как описывалось в книге. Невозможно описать красоту! Прекрасное белое пламя вспыхнуло в одну секунду, а потом пошел белый дым
Скоро зима, а это значит, что приходит пора бенгальских огней и «зимних» книжек!
С маленькой сестрой подруги читали Н. Н. Носова, а точнее его произведение «Бенгальские огни». Больно мне захотелось проверить, правда ли получиться «северное сияние». Моя гипотеза была, что ничего не получиться и это можно посчитать за ошибку, но все получилось.
“По целым дням он (Мишка) толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу”; “ Вдруг бенгальские огни вспыхнули, засверкали и рассыпались кругом огненными брызгами. Это был фейерверк! Нет, какой там фейерверк - северное сияние! Извержение вулкана! Вся ёлка сияла и сыпала вокруг серебром. Мы стояли как зачарованные и смотрели во все глаза”; “Наконец огни догорели, и вся комната наполнилась каким-то едким, удушливым дымом”.
Глава 2. Практическая часть.
Исследование №1
Анализ литературы.
Химически белый фосфор чрезвычайно активен. Например, он медленно окисляется кислородом воздуха уже при комнатной температуре и светится (бледно-зелёное свечение). Явление такого рода свечения вследствие химических реакций окисления называется хемилюминесценцией (иногда ошибочно фосфоресценцией). При взаимодействии с кислородом белый фосфор горит даже под водой.
Белый фосфор не только активен химически, но и весьма ядовит: летальная доза белого фосфора для взрослого человека составляет 0,05—0,15 г, а при хроническом отравлении поражает кости, например, вызывает омертвение челюстей. При контакте с кожей легко самовоспламеняется, вызывая серьёзные ожоги. (Рисунок №1)
Исходя из прочитанного в Википедии, мы делаем вывод, что в произведении допущена химическая неточность. Если бы изложенное в произведение было бы правдой, это бы вызвало гибель собаки (рис. 1).
Исследование №2
В книге описано взаимодействие уксусной кислоты с жемчужиной. Я решила провести взаимодействие жемчужины и с другими кислотами. Состав жемчужины можно выразить формулой CaCO3. В 5 пробирок с кислотами: серная, соляная, фосфорная, азотная и уксусная, были помещены жемчужины. После помещения жемчужин в кислоты мы увидели реакцию кислот- выделение углекислого газа. Через некоторое время все жемчужины в пробирках растворились (рис. 2).
Эти взаимодействия можно описать при помощи следующих реакций:
CaCO3 + 2CH3COOH= (CH3COO)2Ca+CO2↑ + H2O
3CaCO3 + 2H3PO4= Ca3 (PO4)2 +3CO2↑ + 3H2O
CaCO3 + 2HNO3= Ca (NO3)2+CO2↑ + H2O
CaCO3 + H2SO4= Ca SO4+CO2↑ + H2O
CaCO3 + HCl= Ca Cl2+CO2↑ + H2O
в данном произведение правильно описано взаимодействие.
Исследование №3
Для исследования явления коррозии я провела следующие опыты. Поместила в пробирку железные гвозди. В пробирках находились растворы: соляной кислоты 12% и 6%, фосфорной кислоты и гидроксида натрия. В качестве контрольного образца я взяла воду. Через две недели мы смогли наблюдать, что в пробирках с соляной кислотой раствор окрасился в бурый цвет. В фосфорной кислоте гвоздь полностью растворился, занял всю пробирку и окрасился в черный цвет. В растворе гидроксида натрия ничего не произошло. В воде можно увидеть осадок рыжего цвета, который при размешивании оказался хлопьями.
Вывод: причинами коррозии являются: кислород, который обычно растворен в воде, а также ионы водорода. Скорость коррозии зависит также от состава жидкости (рис. 3)
Исследование №4
Я решила попробовать можно ли из красивой, алой розы сделать черную. Для этого мы провели серию задач:
1. взяли небольшую, но глубокую вазу
2. налили в нее раствор аммиака
3. поместили розу так, чтобы она не касалась самого раствора и закрепили ее.
4. мы плотно закрыли пакетом розу, чтобы не было взаимодействия аммиака с кислородом.
В скором времени наша роза изменила окраску, благодаря парам аммиака. Таким образом мы получили черную розу (рис. 4)
Исследование №5
Мы решили проверить, правда ли что если поджечь алюминий будет такое прекрасное белое сияние. Для этого я повторила эксперимент.
4Al + 3O2 = 2Al2 O3
Это химическая реакция используется для изготовления бенгальских огней и фейерверков. Она легла в основу рассказа Носова. (Рисунок 5)
Заключение
Практическая ценность данной работы: я считаю, что данная работа будет интересна взрослым и детям. Разве вам никогда не хотелось проверить опыты, которые проводят в книжках, о которых заявляют, что они рабочие и вдруг, если вы захотите проверить, то у вас все получится. Немного вранья скрывается в этих словах. Некоторые люди, не думая о последствиях, проводят такие опыты. В лучшем случае, все останутся живы, вы просто можете поджечь квартиру, а в худшем отравиться газами/парами. Всегда нужно сначала убедиться, что данный опыт не навредит вам и окружающим, мы как раз рассмотрели несколько таких.
Список литературы.
1. А. Беляев. Сочинения в 3-х томах. – М.: Терра, 1996.
2. Ж. Верн. Полное собрание сочинений. – М.: Ладомир, 1994.
3. О.С.Габриелян. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2009 .
4. О.С.Габриелян, Г.А.Шипарёва. Химия. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
5. А.Конан Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе. – М.: АСТ, 1998.
6.Л.А.Савина. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Химия. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 448 с.
7. Г.Р.Хаггард Клеопатра. Скиталец. Исторические романы. – М.: Молодая гвардия, 1990. 13.Н.В.Чудакова Я познаю мир: Детская энциклопедия. Литература. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997. – 448 с.
8. Н.В.Ширшина Химия для гуманитариев. – Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.
9. Стихи А.Ахматовой, А.Блока, Л.Лавренёва, М.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.Сельвинского, Ф.Тютчева, В.Шефнера
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
Приложение
Рис.1. Аллотропные видоизменения фосфора.
Рис. 2. Растворение жемчужины в разных кислотах.
до
после
Рис. 3. Железный гвоздь в различных средах.
Рис.4. Изменение окраски розы.
Рис.5. Бенгальские огни.