Введение
Проблема. В обучении химии умение составлять формулы имеет большое значение. Когда учащийся научится составлять формулы надо научиться составлять уравнения. Всегда находятся дети, у которых будут затруднения. Научить обучающихся составлению формул и уравнений можно с помощью игры.
Цель: создать условия для понимания основ химии, придумать настольную игру по химии.
Задачи:
Изучить литературу.
Придумать правила игры, ход игры, оборудование.
Оформить игру.
Актуальность этой затеи не только в том, что в виде игры усваиваются химические знания. В современном мире стало большой проблемой отвлечь детей от гаджетов. Гаджеты привлекают большое внимание и заслуживают большую любовь детей, в просторах интернета много игр. Но иногда полезно отвлекать детей от телефона и играть самим. Это учит их коммуникации, учит выражать свои эмоции, игра по теме учит детей навыкам построения формул и уравнений.
Новизна – придумали новую игру по изучению химии.
Теоретическая значимость – игра новых теоретических открытий не делает, но учит теоретическим основам химии: составление формул и уравнений, стехиометрическим навыкам, умению считать электроны, умению понимать процессы окисления, восстановления.
Практическая значимость – игру можно распространить, масштабировать, превратить в бизнес-идею.
Объект – обучение химии.
Предмет – настольная игра «Химический поток».
Гипотеза: если обучающийся будет учиться с интересом, то обучение будет более эффективным.
Глава 1. Обучение и игра
Что такое игра? Обратимся к педагогическому словарю: игра - это один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
В настоящее время химия получает популяризацию в виде химических шоу, химических он-лайн игр и т.д. Почему? Потому что химия использует абстрактные понятия, однако это наука, которая в жизни встречается на каждом шагу (начиная от организма и заканчивая космосом). И шоу и компьютерные программы помогают понять химию, перестать ее бояться.
В настоящее время обучающиеся воспринимают информацию в основном глазами (визуалы), получают они её из телефона. Вот, лишь небольшой перечень он-лайн игр-приложений по химии для самого разного возраста и уровня, которые можно установить на телефон: Химические элементы и Периодическая таблица-тест, Atomas, Химические вещества: органические и неорганические, неорганические кислоты, ионы и соли: тест по химии и др. Эти приложения знакомят детей с элементами и химическими опытами в увлекательной форме. Зададимся вопросом: сколько детей играют в эти игры? Ответ напрашивается сам собой - минимальное количество и только заинтересованные.
Глава 2. Химическая игра на умение составлять формулы и уравнения
В своей педагогической деятельности я использую игру, придуманную для уроков химии по аналогии игры Р.Кийосаки «Денежный поток». Игра не скончаемая. Играть можно до того момента, когда все поймут. На карточках с одной стороны написаны анионы кислотных остатков и гидроксид ион, на других – катионы металлов и катион водорода. Бросают кубик. Необходимо сделать столько шагов, сколько выпадет на кубике. Попадаем на карточку с указанным анионом. Надо подобрать катион из стопки катионов и сказать формулу. В игре имеется возможность усложнения, не только составить формулу и назвать, но и указать степень окисления, составить сокращенное ионное уравнение, полное молекулярное и ионное уравнение.
Цель игры: создание условий для понимания химии (классы соединений, названия, степень окисления элементов), сформирован ли навык составления формул.
Правила игры. Играют более 2 человек. При большом количестве игроков можно объединиться в команды. Игроки по очереди бросают кубик и ходят по кругу, попадая на разноцветные сектора. По цвету сектора берут карточку, где написан ион. Подбирают противоположный ион и составляют формулу. Когда наступает момент, когда учащиеся уже умеют составлять формулу, добавляется задание назвать вещество. Когда попадает красная карточка дается задание написать сокращенное и полное ионное уравнение, молекулярное уравнение.
Используя такой подход в моей практике я получила положительную динамику усвоения материала по таким темам, как «Степень окисления», «Составление химических формул», и далее «Химические уравнения». Есть вариант игры на тему «Органическая химия» для старших классов.
В комплект входит: фишки, кубик, картонная основа, карточки анионы, катионы, сложные вещества, уравнения, стехиометрические правила уравнивания, органические вещества.
Плюсы использования учебного материала в игровой форме в том, что усваивается через все органы приема информации. Давно известно, что обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим), и эти исследования подтверждались не единожды.
Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать. В моей практике преподавания приходится использовать и тот и другой метод обучения, так как не весь материал можно давать в игровой форме, какие-то элементы все равно придется заучить.
Заключение
В современном мире не встретишь ни одного человека, который хоть раз в жизни не играл в какую-либо игру. Обилие учебных игр позволяет обучаться с интересом, с их помощью дети захватываются учебным процессом, с любопытством для себя открывая новые горизонты такой науки как химия. Проводимая по схеме ученик – учитель – ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель в это время направляет познавательную активность в нужное русло. Уроки с использованием дидактических игр значительно повышают интерес учащихся к предмету, что позволяет им лучше запомнить формулировки, определения, законов, раскрепощают ученика, его мышление, убирая барьеры стеснительности и неуверенности.
Выводы:
1. Сделана химическая игра «Поток знаний», которая помогает понять:
Составление химических формул.
Степени окисления.
Названия химических веществ.
Составление уравнений.
Ионные уравнения.
2. Придуманы правила игры, ход игры, оборудование.
Литература
Габриелян О.С. химия. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций / О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А. Сладков. – М.: Просвещение, 2019. – 175 c. ил.
Пунский В.О. Азбука учебного труда. Кн.для учителя: Обобщение передового пед. опыта. – М.: Просвещение, 1988 – 144с.
Кондратьев П.П. Сатабыл. Учууталларга аналлаах кинигэ. Уерэх улэhитин идэтин урдэтинэр институт изд-та. – Дьокуускай, 2004. – 88с.
4. https://infourok.ru/organizaciya-didakticheskih-igr-na-urokah- himii-1457680.html
Приложения