Кибергигиена школьника в социальных сетях

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кибергигиена школьника в социальных сетях

Эшбаева Н.К. 1
1МБОУ "СОШ № 42 г. Челябинска"
Фирсова Е.В. 1
1МБОУ "СОШ № 42 г. Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Все люди понимают значение гигиены тела и жилья. Все знают, что необходимо мыть руки, принимать душ, стричь ногти, следить за чистотой волос, одежда должна быть чистой и опрятной, а дома необходимо убираться и проветривать. Со всеми этими правилами мы знакомимся с самого детства. А есть ли правила гигиены при работе в социальных сетях?

Эпидемия коронавируса внесла в нашу жизнь свои коррективы. Стало необходимо носить маски, руки обрабатывать антисептиком, а работать, учиться и даже общаться стали удаленно. К сожалению, в этот период активизировались не только вирусы, но и киберпреступники. Как же может защитить себя в сети Интернет школьник? Все это обуславливает актуальность выбранной темы «Кибергигиена школьника в социальных сетях».

Объектом исследования моей работы являются «опасности» сети Интернет.

Предметом исследования – правила личной безопасности в социальных сетях.

Цель исследования: изучить самые распространенные риски и разработать рекомендации для школьников при работе в социальных сетях.

Задачи:

- изучить информационные источники на тему распространения рисков;

- разработать и провести тематическую игру «Кибермир»;

- провести анкетирование по определению уровня

- разработать информационные буклеты по правилам кибергигиены для школьников.

Выбранная тема была исследована при помощи следующих методов:

- рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы;

- создание практических материалов и применение их в учебной деятельности, так и внешкольной;

- анализ практических материалов.

Научная новизна работы определяетсяразработкой тематической игры «Кибермир» для повышения уровня безопасности обучающихся МБОУ «СОШ № 42 г.Челябинска» в социальных сетях.

Гипотеза: если школьников знакомить с правилами кибергигиены, их пребывание в сети Интернет станет более безопасным.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Что такое кибергигиена?

Кибергигиена – это формирование полезных привычек, позволяющих не стать жертвой киберугроз и избежать проблем сетевой безопасности. Правила кибергигиены элементарны, но помогают свести к минимуму риск подвергнуться кибератаке. Кибергигиена направлена на поддержание работоспособности и безопасности оборудования и программного обеспечения. [1]

1.2 Виды рисков в социальных сетях

Социальная сеть — онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения (музыка, фильмы) и работы. Контент на таких платформах заполняется самими пользователями. Самыми распространенными среди молодежи социальными сетями являются «ВКонтакте» и «TikTok». [4]

В последнее время социальные сети стали использоваться не только для развлечения, но и как:

- рекламные площадки для продажи товаров и услуг;

- инструмент для формирования общественного мнения;

- инструмент для продвижения личного бренда.

Социальные сети могут нести в себе киберугрозы:

- вишинг и фишинг– виды сетевого мошенничества, когда злоумышленники различными способами пытаются получить информацию и платежной системе клиента. Клиенты получают сообщения, например, по электронной почте якобы от администрации или службы безопасности с просьбой сообщить свои личные логины, пароли, счета и т.д. Ссылка из сообщения ведет на поддельный сайт, пройдя по ней клиент теряет деньги, а спустя некоторое время сайт уничтожается. Отследить создателей таких сайтов в Интернете достаточно сложно.

- кибербуллинг – преследование человека сообщениями, которые содержат агрессию, запугивание, оскорбления. Иногда страницу жертвы кибербуллинга взламывают, либо создают поддельную страницу на то же имя, где размещают унизительный и лживый контент.

- распространение негативной информации: пропоганда жестокости, насилия, суицида, азартных игр, различных сект и неформальных движений, наркотиков, разжигание расовой ненависти и др.

- фейк – фальшивка, подделка, смонтированный видеоролик, несуществующий аккаунт.

- спам – массовая рассылка писем пользователям, не дававших своего согласия. [3]

1.3 Защита персональных данных

На сегодняшний день сложно представить человека любого возраста, у которого нет хотя бы одного профиля в социальных сетях. Именно социальные сети являются тем самым магнитом, который удерживает пользователей у монитора сутками. И безопасность персональных данных в социальных сетях становится с каждым днем все актуальнее.

Персональные данные – это любая информация прямо или косвенно, относящаяся к физическому лицу. Это – паспортные данные, точное место жительства, мобильный телефон, адрес электронной почты.

К сожалению, многие пользователи не задумываются о безопасности своих персональных данных. В настоящее время практически каждый сайт требует от нас регистрации, многие пользователи используют в качестве пароля свою фамилию или имя и дату рождения, а у многих пользователей логин и пароль от разных сайтов совпадают, а для хакеров это является плюсом. [8]

1.4 Какими бывают персональные данные

Персональные данные принято делить на три группы: общие, специальные и биометрические. [9]

К общим персональным данным относятся:

  • Фамилия, имя, отчество;

  • Место проживания (постоянное или временное);

  • Дата рождения;

  • Информация о месте учебы (работы);

  • Телефон;

  • Адрес электронной почты;

  • Паспортные данные.

К специальным персональным данным относятся:

  • Подробности личной жизни;

  • Состояние здоровья;

  • Расовая и национальная принадлежность;

  • Политические и религиозные взгляды.

К биометрическим персональным данным относятся

  • Отпечатки пальцев;

  • Генетическая информация;

  • Группа крови.

1.5 Основные правила кибергигиены

1. Установите антивирусное программное обеспечение на своё устройство.

2. Используйте сетевые брандмауэры.

3. Установите надежные пароли (все пароли должны быть уникальными, должны содержать заглавные и строчные буквы, символы, а также цифры, смена паролей должна быть регулярной).

4. Используйте многофакторную аутентификацию (метод идентификации, требующий от пользователя представление двух или более доказательств личности, чтобы получить доступ к личному аккаунту, это может быть номер телефона, адрес электронной почты или ответ на секретный вопрос).

5. Храните резервные копии важных документов на внешнем жестком диске или в облачном хранилище – это поможет защитить от потери данных в том случае, если хакеры получат доступ к одному из ваших устройств.

6. Защитите свой маршрутизатор – отключите имя, данное по умолчанию производителем, установите пароль, отключите удаленное управление для создания большего уровня конфиденциальности информации.

7. Не указывайте свои личные данные (номер телефон, адрес проживания).

8. Игнорируйте подозрительные сообщения. [6]

Глава 2. Практическая часть

В рамках данной работы мною было проведено входное анкетирование, разработана и проведена тематическая игра «Кибер_мир» (Приложение 1), повторное анкетирование и разработка буклетов с правилами кибергигиены.

2.1 Проведение анкеты входного контроля

В анкетировании участвовали 50 обучающихся 5-х кл. МБОУ «СОШ № 42 г. Челябинска».

  1. Свои персональные данные можно вносить на всех интернет-площадках абсолютно безопасно.

А) да Б) нет

  1. Верно ли следующее утверждение:

«Поддельных сайтов не существует»

А) да Б) нет

  1. В социальных сетях можно указывать свои номер телефона в открытом доступе?

А) да Б) нет

  1. Если вы с родителями уезжаете из города в отпуск, необходимо указать на своей странице в социальной сети в какие даты вас не будет дома?

А) да Б) нет

  1. Если незнакомый в реальной жизни человек просит прислать твой номер телефона, ты отправишь?

А) да Б) нет

Рис 1. Результаты входного анкетирования

По результатам анкетирования видно, что не все школьники верно отвечают на вопросы. Процент правильных ответов:

1 вопрос – 14%;

2 вопрос – 8%;

3 вопрос – 22%;

4 вопрос – 18%;

5 вопрос – 26 %.

После получения результатов, была разработана интерактивная игра (Приложение 1) и сценарий проведения.

2.2 Сценарий тематической игры «Кибер_мир»

Цель игры: сформировать базовые знания о правилах безопасного поведения в социальных сетях.

Задачи игры:

  • познакомить с понятием «кибергигиена»;

  • познакомить с основными правилами безопасного поведения в социальных сетях;

  • воспитать у детей навыки осторожного поведения в Интернете.

Форма проведения – игра тематическая.

1 слайд

Введение

Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы что такое кибергигиена? Кибергигиена – это образ мышления и привычки с фокусом на безопасность, помогающие пользователям снизить количество нарушений в интернете. 

В формате игры я хочу наглядно показать, что есть простые действия, которые уменьшат шанс взломов вашей страницы в социальных сетях.

2 слайд

Персональные данные

Почему так важно избежать взлома личной страницы? В первую очередь ваша страница содержит ваши персональные данные. Персональные данные – это информация о вас: имя, дата рождения, адрес, документы, фотографии. Вы не поверите, но даже с помощью этих данных вас можно легко найти в реальной жизни.

На экране вы видите действия, которые можно и нельзя производить с персональными данными. Ваша задача: выбрать те действия, которые нельзя выполнять с персональными данными, чтобы избежать утечки информации.

Разберём каждое по порядку. Начнём с «Данные можно вводить только на гос.сайтах». Это действие абсолютно безопасно! Его мы не трогаем. Также данные можно вводить при покупке билетов.

А что вы думаете, насчёт «Классный руководитель попросил отправить фото свидетельства рождения в ВК, нужно срочно отправить». Классный руководитель точно не желает вам зла, но отправлять фотографии документов в мессенджеры крайне опасно. Ведь большинство мессенджеров сохраняет переписки в облако, поэтому ваши документы останутся в открытом доступе. Это действие выполнять нельзя! (Кликнуть на надпись, она зачеркнётся)

Что бы вы сделали, если бы друг попросил отправить вашу фотографию? Тут стоит упомянуть, что взломать могут кого-угодно и когда-угодно. Лучше всего будет обсудить его просьбу при личной встрече. Фотографии – это тоже персональные данные и распространять их в сети очень опасно! (Кликнуть на надпись, она зачеркнётся)

Как вы уже поняли, данные – это то, к чему нужно относиться с большой осторожностью. И естественно, «Вводить данные, где хочешь» нельзя! (Кликнуть на надпись, она зачеркнётся)

Как мы с вами проговорили «Нельзя передавать через сеть данные

любых документов и банковских карт». Это утверждение мы оставим не тронутым.

Думаю, многие задумались над последним действием «Данные можно вводить на сайтах с протоколом https». Именно с этих букв начинаются ссылки на многие интернет-платформы с безопасным подключением, поэтому это действие также абсолютно безопасно и правильно! (Кликнуть в любое место, появиться зелёная кнопка. Кликнуть, откроется 6 слайд с оставленными утверждениями)

Здесь остались только действия, которые не причинят вреда вашей кибербезопасности. (Кликнуть в любое место, появиться зелёная кнопка. Кликнуть, откроется 7 слайд)

Безопасные подключения

Перед вами две адресные строки. Одна безопасна, а другая навредит вам и вашему устройству. Вам нужно определить, на какой сайт нельзя переходить. Начнём с 1-ой. Перед адресной строкой мы видим зелёный замочек, знак безопасного подключения. Также строка начинается с протокола https. Этот сайт безопасен, но это не значит, что он безопасен на 100%. Рассмотрим 2-ую. Перед строкой стоит знак опасного подключения или сетевой ошибки, но в любом случае оставаться на этом сайте не стоит. Выбираем вариант 2. (Кликнуть в любое место, появиться красный минус. Кликнуть ещё раз, появиться зелёная кнопка. Кликнуть, откроется 8 слайд с итогами задания.)

Вы молодцы! Теперь вы знаете, как отличить настоящие сайты от поддельных, которые попытаются вынудить ваш логин и пароль. Такой приём называется фишинг. (Кликнуть в любое место, появиться зелёная кнопка. Кликнуть, откроется 9 слайд)

Регистрация в соц.сетях

Соц.сети – это платформы, которые находятся в открытом доступе, поэтому информация, которую вы ввели при регистрации видна всем. Небольшая памятка, как оформить свою страницу в соц.сетях максимально безопасно.

Во-первых, желательно придумать псевдоним, или другую фамилию. Можно взять имя вашего любимого персонажа из фильма или книги.

Во-вторых, дату рождения лучше не вводить или скрыть от всех с помощью настроек.

В-третьих, номер телефона также лучше не указывать или скрыть.

В-четвёртых, адрес также нельзя нигде вводить!

С новыми знаниями приступим к заданию! (Кликнуть на стрелочку внизу, откроется 10 слайд)

Ваша задача: удалить лишние данные, которые нельзя вводить при регистрации в соц.сетях. Имя оставляем, так как мы выбрали имя персонажа. Дату рождения мы скрываем. (Кликнуть на красный крестик, удалиться дата рождения). Город можно скрыть, но совсем не обязательно. Оставим город как есть. Телефонный номер обязательно нужно скрыть! (Кликнуть на красный крестик, удалиться номер) Что же нужно удалить? Конечно же, адрес проживания! (Кликнуть на красный крестик, удалиться адрес)

(Кликнуть на любое место, появится зелёная кнопка. Кликнуть, откроется 14 слайд)

Публикации в соц.сетях

Помимо регистрации нужно также следить за информацией, которой вы делитесь в своих публикациях. Не стоит рассказывать аудитории о поездках и указывать сколько дней вас не будет дома. Не стоит злоупотреблять своими селфи, так как ваши фото – это тоже ценные персональные данные. Многие ребята любят публиковать фотографии своего дома, что также опасно. Особенно если на фоне есть указатель адреса дома.

Перед вами три публикации, две из них выкладывать небезопасно. Вам нужно найти эти публикации! Первая публикация с фотографией паспорта, билета и с указанием длительности отсутствия явно небезопасна для публикации. Ведь фотографии документов не должны находиться в открытом доступе мошенников. Вторая публикация наоборот невинна и не содержит никакой личной информации. А третья, сделана очень неосторожно. Когда вы что-то фотографируете, не забывайте выключать местоположение, иначе под вашими фотографиями будет отображаться адрес, где была сделала фотография. Мы выбираем 1-ю и 3-ю публикацию! (Кликнуть на любое место два раза, появятся два красных минуса. Кликнуть ещё раз, появится зелёная кнопка. Кликнуть на кнопку, посмотреть на ответы.)

Теперь вы знаете, как защитить свои публикации от утечки информации! Я предлагаю подробнее разобраться с фотографиями. (Кликнуть на зелёную кнопку, появится слайд 16)

Фото профиля

До этого мы с вами создали аккаунт в соц.сети, осталось выбрать фотографию профиля. Вы видите 6 фотографий, из них нам нужно выбрать 4 фотографии, где не будет видно лицо. Фотография профиля без лица, более безопасна. 1-е изображение, нам подходит! (Кликнуть на цифру) 2-е и 3-е фото не подойдёт, так как прямо видно лицо. И остаётся 4-е, 5-е и 6-е. Всем они подойдут для вашей личной страницы! (Кликнуть на цифры) (Кликнуть в любое место, откроется слайд 21) Можете ещё раз посмотреть и желательно запомнить безопасные варианты для вашего фото профиля.

Заключение

Мы с вами прошли 5 интерактивных заданий. Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)

Вы большие молодцы! Чем чаще вы соблюдаете кибергигиену, тем безопаснее становится ваш кибермир, в котором вы находитесь, выходя в сеть Интернет. А в подарок я хочу подарить вам буклеты памятки, с помощью которых вы сможете зависти привычки, сохраняющие ваши персональные данные в безопасности!

2.3 Проведение анкеты выходного контроля

После проведения игры было проведено анкетирование, в котором приняли участие 50 обучающихся 5-х кл. МБОУ «СОШ № 42 г. Челябинска».

  1. Свои персональные данные можно вносить на всех интернет-площадках абсолютно безопасно.

А) да Б) нет

  1. Верно ли следующее утверждение:

«Поддельных сайтов не существует»

А) да Б) нет

  1. В социальных сетях можно указывать свои номер телефона в открытом доступе?

А) да Б) нет

  1. Если вы с родителями уезжаете из города в отпуск, необходимо указать на своей странице в социальной сети в какие даты вас не будет дома?

А) да Б) нет

  1. Если незнакомый в реальной жизни человек просит прислать твой номер телефона, ты отправишь?

А) да Б) нет

Рис 2. Результаты выходного анкетирования

По результатам анкетирования видно, что не все школьники верно отвечают на вопросы. Процент правильных ответов:

1 вопрос – 88%;

2 вопрос – 84%;

3 вопрос – 82%;

4 вопрос – 86%;

5 вопрос – 94 %.

После проведенной игры школьники дали значительно больше правильных ответов, значит они освоили правила безопасного пребывания в социальных сетях.

2.4 Буклет «Кибергигиена школьников в социальных сетях»

 

 

 

 

 

Р ис 3. Буклет. Лист 1

Рис 4. Буклет. Лист 2

Заключение

С каждым годом тема кибергигиены становится все более актуальной и необходимой. Каждому из нас необходимо сформировать привычку защищать свои данные в социальных сетях и в Интернете в целом.

В ходе исследования мы выяснили, что школьники 5 классов не заботятся о своих персональных данных, распространяемых в Интернете. С помощью разработанной тематической интерактивной игры «Кибер_мир» школьники познакомились с правилами кибергигиены в социальных сетях и закрепили полученные знания. Проведя повторное анкетирование, мы пришли к выводу, что, приняв участие в этой игре, ребята получили минимальный набор знаний по защите своих данных, так как результаты повторного анкетирования показали хороший результат.

Таким образом, считаю, что гипотеза доказана, задачи, поставленные в начале исследования данной работы, достигнуты, а цель выполнена.

Список литературы

  1. Айбазова М.Ю., Карасова А.А. Цифровая гигиена как фактор профилактики негативного влияния диджитализации на школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6 - https://science-education.ru/ru/article/view?id=31252.

  2. Безопасность офиса. Современные решения / Д. А. Полухина // Директор по безопасности: электронный научный журнал. - http://www.s-director.ru/magazine/magdocs/view/136.html

  3. Блинов, А.М. Информационная безопасность. Учебное пособие / А.М. Блинов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 96 с.

  4. Богачева Т.Ю., Соболева А.Н., Соколова А.А. Риски интернет пространства для здоровья подростков и пути их минимизации // Наука для образования: Коллективная монография. М.: АНО «ЦНПРО», 2015.

  5. Виды и источники угроз информационной безопасности. - http://infoprotect.net/note/vidyi_i_istochniki_ugroz_informacionnoy_bezopasnosti.

  6. Ефимова Л.Л., Кочерга С.А. Информационная безопасность детей: российский и зарубежный опыт: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

  7. Золотова, В. В. Социальные сети/ В. В. Золотова // Маркетинг услуг, 2012. - № 3 (31).

  8. Леонова, О. В. Социальные сети в оценках студенческой молодежи: (на примере социологического исследования студентов Астраханского государственного университета) / Леонова О. В., Тырнова Н. А. // Уровень жизни населения регионов России, 2012. - № 4

  9. Основы информационной безопасности и защиты информации - https://sites.google.com/site/anisimovkhv/learning/kripto/lecture/tema1

  10. Роль информационной безопасности в современном мире - https://searchinform.ru/informatsionnaya-bezopasnost/osnovy-ib/ib-v-rossii-i-mire/

  11. Средства обеспечения информационной безопасности от вредоносного ПО - http://www.livesafety.ru/content/notes/information_security.php?ELEMENT_ID=1679

  12. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013

  13. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н., Журина М.А. Эволюция онлайн рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3.

  14. Что такое кибербезопасность? // «Лаборатория Касперского»
    в соцсетях - https://www.kaspersky.ru/resource-center/definitions/what-is-cyber- security

Приложения

Приложение 1

Интерактивная игра «Кибер_мир»

Просмотров работы: 72