Введение
В настоящее время, учитывая особенности современных школьников, правильной организации занятий отвечают применяемые учителем и учащимися современных методов обучения, в большей степени игровых.
Об огромной роли игры в жизни и развитии ребенка отмечают в своих трудах деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности…», – писал В. А. Сухомлинский.
Проведение занятий с использованием игровых методов обучения:
снижает степень нервно-психологического напряжения у обучающихся
помогает закрепить знания на основе создания ситуации успеха.
Активное применение в учебном процессе интерактивных игр способствует развитию не только предметных, но и метапредметных и личностных компетенций обучающихся, т.н. soft skills (Простыми словами – это умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя в школе.).
Образовательные квесты и квизы становятся популярными благодаря своей игровой сущности, что позволяет согласовать практические потребности обучающихся в получении знаний через увлекательную познавательную деятельность, вызывающую положительные эмоции и предоставляющую возможность максимально проявить свою индивидуальность и креативность, в этом заключается актуальность данной работы.
Цель работы: раскрытие возможностей использования интеллектуальных квизов как активных методов обучения в развитии soft skills учащихся.
Задачи:
На основе анализа научно-популярной литературы и источников интернета, рассмотреть понятия квеста, квиза, виды и технологии их создания.
Разработать сценарий квиза для 5 классов на тему: «Мультфильмы и мультсериалы»
Разработать сценарий квиза для 8 класса на тему: «Физика в фокусе».
Создать технологическую карту квиза.
Провести и проанализировать квизы для 5 и 8 классов.
Разработать и провести демонстрационный квиз для педагогов.
Объект: квиз
Предмет: квиз, как создание ситуации успеха.
Методы:
Наблюдение
Анализ
Сравнение
Интервьюирование
Понятие квиза
Игровая деятельность – одна из форм активности человека. Это первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. Ценность игровой технологии велика и заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение. Игровая деятельность развивает нестандартное самостоятельное мышление, интуицию, интеллект.
Интерактивное занятие — это специальная форма организации познавательной деятельности, где создаются комфортные условия, при которых все участники чувствуют свою успешность, интеллектуальную значимость и состоятельность. Интерактивность помогает снять нервные перегрузки, обеспечивает переключение внимания, смену форм деятельности. Одной наиболее эффективной интерактивной формой досуга, в последнее время, является квиз-игра.
Квиз – это взаимодействующая игра, которая может проходить в виде квеста или интерактивной викторины, цель которой – ответы на различные вопросы.
Вопросы для квиза можно подбирать из разных областей, исходя из возрастных особенностей детей.
Квиз является пропагандой интеллектуально-развлекательных игр как действенной формы проведения содержательного досуга воспитанников.
Вопросы к квизу подбираются специально из разных областей знаний школьной программы, с учетом возрастных особенностей детей, для того, чтобы объединить детский коллектив, посмотреть, как будут взаимодействовать старшие ребята с младшими. Будут ли слушать друг друга, смогут ли стать единой командой
Для подготовки вопросов к игре, следует учитывать следующие моменты:
Особое внимание необходимо обращать на корректную формулировку вопросов;
Вопросы должны быть логичными, чёткими, доступными, соответствовать возрасту игроков;
Вопросы должны соответствовать теме игры;
Если необходимо угадать слово, то искомое существительное должно быть в именительном падеже, едином числе, глагол — в неопределённой форме, прилагательное — в именительном падеже, мужском роде, единственном числе;
Вопросы не должны быть слишком сложными или слишком лёгкими. Если игра, состоит из нескольких туров, вопросы подбирают постепенно, усложняя их от тура к туру;
Игра не должна быть слишком затянутой.
Эмоциональная насыщенность квестов и квизов положительно воздействует на отношение обучающихся к изучаемому предмету. Использование в образовательных процессах активных методов обучения предполагает личностную направленность взаимодействия субъектов образовательной среды на развитие soft skills.
Мягкие навыки soft skills:
Умение организовывать командную работу.
Умение вести переговоры и договариваться с коллегами.
Креативность.
Способность учиться и адаптироваться к изменениям.
1.2 Виды квестов, квизов:
Квесты и квизы по числу участников:
1.Одиночные
2.Групповые
По продолжительности:
1.Кратковременные
2. Долговременные
По содержанию:
Сюжетные
Несюжетные
По структуре сюжетов:
1.Линейные – основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
3. Кольцевой – отправляются по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
По форме проведения:
Соревнования
Проекты, исследования, эксперименты.
Все квизы поделены на следующие группы:
Образовательная – данная группа квизов применяется в целях повторения пройденного материала, а также для закрепления новых изученных тем. Самая распространённая форма проверки знаний – это тест.
Развлекательная – квизы этой группы используют для привлечения аудитории, для проведения социологических исследований и прочего. Самые распространенные формы – опросы, конкурсы и тесты.
Маркетинговая – квизы данной группы являются интерактивными онлайн-инструментами в области маркетинга. Их применяют для получения большого количества заказов, а также, чтобы заинтересовать аудиторию товарами или услугами.
1.3 Отличие КВЕСТА от КВИЗА?
КВЕСТ - это интеллектуальная игра, суть которой это поиск какой-либо информации , места или даже разгадка "преступления" , "поиск злодея" или раскрытие какой - либо тайны. Что бы дойти до конца игры , игрокам предлагается поделиться на команды. Каждой из которой выдают индивидуальное задание, в котором написано, что нужно сделать , чтобы найти следующие. Та команда, которая разгадает загадки, пройдет весь путь квеста и найдет все задания - победит . Квест может быть разного сюжета. По мотивам любимого фильма, романа , книги , сериала и даже мультика.
Эта игра всегда оставляет только яркие эмоции.
КВИЗ - это интеллектуальная игра , которая включает в себя различные вопросы, блиц -опросы, музыкальные загадки, фото вопросы и многое другое. В России самый популярный квиз, это та самая популярная игра - "что? где? когда?". Квиз в отличии от квеста не требует никакой предварительной подготовки, все загадки и задания которые присутствуют в игре - это задания, которые основаны на общеобразовательных знаниях .
ИТОГ - Квест , это подвижная игра в которой помимо интеллектуальной проверки , участнику предоставляется возможность перенестись в другую реальность и побыть на некоторое время в другом измерении и даже попробовать себя в роли Детектива.
А КВИЗ, это одним словом викторина, где участники проверяют свой ум, свою логику, внимательность и эрудированность .
Метод «квиз» также является новым в обучении, который входит в группу активных имитационных (игровых) методов обучения. Слово “quiz” английского происхождения, означающий в переводе на русский язык «предварительный экзамен, проверочный опрос», «радио- или телефизионная игра в «вопросы-ответы» на разные темы с призами для победителей», «литературная, музыкальная или какая-либо другая викторина». Квиз представляет собой соревнование или состязание, в ходе которого участники отвечают на поставленные перед ними вопросы.
Алгоритм работы с квизом как дидактического метода состоят из трех последовательных этапов:
осуществления фронтального контроля посредством использования символов и выполнения заданий квиза;
предъявления ключа, сообщения критериев оценивания работы и проверки работ обучающихся;
высказываний обучающихся с использованием содержания квиза в качестве сигнала или без такового.
Преимуществом использования метода квиза в обучении является вовлечение обучающихся в образовательный процесс на основе соревновательности и увлеченности. Участие студентов в квизах способствует формированию у них навыков коллективного поиска верного решения и познавательной активности в процессе коммуникации участников команд, развитию лидерских качеств.
Практическая часть. Создание технологической карты квиза.
Разработка квиза – это сложный процесс, состоящий из нескольких шагов:
Постановка цели – квиз должен решать конкретный вопрос, который следует продумать заранее.
Определение типа квиза – выбор зависит от поставленной ранее цели;
Подбор темы и заголовка – здесь важно привлечь внимание пользователей, пробудить у них интерес и подтолкнуть к совершению нужного действия;
Определение целевой аудитории квиза.
Составление вопросов – на этом этапе важно проявить индивидуальность и уникальность. У человека, проходящего квиз, не должно возникать ощущения вторичности.
Подбор иллюстраций – изображения должны гармонично дополнять основной контент.
Работа с результатами – после прохождения квиза, участник получает результат, для формирования которого необходимо продумать механику группировки ответов.
Разработка дизайна – главной задачей квиза является привлечение внимания, следовательно, в первую очередь пользователь будет обращать внимание именно на визуальную составляющую. Отдавать предпочтение лучше ярким, насыщенным цветам.
Оформление конечного результата – на итоговой странице стоит разместить ссылки на тематическую литературу, которая поможет углубить знания по теме опроса.
2.1 Разработка сценария квиза для 5 классов на тему: «Мультфильмы и мультсериалы»
Правила игры: игра делится на 5 раундов, в каждом из которых 6 вопросов. Ответы пишутся на бланке в течение 30 секунд, а победитель определяется по набранному количеству очков, которые даются только за правильные ответы.
Квиз включает в себя 77 слайдов, на каждый слайд установлен таймер по 30 секунд, чтобы ребята следили за таймингом и выполняли внимательно задания. На каждый раунд раздаётся маршрутный лист, в который участники квиза вписывают название команды и ответы на вопросы. После каждого раунда листы сдаются на проверку жюри и ответы проверяются вместе с участниками квиза.
Команд в квизе может быть сколько угодно, но не меньше двух.
Цель: создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала обучающихся, повышение интереса школьников к отечественным и зарубежным мультипликационным фильмам.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, колонки, дидактический раздаточный материал.
Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов.
Формы организации деятельности детей: обучающиеся принимают непосредственное участие в самом квизе, но также выступают в роли ведущих и жюри.
Рис 1. Название квиза
Рис 2. Некоторые вопросы 1 раунда
Рис 3 Некоторые вопросы 2 раунда
Рис 4 Некоторые вопросы 3 раунда
Рис 5 Угадай название мультфильма по иллюстрации. Раунд 4 и 5
Квиз был проведён в 5 «В» классе. Фотографии и отзывы учащихся 5 класса можно посмотреть в Приложении 1.
Квиз можно скачать по следующей ссылке https://disk.yandex.ru/i/58BqptzRbcTEeQ и использовать во внеурочной работе.
2.2 Разработка сценария квиза для 8 классов на тему: «Физика в фокусе»
Правила игры: игра делится на 5 раундов, в каждом из которых 6 вопросов. Ответы пишутся на бланке в течение 40 секунд, а победитель определяется по набранному количеству очков, которые даются только за правильные ответы.
Квиз включает в себя 72 слайда, на каждый слайд установлен таймер по 40 секунд, чтобы ребята следили за таймингом и выполняли внимательно задания. На каждый раунд раздаётся маршрутный лист, в который участники квиза вписывают название команды и ответы на вопросы. После каждого раунда листы сдаются на проверку жюри и ответы проверяются вместе с участниками квиза.
Команд в квизе может быть сколько угодно, но не меньше двух.
Цели квиза «Будь в фокусе»:
развивать творческие способности;
расширять знания по физике;
прививать познавательный интерес к физике;
расширять кругозор;
способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;
способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости учащихся;
учить работе в группах.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, колонки, дидактический раздаточный материал.
Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов.
Формы организации деятельности детей: обучающиеся принимают непосредственное участие в самом квизе, но также выступают в роли ведущих и жюри.
Организационный момент
представление членов команд;
выбор капитана команды, который координирует действия членов команды, нажимает на кнопку и даёт ответы на вопросы;
представление членов жюри (3 человека);
сообщение правил проведения мероприятия;
сообщение критериев оценок;
за нарушение дисциплины снимаются баллы (по 100 очков за замечание).
Рис 6 Название квиза для учащихся 8-х классов
Рис 7 Интересные факты из жизни учёных физиков
Рис 8 Физика в пословицах
Рис 8 Физика для любознательных
Квиз был проведён в-восьмых классах. Фотографии и отзывы учащихся 8 классов можно посмотреть в Приложении 2.
Полную версию Квиза «Физика в фокусе» можно скачать по следующей ссылке https://disk.yandex.ru/i/2Y15-c2ZOSnf8w и использовать для обобщения и систематизации материала по физике в урочное и внеурочное время.
2.3 Разработка сценария квиза для педагогов на тему: «Эрудиция и смекалка»
Цель квиза:
расширить кругозор.
способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;
умение работать в команде.
Показать педагогам пример развлекательно-интеллектуального квиза.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, колонки, дидактический раздаточный материал.
Целевая аудитория: педагоги.
Рис 8 Квиз для педагогов
Рис 9 Вопросы квиза для педагогов
Рис 10 Вопросы квиза для педагогов
Заключение
Таким образом, квизы как методы имитационного обучения позволяют преподавателю вступать в активную коммуникацию с учениками. Данные методы могут использоваться при изучении любых тем. При этом стоит отметить, что для участников нет жестких инструкций в достижении поставленных целей. Будучи свободными в импровизации, фантазии ученики оказываются максимально вовлеченными в игру и нацеленными на результат. Однако использование данных методов ни в коем случае не должно быть постоянным, что может привести к некоторой дезорганизации учебно-воспитательного процесса. Возникает необходимость чередовать эти методы с множеством других методов, также ориентированных на развитие soft skills обучающихся.
Список литературы
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – Москва: Высш. шк., 1991. – 204 с.
2. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 167 с.
3. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – Москва: Просвещение, 2011. – 189 с.
4. Кругликов, В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика / В.Н. Кругликов. – СПб.: ВИТУ, 1998. – 308 с.
5. Кузьмина, Д.Ю. Опыт использования квиза как современной формы обучения английскому языку в контексте формирования интеркультурного мировидения / Д.Ю. Кузьмина // Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал. – 2017. – №4(20). – DOI: 10.15393/j5.art.2017.3765.
6. Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. (2). – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 19.04.2022).
7. Сокол, И.Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТ-грамотности педагогов / И.Н. Сокол // Концепт. – 2013. – №12 (28). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kvest-tehnologii-dlya-povysheniya-ikt-gramotnostipedagogov (дата обращения: 19.04.2022
Приложение 1
Приложение 2