Квизы, как средство интеллектуального воспитания

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Квизы, как средство интеллектуального воспитания

Крылова Д.Д. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 пгт Забайкальск
Гильфанова Ю.И. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 пгт Забайкальск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настоящее время, учитывая особенности современных школьников, правильной организации занятий отвечают применяемые учителем и учащимися современных методов обучения, в большей степени игровых.

Об огромной роли игры в жизни и развитии ребенка отмечают в своих трудах деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности…», – писал В. А. Сухомлинский.

Проведение занятий с использованием игровых методов обучения:

  • снижает степень нервно-психологического напряжения у обучающихся

  • помогает закрепить знания на основе создания ситуации успеха.

Активное применение в учебном процессе интерактивных игр способствует развитию не только предметных, но и метапредметных и личностных компетенций обучающихся, т.н. soft skills (Простыми словами – это умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя в школе.).

Образовательные квесты и квизы становятся популярными благодаря своей игровой сущности, что позволяет согласовать практические потребности обучающихся в получении знаний через увлекательную познавательную деятельность, вызывающую положительные эмоции и предоставляющую возможность максимально проявить свою индивидуальность и креативность, в этом заключается актуальность данной работы.

Цель работы: раскрытие возможностей использования интеллектуальных квизов как активных методов обучения в развитии soft skills учащихся.

Задачи:

  1. На основе анализа научно-популярной литературы и источников интернета, рассмотреть понятия квеста, квиза, виды и технологии их создания.

  2. Разработать сценарий квиза для 5 классов на тему: «Мультфильмы и мультсериалы»

  3. Разработать сценарий квиза для 8 класса на тему: «Физика в фокусе».

  4. Создать технологическую карту квиза.

  5. Провести и проанализировать квизы для 5 и 8 классов.

  6. Разработать и провести демонстрационный квиз для педагогов.

Объект: квиз

Предмет: квиз, как создание ситуации успеха.

Методы:

  • Наблюдение

  • Анализ

  • Сравнение

  • Интервьюирование

  1. Понятие квиза

Игровая деятельность – одна из форм активности человека. Это первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. Ценность игровой технологии велика и заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение. Игровая деятельность развивает нестандартное самостоятельное мышление, интуицию, интеллект.

Интерактивное занятие — это специальная форма организации познавательной деятельности, где создаются комфортные условия, при которых все участники чувствуют свою успешность, интеллектуальную значимость и состоятельность. Интерактивность помогает снять нервные перегрузки, обеспечивает переключение внимания, смену форм деятельности. Одной наиболее эффективной интерактивной формой досуга, в последнее время, является квиз-игра.

Квиз – это взаимодействующая игра, которая может проходить в виде квеста или интерактивной викторины, цель которой – ответы на различные вопросы.

Вопросы для квиза можно подбирать из разных областей, исходя из возрастных особенностей детей.

Квиз является пропагандой интеллектуально-развлекательных игр как действенной формы проведения содержательного досуга воспитанников.

Вопросы к квизу подбираются специально из разных областей знаний школьной программы, с учетом возрастных особенностей детей, для того, чтобы объединить детский коллектив, посмотреть, как будут взаимодействовать старшие ребята с младшими. Будут ли слушать друг друга, смогут ли стать единой командой

Для подготовки вопросов к игре, следует учитывать следующие моменты:

  1. Особое внимание необходимо обращать на корректную формулировку вопросов;

  2. Вопросы должны быть логичными, чёткими, доступными, соответствовать возрасту игроков;

  3. Вопросы должны соответствовать теме игры;

  4. Если необходимо угадать слово, то искомое существительное должно быть в именительном падеже, едином числе, глагол — в неопределённой форме, прилагательное — в именительном падеже, мужском роде, единственном числе;

  5. Вопросы не должны быть слишком сложными или слишком лёгкими. Если игра, состоит из нескольких туров, вопросы подбирают постепенно, усложняя их от тура к туру;

  6. Игра не должна быть слишком затянутой.

Эмоциональная насыщенность квестов и квизов положительно воздействует на отношение обучающихся к изучаемому предмету. Использование в образовательных процессах активных методов обучения предполагает личностную направленность взаимодействия субъектов образовательной среды на развитие soft skills.

Мягкие навыки soft skills:

    • Умение организовывать командную работу.

    • Умение вести переговоры и договариваться с коллегами.

    • Креативность.

    • Способность учиться и адаптироваться к изменениям.

1.2 Виды квестов, квизов:

Квесты и квизы по числу участников:

1.Одиночные

2.Групповые

По продолжительности:

1.Кратковременные

2. Долговременные

По содержанию:

  1. Сюжетные

  2. Несюжетные

По структуре сюжетов:

1.Линейные – основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.

3. Кольцевой – отправляются по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».

По форме проведения:

  1. Соревнования

  2. Проекты, исследования, эксперименты.

Все квизы поделены на следующие группы:

      1. Образовательная – данная группа квизов применяется в целях повторения пройденного материала, а также для закрепления новых изученных тем. Самая распространённая форма проверки знаний – это тест.

      2. Развлекательная – квизы этой группы используют для привлечения аудитории, для проведения социологических исследований и прочего. Самые распространенные формы – опросы, конкурсы и тесты.

      3. Маркетинговая – квизы данной группы являются интерактивными онлайн-инструментами в области маркетинга. Их применяют для получения большого количества заказов, а также, чтобы заинтересовать аудиторию товарами или услугами.

1.3 Отличие КВЕСТА от КВИЗА?

КВЕСТ - это интеллектуальная игра, суть которой это поиск какой-либо информации , места или даже разгадка "преступления" , "поиск злодея" или раскрытие какой - либо тайны. Что бы дойти до конца игры , игрокам предлагается поделиться на команды. Каждой из которой выдают индивидуальное задание, в котором написано, что нужно сделать , чтобы найти следующие. Та команда, которая разгадает загадки, пройдет весь путь квеста и найдет все задания - победит . Квест может быть разного сюжета. По мотивам любимого фильма, романа , книги , сериала и даже мультика.

Эта игра всегда оставляет только яркие эмоции.

КВИЗ - это интеллектуальная игра , которая включает в себя различные вопросы, блиц -опросы, музыкальные загадки, фото вопросы и многое другое. В России самый популярный квиз, это та самая популярная игра - "что? где? когда?". Квиз в отличии от квеста не требует никакой предварительной подготовки, все загадки и задания которые присутствуют в игре - это задания, которые основаны на общеобразовательных знаниях .
ИТОГ - Квест , это подвижная игра в которой помимо интеллектуальной проверки , участнику предоставляется возможность перенестись в другую реальность и побыть на некоторое время в другом измерении и даже попробовать себя в роли Детектива.

А КВИЗ, это одним словом викторина, где участники проверяют свой ум, свою логику, внимательность и эрудированность .

Метод «квиз» также является новым в обучении, который входит в группу активных имитационных (игровых) методов обучения. Слово “quiz” английского происхождения, означающий в переводе на русский язык «предварительный экзамен, проверочный опрос», «радио- или телефизионная игра в «вопросы-ответы» на разные темы с призами для победителей», «литературная, музыкальная или какая-либо другая викторина». Квиз представляет собой соревнование или состязание, в ходе которого участники отвечают на поставленные перед ними вопросы.

Алгоритм работы с квизом как дидактического метода состоят из трех последовательных этапов:

  1. осуществления фронтального контроля посредством использования символов и выполнения заданий квиза;

  2. предъявления ключа, сообщения критериев оценивания работы и проверки работ обучающихся;

  3. высказываний обучающихся с использованием содержания квиза в качестве сигнала или без такового.

Преимуществом использования метода квиза в обучении является вовлечение обучающихся в образовательный процесс на основе соревновательности и увлеченности. Участие студентов в квизах способствует формированию у них навыков коллективного поиска верного решения и познавательной активности в процессе коммуникации участников команд, развитию лидерских качеств.

    1. Практическая часть. Создание технологической карты квиза.

Разработка квиза – это сложный процесс, состоящий из нескольких шагов:

    1. Постановка цели – квиз должен решать конкретный вопрос, который следует продумать заранее.

    2. Определение типа квиза – выбор зависит от поставленной ранее цели;

    3. Подбор темы и заголовка – здесь важно привлечь внимание пользователей, пробудить у них интерес и подтолкнуть к совершению нужного действия;

    4. Определение целевой аудитории квиза.

    5. Составление вопросов – на этом этапе важно проявить индивидуальность и уникальность. У человека, проходящего квиз, не должно возникать ощущения вторичности.

    6. Подбор иллюстраций – изображения должны гармонично дополнять основной контент.

    7. Работа с результатами – после прохождения квиза, участник получает результат, для формирования которого необходимо продумать механику группировки ответов.

    8. Разработка дизайна – главной задачей квиза является привлечение внимания, следовательно, в первую очередь пользователь будет обращать внимание именно на визуальную составляющую. Отдавать предпочтение лучше ярким, насыщенным цветам.

    9. Оформление конечного результата – на итоговой странице стоит разместить ссылки на тематическую литературу, которая поможет углубить знания по теме опроса.

2.1 Разработка сценария квиза для 5 классов на тему: «Мультфильмы и мультсериалы»

Правила игры: игра делится на 5 раундов, в каждом из которых 6 вопросов. Ответы пишутся на бланке в течение 30 секунд, а победитель определяется по набранному количеству очков, которые даются только за правильные ответы.

Квиз включает в себя 77 слайдов, на каждый слайд установлен таймер по 30 секунд, чтобы ребята следили за таймингом и выполняли внимательно задания. На каждый раунд раздаётся маршрутный лист, в который участники квиза вписывают название команды и ответы на вопросы. После каждого раунда листы сдаются на проверку жюри и ответы проверяются вместе с участниками квиза.

Команд в квизе может быть сколько угодно, но не меньше двух.

Цель: создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала обучающихся, повышение интереса школьников к отечественным и зарубежным мультипликационным фильмам.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, колонки, дидактический раздаточный материал.

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов.

Формы организации деятельности детей: обучающиеся принимают непосредственное участие в самом квизе, но также выступают в роли ведущих и жюри.


Рис 1. Название квиза


Рис 2. Некоторые вопросы 1 раунда

Рис 3 Некоторые вопросы 2 раунда

Рис 4 Некоторые вопросы 3 раунда

Рис 5 Угадай название мультфильма по иллюстрации. Раунд 4 и 5

Квиз был проведён в 5 «В» классе. Фотографии и отзывы учащихся 5 класса можно посмотреть в Приложении 1.

Квиз можно скачать по следующей ссылке https://disk.yandex.ru/i/58BqptzRbcTEeQ и использовать во внеурочной работе.

2.2 Разработка сценария квиза для 8 классов на тему: «Физика в фокусе»

Правила игры: игра делится на 5 раундов, в каждом из которых 6 вопросов. Ответы пишутся на бланке в течение 40 секунд, а победитель определяется по набранному количеству очков, которые даются только за правильные ответы.

Квиз включает в себя 72 слайда, на каждый слайд установлен таймер по 40 секунд, чтобы ребята следили за таймингом и выполняли внимательно задания. На каждый раунд раздаётся маршрутный лист, в который участники квиза вписывают название команды и ответы на вопросы. После каждого раунда листы сдаются на проверку жюри и ответы проверяются вместе с участниками квиза.

Команд в квизе может быть сколько угодно, но не меньше двух.

Цели квиза «Будь в фокусе»:

  • развивать творческие способности;

  • расширять знания по физике;

  • прививать познавательный интерес к физике;

  • расширять кругозор;

  • способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;

  • способствовать развитию сообразительности, интуиции и находчивости учащихся;

  • учить работе в группах.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, колонки, дидактический раздаточный материал.

Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов.

Формы организации деятельности детей: обучающиеся принимают непосредственное участие в самом квизе, но также выступают в роли ведущих и жюри.

Организационный момент

  • представление членов команд;

  • выбор капитана команды, который координирует действия членов команды, нажимает на кнопку и даёт ответы на вопросы;

  • представление членов жюри (3 человека);

  • сообщение правил проведения мероприятия;

  • сообщение критериев оценок;

  • за нарушение дисциплины снимаются баллы (по 100 очков за замечание).

Рис 6 Название квиза для учащихся 8-х классов

Рис 7 Интересные факты из жизни учёных физиков

Рис 8 Физика в пословицах

Рис 8 Физика для любознательных

Квиз был проведён в-восьмых классах. Фотографии и отзывы учащихся 8 классов можно посмотреть в Приложении 2.

Полную версию Квиза «Физика в фокусе» можно скачать по следующей ссылке https://disk.yandex.ru/i/2Y15-c2ZOSnf8w и использовать для обобщения и систематизации материала по физике в урочное и внеурочное время.

2.3 Разработка сценария квиза для педагогов на тему: «Эрудиция и смекалка»

Цель квиза:

  • расширить кругозор.

  • способствовать развитию логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;

  • умение работать в команде.

  • Показать педагогам пример развлекательно-интеллектуального квиза.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, колонки, дидактический раздаточный материал.

Целевая аудитория: педагоги.

Рис 8 Квиз для педагогов

Рис 9 Вопросы квиза для педагогов

Рис 10 Вопросы квиза для педагогов

Заключение

Таким образом, квизы как методы имитационного обучения позволяют преподавателю вступать в активную коммуникацию с учениками. Данные методы могут использоваться при изучении любых тем. При этом стоит отметить, что для участников нет жестких инструкций в достижении поставленных целей. Будучи свободными в импровизации, фантазии ученики оказываются максимально вовлеченными в игру и нацеленными на результат. Однако использование данных методов ни в коем случае не должно быть постоянным, что может привести к некоторой дезорганизации учебно-воспитательного процесса. Возникает необходимость чередовать эти методы с множеством других методов, также ориентированных на развитие soft skills обучающихся.

Список литературы

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – Москва: Высш. шк., 1991. – 204 с.

2. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 167 с.

3. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – Москва: Просвещение, 2011. – 189 с.

4. Кругликов, В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика / В.Н. Кругликов. – СПб.: ВИТУ, 1998. – 308 с.

5. Кузьмина, Д.Ю. Опыт использования квиза как современной формы обучения английскому языку в контексте формирования интеркультурного мировидения / Д.Ю. Кузьмина // Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал. – 2017. – №4(20). – DOI: 10.15393/j5.art.2017.3765.

6. Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. (2). – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 19.04.2022).

7. Сокол, И.Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТ-грамотности педагогов / И.Н. Сокол // Концепт. – 2013. – №12 (28). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kvest-tehnologii-dlya-povysheniya-ikt-gramotnostipedagogov (дата обращения: 19.04.2022

Приложение 1

Приложение 2

Просмотров работы: 397