Сложные законы Вселенной простыми словами в цифровом комиксе

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сложные законы Вселенной простыми словами в цифровом комиксе

Запорожко С.Д. 1
1МОАУ «СОШ № 86»
Запорожко В.В. 1
1МОАУ «СОШ № 86»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность выбранной темы. В последнее время дети 6-13 лет стремятся развивать свой кругозор, смотря научно-популярные видеоролики в Интернете, в том числе на каналах YouTube. Однако мы предлагаем альтернативный вариант знакомства со сложными законами вселенной – чтение комиксов как дома, так и в дороге.

Полезность и практическая значимость создания цифрового комикса состоит в том, что он поможет ребятам узнать сложные идеи теории относительности Эйнштейна в простой понятной и наглядной форме, написанные доступным языком. Созданный комикс можно читать на любом устройстве (компьютере, ноутбуке, планшете, в телефоне), опубликовать в Интернете, например, в социальных сетях, или распечатать.

Объект исследования: мир вокруг нас.

Предмет исследования – процесс создания цифрового комикса.

Цель работы – создание цифрового комикса об идеях теории относительности Эйнштейна на примере движения поезда.

Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

– выявить основные идеи теории относительности Эйнштейна;

– написать сценарий комикса и подобрать цифровые материалы для его реализации;

– изучить работу онлайн-сервиса Pixton для создания комиксов;

– создать цифровой комикс «В путешествии на поезде по России» и предложить его ребятам для прочтения.

1 Идеи теории относительности Эйнштейна в комиксах на простых примерах движения поезда

    1. Теория относительности Эйнштейна

Альберт Эйнштейн в 1905 году подарил науке специальную теорию относительности.

Специальная теория относительности – физическая теория, рассматривающая пространственно-временные закономерности, справедливые для любых физических процессов.

Постулат – это основное положение, которое не может быть логически доказано, а является результатом обобщения всех опытов.

Альберт Эйнштейн сформулировал два постулата специальной теории относительности:

1. Все физические явления протекают одинаково во всех инерциальных системах отсчёта.

2. Скорость света в вакууме одинакова во всех инерциальных системах отсчёта.

Таким образом, эта теория рассказывает, как трактовать движения между объектами, которые движутся с неизменной скоростью относительно друг друга. Ученый предложил изучать движение объектов в соотношении друг с другом, а не как абсолютную систему отсчета одного из них.  При одновременности происходящего события могут иметь разное время или скорость: в зависимости от того, кто наблюдает происходящее. Например, пассажир поезда будет видеть одну картинку, а человек, стоящий на перроне – иную [1, 6 - 8].

Главное, для понимания специальной теории относительности – она применима в единственном случае – движение равномерно и прямолинейно. Во всех остальных ситуациях – при ускорении движения или смены направления, законы теории не работают. Здесь используют общую теорию относительности. Она поясняет движения материальных объектов в общих случаях.
Общие принципы теории Эйнштейна Физические законы сохраняются для тел, которые двигаются на постоянной скорости относительно друг друга. Поясним. Например, Иван и Петр рассекают пространство на космических кораблях. Для сравнения их наблюдений необходимо знать только скорость Ивана относительно скорости корабля Петра. Если скорость движения Ивана больше скорости Петра, его наблюдения времени и пространства отличны от наблюдений Петра, который перемещается медленнее [6 – 8].

Эйнштейн в своих экспериментах доказал, что время и пространство наблюдатели воспринимают по-иному, восприятие зависит от того, с какой скоростью перемещаются объекты. Скорость света одинакова для всех. Не важно, какова скорость наблюдающего по отношению к источнику света.  Для понимания практическое объяснение. Ни одно тело не может приблизиться к скорости света и или стать быстрее ее. Допустим, что мы имеем два источника света: неподвижный фонарь. Обозначим скорость фонаря х1. Время, за которое свет достигнет стены – В1. Второй источник – фонарь, закрепленный на поезде. Поезд движется со скоростью х2. Парадоксом является то, что оба потока света достигнут условной точки В ОДНО ВРЕМЯ. Почему так? Ведь фонарь1 не движется, а к скорости света фонаря 2 прибавляется скорость поезда х2. Теорема Эйнштейна объясняет это тем, что скорость света невозможно превысить. Вопрос: почему? Объясняется это так: если предмет приблизится к скорости света, его масса будет увеличиваться, а значит, будет и увеличиваться энергия, нужная для движения этого предмета. Если скорость света будет достигнута, то масса предмета станет бесконечной, как и энергия, необходимая для движения этого предмета. А это невозможно. Со скоростью света могут двигаться только те предметы, которые массы не имеют. Таким предметом и является свет [2, 3, 6 - 8].

Таким образом, согласно теории относительности Эйнштейна, описание чего-либо зависит от наблюдателя. Картинка у человека, находящегося в движении, будет одна. У находящегося в покое – другая. Речь будет идти об одном и том же явлении. Обе картинки будут правдивы. Законы природы от наблюдателя не зависят.

    1. Понятие комикса

Комикс (от англ. comic «смешной») – рисованная история, рассказ в картинках [5, 9].

Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство. Разновидность книжно-журнальной иллюстрации, иногда используется в печатных СМИ.

Комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Согласно большинству исследователей, комикс – это единство повествования и визуального действия. Скотт МакКлауд, автор книги «Суть комикса», предлагает краткое определение «последовательные изображения», и более полное – «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности». Жорж Садуль определяет комиксы, как «рассказы в картинках».

В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом. Но чаще всего, прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера – «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.

Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Но исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса – приключения и карикатура. Этот стереотип долго портил репутацию комиксов.

Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия и идентификации читателя с персонажем.

Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журале «The San Francisco Examiner»:

    1. Этапы создания комикса

Создание комикса сложный процесс, но можно выделить три больших блока создания комикса: сценарий, графика, реализация. Над каждым блоком трудится по несколько специалистов [10]:

Итак, чтобы рассказать историю в картинках, надо придумать, о чём рассказывать. То есть сначала формулируется идея. В этом этапе участвует сценарист и редколлегия.

Сценарист (writer) предлагает идею, придумывает персонажей, события и обсуждает свои наработки с редколлегией. После утверждения идеи он прописывает сценарий, т.е. создает текст, своего рода рассказ, описывая всё, что происходит в комиксе.

Далее рисунок в карандаше обрабатывает контуровщик (inker). Для него, создание комикса — это обведение этих эскизов тушью, что делает картинку более четкой. Также он заполняет краской те области, которые должны быть черными. За остальные цвета отвечают колористы.

До того, как детализированный черно-белый рисунок попадает к колористу, работает еще один художник – флэттер (flatter). Он размечает основные цвета. То есть он говорит, что каким цветом красить. Например, костюм у персонажа будет синим, щит – зеленым, шлем – желтым и т.д. Однако флэттера редко включают в команду как отдельного человека. Часто эту работу выполняет сам колорист.

После общей разметки цвета за дело берется колорист (colourist). Он дорабатывает цвета флэттера, т.е. выбирает подходящие оттенки. Он также делает переходы между цветами. В общем, именно он отвечает за создание сочной, вкусной картинки.

Далее идет работа с текстом комикса, которой занимается художник по шрифтам (letterer). Он добавляет в комикс все текстовые элементы. Он выбирает, каким шрифтом должны быть написаны реплики и мысли персонажей, а также в каких пузырях, или филактерах, они будут появляться (облачко/ровный и круглый пузырь/рванный пузырь). Кроме того, он выбирает шрифт для вывесок, надписей и других букв, появляющихся на страницах комикса. 

Интересно, что он отвечает даже за текст звуковых эффектов. Т.е. то, как будет написано слово «бум», тоже решает художник по шрифтам.

На этом заканчивается основная, глобальная часть создания комикса. Теперь остается собрать весь комикс воедино. Этой работой занимается редактор (editor). Надо сказать, что он участвует в создании комикса на протяжении всего процесса, а не подключается только на определенном этапе. 

Сначала он распределяет работу между исполнителями и подбирает людей для выполнения определенной задачи. В ходе всего остального «производства» редактор следит за качеством работы над комиксом.

Вот сценаристы и художники всех мастей подготовили комикс, и у редактора работы прибавляется. Он проверяет комикс на нестыковки, ошибки, опечатки и другой брак. Также за ним остается выбор концепции, в которой этот комикс должен быть представлен публике.

Затем подключаются другие специалисты, которые помогают реализовать комикс в печать и привлечь к нему внимание читателей. Здесь уже работают пиар-менеджеры. Они налаживают связь со СМИ и читателями. А тем временем издатели готовят печатную версию комикса.

Вот такая бурная работа проходит над одним выпуском комикса. Конечно, комиксы бывают разные, что и вносит разнообразие в состав команды создателей. Например, комикс необязательно должен быть цветной, тогда необходимость в колористах отпадает. Над каким-то небольшим комиксом может работать и группа из 3 человек.

К тому же, команда создателей комикса может увеличиться, если комикс популярный, и есть необходимость перевести его на другие языки. Тогда в команду включают еще и переводчика. 

2 Создание цифрового комикса «В путешествии на поезде по России» в онлайн-сервисе Pixton

2.1 Возможности сервиса Pixton

При создании цифрового комикса был использован сервис Pixton. Сервис Pixton позволяет оформлять комиксы профессионального уровня в режиме онлайн. При этом не требуется устанавливать дополнительного программного обеспечения.

Основные возможности онлайн-сервиса Pixton [4, 5]:

  1. выбор шаблона комикса;

  2. выбор главных героев;

  3. выбор фона;

  4. редактирование позы и мимики персонажа.

Главная страница онлайн-сервиса Pixton:

Личный кабинет онлайн-сервиса Pixton с созданными комиксами:

2.2 Описание основных этапов создания цифрового комикса

Процесс создания цифрового комикса осуществляется путем создания необходимого количества кадров в несколько этапов:

Этап 1. Выбор фона для кадра из библиотеки. При необходимости можно загрузить свой фон:

Этап 2. Выбор персонажей комикса для размещения на кадре:

Этап 3. Выбор внешнего вида персонажей комикса:

Этап 4. Выбор прически персонажей комикса:

Этап 5. Выбор месторасположения главных героев на кадре:

Этап 6. Добавление текстовых комментариев – изображения мыслей главных героев в облачке:

Этап 7. Выбор эмоций (мимики) героев:

Этап 8. Выбор действий (позы) героев:

После выполнения данных шагов комикс объединяет все подготовленные сцены.

Итоговый результат выполненной работы:

2.3 Результаты опроса обучающихся

Ребят нашего класса было предложено прочитать созданный комикс «В путешествии на поезде по России».

На вопрос «Понравился ли вам комикс?» большинство детей ответили «Да»:

На вопрос «Хотели бы продолжение комикса на данную тему?» большинство детей также ответили «Да»:

Таким образом, ребята ответили положительно на оба вопроса! 

Заключение

В результате выполнения работы были выявлены основные идеи теории относительности Эйнштейна, которые мы постарались изложить в наглядной и понятной форме в виде цифрового комикса.

Все поставленные задачи были выполнены, цель работы – достигнута.

Ребята, которые прочитали комикс, сказали, что им было интересно и ждут продолжения.

Далее мы планируем создать комиксы по другим школьным предметам и наукам с интересными фактами и событиями.

Список использованных источников и литературы

  1. О Теории относительности и знаменитом примере с поездом. – Режим доступа: https://dzen.ru/media/auriel_astro/o-teorii-otnositelnosti-i-znamenitom-primere-s-poezdom-6082882a902a346843c71b49, свободный

  2. Парадокс близнецов. – Режим доступа: https://postnauka.ru/video/52548, свободный

  3. Светят ли фары, если машина движется со скоростью света?. – Режим доступа: https://habr.com/ru/post/376041/, свободный

  4. Создаем рождественские комиксы на Pixton Edu + Google Presentation. – Режим доступа: https://skyteach.ru/2020/12/12/sozdaem-rozhdestvenskie-komiksy-na-pixton-edu-google-presentation/, свободный

  5. Создаем учебные комиксы с Pixton.com. – Режим доступа: https://infometod.net/les04.html, свободный

  6. Теория относительности Эйнштейна делает вас меньше. – Режим доступа: https://www.factroom.ru/facts/41440/, свободный

  7. Теория относительности Эйнштейна: просто о сложном. – Режим доступа: https://potomy.ru/physics/teoriya-otnositelnosti-ejnshtejna-prosto-o-slozhnom.html,свободный

  8. Что произойдет при путешествии со скоростью света. – Режим доступа: https://naked-science.ru/article/nakedscience/chto-proizoydet-pri, свободный

  9. Что такое комикс?. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/81341, свободный

  10. Кто создает комикс?. – Режим доступа: http://terracom-x.ru/kto-sozdaet-komiksy/, свободный

Просмотров работы: 14