Чат- бот в телеграмме"Война и Мир"

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чат- бот в телеграмме"Война и Мир"

Цой В.А. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Лашина Т.С. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт проекта.

Название проекта

«Чат – бот в Telegram»

Образовательное учреждение

МБОУ Образовательный центр «ФЛАГМАН» с УИОП

Автор проекта

Цой Виктория Алексеевна

Научные руководители

Лашина Татьяна Сергеевна, учитель информатики

Хамдохова Валентина Михайловна, учитель русского языка литературы

Цель

Создать чат – бот.

Задачи

1) Изучить материал по созданию чат-бот в Telegram

2) Проанализировать произведение «Война и Мир»

3) Создать чат-бот

Результат

Чат-бот

Этапы работ

1. Октябрь – Ноябрь 2022 г. Первый этап – исследовательский

2. Ноябрь 2022 г. Второй этап – творческий

3. Декабрь – Январь 2022 – 2023 г. Третий этап – организационно – творческий. Результатом этого этапа стало создание чат – бота.

4. Январь 2023 г. Четвертый этап – тестирование и подведение итогов.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, сеть Интернет, книга «Война и Мир», телефон.

ВВЕДЕНИЕ.

Цель: Экономия времени и ответы на часто задаваемые вопросы по произведению «Война и Мир»

Задачи:

1) Изучить материал по созданию чат-бот в Telegram

2) Проанализировать произведение «Война и Мир»

3) Создать чат-бот

Актуальность: актуален для целевой аудитории (учеников 10-11 класса), чтобы рассказать о сюжете произведения и главных героев и помочь в подготовке к экзамену по русскому языку или литературы.

Проблема: ежегодно тысячи обучающихся сдают единый государственный экзамен. Требуется найти множество информации для подготовки и не всегда удобно брать ее из различных источников.

Методы: анализ, синтез, эксперимент, опрос

Разработанность проблемы: множество информации содержится в одном источнике, что очень упрощает и экономит много времени.

Теоретическая часть.

Все о платформе Telegram.

 Telegram – мессенджер, который пользуется популярностью у огромного количества пользователей.12 января 2021 года основатель приложения Павел Дуров в своем аккаунте сообщил, что аудитория активных пользователей Телеграма преодолела отметку в 500 млн человек. Телеграм – это не просто способ общаться с другими пользователями, обмениваться информацией и отправлять друг другу файлы, но и замечательный инструмент, позволяющий выполнять много полезных задач. Также через мессенджер можно узнавать новости, быть в курсе валют, переводить тексты, играть в игры и еще много всего. А выполнять все эти действия помогают специальные роботы – Телеграм-боты.

Все о чат – ботах.

Чат-бот – это специально разработанная программа, которая имитирует общение людей и предназначена поддерживать ситуативный диалог с пользователем. Используется на сайтах, в мессенджерах, социальных сетях для автоматических ответов на ряд вопросов без участия людей. Как правило, чат-бот программируют для ответов на самые частые вопросы и выполнение типовых действий.Простыми словами, это виртуальный помощник с искусственным интеллектом для разных целей. По запросу пользователя он может вызвать такси, заказать билет на мероприятие, найти что-то в поисковике или ответить на вопрос.

Главная ценность чат-бота – возможность выполнить первичную обработку запроса. Чат-боты всегда на связи и отвечают на обращение сразу же, как только оно поступит, собрать необходимую информацию или статистику, предложить решение. Все это - в рамках политики конфиденциальности, строго соблюдаемой чат-ботами. Если в поддержку поступает большое количество обращений, чат-боты избавляют компанию от необходимости содержать огромный штат операторов, работающих круглосуточно, или снижают нагрузку на них.

Чат-боты в основном используют искусственный интеллект для общения с пользователями, поэтому предоставляют релевантный контент и актуальные предложения. Они функционируют на основе набора инструкций или используют машинное обучение. Функционал чат-бота, который работает на основе инструкций, довольно ограничен. Зачастую он предназначен для ответа на фиксированные вопросы. Таким образом, если человек задает вопрос не так, как предусмотрено программой, бот не сможет ответить.

Уровень интеллекта бота зависит исключительно от того, как он запрограммирован. Чат-бот на основе машинного обучения работает лучше, ведь он понимает не только команды, но и язык. Поэтому, чтобы получить релевантные ответы, пользователю не нужно вводить точные слова. Кроме того, бот учится на взаимодействиях с клиентами и может свободно решать похожие ситуации, когда они возникают. Чат-бот становится умнее после каждого диалога.

Чат-боты могут работать на разных площадках:

  1. В мессенджерах;

  2. На сайте — на сайте появляется диалоговое окно, где посетитель общается с ботом;

  3. По телефону — бот может отвечать на входящие звонки. Таких ботов часто используют банки: робот попросит назвать свой вопрос и попробует на него ответить, если не получится — переключит на оператора. Также боты могут сами звонить клиентам, например, чтобы напомнить о записи или рассказать об акции;

  4. В приложении — чат-бот может помочь сориентироваться в сложном приложении и найти нужные функции. Некоторые голосовые помощники получают собственное приложение, например оно есть у Маруси;

  5. В отдельном устройстве — например, голосовой помощник Алиса живёт в отдельной колонке.

По способу общения чат-боты бывают голосовыми и текстовыми. Текстовые боты распознают ключевые слова. Голосовые чат-боты взаимодействуют с пользователем с помощью устного общения, могут распознавать и воспроизводить человеческую речь. Голосовые боты можно использовать, когда требуется совершать или принимать тысячи типовых звонков в день. Они могут информировать, проводить опросы, уточнять детали заказов, обрабатывать входящие звонки и решать простые задачи, описанные в базе данных.

В чем боты превзошли человека.

Любому искусственному интеллекту, безусловно, еще далеко до умения общаться на человеческом уровне. Несмотря на достижения в этой сфере, искусственный интеллект по-прежнему не может заменить оператора-консультанта полностью. Но это не значит, что у чат-бота нет преимуществ перед людьми, можно говорить даже о перевесе по их количеству.

  1. Всегда онлайн. Оператор должен отдыхать, прерываться, ездить в отпуск на неделю, делегировать рутинные задачи, его труд стоит дорого, особенно если необходима организация круглосуточной работы в несколько смен. Также человек может одновременно вести разговор только с одним клиентом. Если приходит заявок больше, чем операторов, возникает задержка, клиенты вынуждены ждать. Современному боту подобные проблемы неизвестны, он может отвечать всем клиентам сразу, одновременно обрабатывает любое число заявок, не нуждается в перерывах и отдыхе, не получает зарплату.

  2. Быстрота обработки данных. Человек решает вопросы с определенной скоростью, особенно если это требует каких-то ручных действий – открыть базу данных, найти документ и т.д. Бот справляется с такими задачами за секунды, у человека уходит несколько минут на то же самое. Боты значительно экономят время и упрощают жизнь.

  3. Отсутствие человеческого фактора. Оператор может ошибиться, случайно ввести в заблуждение, неправильно понять, оказаться плохо подготовленным или новичком, у него может быть рассеяно внимание из-за головной боли или проблем в семье. Бот настраивается один раз и всегда действует точно по алгоритму.

  4. Взаимодействие на всех типах платформ и устройств. Общаться с чат-ботом можно даже с помощью смарт часов или телевизора, что обеспечивает максимальное удобство обмена сообщениями с ним. Общение с оператором, как правило, ограничено несколькими платформами, что подходит не всем. Судя по растущему интересу, скоро все гаджеты с выходом в интернет и имеющие мессенджеры будут нуждаться в ботах.

  5. Может заменить специалиста. Обучить оператора давать хорошие, сложные консультации, требующие глубоких знаний, это долго, требует затрат, чревато ошибками. Продвинутый бот просто использует базы данных, созданные специалистами. Главная сложность – правильная интерпретация обращения клиента в мессенджеры. Если эта проблема решена, с помощью бота можно давать консультации и ответы любой сложности.

  6. Общение с помощью всех типов контента. Чат-бот можно использовать для передачи данных в любом удобном виде. Это может быть видео с Youtube или загруженное, аудио, текст, картинки или подкаст. Главное условие – поддержка формата мессенджером или приложением, для которого создан бот.

Практическая часть.

Работа над проектом.

Вначале своего проекта, я ознакомилась с чат - ботом «BotFather», в котором и создавала свой чат – бот.

BotFather – самый простой способ для регистрации, настройки и управления другими telegram-ботами. Работа с ним проста и не требует специфических навыков. С помощью BotFather можно зарегистрировать неограниченное количество новых ботов. Единственным условием для регистрации нового бота – является его уникальный username.

Создание этого чат – бот нацелен на аудиторию 10-11 класс. Я прочитала и изучила произведение Льва Толстого и поняла, что в этом произведение раскрывается много тем, которые можно пренебречь в итоговом - сочинение или в сочинение по русскому языку. Сам чат - бот представляет из себя быстрое нахождение нужной информации.

После того как я разобралась с программой, я приступила к созданию чат – бот. Но чат – бот не получался.

Я перепробовала много программ для создания ботов, долго и мучительно делала наполнение для бота, но все равно ничего не получалось. Бот не работал, не открывался текст и тд. Возникало много проблем. Я пересмотрела все ролики в интернете на эту тему, прочитала многие статьи про ботов и наконец – то нашла программу «Manybot» - уникальная разрабботка в Telegram, которая позволяет пользователям создавать собственные боты.

Тут же я изучила программу «Manybot» и приступила к созданию самого чат – бота.

Прежде всего, я посмторела видеоуроки по созданию чат – ботов. После этого я приступила к созданию бота. Сначало я начала в приложение BotFather, там я создала свой чат – бот, но чат – бот был пустой, его надо было заполнить кучей информации, как раз таки тут и понадобилось приложение Manybot.

С помощью приложения Manybot я могу создавать свои команды и красивые меню, вот я настроила это приложение и уже перешла в сам чат - бот.

Прежде чем наполнять бот нужной информацией, нужно изучить все о произведение «Война и Мир», конечно, я знала это произведение, так как, я его читала и также на уроках литературы мы много говорили, обсуждали и делились мыслями с друг другом по этому поводу, читала много статей в интернете, чтобы повысить уровень своих знаний.

И вот тут я уже приступила к наполнению, начала заполнять нужной информацией, долго заполняла, думаю это была самая трудная часть работы, вот наконец -то заполнила все и осталось только проверить работу бота.

Сначала готовый чат – бот я проверила сама, затем я показала своим родителям, друзьям и научному руководителю. Поправила все ошибки и провела коррекцию.

О моем чат – боте.

Свой чат – бот я создавла на платформе Telegram. Чат – бот является текстовым. Мой чат – бот помогает школьникам ознакомится с произведением «Война и Мир», помогает узнать о главных и второстепенных героях, а также может помочь при написание сочинения по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение детей и итоги

Свой готовый Чат-Бот я показала своим одноклассникам, ребятам из параллели, 10-ти классникам и своим друзьям. Всего просмотрело 80 человек. Каждый высказал свое мнение. Я провела опрос с тремя вариантами ответов: «Понравилось», «Средне» и «Не понравилось» и вот результаты опроса:

Заключение

Я достигла поставленной цели и выполнила все задачи:

  1. Научилась создавать «Чат-Бот»

  2. Пополнила свои познания в информатике

  3. Проанализировала произведение «Война и Мир»

Практическим результатом данной работы стало создание «Чат-Бот». В этом Чат-Боте есть много информации, которая поможет 10-тиклассникам в изучении произведения «Война и Мир», а 11-тиклассникам поможет вспомнить это произведение и написать итоговое сочинение или Единственный Государственный Экзамен!

Перспективы проекта:

  1. Еще больше «раскрутить» проект

  2. Добавлять больше информации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

  1. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Telegram

  2. Информация о чат-ботах. URL: https://neiros.ru/blog/dialogs/chat-boty-kakimi-oni-byvayut-i-pochemu-za-nimi-budushchee/?ysclid=leefca6tm6939659825

  3. Информация о ботах. URL: https://www.nic.ru/info/blog/chat-bot/?ysclid=leefelix5e877429935

  4. Видео урок о чат-ботах. URL: https://www.youtube.com/watch?v=bVG6KJm06DI

  5. Видео урок как создать многоуровневое меню. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7Clg2hM6G0I

  6. Книга «Война и Мир» Л.Н.Толстой.

Приложение

Анализ произведения «Война и Мир»

История создания

В 50-х годах XIX столетия Л.Н. Толстой берётся за работу над повестью о декабристе, вернувшемся вместе со своим семейством из ссылки в Сибири. Эта тема настолько увлекла писателя, что он стал всё глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы его поступков, разбираться, как сформировался характер человека, пришедшего к выступлению на Сенатской площади в 1825 году. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней юности. Так временные рамки произведения были смещены на полвека назад, и сюжет начал свой отсчёт с 1805 года.

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных персонажей.

«Три поры» – таковым было одно из первых названий произведения. По замыслу Толстого, первая часть, или пора, описывала жизнь молодых декабристов, вторая – восстание декабристов, а третья – их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот промежуток времени потребовал от него колоссальных усилий. Так вместо повести писателем был создан монументальный труд, историческая и художественная эпопея.

История создания «Войны и мира» явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой тщательным образом изучал военные документы, мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинской битвы некоторое время провёл в Бородине, на поле бывшего сражения, лично собирая достоверную информацию.

На протяжении работы над романом Лев Николаевич критично относился к проделанной работе. В стремлении написать достойное внимания произведение он создал 15 различных вариантов начала романа.

Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере разных персонажей и разных социальных слоёв общества показал отношение людей к происходящим в стране и мире грандиозным историческим событиям.

Тема

Среди множества тем, освещённых автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьёзных общественных проблем.

Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли своё мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.

Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой важной темы , как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве – изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа так или иначе прошли проверку 1812 годом и получили нравственную оценку своих действий.

Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения – каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с простым народом – то, чему учит произведение.

Смысл романа заключается в «народности», поскольку именно народ есть вижущая сила и величие нации.

Композиция

Проводя анализ произведения «Война и мир», необходимо отметить сложность и многоступенчатость его построения. Не только роман, но даже каждый том и каждая глава имеют свои важные элементы сюжета (завязку, кульминацию, развязку). В книге теснейшим образом переплетены главные сюжетные линии, многие персонажи и эпизоды противопоставлены друг другу.

Произведение состоит из 4 томов и эпилога, и каждой из частей книги соответствует определённый временной промежуток.

• 1 том (1805 год) – описание войны и главных героев, охваченных честолюбивыми мечтами.

• 2 том (1806–1811 год) – отображение проблем и сложных жизненных ситуаций, в которых оказался каждый из героев романа.

• 3 том (1812 год) – полностью посвящён войне 1812 года. Описание Бородинского сражения как кульминации романа.

• 4 том (1812–1813 годы) – наступление долгожданного мира, с приходом которого происходит прозрение главных героев.

• Эпилог (1820 год) – I часть – повествование о дальнейшей судьбе центральных персонажей; II часть – размышления автора о причинах возникновения войн и роли личности в истории.

Жанр

Определить жанр «Войны и мира» достаточно просто – это роман-эпопея. Главными его отличиями от других литературных жанров является большой объём произведения, масштаб отображаемых исторических событий и проблематики.

В жанровом отношении «Война и мир» представляет собой очень сложное произведение, поскольку в нём присутствуют характерные черты исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров, хроник.

Поскольку в романе задействовано много исторических лиц и даны описания реальных исторических событий, показаны судьбы героев из разных социальных слоёв, а также критическое отношение к придворным лжепатриотам, роман принято относить к литературному направлению критический реализм.

Критика о романе «Война и Мир»

Уже после завершения публикации романа, к началу 70-х г.г. появились неоднозначные отклики и статьи. Критики становились все более строгими, особенно много возражений вызвали 4-й, «бородинский» том и философские главы эпилога. Но, тем не менее, успех и масштаб романа-эпопеи становились все очевиднее - они проявлялись даже через несогласие или отрицание.

Высказывания Ф.М. Достоевского о романе фрагментарны. Он согласился со статьями Страхова, отрицая только две строки. По просьбе критика эти две строки названы и прокомментированы: «Две строчки о Толстом, с которыми я не соглашаюсь вполне, это когда вы говорите, что Л. Толстой равен всему, что есть в нашей литературе великого. Это решительно невозможно сказать! Пушкин, Ломоносов - гении. Явиться с “Арапом Петра Великого” и с “Белкиным” значит решительно появиться с гениальным новым словом, которого до тех пор совершенно не было нигде и никогда сказано. Явиться же с “Войной и миром” значит явиться после этого нового слова, уже высказанного Пушкиным, и это все во всяком случае, как бы далеко и высоко ни пошел Толстой в развитии уже сказанного в первый раз гением, нового слова». Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. - Л., 1986. - Т. 29. - С. 109.

В конце десятилетия, во время работы над «Подростком», Достоевский еще раз вспоминает о «Войне и мире». Но это осталось в черновиках, развернутых отзывов Ф.М. Достоевского больше неизвестно.

Еще меньше известно о читательской реакции М.Е. Салтыкова-Щедрина. В Т.А. Кузьминской передана его реплика: «Эти военные сцены - одна ложь и суета. Багратион и Кутузов - кукольные генералы. А вообще, - болтовня нянюшек и мамушек. А вот наше, так называемое “высшее общество” граф лихо прохватил» Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. - СПб., 2002. С. 25- 26.

Близкий Льву Толстому поэт А.А. Фет написал самому автору несколько подробных писем-разборов. Еще в 1866 г., прочитав лишь начало «Тысяча восемьсот пятого года», Фет предугадал суждения Анненкова и Страхова о характере Толстовского историзма: «Я понимаю, что главная задача романа - выворотить историческое событие наизнанку и рассматривать его не с официальной шитой золотом стороны парадного кафтана, а с сорочки, то есть рубахи, которая к телу ближе и под тем же блестящим общим мундиром» Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. - М., 1978. С. 379.. Второе письмо, написанное в 1870 г., развивает сходные идеи, но позиция А. Фета становится более критичной: «Вы пишете подкладку вместо лица, Вы перевернули содержание. Вы вольный художник и Вы вполне правы. Но художественные законы для всяческого содержания неизменны и неизбежны, как смерть. И первый закон - единство представления. Это единство в искусстве достигается совсем не так, как в жизни… Мы поняли, почему Наташа сбросила шумный успех, поняли, что ее не тянет петь, а тянет ревновать и напряженно кормить детей. Поняли, что ей не нужно обдумывать пояса и ленты и колечки локонов. Все это не вредит целому представлению о ее духовной красоте. Но зачем было напирать на то, что она стала неряха. Это может быть в действительности, но это нестерпимый натурализм в искусстве… Это шаржа, нарушающая гармонию»

Самый развернутый писательский отзыв о романе принадлежит Н.С. Лескову. Серия его статей в «Биржевых ведомостях», посвященная 5-му тому, богата мыслями и наблюдениями. Чрезвычайно интересна стилистическая композиционная форма статей Лескова. Он разбивает текст на небольшие главки с характерными заголовками («Выскочки и хороняки», «Богатырь нерассуждающий», «Вражья сила»), смело вводит отступления («Два анекдота о Ермолове и Растопчине»). Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. - СПб., 2002. С. 25- 26.

Сложным и меняющимся было отношение к роману И.С. Тургенева. Десятки его отзывов в письмах сопровождаются двумя печатными, очень разними по тону и направленности.

В 1869 г. в статье «По поводу “Отцов и детей”» И.С. Тургенев мимоходом упомянул о «Войне и мире» как замечательном произведении, но все же лишенном «истинного значения» и «истинной свободы». Главные Тургеневские упреки и претензии, неоднократно повторявшиеся, собраны в письме П.В. Анненкову, написанном после прочтения его статьи «Историческая прибавка, от которой читатели в восторге, кукольная комедия и шарлатанство… Толстой поражает читателя носком сапога Александра, смехом Сперанского, заставляя думать, что он обо всем этом знаем, коли даже до этих мелочей дошел, а он и знает только эти мелочи…. Настоящего развития нет ни в одном характере, а есть старая замашка передавать колебания, вибрации одного и того же чувства, положения, то, что он столь беспощадно вкладывает в уста и в сознание каждого из героев… Другой психологии Толстой словно не знает или с намерением ее игнорирует». В этой развернутой оценке отчетливо видна несовместимость тургеневского «тайного психологизма» и «проникающего» толстовского психологического анализа.

Итоговый отзыв о романе столь же неоднозначен. «Прочел я шестой том “Войны и мира”, - пишет И.С. Тургенев П. Борисову в 1870 г., - конечно, есть вещи первоклассные; но, не говоря уже о детской философии, мне неприятно было видеть отражение системы даже на образах, рисуемых Толстым… Почему он старается уверить читателя, что коли женщина умна и развита, то непременно фразерка и лгунья? Как это он упустил из виду декабристский элемент, который такую роль играл в 20-х годах, - и почему все порядочные люди у него какие-то чурбаны - с малой толикой юродства?»

Но время идет, и количество вопросов и претензий постепенно уменьшается. Тургенев примиряется с этим романом, более того - становится его верным пропагандистом и поклонником. «Это великое произведение великого писателя, и это - подлинная Россия» - так завершаются пятнадцатилетние размышления И.С. Тургенева о «Войне и мире».

Одним из первых со статьей о «Войне и мире» выступил П.В. Анненков, давний, с середины 50-х г.г. знакомый писателя. В своей статье он выявил многие особенности толстовского замысла.

Толстой смело разрушает границу между «романтическими» и «историческими» персонажами, считает Анненков, рисуя тех и других в сходном психологическом ключе, то есть через быт: «Ослепительная сторона романа именно и заключается в естественности и простоте, с какими он низводит мировые события и крупные явления общественной жизни до уровня и горизонта зрения всякого выбранного им свидетеля… Без всякого признака насилования жизни и обычного ее хода роман учреждает постоянную связь между любовными и другими похождениями своих лиц и Кутузовым, Багратионом, между историческими фактами громадного значения - Шенграбеном, Аустерлицем и треволнениями московского аристократического кружка…»

«Прежде всего, должно заметить, что автор держится первого жизненного всякого художественного повествования: он не пытается извлечь из предмета описания то, чего он делать не может, и потому не отступает ни на шаг от простого психического исследования его»

Однако критик с трудом обнаруживал в «Войне и мире» «узел романтической интриги» и затруднялся определить, «кого должно считать главными действующими лицами романа»: «Можно полагать, что не нам одним приходилось, после упоительных впечатлений романа, спрашивать: да где же он сам, роман этот, куда он девал свое настоящее дело - развитие частного происшествия, свою “фабулу” и “интригу”, потому что без них, чем бы роман ни занимался, он все будет казаться праздным романом».

Но, наконец, критик проницательно заметил связь толстовских героев не только с прошлым, но и с настоящим: «Князь Андрей Болконский вносит в свою критику текущих дел и вообще в свои воззрения на современников идеи и представления, составившиеся об них в наше время. Он имеет дар предвидения, дошедший к нему, как наследство, без труда, и способность стоять выше своего века, полученную весьма дешево. Он думает и судит разумно, но не разумом своей эпохи, а другим, позднейшим, который ему открыт благожелательным автором» Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. - СПб., 2002. С. 22.

Н.Н. Страхов выдержал паузу перед тем, как высказаться по поводу произведения. Его первые статьи о романе появились в начале 1869 г., когда многие оппоненты уже высказали свою точку зрения.

Страхов отводит упреки в «элитарности» толстовской книги, которые делали самые разные критики: «Несмотря на то, что одно семейство - графское, а другое - княжеское, “Война и мир” не имеет и тени великосветского характера… Семья Ростовых и семья Болконских, по их внутренней жизни, по отношениям их членов, - суть такие же русские семьи, как и всякие другие». В отличие от некоторых других критиков романа, Н.Н. Страхов не изрекает истину, а ищет ее.

«Идею “Войны и мира”, - считает критик, - можно формулировать различным образом. Можно сказать, например, что руководящая мысль произведения есть идея героической жизни».

«Но героическая жизнь не исчерпывает собой задачи автора. Предмет его, очевидно, шире. Главная мысль, которою он руководствуется при изображении героических явлений, состоит в том, чтобы открыть их человеческую основу, показать в героях - людей». Так сформулирован главный принцип толстовского подхода к истории: единство масштаба, в изображении разных персонажей. Поэтому совершенно особо подходит Страхов к образу Наполеона. Он убедительно демонстрирует, почему именно такой художественный образ французского полководца был нужен в «Войне и мире»: «Итак, в лице Наполеона художник как будто хотел представить нам душу человеческую в ее слепоте, хотел показать, что героическая жизнь может противоречить истинному человеческому достоинству, что добро, правда и красота могут быть гораздо доступнее людям простым и малым, чем иным великим героям. Простой человек, простая жизнь, поставлены в этом выше героизма - и по достоинству, и по силе; ибо простые русские люди с такими сердцами, как у Николая Ростова, у Тимохина и Тушина, победили Наполеона и его великую армию» Там же. С. 26.

Эти формулировки очень близки будущим словам Толстого о «мысли народной» как главной в «Войне и мире».

Д.И Писарев отозвался о романе с положительной стороны: «Новый, еще не оконченный роман гр. Л. Толстого можно назвать образцовым произведением по части патологии русского общества».

Он рассматривал роман, как отражение русского, старого барства.

«Роман “Война и мир” представляет нам целый букет разнообразных и превосходно отделанных характеров, мужских и женских, старых и молодых» Там же. С. 26.. В своей работе «Старое барство» он очень четко и полно разобрал характеры не только главных, но и второстепенных героев произведения, выразив тем самым свою точку зрения.

С публикацией первых томов произведения начали поступать отклики не только с России, но и за рубежом. Первая большая критическая статья появилась во Франции более чем через полтора года после выхода перевода Паскевич - в августе 1881 г. Автор статьи, Адольф Баден, сумел дать лишь обстоятельный и восторженный пересказ «Войны и мира» на протяжении почти двух печатных листов. Только в заключении он сделал несколько замечаний оценочного характера.

Примечательны ранние отклики на произведение Льва Толстого в Италии. Именно в Италии в начале 1869 г. - появилась одна из первых статей иностранной печати и «Войне и мире». Это была «корреспонденция из Петербурга», подписанная М.А. и озаглавленная «Граф Лев Толстой и его роман «Мир и война». Ее автор в недоброжелательном тоне отзывался о «реалистической школе», к которой принадлежит Л.Н. Толстой

В Германии, как и во Франции, как и в Италии - имя Льва Николаевича Толстого к концу прошлого столетия попало в орбиту острой политической борьбы. Растущая популярность русской литературы в Германии вызывала беспокойство и раздражение у идеологов империалистической реакции.

Первый развернутый отзыв о «Войне и мире», появившийся на английском языке, принадлежал критику и переводчику Уильяму Ролстону. Статья его, напечатанная в апреле 1879 г. в английском журнале «Девятнадцатый век», а потом перепечатанная в США, называлась «Романы графа Льва Толстого», но по сути дела это был, прежде всего, пересказ содержания «Войны и мира» - именно пересказ, а не анализ. Ролстон, владевший русским языком, постарался дать английской публике хотя бы первоначальное представление о Л.Н. Толстом.

Просмотров работы: 152