Сам себе режиссёр

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сам себе режиссёр

Путин А.А. 1
1МАОУ "Лицей №97 г.Челябинска"
Самойловская Р.В. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Анимационные фильмы, как и любые другие детские художественные произведения, помогают детям лучше разбираться в собственных эмоциях, осознавать свои потребности и желания, принимать себя. А это в свою очередь хорошо развивает, способность сопереживать другим. Все вышеперечисленное происходит благодаря тому, что ребенок сопоставляет себя с героями мультфильма, понимает его проблемы и хочет, чтобы они решились наилучшим образом. А если фильм делаешь самостоятельно, то ты одновременно примеряешь на себя несколько ролей: режиссера, сценариста оператора, звукооператора, и конечно переживает за своих героев.

Раньше я только смотрел мультфильмы, но во 1 классе попробовал сделать мультфильм своими руками. Мне очень понравилось, мой первый мультфильм назывался «Победа Чика». Мультфильм был сделан перекладным способом. Анимация очень увлекла и заинтересовала меня, и я решил вновь попробовать создать мультфильм самостоятельно, но уже используя другие методы анимации.

В течение года, я узнавал что-то новое про анимацию, изучал новые техники, экспериментировал. Это проект, в котором я бы хотел расширить свою исследовательскую деятельность, ведь тем в области анимации очень много.

Цель моей работы: выявление наиболее оптимального вида анимации для детей на основе сравнительного анализа самостоятельно созданных мультфильмов.

Чтобы реализовать цель были поставлены следующие задачи:

  • изучить как можно больше информации о создании мультфильмов;

  • освоить технологии лепки из пластилина героев для мультфильма;

  • изучить специальные компьютерные программы; 

  • сравнить затрату времени, трудоемкость используемых видов анимации на примере самостоятельно созданных мультфильмов и выявить наиболее оптимальный вид анимации.

Гипотеза: Я предполагаю, что можно снять анимационный фильм используя различные техники и способы.

Методы исследования: анализ литературных и интернет источников, просмотр роликов на необходимую тему; анкетирование; анализ, сравнение, систематизация и обобщение полученных результатов

1. Анимация в России. От кризиса до индустрии

При разговоре об отечественной анимации еще несколько лет назад первыми на ум приходили исключительно советские мультфильмы - от «Ежика в тумане» Юрия Норштейна, и «Выкрутасов» Гарри Бардина, получивших «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, до знаменитых выпусков «Ну, погоди!» и «Веселой карусели». После распада СССР российская анимация пребывала в глубоком кризисе. Продолжалось это вплоть до 2011 года, именно тогда мастера отечественной анимации выступили с открытым письмом к президенту о плачевном положении отрасли в целом и конкретно о состоянии главной отечественной студии «Союзмультфильм». Тогда и началось постепенное возрождение и возвращение российской анимации в индустрию: появился Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале, студиям стали оказывать финансовую поддержку.

Потенциал развития анимационной отрасли во многом зависит от телеиндустрии и производства сериальной продукции. Именно успех таких проектов, как «Смешарики», «Маша и медведь», «Фиксики» существенно повысили интерес к отечественной анимации со стороны телеканалов.

Отношение к анимации как к несерьезному ответвлению большого кино все еще существует в индустрии и нуждается в изменении. Кассовый успех «Зверополиса» в очередной раз напомнил, что анимация зачастую выигрывает у игрового кино. Хотелось бы, чтобы и в российской индустрии случился столь же достойный большого общественного внимания прорыв. Тогда и разговоры о кризисе индустрии постепенно сойдут на нет, а кинотеатры вновь заинтересуются качественным анимационным кино. Не только большими патриотическими проектами, но и отечественной короткометражной анимацией, которая пока, к сожалению, все еще остается за пределами внимания крупных дистрибьюторов.

К 2020 году российская анимация достигла высокого уровня и международного признания. Почти половина из всех созданных в России анимационных проектов ежегодно дублируется более чем в 110 странах мира, а зарубежные исследователи и международные эксперты в области анимации, выражают уверенность, что через десять лет Россия будет одной из самых крупных представителей индустрии.

2. Тренды в мировой анимации 2023

Сегодняшние новые технологии позволяют создавать мультфильмы на самом высоком уровне качества, а также применять новейшие эффекты и разнообразные визуальные решения. Рассмотрим последние тренды в анимации в 2023 году (Приложение А):

- Анимация на основе игровых франшиз. Самый яркий пример — выход сериала «Аркейн», основанного на игре League of Legends.

- Предполагалось, что 2D-анимация уступит место 3D. Однако сейчас статичное 2D служит в мультфильмах фоном или используется для второстепенных элементов, а главные фигуры создаются с помощью реалистичного и яркого 3D. Это помогает удешевить производство, поэтому технология будет развиваться.

- Экосистемы. Всё больше сериалов и фильмов обрастают своей диджитал-экосистемой. Например, аниматоры с детскими психологами выпустили мобильное приложение «Турбозавры».

- Музыка. Стимулом для такого интереса, вероятно, стал феноменальный успех песни Baby Shark: клип набрал более 10 миллиардов просмотров на YouTube. На основе песни создали сериал и книгу, сейчас в работе полнометражный фильм. Если раньше музыкальный контент был сопровождающим элементом анимации, то теперь выступает локомотивом. Поэтому аниматоры всё чаще обращаются к детским композиторам. Россия не исключение: например, авторы «Смешариков» в августе 2022-го выложили сборник из 40 песен, использованных в сериале. В 2023 году нас наверняка ждёт больше хитов в исполнении персонажей мультфильма.

- Анимированные лого и другие мелкие элементы дизайна. В борьбе за внимание людей крупные бренды стараются добавлять небольшие анимационные элементы в логотипы. Первопроходцами несколько лет назад стали Google Doodle, Shazam и Spotify. - Упрощение анимации для детей. Растущий спрос на анимационный контент заставляет искать новые решения. Некоторые студии пошли по пути упрощения визуала: они совмещают real-world-картинку и анимацию. Авторам больше не нужно полностью создавать среду для персонажей — они переносят их в реальный мир. Такой эффект можно встретить, например, в «Малышариках».

3. Подробный план создания собственного мультфильма при помощи различных способов

Это мой не первый опыт создания мультфильма. В своей научной работе 2022 года я создал мультфильм, используя перекладной способ. Мультфильм назывался «Победа Чика». Герои были выбраны из готовых образцов. В данной научной работе я решил пойти немного дальше и создать мультфильм, используя различные способы анимации, а именно: песочную, коллажную, перекладную, пластилиновую, а также пикселяцию.

Как и в прошлый раз, я начал с формирования сюжета моего мультфильма (основные этапы сюжета изображены в Приложении Б). Я задался вопросом: откуда брать идеи для мультфильма?

1) Это может быть литературное произведение: сказка, стихотворение, рассказ;

2) Наблюдение за явлениями природы или событием;

3) В основе сюжета может быть мудрая пословица;

4) Интересные факты о родном крае;

5) Истории про зверей и птиц;

6) История про любимую игрушку;

7) Видео-открытка, поздравление;

8) Сюжет о значимом событии и т.д.

Было принято решение создать мультфильм про взаимоотношения животного и человека. Я сделал раскадровку мультфильма. Раскадровка - это серия рисунков, показывающая, что будет происходить на экране. Это, по сути, визуализация мультфильма. Раскадровка помогла мне увидеть, что и как будет располагаться в кадре. По сути, я сделал мысленное конструирование будущего мультфильма, которое позволит мне ничего не упустить при съемке. В раскадровку обязательно вносятся название мультфильма, поясняющие надписи и финальные титры, продумываются, какими они будут.

Далее я начал работать над созданием персонажей. Персонаж должен быть интересным и характерным, не важно это человек, животное или неодушевлённый предмет, который мы все равно наделяем человеческими чертами. Каждого героя я сделал собственноручно, слепил персонажей из пластилина (использовал пластилиновый способ анимации). Придумал им имена: Дядя Юра и Медведь.

Далее сделал фоновое изображение, используя песочный и коллажный способы анимации. Необитаемый остров был сделан при помощи большого количества песка, море же с помощью обрезков газет и журналов. Дорисовал детали с помощью гуаши (Фото процесса создания фонового изображения в Приложении В).

Общие рекомендации по созданию фона:

- Фоны и персонажи должны сочетаться друг с другом, выполнены в едином стиле (единый стиль, это не использование только одной техники, это сочетание цветов и фактуры);

- Фон не должен быть перегружен лишними деталями, чтобы не отвлекать внимание зрителя от главного действия;

- Фон должен дополнять персонажей, передавать их настроение;

- Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем изображения, поэтому смысловой центр лучше изображать в правой части экрана, как я и поступил.

Далее начался долгий процесс покадровой съемки. Я перекладывал персонажей с места на место для того, чтобы изобразить их действие, собственно, это и есть перекладной способ съемки анимационных мультфильмов. И тут мне захотелось, чтобы мой мультфильм получился более интересным и веселым, поэтому я решил добавить в него себя. Здесь я уже использовали технику "ПИКСИЛЯЦИЯ" - это техника анимации, при которой реальные актеры или предметы снимаются покадрово и монтируются потом с целью достичь какой-либо необычной ситуации, которую без применения подобного трюка не снимешь. Ну, например, можно очень правдоподобно сделать летающих людей или "оживить" вещи. Это одна из техник «Stop-motion». Особенно большой популярностью она пользуется при создании рекламы, клипов музыкальных, телепередач о кулинарии и мультфильмов.

После того, как полностью закончилась съемка, мы с учителем произвели обработку фотографий. Следующий этап озвучивание героев с помощью специального микрофона. Далее мы смонтировали мультфильм в специальной компьютерной программе Adobe Premiere Pro и сохранили мультфильм в формате видео.

4. Сравнительный анализ мультфильмов собственного производства

В результате у меня получился готовый мультфильм продолжительностью 2 минуты 32 секунды. После долгих размышлений, я принял решение назвать мультфильм «Необитаемая дружба». Это название, на мой взгляд, полностью отражает задуманный смысл. Я решил провести сравнительный анализ мультфильмов, которые создал самостоятельно в прошлом году и сейчас. Первое с чего я начал, составил таблицу, в которой отобразил основные характеристики каждого из мультфильмов (Приложение Г).

На основании таблицы можно сделать следующие выводы:

- на создание мультфильма, при применении трех, четырех и более техник, затрачивается гораздо больше времени, но и результат того стоит. Мультфильм получается более продолжительный, интересный, с большим количеством сцен;

- персонажи мультфильма «Необитаемая дружба» были созданы на основе лепки из пластилина. Это требует намного больше кропотливости, усидчивости и терпения, способствуя при этом развитию воображения, мелкой моторики и творческой самореализации; 

- в мультфильме «Необитаемая дружба я наконец воспользовался пиксельной техникой анимации. Мне удалось на себе прочувствовать как же создаются столь необыкновенные мультфильмы, ролики, рекламные видео и даже клипы знаменитостей. Я часто видел в различных телепередачах, как профессионалы снимают людей на зеленом фоне и далее подставляют любую картинку на заднем фоне. Так и я, благодаря компьютерной программе, оказался в своем собственном мультфильме. Это был колоссальный опыт;

- есть в каждом из мультфильмов и нечто общее, безоговорочно объединяющее их: демонстрация детям и взрослым главных ценностей, ведущими из которых являются следующие: добро, зло и справедливость; бережное отношение к животным; любовь, ответственность и чувство долга; помощь людям, животным, забота о них.

Таким образом, мультфильмы несут не только развлекательный, но и воспитательный смысл.

5. Анкетирование

Мне стало интересно выяснить, какой же из моих мультфильмов больше понравился моим близким и друзьям. Я создал опросный лист, который изображен в Приложении Д.

Анкетирование «Определяем мой лучший мультфильм» проводилось среди моих близких родственников и друзей. В анкетирование приняло участие 47 респондентов. Опрашиваемым было предложено ответить на несколько вопросов. Возрастной состав опрошенных был от 8 до 65 лет. Итоги анкетирования:

Какой мультфильм Вам показался более интересным?

• «Победа Чика» – 0%;

• «Необитаемая дружба» – 45%;

• НЕ могу выбрать, оба мультфильма достойные – 55%.

В каком мультфильме на Ваш взгляд более захватывающий сюжет?

• «Победа Чика» – 0%;

• «Необитаемая дружба» –86 %;

• НЕ могу выбрать, оба мультфильма достойные – 14%.

Персонажи какого мультфильма у Вас вызвали больший интерес?

• «Победа Чика» – 9%;

• «Необитаемая дружба» – 68%;

• НЕ могу выбрать, оба мультфильма достойные – 23%.

Какой мультфильм достоин трансляции на телевидении?

• «Победа Чика» – 8%;

• «Необитаемая дружба» – 45%;

• НЕ могу выбрать, оба мультфильма достойные – 47%.

По итогам анкетирования (Гистограмма в Приложении Д) видно, что особый интерес вызвал мультфильм, созданный на основе лепки из пластилина «Необитаемая дружба», но все же большинство так и не смогли определиться какой мультфильм получился лучше (47% опрошенных). Причем, на гистограмме по возрастным предпочтениям (Приложение Д), я заметил, что детей, все-таки, больше заинтересовал мультфильм «Необитаемая дружба», а вот взрослые же не смогли определиться какой мультфильм лучше. Думаю, это связано с тем, что взрослые понимают какие труды были вложены в разработку каждого мультфильма и им хотелось оценить каждый мультфильм по достоинству.

Заключение

Рождение мультфильма – длительный и сложный процесс. Мой второй экспериментальный мультфильм получился длительностью 2 минуты 32 секунды. Для стороннего наблюдателя это очень немного, хотя работа, занявшая у меня 2 месяца, была проделана колоссальная. Именно так постепенно и познаются секреты анимационного мастерства. Я еще раз убедился: собственный мультфильм – это позитивные эмоции, хорошее настроение и интересный опыт.

Проведя сравнительный анализ самостоятельно созданных мультфильмов, я сделал вывод – не существует одного идеального способа или техники создания мультфильмов. Каждая техника по-своему хороша, и чем больше техник мы будем использовать при создании анимации, тем лучше, интересней и занимательней получится в итоге готовый мультфильм! Но я абсолютно точно подтвердил свою гипотезу: создавать мультфильм используя различные техники можно и даже нужно!

Проделав научную работу и получив еще один колоссальный опыт, я могу предложить следующие рекомендации по процессу создания мультфильмов:

  • не бояться придумать самый необычный сюжет, который только можно представить;

  • при создании персонажей, руководствоваться своими эмоциями и желаниями;

  • при съемке передний план должен быть открыт и не должен загораживает персонажей;

  • статичные предметы (фон) не должны быть подвижны в кадре;

  • в декорациях могут происходить изменения (подул ветер- ветки дерева качнулись, слетели листья и т.д.);

  • в кадр не должны попадать посторонние предметы (тени, руки аниматоров);

  • во время записи звука – абсолютная тишина в «студии»

Список литературы

  1. Иванов-Вано И. П. "Советское мультипликационное кино". М. "Знание", 1962

  2. Иванов-Вано И. П. "Рисованный фильм". М. 1950

  3. Красный Ю., Л. Курдюкова "Мультфильм руками детей". М., 2007. 175 с.

  4. Обучающий видеоролик: Создание рисованных мультфильмов. Полный процесс создания традиционной анимации на примере Дисней https://www.youtube.com/watch?v=xcckLQKJxbY

  5. Обучающий видеоролик: Учимся рисовать раскадровки https://www.youtube.com/watch?v=C1B0V0_fvN4

  6. Пунько Н.П, Дунаевская О.В. Секреты детской мультипликации: перекладка: методическое пособие. – М.: Линка-Пресс, 2017 г.

  7. Статья Тренды в Мировой анимации 2023 год- https://skillbox.ru/media/design/animacia2023/?ysclid=llv5dg99h8217175405

  8. Статья Анимация как современный вид видеопроизводства - https://ruwest.ru/food-drink/113956/?ysclid=llv573yztv187234942

Приложение А

Тренды в анимации 2023

ИГРОВАЯ ФРАНШИЗА

2D И 3D АНИМАЦИЯ

ЭКОСИСТЕМЫ

МУЗЫКА

АНИМИРОВАННЫЕ ЛОГО

УПРОЩЕНИЕ АНИМАЦИИ

Приложение Б

Основные этапы сюжета

Приложение В

В творческом процессе создания «Необитаемой дружбы»

Приложение Г

Таблица: Отличительные характеристики мультфильмов

Критерии

«Победа Чика»

«Необитаемая дружба»

Продолжительность

50 секунд

2 минуты 32 секунды

Сюжет

Простой и понятный, о взаимоотношениях животных

Понятный, более сложный, о взаимоотношениях человека и животного

Направленность

Воспитательно-развлекательная

Воспитательно-развлекательная

Юмор

Добрый, безобидный

Добрый, безобидный

Персонажи

Животные

Человек и животные

Характер персонажей

Делятся на 2 типа положительные и отрицательные (добрая птичка «Чик» и злые Лиса и медведь)

Оба персонажа добрые, но оказываются в непредвиденной, нелепой ситуации.

Способы анимации

Перекладная

Пластилиновая, коллажная, перекладная, пиксельная

Затраты времени, трудоемкость

На создание мультфильма ушло около 2 недель

На создание мультфильма ушло около 2 месяца

Чему учит мультфильм

Добро побеждает зло

Внимательности, отзывчивости, дружбе

Приложение Д

Опросный лист

Просим Вас выразить свое мнение по поводу просмотренных мультфильмов «Победа Чика» и «Необитаемая дружба».

1. Просьба указать Ваши фамилию и имя, ваш возраст

__________________________________________________________

2. Какой мультфильм Вам показался более интересным?

«Победа Чика»

«Необитаемая дружба»

НЕ могу выбрать, оба мультфильма достойные

3. В каком мультфильме на Ваш взгляд более захватывающий сюжет?

«Победа Чика»

«Необитаемая дружба»

НЕ могу выбрать, оба мультфильма достойные

4. Персонажи какого мультфильма у Вас вызвали больший интерес?

«Победа Чика»

«Необитаемая дружба»

НЕ могу выбрать, оба мультфильма достойные

5. Какой мультфильм достоин трансляции на телевидении?

«Победа Чика»

«Необитаемая дружба»

НЕ могу выбрать, оба мультфильма достойные

Результаты опроса

Просмотров работы: 8