Введение
Очень долго мультипликация представляла собой развлечение для «самых маленьких». За годы развития появились различные техники её создания. Сегодня всё чаще применяют компьютерную графику, анимация больше не является простой зарисовкой, с ее помощью создается реклама, видеоклипы, мультфильмы, фильмы.
Термин «анимация» является синонимом «мультипликации», употребляющийся исключительно в русском кинематографе.
В своей проектной работе я рассматриваю старую технику эффектов в кино и на телевидении. Эта техника называется стоп-моушен (stop-motion) или покадровая предметная анимация. Это один из видов анимации, когда фотокадры соединяются в видеоряд. Всё, что требуется – фантазия, терпение и некоторые нехитрые знания. Для сценария можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей) или придумать свой. Этот вид мультипликации поможет компенсировать неумение рисовать и работать с программами по созданию компьютерной анимации.К тому же развивается: наблюдательность, интерес к окружающему миру, речь, артистизм, моторика, навыки работы с разными материалами (пластилин, бумага), навыки работы с гаджетами и различными программами, умение доводить до конца задуманное.
Цель моей проектной работы: создать анимационный познавательный мультфильм о государственном символе России в технике stop-motion.
Задачи:
1. Узнать, что такое анимация и какие ее виды бывают.
2. Дать определение stop-motion (стоп-моушен).
3. Исследовать способы создания stop-motion анимации в различных техниках.
4. Разобраться в том, как создать свой stop-motion (стоп-моушен) анимационный мультфильм.
5. Создать познавательный мультипликационный фильм в рассматриваемой технике.
Если раскрыть секреты создания анимации, то даже ученик начальной школы сможет сам сделать свои учебные, обучающие, познавательные или развлекательные мультфильмы и фильмы.
Теоретическая часть.
1.1. Анимация и её виды
В переводе «аnimаtion» (анимация) означает «оживление», «одушевление». Это технические приёмы создания иллюзии движущихся объектов с помощью последовательно перемещающихся кадров.
В настоящее время с появлением графических программ на ПК художники получили возможность создавать двухмерную и трехмерную анимацию.
Основное различие между 2D и 3D-анимацией заключается в итоговой картинке (рис.3., прил. 1). 2D-анимацию можно сравнить с плоской картинкой, фотографией. 3D-анимация позволяет создать реалистичные объекты, которые можно рассмотреть со всех ракурсов, включая переднюю, заднюю, верхнюю и нижнюю части.
Началом эпохи анимации считается 28 октября. Именно в этот день в 1892 году в Париже художник и изобретатель Эмиль Рейно продемонстрировал зрителям «оптический театр» с помощью изобретённого аппарата «праксиноскопа» (рис 1., прил.1). Это был прибор с множеством картинок и вращающимся зеркальным барабаном. Барабан вращался – картинки оживали (рис 2., прил.1).
Так появилась классическая рисованная анимация, которая с течением временем совершенствовалась и перешла в ручное рисование каждого персонажа на тонкой бумаге или прозрачной пленке и соединение их фото в видеоряде (прил.2).
Наряду с классической рисованной анимацией в 1898 году появиласьстоп-моушен анимация (stop-motion - в пер. с англ. «остановка движения») (рис.5., прил. 1). При создании автор двигает предметы руками и фиксирует на фото каждое такое перемещение. В то время использовалось 12 кадров в секунду, сейчас 24 кадра.
В 1940-х годах при сьемке мультфильмов стали применяться метод фотоперекладки, или ротоскопирование (рис 4., прил. 1).
Заключалась технология в следующем: сначала на кинокамеру снималась игра живых актёров, а потом плёнка покадрово перерисовывалась на бумагу. Это позволяло не только сделать движения персонажа реалистичными, но и передать правильный светотеневой рисунок.
В 50-е годы практически все человеческие персонажи наших мультфильмов были созданы с помощью ротоскопирования. В итоге не только в пластике, но и во внешности многих персонажей просматриваются черты актеров, с которых они срисованы (прил. 3).
Таким образом способы создания анимации определили ее виды: классическая рисованная анимация; стоп-моушен анимация; ротоскопирование; 2d и 3d-анимация.
А именно стоп-моушен анимация может компенсировать неумение рисовать и работать с программами по созданию компьютерной анимации.
Что такое stop-motion (стоп-моушен) анимация?
Стоп-моушен (stop-motion) анимация – это покадровая съемка сцен, с минимальными изменениями в каждом кадре, объединенные монтажом, благодаря которому создается иллюзия того, что предметы двигаются самостоятельно. В сюжете могут использоваться объемные или плоские фигуры и предметы, фотографии, рисованные картинки и др. Это напоминает блокнот, на каждом листе которого нарисован персонаж. Если быстро листать страницы, кажется, что он выполняет какое-либо действие.
В 1936 г. по приказу Иосифа Сталина была создана легендарная мультипликационная студия нашей страны «Союзмультфильм». При создании всех мультфильмов использовался один способ – покадровая съемка. Представьте себе, какой это трудоемкий процесс: если мультфильм идет всего десять минут со скоростью 24 кадра в секунду, то для него нужно снять более 14 тысяч кадров и создать более 14 тысяч рисунков (прил. 4).
Stop-motion (стоп-моушен) является одной из традиционных видов анимации, стоявших у истоков развития кинематографа, которая все еще не потеряла своей актуальности.
Сегодня данный вид анимации используют при создании рекламы, пластилиновой и кукольной анимации, музыкальных клипов и видеоарта, мультфильмах. Графика достаточно простая, без лишних деталей, может быть и объёмной, и плоской. Отличается от других видов тем, что персонажи совершают прерывистые движения и требует меньше времени и затрат.
Еще один важный момент в истории стоп-моушен случился, когда аниматоры начали использовать пластилин для создания своих персонажей. Пластилиновая стоп-моушен анимация существовала и раньше, однако активно к ней прибегать мультипликаторы начали лишь в 50-х годах. Известные пластилиновые мультфильмы СССР я представил в приложении (прил. 5).
Способы создания stop-motion анимации
Классификация анимации с покадровой съемкой на сегодняшний день достаточно велика. Разделяют её в зависимости от способов создания, цели создания, продолжительности и др. (табл.1., прил. 6). Основной является классификация по способам создания, т.е. в сюжете могут использоваться объемные или плоские фигуры и предметы, фотографии, краски, куклы, сыпучие предметы, пластилин, люди и др. Существует восемь таких способов создания мультипликации. Рассмотрим их далее.
1. Пластилиновая анимация – это уникальная техника создания мультфильмов с помощью фигурок, сделанных из пластилина. Она включает в создание персонажей и (зачастую) окружающего их фона (прил. 5).
2. Кукольная анимация. Она очень похожа на пластилиновую, за исключением того, что фигурки уже полностью сделаны и не меняются во время съемок (рис. 1., прил. 7).
3. Вырезанная анимация – это техника производства мультфильмов с использованием плоских персонажей, бутафории и фонов, вырезанных из различных материалов (картона, фотографий и т.д.) (рис. 2. прил. 7).
4. Pixilation – это одна из самых непростых анимационных техник. Она представляет собой живых актеров, меняющих свое положение для каждого нового кадра (рис.5., прил. 7).
5. Предметная анимация включает в себя анимированное движение ненарисованных объектов: игрушек, конструктора и т.д. (рис. 3., прил. 7).
6. Масляная анимация. Самая медленная по производству техника анимации из всех. Аниматор вырисовывает кадр художественным маслом на стекле специального стола, который называется «анимационный станок». Станок обычно имеет 2-3 стеклянных слоя. На самом нижнем может быть нарисован фон, на среднем предметы, а на верхнем – персонажи (рис.7., прил. 7).
7. Перекладная анимация. Так же используется «станок». На стекле размещают плоских марионеток, вырезанных из бумаги или картона (рис.6., прил. 7).
8. Сыпучая анимация. В этой технике используют сыпучие вещества. Они могут быть какими угодно, лишь бы из них можно было удобно кисточкой как бы вырисовывать на стекле: молотый кофе, песок, сахар, крупы, бисер и т п. (рис.4., прил. 7).
2. Практическая часть.
Создание анимационного познавательного мультфильма
«История герба России»
При создании своего анимационного мультфильма первым шагом является поиск темы, идеи и персонажей.
На одном из уроков «Разговоры о важном», проводимом нашим учителем по понедельникам, я узнал, что герб – это отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Тогда я задумался: «Почему в нашей стране именно такой герб с красивым двуглавым орлом?».
Я горжусь своей страной, в которой есть замечательная история герба, поэтому решил снять о нём короткометражный мультфильм (до 3-х минут), который будет познавательным. Его можно использовать в школе на урочных, внеурочных занятиях «Разговоры о важном», тематических классных часах. Использовал я литературу и журналы из библиотеки, интернет-библиотеки, а также информацию с официальных сайтов РФ.
Шаг 2. Необходимо продумать сюжет, а по нему написать сценарий, в нём пронумеровать сцены и описать основные действия персонажей. Это нужно для того, чтобы прейти к шагу 3 и сделать раскадровку по каждой пронумерованной сцене. Раскадровка – это рассказ сюжета в картинках, своего рода комикс, но без текста. В раскадровке сцены разбивается на отдельные кирпичики, из которых складывается сюжет.
В моей раскадровке 10 сцен, каждая сцена включает разное количество кадров.
Когда я снимал свой мультфильм, то понял, что раскадровку необходимо держать рядом, чтобы было визуальное видение будущего мультфильма и, чтобы не забыть включить в сюжет какую-либо сцену. Такую ошибку я совершил, из-за чего переснимал мультфильм.
Пример своей раскадровки я представил в приложении (рис. 2б., прил. 6).
Шаг 4. Приступаем к подготовке объектов съемки, аппаратуры и инвентаря.
Я решил делать вырезанную анимацию, потому что мультфильма по моей теме в данной технике нет в Internet. Я заранее нарисовал свои объекты и персонажи, раскрасил их и вырезал. Из аппаратуры мне понадобился телефон с камерой. Обязателен штатив, чтобы снимки получались с одного ракурса и без смещения. В качестве фона я использовал белый лист бумаги.
Шаг 5. Создание кадров. Я фотографировал покадрово каждый предмет, смещая его на 3-4 мм. В итоге у меня получилось 624 кадра. Пример кадров своего мультфильма я представил в приложении (прил.8).
Количество кадров напрямую влияет на результат. Чем больше кадров в секунду содержит видео, тем более плавными выглядят передвижения персонажа.
Шаг 6. Монтаж. Для видеомонтажа можно скачать и использовать любое удобное приложение. Я расскажу, как работать в приложении для создания и редактирования видео inShot (рис.3, прил.6). Это приложение очень легкое в управлении, его можно установить на компьютер или телефон, оно бесплатное, не требует специальных умений и включает много полезных инструментов
Откройте inShot-видеоредактор. В открывшемся окне нажмите кнопку внизу экрана «видео», затем «новый», вверху экрана - вкладку «фото» и добавьте нужные вам фотографии.
По необходимости удалите или поверните какие-то снимки, нажав сначала внизу экрана на само фото, а потом на кнопки «обрезать, поворот, замена и др.», «удалить».
Задайте время длительности кадра в поле «Время» внизу экрана. Для получения качественной иллюзии видео необходима длительность кадра – 0,3 сек. Чем меньше у вас фотографий, тем больше должна быть длительность слайдов. Поэкспериментируйте.
Чтобы добавить к видео музыку, нажмите «Музыка» и выберите саундтрек из вашей коллекции или видеоредактора.
Изменить громкость воспроизведения добавленной музыки можно, нажав на кнопку «Объём».
Если вам нужны комментарии к происходящему в кадре или если вы делаете комментированное видео, добавить титры используйте кнопку «Текст». А дополнительную картинку на фото можно добавить, используя кнопку «Pip».
Сохраните ваш клип в нужном формате, используя кнопку в правом верхнем углу экрана.
Анимационный мультфильм в технике стоп-моушен «История герба России» готов (https://disk.yandex.ru/i/BqMXRroUODkscA).
Итак, для создания стоп-моушен нужны: идея, сценарий, заготовки нарисованных или распечатанных картинок персонажей, надписей или объемные фигурки, предметы; фон; камера со штативом, звуковая дорожка, звуковое сопровождение.
Заключение
В результате исследования я:
узнал историю развития анимации и ее классификацию.
изучил виды и способы создания анимации;
изучил и описал процесс создания анимационного мультфильма с использованием программы inShot -видеоредактор в технике стоп-моушен.
понял, что создание мультфильмов - процесс кропотливый, творческий и увлекательный, а мультипликация может быть не только развлекательной, но и образовательной, обучающей, воспитательной, познавательной.
разработал учебный анимационный мультфильм (прил. 8, https://disk.yandex.ru/i/BqMXRroUODkscA), который можно использовать в школе на урочных, внеурочных занятиях «Разговоры о важном», тематических классных часах, поскольку важно знать историю своей страны, области, родного края и значение государственных символов. В современном мире эта проблема является одной из актуальных, так как каждый день в мире разгораются новые конфликты, идет борьба за территорию и влияние и так важно иметь правильное представление о важных исторических и государственных понятиях.
Цель достигнута, задачи выполнены.
Теперь я знаю, что создавать учебные короткометражные и полнометражные мультфильмы и фильмы можно с помощью несложной техники.
В будущем я планирую продолжить исследовать способы и методы создания анимации с использованием компьютерных программы.
Список используемой литературы и источников
Кузнецов, А. П. Символы отечества: иллюстрированная книга для детей / Александр Павлович Кузнецов. – Москва: Рид Групп: Национальное образование, 2011. – 56 с.: ил.
Можейко, И.В. Государственная символика России: История и современность: Пособие для общеобразоват. учреждений / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева; М-во образования Рос. Федерации. - Москва: ЦНСО, 2003 (ОАО Яросл. полигр. комб.). – 221с.: ил.
Монахов В. Новые-старые цвета России, или как возвращали орла [Текст] / Монахов В. // Обозреватель. – 1994. – № 1.
Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учеб. пособие для 5-9 кл. / Е. В. Пчелов. – Москва: Рус. слово, 2002 (Вологда: ООО ПФ Полиграфист). – 133 с.: ил.
Силаев, А.Г. Истоки русской геральдики / А. Г. Силаев. - Москва: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. – 238 с.: ил.
Государственная символика [Электронный ресурс]. – URL:: http://www.statesymbol.ru / Государственная символика (дата обращения: 22.01.2024).
История мультипликации [Электронный ресурс]. – URL:: http://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_multiplikacii.html / История мультипликации (дата обращения: 22.01.2024).
Что такое мультипликация [Электронный ресурс]. – URL:: https://www.velesvideo.ru/multiplikacia.html / Что такое мультипликация (дата обращения: 22.01.2024).
Приложение 1
Рис. 1. Праксиноскоп Рис.2. Оптический театр Эмиля Рейно
Рис. 3. Различие между Рис. 4. Процесс фотоперекладки
3D и 2D-анимацией (ротоскопирование)
Рис. 5. «Цирк Шалтая-Болтая» 1898 г., техника стоп-моушен
Приложение 2
Примеры кадров классической рисованной анимации
Приложение 3
Примеры персонажей мультфильмов, созданных с помощью ротоскопирования
Приложение 4
Примеры кадров рисованной анимации
Приложение 5
Известные пластилиновые мультфильмы СССР в технике стоп-моушен
Кадр из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад» Творческое объединение «Экран», 1975 |
Кадр из мультфильма «Пластилиновая ворона» Творческое объединение «Экран», 1981 |
|
Кадр из мультфильма «Новогодняя песенка Деда Мороза» Творческое объединение «Экран», 1982 |
Кадр из мультфильма «Падал прошлогодний снег» Творческое объединение «Экран», 1983 |
|
Кадр из мультфильма «Тяп, ляп - маляры» киностудия «Союзмультфильм», 1984 |
Кадр из мультфильма «Брэк!» студия «Союзмультфильм», 1985 |
Приложение 6
По способу создания |
По цели создания мультфильмы бывают |
По производству |
По продолжительности |
По возрастным интересам |
·Пластилиновая · Кукольная · Вырезанная · Рисованная · Сыпучая · Предметная · С актерами · Перекладная |
· Развивающие · Образовательные · Обучающие · Воспитательные · Познавательные · Развлекательные |
·Российские · Японские · Французские ·Американские · Английские и т. д. |
· Короткометражные (длительностью до 45 минут); · Полнометражные (более 45 минут). |
· Детские · Взрослые · Для подростков |
Табл.1. Классификация стоп-моушен анимации
Рис.2а. Пример раскадровки к мультфильму Рис.2б. Раскадровка мультфильма
Милюхина Гордея
Рис.3. Приложение для создания и редактирования видео inShot
Приложение 7
Рис. 1. Кукольная анимация Рис. 2. Вырезанная анимация
Рис. 3. Предметная анимация Рис.4. Сыпучая анимация
Рис.5. Pixilation анимация Рис.7. Масляная анимация
Рис. 6. Перекладная анимация
Приложение 8
Кадры из анимационного мультфильма «История герба России»
в технике стоп-моушен (stop-motion). Автор Милюхин Гордей
https://disk.yandex.ru/i/BqMXRroUODkscA