Анимационный познавательный мультфильм в технике стоп-моушен (stop-motion)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Анимационный познавательный мультфильм в технике стоп-моушен (stop-motion)

Милюхин Г.В. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 197 г. Екатеринбург
Асабова О.С. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 197 г. Екатеринбург
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Очень долго мультипликация представляла собой развлечение для «самых маленьких». За годы развития появились различные техники её создания. Сегодня всё чаще применяют компьютерную графику, анимация больше не является простой зарисовкой, с ее помощью создается реклама, видеоклипы, мультфильмы, фильмы.

Термин «анимация» является синонимом «мультипликации», употребляющийся исключительно в русском кинематографе.

В своей проектной работе я рассматриваю старую технику эффектов в кино и на телевидении. Эта техника называется стоп-моушен (stop-motion) или покадровая предметная анимация. Это один из видов анимации, когда фотокадры соединяются в видеоряд. Всё, что требуется – фантазия, терпение и некоторые нехитрые знания. Для сценария можно использовать готовые художественные произведения (рассказы, сказки, стихи с познавательной идеей) или придумать свой. Этот вид мультипликации поможет компенсировать неумение рисовать и работать с программами по созданию компьютерной анимации.К тому же развивается: наблюдательность, интерес к окружающему миру, речь, артистизм, моторика, навыки работы с разными материалами (пластилин, бумага), навыки работы с гаджетами и различными программами, умение доводить до конца задуманное.

Цель моей проектной работы: создать анимационный познавательный мультфильм о государственном символе России в технике stop-motion.

Задачи:

1. Узнать, что такое анимация и какие ее виды бывают.

2. Дать определение stop-motion (стоп-моушен).

3. Исследовать способы создания stop-motion анимации в различных техниках.

4. Разобраться в том, как создать свой stop-motion (стоп-моушен) анимационный мультфильм.

5. Создать познавательный мультипликационный фильм в рассматриваемой технике.

Если раскрыть секреты создания анимации, то даже ученик начальной школы сможет сам сделать свои учебные, обучающие, познавательные или развлекательные мультфильмы и фильмы. 

  1. Теоретическая часть.

1.1. Анимация и её виды

В переводе «аnimаtion» (анимация) означает «оживление», «одушевление».  Это технические приёмы создания иллюзии движущихся объектов с помощью последовательно перемещающихся кадров.

В настоящее время с появлением графических программ на ПК художники получили возможность создавать двухмерную и трехмерную анимацию.

Основное различие между 2D и 3D-анимацией заключается в итоговой картинке (рис.3., прил. 1). 2D-анимацию можно сравнить с плоской картинкой, фотографией. 3D-анимация позволяет создать реалистичные объекты, которые можно рассмотреть со всех ракурсов, включая переднюю, заднюю, верхнюю и нижнюю части.

Началом эпохи анимации считается 28 октября. Именно в этот день в 1892 году в Париже художник и изобретатель Эмиль Рейно продемонстрировал зрителям «оптический театр» с помощью изобретённого аппарата «праксиноскопа» (рис 1., прил.1). Это был прибор с множеством картинок и вращающимся зеркальным барабаном. Барабан вращался – картинки оживали (рис 2., прил.1).

Так появилась классическая рисованная анимация, которая с течением временем совершенствовалась и перешла в ручное рисование каждого персонажа на тонкой бумаге или прозрачной пленке и соединение их фото в видеоряде (прил.2).

Наряду с классической рисованной анимацией в 1898 году появиласьстоп-моушен анимация (stop-motion - в пер. с англ. «остановка движения») (рис.5., прил. 1). При создании автор двигает предметы руками и фиксирует на фото каждое такое перемещение. В то время использовалось 12 кадров в секунду, сейчас 24 кадра.

В 1940-х годах при сьемке мультфильмов стали применяться метод фотоперекладки, или ротоскопирование (рис 4., прил. 1).

Заключалась технология в следующем: сначала на кинокамеру снималась игра живых актёров, а потом плёнка покадрово перерисовывалась на бумагу. Это позволяло не только сделать движения персонажа реалистичными, но и передать правильный светотеневой рисунок.

В 50-е годы практически все человеческие персонажи наших мультфильмов были созданы с помощью ротоскопирования. В итоге не только в пластике, но и во внешности многих персонажей просматриваются черты актеров, с которых они срисованы (прил. 3).

Таким образом способы создания анимации определили ее виды: классическая рисованная анимация; стоп-моушен анимация; ротоскопирование; 2d и 3d-анимация.

А именно стоп-моушен анимация может компенсировать неумение рисовать и работать с программами по созданию компьютерной анимации.

    1. Что такое stop-motion (стоп-моушен) анимация?

Стоп-моушен (stop-motion) анимация – это покадровая съемка сцен, с минимальными изменениями в каждом кадре, объединенные монтажом, благодаря которому создается иллюзия того, что предметы двигаются самостоятельно. В сюжете могут использоваться объемные или плоские фигуры и предметы, фотографии, рисованные картинки и др. Это напоминает блокнот, на каждом листе которого нарисован персонаж. Если быстро листать страницы, кажется, что он выполняет какое-либо действие.

В 1936 г. по приказу Иосифа Сталина была создана легендарная мультипликационная студия нашей страны «Союзмультфильм». При создании всех мультфильмов использовался один способ – покадровая съемка. Представьте себе, какой это трудоемкий процесс: если мультфильм идет всего десять минут со скоростью 24 кадра в секунду, то для него нужно снять более 14 тысяч кадров и создать более 14 тысяч рисунков (прил. 4).

Stop-motion (стоп-моушен) является одной из традиционных видов анимации, стоявших у истоков развития кинематографа, которая все еще не потеряла своей актуальности.

Сегодня данный вид анимации используют при создании рекламы, пластилиновой и кукольной анимации, музыкальных клипов и видеоарта, мультфильмах. Графика достаточно простая, без лишних деталей, может быть и объёмной, и плоской. Отличается от других видов тем, что персонажи совершают прерывистые движения и требует меньше времени и затрат.

Еще один важный момент в истории стоп-моушен случился, когда аниматоры начали использовать пластилин для создания своих персонажей. Пластилиновая стоп-моушен анимация существовала и раньше, однако активно к ней прибегать мультипликаторы начали лишь в 50-х годах. Известные пластилиновые мультфильмы СССР я представил в приложении (прил. 5).

    1. Способы создания stop-motion анимации

Классификация анимации с покадровой съемкой на сегодняшний день достаточно велика. Разделяют её в зависимости от способов создания, цели создания, продолжительности и др. (табл.1., прил. 6). Основной является классификация по способам создания, т.е. в сюжете могут использоваться объемные или плоские фигуры и предметы, фотографии, краски, куклы, сыпучие предметы, пластилин, люди и др. Существует восемь таких способов создания мультипликации. Рассмотрим их далее.

1. Пластилиновая анимация – это уникальная техника создания мультфильмов с помощью фигурок, сделанных из пластилина. Она включает в создание персонажей и (зачастую) окружающего их фона (прил. 5).

2. Кукольная анимация. Она очень похожа на пластилиновую, за исключением того, что фигурки уже полностью сделаны и не меняются во время съемок (рис. 1., прил. 7).

3. Вырезанная анимация – это техника производства мультфильмов с использованием плоских персонажей, бутафории и фонов, вырезанных из различных материалов (картона, фотографий и т.д.) (рис. 2. прил. 7).

4. Pixilation – это одна из самых непростых анимационных техник. Она представляет собой живых актеров, меняющих свое положение для каждого нового кадра (рис.5., прил. 7).

5. Предметная анимация включает в себя анимированное движение ненарисованных объектов: игрушек, конструктора и т.д. (рис. 3., прил. 7).

 6. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Масляная анимация. Самая медленная по производству техника анимации из всех. Аниматор вырисовывает кадр художественным маслом на стекле специального стола, который называется «анимационный станок». Станок обычно имеет 2-3 стеклянных слоя. На самом нижнем может быть нарисован фон, на среднем предметы, а на верхнем – персонажи (рис.7., прил. 7).

7. Перекладная анимация. Так же используется «станок». На стекле размещают плоских марионеток, вырезанных из бумаги или картона (рис.6., прил. 7).

8. Сыпучая анимация. В этой технике используют сыпучие вещества. Они могут быть какими угодно, лишь бы из них можно было удобно кисточкой как бы вырисовывать на стекле: молотый кофе, песок, сахар, крупы, бисер и т п. (рис.4., прил. 7).

2. Практическая часть.

Создание анимационного познавательного мультфильма

«История герба России»

При создании своего анимационного мультфильма первым шагом является поиск темы, идеи и персонажей.

На одном из уроков «Разговоры о важном», проводимом нашим учителем по понедельникам, я узнал, что герб – это отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах. Тогда я задумался: «Почему в нашей стране именно такой герб с красивым двуглавым орлом?».

Я горжусь своей страной, в которой есть замечательная история герба, поэтому решил снять о нём короткометражный мультфильм (до 3-х минут), который будет познавательным. Его можно использовать в школе на урочных, внеурочных занятиях «Разговоры о важном», тематических классных часах. Использовал я литературу и журналы из библиотеки, интернет-библиотеки, а также информацию с официальных сайтов РФ.

Шаг 2. Необходимо продумать сюжет, а по нему написать сценарий, в нём пронумеровать сцены и описать основные действия персонажей. Это нужно для того, чтобы прейти к шагу 3 и сделать раскадровку по каждой пронумерованной сцене. Раскадровка – это рассказ сюжета в картинках, своего рода комикс, но без текста.  В раскадровке сцены разбивается на отдельные кирпичики, из которых складывается сюжет.

В моей раскадровке 10 сцен, каждая сцена включает разное количество кадров.

Когда я снимал свой мультфильм, то понял, что раскадровку необходимо держать рядом, чтобы было визуальное видение будущего мультфильма и, чтобы не забыть включить в сюжет какую-либо сцену. Такую ошибку я совершил, из-за чего переснимал мультфильм.

Пример своей раскадровки я представил в приложении (рис. 2б., прил. 6).

Шаг 4. Приступаем к подготовке объектов съемки, аппаратуры и инвентаря.

Я решил делать вырезанную анимацию, потому что мультфильма по моей теме в данной технике нет в Internet. Я заранее нарисовал свои объекты и персонажи, раскрасил их и вырезал. Из аппаратуры мне понадобился телефон с камерой. Обязателен штатив, чтобы снимки получались с одного ракурса и без смещения. В качестве фона я использовал белый лист бумаги.

Шаг 5. Создание кадров. Я фотографировал покадрово каждый предмет, смещая его на 3-4 мм. В итоге у меня получилось 624 кадра. Пример кадров своего мультфильма я представил в приложении (прил.8).

Количество кадров напрямую влияет на результат. Чем больше кадров в секунду содержит видео, тем более плавными выглядят передвижения персонажа.

Шаг 6. Монтаж. Для видеомонтажа можно скачать и использовать любое удобное приложение. Я расскажу, как работать в приложении для создания и редактирования видео inShot (рис.3, прил.6). Это приложение очень легкое в управлении, его можно установить на компьютер или телефон, оно бесплатное, не требует специальных умений и включает много полезных инструментов

  1. Откройте inShot-видеоредактор. В открывшемся окне нажмите кнопку внизу экрана «видео», затем «новый», вверху экрана - вкладку «фото» и добавьте нужные вам фотографии.

  2. По необходимости удалите или поверните какие-то снимки, нажав сначала внизу экрана на само фото, а потом на кнопки «обрезать, поворот, замена и др.», «удалить».

  3. Задайте время длительности кадра в поле «Время» внизу экрана. Для получения качественной иллюзии видео необходима длительность кадра – 0,3 сек. Чем меньше у вас фотографий, тем больше должна быть длительность слайдов. Поэкспериментируйте.

  4. Чтобы добавить к видео музыку, нажмите «Музыка» и выберите саундтрек из вашей коллекции или видеоредактора.

  5. Изменить громкость воспроизведения добавленной музыки можно, нажав на кнопку «Объём».

  6. Если вам нужны комментарии к происходящему в кадре или если вы делаете комментированное видео, добавить титры используйте кнопку «Текст». А дополнительную картинку на фото можно добавить, используя кнопку «Pip».

  7. Сохраните ваш клип в нужном формате, используя кнопку в правом верхнем углу экрана.

Анимационный мультфильм в технике стоп-моушен «История герба России» готов (https://disk.yandex.ru/i/BqMXRroUODkscA).

Итак, для создания стоп-моушен нужны: идея, сценарий, заготовки нарисованных или распечатанных картинок персонажей, надписей или объемные фигурки, предметы; фон; камера со штативом, звуковая дорожка, звуковое сопровождение.

 

 

 

 

 

Заключение

В результате исследования я:

  • узнал историю развития анимации и ее классификацию.

  • изучил виды и способы создания анимации;

  • изучил и описал процесс создания анимационного мультфильма с использованием программы inShot -видеоредактор в технике стоп-моушен.

  • понял, что создание мультфильмов - процесс кропотливый, творческий и увлекательный, а мультипликация может быть не только развлекательной, но и образовательной, обучающей, воспитательной, познавательной.

  • разработал учебный анимационный мультфильм (прил. 8, https://disk.yandex.ru/i/BqMXRroUODkscA), который можно использовать в школе на урочных, внеурочных занятиях «Разговоры о важном», тематических классных часах, поскольку важно знать историю своей страны, области, родного края и значение государственных символов. В современном мире эта проблема является одной из актуальных, так как каждый день в мире разгораются новые конфликты, идет борьба за территорию и влияние и так важно иметь правильное представление о важных исторических и государственных понятиях.

Цель достигнута, задачи выполнены.

Теперь я знаю, что создавать учебные короткометражные и полнометражные мультфильмы и фильмы можно с помощью несложной техники.

В будущем я планирую продолжить исследовать способы и методы создания анимации с использованием компьютерных программы.

 

Список используемой литературы и источников

  1. Кузнецов, А. П. Символы отечества: иллюстрированная книга для детей / Александр Павлович Кузнецов. – Москва: Рид Групп: Национальное образование, 2011. – 56 с.: ил.

  2. Можейко, И.В. Государственная символика России: История и современность: Пособие для общеобразоват. учреждений / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева; М-во образования Рос. Федерации. - Москва: ЦНСО, 2003 (ОАО Яросл. полигр. комб.). 221с.: ил.

  3. Монахов В. Новые-старые цвета России, или как возвращали орла [Текст] / Монахов В. // Обозреватель. – 1994. – № 1.

  4. Пчелов, Е. В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учеб. пособие для 5-9 кл. / Е. В. Пчелов. Москва: Рус. слово, 2002 (Вологда: ООО ПФ Полиграфист). 133 с.: ил.

  5. Силаев, А.Г. Истоки русской геральдики / А. Г. Силаев. - Москва: Гранд: Фаир-Пресс, 2002. – 238 с.: ил.

  6. Государственная символика [Электронный ресурс]. – URL:: http://www.statesymbol.ru / Государственная символика (дата обращения: 22.01.2024).

  7. История мультипликации [Электронный ресурс]. – URL:: http://www.letopis.info/themes/cinematograph/istorija_multiplikacii.html / История мультипликации (дата обращения: 22.01.2024).

  8. Что такое мультипликация [Электронный ресурс]. – URL:: https://www.velesvideo.ru/multiplikacia.html / Что такое мультипликация (дата обращения: 22.01.2024).

Приложение 1

Рис. 1. Праксиноскоп Рис.2. Оптический театр Эмиля Рейно

Рис. 3. Различие между Рис. 4. Процесс фотоперекладки

3D и 2D-анимацией (ротоскопирование)

Рис. 5. «Цирк Шалтая-Болтая» 1898 г., техника стоп-моушен

Приложение 2

Примеры кадров классической рисованной анимации

Приложение 3

Примеры персонажей мультфильмов, созданных с помощью ротоскопирования

Приложение 4

Примеры кадров рисованной анимации

Приложение 5

Известные пластилиновые мультфильмы СССР в технике стоп-моушен

Кадр из мультфильма

«Волк и семеро козлят на новый лад»

Творческое объединение «Экран», 1975

Кадр из мультфильма

«Пластилиновая ворона»

Творческое объединение «Экран», 1981

Кадр из мультфильма «Новогодняя песенка Деда Мороза»

Творческое объединение «Экран», 1982

Кадр из мультфильма

«Падал прошлогодний снег»

Творческое объединение «Экран», 1983

Кадр из мультфильма

«Тяп, ляп - маляры» 

киностудия «Союзмультфильм», 1984

Кадр из мультфильма «Брэк!» 

студия «Союзмультфильм», 1985

Приложение 6

По способу создания

По цели создания мультфильмы бывают

По производству

По продолжительности

По возрастным интересам

·Пластилиновая

· Кукольная

· Вырезанная

· Рисованная

· Сыпучая

· Предметная

· С актерами

· Перекладная

· Развивающие

· Образовательные

· Обучающие

· Воспитательные

· Познавательные

· Развлекательные

·Российские

· Японские

· Французские

·Американские

· Английские и т. д.

· Короткометражные (длительностью до 45 минут);

· Полнометражные (более 45 минут).

· Детские · Взрослые · Для подростков

Табл.1.  Классификация стоп-моушен анимации

Рис.2а. Пример раскадровки к мультфильму Рис.2б. Раскадровка мультфильма

Милюхина Гордея

Рис.3. Приложение для создания и редактирования видео inShot

Приложение 7

Рис. 1. Кукольная анимация Рис. 2. Вырезанная анимация

Рис. 3. Предметная анимация Рис.4. Сыпучая анимация

Рис.5. Pixilation анимация Рис.7. Масляная анимация

Рис. 6. Перекладная анимация

Приложение 8

Кадры из анимационного мультфильма «История герба России»

в технике стоп-моушен (stop-motion). Автор Милюхин Гордей

https://disk.yandex.ru/i/BqMXRroUODkscA

Просмотров работы: 32