Введение
Наука и технологии развиваются столь стремительно, что возникает необходимость серьёзно заниматься программированием, начиная с начальной школы. Дети сегодня достаточно уверенно чувствуют себя в цифровом мире, быстро привыкают пользоваться программными продуктами, гаджетами: телефонами, смартфонами, планшетами, компьютерами и др. Взрослые удивляются тому, как быстро дети всё это осваивают. Базовое понимание принципов программирования развивает мышление, обучает важным стратегиям для решения проблем, разработки проектов и, в дальнейшем, ребенок лучше справляется с решением возникающих задач.
Программирование позволяет научиться общаться с компьютером на «ты», управлять им и указывать ему, что необходимо сделать. Можно писать программы не только для себя и собственного развития, а также для людей, что будет приносить пользу всем. Подумайте, как удивятся Ваши друзья, узнав, что вы создали компьютерную игру, которая развивает память, внимательность и логику.
Поэтому я считаю, что программировать, не только интересно, но и полезно. И для того, чтобы начать программировать, не нужен особый склад ума, на самом деле нужны только желание, терпение и практика программирования.
Указанные доводы обусловили выбор темы проекта: «Разработка компьютерной игры в визуальной среде программирования Scratch».
Цель практического исследования:
Изучить возможности среды программирования Scratch для разработки компьютерной игры «Пончики Когтяузера» в жанре «найди пару» для развития внимания, мышления и быстроты реакции младших школьников.
В соответствии с поставленной целью определены задачи практического исследования:
Изучить особенности программирования на Scratch;
Ознакомиться с возможностями среды Scratch для разработки компьютерной игры;
Изучить классификации компьютерных игр;
Разработать компьютерную игру «Пончики Когтяузера» в жанре «найди пару».
Объект исследования:визуальная среда программирования Scratch.
Гипотеза: программирование - одна из сложных тем в информатике, но эти сложности можно легко преодолеть, создавая проекты в среде программирования Scratch.
Предмет исследования:технология создания игры.
Этапы создания проекта:
Изучение среды программирования Scratch;
Изучение классификации компьютерных игр;
Разработка компьютерной игры «Пончики Когтяузера» в жанре «найди пару»:
Создание графического оформления программы.
Конструирование логики игры.
Тестирование и отладка программы.
Выпуск игры.
Практическая значимость проекта
Разработанная компьютерная игра «Пончики Когтяузера» в жанре «найди пару», в визуальной среде программирования Scratch, будет использована на занятиях для школьников в МАУ ДО «Компьютерная школа» как программа для развития внимания, мышления и быстроты реакции детей младшего школьного возраста, а также для образовательных целей и изучения навыков программирования, как дидактический материал по изучению бесплатной среды программирования Scratch. Проект размещен на сайте Scratch для публичного доступа.
Среда программирования Scratch
Scratch — это визуальный язык, созданный для детей, удивительно простая среда программирования. С его помощью можно создавать самые разнообразные проекты, анимационные ролики, интерактивные истории, презентации, обучающие программы, игры и анимацию.
Название произошло от слова scratching — техники, используемой хип-хоп-ди-джеями, которые крутят виниловые пластинки вперед-назад руками для того, чтобы смешивать музыкальные темы. Scratch создан в 2007 году группой ученых Массачусетского технологического института (MIT), под руководством Митчелла Резника. Нужно отметить, что создатели Scratch спроектировали специальную среду программы, которая основана на языке Лого и конструктора Лего [1].
Секрет в том, что в Scratch нет слов (команд), которые нужно знать наизусть и уметь писать без ошибок. Писать программы в Scratch не сложнее, чем собирать конструктор Lego –команды присоединяются друг к другу как кирпичики (Приложение 1).
Дети с помощью Скретч познают азы программирования, участвуют в совместных проектах. Своими произведениями дети могут обмениваться с сообществом Скретч проектов (http://scratch.mit.edu) по всему миру. Скретч полностью бесплатен, его свободно можно загрузить с сайта разработчиков, как версию для Windows, так и для Linux [2].
Особенности программы Scratch:
создана специально для детей и подростков (8-16 лет);
простой интерфейс, который позволяет легко ориентироваться в среде;
красочный дизайн помогает привлекать внимание и удерживать его;
благодаря своей элементарности может служить не только для обучения детей, но и тех взрослых, которые не знакомы с основами программирования;
является свободно распространяемым программным продуктом.
Сфера применения программы Scratch широка:
создание презентации;
создание примитивных игр;
создание викторин;
создание тестов;
создание кроссвордов;
создание роликов;
создание анимации, мультфильмов.
Описание среды программирования Scratch
Интерфейс программы спроектирован и сделан в расчёте на детей, поэтому он максимально хорошо понимается интуитивно.
В переводе с английского глагол to scratch - «царапать», «скрести», «рыть когтями». Вероятно, поэтому символ программы - весёлый кот [3].
Главная область - это, конечно же, сцена, на ней отображаются результаты работы проекта. Чтобы на сцене что-нибудь происходило, необходимо создать спрайты – объекты. Спрайтами в Scratch называются все объекты по умолчанию. Спрайт – не только картинка, это объект, наделенный программным кодом и как следствие свойствами и способностями. Спрайту можно менять Костюм - это внешний вид объекта. Программный код составляется для каждого исполнителя отдельно, а также для сцены.
Программный код создается из блоков команд. Блоки команд Scratch распределены по нескольким разноцветным категориям.
Поведение объекта, можно описать набором простых действий:
движение;
внешний вид;
звук;
события;
управления;
сенсоры;
операторы;
переменные;
другие блоки.
Грамматика Scratch реализована через форму блоков команд: нельзя соединить друг с другом команды, форма которых несовместима. Основная масса блоков может «ставиться друг на друга», образуя «столбик» («стопку») (Приложение 2).
Классификации компьютерных игр для младших школьников
Применение игровых технологий (развивающих игр, тренажеров и т.д.) на занятиях наиболее активно способствует повышению мотивации учащихся к познанию нового материала. Игра – это наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Игра позволяет ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы. Развивающие игры очень хорошо уживаются с обычным повседневным обучением. Использование развивающих игр и игровых тренажеров является важным элементом учебно-воспитательного процесса, способствующий эффективному обучению. Развивающие компьютерные игры - это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, главной целью которых является развитие личности ребенка.
В качестве классификации, можно использовать следующие категории таких развивающих игр:
конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных частей фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Например, паззлы, тетрис, сложи узор.
программы, направленные на развитие зрительно-моторной координации ориентации ребенка в пространстве. Это различные лабиринты, по которым необходимо протащить предмет или игры, задачей которых является быстро поймать фигуру.
головоломки или игры на развитие логического мышления. Существует огромное количество различных вариантов головоломок, от простых - ребусы, до сложных. Такие игры развивают воображение, мышление.
игры на развитие внимания и памяти. Это сравнение картинок - найди отличия, найди пару, найди тень; поиск спрятанных предметов; запоминание картинок (игра «мемори»); что изменилось и т.д. Кроме произвольного внимания и памяти, развивается усидчивость, терпение [4].
Технология создания игры в программе Scratch
Компьютерная игра «Пончики Когтяузера» в жанре «найди пару» рассчитана на одного или нескольких пользователей в возрасте от 6 до 10 лет. Игра развивает память, внимательность и логику.
Цель игры: найти парные пончики.
Создадим игру «Пончики Когтяузера» в жанре «найди пару». В нашей версии на игровом поле будет располагаться 16 блюд, под которыми скроются любимые Когтяузером (персонажем мультфильма Зверополис) пончики. Нужно помочь Когтяузеру найти парные пончики, чтобы он мог насладиться их вкусом с друзьями. Если открыть одинаковые пончики — они останутся открытыми навсегда. Если нет, они закроются, и нужно будет искать пары среди всех оставшихся карт. Таким образом, игрок должен открыть все пончики поочерёдно.
В основе программирования лежит алгоритм. Алгоритм – это порядок действий.
Процесс создания проекта основан на базовой конструкции алгоритмов Ветвление, Повторение (цикл). Все языки программирования имеют специальные операторы (команды) для того, чтобы программа могла разветвляться в зависимости от того выполняется ли указанное условие или нет. Оператор ветвления называется условным оператором. В категории блоков управления есть 3 условных оператора. Блоки ветвления применяются, когда выполнение некоторого набора команд зависит от выполнения заданного условия.
Повторение (цикл) сложная структура. Подходит для случаев, когда одна или несколько команд выполняются несколько раз, в зависимости от исходного условия. Цикл – неоднократно повторяемый набор команд. В алгоритмизации повторяемая часть шагов называется телом цикла [5] (Приложение 3).
Технология создания игры:
Проектирование проекта оформление фона.
Начало игры в Scratch загружаем фон Игра из файла;
загружаем фон Кот из файла;
создаем (спрайт) пончиков, Нарисовать новый спрайт:
Для того, чтобы пончики появлялись случайным образом создаем один спрайт, который будет клонирован 16 раз и будет менять костюмы пончиков случайно;
загружаем (спрайт) пончиков из файла;
создаем переменные в нашей игре их 9, выбираем раздел «Переменные», нажимаем «Создать переменную» и задаём Имя переменной;
блок «Случайное число». Выбираем раздел «Другие блоки», нажимаем «Создать блок» и задаём название блока;
создаем список, выбираем раздел «Переменные», нажимаем «Создать список» и задаём Имя списку.
Проект «Пончики Когтяузера».
Чтобы начать игру необходимо прочитать условие, и запомнить, как располагаются парные пончики. Затем щелкать мышкой по блюду и открывать одинаковые картинки. Если открыть одинаковые пончики, то они останутся открытыми навсегда. Если нет, они закроются, и нужно будет искать пары среди всех оставшихся карт. Таким образом, игрок должен открыть все пончики поочерёдно.
Тестирование проекта.
В ходе работы и после ее завершения нужно обязательно тестировать все команды через зеленый флажок. Это можно сделать отдельно для каждой команды или для проекта в целом. Таким образом, всегда можно заметить ошибки и вовремя исправить их.
Сохранение проекта.
Для осуществления сохранения программного продукта - публикации программы на сайт http://scrаtch.mit.eduнеобходимо выполнить следующую последовательность действий:
создать учётную запись на сайте;
открыть свой проект в среде Scratch, выбрать пункт меню Файл, опубликовать на сайте, ввести необходимые данные и нажать ОК.
после загрузки проекта на сайт он появляется в Моих проектах.
Проект размещен на сайте Scratch.mit.edu.
https://scratch.mit.edu/projects/934104296
Заключение
Подводя итоги своей работы над данным проектом, необходимо отметить следующее:
Разработана игра «Пончики Когтяузера» в жанре «найди пару» в визуальной среде программирования Scratch.
При содействии научного руководителя нами была проведена апробация данной игры в объединении «Имитационное моделирование» для учащихся 4 класса.
При разработке проекта мною были изучены возможности в визуальной среде программирования Scratch, я приобрел опыт самостоятельного программирования, закрепил умения работать с переменными и управляющими операторами.
Созданный проект пополнит мое «портфолио» творческих разработок, им смогут воспользоваться педагоги на занятиях, а также мои друзья.
Сегодня мне нравится сам процесс программирования, но я буду совершенствовать свои знания и умения в среде программирования Scratch так, чтобы добиться высоких результатов.
Список литературы
URL:https://педпроект.рф
URL: http://dolschool.ucoz.ru/irina/organizacija_proektnoj_dejatelnosti_v_skretch.pdf
URL: http://www.uroki-scratch.narod.ru
URL:https://studbooks.net/1897624/pedagogika/opredelenie_osnovnye_ponyatiya_klassifikatsiya_primery_razvivayuschih_kompyuternyh_doshkolnikov
URL: https://100urokov.ru/predmety/algoritmicheskie-konstrukcii
Приложение 1
Среда программирования SCRATCH |
Приложение 2
Интерфейс программы |
Приложение 3
Условные операторы |
Повторение (цикл) |