«Щелкунчик»: scratch–проект по мотивам балета П. И. Чайковского

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Щелкунчик»: scratch–проект по мотивам балета П. И. Чайковского

Степанова В.А. 1
1ГБОУ лицей № 144 Калининского района Санкт-Петерубрга
Славинская О.М. 1
1ГБОУ лицей N144 Калининского района Санкт-Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность темы. Все люди любят музыку. Но многие мои друзья и знакомые знают только современные песни и плохо знакомы с прекрасной музыкой классических композиторов. Чтобы заинтересовать классической музыкой, познакомить с произведениями, можно воспользоваться современными возможностями и создать компьютерную игру по мотивам известных классических произведений. Игру, в которую будет интересно играть, узнавать новое и слышать гениальную музыку.

Цель работы – создание scratch–проекта (игры) по мотивам балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи:

  • Перечитать сказку Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

  • Знать музыку балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

  • Создать схему игры, придумать задания

  • В среде программирования Scratch создать героя

  • В Scratch написать коды всех задания

  • Дополнить игру аудио-фрагментами из балета Чайковского

  • Продублировать ход игры на английском языке

  • Создать заставку игры, озвучить героиню

Объект исследования – балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»

Предмет исследования – соединение балета «Щелкунчик» и языка программирования Scratch.

Научная гипотеза – соединение балета и компьютерной игры помогает лучше узнать балет.

Метод исследования. В работе использованы исторический, музыкально-теоретический, аналитический методы исследования, а также использования языка программирования Scratch.

Для воплощения своего проекта я решила обратиться к языку программирования Scratch. С помощью Scratch можно создавать интерактивные истории, игры и собственные мультфильмы. Здесь есть интересные герои, фоны; из блоков можно запрограммировать разные задания: вопросы, превращения, музыкальные загадки, лабиринты и многое другое. С помощью Scratch можно также создать собственных героев и фоны и поместить их в свой проект. Поэтому для своей игры, которую я создаю для одноклассников и друзей я выбрала Scratch. В осуществлении некоторых идей мне помогло пособие Д.В. Голикова «42 проекта Scratch 3 для юных программистов» [1]. Например, здесь содержатся номера нот, что стало очень важным справочным материалом для некоторых заданий в «Щелкунчике», а также таблица длительностей нот и пауз [1, с. 91]. Также важными источниками стали сказка Э.Г. Гофмана и ноты балета П.И. Чайковского.

Глава 1. Балет «Щелкунчик» и Scratch

«Щелкунчик» П.И. Чайковского – один из самых известных русских балетов в мире. Это волшебная сказка с превращениями, страной сладостей Конфетюренбург и красивой музыкой П.И. Чайковского.

Практически все театры ставят этот балет. Они могут быть очень разными. В одних танцует огромный плюшевый медведь (Балетный театр, Бостон), в других – мы видим красивую сказку с прекрасным принцем (Большой театр, Москва). Мне очень нравятся постановки в Михайловском театре и Мариинском театре Санкт-Петербурга. В Михайловском театре мы видим превращение неуклюжей деревянной куклы в прекрасного принца, в Мариинском театре балет иногда напоминает страшную сказку, в которой танцуют черные снежинки (Приложение 1).

Существуют также мультфильмы и фильмы по мотивам сказки Э. Гофмана и с музыкой П. И. Чайковского. Каждый раз в этой сказке открываются новые грани, а от музыки Чайковского замирает сердце, даже если мы только слышим её.

Scratch–проект (игра) по мотивам балета Чайковского может стать первым знакомством с этим произведением. Но также прохождение игры может помочь закрепить уже известный материал и повторить музыку. Например, эту игру могут проходить учащиеся музыкальных школ и школ искусств.

Первыми этапами работы над проектом стали повторение сказки Э. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», а также просмотр балета «Щелкунчик» Чайковского и разбор его основных номеров.

Далее была составлена блок-схема будущей игры (Приложение 2). В ней намечены основные этапы игры. Это путешествие Мари (главной героини балета) по разным дорогам для того, чтобы расколдовать Щелкунчика. На этих дорогах Мари будут ждать задания и игроки будут помогать ей справиться с ними. Мне показалось, что очень интересным будет игрокам самим выбрать – какой дорогой они пойдут, чтобы спасти Щелкунчика. Я придумала Зефирную дорогу и Шоколадную дорогу, так как в сказке мы направляемся в город сладостей – Конфетюренбург. В моей игре обе дороги могут привести как к победе, так и проигрышу. Также я наметила основные испытания, которые должны быть разными: вопросы о балете и сюжете, лабиринты, в которых Мари идет к Щелкунчику или добывает волшебный орех Кракатук и, конечно, музыкальные вопросы – о танцах балета и поиски «пропавшей» ноты.

Глава 2. Создание Scratch–проекта «Щелкунчик».

Выделю основные этапы работы над Scratch–проектом (игрой) по мотивам балета П.И. Чайковского.

  1. Создание главного спрайта. Это главная героиня – Мари, которая будет проходить испытания. Для ее создания я выбрала спрайт и видоизменила его.

Рисунок 1.

Спрайты Scratch

Спрайт для игры «Щелкунчик»

   
  1. Создание первой сцены. Здесь Мари знакомится с игроком, задает вопрос про выбор пути и двигается в сторону нужного пути.

Рисунок 2. Код и анимация первой сцены.

   
  1. Создание вторых сцен для Зефирной дороги и Шоколадной дороги. В код я включила систему набора с сброса очков, также в коде есть варианты для правильного ответа и неправильного ответа: если ответ неправильный, то Мари будет задавать вопрос снова.

Рисунок 3. Зефирная дорога и первый вопрос: код и анимация.

   
  1. Создание третьих сцен. Прохождение лабиринта. Для этих сцен потребовались новые спрайты: Кракатук и снежинки для Зефирной дороги, Щелкунчик и мыши для Шоколадной дороги. В коде лабиринта я прописала несколько дополнительных задач: нельзя касаться стен лабиринта, нельзя касаться снежинок/мышей. Также для того, чтобы героиня могла пройти лабиринт, ей нужно уменьшиться – это также прописано в коде.

Рисунок 4. Снежный лабиринт к ореху Кракатук: код и анимация.

     
  1. Создание пятых сцен – музыкальный вопрос. На Зефирной дороге это вопрос про танцы сюиты II действия балеты: национальные танцы. Нужно отгадать под какой цифрой спрятался Китайский танец или танец Чая. Поэтому для этой сцены понадобились новые спрайты – цифры. На каждую цифру «прикреплен» свой танец. После «нажатия» на цифру танец звучит. В ответе необходимо указать цифру правильного танца. На Шоколадной дороге звучат танцы и номера из разных действий балета. Участник игры должен узнать под какой цифрой спрятался Танец феи Драже.

Рисунок 5. Код и анимация музыкальной сцены на Зефирной дороге.

     
  1. Шестая сцена – общая для Зефирной и Шоколадной дорог. Это вопрос про знаменитую тему финала Щелкунчика (Adagio). Для этого вопроса снова понадобились дополнительные спрайты – ноты. Все ноты в мелодии известны, кроме последней. Ее нужно отгадать. Ноты я расположила на звуковой лесенке, так как они идут в мелодии «сверху-вниз». Для того чтобы они прозвучали, нужно запрограммировать их высоту и время их звучания, для этого в Scratch есть специальные обозначения, в битах обозначается время звучания.

Рисунок 6. Вопрос про мелодию. Код и анимация.

     
  1. Финальная сцена. Эта сцена дана в двух вариантах. Если игрок набирает меньше 3-х очков он попадает в страшный замок Мышиного короля. Если больше 3-х очков, то это финал-выигрыш: Мари и Щелкунчик оказываются в Конфетюренбурге и Щелкунчик становится Принцем.

Рисунок 7. Финал. Код, финал – проигрыш, финал – выигрыш.

     
  1. После создания всех этапов игры были добавлена основная звуковая дорожка для всей игры – это увертюра Щелкунчика. Далее проект был продублирован на английский язык, чтобы была возможность поделиться этой игрой на платформе Scratch и чтобы участник мог выбрать на каком языке он будет проходить игру.

  2. Один из последних этапов – это создание заставки - занавеса, на котором отражается название игры и выбор языка.

Рисунок 8. Заставка.

  1. Самым последним этапом создания проекта стала запись голоса Мари. Для этого я зачитывала реплики Мари в самом Scratch, записывала их и, если необходимо, исправляла.

Рисунок 8. Запись голоса для героини.

Язык программирование Scratch позволил создать проект – игру по мотивам балета П.И. Чайковского. Это игра, в которой участники могут оказаться в волшебном мире этой сказки и музыки и проверить свои знания. А если что-то окажется неизвестным, то узнать и пройти испытания снова. Обязательным здесь явилось звучание фрагментов из балета «Щелкунчик» – вопросы про национальные танцы II действия, финальное Adagio, танцы и номера из разных действий балета.

Создание проекта стало увлекательным, ставило много вопросов: какие задания выбрать, как их осуществить. Для проекта потребовались разные спрайты (кроме предполагаемой на первом этапе главной героини), создание кода для лабиринтов, нот, ритмов, перемещений героини, вопросов, правильных и неправильных ответов, разных финалов. Отдельной, очень интересной задачей оказалось озвучивание Мари. Это потребовало четкого и выразительного произнесения текста.

В результате работы был создан Scratch-проект (игра) «Щелкунчик», в котором представлены разные типы заданий. Проходя эту игру, участник может узнать что-то новое, проверить знания и слушать музыку Чайковского.

Заключение

Создание scratch–проекта (игры) по мотивам балета Чайковского может стать первым, красочным знакомством с «Щелкунчиком». Приключения Мари в волшебной стране позволили сделать задания про сюжет балета и автора музыки, про национальные танцы II действия, финальное Adagio, танцы и номера из разных действий балета. В игре участников окружают герои и места, которые существуют в сказке: орех Кракатук, Мышиный король, Конфетюренбург и другие.

Проект «Щелкунчик» также является увлекательной формой для повторения. Мои одноклассники в школе искусств с удовольствием прошли эту игру и ответили на вопросы Мари о сюжете балета, авторе сказки, узнавали танцы и называли ноты Adagio. Гипотеза подтвердилась.

Знакомство с классическими музыкальными сочинениями с помощью компьютерной игры увлекает, а также вдохновляет на посещение театров и концертов, в которых звучат классические сочинения.

В дальнейшем такого рода игры могут стать вариантом заданий как для учащихся общеобразовательных школ, например, на уроках музыки, так и для учащихся школ искусств и музыкальных школ, в качестве проверки музыкального материала или домашних заданий.

Список используемых источников и литературы:

  1. Голиков Д.В. 42 проекта на Scratch 3 для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2022. – 184 с.

  2. Гофман Э.Т.А. Щелкунчик и Мышиный король. – М.: Умка, 2020. – 128 с.

  3. Личный кабинет ScratchURL: https://scratch.mit.edu/projects/965706095 (дата обращения: 22.02.2024).

  4. Чайковский П.И. Щелкунчик. – М.: Изд. Юргенсон, 1914. – 171 с.

  5. Шорникова М. Музыкальная литература за 3 года. 2 год обучения. – РнД.: Феникс, 2017. – 344 с.

Приложение 1. Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского в театрах.

П.И. Чайковский. Щелкунчик. Балетный театр, Бостон

П.И. Чайковский. Щелкунчик. Мариинский театр. Постановка М. Шемякина

Приложение 2. Схема Sratch – проекта.

 

Начало. Елка. Приветствие. Цель игры и выбор пути.

1.Зефирная дорога

2. Шоколадная дорога

1. Дорога сладостей.

2. Дорога шоколада.

 

Фон – Зефирная дорога. Первый вопрос.

 

Фон – Шоколадная дорога. Первый вопрос.

 

Фон – Лабиринт, орех Кракатук. Прохождение лабиринта.

 

Фон – Лабиринт, мыши. Прохождение лабиринта.

 

Фон – чай. Музыкальный вопрос про танцы II действия

 

Фон – драже. Музыкальный вопрос про танец феи Драже

 

Фон – сладости. Мелодия из заключительного Adagio.

Вопрос о пропавшей ноте.

 

Финал 1.

Фон – Конфетюренбург. Выигрыш. Мари и Принц, в которого превратился Щелкунчик.

 

Финал 2. Фон – Замок Мышиного короля. Проигрыш. Возможность пройти игру еще.

раз.

Просмотров работы: 92