Визуализация логических операций

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Визуализация логических операций

Гурбанов А.Э. 1
1МБОУ МАЛ
Азовская И.И. 1
1МБОУ МАЛ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление

Целью данного проекта является попытка визуализации логических операций, с помощью электронного конструктора "Знаток", для привлечения детей школьного возраста к компьютерным технологиям и создания условий для интерактивного обучения. Фотография электронного конструктора представлена на изображении №1.

Изображение №1. Электронный конструктор "Знаток"

Основное содержание

Определения

Логические операции — это операции, которые либо ложны, либо правдивы. [1]

Логический вентиль — базовый элемент цифровой схемы, выполняющий элементарную логическую операцию. [2]

Для более лёгкого понимания работы логических операций я буду использовать круги Эйлера и таблицы истинности.

Круги Эйлера - геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно изобразить логические операции. Пример круга Эйлера, изображён на изображении №2. [3]

Таблица истинности — это таблица, которая показывает, какие значение примет логическая операция, в той или иной ситуации. Пример таблицы истинности показан на изображении №3. [4, 5]

Электрическая схема — графическое изображение электрической цепи, содержащее условные обозначения всех элементов цепи и отображающее электрические связи между ними. [5, 6, 9]

Изображение №2. Круг Эйлера

 

Изображение №3. Таблица истинности

Интерактивное обучение

Интерактивное обучение – это метод обучения, при котором взаимодействия происходят не только между учителем и ученикам, но и между самими учениками. Интерактивное обучение включает в себя эксперименты, различные виды активностей, равенство в общении и творческое решение различных учебных задач. Рассмотрим положительную и отрицательную сторону интерактивного обучения: [3]

Положительная сторона: [3]

1) Лёгкое восприятие нового материала

2) Развитие критического мышления и креативности

3) Улучшение психологического здоровья обучающихся

4) Развитие навыков общения

Отрицательная сторона: [3]

1) Высокие финансовые траты на оборудование

2) Балансировка между обучением и игрой для учителя

3) Увеличенная затратность по времени и энергии

4) Возможный дискомфорт у обучающихся, из-за непривычной обстановки

Таким образом можно понять, что интерактивное обучение – эффективный метод усвоения нового материала и практичный метод обучения. И даже, учитывая все его минусы, при соблюдении определённых правил этот метод обучения может раскрыть потенциал учеников и положительно повлиять на их уровень образованности.

Где используются простейшие логические операции

Простейшие логические операции используются практически во всех электронных схемах в виде логических вентилей. Поэтому простейшие логические элементы могут использоваться во всей современной технике. Например, они используются в материнских платах (изображение №4), центральных процессорах (изображение №5) и даже в предметах быта, например в электрочайниках (изображение №6). [7, 8, 10, 11]

Изображение №4. Материнская плата

Изображение №5. Центральный Процессор

 

Изображение №6. Электрочайник

Какие есть простейшие логические операции?

Существуют следующие простейшие логические операции, соответствующие им, логические вентили: [12, 13]

  1. Конъюнкция - конъюнктор ("И");

  2. Дизъюнкция - дизъюнктор ("ИЛИ");

  3. Инверсия - инвертор ("НЕ");

Какие есть простейшие логические операции? Конъюнкция

Конъюнкция - логическая операция, по смыслу максимально приближенная к союзу «и». Логический вентиль, соответствующий данной логической операции, называется конъюнктор. Изображение №7 показывает работу логической операции конъюнкции в виде электрической схемы и таблицы истинности, а на изображение №8 можно увидеть логическую операцию конъюнкцию в виде кругов Эйлера. На изображении №9 показан логический вентиль конъюнктор на схеме материнской платы. [12, 13, 14]

Изображение №7. Логическая операция конъюнкция в виде электрической схемы и таблицы истинности

Изображение №8. Логическая операция конъюнкция в виде кругов Эйлера

Изображение №9. Логический вентиль конъюнктор изображен на схеме материнской платы

Обозначение конъюнкции на электрических схемах (Изображение №10): [15]

ГОСТ - Стандарт, принятый странами СНГ.

IEC - Стандарт, принятый Международной Электротехнической Комиссии (члены: часть Европы (в том числе Россия), часть Южной Америки, часть Азии, часть Востока).

ANCI - Стандарт, принятый США.

Изображение №10. Обозначение конъюнкции на электрических схемах

Какие есть простейшие логические операции? Дизъюнкция

Дизъюнкция - логическая операция, по смыслу максимально приближенная к союзу «или». Логический элемент, соответствующий данной логической операции, называется дизъюнктор. Изображение №11 показывает работу логической операции дизъюнкции в виде электрической схемы и таблицы истинности, а на изображение №12 можно увидеть логическую операцию дизъюнкцию в виде кругов Эйлера. На изображении №13 показан логический вентиль дизъюнктор на схеме микрокомпьютера, тёмные линии показывают зону приближения изображения. Изображение №14 является приближение изображения №13, а изображение №15 является приближение изображения №14. [12, 13, 14]

Изображение №11. Логическая операция дизъюнкция в виде электрической схемы и таблицы истинности


Изображение №12. Логическая операция дизъюнкция в виде кругов Эйлера

Изображение №13. Схема микрокомпьютер, на котором в дальнейшем можно будет увидеть логический вентиль дизъюнктор

Изображение №14. Приближение изображения №13

Изображение №15. Приближение изображения №14. Логический вентиль дизъюнктор изображен на схеме микрокомпьютера

Обозначение дизъюнкции на электрических схемах (изображение №16). [15]

ГОСТ - Стандарт, принятый странами СНГ.

IEC - Стандарт, принятый Международной Электротехнической Комиссии (члены: часть Европы (в том числе Россия), часть Южной Америки, часть Азии, часть Востока).

ANCI - Стандарт, принятый США.

Изображение №16. Обозначение дизъюнкции на электрических схемах

Какие есть простейшие логические операции? Инверсия

Инверсия - логическая операция, по смыслу максимально приближенная к союзу «не». Логический элемент, соответствующий данной логической операции, называется инвертор. Изображение №17 показывает работу логической операции инверсии в виде электрической схемы и таблицы истинности, а на изображение №18 можно увидеть логическую операцию инверсию в виде кругов Эйлера.На изображении №19 показан логический вентиль инвертор на схеме материнской платы. [12, 14]

Изображение №17. Логическая операция инверсия в виде электрической схемы и таблицы истинности

Изображение №18. Логическая операция инверсия в виде кругов Эйлера

Изображение №19. Логический вентиль инвертор изображен на схеме микрокомпьютера

Обозначение инверсии на электрических схемах (Изображение №20): [15]

ГОСТ - Стандарт, принятый странами СНГ.

IEC - Стандарт, принятый Международной Электротехнической Комиссии (члены: часть Европы (в том числе Россия), часть Южной Америки, часть Азии, часть Востока).

ANCI - Стандарт, принятый США.

Изображение №20. Обозначение инверсии на электрических схемах

Заключение

Я смог проанализировать и визуализировать простейшие логические операции, с помощью электронного конструктора "Знаток”, что позволит привлечь детей в школьном возрасте к интерактивному обучению.​ ​ ​

Список литературы

Электронные ресурсы:

1. Цифровой образовательный ресурс “ЯКласс” / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.yaklass.ru/p/informatika/8-klass/teoreticheskie-osnovy-informatiki-7279393/elementy-algebry-logiki-6617745.

2. Информационный портал “ГПНТБ” / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gpntb.ru/win/book/.

3. Цифровой образовательный ресурс “Фоксфорд” / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/.

Книга однотомная:

4. Мендельсон, Э. Введение в математическую логику / Э. Мендельсон - М. :Наука 1976. – 320 с.

Учебники, учебные пособия:

5. Прянишников, В. А. Электроника: полный курс лекций: учеб. для вузов / В. А. Прянишников. - М.: КоронаПринт, 2004. - 416 с.

6. Ефимов, И. Е. Микроэлектроника. Проектирование, виды микросхем, функциональная электроника: учеб. пособие / И. Е. Ефимов, И. Я. Козырь, Ю. И. Горбунов. - М.: Высш. шк., 1987. - 416 с.

7. Свистова, Т. В. Основы микроэлектроники / Т.В. Свистова : учебное пособие. – М.: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», 2017. – 147 с.

8. Щука, А. А. Электроника [Текст]: учеб. пособие / А. А. Щука; под ред. А. С. Ситова. - СПб: БХВ-Петербург, 2005. - 800 с.

9. Аваев, Н. А. Основы микроэлектроники / Н. А Аваев : учеб. пособ. для вузов / Н. А. Аваев, Ю. Е. Наумов, В. Т. Фролкин. - М.: Радио и связь, 1991. - 288 с.

Электронные ресурсы:

10. Цифровой образовательный ресурс “Энциклопедия Кругосвет” / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/tehnologiya-i-promyshlennost/kompyuter#part-7.

11. Информационный портал “HWP” / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://hwp.ru/articles/Kratkaya_istoriya_protsessorov_31_god_iz_zhizni_arhitekturi_h86_66216/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F&CODE=Kratkaya_istoriya_protsessorov_31_god_iz_zhizni_arhitekturi_h86_66216.

12. Цифровой образовательный ресурс “МИР ЛОГИКИ” / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mir-logiki.ru/yctr_komp/ .

13. Цифровой образовательный ресурс “Studme.org” / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/237780/tehnika/konyunktor_logicheskaya_shema.

14. Цифровой форум “ZX-PK” / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zx-pk.ru/printthread.php?t=28489&pp=10&page=12.

15. Информационный портал “Wikipedia” / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

Просмотров работы: 41