Нам всегда есть чем гордиться! Воспитание чувства патриотизма через электронные ресурсы

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нам всегда есть чем гордиться! Воспитание чувства патриотизма через электронные ресурсы

Чернышев А.И. 1
1МАОУ "Кочневская СОШ №16"
Чернышева Т.И. 1
1МАОУ "Кочневская СОШ №16"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Патриотическое воспитание всегда занимало важное место в нашей жизни. «Во все времена патриотизм играл особую роль не только в духовной жизни народа, но и в экономическом, политическом, социальном и культурном плане»1. Сегодня эта тема особенно актуальна, нам нужно научиться гордиться своей страной, сопереживать и не оставаться равнодушными ко всему, что происходит.

В 2002 году, согласно исследованиям Фонда «Общественное мнение», патриотами себя назвали 82% опрошенных граждан РФ. Однако, патриотов оказалось по 84% в возрастных группах 46—60 и старше. Среди молодежи 18—30 лет этот показатель ниже — 22%2.

Мы провели анкетирование под названием «Нам всегда есть чем гордиться» в нашей школе (Приложение 1). По результатам анкетирование мы выяснили, что большинство респондентов гордятся своей страной, но объектом гордости называют только вакцину «Спутник-V», присоединённые республики и президента. Есть ответы о том, что гордятся своей историей и культурой. (Приложение 2). Представленные данные говорят о том, что существует проблема патриотического воспитания современной молодежи.

В каждой школе проводятся мероприятия, посвященные патриотизму. Это очень важно! Однако проблема остается. Возможно, такие форматы устарели, поэтому интерес к ним со стороны большей части учеников остается слабым. Кроме того, современная Россия - это страна, которой есть чем гордиться. Но немногие могут назвать события, которые вызывают чувство гордости.

Известно, что сегодня сообщество школьников представлено двумя «мирами» - реальным и виртуальным (сеть Интернет). Всё чаще школьники активны в виртуальном «мире».

На основании выше сказанного ставим цель - разработать веб-сайт и страницу в социальных сетях, информирующих о современных достижениях России.

Двигаясь к поставленной цели, формулируем задачи:

  • проанализировать существующие мероприятия для школьников в направлении патриотизма;

  • изучить эффективность использования электронных ресурсов как инструмента патриотического воспитания молодежи;

  • Подобрать источники информации о современных достижениях России, описать концепцию открываемой страницы.

Для решения задач выбираю следующие методы исследования:

  • Анкетирование с целью выявления степени проблемы и анализа полученного результата.

  • Поисковый метод с целью сбора и анализа информации о существующих мероприятиях в направлении патриотизма, а также изучения эффективности электронных ресурсов в качестве инструмента воздействия на аудиторию.

Проблеме воспитанию патриотизма посвящено немало исследований. В работе опираемся на труды А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Д. С. Лихачева и других. Все перечисленные педагоги ратовали за необходимость формирования патриотизма подрастающего поколения как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России. В современной педагогике рассмотрены работы А. Д. Антоновой, Е. С. Сафроновой, Красновой Н. А. и других

Нами рассмотрены результаты исследовании Фонда «Общественное мнение», общемирового соцопроса ассоциации Gallup, а также №Дети России онлайн»

Личный вклад в решение представленной проблемы заключается в разработке электронных ресурсов, информирующих о современной России.

Глава 1. Патриотическое воспитание в современной школе

О патриотическом воспитании говорил ещё Д. С. Лихачев: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?»3

В современной школе основными направлениями в системе патриотического воспитания можно определить следующие4:

  • Духовно-нравственное.

  • Гражданско-патриотическое. Формирование правовой культуры и законопослушности.

  • Историко-краеведческое. Патриотическое воспитание, направленное на познание историко-культурных корней.

  • Героико-патриотическое. Ориентация на пропаганду героических профессий, знакомство со знаменательными героическими и историческими датами нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.

  • Военно-патриотическое. Формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Спортивно-патриотическое. Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.

  • Социально-патриотическое. Активизация  духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Мы привели пример перечня основных направлений в системе патриотического воспитания в одной из школ. Познакомились с программами многих школ. Списки направлений в рассмотренных документах аналогичны.

Сегодня набирает обороты Всероссийское юнармейское движение. К основным направлениям деятельности юнармейского отряда относятся лидерское, гражданско-патриотическое, оборонно-спортивное, физическое, историко-краеведческое, информационное социальное, профориентационное, инновационное, научно-техническое творчество5.

В данных направлениях проводятся следующие мероприятия: тематические выставки, встречи с тружениками тыла, ветеранами труда, митинги, викторины, классные часы, уроки мужества и так далее.

В план мероприятий по патриотическому воспитанию нашей школы включены классные часы, уроки Патриотизма, информационные часы по памятным датам и тому подобное6.

Классные часы патриотической направленности помогают учащимся понять для себя, как они относятся к своей семье, родному городу, краю, стране, направляют любить, уважать и ценить свое Отечество, Родину.

Акции и конкурсы дают возможность сформировать активную гражданскую позицию подрастающего поколения, воспитать чувство гордости за свою Родину; расширить знания в области истории края, малой Родины, своей семьи и прославленных земляков; показать значение и сущность Великой Победы в войне 1941–1945 годов и других исторических событий.

Тематические встречи и Уроки Мужества  воспитывают интерес к историческому прошлому нашей страны, уважительное отношение к заслуженным людям, вызывает чувство милосердия и желания быть полезным не только в праздничные дни, но и повседневно.

В 2022-2023 году начали проводить классные часы «Разговоры о важном». Школьники знакомятся с важными датами и событиями страны, беседуют о патриотизме, ценностях и любви к Родине. «Тематические классные часы «Разговоры о важном» — один из инструментов формирования ценностных ориентиров, привычек, культуры поведения, любви к Родине, а также гордости за свою страну. На уроках ребята обсуждают важные темы под руководством классного руководителя».7

Рассмотрев программы патриотического воспитания в нашей и других школах, можно сделать вывод о том, что сегодня проводится различная по форме и содержанию работа. Все мероприятия значимы и интересны по-своему. Однако в планах работы не встречаются (либо встречаются редко) материалы, раскрывающие достижение современной России. Кроме того, мало привлечены современные средства информации (социальные группы в сети Интернет, онлайн площадки, разработка интернет-сайтов). На основе сделанного вывода предлагаем организовать группу в социальной сети и разработать web-сайт, цель которых – информации современных достижениях России.

Глава 2. Эффективность использования электронных ресурсов как инструмента патриотического воспитания молодежи

Сегодня сообщество школьников представлено двумя «мирами» - реальным (школа, улица) и виртуальным (сеть Интернет, социальные сети). Всё чаще школьники с большим удовольствием общаются в виртуальном «мире», именно там они активны, там проходит большая часть их жизни вне учебных занятий. Виртуальное сообщество школьников имеет свои правила и способы взаимодействия, имеет огромный образовательный и воспитательный потенциал.

Социальные сети – это интернет-ресурсы, которые помогают пользователям глобальной сети находить друг друга и общаться, обмениваясь различными видами контента (текстовыми сообщениями, фото, видео или аудио-файлами). Они представляют собой базу пользовательских аккаунтов (профилей), связанных между собой. Пользователь может добавить или удалить какие-то связи своего аккаунта с другими (добавить или удалить «друзей»)8. Социальные сети первоначально воспринимались только как средство для общения с друзьями, близкими, знакомыми, бывшими одноклассниками однокурсниками и так далее. Однако со временем стали появляться тематические сети, рассчитанные на аудиторию, которая объединяется по общим интересам или сфере деятельности, а не только по знакомству. Такие сети создаются с целью наладить полезные связи, найти работу и другие.

«Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к острой дискуссии о роли социальных сетей в современном образовательном процессе. Заметим, что сегодня речь ведется уже о мобильном обучении, виртуальном обучении, то есть о смене образовательной парадигмы в целом, о наступлении так называемой эпохи электронной педагогики»9. Разумеется, по-прежнему, самыми «продвинутыми» Интернет-пользователями являются представители молодого поколения. К сожалению, их больше привлекают не учебные материалы, а сайты, имеющие развлекательную направленность, к которым по праву можно отнести и всевозможные социальные сети. Согласно Самсоновой О. С., социальная сеть определяется как онлайн-сервис, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять разнообразную информацию10.

Данные исследований «Дети России Онлайн»11, проведенных Европейской комиссией «Безопасный Интернет» в 2011-2018 г. свидетельствуют, с одной стороны, о глобальном нахождении школьников в виртуальном пространстве, с другой – об их желании реализовываться в реальном мире:

80% детей 9-16 лет имеют аккаунты в социальных сетях;

40% детей хотят перенести общение из сети Интернет в реальную жизнь;

45% детей в возрасте 12-16 лет принимают участие во флешмобах и других формах неформальной молодежной активности.

Социальная сеть «ВКонтакте» является самым популярным и интересным социальным ресурсом для пользователей в возрасте от 9 до 24 лет. Эта социальная сеть также является и лидером по активности посещения пользователями: 45 % зарегистрированных на этом ресурсе посещают его ежедневно, а 70 % из них чаще, чем 1 раз в сутки. В социальной сети школьники часто самоформируются в различные группы, проявляя при этом достаточную активность.12

Таким образом делаем выводы о том, что сегодня молодое поколение является активным пользователем сети Интернет. Социальные сети сейчас используются не только как средство для общения с друзьями, близкими или знакомыми, но и для обмена информацией по интересам. То есть возможность эффективного использования социальных сетей как инструмента патриотического воспитания существует. Социальная сеть «В контакте» является самым популярным и интересным социальным ресурсом для пользователей в возрасте от 9 до 24 лет. Одним из бесплатных и простых в организации конструкторов сайтов является Google-платформа.

На основе сделанных выводов предлагаем разработать свою страницу «Нам всегда есть чем гордится» буду строить в этой социальной сети «В контакте». Здесь же размещу ссылку на свой web-сайт.

Глава 3. «Нам всегда есть чем гордиться» - web-сайт и открытая группа в социальных сетях.

На сегодняшний день существует множество платформ для открытия собственного сайта. Однако большинство из них предлагает свои услуги платно, либо временно бесплатно, то есть через указанный период времени требуется определённый денежный взнос. Свой web-сайт планирую пополнять постоянно, денежных средств пока не имею, поэтому выбираю наиболее удобный бесплатный конструктор – Google-платформу. Для удобства поиска информации на своём портале выделяю направления. Например, «Современный достижения в области образования и науки» или «Современные достижения в области спорта». Для продвижения сайта, размещу его электронный адрес в одноимённой группе социальной сети.

По данным исследований «Дети России Онлайн» Социальная сеть «ВКонтакте» является самым популярным и интересным социальным ресурсом для пользователей в возрасте от 9 до 24 лет. Эта социальная сеть также является и лидером по активности посещения пользователями. Поэтому свое сообщество открывать буду именно в этой сети.

Опишем концепцию группы. Цель – знакомство с современными достижениями России. Возраст аудитории – 9-20 лет.

В сети «ВКонтакте» всего три типа сообществ: публичная страница (паблик), группа, мероприятие. Мероприятие исключаем из списка, так как о долгосрочном продвижении здесь говорить бессмысленно. Остались два варианта. Существенное отличие группы от других типов сообществ – возможность пригласить друзей. Для раскрутки это важный момент.

Группы делятся на три типа: открытые, закрытые, частные. В открытой группе мы видим описание, статус и все записи, даже если не подписаны на нее. Также ее можно найти через поиск. Поскольку группа нацелена на расширение аудитории и фокусируется на получение обратной связи, делаем её открытой.

Основа успешного бесплатного продвижения группы ВКонтакте – вдумчивая работа над контентом. Необходимо пользоваться разными форматами (видео, статьи, лонгриды, мемы). Есть масса бесплатных сервисов по работе с контентом. Рекомендуется время от времени пробовать новые рубрики, соблюдать читабельность, отбивать абзацы пустой строкой. Известно, что посты с хорошими картинками набирают больше охвата и откликов, чем просто тексты.

Поиск информации для публикаций в группе буду искать в различных официальных источниках. Например, данные о достижениях в области науки можно найти на портале «Вести.RU.Наука», о спортивные достижениях рассказывает сайт «Sport.24.ru». Обязательно буду рассказывать о героических поступках Юнармейцев, которые описываются на Доске Почёта Юнармии.

Учитывая изученные рекомендации, открываем в социальной сети «ВКонтате» открытую группу «Нам всегда есть чем гордится»(Приложение 3).

Цель группы - знакомство с современными достижениями России.

Возраст аудитории – 9-20 лет.

Группа – открытая.

Тематика – современный достижения России в различных отраслях.

Источники информации: интернет журнал «Вести.RU.Наука», новостной сайт «Sport.24.ru», официальный сайт РДД «Юнармия», Онлайн-календарь научных достижений России «Ни дня без науки», интернет-площадка «Патриотам РФ – Россия – нам есть чем гордиться!» и её YouTube-канал, первый профессиональный видео-блог о России «Время-Вперёд!», ООО «PostNews», Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня») и другие.

Изучив конструкторы web-сайтов и механику работы на странице в социальной сети «ВКонтакте», делаю вывод, что бесплатное продвижение собственного сайта и публичной группы во ВКонтакте возможно, но требует времени, сил и правильного подхода.

Заключение

В России открываются десятки новых производств, совершаются научные открытия, своей мощностью поражает нас российская чудо-техника – атомные ледоколы, ракеты, автомобили и самолёты, люди помогают друг другу и творят добро… Все эти события, открытия и достижения вызывают чувство гордости за свою Родину! Но не каждый о них знает.

Согласно исследованиям Фонда «Общественное мнение» на вопрос «Вам приходилось или не приходилось испытывать гордость за нашу страну? И если приходилось, то часто или редко?» 41% респондентов в возрасте 18-35 лет ответили «редко», а 12% ответили «не приходилось». По результатам анкетирования «Нам всегда есть чем гордиться», проведённого в нашей школе, большинство респондентов гордятся своей страной, но объектом гордости называют только вакцину «Спутник-V», разработанную в России, присоединённые республики и президента. Есть ответы о том, что гордятся своей историей и культурой. Представленные данные говорят о том, что существует проблема патриотического воспитания современной молодежи. Исходя из проблемы была поставлена цель - разработать электронные ресурсы, которые будут знакомить с современными достижениями России, что поможет приобщать к данной теме больше молодежи, прививать любовь к Родине.

Двигаясь к поставленной цели, решали ряд задач.

Мы проанализировали существующие мероприятия для школьников в направлении патриотизма. Сделали вывод о том, что сегодня проводится различная по форме и содержанию работа. Все мероприятия значимы и интересны по- своему. Однако в планах работы не встречаются (либо встречаются редко) материалы, раскрывающие достижение современной России. Кроме того, мало привлечены современные средства информации (социальные группы в сети Интернет, онлайн площадки, разработка интернет-сайтов). На основе сделанного вывода предлагаем открыть сайт и организовать группу в социальной сети, цель которой – информации современных достижениях России.

Изучили эффективность использования социальных сетей как инструмента патриотического воспитания молодежи. Делаем вывод о том, что сегодня молодое поколение является активным пользователем сети Интернет. Социальные сети сейчас используются не только как средство для общения с друзьями, близкими или знакомыми, но и для обмена информацией по интересам. То есть возможность эффективного использования электронных ресурсов как инструмента патриотического воспитания существует. Социальная сеть «В контакте» является самым популярным и интересным социальным ресурсом для пользователей в возрасте от 9 до 24 лет. Свою страницу «Нам всегда есть чем гордится» буду строить именно в этой социальной сети.

На основе изученного материала разработали страницу в социальных сетях, которая поможет приобщать к данной теме больше молодежи, прививать любовь к Родине. При этом проработали целевую аудиторию, описали концепцию страницы, указали источники информации для пополнения сайта и с страницы.

Таким образом, решённые задачи приблизили к достижению поставленной цели – мы разработали электронные ресурсы, цель которых – знакомить с современными достижениями России, через такое знакомство воспитывать чувство гордости за свою страну, прививать любовь к Родине.

По результатам повторного тестирования респонденты, входящие в состав группы «Нам всегда есть чем годится», называют больше примеров, вызывающих у них чувство гордости за Родину, называют себя патриотами (Приложение 4). Однако, численность группы невелика, активность низкая. То есть необходима дальнейшая работа в этом направлении. Бесплатное продвижение публичной группы во ВКонтакте возможно, но требует времени, сил и правильного подхода. Просто завести группу и уже завтра увидеть результат невозможно. Но через какое-то время – вполне.

Для дальнейшего продвижения и популяризации планирую разработать включить в свои ресурсы больше игровых элементов, электронных игр (Приложение 5)

Список источников

  1. Абрамова, О. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О. М. Абрамова, О. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1055-1057. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29321/

  2. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/

  3. Воспитание гражданина и патриота. Юнармия. https://yunarmy.ru/

  4. Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева и др. — Москва, 2012. — С. 213.

  5. Дмитрий Лихачев. "Экология культуры". - URL: https://philologist.livejournal.com/10006462.html

  6. Классный час «Разговоры о важном» 2022-2023/Образование в России и за рубежом//Комсомольская правда. - https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/

  7. Краснова Нина Андреевна. Патриотическое воспитание. Учебно-методический материал/ Образовательная социальная сеть/nsportal.ru // https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/11/08/patrioticheskoe-vospitanie Опубликовано 08.11.2022

  8. План мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся на 2021-2022 учебный год. Воспитательная работа/Кочневская средняя общеобразовательная школа № 16// https://school16-kochnevo.ekb.eduru.ru/vospitatelnaia_rabota

  9. По итогам 2020 года России есть, чем гордиться/Сетевое издание «СенатИнформ». – Обновлено 29.12.2020. – URL: https://senatinform.ru/news/po_itogam_2020_goda_rossii_est_chem_gorditsya/

  10. Пронина Нина Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» / Роль социальных сетей в системе воспитания школьников // file:///C:/Users/Asus/Downloads/rol-sotsialnyh-setey-v-sisteme-vospitaniya-shkolnikov.pdf

  11. Россия: чем гордимся, чего стыдимся?/14.02.2002, Опрос населения. – URL: https://bd.fom.ru/report/map/dd020627

  12. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. — М., 2011. — 176 с. // https://minobr.gov-murman.ru/files/informat/New%20Folder/book524.pdf

Приложение 1

А нкетирование «Нам всегда есть чем гордиться»

Приложение 2

Результаты анкетирования «Нам всегда есть чем гордиться»

(Примеры ответов)

Приложение 3

Страница открытой группы «Нам всегда есть чем гордиться»

https://vk.com/club214197655

Приложение 4

Результаты анкетирования участников группы

«Нам всегда есть чем гордиться»

Приложение 5

Информационный ролик о разработанном сайте

https://youtu.be/qR3XEjPczso

1 Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 10.10.2022).

2 По итогам 2020 года России есть, чем гордиться/Сетевое издание «СенатИнформ». – Обновлено 29.12.2020. – URL: https://senatinform.ru/news/po_itogam_2020_goda_rossii_est_chem_gorditsya/ (дата обращения 12.10.2022)

3 Дмитрий Лихачев. "Экология культуры". - URL: https://philologist.livejournal.com/10006462.html (дата обращения 13.10.22)

4 Краснова Нина Андреевна. Патриотическое воспитание. Учебно-методический материал/ Образовательная социальная сеть/nsportal.ru // https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2022/11/08/patrioticheskoe-vospitanie Опубликовано 08.11.2022. (дата обращения 12.11.2022)

5 Воспитание гражданина и патриота. Юнармия. https://yunarmy.ru/ (дата обращения 12.11.2022)

6План мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся на  2021-2022 учебный год. Воспитательная работа/Кочневская средняя общеобразовательная школа № 16// https://school16-kochnevo.ekb.eduru.ru/vospitatelnaia_rabota (дата обращения 10.11.2022)

7 Классный час «Разговоры о важном» 2022-2023/Образование в России и за рубежом//Комсомольская правда. - https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/ (Дата обращения 22.11.23)

8 Пронина Нина Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми ГОУ ВПО МО «Академия социального управления» / Роль социальных сетей в системе воспитания школьников // file:///C:/Users/Asus/Downloads/rol-sotsialnyh-setey-v-sisteme-vospitaniya-shkolnikov.pdf (Дата обращения 26.11.2023)

9 Абрамова, О. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О. М. Абрамова, О. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1055-1057. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29321/ (дата обращения: 21.02.2023).

10 Абрамова, О. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О. М. Абрамова, О. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1055-1057. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29321/ (дата обращения: 23.02.2023).

11 Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева и др. — Москва, 2012. — С. 213.

12 Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. — М., 2011. — 176 с. // https://minobr.gov-murman.ru/files/informat/New%20Folder/book524.pdf (Дата обращения 15.01.2023)

Просмотров работы: 49