Права несовершеннолетних в судопроизводстве - нужна ли ювенальная юстиция?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Права несовершеннолетних в судопроизводстве - нужна ли ювенальная юстиция?

Романова Я.А. 1
1МАОУ СОШ 138 г.Челябинска
Луценко Л.Г. 1
1МАОУ СОШ 138 г.Челябинска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

За последние двадцать лет уровень нравственности и культуры в нашей стране снижается. Это обстоятельство сказывается на молодом поколении и на будущем государства. Большинство граждан Российской Федерации не обладают должным уровнем правовой культуры, в особенности, современные подростки, а это все приводит к большому количеству правонарушений. Дети не задумываются, а большинство и не знает о последующем наказании за свои поступки. Однако, согласно известной фразе, незнание закона не освобождает от ответственности. Зачастую, несовершеннолетние не только не знают об ответственности, которая может наступить за совершённое правонарушение, но и не знают о своих правах, а соответственно, не знают, как их можно защитить и начинают защищаться всеми известными способами, кроме правовых.

Сегодня развитие ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних является главной задачей законодательных, исполнительных и судебных органов, органов местного самоуправления, различных институтов гражданского общества в Российской Федерации. Для этого в России должна быть создана система государственной поддержки и профилактики, которая разъясняла бы на доступном уровне ребенку его права и обязанности. Поэтому все более актуально становится создание в России ювенальной юстиции.

Цель: выявление уровня осведомлённости учащихся о системе судопроизводства и ювенальной юстиции.

Задачи:

  • Подробно ознакомиться с системой судопроизводства и ювенальной юстиции в Российской Федерации

  • Провести анкетирование учащихся

  • Проанализировать полученные данные

  • Сделать вывод об уровне знаний на основе полученных данных

Объект исследования: учащиеся 11А класса

Гипотеза: подростки 16-18 лет мало информированы о системе ювенальной юстиции и своих правах в судопроизводстве.

  1. Теоретическая часть

    1. Ювенальная юстиция: понятие и принципы

1.1.1. Понятие ювенальной юстиции

Ювенальная юстиция - это совокупность правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций.

Другими словами, ювенальная юстиция – это правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними. 

1.1.2. Ювенальная юстиция в Российской Федерации

Данная правовая категория в России не является полностью дееспособной подсистемой общепринятого правосудия. На данный момент самая важная проблема в делах государственной политики Российской Федерации представляет собой создание и дальнейшее развитие ювенальной юстиции и судов по защите прав недееспособных и частично дееспособных граждан РФ.

Таким образом, службы социальной помощи несовершеннолетним, по международным стандартам и нормам национальных законодательств ведут деятельность в области помощи суду для несовершеннолетних, практически исполняющие правосудие по распоряжению суда.

По мнению российских ученых, система ювенальной юстиции требует расширения дополнительными органами: комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав.

Другие российские ученые, используя иной подход, рекомендуют добавить в комплекс ювенальной юстиции более разнообразные виды органов: 

  • гарантированные права детей и подростков;

  • борьба с подростковыми правонарушениями;

  • комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав;

  • ювенальные органы следствия и дознания;

  • специализированные органы и учреждения, в которые включаются полномочия по решению задач, связанные с молодежной политикой;

  • органы опеки и попечительства;

  • воспитательные колонии и иные учреждения долговременной изоляции детей и подростков, нарушивших закон.

Таким образом, два подхода некоторым образом способствуют к дополнению и развитию основных принципов и задач ювенальной юстиции.

1.1.3. Основные принципы ювенальной юстиции

Принцип преимущественно охранительного направления ювенальной юстиции

У данного принципа присутствуют свои особенности, так как ювенальная юстиция создавалась и реализуется до настоящего времени главным образом как уголовное правосудие, которое, как правило, ассоциируется с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, но не с преимущественной защитой несовершеннолетних граждан, совершивших правонарушения. С развитием ювенальной юстиции ее охранительная функция расширяется и усиливается. Охранительный правовой режим специального назначения для детей и подростков может трактоваться в разных формах:

  • сокращение размера наказания несовершеннолетнего, указанного в статье Уголовного Кодекса;

  • гарантирование в обязательном порядке деятельности адвоката и законного представителя при рассмотрении дел детей и подростков, совершивших правовое нарушение. При этом в законодательстве следует предусмотреть право для ребенка отказаться от услуг адвоката, с которым не было достигнуто взаимопонимание и согласия, и пригласить другого. В законе должны быть также определенны «гарантии для лиц, не достигших совершеннолетия от потери им права на защиту его интересов» (не достигнуто взаимопонимание с законными представителями, неявка или отстранение законного представителя от участия в деле);

  • дополнительная юридическая защита отдельных групп детей и подростков (например, уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает, участие педагога в обязательном порядке при допросе свидетеля, не достигшего возраста 14 лет);

  • проведение закрытых заседаний суда по всем делам о преступлениях детей и подростков или преступных посягательствах на них;

  • провозглашение преимущественного применения к лицам, не достигших совершеннолетия принудительных мер воспитательного воздействия.

Принцип совокупности профессиональных и непрофессиональных познаний

Значение принципа устанавливается в применении в судебном процессе по делам детей и подростков специальных знаний, которые не используются в юриспруденции. Данные знания ориентированы на исследование социальных условий жизни и социально-психологических показателей личности детей и подростков, которые предстали перед судом.

Принцип судебной специализации

Принцип указывает на потребность рассмотрения дел лиц, не достигших совершеннолетия особым органом власти. Помимо суда, мировые правила относятся к иным органам по делам несовершеннолетних. Поэтому во всем мире действуют различные формы судов для несовершеннолетних граждан, полностью замещающие суд. Данные органы могут взаимодействовать с судом как другие органы:

  • автономные специализированные судебные органы;

  • коллегии и составы суда, осуществляющие деятельность как часть общих судов;

  • суды семейного характера, которые рассматривают уголовные и гражданские дела с участием несовершеннолетних (практикуется в Италии и Японии);

  • различные административные органы по делам несовершеннолетних, частично или полностью наделенные функциями суда: комиссии, комитеты, советы (например, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в России, семейные конференции в Новой Зеландии и Австралии) 

Принцип соразмерности

Ювенальная юстиция призвана гарантировать соответствующее реагирование на правонарушения детей и подростков с учетом не только обстоятельств нарушения правового характера, но и особенностей личности ребенка. Международные стандарты указывают, что меры стационарного характера, ограничивающие свободу детей и подростков, должны применяться в виде исключения в случаях совершения наиболее тяжких преступлений против личности, если другие решения оказались бездействующими.

Принцип максимальной индивидуализации судопроизводства

Принцип свидетельствует о том, что главным звеном в судебном производстве является личность ребенка или подростка, а также мотивы и обстоятельства его преступления. Поэтому идея ювенальной юстиции предполагает неформальный образ судебного производства по делам лиц, не достигших совершеннолетия, что противоречит общепринятым принципам о строго регламентированной в законе судебной процедуре.

Это относится к судебному производству в России, в котором обычно широко используются гласность, участие в судебном процессе представителей прессы и общественности. Тем не менее, законодательство и судебная практика тех стран, где функционируют суды для несовершеннолетних, подтверждают действенность данного подхода применительно к детям и подросткам.

Таким образом, принципы ювенальной юстиции представляют собой главные идеи, которые выражают специфику и сущность правосудия по отношению к детям и подросткам. Данные идеи установлены в международных юридических актах, которые реализуются во внутреннем законодательстве и у участников международного сообщества. 

    1. История возникновения ювенальной юстиции в России

Изначально ювенальная юстиция была задумана как система, органы которой смогут работать для осуществления поддержки и защиты интересов детей. Тот факт, что молодому поколению из неблагополучных семей нелегко получить должное воспитание и образование, а в последующем стать полноценным гражданином общества в будущем. Предотвращать угрозу и насилие в отношении ребенка – прямая обязанность органов ювенальной юстиции.

Перед обществом возникает вопрос – выполняет ли система свое предназначение, как например, в зарубежных странах, где она давно развита, и будет ли так и в России, где она только начинает зарождаться.

Взяв, к примеру, опыт зарубежных стран по введению ювенальной юстиции Ирландии, Швейцарии, Италии, Японии, Новой Зеландии, то эти страны уже давно на пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. И имеют огромный опыт в рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних с участием специальных заседателей, т. е людей, которые имеют знания в области педагогики, психологии, социологии. Такой состав суда на мой взгляд в большей степени соответствует международным стандартом в области правосудия несовершеннолетних.

Рассмотрим поэтапное становление, и развитие ювенальной юстиции от Средних веков до настоящего времени в России.

В средние века историческое прошлое несовершеннолетних преступников можно охарактеризовать жестоким и несправедливым. В юриспруденции прошлых времен не существовало правового понятия детства. В этот период мы не найдем никаких правовых закреплений о защите детей, исходя из этого можно сделать вывод, что юристов древности средневековья до раннего капитализма дети-преступники, как самостоятельная группа не интересовали. Им они представлялись взрослыми и соответственно, жестокость закона и суда проявлялась в том, что если они совершали противоправные проступки, то пред судом они приравнивались к взрослым преступникам.

Заглянув в историю Российской империи, то тут можно найти закрепления в самых ранних российских нормативных актах, уголовная ответственность была ограничена возрастом до семи лет. До 1909 года в России не существовало специальных судов для несовершеннолетних. И только в 1909 году Патронажным обществом в Петербурге был основан институт единоличного судьи для детей.

В период 1910-1917гг. в России был успешный опыт судов по делам несовершеннолетних, в то время этот опыт очень положительно оценивался современниками.

И так, если посмотреть развитие ювенальной юстиции в России, до 1649г., то мы не обнаружим никаких закреплений в законодательстве и постановлений об ответственности несовершеннолетних. Тайные инструкции появились в XVII в. они рекомендовали при назначении телесных наказаний или каторжного труда принимать во внимание возраст, объясняя тем, что дети до 17 лет физиологически слабее взрослых.

Первое определение ответственности несовершеннолетних было закреплено указом Сената от 23 августа 1742г, поводом послужило дело об убийстве двух крестьян четырнадцатилетней девочкой. Указом было определено:

  • в уголовных делах период малолетства до 17 лет

  • лица этого возраста не могут быть подвергнуты ни пытке, ни сечению кнутом, ни смертной казни.

  • Наказания заменялись с сечением плетьми отдачей в монастырь на исправление.

Более ясный порядок ответственности стал тогда, когда был принят указ от 26 июня 1765г., который определял полную невменяемость до 10 лет. Дети, не достигшие этого возраста, не отдавались для наказания, родителям или помещикам.

Рассмотрев историю российского права можно сказать, что создание ювенальной юстиции не закончились успехом, и не смогла заложить основы ювенального права.

Первый опыт создания правосудия для несовершеннолетних преступников предприняла Екатерина II. В 1775 году появились Совестные суды, в которые передавались дела о юных правонарушителях. Эти суды рассматривали дела, основываясь не только на закон, но и на справедливость. Екатерина II указала судам рассматривать дела, опираясь на человеколюбие, почтение к особе ближнего, отвращение от угнетения и притеснения. Совестные суды сохранились в России до 1828г. и в этом году были отменены.

Свод законов 1832 года полностью позаимствовал Указ Екатерины II от 26 июня 1765 года, изменения вошли во второй свод 1842 года.

Уложения о наказаниях 1945 года кардинально изменило положение сводов закона Российской империи, а именно:

  • в возрасте до 7 лет нет вменений.

  • в возрасте от 7 до 10 лет дети не подлежат ответственности, они отдаются родителям для домашнего исправления.

  • В возрасте от 10 до 14 лет становился вопрос о том, насколько несовершеннолетний осознает тяжесть своего проступка (если доказано, что преступление совершенно без разумения, то малолетний приравнивается к 7 летним).

  • возраст «неразумения» был ограничен 14 годами.

  • в возрасте от 14 до 21 года считался основанием для уменьшения ответственности.

Создание воспитательно-исправительных заведений.

Убеждение о том, что правосудие в отношение малолетнего должно быть отдельно от обычного уголовного пробивало себе дорогу более 45 лет, в империи было создано два вида учреждений для несовершеннолетних преступников. Одно учреждение носило характер как исправительной колонии, а другое учреждение, где детей обучали различным ремеслам, назывались исправительными приютами. 20 мая 1892 года был принят закон, который позволил исправительным заведениям самим определять срок наказания, и это позволило оценивать исправимость осужденного.

В 1897г. закон кардинально изменился, и сделал шаг вперед на путь развития и совершенства уголовного права и процесса, важнейшим из средств воздействия на малолетних совершившие преступления, воспитательные, а не карательные меры. В этом году отменили наиболее тяжкие уголовные наказания для несовершеннолетних. Также закон изменил систему, что малолетние преступники, которые были приговорены, к тюремному заключению не могли отбывать наказание совместно с взрослыми в тюрьмах.

1987 год послужил основой для существования ювенальных судов и действовал до 1918г.

В 1910 году в Санкт Петербурге был создан суд с индивидуальным подходом к несовершеннолетним преступникам. Но, все же с наступлением советской власти ситуация поменялась, а декретом «О комиссиях для несовершеннолетних», ювенальная юстиция упразднялась.

Далее если рассмотреть основные начала уголовного кодекса РСФР (1922г.) то в ст.18 гласило, общее правило что к несовершеннолетним могли применяться те же виды наказаний что и к взрослым, вплоть до смертной казни. Вскоре внесли примечания в ст.33 УК и было сказано - «Высшая мера наказания расстрел - не может быть применена к лицам не достигших 18 лет »

В силу исторического развития и опыта становится ясно, насколько было важно правосудие в отношении несовершеннолетних совершивших преступления легкой и средней тяжести к ним приминались меры преимущественно воспитательного характера.

Принципы ювенальной юстиции были включены в 1995г. указом президента касающихся правовой защите детей. В 1999-2002 три раза предпринимались попытки внесения изменений в №1 ФКЗ «О Судебной системе в РФ» касающихся создания ювенальных судов, но все было безуспешно.

В постановлении пленума Верховного суда № 7 РФ от 14 февраля 2000 г.7 отметили не только специализацию судей по делам несовершеннолетних, но и предлагалось повышение профессиональной компетенции, основанных не только на правовых вопросах, а на вопросах связанные с психологией, педагогикой и социологией. Постановление в законодательном порядке не выработан.

Однако, будучи не закрепленной на государственном уровне, ювенальная юстиция получила свое развитие в регионах страны.

Несовершеннолетние являются наиболее уязвимые и незащищенные, и преступность в России малолетних с каждым годом все растет 80% правонарушений совершенных подростками, составляют тяжкие и особо тяжкие преступления. Действующая судебная система оказалась не готова на своевременное, качественное рассмотрение судебных дел в отношении несовершеннолетних.

Без совершенствования судопроизводства в отношении подростков считается невозможным говорить о справедливости правосудия в нашей стране. Изменить такое положение только возможно путем создания общей юрисдикции, самостоятельных судов по делам несовершеннолетних и ювенальных судов и постепенно развивать ювенальную юстицию. Ведь современная судебная система должна тщательнее рассматривать ребенка в первую очередь, совершившее правонарушение или преступление не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.

    1. Система судопроизводства в Российской Федерации

Судебная система РФ

Согласно статье 10 Конституции РФ, одна из ветвей государственной власти в России — судебная власть. В пределах своих полномочий она независима от законодательной и исполнительной ветвей. Орган правосудия в современной России — суд. Именно к полномочиям суда относится восстановление нарушенных противоправными деяниями общественных отношений. Принимая законные решения, суд защищает интересы как отдельных физических и юридических лиц, так и всего общества. Обеспечение деятельности судебных органов происходит в рамках судебной системы.

Судебная система РФ — это совокупность всех судов, которые действуют на территории России и осуществляют правосудие.

Судебная власть осуществляется в рамках конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Согласно статье 118 Конституции РФ, «судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации». Устройство судебной системы в России определяют Конституция РФ и Федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации». (см. Приложение 1)

Конституционный суд РФ

Согласно статье 125 Конституции РФ, Конституционный Суд — высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации. К основным полномочиям Конституционного Суда относятся: 

  • разрешение споров между органами высшей государственной власти по поводу полномочий — например, между Президентом и Федеральным Собранием;

  • разрешение разногласий между федеральными органами и органами субъектов — например, между Государственной Думой и законодательным органом субъекта федерации;

  • решение противоречий между высшими органами государственной власти субъектов, когда не находят взаимопонимания между собой, например, региональный парламент и правительство; защита основ конституционного строя;

  • проверка законов на соответствие Конституции;

  • охрана основных прав и свобод человека и гражданина; 

  • обеспечение действия Конституции РФ на всей территории страны;

  • толкование Конституции. 

Кроме того, Конституционный Суд РФ наделён правом законодательной инициативы в пределах своих полномочий. 

Конституционный Суд состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя. В результате внесённых в 2020 году изменений в Конституцию состав судей Конституционного Суда формируется из числа представленных Президентом кандидатур, которые утверждает или отклоняет Совет Федерации. Также Президент имеет право внести в Совет Федерации представление о досрочном прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ в случаях, предусмотренных законодательством. 

После поправок в Конституцию РФ Конституционный Суд стал рассматривать принимаемые в России законодательные акты на предмет соответствия Конституции. Это происходит в случае, если в Конституционный Суд поступает запрос от Президента, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ или Верховного Суда. По результатам рассмотрения выносится заключение о том, соответствует ли конкретный закон основному закону страны. Если неопубликованный закон противоречит Конституции РФ, он не вступит в силу. А если Конституции противоречат уже действующие законодательные нормы, они теряют свою юридическую силу. 

Также в соответствии с внесёнными в Конституцию РФ изменениями Конституционный Суд решает вопрос о том, должны ли выполняться международные договоры России или решения межгосударственных органов, если они противоречат Конституции РФ. 

Верховный Суд РФ

Верховный Суд РФ, согласно статье 126 Конституции Российской Федерации, — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, а также разрешению экономических споров. 

Верховный Суд РФ уполномочен: 

  • приостанавливать или прекращать деятельность политических партий, общественных организаций и движений в России; 

  • прекращать деятельность средств массовой информации, чья продукция распространяется на территории двух и более субъектов федерации; рассматривать неправомерные действия в рамках избирательного законодательства — так, в Верховном Суде РФ можно обжаловать деятельность Центральной избирательной комиссии (ЦИК), а также оспорить утверждённый состав федерального списка кандидатов; 

  • разрешать экономические споры между федеральными и региональными органами власти, а также между высшими государственными органами субъектов федерации; 

  • вносить проекты законов в рамках предмета своего ведения, чтобы совершенствовать законодательство по вопросам уголовного, арбитражного, административного и гражданского судопроизводства. 

Изучая и обобщая судебную практику, Верховный Суд РФ даёт разъяснения по вопросам её применения. Он делает заключение, содержатся ли признаки преступления в деятельности Президента РФ (при выдвижении против него обвинения), а также Генерального Прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ. 

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды

Правомочия Верховного Суда РФ формируются из таких элементов, как суды общей юрисдикции и арбитражные суды. 

Юрисдикция — это законодательно закреплённые полномочия государственных органов по разрешению возникающих в процессе правоотношений споров, правовой оценке ситуаций, а также применению мер юридического воздействия к правонарушителям.

Подробнее с полномочиями и устройством судов общей юрисдикции можно ознакомиться в таблице (Приложение 2)

Принципы судопроизводства

Рассмотрим принципы, которые лежат в основе деятельности судов в Российской Федерации.

  1. Законность. Суды в процессе осуществления правосудия должны неукоснительно соблюдать законодательные акты. 

  2. Осуществление правосудия только судом. Этот принцип установлен статьёй 118 Конституции РФ. Стоит отметить, что создание чрезвычайных судов не допускается. 

  3. Равенство всех участников судопроизводства перед законом и судом. Равный доступ всех граждан к правосудию независимо от их различий гарантирован статьёй 19 Конституции РФ. 

  4. Независимость судей и подчинённость их только закону. Чтобы обеспечить объективное рассмотрение дел в судебном порядке, согласно статье 120 Конституции РФ, судьи подчиняются только закону. 

  5. Обеспечение доказанности вины. В разных отраслях права может действовать принцип презумпции невиновности (когда бремя доказывания возложено на сторону обвинения), так и принцип презумпции вины (стороны сами доказывают свою правоту). Доводы, которые повлияют на принятие судом решения, должны строиться на доказательствах, подтверждающих вину или невиновность каждой из сторон. Самое важное, что используемые в суде аргументы должны быть получены законным путем, согласно статье 50 Конституции РФ. 

  6. Состязательность и равноправие сторон. Стороны, участвующие в судебном разбирательстве, имеют права предъявлять любые доказательства своей точки зрения, конкурируя друг с другом. На основании представленных аргументов суд как беспристрастный арбитр вынесет своё решение по делу. 

  7. Поддержание государственного обвинения в суде прокурором. Когда речь идёт о нанесённом ущербе общественным отношениям, которые охраняет государство, в качестве государственного обвинителя в суде выступает прокурор. Его задача — обосновать законность выдвинутого обвинения от имени государства. Цель этого — наложение наказания на правонарушителя для восстановления справедливости. 

  8. Обеспечениеправа на защиту. Статья 45 Конституции РФ гласит, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Согласно статье 46 Конституции РФ, каждый имеет право на судебную защиту его прав и интересов. Статья 48 гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи. Реализация этого принципа обеспечивает всестороннее рассмотрение дела в суде. 

  9. Гласность судебного процесса. На судебном заседании могут присутствовать зрители, которые не являются участниками процесса судопроизводства. Принцип гарантирует ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Однако зрители могут присутствовать не на всех судебных заседаниях. Например, если рассматриваемое дело содержит сведения, составляющие государственную тайну, такой суд пройдет за «закрытыми дверями».

  1. Обязательность решения суда. Вступившие в законную силу решения суда должны быть исполнены в любом случае. Если они не соблюдаются, то к нарушителям воли суда применят дополнительные меры государственного воздействия. Так, обязательность исполнения приговора закрепляет статья 392 УПК РФ. Необходимость исполнения законных решений суда устанавливает статья 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статья 13 Гражданского процессуального кодекса. Такое же положение закреплено и статье 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Возможные санкции за отказ от исполнения указаны в статье 315 УК РФ.

2. Практическая часть

2.1. Выявление уровня знаний учащихся о системе судопроизводства и ювенальной юстиции

Нами было проведено анкетирование учащихся 11А класса. Каждому была представлена одна и та же анкета (Приложение 3). Обработав анкеты наших респондентов, мы получили следующие результаты:

Всего в опросе участвовало 27 учеников (Приложение 4).

6 Учеников (22%) считают, что в современном обществе права несовершеннолетних часто нарушаются, дети и подростки – самая уязвимая группа.

16 Учеников (59%) считают, что дети иногда бывают беззащитны.

По мнению 5 опрошенных (19%) у детей и подростков всегда есть защита в лице взрослых.

На вопрос где больше всего нарушаются права несовершеннолетних большинство респондентов (33%, 9 человек) ответили «в общественных местах».

2 Опрошенных (8%) считают, что права несовершеннолетних чаще всего нарушаются дома.

7 Учащихся (26%) посчитали, что чаще всего права несовершеннолетних нарушаются в школе.

3 респондентов (11%) ответили, что чаще всего права несовершеннолетних нарушаются в суде, а 6 учеников (22%) затруднились дать ответ.

Большинство учащихся (70%, 19 человек) считают, что права несовершеннолетних должны защищаться лучше, 3 человека (11%) считают, что права детей и подростков защищаются достаточно, затруднились ответить 5 человек (19%).

Только 8 учащихся (30%) знакомы с понятием ювенальной юстиции, а 70% (19 человек) класса не слышали о таком понятии.

12 Респондентов (44%) считают, что необходимо оказывать помощь попавшим в трудную ситуацию детям и подросткам, 11 респондентов (11%) относятся к ювенальной юстиции отрицательно и переживают, что это может привести к произволу в школе и в семье, 12 опрошенных ещё не сформировали своё мнение.

Таким образом, мы можем заметить, что малое количество учащихся достаточно информированы о системе ювенальной юстиции и своих правах в судопроизводстве.

2.2.Способы повышения информированности о своих правах в судопроизводстве среди подростков 16-18 лет.

Судя по результатам проведённого нами исследования, респонденты мало информированы о своих правах в судопроизводстве и таком понятии как ювенальная юстиция. Мы считаем, что основная причина этого кроется в малой информированности населения, а так же недостатке или отсутствии академических часов, уделяемых на уроки правовой грамотности.

Недостаток знаний в области правовой грамотности чреват тем, что попавшие в сложную ситуацию граждане не знают как правильно и эффективно защитить свои права. Из этого вытекает и другая проблема – положение в области защиты прав несовершеннолетних вряд ли изменится, а общественное мнение будет формироваться только в результате акций противников изменения законодательства.

Для того чтобы хотя бы немного попытаться исправить описанные выше проблемы, мы предлагаем:

  1. Разъяснять детям и подросткам их права и обязанности.

  2. Ввести обязательные уроки правовой грамотности для учащихся среднего и старшего звеньев.

  3. Издавать памятки и буклеты для детей и их родителей.

  4. Проводить классные часы для учащихся среднего и старшего звеньев с участием инспекторов по делам несовершеннолетних и других специалистов.

  5. Проводить уроки с разъяснением системы судопроизводства в России.

Заключение

Введение ювенальной юстиции в России – очень серьезный шаг, и этот вопрос не должен решаться за спиной ее граждан. Перед принятием соответствующих законов нужен всенародный референдум, так чтобы все желающие могли ознакомиться с их текстом и предложить свои уточнения. Отсутствие четких критериев и формулировок приведет к произволу социальных служб и трагедиям детей и родителей. Защита ребенка не должна превратиться во вмешательство в жизнь семьи. Право родителей определять, каким должно быть воспитание их детей, гарантировано Конституцией РФ и российскими законами. Отход от этих правовых норм, дающий чиновникам возможность грубо вмешиваться в воспитательный процесс, значительно снизит меру юридической защищенности российских граждан, поставит их в зависимость от бюрократического произвола. Предлагаемые ныне проекты в области «ювенальной юстиции», ориентированы на западные модели устройства правовой системы, которые проявили серьезные негативные последствия в воспитании молодого поколения и работе с семьями.

Изучив систему судопроизводства и ювенальной юстиции в Российской Федерации, проведя анкетирование и проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что учащиеся в возрасте 16-18 лет крайне мало информированы в вопросе своих прав в судопроизводстве, что подтверждает ранее выдвинутую нами гипотезу.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21 января 2009 года.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - ст. 2954.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №32. - ст. 3301.

  4. Федеральный закон от 07.12.2011 № 419-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - №50. - ст. 7361.

  5. Ювенальная юстиция в РФ: криминологические проблемы развития. Спб, Издательство Р. Асланова 2016,стр. 430

Список электронных ресурсов:

  1. https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/sudebnaya-sistema-rf

  2. https://правовая-наркология.рф/nan/docs/pr-z-43.pdf

  3. https://zaochnik-com.com/spravochnik/pravo/juvenalnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/juvenalnaja-justitsija-ponjatie/

Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Суды общей юрисдикции (Суды выстроены по возрастанию полномочий)

Гражданские суды

Название суда

Полномочия

Мировые суды субъектов

Относятся к региональным судам в России. Являются первой судебной инстанцией. Они рассматривают:

  • уголовные дела небольшой тяжести, максимальное наказание по которым не превышает 3 лет лишения свободы;

  • дела о выдаче судебного приказа;

  • дела о расторжении брака, если отсутствует спор о детях;

  • дела о разделе совместно нажитого имущества, если цена иска не превышает 50 000 рублей;

  • дела об имущественных спорах, за исключением споров о наследовании;

  • дела об имущественных спорах, связанных с интеллектуальной деятельностью с ценой иска менее 50 000 рублей;

  • дела о защите прав потребителей с ценой иска менее 100 000 рублей;

  • дела об административных правонарушениях (ст. 23.1 КоАП РФ);

  • дела по вновь открывшимся обстоятельствам, решения по которым были вынесены ими ранее и вступили в силу.

Районные суды

Рассматривают:

  • уголовные (ст. 31 УПК РФ), гражданские (ст. 24 ГПК РФ), административные дела в качестве суда первой инстанции;

  • дела об административных правонарушениях (ст. 23.1 КоАП РФ);

  • апелляционные жалобы на решения, вынесенные мировыми судьями;

  • дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Суды субъектов федерации: верховные суды республик, краевые, областные, городов федерального значения, автономной области, автономных округов

  • Принимают апелляции на решения районных судов.

  • В качестве первой инстанции рассматривают уголовные (ст. 31 УПК РФ), гражданские (ст 26 ГПК РФ), административные (ст. 20 КАС РФ) дела, в том числе:

    • связанные с государственной тайной;

    • связанные с оспариванием нормативных правовых актов субъектов РФ, которые ограничивают права граждан и организаций;

    • оспаривающие решения избирательных комиссий субъектов РФ;

    • уголовные дела в отношении высших государственных служащих (членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федеральных судов и судов субъектов федерации).

Военные суды

Название суда

Полномочия

Гарнизонный военный суд

Рассматривает в качестве суда первой инстанции уголовные, гражданские и административные дела, связанные с нарушением права военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы.

Окружной (флотский) военный суд

Рассматривает в качестве первой инстанции гражданские и административные дела, связанные с государственной тайной, а также уголовные дела, установленные ст. 31 УПК РФ.

Также принимает жалобы на вынесенные гарнизонными судами решения, не вступившие в законную силу.

Апелляционный военный суд

Рассматривает апелляционные жалобы на решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные в качестве первой судебной инстанции и не вступившие в законную силу.

Приложение 3

Анкета для учащихся

  1. Считаете ли вы, что в современном обществе права несовершеннолетних часто нарушаются?

  1. Да, дети и подростки – самая незащищённая социальная группа

  2. Иногда дети и подростки бывают беззащитны

  3. Нет, у детей и подростков всегда есть защита в лице законных представителей и/или иных совершеннолетних лиц

  4. Затрудняюсь ответить

  1. Где по вашему мнению чаще всего нарушаются права несовершеннолетних?

  1. Дома

  2. В школе

  3. В суде

  4. В общественных местах (транспорт, магазины и/или иные организации)

  5. Затрудняюсь ответить

  1. Считаете ли вы, что нужно лучше защищать права несовершеннолетних?

  1. Да

  2. Нет

  3. Затрудняюсь ответить

  1. Знаете ли вы о системе ювенальной юстиции? (правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними)

  1. Да

  2. Нет

  1. Если да, как вы к этому относитесь?

  1. Положительно, следует помогать несовершеннолетним, попавшим в трудную ситуацию

  2. Отрицательно, это может привести к произволу в семье, в школе

  3. У меня ещё не сформировалось своё мнение

Приложение 4

Результаты опроса учащихся

Просмотров работы: 108