Введение
На сегодняшний день кризис воспитания в нашем обществе, охватывает все уровни, начиная с самого главного - семьи, и заканчивая социальными институтами воспитания, такими как школа, образовательные учреждения, армия. И основная проблема этого кризиса - это утрата любви к ребёнку. Актуальность этой проблемы настолько глубока, что без её решения, никакие другие благоприятные факторы, такие как улучшение социально-экономической жизни общества, выделение больших бюджетных средств на образование и семью, к разрешению сложившейся ситуации не приведут.
Проблема деградации родительской любви стала проявляться и в росте социального сиротства, и в отказах матерей от детей ещё в роддоме, и оставлением детей без присмотра родителями и во многом другом. В итоге, мы имеем так называемый «эффект бумеранга», когда отсутствие любви возвращается на родителей, на всё общество и в конечном счёте мы имеет рост преступности, иждивенчества, бродяжничества.
Сейчас, когда среди подрастающего поколения, такие понятия как подвиг, честь и любовь к ближнему, становятся все более абстрактными, просто необходимо развивать интерес учащихся к изучению жизни и подвигов людей в разные времена. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания о лучших людях, тем более действенными окажутся они в формировании чувства гражданской ответственности, воспитании любви, уважении и толерантности к окружающим людям, к их традициям, к родной земле.
Целью работы является исследование и анализ материалов о жизни и принципах воспитания Януша Корчака в контексте современного образования.
Для достижения поставленной цели нам предстояло реализовать следующие задачи:
1.Изучить, обобщить и проанализировать информационные источники по данной теме
2.Исследовать толкование слова «подвиг» в различных источниках
3.Создать представление о политике нацистов в отношении еврейского населения в годы 2-й мировой войны;
4.Изучить и обобщить материалы, связанные с жизнью, творчеством и принципами воспитания Я.Корчака;
5.Провести анкетирование учащихся по теме исследования и проанализировать результаты
6.Провести анализ и оценку практической значимости и актуальности для современной школы педагогических идей Я. Корчака
Гипотеза исследования: принципы воспитания Януша Корчака актуальны на сегодняшний день для современной школы и имеют практическую значимость.
Объект исследования: жизнь и принципы воспитания Януша Корчака
Предмет: документы частных архивов, работа с сайтами «Сайт общества «Дом
Януша Корчака в Иерусалиме», Польское общество Януша Корчака, книги, педагогические произведения Януша Корчака, очерки, воспоминания современников, повествующие об истории жизни и трудах Януша Корчака, архивные документы, фотографии.
Методы исследования:
1. информационно-поисковый (изучение и анализ архивных документов и фотографий, периодических изданий, средств Интернета, литературы и данных периодической печати, классификация собранного материала в хронологическом порядке – это позволило мне создать основную базу для организации исследовательской деятельности);
2.теоретический: анализ исторических источников, систематизация статистического и документального материала;
3. социологический опрос-анкетирование, поисковый.
4.индукция, для построения выводов на базе обобщения имеющихся фактов;
5.метод анализа и синтеза для изучения и сопоставления данных в воспоминаниях очевидцев с целью создания наиболее полной картины.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней раскрыта сущность, выявлены особенности принципов воспитания Януша Корчака, его взглядов на развитие личности ребенка.
Практическая значимость работы заключается в том, что, собранный материал пополнил фонды школы и позволил провести уроки мужества, торжественные линейки и беседы, посвященные Международному дню памяти жертв Холокоста. Также, материалы исследовательской работы могут быть использованы социальным педагогом и классным руководителем на занятиях при работе в школе с подростками и родителями.
Новизна работы: в данном исследование мы попытались объединить в единое целое исследования авторов, ранее изучавших творчество и жизнь Я.Корчака.
Этапы работы: 1.Организационный 2.Сбор материала и ознакомление с ним 3.Систематизация, описание, оформление |
Ожидаемые результаты: -Приобретение навыков поисково-исследовательской работы. -Расширение знаний о жизни и деятельности педагога, врача, писателя Я.Корчака, принципов воспитания, посвященной ликвидаторам последствий этой аварии и его историческом значении. -Обобщение полученных результатов. Формирование патриотических качеств и активной гражданской позиции. |
В дальнейшем я планирую более подробно изучить творчество Я.Корчака, продолжить составлять подборку материалов и создать информативный видеоролик для дальнейшего информирования учащихся
2. Основная часть. Я. Корчак – педагог и личность.
Многие известные учёные-педагоги изучали проблему любви и нравственности, и пытались найти ответ. Но, наверное, ни один из них не рассматривал эту проблему так глубоко и не подходил к ней так буквально, как Януш Корчак, одна из педагогических работ которого так и называется - «Как любить ребёнка». Педагогическая идея Януша Корчака, по сути, вся укладывается в одну фразу: воспитатель должен любить детей.[7 с.150]
Наследие Корчака - это труды врача, воспитателя и ученого, достаточно широко представлены на русском языке и самые известные из них: «Как любить ребёнка» и «Право ребёнка на уважение». Моя работа посвящается исследованию основных трудов и принципов воспитания Я.Корчака, жизненного подвига великого педагога, врача, писателя, о его потребности оставаться человеком в условиях, исключающих саму возможность жить
2.1. Что такое подвиг?
Почему люди жертвуют своей жизнью? Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить самоотверженный поступок? Задумывается ли когда-нибудь человек, живущий в мирное время над тем, что такое подвиг человека, подвиг народа, естественен ли он или это особые люди с уникальными способностями? Размышляя о времени Великой Отечественной войны, обращаешь внимание на то, что люди в эти страшные, наполненные горем и болью, личными трагедиями, готовы были к подвигам в любое время года, суток отдавать жизнь, жертвуя собой во имя людей, не думая о себе.
Мы решили сначала выяснить, что такое подвиг, поэтому обратились к словарям русского языка и Интернет - ресурсам. В толковом словаре Д.Н.Ушакова дается такое определение: Подвиг - доблестный, героический, поступок, важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях, военный подвиг. В Академическом словаре написано, что: Подвиг – это самоотверженный поступок, поведение, вызванное каким-либо чувством. Словарь С. И. Ожегова определяет понятие этого слова: Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
В других источниках более обширно говорится: 1. Подвиг – это движение, сдвигание самого себя, тяжёлый и медленный труд над собой. 2. Подвиг - см. «Поступок» 3. Подвиг – это слово однокоренное словам «двигаться» и «движение». Причём это движение от своей корысти, жадности, а не к ней. Не захват, а жертва. Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления.
Во время Великой Отечественной войны нашими дедами и прадедами совершалось неисчислимое количество воинских подвигов. Но есть ещё подвиги: гражданский, трудовой, научный, подвиг ежедневного труда, подвиг жизни.
Таким образом, мы выяснили, что слова «Подвиг» и «Жертва» созвучны. И жертвуя чем-то ради других людей, ради веры, отстаивая свои принципы, тем самым совершаешь подвиг.
Януш Корчак стал «символом стойкости, самоотверженности, всепоглощающей любви к детям, наконец, просто символом верности». Только истинная любовь способна на подвиг. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод: отдать свою жизнь ради других могут только такие, которые любят людей больше себя.
2.2. Политическая и социальная ситуация в Польше в начале XX века.
«Хотя уже прошло две трети века,
я не нашел ответа на вопрос:
Что за душа была у человека,
который мир обрек на Холокост?!...
Вторая мировая война породила новое для европейцев слово – геноцид. Определение геноцида как убийства, направленного против национальной или этнической группы в целом, впервые дал Лемкин Р. Он писал: «Геноцид, не обязательно предполагает немедленное уничтожение народа или этнической группы, хотя может проявляться и в массовых убийствах. Чаще всего геноцид выступает как «ряд спланированных акций, следующих одна за другой или происходящих одновременно; их цель — уничтожение тех черт народа, которые определяют его своеобразие. Этническая группа лишается возможности вести нормальную жизнь; происходит ликвидация общественных и политических институтов этноса, организуется дискриминация национальной культуры, языка, религии».[1, с.10], Ликвидируются условия полноценного экономического существования; представителей народа лишают свободы, здоровья, унижают их человеческое достоинство. (Приложение 1).
Во время встречи с министром иностранных дел Чехословакии Хвалковским 21 января 1939г. Гитлер сказал: «Мы уничтожим евреев. Им не удастся укрыться. День расчета настал..» [2,с. 5]. В 1939 г. Геббельс в своей статье «Евреи – что дальше?» написал: «Сейчас мы можем подвести еврейский вопрос к окончательному решению. Какова его суть?. Ни один немец не должен жить под одной крышей с евреями – расой, запятнанной убийствами и преступлениями, заклятым врагом германского народа! Посему нужно выгнать евреев из наших домов и кварталов, расселив их в тех местах, где они будут общаться только между собой и контакты с немцами будут минимальными. Их надо заклеймить отличительными знаками, отнять у них право иметь дома и земли в Германии» [2,с. 5]. (Приложение 1)
Нацистское преследование евреев было жестоким и безжалостным, проводимой во время войны на оккупированных территориях. Все евреи должны были проходить регистрацию, их заставляли жить в гетто, они должны были носить жёлтую звезду, их использовали для рабского труда. Летом 1941 года, однако, начали разрабатываться планы «окончательного решения» еврейского вопроса в Европе. Это означало уничтожение всех евреев. Для проведения в жизнь этой политики был организован специальный отдел гестапо, который возглавлял Адольф Эйхман. Было решено создать в Польше Варшавское гетто и 6 лагерей смерти, куда депортировали еврейское население Европы: Треблинка, Хелм, Собибур, Майданек, Освенцим и Белжец. В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов – крематории.[4, с.14].
2.3. Хронология основных событий жизни простого учителя из Варшавы. Обзор основных педагогических произведений Януша Корчака
Януш Корчак родился в Варшаве, 22 июля 1878 года в интеллигентной еврейской семье Гольдшмитов и получил имя Хенрик. Отношения к евреям в тот период было весьма неоднозначным и враждебным. А дома обстановка была еще хуже, так как болезнь отца накладывала свой мрачный отпечаток на быт. Денег катастрофически не хватало, Хенрик уже в 15 лет начал заниматься репетиторством. Уже тогда у него был свой, уникальный подход к малышам, любую науку молодой репетитор мог преподнести так, что детям казалось, будто нет ничего интересней на свете. (Приложение 2)
В 18 лет Хенрик начал путь педагога, публикуя свои первые педагогические заметки. Поступив на медицинский факультет Варшавского университета, он не бросил “писательство” и написал пьесу “Каким путем?”, выставив ее на конкурс под творческим псевдонимом Януш Корчак. В 1901 году была опубликована первая его повесть о детях – «Dzieci ulicy». Мир детей, их психология, их проблемы становятся главной темой писателя, его богатый опыт педагога и врача переходит на страницы его книг – таких как «Дитя света» (1905), «Лето в Михалувке» (1910), «Лето в Вильгельмувке» (1911), «Слава» (1913) и других.
С 1905 по 1907 год, в качестве военного врача, был призван на службу в армию - русско-японская война. Вернувшись, он продолжает врачебную деятельность и очень часто проходит стажировки за границей. Именно в это время он приходит к мысли о необходимости создания «Дома сирот» нового типа в Варшаве, содержащийся на пожертвования купцов и интеллигенции, перед которыми поставил условие - «не вмешиваться во внутренние дела Дома и не касаться вопросов воспитания». Предполагалось, что там будут жить и обучаться только еврейские дети, так как Польша уже к тому моменту была пропитана духом антисемитизма. Дети, по рождению ставшие “не такими” были вынуждены терпеть унижения и лишения с самого малого возраста. Популярность Януша Корчака к тому моменту была настолько высока, что нашлись меценаты, которые помогли реализовать его идею. Это было уникальное четырехэтажное здание, в котором все устроено для нужд детей, для их воспитания и обучения. (Приложение 2)
С 1912 года “Дом сирот” начал принимать с улиц Варшавы малышей. Сам Корчак и его соратница Стефания Вельчинская работали по 16-18 часов, чтобы организовать работу дома и мягко и постепенно прививать детям основы нравственного воспитания. Обездоленные дети обретали стараниями Старого Доктора нормальную жизнь в будущее. Практика показала, что воспитательные методы Януша Корчака давали прекрасные результаты. Его выпускники самой своей жизнью ломали стереотип о том, что «детдома растят преступников» - все они устраивались на работу, жили обычной жизнью и заводили семьи. И ничего удивительного в этом не было, ведь в детском доме их с ранних лет приучали к ответственности и готовили к взрослой жизни. Во главу угла Януш Корчак ставил нравственное воспитание. Его приют одним из первых стал применять новые методы воспитания и элементы детского самоуправления. По мнению педагога, приют - это справедливая община, где юные граждане создают собственный парламент, суд и газету. В процессе общего труда они учатся взаимопомощи и справедливости, развивают в себе чувство ответственности. Отношение к ребенку, как к личности, подразумевало, что он должен нести ответственность за свои поступки и точно так же уважать воспитателей и остальных детей. Корчак с самого начала ввёл систему активного привлечения детей к труду, ввел систему товарищеского суда и наставничества, привлекая детей не просто к работе, а к полноправному сотрудничеству во всех вопросах жизни приюта. Результаты его воспитательной системы были потрясающими, многие из его воспитанников не просто стали полноценными членами общества, но и высокообразованными, известными личностями: писателями, журналистами, врачами.
С началом первой мировой войны Януш Корчак был вновь призван на фронт, там он начинает писать свою самую известную книгу “Как любить ребенка”. После Первой мировой войны, перенеся тяжелый тиф, Корчак возвращается к своим воспитанникам. Помимо этого ведет передачу на радио под псевдонимом Старый доктор. Кроме того, Корчак продолжал экспериментировать - основал газету «Малое обозрение».(Приложение 2)Она предназначалась для детей, репортерами были дети и многие материалы в нее писали его воспитанники. Те, кто не умел писать, могли прийти в редакцию и рассказать репортеру о том, что их волновало. Сам Корчак писал статьи по педагогике в разные специализированные журналы и читал лекции на педагогических факультетах и курсах, стараясь как можно шире делиться своим опытом с коллегами. Его методику перенял другой варшавский интернат «Наш дом» (на Белянах) - детский дом для польских детей. Антисемитизм в Польше становился все более серьезной проблемой. С началом Второй Мировой войны, немецкие войска вторгаются в Польшу. Корчак осознавал, что для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта. Они были отбросами, подлежащими уничтожению. В условиях оккупации, оказавшись без помощи меценатов, эмигрировавших в Европу, слабеющий и стареющий доктор продолжал делать все для того, чтобы добыть пропитание для своих воспитанников. Осенью 1941 года детей вместе с Корчаком вынудили покинуть Дом сирот и переселиться в Варшавское гетто. Добывать пропитание становилось все труднее. Корчак, помимо поиска еды стал думать о том, как облегчить страдания слабеющих и умирающих детей. Своей литературной, журналисткой деятельностью, выступлениями по радио под известным всей польской общественности именем Старый Доктор, Корчак стремился повлиять на общество Польши. Его произведения пронизаны одной общей идеей, которую он постоянно стремился донести людям, любой ребёнок - это в первую очередь человек, он достоин уважения и любви не меньше, чем взрослые члены общества. Корчак считал самой главной своей книгой «Как любить ребенка», ведь единственное, что не терпит отсрочек в нашей жизни, считал Корчак, это любовь к детям. Корчак так и не завел семьи. Незадолго до смерти он скажет: «Сыном своим я выбрал идею служения ребенку».
Наибольшую известность из художественных произведений Корчака приобрели сказочные повести о мальчике-короле «Король Матиуш Первый» (1923), «Король Матиуш на необитаемом острове» (1923), о юном волшебнике «Кайтусь-чародей» (1934). Всемирно известны и популярны работы Корчака о воспитании – «Воспитательные моменты» (1919), «Как любить ребёнка» (1920), «Право ребёнка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1930). Последним литературным произведением Корчака стал дневник, который он вёл в последние месяцы жизни, опубликованный после его смерти. Помимо сказочных повестей Корчак является также автором повести «Школа жизни» (1908), которую сам автор называет утопией, и о которой он писал: «Это фантастическая повесть, описывающая совершенную, реформированную школу, которая служит целям всего человечества, а не горстки власть имущих». Элемент фантастики содержится также в повести «Когда я снова стану маленьким» (1925). Главного героя повести, школьного учителя, гном на несколько дней возвращает в мир детства, превратив в маленького мальчика. У любого кто прочтёт книгу "Когда я снова стану маленьким", в первую очередь возникает чувство удивления к особенному педагогическому таланту Януша Корчака, его поразительной способности перевоплощения в ребёнка. Насколько он понимает и чувствует детскую душу, насколько свежи в его памяти детские мысли, переживания, давно забытые всеми взрослыми. Понимаешь, что именно такие никогда не взрослеющие люди и являются истинными педагогами - педагогами от Бога. Начинает Корчак книгу с вызова, брошенного взрослым, которые, говорят, что им трудно опускаться до уровня детей! «Так вот, это неправда! Не надо опускаться, надо подниматься, вставать на цыпочки, что бы дотянуться до их чувств, чтобы не обидеть ребёнка, не омрачить его жизнь…» О своих принципах любви к ребёнку и в первую очередь - это уважение к детям, он посвящает целую книгу - «Как любить ребёнка»: «Ребёнок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договорённость, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь!» - заявляет он в своей книге «Право ребёнка на уважение». Корчак призывает взрослых к сотрудничеству к детям, не это ли главный принцип уважения? Утверждение о том, что дети не только такие же полноправные люди, как и взрослые, но и во многом лучше, пронизывает многие работы Януша Корчака. Как жаль, что мало взрослых, могут понять и простить, как прощают их дети, по-настоящему. Корчак знал это душевное качество всех детей. Потому и не боялся вводить в своих приютах такую, казалось бы, крайнюю воспитательную меру, как суд. И действительно, в девяноста случаях из ста товарищеский суд выносил вердикт: «Простить!». И в этой работе Корчак критикует существующую традиционную систему воспитания, называя неумелых педагогов скорее сторожами стен и мебели, блюстителями тишины и чистоты пола и ушей, вместо того, кем они призваны быть, и что должны делать: пробуждать, оживлять и радовать. Своей книгой, Корчак стремиться разрушить, ту стену, существующую между взрослым и детским миром, и напоминает каждому, что не может быть никакого отдельного мира взрослых и мира детей, все были детьми, а все дети когда-нибудь станут взрослыми. Простые мысли, но, имея плачевный опыт наблюдения за качеством традиционного родительского и школьного воспитания, Корчак вынужден напоминать об этом.
Корчака постоянно беспокоит то, что большинство проблем, возникающих между детьми и взрослыми, появляются из-за того, что дети ещё просто не знают, как нужно правильно жить. И он пишет книгу «Правила жизни», которую называет педагогикой для детей и взрослых. Этим названием автор настраивает читателей на серьёзный лад, ведь кроме множества поучительных историй для детей, книга содержит и много серьёзного педагогического опыта, адресованного учителям, воспитателям и просто родителям. Корчак не просто так, рассматривает в детской книге серьёзные педагогические вопросы, он убеждён, что детям нужно не только постигать этот мир, учиться «правилам жизни», но и уже сейчас понимать, что когда-то они сами станут родителями, и уже сейчас им нужно учиться воспитывать собственных детей. (Приложение 3)
Из всего литературного наследия польского педагога и писателя Януша Корчака трудно выделить отдельные педагогические работы. В принципе все его произведения: и публицистика, и сказки, и дневник, так или иначе, касаются вопросов воспитания и педагогики. Исследовав исторические предпосылки педагогических принципов и идей Януша Корчака, мы пришли к выводу, что они базировались на принципах гуманистической педагогики. Так же, жизненный путь этого педагога-мыслителя, доказывает, что выше всех он ставил самого ребёнка и идею важности любви к ребёнку в воспитании. (Приложение 4)
Корчак убеждён, что преодолеть трудности и достигнуть положительных результатов можно, только если действительно любить и уважать ребёнка. Он выделяет главные идеи его «Кодекса права ребёнка на уважение»: «Право ребёнка быть тем, что он есть. Уважайте его незнания! Уважайте его труд познания! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?» Педагогические произведения Януша Корчака: «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни», «Право ребёнка на уважение», «Как любить ребёнка» можно объединить в один цикл, с общей идеей - признание в ребёнке совершенной личности, полноправного члена общества, призыва к взрослым в первую очередь изучать ребёнка, наблюдать за ним, анализировать его поступки и поведение, прежде чем принимать воспитательные меры, или строить какую либо воспитательную программу. В 1937 году за литературные и педагогические заслуги Януш Корчак был отмечен наградой «Золотой лавр», присуждаемой по представлению Польской академии литературы.
Итак: главные принципы педагогических произведений Януша Корчака - воспитатель должен любить детей. Любовь эта должна строиться в первую очередь на неподдельном уважении к ребёнку, к его проблемам, труду познания этого мира, его праву сознательного ответственного выбора. Любовь эта должна проявляться на глубоком изучении ребёнка, терпеливом и вдумчивом наблюдении, анализе результатов наблюдения и отсюда, выработки индивидуального для каждого ребёнка воспитательного подхода. Внешне эта любовь должна выражаться в тесном сотрудничестве с ребёнком, в стремлении пробуждать в нём скрытые таланты, оживлять в нём лучшие чувства и строить воспитательный процесс интересно и увлекательно. Подвиг Януша Корчака продолжался не только несколько часов или дней, а больше 50-ти лет, когда он впервые понял, и всю свою жизнь доказывал, что без создания справедливой школы сделать мир счастливым нельзя.
2.4. Последний урок или «билет в один конец»
«Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь. Я никому не желаю зла, не умею, просто не знаю, как это делается».
Януш Корчак. Дневник
Конец июня 1942 года стал финальной точкой, той самой - в никуда. Именно тогда стало известно, что детей Корчака депортируют. Куда - неизвестно, а именно это означало, что они получат “билет в один конец”. Даже в этих неимоверно сложных условиях, сам с трудом держась на ногах, доктор продолжает лечить и воспитывать обреченных детей.
Наступило завтра - проклятый день 5 августа 1942 года. 192 ребенка из Дома Сирот получают направление в лагерь «Треблинка». Всем известно, что это лагерь смерти. Двести детей Дома сирот и воспитатели, не покинувшие ребят, построились в колонну по четверо. Они не плакали и не пытались бежать, только, как птенцы, жались к Старому Доктору... Он шел впереди, держа на руках маленькую Натю - девочка не могла ходить после тяжелей болезни. Над головами безмолвного строя развивалось клеверно-зеленое знамя героя корчаковской сказки, короля Матиуша Первого...Старый Доктор давал детям страшный последний урок - он учил их достойно умирать. Когда дети выходили из вагона - это было не просто шествие, а настоящий марш. Марш против бесчеловечности и бандитизма. Дети, построенные четверками, восемь педагогов по краям и во главе улыбающийся Януш Корчак, который нес на руках слабых малышей. Он улыбался потому, что дети - великие психологи и их невероятно сложно обмануть. Но на час, на полчаса, на 10 минут он мог избавить их от страха смерти. Дети пели свой гимн, в этот момент они были ангелами смерти. До последнего момента, до входа в газовую камеру, Януш Корчак продолжал улыбаться и рассказывать сказку своим воспитанниками. (Приложение 5)
В августе 1942 г. в Треблинкой печи сгорели 200 воспитанников Дома сирот. И с ними их отец - воспитатель Януш Корчак. Сразу же после того, как их увезли в Треблинку, поэт гетто Владислав Шленгель под впечатлением от увиденного написал стихотворение, посвящённое самопожертвованию Корчака. Именно из этого произведения происходит миф о том, что немцы якобы предлагали известному педагогу остаться в Варшаве, предоставив детей своей судьбе. Если бы он не пошел с детьми, он бы себе этого никогда не простил. Смог бы он тогда писать с той же искренностью? Остаться жить для него означало предать этих детей. Кто предает, тот в итоге погибает сам. Это был не красивый жест. Это было желание идти до конца в своей любви к людям, к детям. Именно его книги мне кажутся самыми живыми и настоящими. Их хочется читать... и, главное, слышать. Мне хотелось бы закончить описание жизни Старого доктора, строками, из его дневника написанными незадолго до последнего пути в Треблинку: «Боже, ты дал мне жить, как я хотел, и даешь умереть, выбрав свою судьбу и не теряя себя»
2.5. Опрос учащихся школы и старшего поколения об их информированности о данной проблеме. Анализ результатов исследования
В соответствии с задачей исследования был проведён социологический опрос 97человек (учителей и родителей, и учащихся 5– 9 классов МОУ «СОШ № 21» г. Копейска) с целью определения знаний о Януше Корчаке (Приложение 6). На вопрос «Знаете ли Вы, что такое Холокост?» большинство ответили «нет». Лишь 12 % учащихся написали что, слово слышали, но что оно означает, не знают. Но радует то, что 95 % моих сверстников, считают, что нельзя преследовать людей, только за то, что они другой национальности или верят в другого бога. Опрос среди учащихся 4, 6, 8-х классов (94 уч.) показал, что им не известно имя Я. Корчака, тем более его деятельность(93%). Результаты опроса представлены в таблице 1. (Приложение 6)
Вопросы: |
Школьный возраст учащихся |
||||||
младший-35ч. |
Средний-59ч. |
Общее кол-во-94ч. |
|||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||
1. Знакомо ли вам имя Януш Корчак? |
ДА |
2 |
6 |
4 |
7 |
6 |
6 |
НЕТ |
33 |
94 |
55 |
93 |
88 |
94 |
|
2. Если знакомо, то укажите: А) кем он был? Б) какой его вклад? |
ДА |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
НЕТ |
35 |
100 |
58ч. |
98 |
93 |
99 |
|
ДА |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
НЕТ |
35 |
100 |
59 |
100 |
94 |
100 |
Результаты опроса подтвердили предположение, что учащимся МОУ «СОШ №21» не знакомо имя Я. Корчака, а хронологические рамки 2 мировой войны, верно, указали только 17% респондентов. Кто такой Януш Корчак назвали лишь 10% участников опроса. А с художественной и исторической литературой по данной теме знакомы лишь 3% опрошенных, 2% из которых – взрослые. По поводу вопроса «какие нравственные мотивы двигают людьми совершающими подвиг?», мнения людей, разделились следующим образом: нравственные мотивы действий и поступков, честь – 33%, чувство долга – 23%, чувство патриотизма – 30% отметила большая половина опрошенных. Но, к сожалению, есть и такие (хоть и незначительная часть – 14%), кто считает, что подвиги совершаются ради денег, званий и наград. Хотя, после бесед о Я.Корчаке, на вопрос: «Является ли для вас подвиг, совершённый Я. Корчаком, ярким примером чести, мужества и отваги» - «да» - ответили все.
Таким образом, результаты социологического опроса ещё раз убедили меня в актуальности выбранной темы исследования, так как представления современных подростков о жизни, творчестве и подвиге Я.Корчака поверхностны, недостаточно точны, поэтому данная работа представляется целесообразной.
2.7. Оценка практической значимости и актуальности для современной школы педагогических принципов Я. Корчака
«Жизнь Януша Корчака, его подвиг впечатляющей нравственной силы и чистоты послужили мне вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим
воспитателем детей, надо отдавать им свое сердце».
В.А.Сухомлинский
Главная идея, стержень всех мыслей Корчака – любовь к детям (самая известная его книга так и называется – «Как любить ребёнка»). Любви – деятельной, но и требовательной, постоянно возобновляемой – без нее нет педагогики, нет учителя. Из деятельной любви к ребёнку вытекают и другие идеи Януша Корчака – признание того, что все дети разные, а, следовательно – принцип права ребёнка на уважение, видеть в ребёнке не только ребёнка, сколько человека, не будущего человека, а уже сегодняшнего, «настоящего», «полноценного» человека. Любить ребёнка – значит готовить его к реальной жизни, значит принимать его таким, каков он есть, тактично указывая на ошибки, замечая недостатки, исправляя их педагогическими средствами. С ребёнком, говорит Корчак, нужно общаться на уровне его понимания, не форсировать его интеллектуальное и эмоциональное взросление, а создавать условия для его роста и развития. Ребёнок – не проволока, которую нужно выковывать, а цветок, за которым следует ухаживать. Ребёнок имеет право быть тем, кем он есть. «Не подстраивайте ребёнка под себя!» - призывает Корчак. Дети живут сегодняшним днём – так дайте им всецело прожить этот неповторимый, невозвратимый детский день.
Я думаю, что главный вклад Януша Корчака в современную педагогическую науку состоит в отстаивании и непреклонном следовании принципа гуманизма, одухотворяющего всю его педагогику, все его педагогические идеи. Деятельная любовь к детям, доказанная всей жизнью, актуальна и сейчас. Ещё один важный принцип педагогики Корчака, актуальный именно для современной школы, нацеленный на развитие самостоятельности школьников, детей – это упор на принципы самоконтроля, самосознания, воспитание навыков самоуправления в детских коллективах. На принципах школьного самоуправления была построена педагогическая работа в «Доме сирот» Корчака. Этот принцип самоуправления логично вытекает из признания права ребёнка быть человеком, права ребёнка на уважение. Следует особо подчеркнуть, что Корчак всегда рассматривал человека как цель, а не как средство для достижения других целей. Тем более – ребёнок – это цель сама по себе, это целый будущий мир, и задача педагога – сохранить этот мир.
Неоспоримый характер идей Корчака состоит в неистребимой любви к ребёнку, которую не смогли истребить даже нацистские палачи. Мне кажется, главный вклад Корчака в педагогику – это он сам, его любовь к детям, его пример человека и учителя.
Заключение
«Счастье придет по следам грядущих поколений,
которые научатся не забывать собственное детство»
Януш Корчак.
Исследовательская работа помогла мне собрать и изучить информацию о жизни и деятельности великого человека - Я.Корчаке. Мне удалось реализовать поставленные в ходе исследования задачи. Мне хочется верить, что его книги всегда будут востребованы, а бессмертный подвиг Януша Корчака всегда будет вдохновляющим примером для новых и новых поколений. Имя Януша Корчака ассоциируется с самопожертвованием, героизмом и огромной любовью к детям. В Треблинке на месте гибели Корчака стоит мемориальный камень надписью «Януш Корчак и дети».
6 августа – день гибели Корчака и его воспитанников – день траура в Польше, день Корчака, которого называют наш Поэт или Старый Доктор. В разных городах и европейских странах, установлены монументы Януша Корчака, его именем называют улицы. Поляки и белорусы ежегодно запускают в воздух бумажного змея в память о великом человеке, а в России проходит ежегодный педагогический конкурс, посвященный великому учителю. О
его жизни, гибели, и творчестве написаны десятки статей, книг, исследований: «Живая связь» Игоря Ниверли, «Король детей» Бетти Джейн Лифтон, поэма «Кадиш» А. Галича, сняты фильмы «Януш Корчак» и «Корчак». Дневник Корчака нашли уже после войны. Последняя запись из «Дневника» Корчака: «Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь. Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается. 5 августа 1942 года».
В Израиле уже много лет существует и активно работает Общество Януша Корчака, а вот Дом Корчака в Иерусалиме появился совсем недавно. Жизнь великих людей не заканчивается биологической смертью. Пока о человеке помнят, пока его книги читают, пока труды востребованы – жизнь продолжается! (Приложение 9)
Януш Корчак - личность многогранная: общественный деятель Польши первой половины XX века, педагог, писатель, врач, журналист, главным делом своей жизни избрал заботу о беспризорных польских и еврейских детях. Он побывал в Швейцарии, в Берлине, Париже, Лондоне, Киеве, Палестине. Был участником русско-японской и первой мировой войн. Дважды попадал в тюрьму. Он работал на радио, писал пьесы, детские книги и книги о детях, создал успешную детскую газету. Он организовал в Польше прогрессивный по тем временам для приюта - «Дом сирот», для еврейских детей, и «Наш дом» для беспризорных детей поляков, и это были не просто детские дома, а целые детские республики с численностью до 200 человек каждая. Они были организованы по модели государства, управляемого детьми - была своя «конституция», существовал выборный детский парламент, товарищеский суд и судебный совет. Все было рассчитано на детей: низко размещенные выключатели, цепочки туалетных бачков, маленькие стулья. Самоорганизация, самоконтроль, детские суды (в том числе и над воспитателями), бюро потерянных и найденных вещей, общая доска объявлений, ежедневная газета, много других и сегодня мало где реализованных идей. А самым главным было - воспитание нравственности, этики.
Я думаю, что главный вклад Януша Корчака в современную педагогическую науку состоит в отстаивании и непреклонном следовании принципа гуманизма, одухотворяющего всю его педагогику, все его педагогические идеи. Деятельная любовь к детям, доказанная всей жизнью – вот что завещал нам Корчак. Ещё одна важная составляющая педагогики Корчака, актуальная именно для современной школы, нацеленной на развитие самостоятельности школьников, детей – это упор на принципы самоконтроля, самосознания, воспитание навыков самоуправления в детских коллективах. Великий польский педагог Януш Корчак известен всему миру своим героическим поступком, когда он вошёл в газовую камеру нацистского лагеря смерти Треблинка, не бросив своих учеников, воспитанников созданного им «Дома сирот» в Варшаве. Имея возможность покинуть гетто и оккупированную Польшу, он мог оправдать такой поступок перед обществом тем, что продолжил бы свою педагогическую работу после войны, воспитал бы ещё одно поколение полноценных граждан. Мог оправдать перед обществом, но не перед самим собой. И Корчак выбирает газовую камеру вместе со своими детьми.Этот геройский поступок стал венцом всей его жизни, в нём, как в капле бессмертия отразилась его жизнь, отданная детям, в нём воплотились его педагогические идеи. Эти идеи он отстаивал всю жизнь – и отстоял своей смертью.
Корчак написал более двадцати книг, в которых не было банальных советов «по уходу и воспитанию», а также рекомендаций по «выращиванию послушных гениев». Его педагогические принципы сводились к одной простой истине: уметь слушать свое сердце и любить детей. Поэтому часто педагогику Януша Корчака называют педагогикой сердца, а его книги «Король Матиуш Первый», «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение», написанные в начале прошлого века, актуальны и сегодня
Список литературы:
1.Абакумов С.Е. Педагогика в лицах. М.: Градиент, 2012. - 220 с.
2.Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. М., Фонд “Холокост”, 2001, 80с.,
3.Брухфельд С., Левин П. “Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933-1945. – М., “Текст”, 2000
4.Википедия. Свободная энциклопедия
5.Гефтер М. Мир Холокоста XX века // История, № 12, 1996
6.Московский Комсомолец № 26005 от 3 августа 2012г., http://www.mk.ru/culture/interview/2012/08/02/7328...podvig-detskogo-pisatelya.html
7.Демакова И.Д. Януш Корчак. Живая педагогика изменяющегося мира мира.М., 2013, 220 с.
8.Дижур Б. Счастье быть нужным детям: [О личности и пед. деятельности Я.Корчака] /Б.Дижур //Урал. - 1978. - №12. - С.146-149.
9.Жизнь замечательных людей. Януш Корчак, М.: Просвещение, 2006. - 540
10.Зюзюкин И. Под Знаменем цвета надежды: [О пол. писателе и педагоге Я.Корчаке, 1878-1942] /И.Зюзюкин //Смена. - 1996. - №6. - С.134-140.
11.Корчак Януш. Избранные произведения //Куб - электронная библиотека - Режим доступа: < korczak_janush/>
12.Левин А. Януш Корчак - мыслитель и педагог /А.Левин //Памяти Корчака: Сб. ст. - М., 1992. - С.7-17.
13.Левин А.Б. Януш Корчак - мыслитель и педагог. М.: Сфера, 2014, - 208 с.
14.Лифтон Бетти Джин. Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака. М,Серия:
Библиотека редкой книги, 2004-95с. Режим доступа: https://kniga-online.com/books/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knigi/psihologija/279436-korol-detei-zhizn-i-smert-yanusha-korchaka-lifton.html
15.Помнить, чтобы жить. Составитель Альтман И.А. М., “МИК”, 2006.
16.“Януш Корчак”(http://holocaust.ioso.ru/history/22.htm).
17.Януш Корчак Как любить ребёнка// Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова - Режим доступа: < KIDS/KORCHAK/rebenok.txt>
18. https://isralove.org/load/14-1-0-209?utm_source=copy
19. https://www.myjane.ru/articles/text/?id=17029
20. http://www.lib23.irk.ru
21. Сайт Польской Ассоциации им. Януша Корчака
22. Сайт общества «Дом Януша Корчака в Иерусалиме»
ПРИЛОЖЕНИЕ I.
Закон о гражданстве германского рейха (фото из газеты «История» № 12 от 1996 г.) Опознавательные знаки, введенные для евреев в нацистской Германии (http://1september.ru) |
|
Варшавское гетто |
ПРИЛОЖЕНИЕ II.
Фото Я.Корчак. Детский дом Корчака.
Януш Корчак в детстве, около 1888 г. |
Последняя известная фотография Януша Корчака, сделанная в Варшавском гетто 20 сентября 1940 года |
||
Детский дом Корчака. Продолжает по сей день действовать. Фото:Commons.wikimedia.org / Simon Cygielsk |
|||
газета «Малое обозрение». |
ПРИЛОЖЕНИЕ III.
Воспитатели «Дом сирот» и дети
Януш Корчак и его «правая рука» — Стефания Вильчинская перед зданием Дома сирот в Варшаве |
Стефания Вильчинская. 1927 год. (26 мая 1886, Варшава, Российская империя - 6 августа 1942, Треблинка), воспитательница и педагог, коллега и соратница Януша Корчака, разделившая с ним и детьми из Дома сирот, погибла в газовой камере. |
|
Роза Абрамович, бывшая ученица, работала в Доме Сирот. Она была среди учителей, которые сопровождали сирот при депортации 5 августа 1942 года. |
||
Януш Корчак. «Дом сирот». 1920-28 годы |
||
Оркестр дома сирот. 1930 год. |
ПРИЛОЖЕНИЕ IV.
10 заповедей воспитания Януша Корчака
ПРИЛОЖЕНИЕ V.
Дорога в никуда - Последний урок. Память. Памятники Я. Корчаку
До последнего момента, до входа в газовую камеру, Януш Корчак продолжал улыбаться и рассказывать сказку своим воспитанниками. |
Бывшие воспитанники Дома сирот на церемонии памяти Януша Корчака в мемориале Яд Ва-Шем. |
Памятник Янушу Корчаку в Варшаве. Фото: Public Domain |
Мемориал Янушу Корчаку и Стефании Вильчинской на Горе ветра под Иерусалимом |
|
На месте смерти Корчака в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: «Януш Корчак и дети». |
ПРИЛОЖЕНИЕ VI..
Результаты анкетирования учащихся и взрослых МОУ «СОШ № 21»
Опрос среди учащихся 4, 6, 8-х классов (94 ученика) показал, что им не известно имя Я. Корчака (93%). Результаты опроса представлены в таблице 1.
Вопросы: |
Школьный возраст учащихся |
||||||
младший 35ч. |
средний 59ч. |
Общее кол-во 94ч. |
|||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||
1. Знакомо ли вам имя Януш Корчак? |
ДА |
2 |
6 |
4 |
7 |
6 |
6 |
НЕТ |
33 |
94 |
55 |
93 |
88 |
94 |
|
2. Если знакомо, то укажите: А) кем он был? Б) какой его вклад? |
ДА |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
НЕТ |
35 |
100 |
58ч. |
98 |
93 |
99 |
|
ДА |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
НЕТ |
35 |
100 |
59 |
100 |
94 |
100 |
Результаты опроса подтвердили предположение, что учащимся МОУ «СОШ №21» не знакомо имя Я. Корчака. В ходе исследовательской работы было проведено анкетирование «Выявление уровня информированности учащихся и взрослых что знаете про Холокост» В опросе приняли участие 97 учителей и учащихся 5-9 классов МОУ «СОШ № 21» г. Копейска. В анкете было вопросов 7 [см. таблицу]:
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
||
Верные/да |
Неверные/нет |
Затруднялись ответить |
||
1. |
Знаете ли Вы что такое Холокост? |
12% |
% |
6% |
2. |
Назовите хронологические рамки Второй мировой войны |
17 % |
56 % |
27 % |
3. |
Кто такой Я. Корчак? |
10% |
- |
90 % |
4. |
Серьёзность ситуации Польши в 1939-1945 |
63% |
- |
37% |
5. |
Читали ли вы произведения Я. Корчака? |
3 % |
- |
- |
6. |
Как думаете какие нравственные мотивы двигают людьми совершающими подвиг ? - чувство долга - чувство чести - желание прославиться - жажда денег - желание сделать карьеру - чувство патриотизма - звания и награды. |
23 % 33 % 2 % 7 % 3 % 30 % 2 % |
||
7. |
Является ли для вас подвиг, совершённый Янушем Корчаком, ярким примером чести, мужества и отваги. |
100% |
ПРИЛОЖЕНИЕ VII.
«ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ» ЯНУША КОРЧАКА
Януш Корчак говорил о необходимости создать Декларацию прав детей задолго до того, как подобные документы были разработаны в рамках Женевской конвенции (1924) или Генеральной Ассамблеей ООН (1959). Он представлял себе эту декларацию не как призыв к доброй воле, а как требование активных действий. К моменту смерти Корчака она осталась незавершенной. Читая «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка» и другие работы, я собрала вместе те права, которые Корчак считал наиболее важными.
*Ребенок имеет право на любовь. («Любите ребенка, не только своего собственного».) *Ребенок имеет право на уважение. *Ребенок имеет право на оптимальные условия для роста и развития. *Ребенок имеет право жить настоящим. *Ребенок имеет право быть самим собой. *Ребенок имеет право на ошибки. («Среди детей не больше дураков, чем среди взрослых».) *Ребенок имеет право на неудачу. *Ребенок имеет право на то, чтобы его воспринимали всерьез. *Ребенок имеет право, чтобы его ценили за то, что он есть *Ребенок имеет право желать, предъявлять требования, просить *Ребенок имеет право на тайны. («Уважайте их секреты».) *Ребенок имеет право на уважение его собственности, его бюджета. *Ребенок имеет право на образование. *Ребенок имеет право сопротивляться педагогическому воздействию, если оно вступает в противоречие с его собственными убеждениями. *Ребенок имеет право на общение с Богом.Ребенок имеет право на преждевременную смерть. *Ребенок имеет право на протест против несправедливости. *Ребенок имеет право на Детский Суд, где он может судить равных себе и быть судим ими. («Сейчас мы-единственные судьи действий, мыслей и планов ребенка.Я знаю, как важен Детский Суд, и уверен,что через 50 лет не останется ни одной школы, ни одной организации без такого суда».) *Ребенок имеет право на защиту в рамках судебной системы для малолетних преступников. («Преступивший закон ребенок остается ребенком».) *Ребенок имеет право на уважение его огорчений. |