Гражданский патриотизм в современном мире

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гражданский патриотизм в современном мире

Кривошеева Д.А. 1
1МБОУ "Симферопольская академическая гимназия"
Клетная Е.А. 1
1МБОУ "Симферопольская академическая гимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные изменения в отношениях граждан с государством и обществом открывают перед нами большие возможности для самореализации в различных областях. В таких условиях патриотизм становится ключевой ценностью, охватывая социальные, духовные, нравственные, идеологические, культурно-исторические и военно-патриотические аспекты. В словах В.В. Путина подчеркнута необходимость строить будущее страны на прочном фундаменте – патриотизме, включая уважение к истории, традициям и духовным ценностям.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день очень много внимания уделяется патриотизму, так как это очень важно для экономического, культурного развития нашей страны и ее безопасности.

Поэтому, целью нашей работы является: привлечение внимания к развитию патриотического воспитания и возрождению традиционных нравственных ценностей.

Гипотеза исследования заключается в следующем: «Гражданин Российской Федерации должен быть патриотом своей страны!»

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по гражданской и правовой тематике;

  2. Изучить и проанализировать доступные материалы, связанные с патриотизмом во временя Великой Отечественной Войны;

  3. Посещение аллеи пионеров – героев;

  4. Подготовить и провести интервью с Советником председателя общественной палаты Республики Крым, Председателем общественного совета при крымском ЛУ МВД России на транспорте Николаем Михайловичем Г.;

  5. Подтвердить или опровергнуть гипотезу – путем анкетирования и анализа данных;

  6. Подготовить проект и написать сообщение с участниками проекта о героях ВОВ в их семьях.

По результатам проделанной работы я считаю, что на постоянной основе нужно проводить разъяснительные мероприятия и беседы на тему того, что патриот это не только воин с оружием в руках, а еще и человек, который может прийти на помощь другому в сложной ситуации, оказать помощь и поддержку нашей стране во все времена, это человек который помнит свои корни, чтит культуру и традиции Российской Федерации, память героев погибших во времена Великой Отечественной войны, во время специальной военной операции, защищая свою Родину.

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

Введение…………………………………….………………….…..…4-6

 

Глава 1 Теоретическая часть…………………...………………….7-12

 

1.1 Понятие «Гражданин»………………………………………….…7-9

 

1.2 Понятие «Патриот»……………...……………………………10-12

 

Глава 2 Практическая часть……………..……………………….13-15

 

Заключение……………………………………………….……………..16

 

Литература……………………………………...……………………….17

 

Приложения……………………………………………….…………….18

 

Введение

 

Россия без каждого из нас обойтись может,

 

Но никто из нас без нее не может обойтись

 

И. С. Тургенев

Россия – это уголок природы, богатый историей и традициями. В качестве граждан Российской Федерации, мы обязаны не только знать, но и уважать богатое культурное наследие своей страны. Наш первый шаг в патриотическом воспитании начался с изучения гимна Российской Федерации в начальной школе. В нашем классе висит стенд с национальной символикой, включая герб, флаг и изображение президента России, В.В. Путина.
Во время классного часа, посвященного Дню Конституции Российской Федерации, мы подробнее узнали о значениях национальных символов. Каждый цвет на флаге имеет свой смысл: белый – символ Отечества, синий – верности, красный – отваги и борьбы за веру. Герб с двуглавым орлом символизирует власть, верховенство, силу и мудрость. Короны на гербе представляют третьи ветви власти – исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр олицетворяет защиту суверенитета, а изображение всадника, побеждающего змея, символизирует борьбу добра со злом и защиту Отечества.

Мы также осознали важность конституции как основного закона государства, который определяет права и обязанности граждан. Среди этих обязанностей особенно выделяется долг каждого гражданина – защищать Отечество. Это подразумевает, что мы должны быть патриотами своей страны и гордиться своим гражданством. Гражданин и патриот тесно связаны понятия, и наша страна будет зависеть от того, как мы относимся к ней.
Современные изменения в отношениях граждан с государством и обществом открывают перед нами большие возможности для самореализации в различных областях. В таких условиях патриотизм становится ключевой ценностью, охватывая социальные, духовные, нравственные, идеологические, культурно-исторические и военно-патриотические аспекты. В словах В.В. Путина подчеркнута необходимость строить будущее страны на прочном фундаменте – патриотизме, включая уважение к истории, традициям и духовным ценностям.

Государственная программа "Патриотическое воспитание Граждан Российской Федерации" акцентирует важность ответственности и гордости за право называться гражданином России. Важно не только принимать от Родины, но и вносить свой вклад в её благосостояние. Поэтому наш долг – стремиться к патриотизму и нести ответственность за будущее своей страны.

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день очень много внимания уделяется патриотизму, так как это очень важно для экономического, культурного развития нашей страны и ее безопасности.

Поэтому, целью нашей работы является: привлечение внимания к развитию патриотического воспитания и возрождению традиционных нравственных ценностей.

Гипотеза исследования заключается в следующем: «Гражданин Российской Федерации должен быть патриотом своей страны!»

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по гражданской и правовой тематике;

  2. Изучить и проанализировать доступные материалы, связанные с патриотизмом во временя Великой Отечественной Войны;

  3. Посещение аллеи пионеров – героев;

  4. Подготовить и провести интервью с Советником председателя общественной палаты Республики Крым, Председателем общественного совета при крымском ЛУ МВД России на транспорте Николаем Михайловичем Г.;

  5. Подтвердить или опровергнуть гипотезу – путем анкетирования и анализа данных;

  6. Подготовить проект и написать сообщение с участниками проекта о героях ВОВ в их семьях.

Методы исследования:

1. теоритический анализ научной литературы по теме исследования;

2. наблюдение, сравнение;

3. интервью;

4. анкетирование.

Практическая значимость работы: материал данной исследовательской работы может применяться на уроках обществознания и истории, а так же на классных часах.

Глава 1

1.1 Понятие «Гражданин»

В Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

А что вообще означает понятие «гражданин»? А каждый ли гражданин является патриотом своей родины? Давайте попробуем разобраться кто такой «гражданин», а кто такой «патриот»? Как часто связаны в нашей жизни эти два понятия? Каждый ли гражданин может назвать себя патриотом своей родины? Как проявляется патриотизм в жизни?

Итак, гражданин – это лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин наделен правами, свободами и обременен обязанностями. Только гражданину принадлежат политические права и свободы.

В Российской империи слово «гражданин» официально обозначало «городского обывателя», то есть жителя города, горожанина. Слово также употреблялось и в современном смысле (например, в произведениях А.Н. Радищева, Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин»).

В Конституциях СССР понятие «гражданин» отодвигается на второй план, в первую очередь стали охраняться интересы государства. Основной официальной формой устного и письменного обращения в СССР было слово «товарищ». Обращение «гражданин» наряду со словом «товарищ» также использовалось в СССР. Обращение «гражданин» — в отличие от «товарищ» — применялось в тех случаях, когда необходимо было подчеркнуть правовую дистанцию между людьми (так должны были обращаться друг к другу следователь и подследственный, судья и обвиняемый, заключенный и охранник).

Согласно Конституции Российской Федерации основными правами и свободами граждан являются:

  1. Все равны перед законом и судом.

  2. Каждый имеет право на жизнь.

  3. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

  4. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

  5. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

  6. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

  7. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

  8. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей

  9. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

  10. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

  11. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  12. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

  13. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.

  14. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

  15. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

  16. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  17. Каждый имеет право на образование.

  18. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

К обязанностям, установленным Конституцией РФ относятся:

  1. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

  2. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  3. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

  4. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 8 лет. (Приложение 3)

А что же такое «гражданская ответственность»?

Гражданская ответственность – это юридические последствия за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом обязанностей, которые повлекли нарушение гражданских прав другого лица.

Гражданская ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия.

1.2 Понятие «Патриот»

А сейчас давайте разберемся, что же означает понятие «патриотизм»?

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

«Патриотизм» — слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «отечество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств.

Несомненно, патриотизм во все времена был двигателем, ведущим к победе. Боевой дух, желание не допустить вторжения врага на свою землю и любовь к ней совершали, и будут совершать чудеса.

А ведь патриотизм зачастую пересекается с понятием «героизм».

Примеров проявления патриотизма великое множество. Так, во время Великой Отечественной войны каждый день не обходился без подвигов простых граждан, солдат.

Мне стало интересно, проследить патриотизм и героизм моих сверстников во время Великой Отечественной войны. Мы с классом посетили Аллею пионеров-героев в детском парке города Симферополь. (Приложение 1)

Все мы знаем имена героев подростков, которые совершали великие подвиги, чтобы защитить свою Родину свою страну от вторжения фашистских войск – Марат Казей, Шура Кобер, Валя Котик, Володя Дубинин, Леня Голиков, Павлик Морозов, Витя Коробков.

А ведь многих имен детей подростков-героев - нет в архивных документах, никто и никогда не знал их имен. Эти ребята, которые во время Великой Отечественной войны вели разведку в тылу врага, добывая необычайно важные сведения о расположении фашистских частей и огневых точках. Наносили заметный урон людским и техническим силам врага. Они помогли освободить группу советских военнопленных, совершив дерзкую диверсию. Они настоящие патриоты и герои, которые встали своей маленькой, но полной храбрости грудью на защиту нашей Родины.

И в наши дни очень часто простые граждане совершают патриотические, а зачастую героические поступки.

Так, по мнению Советника Председателя Общественной палаты Республики Крым, Председателя Общественного совета при Крымском Линейном Управлении МВД России на транспорте Николая Михайловича Г., проявлением патриотизма в наши дни можно считать работу волонтеров, которые помогают беженцам из новых регионов России, которые подверглись нападению неонацистов с Западной Украины. Волонтеры занимаются сбором гуманитарной помощи для людей, оставшихся жить в зоне конфликта, а также поддерживают наши войска, которые защищают границы нашей страны. (Приложение 3)

Волонтёрство или Волонтёрская деятельность (от лат.voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

По мнению Советника Председателя Общественной палаты Республики Крым, Председателя Общественного совета при Крымском Линейном Управлении МВД России на транспорте Николая Михайловича Г., примером патриотизма и героизма является подвиг Евгения Блейза и Владимира Тихомирова, крымчан, которые рискуя своей жизнью, бросились на помощь утопающим. Евгений спас своего друга, а Владимир спас девочку. 30 октября 2023 года глава Крыма Сергей Аксенов наградил ребят памятными медалями «за проявленное мужество».

Глава Крыма поблагодарил родителей юных героев за воспитание детей и добавил, что о подвигах юных крымчан узнает вся страна в рамках Всероссийского гражданско-патриотического проекта «Дети герои». (Приложение 2.)

И таких примеров мужества и героизма в Республике Крым и по всей России очень много. Это и есть проявление патриотизма.

Так вот мы и подошли к главному вопросу: каждый ли гражданин является патриотом своей Родины? Думается, что нет. Это подтверждает тот факт, что часть граждан Российской Федерации разных возрастов и разных профессий покинуло нашу страну в период, когда Президент Владимир Владимирович Путин объявил мобилизацию. Эти граждане показали, что не являются патриотами нашей страны.

Тем не менее, в настоящий момент все больше и больше граждан проявляют свой патриотизм в разных сферах. Этому способствует политическая обстановка в мире.

Но немаловажную роль играет также и патриотическое воспитание школьников. Ведь, как известно, дети – самые лучшие патриоты. Наиболее восприимчивы к идеям патриотизма подростки 10-18 лет.

И вообще, для того, чтобы быть полезным своей стране, в первую очередь необходимо хорошо учиться, знать свои гражданские права и обязанности, чтобы быть полезными своей родине. Этого же мнения придерживается Советник Председателя Общественной палаты Республики Крым, Председатель Общественного совета при Крымском Линейном Управлении МВД России на транспорте Николай Михайлович Г.

ГЛАВА 2

2.1 Практическая часть

Для практической части нашего исследования я провела анкетирование среди жителей города Симферополь. Чтобы получить правдивые ответы на вопросы – анкетирование было анонимным, без фото и видео фиксации. (Приложение 4).

Опрашиваемых я разделила на три группы, согласно возраста: 1 группа – люди в возрасте от 45 до 70 лет, 2 группа – люди в возрасте от 25 до 44 лет, 3 группа люди в возрасте от 18 до 24 лет.

Меня интересовали ответы на такие вопросы:

    1. Что для Вас означает быть патриотом?

    2. Считаете ли вы себя патриотом?

    3. Участвуете ли Вы в волонтерской деятельности?

    4. Рискнули бы Вы своей жизнью, чтобы спасти другого человека?

    5. Пошли бы вы защищать свою страну в случае необходимости?

Отдельно я сделала анкетирование для детей, мне был интересен возраст от 10 до 16 лет. Вот вопросы, которые были в анкете:

    1. Что для Вас означает быть патриотом?

    2. Считаете ли вы себя патриотом?

    3. Знаете ли Вы кто такие волонтеры?

    4. Участвуете ли Вы в волонтерской деятельности?

    5. Что Вы можете сделать и делаете для пользы своей страны?

Результат анкетирования я проанализировала вместе с Советником председателя общественной палаты Республики Крым, Председателем общественного совета при крымском ЛУ МВД России на транспорте Николаем Михайловичем Г. (Приложение 3)

В анкетировании принимало участие 200 человек – из них 100 человек в возрасте 45- 70 лет, 60 человек в возрасте 25- 44 лет и 40 человек в возраст 18-24 лет.

Первое на что я обратила внимание, что все опрошенные взрослые знают, что такое патриотизм, кто такие патриоты и волонтеры. Практически все опрошенные из первой группы (45-70 лет), готовы рискнуть своей жизнью и пошли бы защищать свою Родину, несмотря на свой возраст и физическое состояние организма. Было очень трогательно слушать ответы пожилых людей, которые не смотря на свой возраст, кучу хронических заболеваний, а некоторые даже еле стояли на ногах, опираясь на палочку, отвечали, что если потребуется, они встанут на защиту Родины и не пропустят врага на свою территорию.

Ответы второй группы опрошенных отличались от первой группы тем, что на вопрос смогли бы Вы встать на защиту Родины, в основном отвечали, что нет, не смогли бы, но готовы помогать материально (70% опрошенных).

В третьей группе 75% опрошенных хотели бы переждать трудные времена в более безопасном месте, в силу своего молодого возраста и отсутствия опыта, но при этом они говорили, что являются патриотами страны.

Николай Г. прокомментировал полученные результаты так:

«Ситуация с людьми старше 45 лет для меня не стала открытием, это люди, которые родились в Советском союзе, и многие из них жили после военное время, все они прекрасно понимают важность патриотизма в нашей стране, все они прошли вместе со страной трудные времена.

Подвергать критике людей третьей группы мы не имеем право, у них действительно отсутствует опыт службы в армии, опыт участия в конфликтных ситуациях, наша задача проводить беседу и разъяснять, что патриотизм может проявляться не только «в окопе, с оружием в руках», но и в волонтерской помощи, помощи государству и просто помощи людям, которые в ней являются. Все это тоже есть проявление патриотизма, и любви к своей стране.»

Результат анкетирования среди детей был следующим:

Благодаря классным часам в школах, различным мероприятиям, мои сверстники ориентируются в понятиях патриотизм и волонтерство, но не все понимают, чем они могут помочь своей стране и как в их случаях можно выразить свой патриотизм и волонтерство. Также по разговорам я поняла, что у некоторых нет времени заниматься волонтерской деятельностью, по разным причинам. Причины разные, от нехватки времени в результате загруженности по учебе, до банальной лени.

По результатам анкетирования я сделала вывод, что не каждый гражданин является патриотом своей Родины.

Я считаю, что на постоянной основе нужно проводить разъяснительные мероприятия и беседы на тему того, что патриот это не только воин с оружием в руках, а еще и человек, который может прийти на помощь другому в сложной ситуации, оказать помощь и поддержку нашей стране во все времена, это человек который помнит свои корни, чтит культуру и традиции Российской Федерации, память героев погибших во времена Великой Отечественной войны, во время специальной военной операции, защищая свою Родину.

В нашей гимназии на регулярной основе проводятся различные патриотические мероприятия, для поднятия патриотизма среди обучающихся нашей гимназии, также я предлагаю провести во всех классах классные часы, про героев Великой Отечественной войны, и чтобы каждый ученик написал эссе о родственнике, о герое из своей семьи. Все эти сочинения мы соберём и сделаем большую книгу памяти о героях Великой отечественной войны, которая будет храниться в школьной библиотеке.

В ближайшие дни, я собираюсь провести такое мероприятие в своем классе и материалы работы предоставить жюри.

Заключение

Тема гражданского патриотизма, безусловно, актуальна. Желание и силы принимать активное участие в жизни страны у многих её граждан есть. В наши дни все чаще слышим о патриотических подвигах людей разных профессий и возрастов. Быть гражданином России и быть патриотом России это не одно и то же.

В результате проделанной научно-исследовательской работы наша гипотеза подтвердилась - Гражданин Российской Федерации должен быть патриотом своей страны! Однако, не все граждане Российской Федерации являются патриотами, не все граждане понимают каким образом они могут проявить свой патриотизм и любовь к России.

Я считаю, что на постоянной основе нужно проводить разъяснительные мероприятия и беседы на тему того, что патриот - это не только воин с оружием в руках, а еще и человек, который может прийти на помощь другому в сложной ситуации, оказать помощь и поддержку нашей стране во все времена, это человек, который помнит свои корни, чтит культуру и традиции Российской Федерации, память героев погибших во времена Великой Отечественной войны, во время специальной военной операции, защищая свою Родину.

Мы уже граждане России. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно мы научимся всему, узнаем обо всех законах, сможем обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научимся ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих нас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где мы родились. Возможно, кто-то из нас станет настоящим патриотом. Патриотизм доказывается не словом, а делом. Мы – будущее нашей Родины.

Нам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства и обеспечивать ее безопасность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция РФ принята народным голосованием 12.12.1993

  2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

  3. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

  4. Пашкович. И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2006 г.

  5. Тисленкова, И.А. Гражданско – патриотическое воспитание в 6 – 7 классах. – Москва; 2006г.

  6. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

  7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

  8. Сведения из интернета.

Приложение 1.

Аллея пионеров-героев в детском парке города Симферополь.

Приложение 2.

Награждение Евгения Блейза и Владимира Тихомирова

30 октября 2023 года

Главой Крыма Сергеем Аксеновым памятными медалями

«За проявленное мужество».

Приложение 3.

Интервью с Советником Председателя Общественной палаты Республики Крым, Председателем Общественного совета при Крымском Линейном Управлении МВД России на транспорте Николаем Михайловичем Г.

Приложение 4.

Анкетирование среди жителей города Симферополь.

Просмотров работы: 61