ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
Тема незаурядного ума у детей была мне интересна давно. В прошлом году я познакомилась с персонажем, которая обладала феноменальной памятью, по сути своей была вундеркиндом. Мне стало любопытно, возможно ли обладать такими способностями, а также существуют ли такие дети на самом деле. А если существуют, то может быть они есть среди нас?
В современном обществе большое внимание уделяется значению интеллекта, осознанности. Существует даже поговорка – встречают по одежке, а провожают по уму. Это означает, что если человек хочет проявить себя, то не так важно, как он выглядит, а важно, что он думает и как умеет объяснить свои мысли.
Люди с особыми умственными способностями привлекали внимание во все времена. Научные исследования одаренности задевают различные сферы и области – нейробиология, генетика, биохимия, физиология, педагогика, психология. В массовой культуре, радио, телевидении, сети Интернет одаренные дети и сам термин вундеркинд активно обсуждаются и всесторонне изучаются. Сам характер преподнесения одаренности в современном информационном пространстве представляется заманчивым и побуждает родителей доказывать успешность детей, демонстрировать свои таланты, способности, одаренность. Но можно ли назвать одаренных детей вундеркиндами, нам предстоит узнать.
Важность нашего исследования также заключается в том, что присутствие одаренных детей в общеобразовательном классе мешает ребятам проявлять себя, эти специфические трудности важно не только выявлять, но и предвосхищать, чтобы помочь поколению гениев проявить себя и в будущем сделать наш мир интереснее и интеллектуально-творчески богаче.
Цель нашего исследования – определение и выявление в общеобразовательном классе МАОУ «Лицей № 28» вундеркиндов.
Задачи:
Узнать значение термина вундеркинд
Узнать компоненты гениальности
Выявить степень одаренность моих одноклассников
Составить рекомендации по развитию одаренности учащихся начальной школы.
Гипотеза нашего исследования такова: в нашем классе есть вундеркинды и каждый из ребят может считаться одаренным.
1. Теоретическое изучение феномена «вундеркиндов»
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА ВУНДЕРКИНД
Действительно ли вундеркинды – это просто очень умные дети? В популярной литературе часто вундеркинд – это такой ребенок, который выделяется умом, способностями, особенно интеллектуальными в сравнении с остальными детьми. Часто считается также, что вундеркинды – это дети, которые проявили себя в очень юном возрасте.
Термин вундеркинд заимствован из немецкого языка в 20 веке сложением двух слов: Wunder — «чудо» и Kind — «ребенок»: «чудо-ребенок, высокоодаренный ребенок».
Рассматривая различные словари, например, Д.Н. Ушакова, мы также познакомились со значением термина вундеркинд. Здесь этот термин определяется так: вундеркинд – это такой ребенок или подросток, у которого проявляются необыкновенные умственные или художественные дарования.
В Большой советской энциклопедии определение вундеркинд характеризуется следующими словами: ребенок, рано обнаруживающий крупные или даже феноменальные способности или склонность к тому или иному виду деятельности.
Исходя из представленных значений, можно говорить о том, что вундеркинд:
Понятие, заимствованное из западноевропейской культуры. В России раннее проявление способностей и талантов ребенка редко вызывало в обществе ажиотаж или преклонение, так как ребенок в семье не мог занимать центральное место.
В понятии вундеркинд составной частью является «Wunder» — это способность человека впечатлять, оказывать воздействие с привлечением публики и наблюдателей.
Таким образом, мы выявляем, что вундеркинд – это одаренный в одной или нескольких сферах ребенок.
Однако, остается открытым вопрос о том, что входит в одаренность. Достаточно ли считать только умственную одаренность или следует рассмотреть и ее другие компоненты? Что можно включить в компоненты одаренности. Данный вопрос мы рассмотрели в следующем подпункте? Мы рассмотрели ответы на эти вопросы в следующем пункте.
ОДАРЕННОСТЬ. ФОРМИРОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ
Для того чтобы раскрыть составляющие одаренности, мне хотелось бы сразу развести два понятия: вундеркинд и одаренный ребенок – это одно и тоже или нет.
Рассмотрим понятие одаренности в различных словарях.
В словаре Ушакова указывается, что одаренность включает в себя даровитость в разной степени, в том числе он выделяет умственную одаренность. В толковом словаре Ожегова стоит указание одаренности, как талантливости.
Возьмем на заметку определение из Большой советской энциклопедии, где одаренность рассматривается, как «высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности». В этом же литературном источнике различия в одаренности касаются общих и специальных областей. Хотелось бы отметить, что, рассматривая одаренность умственную (интеллектуальную), проявление ее может находиться в разных сторонах деятельности – от технической до музыкальной, поэтической.
Среди определений понятия «одаренный ребенок» я хотела бы выделить такое: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Остается все же неясно, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь. Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых обычно принято именовать одаренными: «дети с высоким коэффициентом IQ (интеллекта); дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.
Другой специалист в области психологии интеллекта М. А. Холодная утверждает, что следует выделять шесть категорий: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые» и «мудрые».
Современная педагогика научилась различать три категории одаренных детей.
– Первая категория, дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.
– Вторая группа, на существование которых реагирует педагогическая практика, – дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.
– Третья группа: дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).
По другой типологии одаренность можно разделить на пять компонентов: академическая, интеллектуальная, креативная, лидерская (социальная), психомоторная.
Рассмотрим их подробнее.
Академическая. Это те дети, память и мышление которых отличаются и выделяются в сравнении со средними показателями возраста. Они с удовольствием усваивают материал.
Интеллектуальная. Детям с такой категорией одаренности присущи высокая аналитичность, высокий коэффициент интеллекта, однако особенность заключается в узкой направленности и успешности в одном предмете – математика, технические дисциплины, естественно-научные дисциплины и т.п.
Креативная. Дети, имеющие неординарное видение мира, богатую фантазию. В школьной программе сложно проявляют себя, конфликтны, однако, именно они ярко выражаются в пласте изобретателей, модельеров, музыкантов, поэтов и т.п.
Лидерская (или социальная). Представителям такой одаренности свойственны высоко развитая эмпатия, умение сочувствовать, интуитивность, они быстро находят общий язык с разновозрастной аудиторией, обладают высоким уровнем ответственности. К учебной деятельности мотивированы слабо.
Психомоторная. Данной категории обозначены дети, с высокой двигательной активностью. Они ритмичны, скоординированы, точны и легко ориентируются в пространстве. Спорт, подвижные игры интересуют их с раннего возраста.
Таким образом, мы определили, что Вундеркинды – это особенные дети, яркие и наделенные каким-то талантом, даром, т.е. одаренные. Из этих данных следует, что детей вундеркиндов и одаренных детей можно объединить и считать понятия синонимичными. Следовательно, признаки одаренной личности будут применимы к признакам вундеркиндов.
Как понять, что ребенок одаренный? По данным Большой советской энциклопедии основными признаками высокой одаренности являются: раннее проявление способностей, быстрый темп усвоения знаний, формирование умений и навыков в какой-либо деятельности, склонность и интерес к ней, элементы оригинальности, творчества в деятельности.
Способности вундеркиндов могут проявляться в любой сфере. Будучи детьми, они могут поступить в университет и даже написать докторскую диссертацию. Часто возникают вопросы о том, одаренность передается по наследству или появляется при воздействии внешних факторов. Некоторые исследования выявили, что гены никак не могут влиять на ум. Такие исследователи утверждают, что основной причиной одаренности является то, что такие дети требуют узко специализированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенциал к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):
– общие интеллектуальные способности;
– конкретные академические способности;
– творческое, или продуктивное, мышление;
– лидерские способности;
– художественные и исполнительские искусства;
– психомоторные способности.
В науке известна градация интеллектуального таланта: одаренные дети, гении, саванты. Рассмотрим эти категории подробнее.
Одарённые дети. Такие явно являются ярким пятном среди окружающих благодаря более высокому умственному развитию.
Гении. Они с природными талантами рождаются. Без своего дара они не способны активно жить и существовать без само предъявления его. Примером такой талантливой личности может быть всемирно известный Моцарт, который в свои восемь уже сочинял сонаты.
Саванты. Особое явление, которое находится под пристальным вниманием учёных. Редкая форма природного дара, которая сопровождается ограниченностью общения. Поэтому часто на фоне других они выглядят как умственно отсталые. «Остров гениальности» чаще всего относится к математике или искусству. Такие уникальные личности – обладатели чего-либо в острой форме. Они могут обострённо чувствовать временные промежутки или запахи, феноменально запоминать информацию.
Интеллектуальную одаренность могут определить специальные тесты, называемые тестами интеллекта. Интеллект – это сложное понятие, характеризующие способность человека приобретать и эффективно использовать знания. Это такая способность человека, характеризующая его способность мыслить, это его ум, то есть, то, что обозначает деятельность. В нашем исследовании это понятие можно отождествить с понятием умственной одаренности. Существует классификация различных уровней умственной одаренности:
«Яркий», «просветлённый»: 115 и более, или 1 из 6 (17 %),
«Умеренно одарённый»: 130 и более, или 1 из 50 (2 %),
«Высоко одарённый»: 145 и более, или 1 из 1000 (0,1 %),
«Исключительно одарённый»: 160 и более, или 1 из 30 тысяч (0,003 %),
«Необычайно одарённый»: 175 и более, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %).
Определим, как же формируется одаренность человека. Человек сразу рождается одаренным, или это развивается, или можно искусственно создать одаренного человека? Я предполагала, что наследственность – это главный фактор появления вундеркинда. Умный или талантливый родитель – залог того, что появится такой же ребенок.
Однако, по данным психологических исследований на одаренность влияет несколько важных компонентов. Это и наследственность, и социальная среда (окружение ребенка), и собственная активность ребенка, то есть саморазвитие.
Если представить одаренность в виде схемы, то она будет состоять из способностей, мотивации и развития. Наглядно схема представлена на рисунке 1.
Рисунок 1.
Важно обозначить, что способности – это такие индивидуальные возможности человека, которые позволяют ему проявлять себя в той или иной деятельности. Мотивация в нашей схеме – это то, что заставляет человека что-либо делать, так называемая искра к деятельности. Социум, люди, семья, друзья – все те, ради кого и благодаря кому ребенок будет проявлять свою одаренность. Развитие – это процесс работы человека над собой, совершенствование своей личности. Многие психологи также отмечают, что одаренный человек при своей высокой интеллектуализации имеет высокий уровень саморегуляции (самоконтроля).
Таким образом, можно сделать вывод что одаренность – это результат объединения умственных способностей, желания действовать и ценностей человека.
Диагностика одаренности ученика начальной школы
Детская одаренность крайне важный процесс в формировании будущего для нашего общества.
Взаимоотношения педагога и ученика в современной жизни актуализированы на личность ребенка, на бережное отношение к нему, а технологии направлены на проявление способностей, в том числе неординарных. Общество заинтересовано в том, чтобы интеллектуально-развитых людей становилось больше. Однако, в ходе учебного процесса, учитель большее внимание уделяет неуспевающим ученикам. Педагог с ним более подробно изучает материал, максимально просто и понятно. Часто одаренные дети остаются без внимания, ведь они зачастую уже давно выполнили задание учителя и ждут следующего задания, теряя свой потенциал. Такую систему важно изменить. Для этого важно педагогу разглядеть детей и отстающих, и одаренных, чтобы индивидуализировать их труд. Также следует помнить, что как бы ни был одарен ученик, его необходимо учить. Важно приучить его трудиться, самостоятельно принимать решения, сосредотачиваться на круге поставленных задач.
Одаренный ребенок совершенно особенным образом проявляет себя в учебной деятельности. Он сложно выдерживает давление, окрики, что может привести к конфликтным ситуациям. У такого ребенка труднее воспитать усидчивость, терпение и ненавязчивость. Необходима значительная загрузка ребенка, еще начальной школы его следует приобщать к творчеству, представлять все необходимые условия для этого. Поэтому раннее выявление, воспитание и обучение одаренных детей представляет собой одну из важнейших проблем совершенствования современной системы образования.
Существуют диагностики, которые помогаю измерить коэффициент интеллекта: тест Ф. Гальтона, опросник Дж. Кеттелла, шкала Бине-Симона, Векслера, матрицы Дж. Равена, тест Ф. Гудинаф «Рисунок человека», «ШТУР», тест Амтхауэра, тест Г. Дж. Айзенка и другие. Однако, я выяснила, что далеко не всегда одаренный ребенок будет хорошо учиться, далеко не всегда одарен интеллектуально.
Таким образом, интеллектуальная одаренность выступает в качестве одного из важнейших, но все же лишь компонентов одаренности личности. Известный психолог Г. Айзенк, однако, предполагал, что креативность и есть компонент общей умственной одаренности.
Одна из актуальных проблем феномена одарённости — психодиагностика этого явления. В большей степени это объясняется тем, что одарённость — это сложное, комплексное, многогранное качество человека. Но тогда встаёт вопрос: а какие составляющие его определяют, и что следует выбрать в качестве критериев одарённости? В диагностике способностей и одарённости используются строго формализованные и мало формализованные методы. Мало формализованные методы: беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, контент-анализ и др. Эти методы не являются экспериментальными и подразумевают наличие высокого уровня субъективизма и профессионализма (знаний, опыта) исследователя. Строго формализованные методы: тесты, опросники, психофизиологические методы. Все эти методы являются экспериментальными. К ним предъявляются жесткие требования: стандартизация, проверка методик на надежность и валидность (пригодность). Они позволяют получить относительно точные данные, выявить уровень развития, закономерности и динамику некоторых качеств человека, являющихся критерием одарённости и т. п.
Следует отметить, что, несмотря на некоторую ограниченность, свойственную тестовым методикам и другим строго формализованным методам, это как раз тот инструмент, который позволяет изучать феномен одарённости на научной основе и придаёт выводам и результатам исследований строгий и объективный характер.
Определенных успехов в данном направлении достигли отечественные исследователи проблемы одаренности Богоявленская Д. Б., Щебланова Е. И., Шумакова Н. Б., Дорфман Л. Я. и др.
На современном этапе исследования проблемы одарённости большинство отечественных учёных сходятся во мнении, что в связи с признанием многоаспектности, многозначности понятия «одаренность», диагностика одаренного ребенка должна проводиться комплексно, включая в каждый конкретный случай различные методики как на выявление творческого и интеллектуального развития, так и на выявление личностных и мотивационных особенностей личности.
Диагностируя ребенка, важно помнить, что одаренность не идентична высокому интеллекту, хотя высокий интеллект является одним из условий одаренности. Важнейшим компонентом одаренности является креативность (творчество), развитие которого обеспечивает выявление возможностей личности, её самовыражение, самореализация. Одаренность тесно связана с личностными особенностями человека: его интересами, мотивами, чувствами, волевыми проявлениями и др. сторонами личности. Для изучения одаренных детей наиболее эффективным является лонгитюдный метод исследования, который способствует изучению динамики развития основных компонентов умственной одаренности. Лонгитюдный метод исследования – это такой метод, когда изучается группа испытуемых в течение долгого времени.
При изучении одаренности учащихся в нашей школе мы ограничены в проведении долгосрочных методик, а также ограничены в использовании формализированных методик, так как многие из них очень сложны не только на этапе обработки, но и на этапе проведения.
Я обратила внимание на креативность, как составную одаренности, как одним из важнейших компонентов. В трудах Э. Торренса есть достаточно глубокие обоснования, что порой исследование только креативности может помочь в выявлении одаренных детей.
Э. Торренс разработал батарею тестов, состоящую из двенадцати компонентов, он их сгруппировал в три: словесную, художественную и звуковую. Ее официальное название звучит так - «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms).
Самое интересное, что данный тест одинаково научным остается и для взрослых, и для школьников, и детей от 5 лет.
В тесте обозначаются три задания, а ответы испытуемых фиксируются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободу творческой деятельности. Также важно, что художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Важно, что Торренс в комментировании своей методики проясняет, что креативность, в его понимании, могут проявлять лишь испытуемые, имеющие выше среднего интеллект (больше 120). Следовательно, испытуемые, выполнившие его тест на высоком уровне, могут считаться не только креативно-одаренными, но и интеллектуально.
Опираясь на построенные выводы, я решила позволить учащимся из моего класса проявить свою креативную одаренность без проведения диагностики на определение интеллектуальной одаренности.
Обобщим выводы по главе 1.
Термин вундеркинд можно отождествлять с термином одаренный ребенок
Одаренность может быть интеллектуальная и измеряться коэффициентом IQ
Одаренность может быть общая интеллектуальная и академическая, художественная, творческая одаренность, лидерская или социальная одаренность и практическая одаренность.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Есть ли вундеркинды среди учащихся младших классов
2.1.1. Диагностика креативной одаренности у младшеклассников
Практическая часть исследования проводилась в четыре этапа:
На первом этапе были апробированы методика исследования креативной одаренности («Фигурная форма теста творческого мышления», Э.П. Торренса);
На втором этапе произведен анализ кружков и секций учащихся в моем классе для выявления лидерской (или социальной), психомоторной одаренности;
На третьем этапе проведено обобщение результатов научно-исследовательской работы;
На четвертом этапе составлены рекомендации для родителей и учащихся по повышению креативности.
На первом этапе для старта исследования мы выбрали учащихся 3 класса МАОУ «Лицей №28 имени академика Б.А. Королева» количестве 22 человек – 10 мальчиков и 12 девочек.
Так как для диагностики одаренности требуются психологические знания, я обратилась за помощью к психологу нашей школы. Из разнообразия методик на выявление интеллекта, мотивации и креативности я отдала предпочтение креативности. В первой главе мы рассуждали о том, что интеллектуальная ослабленность совершенно может не исключать одаренности творческой, физической, художественной, практической, как зафиксировано в многочисленных литературных источниках, изучающих детей-савантов островной гениальностью. Наиболее простым для проведения и подсчета результатов оказалась «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса». Креативная одаренность у этого автора строится из чувствительности к задачам, дефицита к пробелам знаний, стремления к объединению разноплановой информации; выявления элементов, связанных с дисгармонией элементов, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат.
Диагностическое исследование состояло из 3 фрагментов методики креативности, а также сбора данных кружков по интересам, посещаемых теми же учащимися.
Опишем диагностику креативности. В первом субтесте диагностики испытуемым необходимо было дорисовать картинку, опираясь на овал. Второй субтест заключал в себе предложение дорисовать десять незавершенных фигур и названий к ним. Третий субтест предлагал испытуемым тридцать пар параллельных линий, на основе которого необходимо было создать уникальный рисунок.
В ключе теста важно было оценить несколько категорий: беглость, оригинальность, абстрактность названия, сопротивление замыканию и разработанность.
Просуммировав все данные пяти категорий разделив на пять, можно получить уровень креативности.
Эти данные показали, что креативность на уровне ниже нормы была выявлена лишь у одного испытуемого. Большинство испытуемых (73%) имеют нормальный уровень креативности – 16 учащихся. У одного учащегося (4%)- уровень креативности составил несколько выше нормы, у четырех учащихся (14%) уровень креативности составил выше нормы и у еще одного учащегося (4%) – отличный уровень. Наглядно данные представлены на рисунке 2.
Все испытуемые с показаниями выше нормы можно считать креативно одаренными. По нашим данным — это 5 учащихся. По нашему исследованию – одаренные дети, в том числе креативно-одаренные можно обозначить вундеркиндами.
Таким образом, наша гипотеза – в нашем классе есть вундеркинды подтверждается.
Рисунок 2.
Дополнительно мы решили прояснить, в какой категории креативности одаренность выражена наиболее ярко.
Внесем ясность, что креативность состоит из пяти компонентов:
Сопротивление замыканию – это способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей.
Среди наших испытуемых, мы выявили, что подавляющее большинство (14 человек, 67%) имеют очень высокую способность создавать новое и разнообразное. В норме этот компонент находится у 19% учащихся (4 человека), ниже нормы – у 14% учащихся (3 человека).
Абстрактность названий – это способность выделять главное, способность понимать суть проблемы.
При определении данной способности среди наших испытуемых, мы выявили крайне высокий процент учащихся, имеющих уровень ниже нормы – у 86% учащихся (18 человек). Лишь 3 ученика имеют нормальный и выше нормы уровень (2 человека -9% и 1 человек – 5%).
Разработанность – это способность детально разрабатывать продуманные идеи, детализация.
Детализация при создании идей в группе испытуемых выявлена на нормальном и выше нормы уровнях (67% - 14 человек и 33% - 7 человек соответственно).
Беглость – это творческая продуктивность человека.
Количество идей, моделируемых на уровне значительно выше нормы выявлено у большинства ребят в группе (86% - 19 человек). На уровне ниже нормы были выявлены 2 испытуемых (9%) и на уровне нормы – 1 испытуемый (5%).
Оригинальность – это самый значимый показатель креативности.
Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого.
Оригинальность идей выявлена на уровнях ниже нормы и нормальном (62% - 13 человек и 38% - 8 человек соответственно).
Наглядно данные представлены на рисунке 3.
Рисунок 3.
Проведем качественный анализ полученных количественных данных креативной одаренности в классе.
Наиболее одарены ребята по категории создания количества творческих идей (19 учеников выше нормы), а также их детализации (14 учеников выше нормы). Также важно отметить, что наименее яркая одаренность у испытуемых выявлена по категории создания абстрактных названий.
2.1.2. Выявление скрытой одаренности у младшеклассников
В теоретической части нашего исследования было выяснено, что вундеркинды, одаренные дети, могут проявлять себя не только в интеллектуальных заданиях, не только в креативных, но и в спорте (психомоторная), в общении (лидерская, социальная).
Я собрала данные о том, в каких кружках и секциях успешно занимаются ребята из моего класса. Наглядно данные представлены в таблице 1.
Таблица1.
№ ученика, пол |
Уровень креативной одаренности |
Кружки, секции |
1, мужской |
норма |
плавание |
2, мужской |
норма |
плавание |
3, женский |
выше нормы |
хип-хоп |
4, мужской |
норма |
музыка |
5, мужской |
выше нормы |
- |
6, женский |
норма |
гимнастика |
7, женский |
норма |
танцы |
8, мужской |
отлично |
плавание |
9, женский |
выше нормы |
- |
10, мужской |
норма |
брейк-данс |
11, женский |
норма |
теннис |
12, женский |
норма |
хип-хоп |
13, мужской |
норма |
рукопашный бой |
14, мужской |
несколько ниже нормы |
кудо |
15, женский |
норма |
айкидо |
16, женский |
норма |
танцы |
17, женский |
норма |
плавание |
18, женский |
норма |
плавание |
19, мужской |
норма |
хоккей |
20, женский |
норма |
танцы |
21, женский |
несколько выше нормы |
гимнастика |
22, мужской |
норма |
футбол |
Было выявлено, что учащиеся № 3, 5, 8, 9 – обладают креативной одаренностью, учащиеся № 1, 2, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 – одаренные в психомоторной области, а учащийся № 4 – имеет музыкальную одаренность.
Если обобщить полученные данные, то получается, что в моем классе преобладают три направления одаренности: психомоторная – 19 человек, креативная – 4 человека и музыкальная – 1 человек. Однако, 2 ребенка, имеющие креативную-одаренность также обладают одаренностью в психомоторной области.
Таким образом, я подтвердила гипотезу: в нашем классе есть вундеркинды и каждый из ребят моего класса может считаться одаренным.
Также, я сама определила у себя креативность на уровне нормы, но серьезно занимаюсь в секции плавания и чувствую себя одаренной в этой сфере.
Рекомендации по развитию одаренности ребенка
Одаренность – это особенность психики, благодаря которой человек может достичь феноменальных результатов по сравнению с другими людьми. Важно эту исключительность обнаружить и помочь ребенку ее развить.
Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие. Я проанализировала предложения педагогов и психологов и составила список рекомендаций, которым следует придерживаться родителям вундеркиндов, ну или для поддержания и развития одаренности ребенку:
Обращаться за помощью к специалистам – психологу, тьютору, которые помогут подобрать оптимальную программу развития.
Пробовать разное. Занятия в секциях и кружках помогут развить способности ребенка, познакомить его с единомышленниками.
Не оказывать давления, не заставлять, не требовать моментального успеха. Ребенок с абсолютным слухом может ненавидеть музыку и мечтать о карьере хоккеиста. Завышенные требования и ожидания родителей могут закончиться синдромом отличника и неудачами в личной жизни.
Не зацикливаться на чем-то одном. Развитие должно быть гармоничным – интеллектуальным, физическим, эмоциональным и социальным.
Найти друзей по интересам. Вундеркиндам бывает нелегко дружить со сверстниками – слишком велика разница в интеллектуальном развитии, увлечениях, приоритетах. Важно, чтобы у юного гения была возможность общаться с ребятами своего уровня, которым были бы близки его интересы, понятен его образ мыслей.
Выработать иммунитет от неудач. Юные дарования, как правило, очень требовательны к себе, самокритичны. Любой промах, любую ошибку переживают остро. Чтобы подготовить малыша к подобным «уколам судьбы», стоит ставить перед ними задачи посложнее, которые не получится решить с первой, второй, пятой попытки.
Хвалить, но дозированно. Чтобы уверенность в собственном превосходстве не обернулась в какой-то момент против ребенка, не надо бесконечно петь ему хвалебные оды и постоянно акцентировать внимание на его исключительности.
Без специальной психологической и педагогической подготовки работать с юными гениями непросто. Обучение по стандартной, общей для всех школьной программе может гасить желание проявлять себя одаренных ребят, вынудить их скрывать, не афишировать свои исключительные способности, которые не вписываются в общепринятые нормы, приемлемые шаблоны, а значит, могут раздражать и детей, и взрослых.
Если педагог заинтересован подпитать одаренного ребенка, то ему могут помочь такие рекомендации:
индивидуализация и дифференциация обучения;
разнообразные внеурочные занятия;
эмоциональная поддержка юного гения;
создание условий для самостоятельной работы одаренного ученика;
объективная оценка его собственных достижений, без сравнения с другими, менее талантливыми детьми;
свободный выбор дополнительных образовательных услуг;
работа в небольших группах;
проектная деятельность, которая задействует разные способности ребят, пробуждает интерес, развивает;
уважение к личности маленького умника и терпимость по отношению к нему.
Несмотря на свою самостоятельность и стремление к независимости, одаренный ребенок нуждается в поддержке взрослых – и родителей, и учителей, и старших товарищей. Незаурядные способности необходимо развивать, «удобрять», направлять в правильное русло. При этом родителям юного дарования важно любить своего ребенка таким, какой он есть. Даже если с возрастом маленький гений растеряет свою незаурядность и превратится в обычного человека.
Заключение
Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.
Я узнала благодаря своей исследовательской работе, что вундеркинды – это не просто умные, но и одаренные в разных областях дети. Также я раскрыла особенности того, как и почему становятся дети одаренными, гениальными, а почему иногда не становятся. Важно понимать, что одаренными дети могут родиться (наследственный фактор), но не развиваться из-за неблагоприятной среды или недостаточной мотивации.
Я провела исследование на своем классе и узнала, что гениальность, как синоним одаренности присущ каждому, важно лишь определить вектор его таланта: общие интеллектуальные способности, конкретные академические, творческое, или продуктивное, мышление, лидерские способности, художественные и исполнительские искусства, психомоторные способности.
Анализируя проведенное практическое исследование, я выяснила, что в моем классе преобладают три направления одаренности: психомоторная – 19 человек, креативная – 4 человека и музыкальная – 1 человек. Однако, 2 ребенка, имеющие креативную-одаренность также обладают одаренностью в психомоторной области.
Таким образом, я подтвердила гипотезу: в нашем классе есть вундеркинды и каждый из ребят моего класса может считаться одаренным.
Также, я сама определила у себя креативность на уровне нормы, а так как я серьезно занимаюсь в секции плавания, то чувствую себя одаренной в этой сфере.
Для родителей, воспитывающих одаренных детей я сформулировала рекомендации:
• Понять ребёнка и осознать его неординарность.
• Не игнорировать всю уникальность его данных.
• Не восторгаться им сверх меры.
• Не превращать всю жизнь ребёнка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
• Создать условия для «поощрения» таланта.
• Не проецировать на одарённого ребёнка собственные увлечения и интересы.
• Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его всё время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.
• Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.
• Создать ребёнку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес.
• Учить терпению и поощрять за все старания.
• Тактично, деликатно помогать ему.
• Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
• Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.
• Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребёнка.
• Учить владеть эмоциями.
• Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.
• Всё время ободрять его.
В заключение хотела обозначить свои наблюдения:
многие вундеркинды, известные своими изобретениями, совершили свой прорыв в около15-летнем возрасте;
существуют гении в современное время среди нас, правда мы можем этого просто не знать.
Также всем, познакомившимся с моим исследованием хочу поделиться списком художественных фильмов про вундеркиндов: «Шахматист», «Одаренная», «Витус».
Мы должны помнить, что одаренность всегда есть внутри нас – раскрытая или еще дремлющая. Важно любить себя и делиться своей индивидуальностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. |
Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости // Проблемы способностей. М., 1962. |
2. |
Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети.- М.: Знание, 1991. |
3. |
Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития шестилетних детей. Автореферат.1993. |
4. |
Лейтес Н.С. Возрастная одарённость // Семья и школа, - № 9.- 1990. |
5. |
Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. М., 1984. |
6. |
Мейснер, Тони. Вундеркинды.Реализованные и нереализованные способности. - М.: КРОН-Пресс, 1998. |
7. |
Научно – практический журнал «Завуч начальной школы», № 4, 2011. |
8. |
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.-М.,1994. |
9. |
Матюшкина Л.Л. Развитие творческой активности школьников. М., 1991. |
10. |
Мудрость воспитания: Книга для родителей //Сост. Б.М. Бим – Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. – 2-е изд., доп.-М.: Педагогика, 1989. |
11. |
Савенков А.И. Развитие познавательных способностей//Академия развития, Академия Холдинг, 2004. |
12. |
Савенков А.И. Развитие логического мышления// Академия развития, 2005. |
Приложение №1
№ |
пол ученика |
беглость |
оригинальность |
абстрактность названий |
сопротивление замыканию |
разработанность |
уровень креативности |
3 |
женский |
11 |
12 |
3 |
5 |
67 |
19,6 |
4 |
женский |
11 |
7 |
0 |
9 |
34 |
12,2 |
5 |
женский |
11 |
7 |
4 |
8 |
43 |
14,6 |
1 |
женский |
11 |
7 |
1 |
8 |
31 |
11,6 |
7 |
женский |
12 |
6 |
1 |
7 |
48 |
14,8 |
8 |
женский |
11 |
8 |
2 |
8 |
31 |
12 |
9 |
женский |
14 |
4 |
2 |
8 |
48 |
15,2 |
11 |
женский |
14 |
11 |
3 |
7 |
53 |
17,6 |
12 |
женский |
14 |
8 |
10 |
9 |
75 |
23,2 |
13 |
женский |
11 |
4 |
0 |
6 |
31 |
10,4 |
17 |
женский |
9 |
7 |
4 |
8 |
58 |
17,2 |
21 |
женский |
20 |
5 |
2 |
8 |
62 |
19,4 |
2 |
мужской |
11 |
10 |
10 |
9 |
58 |
19,6 |
6 |
мужской |
15 |
9 |
0 |
7 |
74 |
21 |
10 |
мужской |
11 |
8 |
1 |
7 |
47 |
14,8 |
14 |
мужской |
7 |
8 |
11 |
3 |
28 |
11,4 |
15 |
мужской |
10 |
5 |
1 |
3 |
20 |
7,8 |
16 |
мужской |
10 |
6 |
0 |
5 |
25 |
9,2 |
18 |
мужской |
5 |
7 |
0 |
3 |
20 |
7 |
19 |
мужской |
17 |
7 |
1 |
6 |
48 |
15,8 |
20 |
мужской |
16 |
11 |
19 |
8 |
56 |
22 |
22 |
мужской |
15 |
4 |
0 |
4 |
28 |
10,2 |