ВВЕДЕНИЕ
Сегодня профессиональная ориентация представляет собой один из наиболее значимых факторов осознанного выбора профессии молодого поколения. Основная цель таких мероприятий – формирование у молодежи обдуманного отношения к работе, самоопределение выпускников согласно конкретным возможностям и способностям. Изучаемая проблема выражается в проведении своевременных, качественных профориентационных мероприятиях.
Актуальность работы заключена в том, что каждый год множество юношей и девушек завершают обучение в образовательных учреждениях с хорошими аттестатами. Однако, лишь малая часть их сможет стать квалифицированными работниками и воспользоваться возможностями карьерного роста. Основной причиной этому служит зачастую безответственный подход к выбору профессии. Профориентация же призвана поспособствовать молодым людям в этом сложном выборе.
Современная молодежь зачастую не понимает кем хочет стать, куда хочет поступить. В связи с этим, часто получают ту профессию, которую посоветовали родители и не всегда находят себя в полученной специальности, выбранной за него.
Целью данной работы является изучение особенностей профориентации учащихся старших классов. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику процесса профориентации и его методов, а также выяснить роль преподавателей и родителей в рассматриваемом процессе;
2. Провести тестирование учеников старшей школы на профориентацию и проанализировать полученные данные;
3. Сделать выводы и дать рекомендации.
Говоря о степени научного раскрытия и интереса к данной теме, нельзя не отметить большое количество научных трудов, существующих на сегодняшний день, посвященных методам профориентации, и самому понятию в целом, а также затрагивающих тематику самоопределения школьников в существующих реалиях.
В работе рассматриваются научные труды Пряжникова Н.С., Румянцевой Л.С., Соколовой Н.Л., Бахтигуловой Л.Б., в них обозревается вопрос согласования взглядов на профориентационную работу, который обусловлен разнообразием представлений о жизненном и карьерном успехе и путях его достижения. Бахвалова С.Б., Киселева Э.М., Савельева И.В. в своих работах раскрывают понятие профориентации как фактора профессионального самоопределения школьников. Усова С.Н. и Черкашин Е.О. обнажают суть проблем профессионального самоопределения школьников и выявляют новые задачи профориентационной работы в школе. Синельникова Н.А. в научной статье рассматривает основные этапы становления современной системы профориентации школьников, ее нынешние особенности, задачи, формы, методы и структуру. Лыжин А.И., Шаров А.А., Варданян В.А., Русяев А.П. на основе сбора данных о проблемах современной профориентационной деятельности и опыта их практического решения представляют ступенчатую концепцию профориентации, в которой основное значение модератора закрепляется за университетами и колледжами. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Нечаев М.П., Фролова С.Л. доказали, что решение проблемы повышения качества профессиональной подготовки в системе высшего образования тесно связано с эффективностью ранней профориентационной работы со школьниками – будущими студентами вузов. Волкова Е.С., Николаева Э.Ф., Ковалева М.А. уделяют внимание методам профориентации и рассматривают требования к игровой форме активизирующих профориентационных методик.
Личный вклад в проведенное исследование заключается во всестороннем изучении литературных источников, касающихся тематики работы. Немаловажное значение также имеет практическое изучение данных учеников старших классов, выявленных в результате тестирования. Анализ полученной информации позволяет говорить об уровне профориентации учеников старших классов и востребованности ведения профориентационной деятельности в школе.
1 ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАШЕ ВРЕМЯ
1.1 Понятие профориентации
Профессиональная ориентация – это система, направленная на содействие самоопределению молодых людей и их трудоустройству с учетом конкретных индивидуальных характеристик и социально-экономического положения на трудовом рынке страны, а также путем предоставления научно обоснованных мер по оказанию помощи в выборе профессии [1, 2].
1.2 Методы профориентации
На сегодняшний деть основная профориентационная работа проводится в старших классах, однако, мероприятия, направленные на ориентацию учащихся на будущую трудовую деятельность, могут и должны проводиться на протяжении всего учебного процесса [10].
Форматы и методы проведения мероприятий:
Анкетирование представляет собой различные анкеты и тесты, целью которых является выявление интереса, таланта и способностей молодых людей к определенным видам деятельности. На основе результатов анкетирования проводится совместный анализ в группе и индивидуально [3].
Дискуссии. В средней школе могут быть инициированы тематические дискуссии о существующих занятиях – от самых популярных (педагоги, медицинский персонал, служители закона) до более конкретных и целенаправленных (техники, методисты, финансовые аналитики и т.д.) [5]. Обсуждения могут проходить в группах всего класса или в индивидуальном порядке.
Работа над эссе. Этот вид профориентации направлен на помощь детям в осмыслении и выражении своих представлений о трудовой деятельности. Метод используется в работе с детьми младшего и старшего школьного возраста [7].
Деловые игры. Молодые люди могут почувствовать себя в роли профессионала, воссоздавая производственные ситуации, связанные с той или иной работой.
Встречи со студентами. Общение с недавними выпускниками школ также может помочь ученикам, находящимся на этапе выбора профессии [6]. Будущие выпускники могут больше оценить мнение своих сверстников.
Участие в днях открытых дверей. Такая деятельность дает возможность ученикам школы узнать больше о профессии уже от преподавателей университета.
Встречи с профессионалами. Продуктивный способ – приглашать на уроки и внеурочные мероприятия специалистов, красочно описать собственную профессию и познакомить молодых людей с ее особенностями, минусами и плюсами [7]. Это могут быть знаменитости творческих профессий или родители самих учеников.
Выездные экскурсии. Посещение функционирующих предприятий, где выпускники могут познакомиться с профессией и увидеть процесс работы воочию, что может быть более наглядным и познавательным.
Факультативы и кружки. Привлечение учеников во внеклассную деятельность позволяет молодым людям раскрыть собственные таланты, повысить уровень уверенности в своих силах и способствовать развитию необходимых знаний, навыков и умений.
Ассоциации родителей и учителей. В профориентационной деятельности участвуют не только ученики, но и их семьи [8]. На родительских собраниях педагоги делятся с родителями школьников информацией о стремлениях, проявлениях и достижениях учеников.
Родительские собрания. Предоставление информации родителям – такая же важная задача, как и предоставление информации ученикам. На этих собраниях учителя и сотрудники школы обозревают информацию о популярных специальностях и возможностях их получения как в рамках конкретного города, так и в других городах и странах, помимо этого передают информацию о встречах со специалистами конкретных профессий.
1.3 Роль преподавателей и родителей в профориентации учеников старших классов
Профориентация в школе представляет собой ряд мероприятий, основной целью которых является ознакомление выпускников с кругом профессий, определение склонностей и интересов учащихся, а также на непосредственную помощь в выборе профессии, соответствующей их личностным особенностям. Это комплексная деятельность, включающая в себя разнообразные аспекты, способна принести реальные результаты [9]. Так, итог деятельности по профориентации зависит от слаженной работы коллектива образовательного учреждения и родителей молодых людей.
Заместитель директора по воспитательной работе занимается общими вопросами планирования, координации и анализа деятельности учителей-предметников, проводит педагогические совещания и конференции, организует участие одаренных детей в олимпиадах и конкурсах [2].
Классные руководители разрабатывают и внедряют теоретические идеи профориентационной работы. Они занимаются анализом психологических особенностей, талантов и склонностей своих подопечных, организуют встречи школьников и студентов с работниками различных организаций [9].
Учитель-предметник привлекает внимание к собственной специализации и следит за склонностями учеников. Библиотекари подбирают литературу для учителей и учеников, выбирают и рекомендуют литературу согласно читательским интересам, организуют тематические выставки. Вклад психологов заключается в анализе психологических особенностей учеников, их готовности к профессиональному самоопределению, консультируют учителей, учеников и их семьи [9, 10].
Семья – это место, где формируется отношение ребенка к труду, к профессиональной деятельности в целом и к грядущему профессиональному выбору в частности. В этом контексте важно, чтобы родители разделили ответственность за выбор между собой и своими детьми.
Все родители хотят обеспечить своим детям благоприятное будущее, то есть достойную, надежную и хорошо оплачиваемую работу. Однако у этого родительского порыва есть и негативная сторона. Тот, кто делает выбор, несет за него ответственность. В то же время полная независимость подростка затрудняет профессиональное самоопределение [6, 7]. Жизненный опыт молодых людей зачастую слишком мал, а их собственное мнение о ряде профессий часто неполноценно или нереалистично.
Очень важно, чтобы родители играли роль консультантов. Как эксперты, родители могут поделиться информацией о том, что представляет собой профессия, какие требования предъявляются к работникам и где они могут найти работу. Предлагаемая информация должна иметь нейтральный характер, чтобы подростки могли самостоятельно сформировать собственные выводы [8]. Для подростков наиболее ценно приведение реальных примеров из жизни взрослых собственного опыта самоопределения. Зачастую такие истории и формат общения оказывают большое влияние на молодых людей.
Также важно учитывать, что у выпускников должны быть предварительные варианты выбора профессии. Это поможет снизить его стресс и беспокойство о будущем. Важно, чтобы родители понимали и могли объяснить своим детям тот факт, что жизнь представляет собой динамическую, подверженную изменениям структуру, и никто не может знать наперед чем в итоге будет заниматься нынешний выпускник. Выбор, сделанный на этом этапе, должен отражать текущие интересы и потребности ребенка. Допускается вариант где выбранная профессия будет зажигать нынешнего выпускника на протяжении долгого времени, однако, существует вероятность где, его предпочтения со временем поменяются. В любом случае, еще есть шанс поменять выбор и начать с нуля. И это не означает, что выбор профессии был неправильным, наоборот, это демонстрирует стремление человека полностью реализовать свой жизненный потенциал.
2 ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
2.1 Проведение тестирования по профориентации
Для выявления профессиональных предпочтений среди выпускников 9-11 классов было проведено тестирование по методике Е.А. Климова, основанной на классификации профессиональных интересов [4]. В исследовании приняли участие 36 человек (11 юношей и 25 девушек) в возрасте от 16 до 18 лет.
Предложенное тестирование представляет собой табличную форму с вопросами и числовыми символами, представленную в таблице 1.
Таблица 1 – Тестирование по методике Е.А. Климова
1. Легко знакомлюсь с людьми |
1 |
||||
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить |
1 |
||||
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки |
1 |
||||
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными |
1 |
||||
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить |
1 |
||||
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами |
1 |
||||
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными |
1 |
||||
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах |
1 |
||||
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших |
2 |
||||
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности |
2 |
||||
11. Охотно читаю о растениях, животных |
1 |
||||
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах |
1 |
||||
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин |
1 |
||||
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы |
2 |
Продолжение таблицы 1
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
2 |
||||
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой |
2 |
||||
17. Людям нравится мое художественное творчество |
2 |
||||
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными |
2 |
||||
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме |
2 |
||||
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь |
1 |
||||
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди |
1 |
||||
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки |
1 |
||||
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям |
2 |
||||
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. |
1 |
||||
25. Могу влиять на ход развития растений и животных |
2 |
||||
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов |
1 |
||||
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте |
1 |
||||
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными |
1 |
||||
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику |
1 |
||||
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. |
1 |
||||
РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||||
П |
Т |
З |
Х |
Ч |
В предложенном тестировании опрашиваемым предлагалось прочитать представленные утверждения. Если выпускник соглашался с ними, то он должен был перед цифрой в таблице поставить «+», если нет, то поставить перед цифрой «-». Если же он сомневался, ему необходимо было зачеркнуть цифру.
Обработка результатов производилась путем подсчета алгебраической, то есть с учетом знаков, суммы. Зачеркнутые цифры не считались. Полученный результат подсчета записывался в строку «Результаты».
Интерпретация результатов производилась по наибольшей полученной сумме или суммам (по столбцам), которые указывают на наиболее подходящий тип профессии. Максимальное число баллов в каждом столбце – 8.
В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:
1. «Человек-природа» (П).
Представителей этих профессий объединяет любовь к природе. Они требуют инициативы и самостоятельности, внимания, терпения и предусмотрительности для решения конкретных задач. Те, кто работает в этой сфере, должны быть спокойными и уравновешенными;
2. «Человек-техника» (Т).
Особенность технических объектов заключается в том, что их, как правило, можно точно измерить несколькими способами. При их обработке, деформации, перемещении и оценке от оператора требуется точность и четкость действий;
3. «Человек-знаковая система» (З).
Для специалистов, работающих со знаками, важно уметь абстрагировать реальные свойства объектов, представлять и воспринимать реальные явления и признаки объектов, скрытые за знаками. В этой профессии внимание особенно требовательно;
4. «Человек-искусство» (Х).
Важнейшими требованиями к профессиям, связанным с человеческим восприятием, музыкой, литературой, искусством, актерской и исполнительской деятельностью, являются наличие склонности к искусству, творческого воображения, образного мышления, таланта и трудолюбия;
5. «Человек-человек» (Ч).
Основное содержание труда в профессиях этого типа сводится к взаимодействию с людьми. Качества, необходимые для работы с людьми: стабильное и хорошее настроение в процессе взаимодействия с людьми; потребность в общении; умение мысленно ставить себя на место другого человека; способность быстро понимать намерения, мысли и настроение людей; умение разбираться в отношениях; хорошая память; умение находить общий язык с разными людьми; терпение.
Данные, полученные с помощью тестирования по методике Е.А. Климова удивляют. Так, среди девушек наиболее частым типом профессий, согласно подсчитанным баллам стал тип «Человек-природа», наименее популярным – «Человек-человек». Процентное соотношение представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты тестирования девушек
Что касается юношей, то абсолютное большинство более склонно к типу «Человек-техника», а меньшинство – к «Человек-искусство». Данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты тестирования юношей
В целях выявления общей заинтересованности обучающихся старших классов в профориентационной деятельности им дополнительно был задан 1 вопрос: «Считаете ли Вы профориентацию нужной и хотели бы вы более частое проведение профориентационных мероприятий?». Абсолютное большинство опрошенных ответили положительно, результаты представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты опроса учащихся 9-11 классов
Таким образом, можно сделать вывод о том, что абсолютное большинство опрошенных считают, что профориентация необходима для качественного выбора профессии. Большинство учеников с удовольствием примут участие в профориентационных мероприятиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
1. Процесс профессиональной ориентации учащихся старших классов представляет собой систему, направленную на содействие профессиональному самоопределению и трудоустройству молодых людей с учетом их индивидуальных особенностей и социально-экономического положения на рынке труда. Профориентация на сегодняшний день наиболее часто рассматривает использование таких методов как анкетирование и тестирование, дискуссии, написание сочинения или эссе, деловые игры, встречи со студентами, участие в днях открытых дверей, встречи с профессионалами, кружки, собрания для родителей. Результат профориентации зависит от слаженной работы педагогического коллектива и родителей выпускников, которые имеют большое значение в мероприятиях по профориентации.
2. В целях профориентации среди учеников 9-11 классов проводилось тестирование по методике Е.А. Климова. Были получены следующие результаты: для девушек процентное соотношение предрасположенности к специальностям типа «Человек-природа» составило 42%, «Человек-техника» – 17%, «Человек-знаковая система» – 14%, «Человек-искусство» – 20%, «Человек-человек» – 7%; для юношей – «Человек-природа» – 10%, «Человек-техника» – 69%, «Человек-знаковая система» – 11%, «Человек-искусство» – 3%, «Человек-человек» – 7%. Результаты говорят о большей предрасположенности опрашиваемых к техническим и биологическим специальностям.
3. На основании опроса старшеклассников о необходимости проведения профориентационных мероприятий можно сказать, что большинство (88%) ответили положительно. Следовательно, рекомендуется проведение тестирований, деловых игр, экскурсий и прочих видов профессиональной ориентации, помогающих старшеклассникам в сложном процессе самоопределения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев В.В., Куницына С.М., Нечаев М.П., Фролова С.Л. Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития // Инновационные проекты и программы в образовании, 2019. – № 1. – С. 6-16.
2. Бахвалова С.Б., Киселева Э.М., Савельева И.В. Профориентация как фактор профессионального самоопределения школьников // Мир науки, культуры, образования, 2021. – № 1 (86). – С. 96-99.
3. Варданян В.А., Русяев А.П. Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. – № 5. – С. 7-14.
4. Волкова Е.С. Современные методы профориентационной работы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: психология, 2020. – № 1 (27). – С. 27-38.
5. Лыжин А.И., Шаров А.А. Многоуровневая профориентация как основа развития кадрового потенциала экономики региона // Профессиональное образование и рынок труда, 2019. – № 3. – С. 105-112.
6. Николаева Э.Ф., Ковалева М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019. – № 1 (3). – С. 40-42.
7. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С., Соколова Н.Л., Бахтигулова Л.Б. Профориентация: гармонизация точек зрения // Научный диалог, 2018. – № 3. – С. 289-303.
8. Синельникова Н.А., Профориентация школьников в России // Цифровая наука, 2020. – № 1. – С. 23-27.
9. Усова С.Н. Профориентация в школе: актуальность и новые задачи // Профильная школа, 2019. – № 1. – С. 39-46.
10. Черкашин Е.О. Модуль «Профориентация» // Отечественная и зарубежная педагогика, 2020. – № 1 (67). – С. 54-61.