Введение
Для исследовательской работы была выбрана тема "Понятие брак: отношение разных поколений к браку". Актуальность темы заключается в том, что семейно-брачные отношения представляют собой огромную ценность в обществе. Брак является началом и ядром семьи, в укреплении которой заинтересовано общество. В жизни каждого из нас появится задача создания собственной семьи и брака. Ведь они испокон веков являются важным моментом в жизни каждого человека. Одними из актуальных проблем в настоящее время являютсярост количества разводов, снижение желания и готовности населения к заключению брака и глубокий кризис института семьи.
В настоящее время наметилась четкая тенденция изменения семейно-брачных отношений. Распространяется практика, когда формирующаяся семья уходит от официальной регистрации отношений, создавая семью на основе так называемого «гражданского брака». Понятие «гражданский брак» появилось в России в XIX в. среди части передовой интеллигенции как альтернатива церковному браку, который в сознании большинства населения был единственно законным. После отделения церкви от государства единственным легитимным браком в России становится официальный, т. е. гражданский брак. Возник феномен российского «гражданского брака». По существу «гражданский брак» в России – это сожительство людей, не желающих связывать себя супружескими и родительскими правами и обязанностями.
Целью данной исследовательской работы является теоретический и эмпирический анализ института брака, а также отношения разных поколений к нему.
К числу основных задач исследования относятся:
Раскрытие понятия, происхождения, видов и функций брака
Выявление отношения разных поколений к браку
Выявление общих и особенных черт в отношении разных поколений к браку
Выявление причин распространенности фактического брака в обществе
Определение причин роста количества разводов и снижения желания к заключению брака
Гипотеза: Современная молодёжь (15-30 лет), в отличие от людей среднего возраста (30-55 лет), не считает обязательным регистрацию своих отношений. Для них гражданский брак является наиболее удобным способом их поддержания. То есть отношения становятся более свободны. Но также существует сходство во взглядах поколений относительно важности и предпочитаемых типов семейно-брачных отношений.
Данная работа может быть применена для ознакомления с понятием брака, его видов и функций, а также отношения к нему в современном обществе.
Основная часть
История возникновения и развития брака
Брачные отношения в ходе своего развития претерпели различные преобразования, что в свою очередь влияло на развитие общества. В эволюции супружеского союза выделяют две эпохи:
эпоху натурального брака в догосударственный период и до возникновения систематизированного религиозного культа;
эпоху законного брака, регулируемого религиозными и государственными установлениями, в форме моногамии: брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамному браку предшествовало несколько форм брака: гетерический брак; полиандрия; полигамный брак.
Брак в эпоху древности
Гетерический брак существовал в период ранней дикости человечества. Он характеризовался тем, что мужчина и женщина одного и того же племени свободно общались между собой, не фиксируя своих отношений. Они не имели обязанностей по отношению друг к другу, а рождавшиеся у них дети считалась детьми племени, оно их кормило и воспитывало.
Истребление стариков и детоубийство (в основном девочек) процветало в тот период из-за необходимости уменьшить число едоков. Причиной тому было хроническое голодание племени. Девочки же истреблялись потому, что они меньше добывали пищи и не годились для обороны от опасных соседей - как людей, так и животных. В результате оказалось, что в каждом племени женщин стало меньше, чем мужчин. Дефицит женщин породил брак в виде полиандрии – брака одной женщины с несколькими мужчинами.
Полиандрия – форма брака, которая характеризуется как многомужество. Отношения между супругами регулировались обычаями, а родство считалось по матери, которой принадлежали все родственные права. Этот период можно назвать периодом материнского права. С целью уменьшения дефицита женщин последних насильственно захватывали у соседних более слабых племен. Женщина, "добытая" определенным мужчиной, становилась его личной собственностью. Он кормил ее, имел на нее исключительное право, как на жену и работницу.
Следующей формой брака, которая возникла почти одновременно с полиандрией, была полигамия.
Полигамия (многоженство) - форма брака, которая могла возникнуть только у сильных племен. Полигамный брак быстро сменил гетерический и полиандрический браки, так как в полигамных браках пару себе выбирал сильный мужчина, способный прокормить женщину, а в других формах брака выбирала себе пару женщина.
Брак в эпоху средних веков
Возникновение государства в эпоху средних веков уничтожило полиандрию (многомужество) и полигамию(многоженство), но власть мужчины над женщиной осталась. Дальнейшая эволюция брака связана с государством и церковью. При этом она происходила по двум направлениям:
в большинстве обществ фактическая моногамия (единобрачие, брак одного мужчины с одной женщиной) была признана законом для всех. Это возвысило положение женщины и стало условием дальнейшего развития института брака;
в варварских обществах господствующее меньшинство сохранило полигамию (многоженство) и ее последствия: гарем и затворничество женщин. Если прежде женщины были работницами у своего мужа, то теперь они служили ему для утехи, а работа выполнялась рабами.
Развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке. Это были законы Хаммурапи — свод гражданского и уголовного права, появившийся в Древнем Вавилоне. По этим законам девушки принадлежали своим отцам до тех пор, пока не были куплены будущим мужем. Брак, таким образом, являлся одновременно и экономической сделкой, определенным контрактом между мужем и женой. Жених платил выкуп за невесту, в который довольно часто входил участок земли, становившийся в дальнейшем для молодых супругов основой их хозяйства. В случае развода по инициативе мужа имущество, полученное в счет выкупа, и дети, родившиеся в браке, переходили к жене. При отказе мужа выполнять эти условия женщина могла обратиться в суд для сохранения своих законных прав.
Муж в свою очередь мог обвинить жену в том, что она плохая супруга, в связи с чем имел право сделать ее своей рабыней. Жена же имела возможность обвинить супруга в жестокости, могла даже потребовать за это компенсацию. В тех случаях, когда супруги не могли разрешить свои споры, в Вавилоне практиковался обычай испытания водой.
В Древнем Египте брак также заключался, как правило, по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. Подчиненность женщины мужчине сохранялась еще долгое время. Положение женщины изменилось только с введением ее в общественную жизнь и с возникновением возможности получения образования. Это способствовало развитию ее умственных и духовных способностей, что важно не только для самой женщины, но и для ее будущего потомства.
С 1775 года "семейное законодательство" пополняется новыми правилами. Заключение брака с 1775 года могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.
Законодательно устанавливаются личные права и обязанности супругов, принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке. Все официальные документы, касающиеся семейно-брачных отношений, входят в свод гражданских Законов. В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак.
Развитие брака в послереволюционный период 1917года
После революции 1917 года начинается новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 года вышел декрет "О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния". Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста. Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства, а также наличие другого не расторгнутого брака.
Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей. В дореволюционной России зачастую признанные незаконнорожденные дети знатных родителей не имели права носить фамилию своего настоящего отца. Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке.
Тогда же принят декрет "О расторжении брака". На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов.
22 октября 1918 года был принят первый "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве". Законодательно устанавливается, что гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, порождает права и обязанности супругов.
Согласно этому кодексу при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГСа. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось. Уравниваются в правах законно и незаконнорожденные дети в отношении родителей и их родственников. Мать ребенка, рожденного вне брака, имела право не позднее чем за три месяца до разрешения от бремени подать заявление об установлении отцовства. Лицо, указанное матерью, могло в течение двух недель оспорить свое отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство объявлялось установленным.
В 1926 году был принят новый Кодекс законов о семье и браке. Наиболее существенным нововведением этого Кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения, т.е. незарегистрированные браки, были во многом приравнены к зарегистрированному браку. Так, в ст. 52 сказано, что «... Церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года с соблюдением прежде действовавших законов гражданских (прежний Свод законов, т. X, ч. 1, изд. 1914 г.), имеют силу зарегистрированных браков…». Полного равенства между ними, однако, не было, но в дальнейшем судебная практика их уравняла. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и, женщин - 18 лет.
В 1969 году принимается Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим кодексом признавался только зарегистрированный брак.
Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах ЗАГСа.
Таким образом, в советской России институт брака подвергается существенным изменениям. Позже, в 1995 году возникла потребность в реформировании семейного законодательства. В связи с этим в 1994 году Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года и вступил в действие с 1 марта 1996 года.
Понятие, виды и функции брака
Понятие «брак»
Принятый в 1995 году и действующий в настоящее время «Семейный Кодекс» определяет брак, как свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Таким образом, брак представляет совокупность формальных предписаний, определяющих права и обязанности супругов в их взаимоотношениях, а также в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Другими словами, это соглашение между мужчиной и женщиной по правилам, установленным обществом и под контролем общества.
Регулирование брачных отношений
Брачные отношения регулируются нормами юридическими и культурными. Юридические нормы определяют: порядок оформления брака в государственном учреждении, условия действительности брака, возможность и порядок его расторжения, личные и имущественные отношения супругов, права и обязанности родителей и детей, а также ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей (см. «Семейный Кодекс» Р.Ф.).
В отличие от официально закрепленных в соответствующих документах юридических законов, культурные нормы являются не закрепленными документально нормами, регулирующими брак на основе обычаев, традиций, морали, религии. Сюда входят нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения обязанностей между супругами, поведения после развода. Понятно, что эти нормы только рекомендуют желательное с точки зрения общества поведение, а их исполнение зависит от уровня культуры соответствующего общества, социального слоя и самого индивида. Отсюда несовпадение юридической и культурной нормы и в целом, и в индивидуальном исполнении.
Пример несовпадения юридической и культурной нормы: «Семейный Кодекс» предусматривает, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну, а культурная норма рекомендует, чтобы мужчина оставил жене с детьми квартиру, обстановку в ней и часть денежных накоплений. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.
Виды брака
Брак, на протяжении истории своего существования, прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Но при всем разнообразии взаимоотношений людей брачные союзы можно легко классифицировать. Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Наиболее популярными и часто встречающимися в современном обществе являются церковный, гражданский, фактический и фиктивный брак.
Церковный брак – это брак, освященный какой-либо церковью по религиозному обряду.
Фиктивный брак – притворное оформление брака без намерения создать семью для получения от государства связанных с ним преимуществ.
Под гражданским браком понимается брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти, то есть юридически зарегистрированный союз мужчины и женщины.
Его название часто путают с фактическим, который представляет собой незарегистрированный брак, в котором отношения между партнерами-«супругами», не оформлены в установленном законом порядке и не несут никаких правовых последствий. Эта разница очень принципиальна.
Брак может различаться и по количеству супругов:
Когда союз оформляется между одним мужем и одной женой, такой брак называется моногамный.
Если же с одной из сторон вступает в брак два и более партнеров, то речь идет уже о полигамном браке, который делится на полигинию (многоженство) и полиандрию (когда в брак вступают одна жена и несколько мужей).
Исходя из степени однородности общества браки делятся на эндогамные и экзогамные. Первые из них предполагают, что брак заключается между мужчиной и женщиной, которые принадлежат к одной и той же социальной общности, а вторые, наоборот, из разных.
Формирование внутренних и внешних границ семьи
Внешние границы — это то, насколько другие люди (мамы, папы, друзья) включены в жизнь семьи. Внутренние границы семьи — это то, что у пары общее, а что отдельное, личное.
Социально-статусная функция
Это часто становится причиной вступления в брак. Цель её в том, чтобы достигнуть определённого статуса в глазах общества и самого себя. И это — нормальная и естественная задача семьи, если она дополняет, а не заменяет собой цели и ценности партнёров.
Хозяйственно-бытовая функция
Сюда входят задачи материального плана, личного комфорта и организации быта. И встают они перед каждой парой, решающей жить вместе.
Репродуктивная функция
В широком смысле эта функция связана с задачами «сотворения третьего из двух», с реализацией потребностей в заботе, наставничестве, передаче собственного опыта. Не всегда пара реализует это только в детях и внуках. Это могут быть совместные крупные проекты, бизнес, забота о домашних животных и пр. Но чаще всего эта функция, конечно, касается детей.
Эмоционально-психологическая функция
Это те задачи, которые связаны с большим количеством психологических потребностей: в эмоциональной близости, поддержке, общении, психологической защите, привязанности, в подтверждении собственной ценности и т.п. Когда эти потребности удовлетворены, то дом становится безопасным местом, где тебя любят, принимают и поддерживают. Где живут люди, которые всегда на твоей стороне.
Духовно-интеллектуальная и досуговая функции
Это и самореализация партнёров, и духовный рост, и способы проводить свободное время, и интеллектуальная близость, и общие увлечения. Эта функция, конечно, очень скрепляет пару.
Сегодня очень многие всерьез обеспокоены тем, что происходит с институтом семьи и брака. Факты не могут не пугать: количество разводов за последние десятилетия стремительно возросло. Да и вступать в брак предпочитают все позже, а то и вовсе не хотят.
Одной из наиболее актуальных проблем является, так называемый в обществе гражданский брак, где пара проживает совместно без фиксации брака. Наиболее явными причинами выбора гражданского брака являются, отсутствие официальной ответственности обеспечения семьи и воспитания детей, ну и, конечно же, совместно нажитое имущество не формируется, поэтому можно не переживать за свое имущество, а также безразличие к самой церемонии брака. И именно эти причины являются также проблемами гражданского брака. Насколько бы много не давал вам свободы гражданский брак, но уверенность в завтрашнем дне, стабильность в отношениях, спокойствие, душевное равновесие вам может дать лишь брак в законе.
Сокращение состава и структуры семьи
Падение рождаемости
Рост числа асоциальных семей
Снижение жизненного уровня семьи
Падение нравственных устоев семейного воспитания
Разрушение понимания брака, как союза женщины и мужчины (появление однополых браков)
Анализ результатов исследования
Главными целями исследовательской работы автора были выбраны:
выявление отношения разных поколений к браку
в ходе анализа полученных результатов выявить общие и особенные черты в их отношении к данному термину
выявление основных причин частых расторжений браков
Для того, чтобы понять отношение разных поколений к браку и в дальнейшем их сравнить, было проведено исследование в форме тестирования. Объектом данного исследования стали жители р.п.Варгаши в возрасте от 15 до 55 лет.
В рамках исследования была разработана анкета, состоящая из 11 вопросов, которые были нацелены на определение места семьи в системе ценностей людей разных поколений, выявление установок на создание семьи, изучение желаемого типа семьи, а также выявление причин расторжения браков.
Моральное сознание личности характеризуется наличием иерархии моральных ценностей, нравственных представлений, взглядов, убеждений. Поэтому первое, что необходимо отметить, это место, которое семья и брак занимают в иерархии ценностей молодежи. В процессе исследования респондентам (т.е. людям, дающим ответы на социологическую анкету) был задан вопрос: "Что, на Ваш взгляд, ценнее всего в жизни?" [Приложение 1]
Семья и брак, а также здоровье, по результатам исследования, занимают самое важное место в системе ценностей молодежи (15-30 лет). Среди списка наиболее важных ценностей в жизни их выбирают 65,1% от числа ответивших респондентов. На втором месте оказалась "карьера, образованность", которую предпочли обозначить как важную ценность 60,5% респондентов. «Деньги и материальные блага» также оказались наиболее значимы для более половины ответивших, данный вариант ответа выбрали 53,5% респондентов.
В системе же ценностей людей зрелого возраста (30-55 лет), самое важное место занимает также создание семьи и брака, их выбрало 91,7% от числа ответивших респондентов. Вторую позицию занимает "здоровье", данный вариант ответа выбрали 86,1%. Такие ответы, как карьера, образованность, материальные блага, получение удовольствий не набрали значения даже близкого к 50%.
Из диаграмм видно, что с увеличением возраста наблюдается тенденция роста значимости таких ценностных индикаторов как семья, дети, а также здоровье. Молодежь же проявляют больший интерес, чем другие возрастные группы к развитию карьеры и получению материальных благ. Но можно сделать вывод, что в целом, не зависимо от возрастной группы, преобладает такая ценность как создание семьи и брака.
Автору удалось выявить, что наряду с ценностными ориентациями у молодежи, основным мотивом для заключения брака и создания семьи является взаимная любовь, такой вариант ответа выбрали 88,4% ответивших. 23,3% предпочли также основным мотивом рождение детей. Таким образом, можно сделать вывод, что основным для создания семьи, по мнению молодежи, является психологический мотив, основанный на моральной привязанности и взаимных симпатиях. Можно заметить, что с возрастом возрастает значимость таких мотивов, как рождение детей (41,7%) и материальная обеспеченность будущего партнера (11,1%). [Приложение 2]
В последнее время у людей возникает интерес к фактическому браку (незарегистрированному в органах ЗАГСа). Часть молодежи – 39,5%, отвечая на вопрос об обязательности регистрации брака, считает это не обязательным. 30,2% опрошенных находят регистрацию брака обязательной мерой и столько же опрошенных в процентном соотношении не думали над этим. Но не смотря на данные ответы, большая часть молодежи либо частично, либо полностью, но признает сожительство с партнером без регистрации брака семьей, так как фактический брак является наиболее доступной практикой именно для молодежи. Данная форма брачно-семейных отношений не вызывает сомнений в их сознании. [Приложение 5,6]
Большинство респондентов зрелого возраста – 61,1%, в отличие от молодежи, считают обязательным официальную регистрацию брака. Но также, как и молодое поколение частично, либо полностью признают сожительство с партнером без регистрации брака семьей. Большинство людей зрелого возраста (38,9%) считают оптимальным для проживания с партнером без регистрации официального брака период от 1 года до 3 лет, что обусловлено в большинстве случаев подготовкой к семейной жизни (44,4%), отсутствии уверенности в правильном выборе партнера (38,9%) и неопределенности отношений (30,6%). [Приложение 3,4,5,6]
Молодое поколение, как и поколение зрелого возраста считают оптимальным сожительство с партнером без регистрации официального брака период от 1 года до 3 лет (44,2%), но несмотря на это, среди респондентов высок процент сожительства, длящегося более 3 лет – 32,6%. Данные временные рамки обусловлены такими мотивами, как подготовка к семейной жизни (58,1%), неопределенность отношений (32,6%), а также возрастания получения материальной выгоды (11,6%).
В рамках исследования был выявлен желаемый тип семейно-брачных отношений в представлениях людей разных поколений, та модель, которая была бы для них приемлемой. С целью определения гендерных ролей в семье, которые, по их мнению, являются правильными и предпочтительными, были изучены способы распределения властных полномочий. Относительно данной темы мнения опрошенных всех поколений совпали. Большая часть респондентов отдали предпочтение равенству в лидерстве. Также большинство опрошенных считает, что супруги должны вносить одинаковый вклад как в финансовую, так и в семейную часть совместной жизни. Из этого можно сделать вывод, что общество стремится к достижению равноправия в семейно-брачных отношениях, но не стоит забывать, что мужчина должен продолжать выполнять и нести на себе те обязанности в семье, которые не сможет выполнить женщина в силу своих возможностей и половой принадлежности. [Приложение 7,8]
По количеству детей в семье, которое планирует иметь молодежь, можно сделать вывод, что есть явная ориентация на малодетную семью, которая предполагает наличие в семье 1 или 2 детей. В два раза меньше планируют в будущем многодетную семью, в которой будет 3 и более ребенка. Большое количество ответов тех, кто не планирует иметь детей (22%).
Среди взрослого поколения большинство отвечающих также нацелены на создание не многодетной семьи. Но по сравнению с молодежью, процент отвечающих, которые готовы создать многодетную семью больше. [Приложение 10]
Проанализировав ответы опрошенных, были выявлены основные причины частых разводов, как среди молодежи, так и среди людей зрелого возраста. Самой главной причиной расторжения брака стало отсутствие любви и взаимопонимания между супругами. Второй по важности причиной стала измена одного из супругов. Последним же условием частого расторжения брака является употребление супругом или супругой спиртных напитков.
Также из диаграмм мы можем увидеть, что финансовые и бытовые разногласия, вмешательство родителей редко, но могут являться причинами расторжения брака. Что так же важно отметить, так это то, что отсутствие детей не является причиной для расторжения брака. [Приложение 9]
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что цель данной исследовательской работы была успешно выполнена. В ходе исследования был произведен теоретический и эмпирический анализ института брака, а также отношения разных поколений к нему.
Гипотеза данной исследовательской работы подтверждена. Современная молодежь, в отличие от людей среднего возраста, действительно не считает обязательным регистрацию своих отношений. Для них гражданский брак является наиболее удобным способом их поддержания. Но насколько бы много не давал вам свободы гражданский брак, уверенность в завтрашнем дне, стабильность в отношениях, спокойствие, душевное равновесие вам может дать лишь брак в законе.
Но также существует сходство во взглядах поколений относительно важности создания семьи и брака. Не смотря на расхождения мнений о ценностях поколений в обществе, семья и брак, в независимости от возраста, является ценностью, которая стоит на первом месте. И молодежь, и зрелое поколение стремится к достижению равноправия в семейно-брачных отношениях между супругом и супругой, в силу их возможностей.
Основные задачи, перечисленные ниже, были выполнены в ходе создания исследовательской работы.
Раскрытие понятия, происхождения, видов и функций брака
Выявление отношения разных поколений к браку
Выявление общих и особенных черт в отношении разных поколений к браку
Выявление причин распространенности фактического брака в обществе
Определение причин роста количества разводов и снижения желания к заключению брака
Таким образом, можно сделать вывод, что отношение молодежи к семье и браку имеет устойчивый характер, хоть и претерпело существенные изменения. Однако, эти изменения не критичны и не способствуют развитию кризиса института семьи и брака.
Декрет ВЦИК и СНК «О гражданском браке и о детях, и о ведении книг актов гражданского состояния декабря 1917 г. // Хрестоматия по истории государства и права России-. М., 2001. – С. 387.
Декрет о расторжении брака 19 февраля (4 марта) 1918 года // Русская православная церковь и коммунистическая государство. М.: 1996. - С. 17-18.
https://bingoschool.ru/manual/92/
https://pandia.ru/text/77/422/15985.php
https://ru.wikipedia.org/wiki/Брачный_союз#Брак_в_истории
https://studfile.net/preview/16470841/page:48/
https://studfile.net/preview/7185826/page:2/
https://studme.org/162804148214/pravo/istoriya_semeynogo_zakonodatelstva
https://stydopedya.ru/2_16585_proishozhdenie-braka-istoricheskie-formi-braka.html
https://www.b17.ru/article/346993/
Приложение
Опрос
Сколько Вам лет?
15-30 лет
31-55 лет
Что, на Ваш взгляд, ценнее всего в жизни? (Выберите от 1 до 3 из нижеперечисленных ответов)
карьера, образованность
деньги, материальные блага
общение с друзьями и получение удовольствий
здоровье
реализация творческих способностей
создание семьи и брака
Какими мотивами, на Ваш взгляд, руководствуются люди, когда вступают в брак и заводят семью? (Вы можете выбрать несколько вариантов ответов)
взаимная любовь
боязнь остаться незамужним/неженатым
рождение детей
постоянный интимный контакт
материальная обеспеченность будущего партнера
стремление ответить на ожидания родителей
Какими мотивами, на Ваш взгляд, руководствуются люди при принятии решения жить с партнером в незарегистрированном браке? (Вы можете выбрать несколько вариантов ответов)
материальная выгода
уход из-под опеки родителей
проще вести хозяйство
подготовка к семейной жизни
боязнь потерять партнера
отсутствие уверенности в правильном выборе партнера
неопределенность отношений
Какой период Вы считаете оптимальным для проживания с партнером без регистрации официального брака?
до 6 месяцев
от 6 месяцев до 1 года
1-3года
Более 3 лет
я не готов(а) жить вместе без заключения брака
Как Вы думаете, сожительство с партнером без регистрации отношений можно считать семьей?
да, конечно
скорее да, чем нет
скорее нет, чем да
безусловно нет
Как Вы считаете, обязательно ли брак нужно регистрировать?
да, обязательно
нет, это не имеет значения
не думал(а) над этим
Какой тип отношений в семье Вы предпочитаете?
вся власть в руках мужчины
вся власть в руках женщины
мужчина – лидер, но женщина также играет немаловажную роль
равноправие в отношениях
Какую ситуацию Вы считаете правильной?
мужчина зарабатывает деньги, женщина хозяйка в доме
мужчина содержит семью, но женщина тоже должна работать
супруги вносят одинаковый вклад в финансовую и семейную часть совместной жизни
каждый должен сам себя содержать и не зависеть от партнера никаким образом
Какие из перечисленных причин, на Ваш взгляд, способны подтолкнуть к расторжению брака? (Выберите не более 3 причин)
финансовые разногласия
отсутствие любви и взаимопонимания
отсутствие влечения друг к другу
злоупотребление супругом(-ой) спиртными напитками
измена одного из супругов
отсутствие детей
бытовые разногласия
вмешательство родителей
Какое оптимальное количество детей Вы хотите иметь?
1 ребенок
2 ребенка
3 ребенка
более 3 детей
не планирую иметь детей
Результаты опроса