Защита прав несовершеннолетних в Иркутской области

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Защита прав несовершеннолетних в Иркутской области

Черепанова Д.О. 1
1МБОУ города Иркутска СОШ №6
Малютина Л.Ю. 1
1МБОУ города Иркутска СОШ №6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест. В статье 2 Конституции РФ закреплены, основные права и свободы человека, как высшая ценность. У детей и взрослых есть права и их разница в том, что взрослые больше знают свои права и несут больше ответственности. Пользуясь незнанием ребёнка, взрослые часто нарушают его законные права. О своих обязанностях и правах должны знать и помнить не только взрослые, но и дети. Особенно важно, чтобы дети умели защищать свои права.

В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребёнка. Всё чаще происходит нарушение прав детей в основных сферах жизнедеятельности: медицинское обслуживание, воспитание в семье и специальных учреждениях. Всё это может привести к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, педагогической запущенности, безнадзорности и другим негативным последствиям. Для того, чтобы избежать таких последствий я выбрала тему проекта «Защита прав несовершеннолетних в Иркутской области».

Данная работа состоит из трёх частей. В первой главе рассматриваются основные правовые понятия и нормативно-правовые документы, гарантирующие права несовершеннолетних. Представлена классификация прав несовершеннолетних для различных возрастных категорий.

Во второй главе рассмотрены и проанализированы основные проблемы соблюдения прав несовершеннолетних в Иркутской области, наиболее часто нарушаемые, исходя из статей Конвенции о правах ребёнка и Конституции РФ. Отражена текущая ситуация по нарушению прав детей в Иркутской области, и выделены основные направления профилактической работы по предотвращению нарушений в отношении прав несовершеннолетних.

В третьей главе продемонстрирована практическая часть проекта, направленная на определения уровня правовой грамотности среди учащихся 10-11 классов в МБОУ города Иркутска СОШ №6.

В заключении сделаны выводы по достижению результатов исследовательской работы. Размещены материалы с Иркутского городского форума «Ребёнок в праве знать о праве».

При подготовке к работе была использована специальная литература (справочники и комментарии, отчеты ведомств), изучены различные нормативно-правовые документы (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ).

Цель данной работы: исследовать текущую ситуацию по защите прав несовершеннолетних в Иркутской области

Задачи:

1) Изучить понятие права несовершеннолетних.

2)Изучить нормативно-правовые документы, закрепляющие права несовершеннолетних

3) Проанализировать, какие права несовершеннолетних чаще всего нарушаются.

4) Выяснить способы защиты прав несовершеннолетних.

5) Провести исследования уровня правовых знаний учеников 10-11-х классов.

Объект исследования: общественные и правовые отношения в реализации прав несовершеннолетних.

Предмет исследования: соблюдение прав несовершеннолетних в Иркутской области

Методы исследования: эмпирический на основе изучение научной литературы, нормативно-правовых документов, справочной литературы; анализ статистических отчётов; анкетирование среди учащихся школы; сравнение; синтез

Гипотеза: знание несовершеннолетними своих прав повышает их правовую грамотность и умение применять свои знания на практике, предотвращает преступность

Актуальность работы: в России всегда существовали проблемы по защите прав несовершеннолетних, и они не в полной мере реализуются на сегодняшний день.

Практическое применение: подготовленный материал можно использовать в качестве дополнительного материала на занятиях «Права», факультативном курсе «Граждановедение» и на внеклассных мероприятиях клуба «Правовед». Подготовленная памятка «Моя безопасность», поможет детям вовремя обратится в социальные и правовые службы.

Глава 1. Понятие права несовершеннолетних в РФ.

Право – это совокупность установленных государством обязательных правил поведения, соблюдения которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Что несовершеннолетние знают о своих правах, ответственности перед законом? Будем честны, очень мало- либо совсем ничего. Многие школьники не имеют должного уровня правовых знаний, послушного поведения и правовой компетентности.

Каждый из нас должен помнит суть прав человека, ведь это инструмент, позволяющий противостоять давлению и насилию.

1.1. Нормативно-правовые акты, гарантирующие права

несовершеннолетних.

Права и свободы человека закреплены в международно-правовых документах, в конституциях государств, внутренних законодательных и иных нормативных актов.

Основные международные источники:

  • Всеобщая декларация прав человека.

  • Декларация прав ребёнка.

  • Конвенция ООН о правах ребёнка.

  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, развития и защиты детей.

Источники федерального уровня:

  • Конституция РФ.

  • Гражданский кодекс РФ.

  • Семейный кодекс РФ.

  • Трудовой кодекс РФ.

  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

  • Федеральный закон от 24.04.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  • Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

  • Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании».

Основным документом, гарантирующий права ребёнка, является «Конвенция о правах ребёнка» Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребёнка.

Основные права ребенка, закрепленные Конвенцией

  1. Ребёнок имеет право жить и развиваться.

  2. Ребёнок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семью.

  3. Ребёнок имеет право на свободу личности, мыслей, совести и религии.

  4. Ребёнок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления и пренебрежительного отношения.

  5. Ребёнок, лишённый семьи, имеет право на защиту и помощь, представляемой государством.

  6. Ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимого для его умственного и физического развития.

  7. Ребёнок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение.

  8. Ребёнок имеет право на образование, которое соответствует его уровню и направленное на развитие личности.

  9. Ребёнок имеет право пользоваться разным языком и исповедовать веру родителей.

  10. Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

  11. Ребёнок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения работы, наносящей ущерб.

  12. Ребёнок имеет право на защиту ото всех форм эксплуатации и совращения.

  13. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребёнок не был подвергнут жестокому обращению, унижению, лишению свободы незаконным путём.

  14. Государство обязуется принять меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы

  15. Государство обязуется уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношение детей, попавших в зону вооружённого конфликта. [6]

Конвенция о защите прав ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как часть своих родителей или опекунов.

1.2. Классификация прав несовершеннолетних на различных возрастных этапах.

Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений. Дети наделены правами и обязанностями в определённом возрасте.

1. 0-6 лет:

  • Право на жизнь. (ст.6 Конвенции о правах ребёнка; ч.1 ст.20 Конституции РФ)

  • Право на гражданство. (ст.7 Конвенции о правах ребёнка)

  • Право на имя, фамилию, отчество (ст.7 Конвенции о правах ребёнка; ст.58 Конституции РФ)

  • Право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. (ст.3 Конвенции о правах ребёнка; ст.56-57 СК РФ)

  • Право на пользование услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. (ст.24 Конвенции о правах ребёнка)

  • Право на отдых и досуг. (ст.34 Конвенции о правах ребёнка)

  • Право на защиту от экономической и сексуальной эксплуатации. (ст.32,34 Конвенции о правах ребёнка)

  • Право на детсад и ясли. [1, 6, 7, 9]

2. 7-14 лет:

  • Право на поступление в школу. (ст.43 Конституции РФ)

  • Право изменить имя или фамилию. (ст.132 СК РФ)

  • Право на восстановления родителя в родительских правах. (ст.134 СК РФ)

  • Право на своё усыновление или передачу в приёмную семью. (ст.154 СК РФ)

  • Право на выражения мнения о том, с кем из родителей жить после развода. (ст.57 СК РФ) [1, 6, 7, 9]

3. 14-17 лет:

  • Право на изменение гражданства. (ст.9 Закона «О гражданстве РФ»)

  • Право отмены усыновления. (ст.142 СК РФ)

  • Право требования установления отцовства. (ст.62 СК РФ)

  • Право самостоятельно распоряжаться своими средствами. (ст.26 ГК РФ)

  • Право на самостоятельное обращение в суд по защите своих прав. (ст.56 СК РФ)

  • Право на работу в свободное от учёбы время. (ст.63 ТК РФ)

  • Право работать не больше 24-х часов в неделю. (ст. 92 ТК РФ) [1, 6, 7, 9]

  • Право на поощрение за труд. (ст.191 ТК РФ)

  • Право на объединение в профсоюзы. (ст.21 ТК РФ)

  • Право и обязанность иметь паспорт. (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»)

  • Право на согласие или отказ от медицинского вмешательства. (ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья) [1, 6, 7, 9]

Глава 2. Проблемы соблюдения прав несовершеннолетних в Иркутской области.

2.1. Права, наиболее часто нарушаемые в Иркутской области (Таблица №1)

Виды прав

Статья

Содержание

Нарушение

Право на самоопределение.

Статья 12 Конвенции о правах ребёнка.

Ребёнок имеет право выражать свои мысли, мнения, одеваться и выглядеть как хочет.

Ребёнку не дают выражать своё мнение и мысли, не дают проявлять себя, как уникальную личность, а равняют на всех.

Право на уважение своего достоинства.

Статья 19 Конвенции о правах ребёнка.

Никто не имеет права оскорблять, унижать ребёнка как-то психически или физически. Ребёнок имеет право на то, чтобы его уважали таким, каким он есть.

Взрослые могут позволять себе слишком много, ссылаясь на то, что они старше, и ребёнок не имеет право им перечить.

Право на неприкосновенность имущества.

Статья 35 Конституции РФ.

Никто не имеет права забирать какие-либо личные вещи ребёнка.

Конфискация вещей ребёнка во время занятий, сверстники «в шутку» забирают вещи одноклассника.

Право на свободу слова, совести и выражения личных убеждений.

Статья 14 Конвенции о правах ребёнка.

Ребёнок может иметь свои идеологические взгляды, исповедовать любую религию, в том числе и менять её, если захочет, высказывать своё мнение, если это не нарушает законов РФ.

Родители прививают ребёнка с детства к одной религии и доводят это до фанатизма, запрещая её менять.

Право на образование.

Статья 28 Конвенции о правах ребёнка.

Все дети имеют право на бесплатное и обязательное начальное образование.

Родителям, которые не имеют возможность оформить регистрацию по месту жительства, отказывают в приёме в детские сады и школы.

Право на жилище.

Статья 54 Семейного кодекса РФ.

Жить в своей квартире и пользоваться всем имуществом, которое там есть; использовать помещение по своему усмотрению; обеспечивать сохранность вещей и жилья.

Раздельное проживание одного из родителей ребёнка. Родители пытаются снять ребёнка с регистрационного учёта по месту жительства, либо продать жильё, в котором зарегистрирован ребёнок.

Право на труд.

Статья 37 Конституции РФ.

Начиная с 14-летнего возраста ребёнок вправе с разрешения родителей в свободное от учёбы время участвовать в общественно-полезном труде.

Сильная нагрузка на ребёнка (14-16 лет – не более 24 часов в неделю; 16-18 лет – не более 36 часов); невыплата заработанных средств.

2.2. Соблюдение прав ребёнка в различных сферах жизни.

Самое ценное, что есть в жизни ребёнка – это сама жизнь Одна из важных задач государства – обеспечить безопасность детей во всех сферах жизни.

Согласно представленным откорректированным данным правоохранительных органов Главного управления МВД России по Иркутской области в 2023 году произошло 1 611 происшествий с участием детей, в результате которых погибло 180 несовершеннолетних, травмировано – 1 503, стали жертвами преступлений и погибли 48 детей. Ежегодно от безответственного поведения взрослых, в том числе родителей погибают и травмируются дети. В 2023 году выпало из окон 32 ребёнка, один из которых скончался. [3]

Сведения о количестве погибших детей в результате насильственных действий в Иркутской области. (Таблица №2)

Регион

Число погибших детей

2022 г.

2023 г.

Иркутская область

38

48

В 2023 году по данным ИЦ ГУ МВД России по Иркутской области зарегистрировано 2007 преступлений, совершённых по отношению к несовершеннолетним, из них:

  • Сопряженные с насильственными действиями (ст.105 УК РФ) – 554.

  • Тяжких (ст.15 УК РФ) – 300.

  • Особо тяжких – 194, из них: убийства и покушения на убийства (ст. 105 УК РФ) – 12, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.105 УК РФ) – 8, истязание заведомо несовершеннолетнего (ч.2 ст.117 УК РФ) – 9. [3]

Также большую долю преступлений в отношении несовершеннолетних составляют преступления против половой неприкосновенности и свободы личности – 270 – в том числе:

  • Изнасилование (ст.131 УК РФ) – 22.

  • Насильственные действие сексуального характера (ст.132 УК РФ) – 130.

  • Половое сношение или иные действие сексуального характера с лицами, не достигшими 16-летнего возраста (ст.134 УК РФ) – 77.

  • Вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией (ст.240 УК РФ) – 1.

  • Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст.242 УК РФ) – 3.

  • Организация занятий проституцией (ст.241 УК РФ) – 1. [3]

Семейное насилие является наиболее опасным видом преступления, совершаемое в отношении несовершеннолетних, так как насилие со стороны родителей трудно остановить. Оно наносит тяжёлую психологическую травму, что негативным образом сказывается на дальнейшей жизни ребёнка в отношении с окружающими.

Только в условиях семьи произошло 418 происшествий, в которых погибло 79 детей, из них:

  • Причинения смерти – 10.

  • Убийство – 4.

  • Насмерть придавили родители – 7.

  • Утонули в бочке – 1.

  • Задохнулись от выхлопных газов – 1.

  • Погибли от удара током – 1. [3]

Привлечение к уголовной ответственности законных представителей, родственников, членов семьи – 1 011: матерей – 361, отцов – 587, членов семьи – 53, родственники – 10. [2]

Преступления в сфере информационной безопасности с участием детей. Наибольшее количество преступлений зарегистрировано на территории города Иркутска – 51 преступление. В частности, в 2023 году правоохранительными органами было установлено 9 пользователей в социальной сети «В Контакте», которые использовали свои страницы для размещения материалов антиобщественного содержания, а также лица, попавшие под это влияние. В результате правоохранителями были приняты меры к прекращению работы данных страниц, а в отношении установленных несовершеннолетних – организована профилактическая работа.

Ещё одна серьёзная угроза, в результате которой гибнут и травмируются дети – желание детей покончить жизнь самоубийством, совершение детьми действий суицидального характера. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой, не только для нашего региона, но и страны в целом.

На протяжении нескольких лет Иркутская область среди субъектов Сибирского Федерального округа по числу завершенных суицидов среди несовершеннолетних находилась на 1-м месте. В 2023 году число суицидальных проявлений среди несовершеннолетних стало снижаться, сократилось количество оконченных суицидов.

По данным ГУ МВД России по Иркутской области за 2023 год зарегистрирован 121 фактов суицидальных проявлений, совершенных несовершеннолетними. Оконченных суицидов несовершеннолетних зафиксировано - 15.

Причины суицидальных проявлений:

  • Семейные конфликты, отсутствие взаимопонимания в семье, ссоры с родителями – 52,1%

  • Несчастная любовь – 22,3%

  • Психические заболевания – 14%

  • Ссоры со сверстниками – 6,6%

  • Влияние Интернета – 3,3%

  • Проблемы с обучением, бестактное поведение некоторых педагогов – 1,7% [14]

В зоне особого внимания Уполномоченного – соблюдение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В постоянном режиме решаются вопросы, возникающие в сфере защиты данной категории несовершеннолетних детей. На протяжении последних лет в Иркутской области отмечается снижение общего количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

На 2023 году на учёте в органах опеки и попечительства состоит 15 115 детей-сирот.

Динамика численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей. (Диаграмма №1)

В 2023 году в Иркутской области выявлено 1 402 ребёнка-сироты, оставшихся без попечения родителей, что на 11,6% меньше, чем за аналогичный период в 2022 году – 1 594. Иркутская область находится на 3-м месте.

По состоянию на 1 января 2023 года 1 434 ребёнка находятся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей.

Несмотря на принимаемые меры, актуальные в деятельности организаций для детей-сирот, а также в профилактической работе с подопечными детьми, остаются проблемы самовольных уходов. По данным ГУ МВД России по Иркутской области за 12 месяцев 2023 года в территориальных отделах полиции зарегистрировано 1 859 самовольных уходов, совершённых 1 384 несовершеннолетними, из них 286 – воспитанники государственных организаций.

Право ребенка на жилище включает в себя право на стабильное пользование занимаемым жилым помещением, улучшение жилищных условий, обеспечение здоровой среды обитания, жилой средой. В силу особенности положения ребёнка, законодательно установлены специальные правила, защищающие жилищные права несовершеннолетних.

В обеспечении жилищных прав несовершеннолетних Закон РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» закрепил правило, согласно которому приватизация жилья в домах государственного, муниципального, ведомственного фонда может иметь место только при согласии всех совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет. При этом жилые помещения могут быть переданы в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. [1]

Право на труд. Руководствуясь заботой о сохранении здоровья несовершеннолетних, закон устанавливает запрет на применение их труда на отдельных видах работы. Например, тяжёлая (погрузочно-разгрузочная работа), вредная (работы в литейном цехе), опасная (работа с химикатами), подземная (работа в шахте, метро), ночная, сверхурочная.

Для рабочих моложе 18 лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых рабочих, но пропорционально их сокращённому времени: взрослые – не более 40 часов в неделю (8 часов в день), 14-16 лет – не более 24 часов в неделю (4 часа в день), 16-18 лет – не более 36 часов в неделю (6 часов в день).

Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован в любое удобное для них время. [10]

2.3. Профилактическая работа по предотвращению нарушения прав в Иркутской области

В рамках индивидуально-профилактической работы в семье и с несовершеннолетним, находящихся в социально-опасном положении, помогают 41 учреждение социального обслуживания, где созданы отделы помощи семье и детям. В результате работы, проводимой с семьями и несовершеннолетними, 1 238 семей были сняты, в связи с улучшением положения или устранения обстоятельств, являющихся основанием для признания семей, находящихся в социально-опасном положении, что составляет 37% от количества семей, поставленных на учёт в течении года, или 68% от общего количество снятых за 2023 год.

В ведении министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области находится 27 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации:

  • 15 центров помощи детям, оставшихся без попечения родителей

  • 7 специально-реабилитационных центров для несовершеннолетних

  • 5 отделений с круглосуточным пребыванием в 2 комплексных центрах социального обслуживания населения

  • 3 центра для помощи детям и семьям

За 2023 год количество несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в условиях круглосуточного пребывания, составило 3 065 человек.

На 1 января 2023 года 3 433 семьи состоят на учёте в Банке данных СОП, с которыми проводится ИПР, в них проживает 7 453 ребёнка, из них 30 опекаемых семей, в которых проживают 45 несовершеннолетних.

В школе № 6 на учете в ИДН состоит 3 ученика. [3]

Глава 3. Исследование правовой грамотности несовершеннолетних в МБОУ СОШ №6.

Ребёнок наделён определёнными правами. Между тем реализация прав ребёнка, признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребёнка, неприменением некоторых положений законов в области прав детей.

Исследовательская часть проекта заключается в определении уровня правовой грамотности несовершеннолетних и разработке мероприятий, соответствующих её повышению.

База проведения исследования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ №6 города Иркутска.

Цель анкетирования: выявить уровень знаний несовершеннолетних о своих правах и обязанностях.

В рамках проекта было проведено анкетирование 30-ти школьников в возрасте 16-17 лет, из обучающихся 10-11 классов.

Анкета состоит из 14-ти вопросов, содержание которых выявляет знание перечня прав и обязанностей, нормативных актов, в которых они закреплены, источники получения знаний. (Приложение № 1)

Анализ анкет привёл к следующей статистике знаний:

Вывод: исследование правовой грамотности показало, что несовершеннолетние недостаточно знают свои права и обязанности. Нуждаются в разъяснительной работе и информационному просвещению.

3.1. Участие в городском социально-правовом детском форуме.

Я также отношусь к несовершеннолетним, поэтому решила сама пройти свой тест. Как позже выяснилась, мне требуется расширить свои знания о правовой грамотности. Подобная возможность у меня появилась. Я побывала на Иркутском городской социально-правовой детском форум «Ребёнок вправе знать о праве», приуроченный ко Всемирному Дню ребёнка, который ежегодно отмечается 20 ноября. Участников ознакомили с основными понятиями и тезисами, касающиеся прав ребёнка. Выдалась возможность поговорить с представителем прокуратуры, следственного комитета, уполномоченным по правам человека в Иркутской области С. Н. Семеновой. По итогам форума была сформирована итоговая общественная резолюция по вопросам защиты прав и интересов детей в Иркутской области на ближайшие годы. (Фотоотчёт. Приложение №3)

Заключение

В заключение следует отметить, что полученный мною материал даёт основание считать, что нередко в нашей стране нарушаются права ребёнка, в том числе подростка. Но, почему-то, об их защите начинают вспоминать только после «громкого» дела. В связи с этим, одной из главных задач современного государства должна являться защита прав ребёнка.

В последнее время, в связи с реализацией Конвенции в РФ был принят ряд мер по усилению государственной поддержке детей и многодетных семей, семей с детьми инвалидами, предоставлению льгот, связанных с охраной здоровья.

Права детей изложены во множестве нормативно-правовых актах, как на российском, так и на международном уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. В Иркутской области дети также находятся под защитой.

Дети – будущее государства. Поэтому необходимо не только в теории, но и на практике помогать детям реализовывать их права, быть гражданами, полноценными членами нашего общества.

Цель работы достигнута, задачи, поставленные в начале исследования – выполнены.

Литература и материально-технические ресурсы.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. URT: http://www/consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

  2. Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей. URT: http://telefon-doveria.ru

  3. Ежегодный доклад Уполномоченного по Иркутской области по правам несовершеннолетних за 2023 год

  4. Закон об именах детей в России. Официальный сайт «Обзор Законов». URT: http://210fz.ru/zakon-ob-imenax-v-rossii/

  5. Закон Иркутской области от 28.04.2020 г. №39-ОЗ «О внесении изменений в статью 10 Закона Иркутской области «О социальной поддержке отдельных групп населения в оказании медицинской помощи в Иркутской области».

  6. Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г.). URT: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

  7. Конституция Российской Федерации

  8. Сайт школы №6. URT: http://school6.irk.ru

  9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223-ФЗ (ред. от 29.12.2017г.).

  10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ

  11. Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей»

  12. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации». URT: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24071998-n-124-fz-ob/

  13. Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей»

  14. Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

  15. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образование в РФ»

Приложение №1

Анкета

Вопрос

Ответ

Перечисли права, которыми ты обладаешь

 

Перечисли свои обязанности

 

Как ты считаешь, что важнее исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?

 

Кто придумал обязанности?

 

От кого ты узнаёшь свои права и обязанности?

 

Как ты считаешь, на что имеет право каждый ребёнок?

 

Как ты думаешь, какие основные обязанности у детей и подростков?

 

В семье, в школе, во дворе тебе часто напоминают о твоих правах?

 

Знаешь ли ты какие-либо законы, в которых упоминаются права?

 

Если да, то назови эти законы

 

Граждане нашей страны имеют права и свободы, предоставленные им главным законом. Как называется этот закон?

 

Как называется международный документ, защищающий права ребёнка?

 

С какого возраста ребёнок должен иметь такие же права и обязанности, что и у взрослого?

 

Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности?

 

Приложение №2.

Приложение №3

Фотоотчет об участие в форуме.

Просмотров работы: 25