Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и способности обучающихся

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и способности обучающихся

Фатхутдинова А.Д. 1
1МАОУ "Лицей №97 г.Челябинска"
Климова Л.В. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мозг человека делится на два полушария, которые отвечают за разные действия, мышление и подход к решению задач. В последних исследованиях учёных в области физиологии головного мозга было выяснено, что левое полушарие – база логического, абстрактного мышления, правое – конкретного, образного. Именно поэтому школьников часто делят на тех, кто лучше усваивает гуманитарные науки (доминирующее правое полушарие) и тех, кто любит точные науки (доминирующее левое полушарие).

Нами была выдвинута гипотеза – функциональная асимметрия головного мозга влияет на образовательные способности обучающихся, от которых в большой степени зависит уровень их успеваемости.

Мы определили цель работы: изучить влияние функциональной асимметрии полушарий головного мозга на образовательные способности обучающихся.

Для выполнения цели нами были поставлены задачи:

- изучить функциональную асимметрию полушарий головного мозга;

- провести диагностику функциональной асимметрии полушарий головного мозга и канала восприятия информации у обучающихся четвертого класса;

- сравнить полученные результаты со статистикой успеваемости обучающихся четвертого класса.

Объект исследования:способности обучающихся четвертого класса.

Предмет исследования:влияние асимметрии головного мозга на образовательные способности обучающихся четвертого класса.

В ходе работы мы использовали следующие методы: изучение научной и научно-методической литературы, анализ и обобщение собранной информации, метод анкетирования, психологическое тестирование, количественные методы обработки результатов.

Актуальность работы обусловлена тем, что знания о доминировании одного из полушарий у конкретных учеников должны помочь учителям, школьникам и их родителям понять, в каком виде детям удобнее всего воспринимать информацию для успешного обучения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I .1. СТРОЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Головной мозг расположен в полости черепа. Головной мозг человека состоит из двух больших полушарий – правого и левого. В каждом полушарии выделяют лобную, височную, теменную и затылочную доли. Полушария соединены друг с другом несколькими нервными спайками, самая крупная из которых носит название мозолистого тела. Благодаря этим спайкам происходит обмен информацией между различными отделами мозга, а также между мозгом и организмом. Любопытно, что большинство органов чувств, расположенных на одной стороне тела, соединены нервными проводниками с противоположным полушарием. Например, левый глаз (левое ухо, соответствующая половина носа и т.д.) контактирует с правым полушарием [1].

I.2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Функциональная асимметрия – это неравнозначность функций правого и левого полушарий головного мозга.

В 1836 году одним из первооткрывателей функциональной асимметрии полушарий мозга был французский ученый, врач Марк Дакс. Он сделал следующее заключение: каждая половина мозга контролирует свои, специфические функции; речь контролируется левым полушарием.

В 1981 г. Р. Сперри был удостоен Нобелевской премии «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий мозга» [5]. Исследования Сперри показали, что кора левого полушария отвечает за вербальные операции и речь. Кора правого полушария дает возможность распознавать предметы, но не позволяет выразить это словами. Кроме того, правое полушарие распознает звуковые образы и воспринимает музыку. Оба полушария ответственны за сознание и самосознание человека, его социальные функции. Р. Сперри пишет: «Каждое полушарие…имеет как бы отдельное собственное мышление» [2].

Оба полушария всегда активны, они работают совместно, но одно из полушарий в каждом случае доминирует, то есть, может включаться на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на сигнал.

Если раньше включается левое полушарие, человек относится к левополушарному типу – это мыслительный тип. Если сначала включается правое полушарие, то человек относится к правополушарному типу – это творческий тип.

Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга влияет на способности человека. За каждым из полушарий головного мозга закреплены свои определенные функции, за счет которых человек осуществляет разные виды деятельности.

Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушарий как физиологической основы общей одаренности. Людей равнополушарного типа мышления называют амбидекстрами. У амбидекстров равномерно развиты оба полушария мозга, такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения [3].

I.3. СФЕРЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ

Левое полушарие почти у всех людей является «большим», «доминантным». Оно предназначено для рационально-логического, аналитического, абстрактного мышления, основанного на словесных образах. Его решения мы подкрепляем деятельностью правой руки, способной у большинства людей к более тонким движениям, чем левая.

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций: обработка вербальной информации, буквальное понимание слов, последовательное мышление, математические способности [4].

I.4. СФЕРЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ

Благодаря правому полушарию человек ориентируется в пространстве, учитывает все изменения во внешней среде, определяет взаимное расположение частей своего тела. Правые доли мозга обеспечивают целостность зрительного восприятия, формируют память.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций: обработка невербальной информации, параллельная обработка информации, пространственная ориентация, музыкальность, метафоры, воображение, художественные способности, эмоции, мистика, мечты [4].

I.5. КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Люди по-разному воспринимают информацию, поступающую из внешнего мира. По способу восприятия информации выделяется три типа личности: визуалы, аудиалы, кинестетики.

Для визуалов основной способ познания мира – зрение. Такой человек в своей речи часто использует слова, так или иначе связанные со зрением (видеть, яркий, светлый).. У ребенка-визуала обычно хорошо развита зрительная, образная память, часто в сочетании с моторной.

Аудиалы – те, кто получает информацию преимущественно с помощью слуха. Их словарь часто включает лексику, связанную со слуховым восприятием (звук, слушать, тихий). Дети-аудиалы обычно очень общительны, разговорчивы, легко запоминают то, что слышали, о чем говорили, то есть имеют хорошо развитую слуховую память. Любят слушать музыку, а подвижные игры их не очень привлекают.

Кинестетики воспринимают информацию с помощью других органов чувств (осязание, обоняние, вкус), а также при участии моторики (двигательной активности). Дети-кинестетики обычно очень подвижны, с хорошо развитой моторикой, при этом им трудно бывает подолгу удерживать внимание на каком-либо предмете. Они особенно чувствительны к прикосновениям. Любому наряду предпочтут комфортную одежду [7].

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

II.1. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОМИНИРОВАНИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Существует несколько методик определения доминантного полушария мозга. Мы опробовали самые известные: метод Яссмана-Даниленко, метод Павлова и описание предмета.

Определение доминирующего полушария мозга по методу Яссмана-Даниленко.

  1. Ведущий палец. Нужно сплести пальцы рук в замок. Если верхним окажется большой палец левой руки, то у вас преобладает левое полушарие, если большой палец правой руки – правое.

  2. Ведущий глаз. Нужно прицелиться в невидимую мишень. Если вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, то у вас доминирует левое полушарие, если наоборот – правое.

  3. Поза Наполеона. Нужно скрестить руки на груди, приняв позу Наполеона. Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, то тогда у вас левополушарный тип, если правой, то правополушарный.

  4. Аплодисменты. Нужно поаплодировать. Если Вы бьёте левой ладонью по правой, то у вас доминирующее левое полушарие, если правая ладонь активнее – правое.

Определение доминирующего полушария мозга методом анкетирования.

1. Легко ли тебе учиться на 5?

а) да;

б) нет;

в) не всегда.

2. Какие предметы тебе больше нравятся?

а) гуманитарного цикла (литература, искусство, русский язык);

б) естественно-математического цикла (математика, окружающий мир);

в) и гуманитарного цикла, и естественно-математического цикла.

3. Какие предметы даются тебе легко?

а) Математика; б) Русский язык; в) Литература; г) Искусство (Музыка, Рисование); д) Окружающий мир; е) Иностранный язык; ж) Технология.

4. Какой рукой ты пишешь?

а) правой

б) левой

5. Есть ли у тебя хобби? Какое?

О
пределение доминирующего полушария головного мозга с помощью картинки с неоднозначным рисунком.

Если вы увидели в первую очередь пейзаж - то вы обладаете доминирующим левосторонним мышлением.

Если вы увидели вначале лошадей - то вы обладаете доминирующим правосторонним.

II.2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩЕГО КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами (зрительное восприятие), левополушарные учащиеся - аудиалами (слуховое восприятие).

Определение ведущего канала восприятия: зрительный или визуальный.

Тест1. Аудирование. Испытуемым зачитывается текст. После, также на слух зачитываются задания по прочитанному тексту.

Большая береза (аудирование).

Мама стояла в кухне с полотенцем на плече и вытирала последнюю чашку. Вдруг у окна показалось испуганное лицо Глеба.

- Тетя Зина! – крикнул он. - Ваш Алешка залез на большую березу. Ведь он может сорваться... И разобьется…

Чашка выскользнула из маминых рук и со звоном упала на пол.

- Где он?

- Да вот, на березе! Он там, на самом верху!

Мама подняла глаза и увидела Алешу. Затем смерила глазами расстояние от его ветки до земли, и лицо у нее стало такое же белое, как ровный березовый ствол.

- Ну как ты, Алеша? - спросила она.

Алеша был удивлен, что мама не сердится, а говорит таким спокойным, ласковым голосом.

- Здесь хорошо, - сказал он. - Только мне очень жарко.

- Это ничего, - сказала мама, посиди, отдохни немного и начинай спускаться.

Алеша, держась за ветку, искал, куда бы поставить ногу. Вдруг на тропинке показался незнакомый толстый дачник. Он посмотрел наверх и закричал сердито:

- Куда ты забрался, негодный мальчишка! Слезай сейчас же!

Алеша вздрогнул и поставил ногу на сухой сучок. Сучок хрустнул и прошелестел вниз.

- Не так, - сказала мама. – Становись на следующую ветку.

Потом повернулась к дачнику:

- Не беспокойтесь, пожалуйста, он очень хорошо умеет лазить по деревьям.

Алеша медленно спускался. Лезть наверх было легче. Он устал. Но внизу стояла мама, говорила ласковые, ободряющие слова.

Земля была совсем близко. Алеша повис на руках, вытянулся и спрыгнул на высокий пень.

Мама подбежала к нему и, обхватив его исцарапанные ножки, крикнула:

- Алешка, обещай мне, что никогда больше не будешь лазить так высоко!

Она села на траву и закрыла лицо платком. Смущенный и растерянный, Алеша сел рядом, взял ее за руки, гладил по волосам и говорил:

- Ну, мамочка, ну, успокойся… Я не буду так высоко!

Он в первый раз видел, как плакала мама. (По Н. Артюховой.)

Вопросы по услышанному тексту:

1. Как мама разговаривала с сыном?

1) Ласковым, спокойным голосом.

2) Упрекала, кричала.

3) Ничего не говорила.

2. Мама плакала, потому что:

1) Было стыдно за необдуманный поступок сына.

2) Испугалась за жизнь Алеши.

3) Стало жалко разбитую вдребезги чашку.

3. Почему мальчик шел смущенный и растерянный?

1) Был разочарован поведением друзей.

2) Боялся наказания.

3) Считал себя виновником маминых слез.

4. Поведение Алеши можно охарактеризовать, как:

1) Легкомысленное, необдуманное.

2) Смелое, отважное.

3) Вызывающее восхищение.

5. В выражении “…лицо у нее стало такое же белое, как ровный березовый ствол” использован такой художественный прием:

1) Эпитет.

2) Сравнение.

3) Олицетворение.

6. Прослушанный отрывок учит:

1) Честности и правдивости.

2) Равнодушному отношению к людям.

3) Ответственности за совершаемые поступки.

Тест 2. Визуальный тест на внимание.

Показывается картинка со множеством деталей. Дается 7 секунд для ее изучения и запоминания деталей. После нужно ответить на вопросы по увиденному.

II.3. ДИАГНОСТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА И ВЕДУЩЕГО КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ У УЧАЩИХСЯ

В наших тестированиях приняло участие 25 детей 4В класса МАОУ «Лицей №97 г. Челябинска».

На первом этапе мы провели несколько тестов для определения доминирующего полушария головного мозга испытуемых. Первый тест по методу Яссмана-Даниленко. Испытуемым предлагалось последовательно выполнить задания, затем оценить их и определить доминирующее полушарие.

Также мы провели анкетирование испытуемых.

В заключение, мы показали картинку с неоднозначным рисунком.

Анализ полученных результатов показал, что у 48% опрошенных детей преобладает правое полушарие и у 28% - левое, и 24% имеют смешанный тип функциональной асимметрии и в мыслительной деятельности умеют задействовать оба полушария (равнополушарный тип). Данные диагностики предоставлены в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1

Испытуемые

Метод Яссмана-Даниленко

Анкетирование

Картинка с неопределенным рисунком

Доминирующее полушарие

Артем *

ЛПЛЛ

1.в 2.а 3.в,г,ж 4.а 5.создавать игры

лошади

левополушарный

Кристина *

ЛПЛЛ

1.в 2.а 3.а,г,е,ж 4.б 5.настольный теннис, дрессировка

лошади

правополушарный

Владислав *

ЛПЛП

1.б 2.- 3.а 4.а 5.играть в майнкрафт

лошади

левополушарный

Николай *

ЛПЛП

1.в 2.б 3.а,в,г,ж 4.а 5.конструкторы

лошади

правополушарный

Ярослав *

ППЛП

1.в 2.б 3.а 4.б 5.мототехника

лошади

правополушарный

Василиса *

ЛППП

1.а 2.а 3.в,г,д 4.а 5.катание на лошадях

лошади

правополушарный

Амир *

ПППП

1.в 2.- 3.а,г,ж 4.а 5.рисование

лошади

правополушарный

Ева *

ЛПЛП

1.в 2.б 3.а,в,г,ж 4.а 5.рисование

лошади

равнополушарный

Николай *

ППЛЛ

1.в 2.б 3.а,в,д,е 4.а 5.плавание,лего

лошади

левополушарный

Полина *

ЛЛЛП

1.б 2.б 3.в,г,ж 4.а 5.танцы, лошади

пейзаж

левополушарный

Георгий *

ЛПЛЛ

1.а 2.а 3.б,в,г,е 4.а 5.футбол

лошади

равнополушарный

Марк *

ЛЛЛП

1.в 2.б 3.а,д 4.а 5.конструирование

пейзаж

левополушарный

Анастасия *

ПППП

1.в 2.а 3.г,е 4.а 5.рисование

лошади

правополушарный

Платон *

ЛПЛП

1.а 2.в 3.а,в,г,д 4.а 5.лего

лошади

равнополушарный

Валерия *

ПППП

1.б 2.в 3.г,д,ж 4.а 5.бисероплетение

пейзаж

правополушарный

Владимир *

ЛППЛ

1.в 2.а 3.в 4.а 5.лего

лошади

правополушарный

Мария *

ПЛЛЛ

1.в 2.а 3.б,в,г,е,ж 4.а 5.футбол,гимнастика

пейзаж

равнополушарный

Платон *

ЛППЛ

1.б 2.б 3.ж 4.а 5.-

пейзаж

Левополушарный

Максим *

ЛППЛ

1.в 2.б 3.а,д 4.а 5.футбол

пейзаж

левополушарный

София *

ЛЛПП

1.в 2.а 3.г 4.а 5.констуирование

лошади

правополушарный

Иван *

ПЛПП

1.а 2.б 3.а,б,в,г,д,е,ж 4.а 5.футбол, каратэ, метание ножа

пейзаж

равнополушарный

Анжелика *

ЛППЛ

1.в 2.а,б 3.ж 4.б 5.бисероплетение

лошади

правополушарный

Аделина *

ЛППЛ

1.а 2.в 3.а,г,е,ж 4.а 5.танцы,рисование

лошади

равнополушарный

Тимофей *

ПЛПП

1.а 2.а 3.в,г,д,ж 4.а 5.плетение из резинок

лошади

правополушарный

Алексей *

ЛППП

1.в 2.а 3.в 4.а 5.выпечка, играть в майнкрафт

лошади

правополушарный

На втором этапе мы определили ведущий канал восприятия информации у испытуемых. Выявление ведущего канала восприятия у учащихся экспериментального класса было произведено путем психолого-педагогической диагностики зрительной и слуховой памяти, а также в процессе наблюдения.

Мы учитывали, что учащиеся с ведущим правым полушарием хорошо воспринимают низкие звуки, поэтому лучше, если их обучают мужчины с низкими голосами. Левополушарные дети, напротив, хорошо воспринимают высокие женские голоса. В связи с этим мы провели аудирование. Первый раз текст зачитывался женским голосом. Второй раз тот же самый текст зачитывался мужским.

Также был проведен визуальный тест, на котором испытуемые на 7 секунд увидели картинку со множеством деталей. После детям были заданы вопросы по увиденной картинке.

Данный тест показал, что у 96% испытуемых звуковой канал восприятия, у 4% - визуальный канал, и у 28% - и звуковой, и визуальный канал. Данные диагностики предоставлены в таблице 2.

ТАБЛИЦА 2

Испытуемые

Аудиальный тест

Визуальный тест

(кол-во правильных ответов, максимум 3)

Ведущий канал восприятия

Женский голос

Мужской голос

     

Артем *

123123

123123

3

аудиальный

визуальный

 

Кристина *

123122

123123

1

аудиальный

 

Владислав *

121123

121123

0

аудиальный

 

Николай *

122121

123123

0

аудиальный

 

Ярослав *

123123

123123

2

аудиальный

визуальный

 

Василиса *

121123

123123

2

аудиальный

визуальный

 

Амир *

123123

123123

0

аудиальный

 

Ева *

123123

123123

1

аудиальный

 

Николай *

123123

123123

0

аудиальный

 

Полина *

123123

123123

0

аудиальный

 

Георгий *

122123

123123

1

Аудиальный

 

Марк *

123123

121123

2

аудиальный

визуальный

 

Анастасия *

123123

123123

0

аудиальный

 

Платон *

123123

123132

0

аудиальный

 

Валерия *

123132

123123

1

аудиальный

 

Владимир *

113123

123121

0

аудиальный

 

Мария *

112123

112123

2

визуальный

 

Платон *

123123

123123

3

аудиальный

визуальный

 

Максим *

123123

123123

0

аудиальный

 

София *

123123

123123

1

аудиальный

 

Иван *

123121

123121

0

аудиальный

 

Анжелика *

123233

122123

1

аудиальный

 

Аделина *

123123

123123

2

аудиальный

визуальный

 

Тимофей *

123123

123123

1

аудиальный

 

Алексей *

123123

223123

2

аудиальный

визуальный

 

Проанализировав данные, мы выяснили, что 27% правополушарных испытуемых являются визуалами и 100% левополушарных испытуемых – аудиалами.

84% испытуемых лучше воспринимают информацию, произнесенную высоким женским голосом (левополушарный, равнополушарный тип), 16% - низким мужским (правополушарный тип).

После проведения личностного анализа успеваемости обучающихся был выявлен средний балл по предметам математика, русский язык, литература и окружающий мир за 2023 учебный год. Данный выбор предметов обусловлен тем, что за успеваемость по ним отвечают четко левое и правое полушарие. Средняя успеваемость испытуемых по выбранным предметам представлена в таблице 3.

ТАБЛИЦА 3

Средний балл успеваемости обучающихся по предметам

Тип

Учебная дисциплина

Математика

Окружающий мир

Русский язык

Литература

Левополушарный

4

4

3,6

4,4

Правополушарный

4,1

4,1

3,9

4,6

Амбидекстр

4,5

4,3

4,2

4,8

При анализе информации была выявлена закономерность: успеваемость у левополушарных школьников по математике и окружающему миру выше по сравнению с русским языком. Высокий средний балл по литературе, не соответствующий предполагаемой закономерности, объясняется тем, что словесно-логический характер познавательных процессов левополушарных дает возможность анализировать факты и поэтапно обрабатывать полученную информацию. Правополушарные испытуемые закономерно достигают хороших успехов в литературе. У амбидекстров наблюдается равномерный успех в изучении всех четырёх предметов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы изучили функциональную асимметрию полушарий головного мозга и ее влияние на образовательные способности обучающихся, от которых в большой степени зависит уровень их успеваемости. Мы познакомились со строением головного мозга человека. Также мы изучили сферу специализаций полушарий.

Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга действительно влияет на способности человека и его уровень успеваемости. Если у человека преобладает активность левого полушария, то он, как правило, обладает более сильными аналитическими и логическими способностями, хорошо справляется с математическими задачами и изучением языков.

С другой стороны, если у человека преобладает активность правого полушария, его сильные стороны проявляются в области творчества, художественных навыков, музыкальности и интуитивном мышлении. Такой человек часто хорошо воспринимает информацию через образы и визуализацию.

Но также есть дети-амбидекстры, у которых развиты оба полушария. Благодаря быстрой смене активности полушарий, эти дети могут в равной степени показывать отличные результаты по всем школьным предметам.

Несмотря на распространенное мнение о строгом разделении функций между полушариями, современные исследования показывают, что для успешного выполнения задач оба полушария мозга работают во взаимодействии и компенсируют друг друга. Наиболее эффективная творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

Изучение функциональной асимметрии полушарий головного мозга может помочь в разработке новых методик обучения, адаптации образовательных программ под индивидуальные особенности учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Билич, Г.Л. Биология. Полный курс. В 3-х т. Том 1. Анатомия / Г.Л. Билич. – М.: Изд-во Оникс 21 век, 2012. – 928 с.

  1. Блум Ф. Мозг, разум и поведение: пер. с английского канд. биол. наук Е. 3. Годиной / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. – М.: Мир, 1988. – 248 с.

  1. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. – М.: Медицина, 1988. – 288 с.

  1. Крыжановский В.А. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. 3-е стер. изд. / В.А. Крыжановский. – М.: Научный мир, 2009. – 836 с.

  1. Ларина О.В. Лауреаты Нобелевской премии / О.В. Ларина, Т.В. Гитун. – М.: Дом Славянской книги, 2006. – 880 с.

  1. Спрингер С. Левый мозг, правый мозг: пер. с англ. / С. Спрингер, Г. Дейч. – М.: Мир,1983. – 256 с.

  1. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.

  1. Человек: Научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – Современная школьная энциклопедия. – 238 с.

  1. Психологический журнал. - https://psychojournal.ru/tests_online/2012-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyuschey-perceptivnoy-modalnosti.html

  1. Лебединский Ю.И. Дифференцированный подход к обучению музыке детей с учетом индивидуальных особенностей функциональной организации мозга / Ю.И. Лебединский // https://cyberleninka.ru/article/n/differentsirovannyy-podhod-k-obucheniyu-muzyke-detey-s-uchetom-individualnyh-osobennostey-funktsionalnoy-organizatsii-mozga

Просмотров работы: 26