Учителя блогеры – как современные наставники. За или против?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учителя блогеры – как современные наставники. За или против?

Обухова Т.Е. 1
1МАОУ "СОШ № 19 им. Л. А. Попугаевой
Гаевая О.Г. 1
1МАОУ "СОШ № 19 им. Л. А. Попугаевой"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

По словам президента РФ Владимира Владимировича Путина “Возможности интернета должны дополнять реальную жизнь”. Общество находится в состоянии перехода от индустриального века к информационному. Интернет становится все более массовым средством доступа к многочисленным источникам информации. Изменяются педагогические ценности, на первый план выходит исследовательская деятельность, учитель прежде всего должен начать преобразования с себя.

Компьютер на столе педагога – это не экзотика, а инструмент для профессиональной и творческой работы. Компьютерные технологии – это уже реальность, которую используют в своей работе учителя нашей школы. Каких только инструментов нет сегодня в распоряжении учителя, рискнувшего вместе со своими учениками опробовать новые образовательные методики: специальные учебные среды, платформы для блогов, и, конечно, бесплатные веб-сервисы, использование которых может сделать учебный процесс более увлекательным.

Актуальность работы: в условиях развития современного информационного общества социальные сети являются, основным, а для некоторых слоев общества, и главным источником информации, инструментом мобилизации и самоорганизации. Если ранее, в период расцвета телевидения и печатных средств массовой информации (СМИ) лидерами мнений были политики, спортсмены, звезды шоу-бизнеса, то сегодня общественный интерес вызывают независимые блогеры и их поклонники.

Видеоблогеры выполняют функцию лидеров (наставников) общественного мнения и потому способны сформировать у подростков конкретное отношение к событиям, конструировать гражданскую повестку дня, которая может отличаться от той, что общественно принята.

Подростки всегда стоят перед выбором и, как правило, выбирает то, что кажется ему наиболее приемлемым в сложившихся условиях. Интернет-коммуникация открывает дополнительные возможности для удовлетворения наиболее актуальных для молодых людей социальных потребностей: в общении, общественном одобрении и самовыражении. Именно из этих потребностей вытекает формирование впечатления о себе. Исходя из своих мотивов, каждый сам выбирает свою площадку для общения. От того, каким информационным полем человек себя окружил, зависит его мнение и отношение к различным ситуациям, происходящим в современном мире.

Цель работы: провести исследование деятельности блогеров-учителей и их влияние на формирование личности подростка.

Задачи исследования:

  • Изучить теоретико-методологические аспекты исследования.

  • Разработать инструментарий исследования (анкета).

  • Проанализировать основные причины и последствия просмотра блогов (блогеров-учителей) и их влияние на формирование подростков (как личностное, так и профессиональное) с помощью социологического опроса (на примере обучающихся 7–11 классов МАОУ «СОШ № 19 им. Л. А. Попугаевой).

  • Определить нюансы блоггинга-как современной формы наставничества, опираясь на результаты анкетирования и изученного материала.

  • Обобщить результаты исследования и разработать гайд для педагогов «Мой профессиональный блог»

Предмет исследования: блогеры-учителя

Объект исследования: процесс формирования личности подростков под влиянием блогеров.

Методы исследования: анкетирование, изучение литературы

Тип проекта: исследовательский

Гипотеза исследования: учителя-блогеры являются современными наставниками подростков.

Практическая значимость: данная работа может быть использована для работы учителей.

Продукт: гайд для педагогов «Мой профессиональный блог».

Этапы реализация проектной работы

«Учителя блогеры-как современные наставники. За или против?"

Этап

Временные рамки

Предметная деятельность

I.Подготовительный этап

январь 2023г

Выявление проблемы влияния учителе-блогеров на формирование подростка, как в личностной, так и профессиональной сфере

II.Теоретический этап

март-май 2023г.

Изучение литературы по данной теме.

III.Проектный этап

май 2023г.

Анализ страниц учителей-блогеров. Создание и проведение анкетирования

IV.Организационно-обобщающий этап

сентябрь 2023г.

Подведение итогов, опираясь на теоретический материал и результаты анкетирования, разработка гайда «Мой профессиональный блог» для педагогов

  1. Так что же такое блог?

Сегодня Интернет затронул все сферы человеческой жизнедеятельности. Это место для обучения, развлечения, отдыха и общения; привычный инструмент для поиска информации, работы и общения. Ни для кого не секрет, что одной из самых современных, «модных» тенденций является работа в блогосфере. Мы наблюдаем бум образовательных блогов, постоянно появляется новый опыт. Лучший способ узнать новации в образовании – читать блоги профи и сообществ, которые с удовольствием делятся своими наработками, советами, получают оценку привлекательности своих идей и пр.

Блог (от англ. blog («web log» – «сетевой журнал» / «дневник событий») является одним из самых популярных социальных сервисов, позволяющих в хронологической последовательности размещать записи, документы, изображения, медиаресурсы и пр. Блог – это некий «монолог на тему», прерываемый и направляемый комментариями, вопросами и другими активностями слушателей-читателей.

Блог (blog - англ.) - сетевой журнал одного или нескольких авторов, организованный в обратнохронологическом порядке.

Блоггер/блогер (blogger) - человек, ведущий блог.

Блогосфера (blogospere) - все блоги сети Интернет.

Блоги бывают разные, но все они имеют общие черты:

• Обратный порядок записей - свежие записи публикуются сверху.

• Блог предполагает размещение комментариев и вопросов читателей.

• Автором записей в блоге является один или несколько человек.

• Блог по структуре напоминает бесконечную ленту, однако каждое сообщение, опубликованное внутри блога, имеет свой адрес.

Распространенной практикой использования педагогами возможностей «цифры» остается умение анализировать и фильтровать информацию для самообразования, для выбора форм, методов и технологий обучения. Блогинг рассматривают как технологию открытого образования со специфическими дидактическими свойствами и функциями, типами и структурой. Создание блогов открывает в педагогической деятельности реальную среду, в которой можно высказаться (отнестись, прокомментировать, покритиковать, сослаться) и быть услышанным. Это особая среда, предоставляющая возможность посмотреть «другими глазами» со стороны на педагогические идеи и проблемы, реальные ситуации и происходящие изменения. Это та связь с внешней средой, которая позволяет продвигать свои идеи и иметь взаимообмен информации. Исследователи выделяют ряд преимуществ ведения блога: блог личностен и существует в контексте личности автора; блог социален, сам блог – в определенном смысле сообщество; блог существует во времени – хронология событий и записей; блог – ненавязчивый и информативный инструмент общения с широким кругом знакомых, друзей, коллег; блог – удобная площадка для разговора, для организации дискуссии.

Блогерская деятельность педагога однозначно развивает его профессиональные и IT-компетенции, социальную и профессиональную горизонтальную и вертикальную мобильность. Для педагога – это возможность открыть себя не только как специалиста у доски, но и как человека. Именно это формирует авторитет и доверие, определяет отношение. Блогеры сейчас имеют достаточно экспертную, уважаемую и авторитетную позицию. Дети восхищаются педагогами-блогерами. Для детей сейчас профессия блогера одна из топовых профессий. Блог и контент, которым будет полезно воспользоваться, это действительно та форма, которую может себе позволить педагог, будучи при этом и авторитетным, и уважаемым профессионалом. Не стыдно сказать: «Я – учитель», «Я – блогер», «Я делюсь информацией», «Я – открыт(-а)», «Я – прозрачен в своей работе». Это важно и для родителей. Им необходимо увидеть, что учитель транслирует востребованные и актуальные знания, дает важные советы.

Цели и задачи создания блога:

  • создание единой школьной и межшкольной информационно-коммуникативной среды;

  • презентация и популяризация школьной жизни и школьных достижений, привлечение в школу новых учащихся и учителей, использующих в своей педагогической деятельности современные информационные технологии;

  • создание инструмента публичного интерактивного обсуждения школьных вопросов и проблем;

  • повышение качества образования за счет внедрения обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

  1. Виды образовательных блогов

Существуют различные виды образовательных блогов.

1. Блог учителя-предметника: может содержать: план или материалы урока, краткий конспект, задания учащимся, полезные ссылки, дополнительную информацию ученикам, учебные видео, полезные и интересные гаджеты, форму обратной связи и т.д.

2. Блог класса: можно создать, пригласив в качестве соавторов родителей и учеников, размещая информацию о мероприятиях, которые проводятся; планы внеклассной работы; учебные материалы; информацию для родителей; фотографии и видео класса; и т д.

3.Блог предметного объединения или профессионального сообщества: создаётся с целью объединения учителей предметных секций. В нём может содержаться информация для учителей, объявления о конкурсах и их результаты, новости в своей предметной области, учебные материалы и ссылки на интересные блоги. Виртуальное объединение учителей — это обмен опытом и знаниями, копилка учебных материалов, полезные ссылки и онлайн работа.

4.Блог-портфолио: позволяет собрать лучшие разработки и материалы, систематезировать накопленный опыт, обобщить результаты самообразования, делиться результатами собственного труда с коллегами- блоггерами.

  1. Анализ страниц учителей-блогеров

Объяснить закон Ома, разобрать геометрическую формулу, научить правописанию сложных слов или рассказать историю Великого переселения народов – сегодня учителя могут делиться знаниями не только в стенах школы, но и на просторах интернета. Чтобы быть на одной волне с детьми, некоторые преподаватели заводят странички в соцсетях и пытаются донести учебную программу с помощью коротких и познавательных видеороликов. Как результат – миллионы просмотров и слава популярных блогеров. Мы собрали в подборку аккаунты педагогов, контент которых станет полезным не только учащимся, но и педагогам.

Английский с Марией Батхан

Ссылка на блог: https://t.me/english_with_batkhan

Предмет: английский язык.

Что интересного: короткие и смешные видео, которые объясняют правила английского языка. Много нестандартных примеров, шуток и объяснений на пальцах.

Для чего пригодится: преподаватели английского почерпнут идеи для своих уроков — как просто и быстро объяснить разницу произношения, перевода или использования слов. Другим учителям будет интересно изучить стиль подачи материала, фишки работы с аудиторией, чтобы взять их себе на вооружение.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку с Юлией Нефедовой

Ссылка на блог: https://m.vk.com/uunefedova_oge_ege

Предмет: русский язык.

Что интересного: правила русского языка, короткие карточки, которые просто объясняют задания ЕГЭ, мотивирующие истории.

Для чего пригодится: искать способы быстро и увлекательно запомнить правила русского языка. В блоге есть много материалов, которые помогают готовиться к ЕГЭ.

Учитель русского языка Загуменова Александра Павловна

Ссылка на блог: http://uchtochka.ru

Предмет: русский язык и литература.

Что интересного: авторские карточки, игры, настолки, квизы, методички, рабочие тетради и многое другое.

Для чего пригодится: вдохновляться и обогащать копилку современных методических материалов. Искать идеи, как увлечь детей литературой.

Учитель химии Пояркова Ольга Юрьевна

Ссылка на блог: https://m.vk.com/poyarkovaoy

Предмет: химия.

Что интересного: блогер-учитель с 30-летним стажем, которая запустила собственную онлайн-школу по подготовке к ЕГЭ по химии. Ольга делится новостями из мира онлайн-образования и делится лайфхаками по подготовке к ЕГЭ.

Для чего пригодится: черпать идеи, как использовать популярный у школьников контент на уроках.

Учитель математики Борис Трушин

Ссылка на блог: https://vk.com/trushinbv

Предмет: математика

Что интересного: учитель онлайн-школы «Фоксфорд». Помогает школьникам подготовиться к экзаменам и контрольным по математике. Он разбирает самые сложные темы, объясняет решения экзаменационных заданий и задач из контрольных.

Для чего пригодится: дает полезные советы для подготовки к ОГЭ И ЕГЭ и делится математическими лайфхаками.

Хотим заметить, что учителя-блогеры получили высокую оценку и со сторны Министерства просвещения РФ. Так в августе 2022 г. экспертный совет Минпросвещения России утвердил первый состав Совета учителей-блогеров при ведомственном Общественном совете. В него вошли практикующие педагоги, активно ведущие аккаунты в социальных сетях и имеющие в них обширную аудиторию.

Членами совета стали 26 блогеров, имеющих аудиторию от 1 тысячи человек в социальных сетях («ВКонтакте», «Яндекс. Дзен», «Телеграм», «Яндекс. Кью», «Одноклассники» и другие).

«Взаимодействие с общественностью способствует открытости деятельности Министерства, позволяет получить обратную связь на наши инициативы и проекты и, как следствие, сделать их более эффективными и полезными. Считаю очень важным появление в нашем арсенале нового инструмента работы с аудиторией – Совета учителей-блогеров. Он объединил ведущих специалистов, не просто доказавших на практике свой педагогический талант, но и сумевших найти подход к широкой аудитории в социальных сетях. Уверен, новое объединение даст возможность его участникам обмениваться успешными практиками в преподавании и выстраивании коммуникации, а также обеспечит рост популярности профессии учителя», – сказал Министр просвещения России Сергей Кравцов.

Цель создания нового объединения – усиление взаимодействия Министерства с экспертным педагогическим сообществом. Деятельность совета будет способствовать обеспечению единого образовательного пространства через распространение информации в социальных сетях о решениях в сфере образования.

Подробно ознакомится с работой Совета учителей-блогеров вы можете на сайте Минпросвещения https://edu.gov.ru/blogsovet/.

  1. Исследовательская часть

Чтоб подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования: являются ли учителя-блогеры современными наставниками подростков мы проведи анкетирование среди учащихся 7-11 классов МАОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой». В нашем исследовании приняло участие 188 человек. Вот такие результаты мы получили.

Вывод: Обобщая результаты, мы пришли к данным решениям: положительная оценка учащимися деятельности учителей-блогеров, приводит к выводу, что данный контент затребован среди подростков. Ссылаясь на полученные результаты, мы видим, что больной процент учащихся довольно часто просматривают учителей-блогеров. А это факт не может отрицать того, что учителя-блогеры оставляют свой заметный след в формировании личности современных детей. Исходя из этого, мы можем подтвердить свою гипотезу, что учителя-блогеры, являются современными наставниками.

Проанализировав литературу и интернет источники, мы создали гайд для педагогов «Мой профессиональный блог», который содержит рекомендации по созданию профессионального педагогического блога.

Заключение

Блогеры в виду возможности открытого выражения своих мыслей, разного формата подачи информации, эмоциональных реакций, свободного выражения собственных субъективных мнений нередко становятся лидерами мнений для молодежи. Важно отметить, что блоги с одной стороны – публикуют действительно уникальный и полезный контент, но в виду отсутствия ограничений, присущих СМИ и журналистам, могут намеренно подавать искаженную и недостоверную информацию. Что выберет ребенок, когда будет листать свою социальную сеть: обучающий пост от учителя-блогера или «Моргенштерна»? Мы должны учесть, что если не будет контента со стороны педагогов, то его не будет там вообще. И выбирать детям вообще не придется. А если будет «Моргенштерн», а параллельно ему и учитель Петр Земсков из Челябинска, и учитель Валерия Акулова из Кемерова с ее остроумными и жизнерадостными пародиями на школьную жизнь, и многие-многие другие учителя-блогеры с гуманистическим и позитивным содержанием, тогда воспитание в сети станет реальностью. Педагогическая интернет-культура — это то, что должно создаваться здесь и сейчас.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Е.Ф.Ермолаева “Использование информационных компьютерных технологий как средства сохранения здоровья учащихся в процессе их обучения”, журнал “Вестник” №4, 2002

  2. Г.С.Сиговцев “Интернет для образования – возможность и необходимость”, ПГУ, Петрозаводск, статья, 2003

  3. А.Д.Ханнанов “Коммуникативные модели образовательного Рунета” http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Khannanov.

  4. А.Н.Миннуллина, А.В.Хадиева “Курс обучения использованию новых информационных технологий учителями предметниками” http://www.ito.su/2004/"

  5. В.М.Филиппов “Говорят, что доступ школьников к глобальной информационной Сети в обозримом будущем маловероятен…” (Учительская газета – 24 февраля 2004 г)

  6. В.И.Варченко, Л.М.Фуксон “Педагогические основы использования компьютерных технологий” http://www.bytic/ru"

  7. Вишневская, И. В. Блогерство педагога – новый тренд образования / И. В. Вишневская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94146/ (дата обращения: 14.11.2023).https://moluch.ru/archive/425/94146/

Просмотров работы: 23