Каналы восприятия информации и их развитие

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Каналы восприятия информации и их развитие

Азарова Д.Е. 1
1БОУ г. Омска «Гимназия №19»
Лебедь Е.В. 1
1БОУ г. Омска «Гимназия №19»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В первом классе в своей научно-исследовательской работе я изучала способности людей в зависимости от доминирования одного из полушарий головного мозга. Мной было выдвинуто две гипотезы, которые я подтвердила, проведя исследования. Так же я на протяжении всего учебного года проводила с учениками моего класса гимнастику для развития обоих полушарий головного мозга и синхронизации их работы. Мне было интересно провести повторное тестирование, чтобы отследить, какие изменения повлекли эти упражнения, а так же само направление – изучение способностей людей, выявление причин и методы развития способностей – мне очень интересно.

Этот учебный год я начала с повторного тестирования ребят на выявление доминирующего полушария головного мозга, чтобы отследить, есть ли какие-либо изменения. Ведь мозг развивается поэтапно, а со своей стороны я давала рекомендации по развитию полушарий головного мозга (ассиметричная гимнастика для мозга, упражнения «Радуга», «Алфавит», советовала выполнять привычные действия по-новому, межполушарное рисование). Анкету для этого тестирования я разработала в прошлом году (Приложение 1). Она была составлена с учётом, что выполнять её будут дети первого класса, поэтому она должна быть простой и понятной всем. Тестирование по этой анкете я повторила в начале этого учебного года. Сравнив результаты двух тестирований, я отметила изменения. Эти изменения коснулись в основном тех ребят, у которых в первом тестировании был незначительный перевес показателей одного из полушарий, то есть на один-два пункта. В повторном тестировании спорных результатов почти не осталось (из 12 осталось 5).

В этом году меня заинтересовала тема каналов восприятия информации.

Цель данной работы: исследовать различия в каналах восприятия информации и способы их развития.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

  • найти в литературе обоснование различных каналов восприятия информации,

  • изучить методы выявления каналов восприятия информации,

  • изучить методы развития каналов восприятия информации,

  • при помощи тестирования выявить каналы восприятия информации людьми,

  • провести эксперимент по развитию каналов восприятия информации на группе людей,

  • провести эксперимент с помощью «экрана настроения» и выявить взаимосвязь доминирующего канала восприятия информации и любимым цветом.

Объект моего исследования – каналы восприятия информации.

Методы, которые я использовала в своей работе: наблюдение, тестирование, интервьюирование, измерение и сравнение.

Выбранную тему я считаю актуальной, потому что, зная, как человек воспринимает информацию, то есть, какой канал доминирует у человека, можно достичь максимальных результатов в учёбе, сделать общение с друзьями приятнее, свести к минимуму конфликты, которые возникают, потому что люди разговаривают «на разных языках», а так же развивать и другие каналы восприятия информации.

Гипотеза, выдвинутая мной – я предполагаю, что у человека, на примере учеников 2 класса, доминирует один из каналов восприятия информации.

Глава 1. Каналы восприятия информации

Из литературы я узнала, что природа наделила все живые существа способностью получать сведения об окружающем мире, о происходящих в нём событиях, что именно мозг обеспечивает нашу способность мыслить, он отвечает за наши движения речь, обработку информации.

Доставляют эту информацию в мозг органы чувств. У человека есть пять органов чувств: орган зрения – глаза, слуха и равновесия – уши, обоняния – нос, вкуса – язык, осязания – кожа.

Так же я узнала, что восприятие информации – это познавательный процесс, который позволяет отразить в сознании предметы и явления при помощи различных органов чувств. И что в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

  • визуалы – люди, которые воспринимают большую часть информации с помощью зрения,

  • аудиалы – те, кто в основном получают информацию через слуховой канал,

  • кинестетики – люди, получающие основную часть информации с помощью движений и через другие ощущения – обоняние, осязание,

  • дискреты (дигиталы) – у них восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов, ему важно знать, с какой целью он выполняет то или иное действие, и что из этого последует. Он склонен к планированию и глубокому анализу происходящих событий.

Любой здоровый человек обладает всеми каналами восприятия информации, но за обработку разных типов информации отвечают разные отделы мозга, а значит, каждый человек воспринимает информацию всеми органами чувств сразу, просто некоторые из них могут преобладать, так как разные отделы мозга включаются в работу не одновременно.

Глава 2. Методы выявления доминирующего канала восприятия информации

Определить, какой канал восприятия информации преобладает у человека можно несколькими способами:

  • провести тестирование,

  • провести интервьюирование,

  • наблюдать за действиями.

Необходимо определить признаки каждого канала восприятия информации (Приложение 2).

Визуалы:

  • особенности запоминания: помнит то, что видел, запоминает картинами,

  • особенности внимания: привлекает обстановка вокруг,

  • словарь общения: употребление глаголов и прилагательных, связанных со зрением (смотреть, видеть, красивый, яркий, на первый взгляд, как видите и т.д.), описывает видимые детали обстановки (цвет, форму, размер и внешний облик вещей),

  • направление взгляда: когда о чём-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок, при диалоге предпочитают зрительный контакт,

  • поведение на перемене: чаще остаётся в классе, если многие ученики выходят, либо наблюдает в коридоре за другими, либо изучает информацию на стенах.

Аудиалы:

  • особенности запоминания: помнит то, что слушал, обсуждал,

  • особенности внимания: легко отвлекается на звуки,

  • словарь общения: употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий и т.д.), описывают звуки и голоса, звуковые эффекты и шумы, которые можно слышать в окружающей их обстановке, а так же пересказывают то, что говорят другие люди,

  • направление взгляда: по средней линии,

  • поведение на перемене: использует перемену, чтобы наговориться и пошуметь.

Кинестетики:

  • особенности запоминания: помнит общее впечатление, запоминает, двигаясь,

  • особенности внимания: трудно концентрировать своё внимание,

  • словарь общения: употребление слов, которые описывают чувства и движения (мягкий, тёплый, прикосновение, гибкий, держать и т.д.), говорят в основном о делах, победах и достижениях, как правило, быстро переходят к сути дела,

  • направление взгляда: удобнее размышлять, когда взгляд направлен вниз и в сторону,

  • поведение на перемене: перемена нужна, чтобы подвигаться и размяться.

Дискреты:

  • особенности запоминания: запоминает цифры, образы, логические цепочки, факты,

  • особенности внимания: сложно отвлечь внешними факторами,

  • словарь общения: разговаривает на языке логики, анализирует факты, опирается на статистику, речь лишена интонаций и эмоционального окраса, часто звучат слова «правильно», «логично», «следовательно», «таким образом», «во-первых», «можно сделать вывод», «как известно» и т.д.,

  • направление взгляда: избегает зрительного контакта.

  • поведение на перемене: чаще погружён в собственные размышления.

Проведя тестирование и проанализировав все вышеперечисленные факты можно сделать вывод о доминирующем канале восприятия информации у человека.

Глава 3. Методы развития каналов восприятия информации

Изучив литературу, я узнала, что можно и важно развивать все каналы восприятия информации.

Есть общие рекомендации для развития каналов восприятия информации:

  • для развития зрительного канала хороши наглядные материалы – рисунки, таблицы, чертежи и т.д.

  • для развития слухового канала помогает чтение вслух, подробное обсуждение прочитанного

  • для развития моторики подойдёт рукоделия, изготовление поделок из разных по фактуре материалов

  • для развития логического мышления игры на развитие внимательности, выделение информации цветом ключевых моментов.

А так как в моей работе задействованы ученики 2 класса, то я решила сделать основной упор на игровые упражнения (Приложение 3):

  • аудиальный канал. Для этого упражнения необходимы различные инструменты. Сначала дети их трогают, а потом пробуют, как они звучат, а заодно и запоминают их название. После изучения этих инструментов они отворачиваются и на слух должны угадать, какой инструмент звучит.

  • кинестетический канал. Для этого упражнения необходимы различные предметы небольшой величины. Они должны отличаться по форме, размеру, материалу, из которого они сделаны. Эти предметы помещаются в мешок. Участник запускает руку в мешок, выбирает один предмет, который он должен описать словами его свойства и качества, какой он формы и на что похож, должен назвать этот предмет и только после этого, вытаскивая его из мешка, проверить, угадал он или нет. Таким образом человек учится описывать свои ощущения.

  • визуальный канал. Ведущий показывает различные комбинации пальцев, а участники должны повторить эту фигуру:

    • «солнышко» - пальцы обеих рук растопырены, ладони обращены к зрителям,

    • «заборчик» - ладони обращены к зрителям, пальцы сведены вместе,

    • «камушки» - пальцы сжаты в кулачки, которые постукивают друг о друга.

Сначала ведущий показывает фигуры и называет их правильно, а потом начинает путать участников – называет одно, а показывает другое, игроки должны повторять то, что видят, а не то, что слышат.

  • дискретный канал. Для развития данного канала хорошо подходят приёмы мнемотехники. Для такого упражнения необходимы карты с картинками, которые ведущий раскладывает в определённом порядке, после необходимо придумать цепочку ассоциаций. Ведущий перемешивает карты, а игрок должен разложить их в первоначальном порядке. С помощью приёмов мнемотехники можно развивать логическое и образное мышление. Так же можно использовать приёмы мнемотехники на примере запоминания цветов радуги и порядка планет солнечной системы. Так же для развития данного канала хорошо подходят настольные игры «Хитрый лис» и «Квест мастер», где необходимо концентрироваться на главных уликах, чтобы решить задания игр.

  • Глава 4. Применение методов на практике

И так, я узнала, какие каналы восприятия информации бывают и как определить доминирующий канал. Чтобы это проверить, я разработала план, который состоит из нескольких этапов:

  • тестирование,

  • интервьюирование,

  • наблюдение.

Для первого этапа я разработала анкету, которая состоит из 12 вопросов. Вопросы были подобраны с учётом, что анкету будут заполнять ученики 2 класса. Эти вопросы должны быть простыми и лёгкими (Приложение 4).

Так же я узнала способы развития всех каналов восприятия информации. И для того, чтобы отследить эффективность этих методов и начать работу с учениками 2 класса, мне необходимо было создать экспериментальную группу. Я провела тестирование своих друзей и по результатам тестирования выбрала 4 детей 7-8 лет – «представителей» всех четырёх каналов восприятия информации: Ваня – кинестетик, Лев – дискрет, Рита – аудиал, Даша – визуал.

Для начала я определила основную трудность в восприятии информации. Ваня очень сложно воспринимал услышанную информацию и не мог её пересказать. Льву было очень сложно находиться в компании детей, ему не нравились шум и гам. Рите было очень сложно повторять рисунки за учителем, если выключить звук у обучающего видео. Даша очень хорошо запоминала прочитанные ей книги, могла пересказать любой объем информации «близко к тексту», но выделить главную мысль прочитанной книги никак не получалось.

На протяжении трёх месяцев я проводила занятия с ребятами. Мы рисовали картины, читали вслух книги и обсуждали прочитанное, сочиняли стихи, танцевали, лепили, плели корзинки, шили и просто весело проводили время. И самое главное, мы выполняли различные игровые упражнения.

Для оценки эффективности выбранных мной методов по развитию каналов восприятия информации и для отслеживания изменений, которые произошли с ребятами за время занятий, я провела контрольное тестирование. Ваня очень легко и подробно стал пересказывать услышанные рассказы, стал отвечать на вопросы по тексту. Лёва в компании детей перестал убегать, а начал принимать активное участие во всех играх, Рита очень быстро стала повторять движения танцев, её теперь невозможно запутать в игре с ладошками. А Даша научилась записывать в читательский дневник краткое содержание даже очень большой книги и выступать на уроках окружающего мира с докладами, где в 5-7 предложениях необходимо передать суть раскрываемой темы. Таким образом, я подтвердила эффективность методов.

Далее я провела тестирование учеников своего класса. В исследовании приняли участие 30 учеников второго класса.

Результаты данного тестирования представлены в Таблице 1 и диаграмме (Приложение 5)

Таблица 1.

Доминирующий канал восприятия информации

Количество учеников

Аудиал

7

Визуал

9

Дискрет (дигитал)

5

Кинестетик

9

После получения данных результатов от анкетирования, я решила проверить каждого учащегося лично, используя все этапы моего плана по выявлению доминирующего канала восприятия информации. Для этого я проводила беседы с каждым учеником. Я задавала вопросы о любимых игрушках, о поездках, о важных событиях и внимательно слушала, какие слова и выражения употребляют ребята, наблюдала за жестами и направлением взгляда. Следующим этапом я наблюдала за ребятами со стороны – как они ведут себя на переменах. Чтобы окончательно проверить результаты, получившийся список я предоставила нашему учителю, ведь у неё большой опыт работы с учениками вообще, а в частности, она уже успела узнать особенности восприятия информации каждого ученика нашего класса.

Так же я стала проводить с ребятами игры для развития всех каналов восприятия информации.

В процессе работы меня заинтересовал вопрос цветового восприятия окружающей среды представителями каждого из 4 типов людей, есть ли какая-то зависимость цвета, которым человек выражает своё настроение от доминирующего канала восприятия информации.

Если эксперимент по развитию каналов восприятия информации я проводила с ограниченным числом детей, потому что была необходима длительная индивидуальная работа, то эксперимент с «экраном настроения» я провела со своими одноклассниками, потому что он не требует персонального участия.

Я разработала «экран настроения» (Приложение 6), где ученики должны были закрашивать окошечки цветным карандашом на начало учебного дня и на конец. Эту процедуру дети выполняли в течении 15 дней. Для того, чтобы выяснить какой цвет любимый, и как ученики поступят, если нет карандаша с любимым цветом, в последний день эксперимента я провела анкетирование (Приложение 6).

Обработав их анкеты и «экран настроения» я поняла, что эта тема очень интересна и объемна, что в рамках данной работы раскрыть её полноценно у меня не получится. Все ребята активно использовали синие, зелёные, жёлтые карандаши, но, тем не менее, мне удалось выявить интересную закономерность – представители каждого из каналов восприятия информации выбирали свой «особенный» цвет. Например, у аудиалов присутствовал оранжевый цвет, у визуалов – фиолетовый и розовый, у дискретов – коричневый, у кинестетиков – красный. В дальнейшем мне было бы очень интересно более подробно рассмотреть тему цвета.

Заключение

В ходе работы я изучила много литературы, беседовала со взрослыми, наблюдала за друзьями. Я узнала много нового и интересного, в результате подтвердила гипотезу, выдвинутую мной изначально, что у человека, на примере учеников 2 класса, доминирует один из каналов восприятия информации.

Безусловно, каждый человек владеет всеми каналами, но один из отделов головного мозга включается в работу чуть раньше остальных, что обусловливает это доминирование. Нет «плохих» или «хороших» каналов, это не диагноз, а некоторая особенности, как, например, цвет глаз или цвет волос.

Кроме того, изучив литературу, я узнала, что при желании можно развивать все каналы восприятия информации. Это, в первую очередь, помощь в обучении, в построении коммуникаций со сверстниками и взрослыми, в то же время любая деятельность человека будет успешной, приведёт его к новым открытиям и свершениям.

Все найденные мной рекомендации я проверяла на экспериментальной группе. После трех месяцев занятий ребята свободнее стали владеть всеми каналами восприятия информации, ушли проблемы, которые были выявлены в начале нашей работы. Так же я составила памятку по развитию каналов и дала рекомендации одноклассникам (Приложение 7).

В то же время я проводила эксперимент с «экраном настроения». Мне было интересно выявить, есть ли какая-то закономерность в том, как выражают своё настроение представители различных доминирующих каналов восприятия информации с помощью цвета. Но эта тема оказалась очень интересной и объёмной, что требует отдельной, самостоятельной проработки. Тем не менее, мои исследования в данном направлении показали, что представители каждого из доминирующих каналов предпочитают свои «особенные» цвета.

Так же я продолжила исследования по теме своей первой работы, где изучала доминирующее полушарие головного мозга и способы их развития и синхронизации.

Я считаю, что темы моих работ связаны, потому что во главе всего стоит мозг, безграничные возможности которого до сих пор не изучены до конца. Тем более, данные темы очень актуальны, так как развитие – это, прежде всего, большая помощь в обучении, общении, это повышение интеллектуальных способностей человека, увеличение работоспособности, умственной активности.

Как мы видим, перспектив развития выбранной мной темы много, и все они очень объёмны и интересны.

Список использованных источников и литературы

  1. Арройо Барбара. Тренируй мозг! 50 игр и заданий для 100% развития интеллекта. – М.: Эксмодетство, 2022 - 64 с.

  2. Брайт Л. Развиваем интеллект. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 160 с.Дик Джоан. Твой необычный эластичный мозг. - Минск: Поппури, 2022 - 32 с.

  3. Кислов А.В., Пчёлкина Е.Л. Диагностика видов памяти и восприятия информации. Рекомендации по развитию каналов восприятия информации. – М.: СОЛОН-пресс, 2021, – 72 с.

  4. Лукьянов М.О., Малофеева Н.Н., Сергеева Л.С. и др. Человек. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 96 с. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).

  5. Нехаева Е.Г. Я чувствую мир. Практикум по развитию каналов восприятия информации и памяти для детей и взрослых. – М.: КТГ Галактика, 2020 – 100 с.

  6. Степанов В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация. - М.: Академический проект, 2013 - 315 с.

  7. «Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал»: [Электронный ресурс]. URL: https://hr-portal.ru/article/kanaly-vospriyatiya-vizual-audial-kinestet-digital (Дата обращения: сентябрь 2023).

  8. «Каналы восприятия информации»: [Электронный ресурс]. URL: https://csogpvi.kurg.socinfo.ru/vospriatiainf (Дата обращения: сентябрь 2023).

  9. «Каналы восприятия информации и работа с ними»: [Электронный ресурс]. URL: https://school4you.ru/perception-channels/ (Дата обращения: сентябрь 2023).

  10. «Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы»: как мы воспринимаем информацию»: [Электронный ресурс]. URL: https://lpgenerator.ru/blog/kto-takoj-audial-vizual-kinestetik/ (Дата обращения: сентябрь 2023).

  11. «Тест на восприятие: аудиал, визуал, кинестетик, дискрет?»: [Электронный ресурс]. URL: https://wikigrowth.ru/tests/test-tip-vospriyatiya/ (Дата обращения: сентябрь 2023).

  12. «Дети – аудиалы, кинестетики, визуалы. Развитие каналов восприятия»: [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/12/22/deti-audialy-kinestetiki-vizualy-razvitie-kanalov (Дата обращения: сентябрь 2023).

  13. «Психолого-педагогические особенности восприятия информации учениками»: [Электронный ресурс]. URL: https://bookonlime.ru/lecture/23-psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-vospriyatiya-informacii-uchenikami (Дата обращения: сентябрь 2023).

  14. Приложения

Приложение 1

Анкета на определение доминирующего полушария головного мозга

АНКЕТА

ИМЯ И ФАМИЛИЯ _____________________________________________________________

  1. Сплетите пальцы в замок, палец какой руки оказался сверху?

  • Правая

  • Левая

  1. Скрестите руки на груди, кисть какой руки сверху?

  • Правая

  • Левая

  1. Похлопайте в ладоши, какая рука активнее?

  • Правая

  • Левая

  1. Сядьте, закинув ногу на ногу, какая нога сверху?

  • Правая

  • Левая

  1. Подмигните. Какой глаз подмигнул?

  • Правый

  • Левый

  1. Встаньте и повращайтесь вокруг своей оси. Через какое плечо происходит вращение?

  • Правое

  • Левое

  1. Нарисуйте окружность и завершите её стрелкой. В какую сторону вы нарисовали?

  • По часовой стрелке

  • Против часовой стрелки

Приложение 2

Признаки доминирующего канала восприятия информации

Аудиалы

Особенности запоминания: помнит то, что слушал и обсуждал

Особенности внимания: легко отвлекается на звуки

Словарь общения: голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий и т.д.

Направление взгляда: по средней линии

Поведение на перемене: использует перемену, чтобы наговориться и пошуметь

Визуалы

Особенности запоминания: помнит то, что видел, запоминает картинами

Особенности внимания: привлекает обстановка вокруг

Словарь общения: смотреть, видеть, красивый, яркий, на первый взгляд, как видите и т.д.

Направление взгляда: при размышлении в потолок, при диалоге в глаза

Поведение на перемене: чаще остаётся в классе либо наблюдает за другими

Дискреты

Особенности запоминания: запоминает цифры, образы, логические цепочки, факты

Особенности внимания: сложно отвлечь внешними факторами

Словарь общения: правильно, логично, следовательно, таким образом, во-первых, можно сделать вывод, как известно и т.д.

Направление взгляда: избегает зрительного контакта

Поведение на перемене: чаще погружён в собственные размышления

Кинестетики

Особенности запоминания: помнит общее впечатление, запоминает, двигаясь

Особенности внимания: трудно концентрировать своё внимание

Словарь общения: мягкий, тёплый, прикосновение, гибкий, держать и т.д.

Направление взгляда: вниз и в сторону

Поведение на перемене: перемена нужна, чтобы подвигаться и размяться

Приложение 3

Методы развития каналов восприятия информации

Развитие аудиального канала. Музыкальные инструменты

     

Развитие визуального канала. Игра «солнышко, заборчик, камушки»

     

Развитие дискретного канала. Игры «Хитрый лис», «Квест мастер», карточки аналогий

     

Развитие кинестетического канала. Игра «мешок с сюрпризом»

     

Приложение 4

Анкета на определение доминирующего канала восприятия информации

ИМЯ И ФАМИЛИЯ_________________________________________________

  1. Вспомни свои впечатления, когда ты гулял по осеннему лесу. Что вспоминается в первую очередь?

    • Маршрут прогулки, количество гуляющих по лесу

    • Жёлтые листья, голубое или пасмурное небо, желтеющая трава

    • Шорох листвы под ногами, звуки ветра, тишина, пение птиц

    • Запах листвы, влаги

  1. Лучше всего ты запоминаешь:

    • Ароматы, вкус, фактуру на ощупь

    • Лица, цвета, картины

    • Мелодии и звуки

    • Числа

  1. Покупая новую игрушку, на что ты больше обратишь внимание?

    • Размер и цвет

    • Чтобы было удобно держать в руках

    • Чтобы были встроенные мелодии и звуки

    • Полезность

  1. Как лучше всего общаться с друзьями?

    • Разговаривать по телефону

    • При личной встрече

    • Переписываться через интернет

    • Гулять, держать за руки

  1. Что ты считаешь наилучшим подарком на день рождения?

    • Большие плюшевые игрушки

    • Модная одежда, картины, коллекция фильмов

    • Музыкальный инструмент, наушники, плеер

    • Книга, часы, ежедневник

  1. Когда проходишь новую тему в школе для тебя важно:

    • Увидеть главное

    • Понять смысл

    • Услышать основное

    • Всё систематизировать и сделать вывод

  1. Что лучше откладывается у тебя в голове?

    • Числа, даты

    • Вкусы и ароматы

    • Звуки и мелодии

    • Картины, цвета, лица

  1. Вспомни «праздник знаний» в школе. Что ты вспоминаешь в первую очередь?

    • Яркие букеты, банты, шарики

    • Объятия друзей, запах цветов

    • Торжественная музыка, голоса друзей/учителей, звон колокольчика

    • Поступление в первый класс

  1. Вспомни свой отдых на берегу реки или моря. Что ты вспоминаешь в первую очередь?

    • Дорогу до этого места, прогулки

    • Крики чаек, шум волн, шуршание гальки или песка, прохладная или тёплая вода

    • Синяя вода, яркое солнце, отблески зайчиков на воде

    • Жара, солёная вода, горячий песок, прохладная вода

  1. Как ты относишься к танцам?

    • Не люблю танцевать

    • Больше люблю смотреть, как другие танцуют

    • Люблю танцевать в компании

    • Люблю танцевать под хорошую музыку

  1. Когда тебе что-то объясняют или описывают, ты лучше всего усваиваешь, если:

    • Записываю

    • Просто слушаю

    • Увижу это

    • Для меня важны факты

  1. Как ты записываешь домашнее задание?

    • Со слов учителя под диктовку

    • Списываю с доски

    • Обвожу в тетрадях нужные страницы

    • Запоминаю

Приложение 5

Результаты тестирования на выявление доминирующего канала восприятия информации

Приложение 6

Эксперимент с «экраном настроения»

Анкета цветов

  1. Какой твой любимый цвет?

  2. Какой карандаш ты выберешь, если нет карандаша с любимым цветом?

  3. Какой твой нелюбимый цвет?

  4. Если нет карандаша с нелюбимым цветом, какой карандаш ты выберешь?

  5. Какого цвета ты наденешь одежду в школу?

  6. Какого цвета ты наденешь одежду на дискотеку?

Экран настроения

 

Приложение 7

Рекомендации

Просмотров работы: 27