"От осинки не родятся апельсинки" или передаются ли способности по наследству?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"От осинки не родятся апельсинки" или передаются ли способности по наследству?

Родионова С.М. 1
1МАОУ СОШ № 65 города Тюмени
Щелчкова Л.А. 1
1МАОУ СОШ № 65 города Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек обладает какими-либо способностями, и для того, чтобы развиваться в нужном направлении, необходимо обратить на это внимание с самого детства. У каждого ребенка, в том числе и у меня, есть хобби и увлечения. В частности, и в моем классе многие ребята ходят на дополнительные занятия в разные секции и кружки.

Значимость. Хобби и увлечения являются одним из самых эффективных способов познания для детей новых сфер жизни, науки, искусства, поэтому правильность выбора увлечений, исходя из способностей ребенка, является, несомненно, важнейшей задачей.

Актуальность. Выбирая род занятий для себя, я задумалась, что могло бы заинтересовать меня, и, попробовав разные направления, остановила свой выбор на воздушной акробатике и музыкальной школе.

В моей семье мама, бабушка и тетя в детстве посещали музыкальную школу, и все умеют играть на фортепиано, две мои сестры профессионально занимались воздушной акробатикой. Мой выбор – это случайное совпадение с увлечениями моих родных или, быть может, способности передаются по наследству?

Цель: исследовать, могут ли способности передаваться по наследству через гены.

Задачи:

  1. Исследовать интеллектуальные, физические и творческие способности детей.

  2. Провести опрос одноклассников, выяснить какие увлечения они выбирают и почему.

  3. Взять интервью у чемпионки мира по спортивной акробатике Солонгиной Екатерины Андреевны, выяснить, совпадает ли ее увлечение, ставшее делом жизни, с увлечениями ее родителей.

  4. Исследовать семейный архив, опросить родственников и создать генеалогическое древо моей семьи, с целью выявления наследственных способностей.

  5. Сделать выводы по результатам исследования.

  6. Оформить памятку с рекомендациями по поддержке детей в выборе их увлечений.

Объект исследования: наследственные способности детей.

Предмет исследования: влияние генетических данных на выбор увлечения детей.

Гипотеза: допустим, что способности передаются по наследству.

Методы исследования:

  1. Сбор информации в сети Интернет на тему «Наследственные способности».

  2. Опрос (анкетирование) среди одноклассников 1 «О» класса.

  3. Интервью с чемпионкой мира по спортивной акробатике Солонгиной Е. А.

  4. Генеалогический метод. Составить генеалогическое древо моей семьи.

  5. Анализ полученных результатов, выводы.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Гены.

Все мы не раз слышали выражение: «от осинки не родятся апельсинки», а так ли это? Прежде чем понять, могут ли способности передаваться на генетическом уровне, нужно разобраться «что же такое гены» и «как они функционируют».

Наше тело состоит из множества разных клеток. В каждой клетке есть ядро. В ядре размещены хромосомы (генетический материал), которые и являются молекулами ДНК1. Ген2 – это определенный участок ДНК (Приложение 1). В каждой клетке человека содержится 46 хромосом, из которых 23 от мамы и 23 от папы, то есть половину генов человек наследует от матери и половину от отца. Всего в организме человека не менее 30 000 генов.

Как же «работают» гены? Из молекулы ДНК синтезируется молекула РНК3 и перемещается из ядра в цитоплазму клетки, где происходит синтез аминокислот, которые дальше и создадут белок. От полученного белка на выходе в определенной мере и зависит, какими способностями будет обладать ребенок конкретных родителей. Точно ясно, что наше тело может собирать и сохранять информацию, чтобы передавать опыт следующим поколениям. Любой навык, любая мысль физиологически проявляется в виде возникновения и сохранения нейронных цепей в сером веществе мозга. Выходит, что от генетики зависит насколько легко человеку будет овладеть тем или иным навыком.

1.2. Как наше поведение и условия жизни влияют на гены.

Гены влияют на то, как растет, развивается и функционирует наше тело. Но значение имеют еще окружающие условия и наше собственное поведение, которые могут повлиять на проявление признака, заложенного в генах. Возьмем, к примеру, двух одинаковых близнецов. От обоих родителей им достались одинаковые наборы генов, поэтому они очень похожи друг на друга. Представим, что им достался ген, из-за которого люди полнеют. Первая сестра-близнец регулярно занимается спортом, правильно и регулярно питается, не кушает много сладостей и жирных продуктов. Вторая сестра-близнец, наоборот, не занимается спортом, свободное время проводит, лежа на диване, предпочитает чипсы, картофель фри и кока-колу. Своим поведение и образом жизни она создает условия, в которых выше вероятность того, что склонность к полноте, заложенная в генах, проявится (Приложение 2).

1.3. Будущая профессия.

Чтобы проявить себя и реализовать свои способности каждый ребенок выбирает какой-то род занятий, чем-то увлекается.

А почему иметь увлечение это важно? Самая первая мысль, которая приходит в голову, это, что детское увлечение – начало пути к будущей профессии. И действительно, так бывает, что детское увлечение, например, животными и растениями, перерастает в будущую профессию, ребенок становится ветеринаром или биологом. А ребенок, который с детства любит рисовать становится в будущем обладателем творческой профессии, так, например, многие музыканты с раннего детства начинают проявлять интерес к музыке.

Психолог и коуч Алексей Лущеков в своей статье «Превращение хобби в профессию» писал: превращение любимого хобби в профессию может быть заманчивой идеей. Это позволяет соединить работу и удовольствие, делать то, что вам нравится, и при этом зарабатывать на жизнь. Превращение хобби в профессию – это большой шаг, который требует времени, усилий и терпения. Но результаты могут быть ошеломляющими, если вы искренне любите то, чем занимаетесь, и готовы посвятить этому время и энергию.

1.4. Польза увлечений и хобби.

Рассуждая о значении увлечений в жизни ребенка, стоит отметить, что это один из лучших способов снятия стресса, эмоционального напряжения. В силу отсутствия жизненного опыта и знаний о себе, дети порой не знают, как справляться с «нахлынувшими» эмоциями. В качестве примера можно привести хобби, связанные с физической активностью, гимнастика, бокс, карате, когда в процессе интенсивных физических нагрузок ребенок может снять накопившееся напряжение, так сказать, «выпустить пар». Такие занятия также помогают поддерживать хорошую физическую форму и влияют на самочувствие и настроение ребенка.

Каждому ребенку интересно и важно показать, какие-то особенные способности, что он умеет делать что-то лучше других, увлечение - это некий способ самовыражения. Так же хобби оказывает влияние на самооценку, способствует формированию таких важных качеств как уверенность в себе и своих силах, самоуважение и принятие.

Любимые занятия помогают детям в развитии навыков, учат взаимодействовать в команде, помогают завести друзей, находить общий язык с другими людьми.

Навык, который формируется, в том числе, благодаря хобби, - это грамотно распоряжаться своим временем и ресурсами. Это связано с необходимостью совмещать посещение кружков и секций с обязательными делами, такими, как обучение в школе и выполнение домашних заданий, что требует не только грамотного распределения времени, но и поддерживания определенного режима, учитывая свои возможности. Ребенок получает ценный опыт в поддержании баланса между активностью и отдыхом, учится держать в фокусе внимания не только успехи, связанные с увлечением, но и быть активно включенным в образовательную деятельность, в общение с семьей и друзьями.

Говоря о пользе увлечений, нельзя не упомянуть о развитии эмоциональной сферы, особенно это касается творческих хобби. Занятия творчеством учат ребенка находить нестандартные решения, замечать нюансы и быть внимательным, видеть прекрасное, а также максимально расширяют кругозор.

  1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    1. Интервьюирование.

Мы часто слышим, что существуют династии врачей, учителей, музыкантов, спортсменов. Мне стало интересно, у меня одной увлечения совпадают с увлечениями членов семьи или у кого-то есть такие же совпадения. Быть может, все начинается с увлечения, а потом оно становится делом жизни, и наследственные данные здесь вообще не причем?

Цель: взять интервью у чемпионки мира Солонгиной Екатерины Андреевны, президента Федерации по спортивной акробатике Тюменской области, основательницы школы акробатики «Дельта», выяснить носит ли ее увлечение, ставшее делом жизни, наследственный характер (Приложение 3).

Вывод: в процессе интервью с Екатериной Андреевной, я выяснила, что она воспитывалась в семье, где несколько поколений были увлечены спортом. Так как наше тело может собирать и сохранять информацию в генах, скорее всего, выбор такого направления, как спорт, обоснован на генетическом уровне. Но развитию способностей помогли условия, окружение и среда, в которой воспитывалась Екатерина Андреевна. И только благодаря упорному труду и самосовершенствованию, она добилась выдающихся результатов и стала чемпионкой мира, и уже в дальнейшем столь полюбившаяся спортивная акробатика стала делом её жизни, и она отрыла свою школу. Соответственно, генетические задатки имеют место быть, но основная причина развития способностей – это воспитание, образование, трудолюбие, терпение и совершенствование своих навыков.

    1. Анкетирование.

Очень часто среди детей звучит выражение быть в тренде, это означает идти в ногу со временем, следовать моде. Сейчас существуют такие направления, которых во времена наших родителей еще не было. Например, школа блогеров, школа, в которой обучают программированию, детская модельная школа. Мне стало интересно, что в настоящее время предпочитают дети. Следовать моде или все-таки есть другие факторы влияния на выбор хобби?

Цель: собрать информацию у учащихся моего класса о выборе увлечения.

Я составила лист-опросник и провела анкетирование среди одноклассников. Проанализировала полученные данные (Приложение 4).

Вывод: 91% моих одноклассников имеют увлечения и посещают секции и кружки. 68% человек выбрали именно эти занятия, потому что им это интересно, 23% выбрали занятие по совету родителей и 9% потому что это модно. На основе анкетирования можно сделать вывод, что основная масса детей выбирает занятия, исходя из собственных интересов (Приложение 4. Схема 1-4).

    1. Виды способностей.

Для более детального исследования условно разделим способности на три вида: интеллектуальные, физические и творческие. И подробно исследуем каждый из них.

Цель: на основании статистических данных и экспертного мнения генетиков4 составить таблицу и проанализировать каждый вид способностей.

виды способностей

наследственный вклад

физические

Впервые серьезное генетическое исследование о наследовании роста в 1886 году провел английский исследователь, психолог, Фрэнсис Гальтон, он показал, что рост определяется генетикой на 40-50%. Сейчас данные изменились, на основании исследования 2021 года команда ученых-генетиков биомедицинского холдинга Атлас пришла к выводу, что наиболее часто по наследству передается рост, длина конечностей, размер стопы – и это происходит в 65-80% случаев. В тех видах спорта, где требуется определенный рост и длина конечностей, с наследственностью поспорить практически невозможно, у ребенка уже есть исходные данные, которые будут способствовать достижению определенных результатов в спорте. Силовая выносливость, гибкость, координация движений наследуется в 65-75% случаев, главное заниматься тем видом спорта, к которому организм предрасположен.

интеллектуальные

Американский психолог Дженифер Дельгадо, изучая вопрос передачи интеллекта по наследству, пришла к выводу, что интеллект ребенка передается по наследству на 40-60%, причем передается по материнской линии, так как гены, отвечающие за интеллект, связаны с Х-хромосомой, которых у женщины целых две.

По словам заведующего отделением нейрохирургии Российского Научного центра хирургии в г. Москва имени академика Б. В. Петровского Васильева Сергея Амурабиевича, по-прежнему нет достоверных доказательств, указывающих на четкую связь анатомии, формы или функций мозга с интеллектуальными способностями. Как говорит Сергей Васильев: «Всех умных и талантливых людей отличает одна важная черта — видеть вещи под другим углом, а она же присуща каждому ребенку. Известно, что в юном возрасте функции головного мозга мало контролируются тормозными влияниями высшей нервной системы. С этой точки зрения детей ничто не тормозит, и они могут выдавать свои идеи, не стесняясь этого. Чем старше становится человек, тем больше опыт воздействует на формирование идей, они начинают казаться нереальными или несуразными», — поясняет Васильев.

творческие

Российский психолог А. В. Петровский писал, что наличие способностей не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий упорный труд. Люди, чья талантливость в глазах человечества была неоспоримой, это всегда титаны труда.

Японский исследователь Ибука Массару, раздумывая над особенностями развития детей, отмечал, что «с давних времен считалось, что выдающиеся творческие способности – это прежде всего наследственность, каприз природы». Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет, большинство реагирует просто: «он же гений». Однако подробный анализ ранних лет жизни Моцарта свидетельствует, что его строго воспитывали родители, что с раннего детства для него были созданы благоприятные условия для занятий музыкой, что и дало прекрасные результаты.

Вывод: На физические способности и качества наследственность влияет не на 100%, а частично, поэтому их можно и нужно развивать, однако влияние генетики очевидно (Приложение 5).

Хотя и бытует несколько мнений, вопрос о том, насколько интеллект наследуется, до сих пор остается открытым. Какие бы аргументы в пользу «генетического интеллекта» не выдвигали ученые, жизнь расставляет все по своим местам. У читающих, открытых и образованных родителей, как правило, вырастают такие же дети. Поэтому, перефразируя известную поговорку, можно с уверенностью сказать — на гены надейся, а сам — продолжай развиваться. Развитие интеллектуальных способностей во многом зависит от среды, в которой развивается человек.

Творческие способности ребенка, – это нечто такое, что должно быть обнаружено и развито самим человеком, а в детском возрасте при поддержке родителей. Пожалуй, наследование такого потенциала принесло бы огромное давление на детей, которые должны были бы следовать по стопам родителей, даже если это не соответствует их собственным интересам и увлечениям. Хотя творческие способности и не передаются по наследству, это не является несправедливостью, скорее наоборот, наследование не ограничивает детей в самовыражении и дает шанс выйти за пределы возможностей наших предков.

Однако, благодаря генам, наше тело может собирать и сохранять информацию, чтобы передавать опыт следующим поколениям. Значит, если один из родителей обладает интеллектуальным или творческим потенциалом, то ребенку будет намного легче развить в себе эти способности.

    1. Генеалогическое древо.

Мне стало интересно, в нашей семье только у моей мамы и бабушки были музыкальные способности или же они передавались из поколения в поколение? Кто-нибудь из моих предков увлекался акробатикой или подобным видом спорта?

Цель: исследовать семейный архив, опросить родственников, выяснить какими способностями обладали мои предки. Составить древо семьи или генеалогическое древо5 (Приложение 6).

Итак, что же я выяснила, что касается творческих, а именно музыкальных способностей, то из всех моих предков до 4 поколения, играли на музыкальных инструментах и обладали музыкальным слухом только мои мама, тетя (родная сестра мамы) и моя бабушка по маминой линии. По папиной линии музыкой никто не увлекался.

Что касается воздушной акробатики, то это направление появилось не так давно, оно получило свое основное развитие в 21 веке, соответственно в детстве моих родителей его еще не было, как и в детстве бабушек и дедушек. Какими-либо другими видами спорта в моей семье никто не увлекался.

Однако, мои двоюродные сестры по маминой линии, профессионально занимались воздушной акробатикой. Виктория Чалкова, самая старшая сестра, гранд-призер Дельфийских игр России, финалистка телевизионного проекта «Синяя Птица» телеканала Россия 1, выступала, как воздушная акробатка, на концерте Дениса Мацуева в Кремле. Полина Чалкова, моя средняя сестра, гран-призер и лауреат всероссийских и международных цирковых конкурсов и фестивалей, выступала на арене Тюменского государственного цирка и является действующим тренером по воздушной акробатике Студии Екатерины Авласович. А в моей корзине достижений имеется диплом I степени Департамента физической культуры, спорта и дополнительного образования Тюменской области за сдачу контрольно-измерительных нормативов по воздушной акробатике, и диплом за участие в турнире по танцевальному спорту Зимний кубок 2022, клуб «Формейшн Вера Дети». Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, как говорил Сократ: «довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему» (Приложение 7).

Вывод: так как мои мама и бабушка по маминой линии увлекались музыкой, возможно, в генах сохранилась какая-то информация, что дало некий толчок к тому, что я выбрала музыкальное направление. Однако, я думаю, основной интерес я проявила к музыке, так как в моей семье любят петь. И дома и у бабушки есть фортепиано, мои родные часто играют на нем, а при создании определенных условий и возможностей способности расцветают.

Что касается воздушной акробатики, на генетическом уровне, мне ничего перейти не могло, так как увлечения моих предков и родных никак не были связаны со спортом. Однако, генеалогическое древо помогло мне выяснить, что в моей семье практически все девочки, рожденные после 2000-х годов, увлекались воздушной акробатикой. Исходя из этого, можно сделать вывод, что мои способности в значительной степени проявились

из-за среды, в которой я находилась с раннего детства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате своего исследования я выяснила.

- что, благодаря генам, наше тело может собирать и сохранять информацию, чтобы передавать опыт следующим поколениям.

- что на физические способности наследственность влияет на 65-80%, соответственно влияние генетики очевидно.

- что вопрос насколько интеллект наследуется, до сих пор остается открытым. Некоторые интеллектуальные аспекты могут быть унаследованы через гены, но как проявятся способности в значительной степени зависит от воспитания, образования и среды, в которой развивается ребенок.

- что творческие способности не передаются по наследству, но они расцветают при создании определенных условий и возможностей. Если из родителей кто-то обладал творческим потенциалом, то ребенку будет намного легче развить в себе эти способности.

У каждого ребенка есть возможность развивать свои собственные способности и создавать себе уникальную личность. Но для достижения выдающихся результатов недостаточно просто способностей, нужны усилие, трудолюбие, постоянное развитие, шлифовка и совершенствование своих навыков. Выходит, что пословица: «от осинки не родятся апельсинки», может быть как права, так и нет. Возможно, некоторым людям проще достичь успеха, если они уже получили определенный стартовый набор в виде навыков и способностей от своих родителей, но даже если вы не обладаете такими исходными преимуществами, вы все равно можете достичь успеха через упорный труд и самосовершенствование. Кто знает, вдруг и у «осинки» родятся «апельсинки»?

Я считаю, что цель и задачи, поставленные мной в начале работы, достигнуты. На основе полученных в исследовании данных, я сформировала памятку для родителей по поддержке детей в выборе их увлечений (Приложение 8).

Гипотеза исследования подтвердилась частично.

Список литературы:

  1. Все обо всём. Популярная энциклопедия для детей. А. Ликум. Москва 1994 г.

  2. Конспект лекций, studfile.net. Предмет Анатомия и физиология. Глава 19. Физиолого-генетические критерии спортивного отбора и ориентации. Институт фундаментальной биологии и биотехнологии Сибирский федеральный университет г. Красноярск.

  3. Я познаю мир. Генетика. Детская энциклопедия. Д. А. Шитиков 2004 г.

Список Интернет-ресурсов:

1. https://atlas.ru/blog/ot-chiegho-zavisit-rost-chielovieka/

2. https://beridelai.club/izuchai-kultura/kak-obyasnit-genetiku-detyam-1545/

3. https://health.mail.ru/news/279302-peredaetsya-li-intellekt-po-nasledstvu/

4. https://vestnik-lesnoy.ru/chto-vliyaet-na-vybor-hobbi/

5. https://www.b17.ru/article/454174/

6. https://www.7ya.ru/article/Rebenok-snbspuvlecheniem-onnbsp-lichnost/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема 1. Что такое гены.

Наше тело состоит из множества разных клеток. В каждой клетке есть ядро – это ее важнейшая часть. Внутри ядра располагаются структуры – хромосомы, а внутри них – ДНК. Ген – это определенный участок ДНК, - единица наследственности, передающаяся от родителей к детям.

В каждой клетке человека содержится 46 хромосом, из которых 23 от мамы и 23 от папы, то есть половину генов человек наследует от матери и половину от отца.

Фото 1. Пластилиновые медведи. Законы генетики.

Г ены влияют на то, как формируется наша внешность, здоровье и даже личность. На примере пластилиновых медведей, я покажу, как гены передаются от одного поколения к другому. Допустим фиолетовый и оранжевый медведи решили стать родителями, и для них действуют такие же законы генетики, что и для нас. Тогда медвежонок получит один набор генов от мамы, а второй от папы. Так мы получаем фиолетово-оранжевого медвежонка. Если такой медвежонок вырастит и встретит зеленого медведя, то их медвежонок получит уже иной набор генов: один от фиолетово-оранжевого медведя, а другой от зеленого. Итак, каждое новое поколение будет получать 50% генов от каждого родителя, а гены каждого родителя будут состоять из комбинации генов его родителей. А это значит, что каждый из нас носит в себе частичку своего предка, но в то же время является уникальным.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема 1. Влияние поведения и условий жизни человека на гены.

На картинке мы видим двух одинаковых близнецов. От обоих родителей им достались одинаковые наборы генов, поэтому они очень похожи друг на друга. Первая сестра-близнец регулярно занимается спортом, правильно и регулярно питается, не кушает много сладостей и жирных продуктов. Вторая сестра-близнец, наоборот, не занимается спортом, свободное время проводит, лежа на диване, предпочитает чипсы, картофель фри и кока-колу. Своим поведение и образом жизни она создает условия, в которых выше вероятность того, что склонность в полноте, заложенная в генах, проявится.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Интервьюирование.

Таблица 1. Интервью с чемпионкой мира по спортивной акробатике Солонгиной Е. А.

Вопрос: Екатерина Андреевна, в каком возрасте Вы начали заниматься спортивной акробатикой?

Ответ: Я начала заниматься акробатикой, когда мне, как и тебе сейчас, было 7 лет. До этого я занималась танцами.

Вопрос: Почему Вы выбрали именно это направление в спорте?

Ответ: Мне всегда нравились разные трюки, кувырки, прыжки, перевороты. Упражнения на ловкость, гибкость и прыгучесть, как раз включает в себя акробатика.

Вопрос: Как Вы думаете, что повлияло на Ваш выбор?

Ответ: Этот вид спорта был мне интересен, так как это очень динамичное направление, мне нравилось, что много трюков выполнялось в парах, а также с участием нескольких человек. Я всегда любила взаимодействовать с людьми, мне это и по сей день нравится.

Вопрос: Кто-то из Ваших родных занимался этим видом спорта?

Ответ: Именно акробатикой не занимался никто. Но мой дедушка занимался гимнастикой, и часто мне рассказывал об этом, показывал разные трюки. Я помню, он мне рассказывал, что даже на парадах 1 мая ходили акробаты, гимнасты, делали разные пирамиды. Он даже показывал мне стойку на голове, кувырки. Мой папа увлекался дзюдо, а мама танцами. То есть можно сказать, что я выросла в спортивной среде.

Вопрос: Как Вы считаете, Ваши спортивные достижения как-то связаны с Вашей генетикой?

Ответ: Я считаю,что тело, которое мы имеем, какой набор мышц, длина косточек, рост, в любом случае, это благодаря нашим родителям. Но какой бы набор исходных физических данных не был, можно развить всё, и гибкость, и силу, и любые другие навыки. У меня ничего такого особенного не было. Успехи пришли благодаря упорному труду.

Вопрос: Я знаю, что 10 лет назад, Вы открыли собственную спортивную школу «Дельта», в которой я с удовольствием учусь. Как Вы думаете, Ваше детское увлечение, ставшее делом жизни, носит наследственный характер или же гены здесь вообще не причем?

Ответ: Я думаю, что не причем. Я воспитывалась в семье, где несколько поколений были увлечены спортом, и, я считаю, что именно воспитание, мое окружение, среда, в которой я воспитывалась, привили мне любовь к спорту. А уже впоследствии я настолько была увлечена акробатикой, что решила связать с этим свою жизнь. Как я уже и говорила, очень люблю взаимодействовать с людьми, даже сейчас периодически приезжаю на соревнования, чтобы посмотреть и порадоваться за победы наших ребят.

Фото1. Интервью с чемпионкой мира Солонгиной Екатериной Андреевной.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкетирование.

Таблица 1. Анкета для учащихся начальной школы

1. Есть ли у тебя хобби (увлечение)?

А) Да (какое) ________________________________________________________________

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

2. Посещаешь ли ты кружок, клуб, секцию, студию, дополнительную школу?

А) Да (какие) ________________________________________________________________

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

3. Почему ты выбрал для себя именно эти занятия?

А) Потому что мне это интересно

Б) Посоветовали родители

В) Потому что это модно

Г) Не знаю, просто так

Д) Если нет подходящего ответа, свой вариант: ___________________________________

Е) Затрудняюсь ответить

4. Считаешь ли ты, что у тебя есть какие-то особые таланты, способности?

А) Да (Какие) ________________________________________________________________

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

 

В опросе участвовало 22 человека. 91% моих одноклассников имеют увлечения и посещают секции и кружки. 68% человек выбрали именно эти занятия, потому что им это интересно, 23% выбрали занятие по совету родителей и 9% потому что это модно. 77% детей считают, что обладают особыми способностями.

Схема 1. Вопрос 1. Есть ли у тебя хобби (увлечение)?

Схема 2. Вопрос 2. Посещаешь ли ты кружок, клуб, секцию, студию, дополнительную школу?

Схема 3. Вопрос 3. Почему ты выбрал для себя именно это занятие?

Схема 4. Вопрос 4. Считаешь ли ты, что у тебя есть какие-то особые таланты, способности?

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Схема 1. Показатели влияния наследственности на некоторые признаки

человеческого организма.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Схема 1. Генеалогическое древо.

Фото 1. Генеалогическое древо.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Фото 1. Телевизионный проект «Синяя птица» Телеканала Россия 1.


Акробатический дуэт Виктория Чалкова и Дарья Насырова с Юлием Гусманом и Дмитрием Харатьяном.

Фото 2.Акробатический дуэт Виктория Чалкова и Дарья Насырова на концерте Дениса Мацуева в Кремле.

Фото 3.Международный фестиваль «Сто друзей». Чалкова Полина.

Фото 4. Я и мои сестры.

Фото 5. Мои спортивные достижения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Фото 1. Памятка. Как поддержать ребенка в выборе увлечения?

1 ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) – сложная молекула внутри ядра клетки, которая отвечает за хранение наследственной информации

2 Ген – единица наследственности, передающаяся от родителей к детям

3 РНК (рибонуклеиновая кислота) – сложная молекула внутри ядра клетки, которая отвечает за кодирование и передачу информации

4 Генетик – это ученый, специалист или врач, который занимается изучением наследственности.

5 Генеалогическое древо (родословная семьи) – это графическая схема, описывающая родственные связи в пределах одной семьи.

Просмотров работы: 181