Введение
Актуальность. В настоящее время в условиях модернизации системы образования и воспитания в качестве приоритетного направления выступает развитие и поддержка одаренных учащихся. В связи с этим в психологической науке и практике ведется активный поиск новых подходов, способствующих реализации интеллектуального и творческого потенциала одаренной личности. Однако при выявлении и организации работы с интеллектуально одарёнными учащимися возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные яркими особенностями личности, спецификой общения и межличностного взаимодействия данной категории учащихся. Поэтому исследование типичных психических состояний у старшеклассников с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности – актуальная тема, требующая всестороннего изучения.
Объект: типичные психические состояния в феноменологическом плане.
Предмет: типичные психические состояния и их особенности у старших школьников.
Цель: исследовать типичные психические состояния и их особенности у старших школьников с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренностью.
Задачи исследования: 1. Изучить теоретико-методологические подходы к определению понятий «одаренность» и «психические состояния». 2. Проанализировать реальные достижения школьников МБОУ «СОШ №10». 3. Определить коэффициент интеллектуальности учащихся МБОУ «СОШ №10», имеющих и не имеющих реальные достижения. 4. Провести набор креативных тестов на выборке исследования. 5. Выявить выраженность и тип мотивации к учебной деятельности у старших школьников, имеющих и не имеющих реальные достижения. 6. Определить рельеф психического состояния старших школьников МБОУ «СОШ №10» с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности. 7. Исследовать типичные психические состояния и их особенности у школьников с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности.
Гипотеза исследования: существуют различия в частоте, структурных компонентах и характеристиках переживания равновесных и неравновесных психических состояний у учащихся с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности.
Эмпирическую основу составили исследования, проводимые среди школьников МБОУ «СОШ №10» по методикам:
методика «Тесты интеллекта» Г.Айзенка (1970) в адаптации Ф.Д. Горбова (1972);
опросник личностных творческих характеристик Ф. Вильямса (1980) в адаптации Е.Е. Туник (2003);
методика «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению» А. Д. Андреева (1987) в модификации А. М. Прихожан (2003);
методики «Шкала академической мотивации, ШАМ» Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин (2014);
тест «Рельеф психического состояния» А.О. Прохорова (1980).
Генеральная совокупность: старшие школьники. Признаки выборочной совокупности: возраст, реальные достижения. Объем выборки: N = 55 человек, ученики 10-11 классов.
Для исследования используется следующий комплекс методов: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, сравнение, опрос, тестирование, математико-статистический анализ полученных результатов, качественный анализ результатов тестирования и матриц опрашиваемых.
База исследования. Исследование проводилось в МОУ «СОШ № 10» г. Славгорода в течение 2023-2024 учебного гола.
Исследование по теме проходило в четыре этапа: первый этап – теоретический – анализ источников и литературы по обозначенной проблематике; второй этап – эмпирический – изучение реальных достижений старшеклассников, проведение методик на определение коэффициента интеллектуальности, креативности и мотивации, а также измерение психических состояний старших школьников МБОУ «СОШ №10»; третий этап – аналитический – анализ полученных результатов, полученных в ходе эмпирического этапа, составление диаграмм и таблиц; четвертый этап – заключительный – подведение итогов исследования, подтверждение или опровержение гипотез.
Степень научной разработанности темы: основные понятия психического состояния изложены в работах Н.Д. Левитова, Ю.Я. Киселева, Е.П. Ильина, А.О. Прохорова. Определения одаренности раскрыты в работах А.М. Матюшкина, И.А. Бевз, В.И. Панова, А.Д. Танатовой, Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова. Основные классы психических состояний описаны в работах Ю.Е. Сосновиковой, А.О. Прохорова, Е.П. Ильина, Л.В. Куликова, Н.Д. Левитова.
Научная новизна: определены подходы к оптимизации переживания неравновесных психических состояний у старших школьников с явной и скрытой формами одаренности; на основе диагностики реальных достижений, тестов на IQ и креативность выделены обучающиеся с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности в МБОУ «СОШ № 10» г. Славгорода; выявлена специфика и установлены различия в структуре часто переживаемых психических состояний у старших школьников с различными формами интеллектуальной одаренности.
Практическая значимость: результаты данной работы могут использоваться на уроках обществознания, занятиях психологии, классных часах; полученные результаты эмпирического исследования могут применяться школьным психологом при разработке и проведении воспитательных и коррекционных мероприятий с одаренными старшими школьниками; разработанная программа оптимизации переживания неравновесных психических состояний у старших школьников с явной и скрытой формами одаренности активно применяется в практической деятельности школьного психолога МБОУ «СОШ № 10».
Теоретико - методологическая база: в психологической науке существует большое количество определений понятия одаренности. Автором были выделены и проанализированы теоретические подходы к понятию «одаренность» и составлена таблица «Понятия одаренности в психологии» (Приложение 1, таблица 1). В работе будет использовано определение Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова одаренности как «Системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [3, C.7].
На основании критерия «форма проявления» Д.Б. Богоявленская и В.Д. Шадриков разделяют одаренность на явную и скрытую формы. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т. п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления [3, C. 26].
В науке существует несколько подходов к описанию понятия «психическое состояние». Прежде чем перейти к описанию психического состояния, автором работы была составлена таблица (Приложение 1, таблица 2). В основе работы лежит концепция психических состояний А.О. Прохорова. Выбранной концепцией поддерживается определение: «Психическое состояние – это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени» [12, C.37].
Перед началом исследования были изучены классификации психических состояний и составлены таблицы «Классы психических состояний на основании длительности», «Классы психических состояний на основании психической активности», «Классы психических состояний на основании значения для деятельности», «Классы психических состояний на основании устойчивости», «Классы психических состояний на основании этапов деятельности», «Классы психических состояний на основании видов основной деятельности», «Классы психических состояний на основании доминирующей сферы психики» (Приложение 1, таблицы 3-9).
А.О. Прохоров, создатель классификации психических состояний на основе доминирующей сферы психики, выделяет шесть доминирующих сфер: эмоциональная, волевая, деятельность, общение, когнитивные, отношения и направленность. Уже на основе данных сфер психики базируются шесть классов психических состояний: эмоциональные, волевые, праксические, коммуникативные, интеллектуальные, и состояния, обусловленные отношениями и направленностью [11, C.29]. На основании теоретических подходов была составлена схема психических состояний личностей (Приложение 1, рисунок 1).
Основное содержание
Типичные психические состояния и их особенности у старших школьников с интеллектуальной одаренностью: психологическое исследование
В экспериментальном исследовании использовались следующие методики:
1. Г. Айзенка (1970) в адаптации Ф.Д. Горбова (1972) «Тесты интеллекта», которая позволяет измерить уровень интеллекта.
2. Опросник личностных творческих характеристик Ф. Вильямса (1980) в адаптации Е.Е. Туник (2003), предназначенный для комплексной диагностики креативности у детей и оценивания, как характеристик, связанных с творческим мышлением, так и личностно-индивидных креативных характеристик.
3. Методика «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению» А. Д. Андреева (1987) в модификации А. М. Прихожан (2003), которая показывает уровень мотивации учения.
4. Методика «Шкала академической мотивации, ШАМ» Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин (2014) для измерения выраженности и типа мотивации к учебной деятельности.
5. Тест А.О. Прохорова «Рельеф психического состояния» (1980), который помогает изучить основные стороны психического состояния: психические процессы, физиологические реакции, переживания и поведение субъекта.
Для проведения эмпирического исследования были выделены следующие этапы:
Этап 1 – Изучение интеллектуальной одаренности у старших школьников МБОУ «СОШ №10», который включает следующие подэтапы:
Анализ реальных достижений старших школьников.
Измерение коэффициента интеллектуальности старших школьников.
Исследование креативности старших школьников.
Исследование уровня, выраженности и типа мотивации к учебной деятельности.
Этап 2 –Изучение психических состояний старших школьников.
Этап 1. Изучение интеллектуальной одаренности у старших школьников МБОУ «СОШ №10»
Дж. Рензулли выявил трехфакторную структуру одаренности детей, которая включает в себя интеллект, креативность, повышенную мотивацию (уровень включенности в задачу).
Изучение реальных достижений старших школьников
Школа, как и многие другие, ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В МБОУ «СОШ № 10» созданы условия наибольшего благоприятствования для инновационных процессов, использования в практике работы современных образовательных технологий, вовлечения в поисковую творческую деятельность максимально широкого круга учителей. В МБОУ «СОШ №10» реализуется программа по работе с одаренными детьми «Одаренные дети». Главной задачей программы является - привлечение учащихся к активной деятельности, развитие творческих способностей детей, создание условий для освоения практических учебных навыков, самостоятельности через активное внедрение технических средств обучения.
Учащиеся школы становятся победителями и призерами в следующих интеллектуальных конкурсах, форумах, олимпиадах: региональный уровень: Всероссийская олимпиада школьников, Окружная практическая конференция «Исследуем. Изучаем. Узнаем», «Открой Алтай», «IT- технологии», «Алтай», Федеральные окружные соревнования по Сибирскому и Дальневосточному округу, «Молодые хозяева Земли», «XXX региональная историко – краеведческая конференция учеников Алтайского края», «Большие вызовы», «Будущее Алтая», «Юные исследователи Алтая». Всероссийский уровень: «Мы гордость Родины», «Мой вклад в величие России», «Страна моя, земля моя!», «Национальное достояние России», «Всероссийский конкурс научно – исследовательских работ имени Д,И. Менделеева», «Юность. Наука. Культура», «КвантоИнтеллект», «АгроНТРИ», «Старт в науке». Международный уровень: международный форум научной молодежи «Шаг в будущее», «Дорогою добра», «Лига эрудитов», «Совушка». На основании полученных данных была составлена таблица «Реальные интеллектуальные достижения старших школьников» (Приложение 2, таблица 1).
В МБОУ «СОШ №10» обучаются 55 старшеклассников. Была проанализирована таблица реальных достижений (Приложение 2, таблица 1). Было выявлено, что интеллектуальные достижения имеют 36,4% от общего числа старшеклассников.
Для исследования уровня интеллекта старшеклассники были разделены на две группы: группа старшеклассников (36,4%), имеющие реальные интеллектуальные достижения и группа старших школьников (63,6%), которые реальных достижений не имеют (потенциальная выборка старших школьников со скрытой формой интеллектуальной одаренности) (Приложение 2, рисунок 1).
Исследование коэффициента интеллектуальности старших школьников
На втором подэтапе использовалась тест Г. Айзенка (1970) в адаптации Ф.Д. Горбова (1972) «Тесты интеллекта».
Методика используется для оценки интеллектуальных способностей. Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient) — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека. Тест IQ рассчитан на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Коэффициент интеллекта является попыткой оценки фактора общего интеллекта (g).
Результаты теста на интеллект приведены в приложении (Приложение 2, таблицы 2-3). У респондентов первой группы, имеющих реальные достижения, преобладает уровень интеллектуального развития выше среднего (50%). Чуть меньше половины имеют высокий уровень интеллекта (45%). Средний уровень интеллекта в данной группе показали только 5%. У опрашиваемых второй группы, которые не имеют реальных достижений, также преобладает уровень интеллекта выше среднего (62%). Высокий уровень интеллектуального развития в данной группе показала малая часть (15%). Почти треть респондентов, которые не имеют реальные достижения показали уровень интеллекта ниже среднего (23%). (Приложение 2, рисунок 2).
Таким образом, в исследовании респонденты были разделены на две группы: респонденты, имеющие реальные достижения и уровень интеллекта выше среднего - 34,58%, респонденты, не имеющие реальные достижения и уровень интеллекта выше среднего - 49,1%. Обучающиеся со среднем уровнем интеллекта и уровнем интеллекта ниже среднего в двух группах (16,32%) в дальнейшем исследовании принимать участия не будут. (Приложение 2, рисунок 3).
Измерение креативности старшеклассников
На третьем подэтапе применялся опросник личностных творческих характеристик Ф. Вильямса (1980) в адаптации Е.Е. Туник (2003).
Методика позволяет определить совокупность познавательных и личностных качеств ребенка. Батарея тестов Вильямса предоставляет данные о творческих способностях и умениях детей. Набор тестов Вильямса делает доступным оценку и когнитивных, и аффективно-личностных дивергентных качеств детей. Батарея тестов Вильямса может быть использована для: отбора детей, оценка творческих способностей которых не была доступна при использовании ранее существующих методов; отбора одаренных детей, рекомендуемых к обучению по программам развития творческих способностей; отбора детей в специальные группы или создание особых программ обучения для детей, которые ранее считались неуспевающими. Тесты креативности предоставят возможность обнаружения других способностей ребенка, не связанных с академической успешностью.
Результаты тестирования приведены в приложении (Приложение 3, таблицы 1-3). Соотношение результатов тестов представлены в приложении (Приложение 3, рисунки 1-3).
Так, значимость для дальнейшего исследования представляют респонденты, имеющие и не имеющие реальные достижения, уровень интеллекта выше среднего, а также уровень креативности не ниже среднего.
Исследование выраженности и типа мотивации к учебной деятельности
Для определения общего уровня мотивации учения применялась методика «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению» А. Д. Андреева (1987) в модификации А. М. Прихожан (2003). Данные методики отображены в приложении (Приложение 4, таблица 1, 2). Результаты респондентов находятся в диапазоне от 45 до 60 баллов, что соответствует I уровню мотивации. Эти респонденты имеют выраженное преобладание познавательной мотивации и положительное эмоциональное отношение к учению. Познавательная мотивация данных старших школьников носит продуктивный характер.
Для детализации мотивационной сферы старших школьников, имеющих и не имеющих реальные достижения, применялась методика «Шкала академической мотивации, ШАМ» Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин (2014) (Приложение 4, Таблицы 1,2, рисунок 1). Из рисунка видно, что у старших школьников, имеющих реальные достижения, более выражены шкалы «Мотивация познания», «Мотивация достижения», «Мотивация саморазвития», «Мотивация самоуважения», когда у старших школьников, не имеющих реальных достижений, выделяются шкалы «Мотивация познания», «Интроецированная мотивация», «Экстернальная мотивация».
Следовательно, 70% из группы респондентов, имеющих реальные достижения и уровень интеллекта выше среднего, показавшие средние результаты по тесту креативности и высокие баллы по учебной мотивации войдут в группу старших школьников с явной формой интеллектуальной одаренности, а 59% из группы респондентов, не имеющих реальные достижения и уровень интеллекта выше среднего, показавшие средние результаты по тесту креативности и высокие баллы по учебной мотивации войдут в группу старших школьников со скрытой формой интеллектуальной одаренности.
Этап 2 – Изучение психических состояний учащихся
На втором этапе использовалась методика А.О. Прохорова «Рельеф психических состояний» (1980).
Методика измеряет основные стороны психического состояния: психические процессы, физиологические реакции, переживание и поведение. В основе методики находятся представления об иерархической организации психического состояния и его основных составляющих. Каждое состояние, переживаемое субъектом, может быть оценено со стороны его компонентов, их интенсивности проявлений и изменений.
Опросник представляет собой перечень признаков структуры психического состояния и содержит 40 основных характеристик психического состояния, разделенных на четыре блока (структуры): психические процессы – 10 показателей, физиологические реакции – 10 показателей, переживания – 10 показателей, поведение – 10 показателей. Каждый показатель имеет 11 уровней выраженности.
Результаты методики показаны в приложении (Приложение 4, таблицы 1-8).
В приложении (Приложение 5, рисунок 5) представлен рельеф психических состояний старших школьников с явной и скрытой формой одаренности на уроке.
Установлено, что явная одаренность повышает показатели психических процессов (осознанность восприятия, особенности представления, память, мышление, воображение, речь), физиологических реакций (координация движений, сердечно-сосудистая система, проявление со стороны органов дыхания, состояние потоотделения, ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, окраска кожных покровов, состояние слизистой оболочки рта), переживаний и поведенческих характеристик, входящих в структуру состояния.
Старшие школьники с явной формой одаренности более веселые, задорные, бойкие и тяжелые. В поведении демонстрируют продуманность, контроль и адекватность.
Установлено, что скрытая форма одаренности влияет на психические состояния (ощущение, мышление и воображение), физиологические реакции (координация движения и состояние слизистой оболочки рта), переживаний и поведенческих характеристик.
Старшие школьники со скрытой формой одаренности будут больше тоскливые, грустные, печальные, сонливые, вялые, легкие, однако показатели активности и подъёма будут совпадать с респондентами с явной формой одаренности. Поведение старших школьников со скрытой формой одаренности будет отличаться пассивностью, размеренностью, сомнением, закрытостью, что обосновывает отсутствие у них реальных достижений.
Заключение
В ходе исследования была подтверждена гипотеза и сделаны следующие выводы:
23,6% респондентов от общего количества старших школьников были определены в группу с явной формой интеллектуальной одаренности, а 29% респондентов от общего количества старших школьников были определены в группу со скрытой формой интеллектуальной одаренности.
У респондентов группы с явной формой одаренности преобладают познавательная мотивация, мотивация достижения, мотивация саморазвития и мотивация самоуважения. Они мотивированы на учебу возможностью саморазвития, новых достижений, получений большого количества возможностей для проявления своих личностных качеств.
У респондентов группы со скрытой формой одаренности преобладают познавательная, интроецированная и экстернальная типы мотивации. Данные респонденты мотивированы на учебу страхом отличаться от других, выглядеть глупо.
Форма одаренности влияет на психические состояния, так у респондентов группы с явной формой одаренности повышены показатели психических процессов, физиологических реакций, переживаний и поведенческих характеристик, входящих в структуру состояния. Старшие школьники с явной формой одаренности более веселые, задорные, бойкие и тяжелые. В поведении демонстрируют продуманность, контроль и адекватность.
А у респондентов, находящихся в группе со скрытой формой одаренности занижены показатели психических процессов, шкалы переживаний и шкалы поведения; показатели физиологических реакций находятся в норме. Поведение старших школьников со скрытой формой одаренности будет отличаться пассивностью, размеренностью, сомнением, закрытостью.
Список литературы:
Панов, В.И. Ранняя одаренность и особые психические состояния Текст.: Известия МГТУ «МАМИ», №4(18), 2013. – 161-168 с.
Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности Текст.: Вопросы психологии 1989. – №6 ноябрь-декабрь 1989. – С.29-34.
Богоявленская, Д.Б., Шадриков, В.Д. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — 34 с.
Танатова, А.Д. Проблема одарённости и учебно-познавательных мотивов в современной школе Информ.-метод.сб.РНПЦ "Дарын". Астана, — 2015. — № 3. — С. 3—24.
Бевз, И.А. Дидактические условия развития академической одаренности младшего школьника : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - M, 2010.
Сосновикова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, - 1975 г., С. 118.
Прохоров, А. О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. - 1996. - № 4. - С. 32 - 43 : табл. - Библиогр.: с. 43.
Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с: ил.
Куликов, Л.В. Психические состояния /Сост. и общая редакция Л.В.Куликова. СПб., Питер. 2000 С. 11-42.
Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / - Москва: Просвещение, 1964. - 344 с.
Прохоров, А. О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань: Издво КГУ, 1991. С. 28-32.
Прохоров, А.О. Психология состояний. Хрестоматия. М-СПб, 2004.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Понятия одаренности в психологии
Понятие |
Определение |
Автор, труд, год |
Одаренность |
Системное свойство психики, возникающее (становящееся, развивающееся и возможно исчезающее) в результате познавательного и/или иного деятельного взаимодействия между индивидом и средой. |
А.М. Матюшкин «Концепция творческой одаренности», 1989 г. |
Способность к обучению на высоком уровне сложности. |
И.А. Бевз «Дидактические условия развития академической одаренности младшего школьника», 2010 г. |
|
Становящееся свойство психики, для проявления и развития которого необходимыми условиями является не только наличие природных задатков, но и соответствующей (вариативной) образовательной среды (условий), включая соответствующие виды деятельности. |
В.И. Панов «Ранняя одаренность и особые психические состояния», 2013 г. |
|
Интегративный комплекс активного развития интеллектуального-творческих и мотивационно-личностных ресурсов человека, являющихся основанием в достижении успешной деятельности в той или иной области. |
А.Д. Танатова «Проблема одаренности и учебно-познавательных мотивов в современной школе», 2015 г. |
|
Cистемное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. |
Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков «Рабочая концепция одаренности», 1998 г. |
Таблица 2. Понятия термина «психическое состояние»
Понятие |
Определение |
Автор, труд, год |
Психическое состояние |
Целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. |
Н.Д. Левитов, О психических состояниях человека, 1964 г. |
Интегральная характеристика человека в конкретный промежуток времени, отражающая доминирующие отношения и мотивы, качественное своеобразие и степень напряжённости его переживаний, уровень функционирования его познавательных процессов, меру волевой активности и непроизвольной активации, точность и стабильность саморегуляции. |
Ю. Я. Киселёв, Теоретические и прикладные проблемы психических состояний в спорте, 1989 г. |
|
Специфическое, характерное для определенного актуального отрезка деятельности соотношение и взаимодействие компонентов психики, выступающее как временно возникшая функциональная система, направленная на достижение определенного результата. |
В.Ф. Сопов, Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности, 2005 г. |
|
Отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени. |
А.О. Прохоров, Психология состояний, 2004 г. |
|
Реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного для организма результата. |
Е.П.Ильин, Психофизиология состояний человека, 2005 г. |
|
Целостная характеристика психической деятельности за определенный период, которая отражает сложную структуру взаимосвязей с выше- и нижерасположенными уровнями системы психической регуляции, образованную процессами самоуправления и саморегуляции. |
Г.Ш. Габдреева, Самоуправление психическим состоянием,1981 г. |
|
Результат приспособительной реакции организма и личности в ответ на изменение внешних и внутренних условий, направленный на достижение положительного результата деятельности и выражающийся в степени мобилизации функциональных возможностей и переживаниях человека. |
В.К. Сафонов, Агрессия в спорте, 2003 г. |
|
Один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом – системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира. |
Ю.В. Щербатых, Общая психология, 2009 г. |
Таблица 3.Классы психических состояний на основании длительности в психологии
Класс психического состояния |
Описание психического состояния |
Автор, труд, год |
Кратковременные |
Состояние сохраняется недолго - от нескольких минут, до нескольких часов. |
Ю.Е. Сосновикова, «Психические состояния человека, их классификация и диагностика»,1975 г. |
Малопродолжительные |
Присутствуют у человека от одного дня до нескольких недель. |
Ю.Е. Сосновикова, «Психические состояния человека, их классификация и диагностика»,1975 г. |
Продолжительные |
Состояние сохраняется длительное время – от месяца до нескольких лет. |
Ю.Е. Сосновикова, «Психические состояния человека, их классификация и диагностика»,1975 г. |
Таблица 4. Классы психических состояний на основании психической активности в психологии
Класс психического состояния |
Описание психического состояния |
Автор, труд, год |
Равновесные состояния |
Это состояния со средней психической активностью (например, рабочее состояние в обычной ситуации, фоновое состояние, состояния спокойствия, удовлетворённости). В равновесном состоянии, человек хорошо контролирует своё поведение, достаточно спокоен и сконцентрирован, а уровень активации оптимален для деятельности. |
А.О. Прохоров, «Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности» 1998 г. |
Неравновесные состояния |
Это состояния с повышенной или пониженной психической активностью (например, страх, восторг, гнев, апатия, утомление). Данные состояния возникают в сложных, экстремальных ситуациях, в трудные и критические периоды, а также в особых условиях жизнедеятельности – недостаток кислорода, высокое атмосферное давление, невесомость и т.п. |
А.О. Прохоров, «Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности», 1998 г. |
Таблица 5. Классы психических состояний на основании значения для деятельности в психологии
Класс психического состояния |
Описание психического состояния |
Автор, труд, год |
Оптимальные |
Состояние оптимально для различных видов деятельности, способствуют эффективной деятельности индивида. |
Е.П. Ильин, «Психофизиология состояний человека», 2005 г. |
Негативные |
Состояние неоптимально для деятельности, затрудняют эффективную деятельность индивида. |
Е.П. Ильин, «Психофизиология состояний человека», 2005 г. |
Таблица 6. Классы психических состояний на основании устойчивости в психологии
Класс психического состояния |
Описание психического состояния |
Автор, год, труд |
Актуальные |
Динамичные, более подвержены изменению состояния. Относятся к определенному небольшому отрезку времени. |
Л.В. Куликов, «Проблема описания психических состояний», 2000 г. |
Доминирующие |
Состояния, которые имеют слабую динамичность, относятся к более длинному временному отрезку. |
Л.В. Куликов, «Проблема описания психических состояний», 2000 г. |
Таблица 7. Классы психических состояний на основании этапов деятельности в психологии
Класс психического состояния |
Описание психического состояния |
Автор, труд, год |
Предрабочие |
Во время предрабочего состояния осуществляется настройка организма на деятельность, выражающаяся в активизации вегетатики (усиление кровообращения и дыхания, повышение обменных процессов и возбудимости мышц). |
Е.П. Ильин, «Психофизиология состояний человека»,2005 г. |
Рабочие |
Активизированная вегататика сохраняется, организм максимально использует свои силы для происходящей деятельности. |
Е.П. Ильин, «Психофизиология состояний человека», 2005 г. |
Послерабочие |
Вегататика успокаивается (кровообращение и дыхание приходят в норму, обменные процессы мышц обратно входят в нормальное состояние). Наступает спокойствие. |
Е.П. Ильин, «Психофизиология состояний человека», 2005 г. |
Таблица 8. Классы психических состояний на основании видов основной деятельности в психологии
Класс психического состояния |
Описание психического состояния |
Автор, труд, год |
Игровые, деятельностные |
Включают в себя виды разнообразных состояний, характерных для игровой или учебной деятельности. Например, игровые состояния: азарт, радость. Состояния в учебной деятельности: активизация, несобранность. |
Н.Д. Левитов, «О психических состояниях человека», 1964 г. |
Коммуникативные |
Включают в себя виды разнообразных состояний, характерных для коммуникации индивида с окружающими. Например, заинтересованность, симпатия. |
Н.Д. Левитов, «О психических состояниях человека», 1964 г. |
Таблица 9.Классы психических состояний на основании доминирующей сферы психики в психологии
Доминирующая сфера психики |
Класс психического состояния |
Виды психического состояния |
Автор, труд, год |
Эмоциональная |
Эмоциональные |
Радость, печаль, гнев, тоска, грусть, эйфория, тревога, страх, паника, удовлетворение. |
А.О. Прохоров, «Психические состояния и их проявления в учебном процессе», 1991 год. |
Волевая |
Волевые |
Мобилизация, утомление, решимость, лень. |
А.О. Прохоров, «Психические состояния и их проявления в учебном процессе», 1991 год. |
Деятельность |
Праксические. Деятельностные |
Готовность, активизация, вдохновение, увлечённость, врабатывание, прострация. |
А.О. Прохоров, «Психические состояния и их проявления в учебном процессе» 1991 год. |
Общение |
Коммуникативные |
Вражда, симпатия, откровенность, смущение. |
А.О. Прохоров, «Психические состояния и их проявления в учебном процессе» 1991 год. |
Когнитивные |
Интеллектуальные |
Сосредоточенность, рассеянность, обдумывание, фантазирование, инсайт. |
А.О. Прохоров, «Психические состояния и их проявления в учебном процессе», 1991 год. |
Отношения и направленность |
Состояния, обусловленные отношениями и направленностью |
Озабоченность, вражда, дружба, любовь, ненависть. |
А.О. Прохоров, «Психические состояния и их проявления в учебном процессе», 1991 год. |
Рисунок 1. «Психические состояния личности»
Приложение 2
Таблица 1. Реальные интеллектуальные достижения старших школьников в МБОУ «СОШ №10»
№ |
Название конкурса |
Уровень |
Количество принявших участие |
Победители |
Призеры |
% победителей и призеров от кол-ва участников |
1 |
Дети Алтая исследуют окружающую среду |
Муниципальный (очный) |
4 |
- |
1 |
100 |
2 |
Патриотизм глазами молодежи |
Муниципальный (очный) |
2 |
2 |
100 |
|
3 |
Мой вклад в величие России |
Всероссийский (заочный) |
10 |
5 |
50 |
|
4 |
Страна моя, земля моя! |
Всероссийский (очный) |
1 |
1 |
100 |
|
5 |
ФОСы |
Федерально - окружной |
29 |
1 |
10 |
69 |
6 |
Любимая школа |
Краевой |
21 |
- |
4 |
28 |
7 |
От идеи до проектов |
Краевая техническая выставка |
15 |
1 |
33 |
|
8 |
Старт в науке |
Всероссийский (заочный) |
14 |
5 |
3 |
100 |
9 |
Будущее Славгорода |
Муниципальный (очный) |
39 |
4 |
5 |
64 |
10 |
Национальное достояние России |
Всероссийский очный |
5 |
1 |
2 |
100 |
11 |
Малые Гумбольдтские чтения |
Очно, окружной |
30 |
1 |
24 |
|
12 |
Окружная конференция «Исследуем. Изучаем. Узнаем» |
Очно, окружной |
60 |
3 |
13 |
92 |
Рисунок 1. Распределение групп старших школьников по наличию реальных достижений
Таблица 2. Результаты методики Г. Айзенка в адаптации Ф.Д. Горбова «Тесты интеллекта» среди старших школьников, имеющих реальные достижения
Код |
Результат IQ |
Уровень интеллекта |
Характеристика |
О-1 |
131 |
Высокий |
Именно обладатели такого уровня интеллекта являются двигателями научно-технического прогресса и создателями шедевров искусства, которыми восхищается весь мир. Человек с таким уровнем умственных способностей достигает значительных успехов в выбранной сфере. |
О-3 |
142 |
||
О-7 |
142 |
||
О-9 |
134 |
||
О-13 |
134 |
||
О-21 |
142 |
||
О-24 |
150 |
||
О-28 |
150 |
||
О-29 |
136 |
||
О-2 |
114 |
Выше среднего |
Они успешно заканчивают вуз (чаще всего не один) и строят карьеру, достигая значительных высот. Эти люди обладают большой тягой к знаниям, трудоспособностью и целеустремленностью. |
О-4 |
119 |
||
О-10 |
111 |
||
О-11 |
112 |
||
О-12 |
111 |
||
О-14 |
114 |
||
О-15 |
112 |
||
О-17 |
116 |
||
О-18 |
111 |
||
О-25 |
125 |
||
О-6 |
92 |
Средний |
Люди с таким уровнем IQ слабо тянутся к знаниям. Чаще заканчивают вузы и строят карьеру до уровня менеджера среднего звена, узкого специалиста. |
Таблица 3. Результаты методики Г.Айзенка в адаптации Ф.Д. Горбова «Тесты интеллекта» среди старших школьников, не имеющих реальных достижений
Код |
Результат IQ |
Уровень интеллекта |
Характеристика |
Н-39 |
139 |
Высокий |
Именно обладатели такого уровня интеллекта являются двигателями научно-технического прогресса и создателями шедевров искусства, которыми восхищается весь мир. Человек с таким уровнем умственных способностей достигает значительных успехов в выбранной сфере. |
Н-33 |
131 |
||
Н-43 |
131 |
||
Н-41 |
145 |
||
Н-5 |
139 |
||
Н-34 |
123 |
Выше среднего |
Они успешно заканчивают вуз (чаще всего не один) и строят карьеру, достигая значительных высот. Эти люди обладают большой тягой к знаниям, трудоспособностью и целеустремленностью. |
Н-42 |
114 |
||
Н-40 |
125 |
||
Н-37 |
125 |
||
Н-35 |
111 |
||
Н-45 |
120 |
||
Н-36 |
117 |
||
Н-44 |
117 |
||
Н-25 |
125 |
||
Н-21 |
114 |
||
Н-24 |
123 |
||
Н-23 |
117 |
||
Н-30 |
111 |
||
Н-31 |
128 |
||
Н-13 |
117 |
||
Н-17 |
111 |
||
Н-8 |
113 |
||
Н-9 |
123 |
||
Н-16 |
106 |
||
Н-18 |
114 |
||
Н-10 |
114 |
||
Н-11 |
109 |
||
Н-38 |
90 |
Ниже среднего |
Люди с таким уровнем IQ слабо тянутся к знаниям. Чаще всего заканчивают вузы и строят карьеру до уровня менеджера среднего звена или узкого специалиста. |
Н-26 |
90 |
||
Н-27 |
90 |
||
Н-29 |
90 |
||
Н-20 |
90 |
||
Н-7 |
90 |
||
Н-14 |
90 |
||
Н-4 |
90 |
Рисунок 2. Уровень интеллекта у старших школьников, имеющих и не имеющих реальные достижения
Рисунок 3. Распределение групп старших школьников, имеющих и не имеющих реальные достижения, а также уровень интеллекта выше среднего
Приложение 3
Таблица 1.Результаты опросникаличностных творческих характеристик Ф. Вильямса
(в адаптации Е.Е. Туник) у старших школьников, имеющих реальные достижения и уровень интеллекта выше среднего
Код |
Склонность к риску |
Любознательность |
Сложность |
Воображение |
Общ. балл |
О-1 |
13 |
10 |
16 |
11 |
50 |
О-3 |
12 |
21 |
18 |
14 |
65 |
О-7 |
10 |
6 |
2 |
11 |
29 |
О-9 |
18 |
7 |
10 |
9 |
44 |
О-13 |
16 |
18 |
12 |
12 |
58 |
О-21 |
15 |
9 |
16 |
11 |
51 |
О-24 |
19 |
20 |
16 |
10 |
65 |
О-28 |
19 |
19 |
17 |
14 |
69 |
О-29 |
21 |
20 |
21 |
14 |
76 |
Общий индекс |
15.8 |
14.4 |
14.2 |
11.7 |
56.3 |
О-2 |
17 |
11 |
16 |
16 |
60 |
О-4 |
21 |
17 |
20 |
14 |
72 |
О-10 |
14 |
18 |
19 |
17 |
68 |
О-11 |
9 |
12 |
14 |
11 |
46 |
О-12 |
16 |
20 |
14 |
16 |
66 |
О-14 |
12 |
5 |
12 |
9 |
38 |
О-15 |
15 |
18 |
14 |
13 |
60 |
О-17 |
17 |
21 |
19 |
17 |
74 |
О-18 |
13 |
16 |
20 |
13 |
62 |
О-25 |
13 |
12 |
13 |
8 |
46 |
Общий индекс |
14.7 |
15 |
16.1 |
13.4 |
59.2 |
Обобщающий индекс |
15.3 |
14.7 |
15.2 |
12.6 |
57.8 |
Таблица 2. Результаты опросника личностных творческих характеристик Ф. Вильямса (в адаптации Е. Е. Туник) у старших школьников, не имеющих реальные достижения и уровень интеллекта выше среднего
Код |
Склонность к риску |
Любознательность |
Сложность |
Воображение |
Общ. Балл |
Н-39 |
12 |
8 |
11 |
5 |
36 |
Н-33 |
15 |
13 |
4 |
13 |
45 |
Н-43 |
15 |
22 |
14 |
15 |
66 |
Н-41 |
20 |
13 |
12 |
10 |
55 |
Н-5 |
18 |
20 |
18 |
17 |
73 |
Общий индекс |
16,8 |
16,2 |
12,7 |
12,8 |
58,5 |
Н-34 |
19 |
21 |
19 |
19 |
78 |
Н-42 |
15 |
18 |
15 |
14 |
62 |
Н-40 |
1 |
11 |
5 |
7 |
24 |
Н-37 |
18 |
13 |
14 |
13 |
58 |
Н-35 |
20 |
22 |
17 |
18 |
77 |
Н-45 |
20 |
7 |
6 |
11 |
44 |
Н-36 |
13 |
11 |
11 |
10 |
45 |
Н-44 |
14 |
13 |
14 |
14 |
55 |
Н-25 |
16 |
14 |
9 |
9 |
48 |
Н-21 |
17 |
10 |
12 |
13 |
52 |
Н-24 |
12 |
11 |
13 |
15 |
51 |
Н-23 |
17 |
13 |
14 |
12 |
56 |
Н-30 |
12 |
7 |
13 |
7 |
39 |
Н-31 |
9 |
3 |
7 |
5 |
24 |
Н-10 |
13 |
19 |
13 |
15 |
60 |
Н-11 |
17 |
24 |
18 |
19 |
78 |
Н-13 |
19 |
23 |
18 |
20 |
80 |
Н-17 |
8 |
7 |
11 |
2 |
28 |
Н-8 |
19 |
15 |
10 |
6 |
50 |
Н-9 |
20 |
16 |
16 |
16 |
68 |
Н-16 |
13 |
-2 |
4 |
2 |
17 |
Н-18 |
16 |
17 |
15 |
15 |
63 |
Общий индекс |
14,9 |
13 |
12,4 |
11,7 |
52 |
Обобщенный индекс |
15.9 |
14.6 |
12.6 |
12.3 |
55.3 |
Рисунок 1. Показатели личностных творческих характеристик по методике Ф. Вильямса (в адаптации Е.Е. Туник) у старшеклассников, имеющих и не имеющих реальные достижения и уровень интеллекта выше среднего (балл)
Таблица 3.Общий балл креативности устарших школьников, имеющих реальные достижения согласно опросникуличностных творческих характеристик Ф. Вильямса (в адаптации Е.Е. Туник)
Код |
Результат креативности |
Характеристика креативности |
О-3 |
65 - средний |
Люди с таким уровнем креативности имеют средние способности, могут что-то создавать и придумывать, но явной склонности и сильного желания у них нет. |
О-13 |
58 - средний |
|
О-21 |
51 - средний |
|
О-24 |
65 - средний |
|
О-28 |
69 - средний |
|
О-29 |
76 - средний |
|
О-2 |
60 - средний |
|
О-4 |
72 - средний |
|
О-10 |
68 - средний |
|
О-12 |
66 - средний |
|
О-15 |
60 - средний |
|
О-17 |
74 - средний |
|
О-18 |
62 - средний |
|
О-1 |
50 - низкий |
Такой человек имеет слабые способности к созданию чего-то и к генерации идей, склонности и желания не испытывает вообще. |
О-7 |
29 - низкий |
|
О-9 |
44 - низкий |
|
О-11 |
46 - низкий |
|
О-14 |
38 - низкий |
|
О-25 |
46 - низкий |
Таблица 4. Общий балл креативности старших школьников, не имеющих реальные достижений согласно опроснику личностных творческих характеристик Ф. Вильямса (в адаптации Е. Е. Туник)
Код |
Результат креативности |
Характеристика креативности |
Н-41 |
55 – средний |
Люди с таким уровнем креативности имеют средние способности, могут что-то создавать и придумывать, но явной склонности и сильного желания у них нет. |
Н-43 |
66 – средний |
|
Н-5 |
73 – средний |
|
Н-24 |
51 – средний |
|
Н-21 |
52 – средний |
|
Н-44 |
55 – средний |
|
Н-23 |
56 – средний |
|
Н-37 |
58 – средний |
|
Н-10 |
60 – средний |
|
Н-42 |
62 – средний |
|
Н-18 |
63 – средний |
|
Н-9 |
68 – средний |
|
Н-35 |
77 – средний |
|
Н-11 |
78 – средний |
|
Н-34 |
78 – средний |
|
Н-13 |
80 – средний |
|
Н-39 |
36 – низкий |
Такой человек имеет слабые способности к созданию чего-то и к генерации идей, склонности и желания не испытывает вообще. |
Н-33 |
45 – низкий |
|
Н-16 |
17 – низкий |
|
Н-31 |
24 – низкий |
|
Н-40 |
24 – низкий |
|
Н-17 |
28 – низкий |
|
Н-30 |
39 – низкий |
|
Н-45 |
44 – низкий |
|
Н-36 |
45 – низкий |
|
Н-25 |
48 – низкий |
|
Н-8 |
50 – низкий |
Рисунок 3. Показатели уровня креативности по методике Ф. Вильямса (в адаптации Е.Е. Туник) у старшеклассников, имеющих и не имеющих реальные достижения
Приложение 4
Таблица 1.Результаты методики «Шкала академической мотивации, ШАМ» Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин (2014) и методики «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению» А. Д. Андреева (1987) в модификации А. М. Прихожан (2003) у старших школьников, имеющих реальные достижения
Код |
ОУМ |
ПМ |
МД |
МС |
МСУ |
ИМ |
ЭМ |
О-3 |
59 |
17 |
20 |
18 |
18 |
15 |
14 |
О-13 |
57 |
19 |
18 |
17 |
20 |
16 |
13 |
О-21 |
51 |
17 |
19 |
19 |
19 |
14 |
15 |
О-24 |
54 |
18 |
17 |
20 |
18 |
16 |
14 |
О-28 |
55 |
17 |
18 |
18 |
17 |
14 |
11 |
О-29 |
54 |
19 |
17 |
19 |
20 |
15 |
13 |
Общий индекс |
55.0 |
17.8 |
18.2 |
18.5 |
18.7 |
15 |
13.3 |
О-2 |
57 |
19 |
18 |
18 |
17 |
16 |
14 |
О-4 |
57 |
20 |
17 |
17 |
19 |
13 |
12 |
О-10 |
59 |
18 |
16 |
20 |
17 |
15 |
15 |
О-12 |
56 |
19 |
18 |
18 |
19 |
14 |
13 |
О-15 |
52 |
18 |
18 |
17 |
18 |
13 |
13 |
О-17 |
56 |
17 |
18 |
16 |
20 |
14 |
14 |
О-18 |
57 |
20 |
18 |
20 |
17 |
15 |
13 |
Общий индекс |
56.3 |
18.7 |
17.6 |
18 |
18.2 |
14.3 |
13.4 |
Обобщающий индекс |
55.7 |
18.3 |
17.9 |
18.3 |
18.5 |
14.7 |
13.4 |
* ОУМ – общий уровень мотивации; ПМ- познавательная мотивация; МД-мотивация достижения; МС – мотивация саморазвития; МСУ- мотивация самоуважения; ИМ - интроецированная мотивация; ЭМ - экстернальная мотивация.
Таблица 2. Результаты методики «Шкала академической мотивации, ШАМ» Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин (2014) и методики «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению» А. Д. Андреева (1987) в модификации А. М. Прихожан (2003) у старших школьников, не имеющих реальные достижения
Код |
ОУМ |
ПМ |
МД |
МС |
МСУ |
ИМ |
ЭМ |
Н-43 |
47 |
20 |
14 |
13 |
13 |
19 |
19 |
Н-41 |
49 |
18 |
11 |
15 |
14 |
16 |
20 |
Н-5 |
54 |
19 |
13 |
14 |
13 |
17 |
19 |
Общий индекс |
50 |
19 |
12.7 |
14 |
13.3 |
17.3 |
19.3 |
Н-34 |
45 |
17 |
14 |
14 |
12 |
20 |
17 |
Н-42 |
51 |
18 |
13 |
13 |
14 |
18 |
16 |
Н-37 |
50 |
16 |
14 |
16 |
11 |
19 |
17 |
Н-35 |
52 |
17 |
15 |
14 |
13 |
19 |
20 |
Н-44 |
49 |
18 |
14 |
15 |
14 |
18 |
18 |
Н-21 |
51 |
19 |
11 |
14 |
13 |
19 |
19 |
Н-24 |
50 |
16 |
13 |
13 |
14 |
18 |
19 |
Н-23 |
49 |
17 |
12 |
14 |
15 |
18 |
16 |
Н-10 |
54 |
16 |
11 |
13 |
16 |
19 |
17 |
Н-11 |
45 |
18 |
10 |
15 |
14 |
17 |
19 |
Н-13 |
47 |
17 |
12 |
12 |
15 |
17 |
17 |
Н-9 |
46 |
16 |
15 |
11 |
11 |
16 |
18 |
Н-18 |
48 |
17 |
12 |
12 |
12 |
17 |
18 |
Общий индекс |
49 |
17.1 |
12.8 |
13.5 |
13.4 |
18.2 |
17.8 |
Обобщенный индекс |
49.5 |
18.1 |
12.8 |
13.8 |
13.4 |
17.8 |
18.6 |
*ОУМ – общий уровень мотивации; ПМ- познавательная мотивация; МД-мотивация достижения; МС – мотивация саморазвития; МСУ- мотивация самоуважения; ИМ - интроецированная мотивация; ЭМ - экстернальная мотивация.
* ОУМ – общий уровень мотивации; ПМ- познавательная мотивация; МД-мотивация достижения; МС – мотивация саморазвития; МСУ- мотивация самоуважения; ИМ - интроецированная мотивация; ЭМ - экстернальная мотивация; А – амотивация.
Рисунок 1. Показатели уровня, типа и выраженности мотивации к учебе у старших школьников, имеющих и не имеющих реальные достижения (балл)
Приложение 5
Таблица 1. Показатели психических процессов по методике А.О. Прохорова у старшеклассников с явной одаренностью
Код |
Ощущение |
Осознанность восприятия |
Особенности представления |
Память |
Мышление |
Воображение |
Речь |
Эмоцион. процессы |
Волевые процессы |
Внимание |
Ср. балл |
О-3 |
9 |
8 |
10 |
8 |
9 |
11 |
7 |
5 |
7 |
8 |
8,2 |
О-13 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
8 |
8 |
10 |
11 |
11 |
10,3 |
О-21 |
7 |
11 |
11 |
9 |
9 |
11 |
11 |
10 |
10 |
11 |
10 |
О-24 |
9 |
11 |
10 |
11 |
10 |
9 |
10 |
9 |
8 |
4 |
8,5 |
О-28 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
9 |
7 |
6 |
8 |
О-29 |
6 |
9 |
10 |
10 |
9 |
8 |
10 |
9 |
8 |
8 |
8,7 |
Средний индекс |
8.0 |
9.7 |
10.0 |
9.5 |
9.3 |
9.5 |
9.3 |
8.7 |
8.5 |
8.0 |
9.0 |
О-2 |
3 |
8 |
11 |
5 |
5 |
11 |
11 |
9 |
4 |
3 |
7 |
О-4 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
10 |
11 |
11 |
9 |
10 |
О-10 |
8 |
11 |
11 |
3 |
10 |
6 |
11 |
7 |
4 |
9 |
6,6 |
О-12 |
6 |
8 |
11 |
10 |
10 |
11 |
10 |
6 |
10 |
11 |
9,3 |
О-15 |
6 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
9 |
9 |
10 |
9 |
9,3 |
О-17 |
9 |
10 |
10 |
10 |
11 |
11 |
10 |
10 |
10 |
11 |
10,1 |
О-18 |
6 |
11 |
11 |
7 |
6 |
11 |
8 |
1 |
7 |
7 |
7,5 |
Средний индекс |
6.6 |
9.7 |
10.6 |
7.9 |
8.9 |
10.1 |
9.9 |
7.6 |
8.0 |
8.4 |
8.5 |
Обобщающий индекс |
7.3 |
9.7 |
10.3 |
8.7 |
9.1 |
9.8 |
9.6 |
8.2 |
8.3 |
8.2 |
8.8 |
Таблица 2. Показатели психических процессов по методике А.О. Прохорова у старшеклассников со скрытой одаренностью
Код |
Ощущение |
Осознанность восприятия |
Особенности представления |
Память |
Мышление |
Воображение |
Речь |
Эмоцион. Процессы |
Волевые процессы |
Внимание |
Ср. балл |
Н-43 |
11 |
4 |
11 |
5 |
9 |
11 |
4 |
3 |
4 |
3 |
6,5 |
Н-41 |
9 |
10 |
8 |
8 |
10 |
11 |
5 |
8 |
5 |
5 |
7,9 |
Н-5 |
6 |
7 |
6 |
6 |
8 |
5 |
6 |
5 |
5 |
8 |
6,2 |
Средний индекс |
8.7 |
7.0 |
8.3 |
6.3 |
9.0 |
9.0 |
5.0 |
5.3 |
4.7 |
5.3 |
6.9 |
Н-34 |
9 |
10 |
11 |
8 |
10 |
11 |
11 |
11 |
11 |
7 |
9,9 |
Н-42 |
6 |
10 |
11 |
11 |
10 |
11 |
10 |
9 |
8 |
8 |
9,4 |
Н-37 |
7 |
11 |
9 |
11 |
10 |
11 |
10 |
11 |
9 |
10 |
9,9 |
Н-35 |
6 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
8 |
10 |
10,1 |
Н-44 |
9 |
9 |
8 |
10 |
10 |
7 |
9 |
10 |
10 |
11 |
9,3 |
Н-21 |
7 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
10,6 |
Н-24 |
7 |
8 |
9 |
7 |
9 |
9 |
10 |
10 |
10 |
9 |
8,8 |
Н-23 |
8 |
10 |
9 |
10 |
9 |
10 |
6 |
7 |
9 |
10 |
8,8 |
Н-10 |
10 |
9 |
11 |
3 |
4 |
8 |
2 |
3 |
5 |
2 |
5,7 |
Н-11 |
11 |
8 |
11 |
8 |
8 |
11 |
8 |
10 |
8 |
9 |
9,2 |
Н-13 |
9 |
11 |
11 |
9 |
9 |
11 |
8 |
8 |
9 |
8 |
9,3 |
Н-9 |
6 |
9 |
4 |
6 |
9 |
9 |
9 |
10 |
6 |
5 |
7,3 |
Н-18 |
6 |
8 |
8 |
10 |
8 |
6 |
8 |
10 |
7 |
9 |
8 |
Средний индекс |
7.8 |
9.6 |
9.5 |
8.8 |
9.1 |
9.7 |
8.7 |
9.3 |
8.5 |
8.4 |
8.9 |
Обобщающий индекс |
8.3 |
8.3 |
8.9 |
7.6 |
9.1 |
9.4 |
6.7 |
7.3 |
6.6 |
6.9 |
7.9 |
Рисунок 1. Индексы показателей психических процессов по методике А.О. Прохорова у старшеклассников с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности (балл)
Таблица 3. Показатели физиологических реакций по методике А.О. Прохорова у старшеклассников с явной одаренностью
Код |
Температурные ощущения |
Состояние Мышечного тонуса |
Координация движений |
Двигательная активность |
Сердечно-сосудистая система |
Проявления со стороны органов дыхания |
Состояние потоотделения |
Ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта |
Состояние слизистой оболочки полости рта |
Окраска кожных покровов |
Ср. балл |
О-3 |
5 |
7 |
9 |
4 |
10 |
10 |
8 |
8 |
9 |
8 |
7,8 |
О-13 |
11 |
9 |
10 |
10 |
9 |
9 |
10 |
8 |
9 |
8 |
9,3 |
О-21 |
8 |
11 |
9 |
11 |
6 |
9 |
8 |
8 |
8 |
6 |
8,4 |
О-24 |
10 |
9 |
9 |
4 |
9 |
8 |
11 |
10 |
11 |
10 |
9,1 |
О-28 |
8 |
8 |
9 |
9 |
6 |
6 |
10 |
8 |
8 |
9 |
8,1 |
О-29 |
2 |
6 |
9 |
4 |
11 |
8 |
8 |
7 |
8 |
7 |
7 |
Средний индекс |
7.3 |
8.3 |
9.2 |
7.0 |
8.5 |
8.3 |
9.2 |
8.2 |
8.8 |
8.0 |
8.3 |
О-2 |
2 |
3 |
8 |
5 |
11 |
8 |
2 |
9 |
7 |
5 |
6 |
О-4 |
10 |
9 |
7 |
8 |
10 |
9 |
11 |
10 |
10 |
9 |
9,5 |
О-10 |
1 |
9 |
6 |
3 |
4 |
6 |
9 |
2 |
3 |
6 |
4,3 |
О-12 |
3 |
1 |
9 |
10 |
10 |
8 |
2 |
9 |
3 |
11 |
6,6 |
О-15 |
6 |
9 |
10 |
11 |
10 |
10 |
8 |
6 |
8 |
6 |
8,4 |
О-17 |
10 |
11 |
10 |
11 |
10 |
11 |
8 |
8 |
9 |
9 |
9,7 |
О-18 |
5 |
4 |
4 |
10 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
9,6 |
Средний индекс |
5.3 |
6.6 |
7.7 |
8.3 |
9.4 |
9.0 |
7.3 |
7.9 |
7.3 |
8.1 |
7.7 |
Обобщающий индекс |
6.3 |
7.5 |
8.5 |
7.7 |
8.9 |
8.7 |
8.3 |
8.1 |
8.1 |
8.1 |
8.0 |
Таблица 4. Показатели физиологических реакций по методике А.О. Прохорова у старшеклассников со скрытой одаренностью
Код |
Температурные ощущения |
Состояние Мышечного тонуса |
Координация движений |
Двигательная активность |
Сердечно-сосудистая система |
Проявления со стороны органов дыхания |
Состояние потоотделения |
Ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта |
Состояние слизистой оболочки полости рта |
Окраска кожных покровов |
Ср. балл |
Н-43 |
9 |
1 |
9 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
11 |
11 |
5,2 |
Н-41 |
6 |
9 |
8 |
8 |
6 |
9 |
4 |
7 |
6 |
6 |
6,9 |
Н-5 |
5 |
6 |
8 |
5 |
6 |
7 |
11 |
5 |
7 |
7 |
6,7 |
Средний индекс |
6.7 |
5.3 |
8.3 |
5.3 |
4.3 |
5.7 |
6.0 |
5.0 |
8.0 |
8.0 |
6.3 |
Н-34 |
4 |
3 |
4 |
6 |
7 |
5 |
5 |
8 |
8 |
11 |
6,1 |
Н-42 |
10 |
8 |
9 |
6 |
5 |
3 |
10 |
6 |
10 |
6 |
7,3 |
Н-37 |
9 |
9 |
11 |
10 |
9 |
10 |
5 |
8 |
6 |
6 |
8,3 |
Н-35 |
10 |
10 |
11 |
10 |
7 |
11 |
10 |
10 |
7 |
9,6 |
|
Н-44 |
8 |
5 |
5 |
6 |
6 |
8 |
11 |
11 |
10 |
7 |
7,7 |
Н-21 |
6 |
11 |
11 |
11 |
11 |
7 |
11 |
11 |
11 |
11 |
10,1 |
Н-24 |
9 |
9 |
9 |
7 |
10 |
8 |
9 |
10 |
6 |
9 |
8,6 |
Н-23 |
6 |
8 |
10 |
8 |
6 |
6 |
9 |
6 |
7 |
6 |
7,2 |
Н-10 |
3 |
4 |
9 |
5 |
9 |
6 |
5 |
8 |
7 |
9 |
6,5 |
Н-11 |
6 |
6 |
6 |
7 |
6 |
6 |
6 |
8 |
8 |
6 |
6,5 |
Н-13 |
6 |
11 |
9 |
8 |
7 |
7 |
5 |
9 |
9 |
7 |
7,8 |
Н-9 |
8 |
6 |
6 |
8 |
5 |
5 |
4 |
4 |
9 |
6 |
6,1 |
Н-18 |
9 |
9 |
8 |
10 |
8 |
7 |
7 |
7 |
6 |
8 |
7,9 |
Средний индекс |
7.2 |
7.6 |
8.1 |
7.9 |
7.6 |
6.5 |
7.5 |
8.2 |
8.2 |
7.6 |
7.7 |
Обобщающийиндекс |
6.9 |
6.5 |
8.2 |
6.6 |
5.9 |
6.1 |
6.8 |
6.6 |
8.1 |
7.8 |
7.0 |
Рисунок 2. Индексы показателей физиологических реакций по методике А.О. Прохорова у старшеклассников с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности (балл)
Таблица 5.Показатели шкалы переживаний по методике А.О. Прохорова у старшеклассников с явной одаренностью
Код |
Тоскливость - Веселость |
Грустность - Оптимис тичность |
Печаль – Задорность |
Пассивность – Активность |
Сонливость – Бодрость |
Вялость - Бойкость |
Опускает - Поднимает |
Напряженность -Раскрепощенность |
Тяжесть – Легкость |
Скованность – Раскованность |
Ср. балл |
О-3 |
8 |
5 |
7 |
3 |
8 |
4 |
5 |
3 |
3 |
7 |
5,3 |
О-13 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
9 |
8 |
11 |
11 |
10,5 |
О-21 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
9 |
11 |
10 |
11 |
10 |
10,6 |
О-24 |
9 |
1 |
8 |
9 |
4 |
7 |
8 |
9 |
7 |
7 |
6,9 |
О-28 |
8 |
9 |
7 |
9 |
9 |
9 |
9 |
10 |
10 |
9 |
7,9 |
О-29 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
9 |
7 |
6 |
6 |
6 |
5,7 |
Средний индекс |
8.67 |
6.83 |
8.17 |
8 |
7.83 |
8.17 |
8.17 |
7.67 |
8 |
8.33 |
7.82 |
О-2 |
11 |
9 |
11 |
4 |
4 |
7 |
3 |
4 |
4 |
3 |
6 |
О-4 |
10 |
10 |
10 |
9 |
6 |
9 |
6 |
7 |
9 |
10 |
8,65 |
О-10 |
6 |
6 |
6 |
8 |
6 |
9 |
7 |
9 |
9 |
9 |
7,5 |
О-12 |
11 |
10 |
10 |
11 |
11 |
9 |
9 |
5 |
9 |
4 |
8,2 |
О-15 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
10 |
10 |
11 |
10,7 |
О-17 |
11 |
11 |
11 |
11 |
1 |
10 |
9 |
10 |
11 |
11 |
9,6 |
О-18 |
1 |
7 |
6 |
1 |
2 |
7 |
7 |
7 |
6 |
3 |
4,7 |
Средний индекс |
8.71 |
9.14 |
9.29 |
7.86 |
5.86 |
8.86 |
7.43 |
7.43 |
8.29 |
7.29 |
7.91 |
Обобщающий индекс |
8.69 |
7.99 |
8.73 |
7.93 |
6.85 |
8.52 |
7.8 |
7.55 |
8.15 |
7.81 |
7.87 |
Таблица 6.Показатели шкалы переживаний по методике А.О. Прохорова у старшеклассников со скрытой одаренностью
Код |
Тоскливость - Веслость |
Грустность - Оптимис тичность |
Печаль – Задорность |
Пассивность – Активность |
Сонливость – Бодрость |
Вялость - Бойкость |
Опускает - Поднимает |
Напряженность -Раскрепощенность |
Тяжесть – Легкость |
Скованность – Раскованность |
Ср. Балл |
Н-43 |
2 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
11 |
1 |
1 |
2 |
2,8 |
Н-41 |
8 |
8 |
8 |
10 |
6 |
10 |
6 |
9 |
9 |
9 |
8,3 |
Н-5 |
3 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4,8 |
Средний индекс |
4.33 |
4.33 |
5 |
6.33 |
3.33 |
5.67 |
7.67 |
5.33 |
5.33 |
5.67 |
5.3 |
Н-34 |
9 |
8 |
7 |
11 |
11 |
8 |
8 |
6 |
8 |
7 |
8,3 |
Н-42 |
10 |
10 |
10 |
8 |
8 |
9 |
8 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Н-37 |
9 |
10 |
11 |
8 |
3 |
7 |
8 |
8 |
7 |
8 |
7,9 |
Н-35 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
10 |
11 |
11 |
10 |
10,8 |
Н-44 |
9 |
8 |
7 |
9 |
5 |
4 |
8 |
7 |
8 |
9 |
8,3 |
Н-21 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
Н-24 |
10 |
9 |
9 |
10 |
10 |
7 |
9 |
9 |
9 |
10 |
9,2 |
Н-23 |
8 |
9 |
7 |
9 |
6 |
8 |
6 |
6 |
7 |
7 |
7,3 |
Н-10 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
7 |
8 |
8 |
8 |
7,8 |
Н-11 |
9 |
11 |
11 |
10 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
6 |
7,6 |
Н-13 |
10 |
10 |
10 |
7 |
8 |
8 |
8 |
5 |
4 |
7 |
7,7 |
Н-9 |
11 |
11 |
10 |
10 |
9 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9,2 |
Н-18 |
9 |
9 |
9 |
11 |
11 |
9 |
6 |
4 |
4 |
7 |
6,5 |
Средний индекс |
9.54 |
9.62 |
9.31 |
9.46 |
8.15 |
8.23 |
8.08 |
7.69 |
7.85 |
8.23 |
8.51 |
Обобщающий индекс |
6.94 |
6.98 |
7.16 |
7.9 |
5.74 |
6.95 |
7.88 |
6.51 |
6.59 |
6.95 |
6.91 |
Рисунок 3. Индексы показателей шкалы переживаний по методике А.О. Прохорова у старшеклассников с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности (балл)
Таблица 7. Показатели поведения по методике А.О. Прохорова у старшеклассников с явной одаренностью
Код |
Пассив ность - Актив ность |
Хаотичность - Целеустре мленность |
Импульсивность - Размеренность |
Необдуман ность - Продуман ность |
Бесконтро льность -Контроль |
Неадекватность -Адекватность |
Расслабленность - Напряженность |
Шаткость - Устойчивость |
Сомнение - Уверен ность |
Закрытость - Открытость |
Ср. балл |
О-3 |
4 |
5 |
3 |
7 |
7 |
9 |
9 |
7 |
3 |
8 |
6,2 |
О-13 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
О-21 |
11 |
11 |
9 |
10 |
11 |
11 |
10 |
10 |
11 |
9 |
10,3 |
О-24 |
6 |
9 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
6 |
8 |
7 |
7,7 |
О-28 |
10 |
11 |
10 |
10 |
9 |
11 |
8 |
9 |
9 |
10 |
9,6 |
О-29 |
8 |
5 |
9 |
9 |
9 |
9 |
1 |
6 |
6 |
6 |
6,8 |
Средний индекс |
8.33 |
8.67 |
8.33 |
9.17 |
9.17 |
9.83 |
8 |
8.17 |
8 |
8.5 |
8.6 |
О-2 |
8 |
10 |
4 |
9 |
9 |
11 |
8 |
4 |
9 |
1 |
7,4 |
О-4 |
9 |
4 |
3 |
6 |
8 |
6 |
4 |
8 |
9 |
10 |
6,7 |
О-10 |
4 |
9 |
10 |
8 |
9 |
11 |
4 |
10 |
11 |
11 |
6,6 |
О-12 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
11 |
6 |
8 |
9 |
6 |
9,1 |
О-15 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
6 |
10 |
9 |
8 |
9,9 |
О-17 |
11 |
11 |
10 |
10 |
9 |
11 |
10 |
10 |
11 |
11 |
10,4 |
О-18 |
9 |
8 |
9 |
11 |
11 |
11 |
11 |
7 |
8 |
5 |
9 |
О-25 |
7 |
9 |
3 |
6 |
9 |
6 |
3 |
4 |
4 |
6 |
5,7 |
Средний индекс |
8.63 |
9 |
7.5 |
8.88 |
9.63 |
9.75 |
6.5 |
7.63 |
8.75 |
7.25 |
8.1 |
Обобщающий индекс |
8.48 |
8.84 |
7.92 |
9.03 |
9.4 |
9.79 |
7.25 |
7.9 |
8.38 |
7.88 |
8.35 |
Таблица 8. Показатели поведения по методике А.О. Прохорова у старшеклассников со скрытой одаренностью
Код |
Пассивность - Актив ность |
Хаотичность - Целеустремленность |
Импульсивность -Размеренность |
Необдуман ность -Продуман ность |
Бесконтро льность -Контроль |
Неадекватность - Адекватность |
Расслабленность - Напряженность |
Шаткость - Устойчивость |
Сомнение - Уверенность |
Закрытость - Открытость |
Ср. балл |
Н-43 |
5 |
10 |
8 |
9 |
9 |
11 |
10 |
3 |
2 |
4 |
7,1 |
Н-41 |
9 |
10 |
2 |
10 |
9 |
11 |
6 |
9 |
3 |
6 |
7,5 |
Н-5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
8 |
6 |
5 |
5 |
5,9 |
Средний индекс |
6.33 |
8.67 |
5.33 |
8.33 |
8 |
9.33 |
8 |
6 |
3.33 |
5 |
6.83 |
Н-34 |
9 |
10 |
3 |
9 |
10 |
11 |
8 |
8 |
11 |
11 |
9 |
Н-42 |
9 |
6 |
9 |
11 |
10 |
11 |
3 |
9 |
10 |
10 |
8,8 |
Н-37 |
7 |
9 |
8 |
10 |
9 |
8 |
3 |
8 |
9 |
10 |
8,1 |
Н-35 |
11 |
11 |
11 |
11 |
10 |
10 |
6 |
11 |
11 |
11 |
10,3 |
Н-44 |
7 |
8 |
9 |
9 |
5 |
4 |
8 |
5 |
4 |
6 |
6,5 |
Н-21 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
Н-24 |
9 |
8 |
8 |
7 |
7 |
9 |
9 |
10 |
8 |
10 |
8,5 |
Н-23 |
7 |
6 |
7 |
6 |
9 |
9 |
8 |
7 |
9 |
6 |
7,4 |
Н-10 |
8 |
9 |
4 |
8 |
9 |
10 |
10 |
8 |
8 |
8 |
8,2 |
Н-11 |
9 |
8 |
3 |
6 |
9 |
11 |
6 |
7 |
6 |
6 |
7,1 |
Н-13 |
7 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
5 |
8 |
8 |
7 |
8 |
Н-9 |
8 |
8 |
4 |
4 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5,9 |
Н-18 |
6 |
8 |
9 |
10 |
9 |
11 |
6 |
8 |
4 |
3 |
7,4 |
Средний индекс |
8.31 |
8.54 |
7.31 |
8.54 |
8.62 |
9.23 |
6.85 |
8.15 |
8.08 |
8.08 |
8.17 |
Обобщающий индекс |
7.32 |
8.61 |
6.32 |
8.44 |
8.31 |
9.28 |
7.43 |
7.08 |
5.71 |
6.54 |
7.5 |
Рисунок 4. Индексы показателей поведения по методике А.О. Прохорова у старшеклассников с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности
Рисунок 5. Рельеф психического состояния по методике А.О. Прохорова у старшеклассников с явной и скрытой формами интеллектуальной одаренности