Введение
Актуальность. Проблема психодиагностики интеллекта является одной из самых обсуждаемых в психологии. Что именно измеряют тесты интеллекта? Как повысить прогностичность тестов интеллекта? Какой пласт интеллекта измеряется современными тестами, а какой остается за их рамками? Ответ на эти вопросы представляет бурно развивающаяся в последние годы гипотеза о существовании «эмоционального интеллекта», обеспечивающего учебную успешность человека в обществе. Наше чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.
Объект: эмоциональный интеллект и эмоциональное выгорание.
Предмет: эмоциональный интеллект и эмоциональное выгорание старших школьников.
Цель: изучить влияние эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания на учебную успешность старших школьников.
Задачи исследования: 1. Изучить теоретические подходы к проблеме развития эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания. 2. Провести исследование по определению эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания среди старших школьников. 3. Определить влияние эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания с учебной успешностью старших школьников. 4. Разработать практические рекомендации, направленные на формирование и развитие эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания.
Гипотезы исследования: стратегический эмоциональный интеллект будет характерен для юношей, а опытный эмоциональны интеллект – для девушек, что найдет отражение в школьной успеваемости.
Эмпирическую основу составили исследования, проводимые среди старших школьников МБОУ «СОШ №10» по методикам: тест MSCEIT V 2.0 (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test, 2002) (Авторы: Джон Мэйер, Питер Сэловей, Д. Карузо. Адаптация: Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова) и методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Генеральная совокупность: старшие школьники.
Признаки выборочной совокупности: возраст, тип деятельности.
Объем выборки: N=17 человек, старшие школьники.
Для исследования используется следующий комплекс методов: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, опрос, психологический анализ влияния эмоционального интеллекта на учебную успешность старших школьников, методы математической статистики.
Исследование по теме проходило в четыре этапа: первый этап – теоретический – анализ источников и литературы по обозначенной проблематике; второй этап – эмпирический – проведение психологического исследования на выявление эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания школьников МБОУ «СОШ №10»; третий этап – аналитический – анализ полученных результатов, полученных в ходе эмпирического этапа, составление диаграмм и таблиц; четвертый этап – заключительный – подведение итогов исследования, подтверждение или опровержение гипотез.
Степень научной разработанности темы: исторический обзор концепций эмоционального интеллекта достаточно подробно осуществлен в работах Д.В. Ушакова и Д.В. Люсина. Э. Торндайк, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк упоминаются всеми авторами как разработчики понятий, имеющих непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту, прежде всего понятия «социальный интеллект». В работах отечественных и зарубежных исследователей, изучающих феномен эмоционального выгорания, можно наблюдать многообразие терминов, обозначающих его: эмоциональное сгорание (Т. В. Форманюк), синдром эмоционального выгорания (В. В. Бойко), синдром эмоционального перегорания (В. Д. Вид, Е. И. Лозинская), психическое выгорание (В. Е. Орел). Определением понятия «эмоциональное выгорание» занимались многие ученые в контексте профессионального выгорания, считая его последствием стрессов: М. В. Борисова, С. Б. Величковская, Н. Е. Водопьянова, Дж. Гринберг, С. Джексон, К. Маслач, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк.
Сам термин «эмоциональный интеллект» был введен в психологию П. Сэловеем и Дж. Мэйером.
Популяризатором идеи эмоционального интеллекта стал Д. Голмуен. Его книга «Эмоциональный интеллект. Почему это может быть важнее, чем IQ?» стала одним из психологических бестселлеров ХХ в.
В исследовании А.В. Садоковой и П.М. Воронкина предлагаемая ими методика диагностики эмоционального интеллекта для подростков валидизируется через критерий сравнения с результатами диагностики таких качеств, как: эмпатия, алекситимия, эмоциональность, эмоциональная возбудимость.
Научная новизна: проведена апробации методики Буклет MSCEIT V 2.0 (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test, 2002) (Авторы: Джон Мэйер, Питер Сэловей, Д. Карузо. Адаптация: Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова); выявлены показатели эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания старших школьников, а также прослежено их влияние на учебную успешность. учащиеся, эмоциональная интеллекта.
Практическая значимость: результаты исследования и разработанные рекомендации помогут психологам и педагогам школы, взаимодействующим со школьниками, научиться осознавать эмоции обучающихся, анализировать и корректировать негативные проявления эмоций; данные исследования позволяют выстроить эффективную линию формирования эмоционального интеллекта в школьной среде, а также программу по коррекции эмоционального выгорания у старших школьников.
Теоретико - методологическая база: существует несколько подходов к определению понятия эмоциональный интеллект (приложение 1, таблица 1.) и эмоциональное выгорание ( приложение 1, таблица 2.)
На сегодняшний день выделяют три модели эмоционального интеллекта: первая модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Барона(ESI) [], вторая модель эмоционального интеллекта Мэйера-Сэловея-Карузо [] (модель способностей) и третья смешанная модель Гоулмана []; но данная работа основывается на второй модели.
В 1990 году американские психологи Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо [] предложили свою модель эмоционального интеллекта. Они дорабатывали ее несколько лет и в итоге представили обновленную модель, состоящую из четырех компонентов (приложение 1, рисунок 1).
Восприятие, оценка и выражение эмоций. Эта способность безошибочно различать эмоции и идентифицировать эмоциональное содержание. Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо утверждают, что это основной и базовый компонент развития эмоционального интеллекта. Они исходят из того, что выражения лиц, отображающих гнев, печаль, счастье и страх у всех людей одинаковы, а значит их можно распознать. Младенцы и дети излучают эмоции искренне, а желание их прикрыть слишком явно отображается на языке их тела. Взрослый человек склонен скрывать свои эмоции, но тем не менее при длительном наблюдении или появлении микровыражений их точно можно безошибочно определять. Если вы продвинулись в овладении этим навыком, то умеете более точно идентифицировать ситуацию и действовать, исходя из своих выводов.
Использование эмоций для повышения эффективности мышления. Способность человека пробуждать в себе креативность, активизировать свой мыслительный процесс, используя эмоции, как мотивацию. В этом случае вы сознательно понимаете силу эмоций, осведомлены о своей психологии и используете свои ощущения в свою пользу, а не во вред. Вы учитесь направлять свое внимание на важные для нас вещи и искусственно вызывать нужные эмоции, которые помогут решить задачу. Например, многими исследованиями доказано, что при оптимистическом, позитивном подходе и образе мышления, мозг человека работает лучше, чем в пессимистическом. Исходя из этого, вы вводите себя в нужное состояние и добиваетесь поставленных перед собой целей.
Понимание эмоций. Способность осознать связь и различие между эмоциями и мыслями, определять причину и истоки появления эмоции, понимать амбивалентные (сложные) чувства и интерпретировать эмоции, возникающие во взаимоотношениях с людьми. Относитесь к любой эмоции, как к некой информации, которую она несет. Когда человеку страшно, он выбирает один из трех способов действия: бежать, цепенеть и атаковать. Когда он счастлив, то хочет находиться рядом с людьми и делиться своей радостью. Если гневается, то хочет причинить физический или моральный вред другому человеку. Некоторые эмоции перетекают друг в друга, другие возникают на доли секунды и исчезают. Вы также можете заметить, как при помощи мыслей меняются ваши чувства и эмоции.
Оценка эмоций. Способность пробуждать, укрощать и направлять свои и чужие эмоции для достижения определенных целей. Для того, чтобы научиться контролировать свои эмоции и управлять эмоциями других людей, необходимо привести себя в состояние осознанности, при котором вы спокойны и наблюдательны. Чтобы достичь успеха в повышении этого навыка, нужно развивать самодисциплину и самоконтроль.
Были проанализированы различные подходы к определению понятия «эмоциональное выгорание» (Приложение 1, таблица 2). В данной работе будет использоваться определение В.В. Бойко: «Эмоциональное выгорание - сформированный человеком механизм психологической защиты в форме полного либо частичного исключения эмоций как отклик на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения» [].
Основное содержание
Эмоциональный интеллект и учебная успешность старших школьников МБОУ «СОШ №10»: социологическое исследование
Работа проходила в три этапа:
1 этап – Исследование эмоционального интеллекта у старших школьников. В данном исследовании нам помог тест MSCEIT V 2.0 (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test, 2002) (Авторы: Джон Мэйер, Питер Сэловей, Д. Карузо. Адаптация: Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова). Данный тест имеет такие особенности, как:
Задания теста выстроены с учетом существующих возможностей школьников (10-18 лет).
Общее время заполнения анкеты 20-30 минут, что составляет один школьный урок.
Тест измеряет: общий балл эмоционального интеллекта, два домена (опытный и стратегический эмоциональный интеллект) и баллы по 4 ветвям эмоционального интеллекта: распознавание (идентификация) эмоций, усиление мышления, понимание и анализ эмоций и управление эмоциями.
Корректный подсчет баллов, обеспечивающийся современным методом оценки точных баллов теста.
Тест включает 101 вопрос и позволяет оценить, как общий эмоциональный интеллект, так и отдельные способности (всего 7 показателей). Выделяются два домена способностей эмоционального интеллекта (опытный и стратегический).
Коэффициент Опытного эмоционального интеллекта описывает степень, в которой подросток «вовлекается» в эмоциональное переживание (опыт), распознает его, сравнивает с другими ощущениями и использует его для улучшения мышления и принятий решений.
Коэффициент Стратегического эмоционального интеллекта обозначает ту степень, в которой подросток может понимать значение эмоций, их последствия для взаимоотношений и управлять своими собственными эмоциями и эмоциями других людей.
Два домена включают в себя по 2 ветви эмоционального интеллекта каждый: опытный – распознавание (идентификацию) эмоций и усиление мышления, стратегический – понимание эмоций и управление эмоциями:
Распознавание эмоций, Ветвь 1 –способность идентифицировать эмоции у себя и у других людей. Эта ветвь измеряется путем использования фотографии лиц с выражением базовых эмоций у подростков разного возраста и пола. Участника просят проранжировать (оценить), в какой степени предъявленные лица выражают ту или иную эмоцию.
Усиление мышления, Ветвь 2 – использование эмоций для поддержки и фасилитации мышления и принятия решений. Эта ветвь состоит из задач на синестезию, где участник сопоставляет сенсорный опыт (напр., цвет, температуру, скорость) с эмоциями.
Понимание эмоций, Ветвь 3 – знания об эмоциях: смене эмоциональных состояний, их смешивании, причинах их появления.
В данной ветви (подразделе) имеется 3 типа задач, предполагающих ответы множественного выбора:
Эмоциональные определения: участника просят определить правильное значение эмоции.
Эмоциональные переходы и изменения: участника просят выбрать, какая эмоция следует за событиями.
Эмоциональные смешивания: участника просят выбрать различные эмоции, которые составляют сложное эмоциональное состояние.
Управление эмоциями, Ветвь 4 –способность эмоционального регулирования. В этой ветви представлены сценарии с сопутствующими действиями. Участники оценивают, насколько каждое предложенное действие помогает в достижении указанного эмоционального состояния.
Задания для теста MSCEIT V 2.0 (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test, 2002) (Авторы: Джон Мэйер, Питер Сэловей, Д. Карузо. Адаптация: Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова) были разработаны посредством выбора изображений, историй и языка изложения, понятного для подростков. Была проработана литература и выбраны сценарии, которые соответствуют ситуациям по уровню возраста. В начале каждой части вопросов есть пробное задание, которое позволяет подросткам лучше понять вопрос и потренироваться перед выполнением основных заданий теста. Результаты данного теста были внесены в таблицу (Приложение , которая свидетельствует о том, что в секции А (Лица) девушки опередили юношей; также в секции В (Вопросы) юноши на 0,005 меньше проявили себя, чем девушки; в секции С (Ответы) девушки уступили юношам на 0,003; юноши также оставили позади себя девушек в секции D (Ситуации); в секции E (Картины) девушки выше, чем юноши на 0,033; юноши также плохо проявили себя в секции F (Вопросы), в отличие от девушек на 0,012; в секции G (Ответы) девушки проявили себя лучше юношей на 0,002; юноши вырвались вперед девушек на 0,014 в секции Н.
2 этап – Определение уровня эмоционального выгорания у старших школьников
Была проведена методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (Автор: В.В. Бойко) среди девушек и юношей. По результатам девушек были сделаны выводы: в фазе «Напряжение» средний индекс оказался нормальным. Давайте рассмотрим данную фазу подробнее: в шкале «Переживание психотравмирующих обстоятельств» девушки проявили отсутствие эмоционального выгорания; в шкале «Неудовлетворенность собой» девушки проявили отсутствие эмоционального выгорания; в шкале «Загнанность в клетку» девушки проявили отсутствие эмоционального выгорания; в шкале «Тревога и депрессия» девушки проявили средний уровень эмоционального выгорания.
В фазе «Резистенция» средний индекс оказался средним. Давайте рассмотрим данную фазу подробнее: в шкале «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» девушки проявили показатель выше среднего, чем показали эмоциональное выгорание; в шкале «Эмоционально-нравственная дезориентация» девушки проявили средний уровень эмоционального выгорания; в шкале «Расширение сферы экономии эмоций» девушки проявили средний уровень эмоционального выгорания; в шкале «Редукция профессиональных обязанностей» девушки проявили средний уровень эмоционального выгорания.
В фазе «Истощение» средний индекс оказался средним. Давайте рассмотрим данную фазу подробнее: в шкале «Эмоциональный дефицит» девушки проявили средний уровень эмоционального выгорания; в шкале «Эмоциональная отстраненность» девушки проявили средний уровень эмоционального выгорания; в шкале «Личностная отстраненность (деперсонализация)» девушки проявили средний уровень эмоционального выгорания; в шкале «Психосоматические и психовегетативные нарушения» девушки проявили средний уровень эмоционального выгорания.
По результатам юношей мы сделали выводы: в фазе «Напряжение» средний индекс оказался нормальным. Давайте рассмотрим данную фазу подробнее: в шкале «Переживание психотравмирующих обстоятельств» юноши проявили нормальный уровень эмоционального выгорания; в шкале «Неудовлетворенность собой» юноши проявили нормальный уровень эмоционального выгорания; в шкале «Загнанность в клетку» юноши проявили нормальный уровень эмоционального выгорания; в шкале «Тревога и депрессия» юноши проявили средний уровень эмоционального выгорания.
В фазе «Резистенция» средний индекс оказался средним. Давайте рассмотрим данную фазу подробнее: в шкале «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» юноши проявили показатель выше среднего, чем показали эмоциональное выгорание; в шкале «Эмоционально-нравственная дезориентация» юноши проявили средний уровень эмоционального выгорания; в шкале «Расширение сферы экономии эмоций» юноши проявили средний уровень эмоционального выгорания; в шкале «Редукция профессиональных обязанностей» юноши проявили средний уровень эмоционального выгорания.
В фазе «Истощение» средний индекс оказался средним. Давайте рассмотрим данную фазу подробнее: в шкале «Эмоциональный дефицит» юноши проявили средний уровень эмоционального выгорания; в шкале «Эмоциональная отстраненность» юноши проявили средний уровень эмоционального выгорания; в шкале «Личностная отстраненность (деперсонализация)» юноши проявили нормальный уровень эмоционального выгорания; в шкале «Психосоматические и психовегетативные нарушения» юноши проявили нормальный уровень эмоционального выгорания.
3 этап – Выявление взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта, эмоционального выгорания и учебной успешности у старших школьников. Использовался корреляционный анализ по Спирмену.
Коэффициент корреляции Спирмена является одним из способов измерения силы связи между двумя переменными. Он измеряет степень монотонной связи между двумя ранжированными переменными и не требует нормального распределения данных. Это значит, что коэффициент Спирмена можно использовать даже с данными, которые не следуют нормальному распределению.
Рассмотрим результаты корреляционного анализа у юношей. Так, выявлена значимая умеренная положительная связь между шкалой эмоционального интеллекта «А - лица» и учебной успеваемостью. Была выявлена значимая умеренная положительная связь между шкалой эмоционального интеллекта «Е – картины» и учебной успеваемостью. Была выявлена значимая слабая положительная связь между шкалой эмоционального интеллекта «F – вопросы» и учебной успеваемостью. Связи между шкалами эмоционального выгорания и учебной успеваемостью не было выявлено.
Рассмотрим результаты корреляционного анализа у девушек. Так, связи между эмоциональным интеллектом, эмоциональным выгоранием и учебной успешность не было выявлено.
Практические рекомендации, направленные на формирование эмоционального интеллекта:
1. Чтобы узнать уровень своего эмоционального интеллекта, вы можете пройти тест на эмоциональный интеллект Холла(Тест на эмоциональный интеллект Холла (eqspb.ru))
2. Если вы хотите узнать, какие навыки эмоционального интеллекта у вас уже хорошо развиты, а какие еще стоит развивать, то вы можете пройти опросник Шабановой и Алешиной (EISAI) (Опросник эмоционального интеллекта Шабанова и Алешиной: текст эмоционального интеллекта, определить уровень эмоционального интеллекта (eqspb.ru))
3. Вам представлен тренинг, направленный на развитие эмоционального интеллекта: Программа тренинга эмоционального интеллекта (imc72.ru)
4. Если вы хотите развить способность человека правильно распознавать и объяснять свое настроение, то для вас есть Практикум «Тренировка эмоционального интеллекта» (Практикум «Тренировка эмоционального интеллекта» (xn--j1ahfl.xn--p1ai))
5. Чтобы формировать свой эмоциональный интеллект, осознавайте свои сильные и слабые стороны — умейте их называть, понимать причины, давать направление реализации.
Практические рекомендации, направленные на преодоление эмоционального выгорания:
1. Чтобы преодолеть эмоциональное выгорание у школьников, необходимо снизить учебную нагрузку, организовать рабочее пространство, наладить режим сна и оказать этим школьникам эмоциональную поддержку.
2. Если вы хотите формировать навыки регуляции психоэмоциональных состояний и преодолевать эмоциональное выгорание, то для вас есть практикум «Тренинг по профилактике эмоционального выгорания» (https://nacedu.by/assets/files/emocionalnoe-vygoranie-trening.pdf)
3. Если вы хотите формировать навыки саморегуляции, управлять собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыки позитивного самовосприятия, то вы можете пройти Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности» (https://urok.1sept.ru/articles/410399).
4. Если вы уже поняли, что у вас произошло эмоциональное выгорание, то вы можете использовать Методику «Тренинг по снятию эмоционального выгорания или как не сгореть на работе» (https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/trening_po_snyatiyu_emotcionalnogo_vigoraniya_ili_kak_082035.html).
5. Чтобы точно преодолеть эмоциональное выгорание, то для вас есть упражнения, которые поспособствуют профилактике эмоционального выгорания (https://www.psychologies.ru/articles/5-neobychnykh-uprazhnenii-protiv-emocionalnogo-vygoraniya/).
Заключение
Экспериментальное исследование подтвердило гипотезу в части того, что стратегический эмоциональный интеллект будет более выражен у юношей, а опытный у девушек.
Была выявлена взаимосвязь между стратегическим эмоциональным интеллектом и учебной успешностью у юношей. Чем выше значения стратегического эмоционального интеллекта, тем лучше учебная успешность у юношей.
У девушек не было выявлено сильной связи между показателями опытного эмоционального интеллекта и учебной успешностью.
Список литературы:
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с анг. А.П. Исаевой. – М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с.
2. Александрова Н.П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н.П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – с. 71 - 75.
3. Кишиков Р.В. Эмоциональный интеллект как предиктор коммуникативной компетентности менеджера / Р.В. Кишиков // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 4. – с. 102 - 106.
4. Гарскова, Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г.Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А.А. Крылов. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25 - 26.
5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
6. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и учащихся: учеб. пособ. для студ. вузов / М.А. Манойлова. – Псков: ПГПИ, 2004. – 140 с.
7. Карпов А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская. – Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 344 с.
8. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с.
9.Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. … канд. психол. наук / Ю.В. Давыдова. – М., 2011. – 22 с.
10. Мещерякова И.Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. … канд. психол. наук / И.Н. Мещерякова. – Курск, 2011. – 27 с.
11. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. … канд. психол. наук / Т.С. Киселева. – М., 2015. – 26 с.
12. Голубина Ю.Ю. Взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом / Ю.Ю. Голубина // Педагогика и психология образования. – 2013. – № 1. – с. 80 - 87.
13. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57–65.
14. Березовская Т. П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников / Т.П. Березовская // Когнитивная психология: сборник статей / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 16–20.
15. Деревянко С. П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности / С.П. Деревянко // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. – Ч. 1. – Смоленск: СмолГУ, 2007. – С. 108–112.
16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2008. – 783 с
Приложения
Таблица 1. Понятие эмоциональный интеллект
Понятие |
Определение |
Автор |
Год |
Эмоциональный интеллект |
Эмоциональная жизнь людей, в которой обязательно должна присутствовать рациональность. |
Платон |
античный период |
Эмоциональный интеллект |
Необходимость держать под особым контролем рассудка негативные эмоции (страх и гнев). |
Аристотель |
античный период |
Эмоциональный интеллект |
Способность понимать личность через эмоциональные проявления, благодаря чему «управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза». |
Г.Г. Гарсковая |
конец 90-ых годов |
Эмоциональный интеллект |
Эмоционально-мозговая деятельность. |
Е.П. Ильна [] |
2001 |
Эмоциональный интеллект |
Способность к понимаю своих и чужих эмоций и управление ими. |
Д.В. Люсин, О.О. Марютин, А.С. Степанов. |
2004 |
Эмоциональный интеллект |
Способность к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого. |
М.А. Манойлова [] |
2004 |
Эмоциональный интеллект |
Способность к осознанию, пониманию эмоций и управление ими. |
А.В. Карпов, А.С. Петровская. |
2008 |
Эмоциональный интеллект |
Совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями. |
И.Н. Андреева |
2011 |
Эмоциональный интеллект |
Способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать эмоции (свои собственные и других людей). |
Джон Мэйер, Питер Сэловей. |
1990 |
Таблица 2. Понятие эмоциональное выгорание.
Понятие |
Определение |
Автор |
Год |
Эмоциональное выгорание |
Оценка интенсификации общения медицинского персонала с пациентами, при котором наблюдаются изнеможение, истощение, ощущение бесполезности |
Х. Дж. Фрейденберг |
1974 |
Эмоциональное выгорание |
Сформированный человеком механизм психологической защиты в форме полного либо частичного исключения эмоций как отклик на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения |
В.В. Бойко |
1989 |
Эмоциональное выгорание |
Состояние физического, эмоционального либо интеллектуального истощения человека |
С. Маслач |
1981 |
Эмоциональное выгорание |
Эмоциональное опустошение |
С. Джексон |
1981 |
Рисунок 2.
Структура эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект (EIQ)
Опытный ЭИ
(EEIQ)
Стратегический ЭИ
(SEIT)
Идентификацияэмоций
(PEIQ)
Использование эмоций в решении проблем
(FEIQ)
Улучшение
(секция В)
Ощущения
(секция F)
Понимание и анализ эмоций
(UEIQ)
Сознательное управление эмоциями
(MEIT)
Изменения
(секция С)
Смешения
(секция G)
Управление эмоциями
(секция D)
Лица
(секция А)
Изображения
(секция Е)
Эмоциональные отношения
(секция Н)
Рисунок 1.
Рисунок эмоционального интеллекта.
Приложение 2.
Таблица 1. Результаты участников.
Код |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
Э-2 |
0,088 |
0,070 |
0,027 |
0,116 |
0,092 |
0,080 |
0,030 |
0,089 |
Э-4 |
0,123 |
0,072 |
0,025 |
0,146 |
0,125 |
0,092 |
0,030 |
0,099 |
Э-5 |
0,098 |
0,060 |
0,026 |
0,168 |
0,099 |
0,074 |
0,030 |
0,106 |
Э-6 |
0,085 |
0,086 |
0,026 |
0,120 |
0,073 |
0,086 |
0,018 |
0,089 |
Э-7 |
0,060 |
0,066 |
0,027 |
0,140 |
0,053 |
0,058 |
0,028 |
0,089 |
Э-8 |
0,060 |
0,052 |
0,043 |
0,146 |
0,057 |
0,048 |
0,024 |
0,079 |
Э-9 |
0,098 |
0,062 |
0,027 |
0,110 |
0,124 |
0,074 |
0,030 |
0,072 |
Э-10 |
0,060 |
0,052 |
0,028 |
0,140 |
0,037 |
0,058 |
0,020 |
0,090 |
Э-13 |
0,120 |
0,086 |
0,028 |
0,120 |
0,105 |
0,072 |
0,023 |
0,066 |
Э-15 |
0,078 |
0,064 |
0,027 |
0,114 |
0,085 |
0,072 |
0,025 |
0,089 |
Э-16 |
0,070 |
0,062 |
0,028 |
0,126 |
0,037 |
0,048 |
0,026 |
0,096 |
Э-18 |
0,118 |
0,060 |
0,032 |
0,134 |
0,118 |
0,088 |
0,030 |
0,082 |
Э-19 |
0,065 |
0,086 |
0,025 |
0,114 |
0,068 |
0,088 |
0,033 |
0,072 |
Э-20 |
0,075 |
0,068 |
0,026 |
0,148 |
0,050 |
0,062 |
0,028 |
0,085 |
Э-21 |
0,115 |
0,080 |
0,029 |
0,122 |
0,122 |
0,086 |
0,026 |
0,092 |
Э-22 |
0,115 |
0,078 |
0,037 |
0,168 |
0,069 |
0,076 |
0,028 |
0,112 |
Э-23 |
0,090 |
0,078 |
0,031 |
0,168 |
0,079 |
0,082 |
0,030 |
0,112 |
Таблица 2. Среднее арифметическое девушек.
Код |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
Э-4 (Ударник) |
0,123 |
0,072 |
0,025 |
0,146 |
0,125 |
0,092 |
0,030 |
0,099 |
Э-9 (Отличник) |
0,098 |
0,062 |
0,027 |
0,110 |
0,124 |
0,074 |
0,030 |
0,072 |
Э-13 (Ударник) |
0,120 |
0,086 |
0,028 |
0,120 |
0,105 |
0,072 |
0,023 |
0,066 |
Э-15 (Троечник) |
0,078 |
0,064 |
0,027 |
0,114 |
0,085 |
0,072 |
0,025 |
0,089 |
Э-18 (Троечник) |
0,118 |
0,060 |
0,032 |
0,134 |
0,118 |
0,088 |
0,031 |
0,082 |
Э-19 (Ударник) |
0,065 |
0,086 |
0,025 |
0,114 |
0,068 |
0,088 |
0,033 |
0,072 |
Э-20 (Ударник) |
0,075 |
0,068 |
0,026 |
0,148 |
0,050 |
0,062 |
0,028 |
0,085 |
Э-21 (Ударник) |
0,115 |
0,080 |
0,029 |
0,122 |
0,122 |
0,086 |
0,026 |
0,092 |
Среднее |
0,099 |
0,072 |
0,027 |
0,126 |
0,099 |
0,079 |
0,028 |
0,082 |
Таблица 3. Среднее арифметическое юношей.
Код |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
Э-2 (Ударник) |
0,088 |
0,070 |
0,027 |
0,116 |
0,092 |
0,080 |
0,030 |
0,089 |
Э-5 (Отличник) |
0,098 |
0,060 |
0,026 |
0,168 |
0,099 |
0,074 |
0,030 |
0,106 |
Э-6 (Ударник) |
0,085 |
0,086 |
0,026 |
0,120 |
0,073 |
0,086 |
0,018 |
0,089 |
Э-7 (Троечник) |
0,060 |
0,066 |
0,027 |
0,140 |
0,053 |
0,058 |
0,028 |
0,089 |
Э-8 (Троечник) |
0,060 |
0,052 |
0,043 |
0,146 |
0,057 |
0,048 |
0,024 |
0,079 |
Э-10 (Троечник) |
0,060 |
0,052 |
0,028 |
0,140 |
0,037 |
0,058 |
0,020 |
0,090 |
Э-16 (Троечник) |
0,070 |
0,062 |
0,028 |
0,126 |
0,037 |
0,048 |
0,026 |
0,096 |
Э-22 (Ударник) |
0,115 |
0,078 |
0,037 |
0,168 |
0,069 |
0,076 |
0,028 |
0,112 |
Э-23 (Отличник) |
0,090 |
0,078 |
0,031 |
0,168 |
0,079 |
0,082 |
0,030 |
0,112 |
Среднее |
0,080 |
0,067 |
0,030 |
0,144 |
0,066 |
0,067 |
0,026 |
0,096 |
Таблица 4. Итоговые результаты девушек.
А (Лица) |
0,099 |
B (Вопросы) |
0,072 |
C (Ответы) |
0,027 |
D (Ситуации) |
0,126 |
E (Картины) |
0,099 |
F (Вопросы) |
0,079 |
G (Ответы) |
0,028 |
H (Ситуации) |
0,082 |
1 шкала (A,E) |
0,198 |
2 шкала (B, F) |
0,152 |
3 шкала (C, G) |
0,055 |
4 шкала (D, H) |
0,208 |
Опытный домен (1-2 шкалы) |
0,349 |
Стратегический домен (3-4 шкалы) |
0,263 |
Таблица 5. Итоговые результаты юношей.
А (Лица) |
0,080 |
B (Вопросы) |
0,067 |
C (Ответы) |
0,030 |
D (Ситуации) |
0,144 |
E (Картины) |
0,066 |
F (Вопросы) |
0,067 |
G (Ответы) |
0,026 |
H (Ситуации) |
0,096 |
1 шкала (A,E) |
0,146 |
2 шкала (B, F) |
0,134 |
3 шкала (C, G) |
0,056 |
4 шкала (D, H) |
0,240 |
Опытный домен (1-2 шкалы) |
0,280 |
Стратегический домен (3-4 шкалы) |
0,296 |
Приложение 3
Таблица 1. Результаты девушек по методике «», баллы
Код |
Фаза «Напряжения» |
Фаза «Резистенция» |
Фаза «Истощение» |
||||||||||||||
Всего |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
Неудовлетворенность собой |
Загнанность в клетку |
Тревога и депрессия |
Всего |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
Расширение сферы экономии эмоций |
Редукция профессиональных обязанностей |
Всего |
Эмоциональный дефицит |
Эмоциональная отстраненность |
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
|||
Э-14 |
16 |
0 |
10 |
6 |
0 |
47 |
12 |
10 |
5 |
20 |
26 |
5 |
8 |
8 |
5 |
||
Э-13 |
86 |
30 |
17 |
9 |
30 |
88 |
24 |
14 |
30 |
20 |
88 |
20 |
20 |
30 |
18 |
||
Э-12 |
14 |
7 |
0 |
5 |
2 |
45 |
18 |
10 |
5 |
12 |
58 |
20 |
15 |
5 |
18 |
||
Э-10 |
29 |
12 |
3 |
2 |
12 |
36 |
17 |
9 |
2 |
8 |
61 |
17 |
20 |
16 |
8 |
||
Э-7 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
38 |
17 |
17 |
2 |
2 |
5 |
0 |
5 |
0 |
0 |
||
Э-2 |
37 |
10 |
7 |
0 |
20 |
42 |
13 |
4 |
20 |
5 |
36 |
18 |
3 |
10 |
5 |
||
Э-9 |
16 |
2 |
3 |
1 |
10 |
62 |
22 |
7 |
5 |
28 |
29 |
4 |
8 |
7 |
10 |
||
Э-15 |
47 |
12 |
10 |
0 |
25 |
69 |
30 |
10 |
16 |
13 |
58 |
15 |
8 |
10 |
25 |
||
Средний индекс |
31 |
9 |
7 |
3 |
12 |
53 |
19 |
10 |
11 |
14 |
45 |
12 |
11 |
11 |
11 |
Нормальный уровень эмоционального выгорания |
|
Средний уровень эмоционального выгорания |
|
Высокий уровень эмоционального выгорания |
Таблица 2. Результаты юношей по методике «», баллы
Код |
Фаза «Напряжения» |
Фаза «Резистенция» |
Фаза «Истощение» |
||||||||||||
Всего |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
Неудовлетворенность собой |
Загнанность в клетку |
Тревога и депрессия |
Всего |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
Расширение сферы экономии эмоций |
Редукция профессиональных обязанностей |
Всего |
Эмоциональный дефицит |
Эмоциональная отстраненность |
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
|
Э-1 |
48 |
12 |
8 |
0 |
28 |
82 |
27 |
17 |
10 |
28 |
45 |
12 |
18 |
7 |
8 |
Э-3 |
68 |
17 |
17 |
7 |
27 |
63 |
16 |
15 |
10 |
22 |
54 |
0 |
23 |
8 |
23 |
Э-4 |
3 |
0 |
0 |
0 |
3 |
20 |
3 |
10 |
7 |
0 |
12 |
7 |
5 |
0 |
0 |
Э-5 |
15 |
2 |
5 |
0 |
8 |
31 |
17 |
4 |
0 |
10 |
25 |
22 |
3 |
0 |
0 |
Э-6 |
65 |
9 |
12 |
27 |
17 |
47 |
5 |
5 |
17 |
20 |
62 |
17 |
17 |
18 |
10 |
Э-8 |
18 |
8 |
0 |
8 |
2 |
56 |
22 |
9 |
10 |
15 |
31 |
3 |
15 |
3 |
10 |
Э-11 |
34 |
9 |
5 |
5 |
15 |
52 |
5 |
12 |
22 |
13 |
53 |
11 |
30 |
10 |
2 |
Э-16 |
49 |
15 |
10 |
6 |
18 |
74 |
27 |
20 |
15 |
12 |
70 |
5 |
10 |
28 |
27 |
Э-17 |
32 |
7 |
11 |
1 |
13 |
51 |
19 |
7 |
10 |
15 |
20 |
13 |
2 |
2 |
3 |
Средний индекс |
37 |
9 |
8 |
6 |
15 |
53 |
16 |
11 |
11 |
15 |
41 |
10 |
14 |
8 |
9 |
Нормальный уровень эмоционального выгорания |
|
Средний уровень эмоционального выгорания |
|
Высокий уровень эмоционального выгорания |
Приложение 4
Таблица 1
Таблица 2. Эмпирические значения корреляционного анализа Спирмена (юноши)
Успеваемость |
|
A |
0.861** |
B |
0.526 |
C |
-0.289 |
D |
0.4 |
E |
0.895** |
F |
0.764* |
G |
0.623 |
H |
0.569 |
Всего |
-0.107 |
Переживание обстоятельств |
0.277 |
Неудовлетворенность собой |
0.49 |
«Загнанность в клетку» |
-0.208 |
Тревога и депрессия |
0.401 |
Неадекватное реагирование |
0.189 |
Эмоциональная дезориентация |
0.437 |
Расширение сферы экономии |
-0.209 |
Редукция проф. обязанностей |
0.25 |
Эмоциональный дефицит |
-0.339 |
Эмоциональная отстраненность |
-0.169 |
Личностная отстраненность |
-0.076 |
Психосоматические нарушения |
0.247 |
Успеваемость |
|
A |
-0.041 |
B |
0.277 |
C |
-0.341 |
D |
0.275 |
E |
0.302 |
F |
-0.042 |
G |
0.083 |
H |
-0.263 |
Всего |
-0.629 |
Переживание обстоятельств |
-0.397 |
Неудовлетворенность собой |
0.369 |
«Загнанность в клетку» |
-0.408 |
Тревога и депрессия |
-0.152 |
Неадекватное реагирование |
-0.035 |
Эмоциональная дезориентация |
0.394 |
Расширение сферы экономии |
0.092 |
Редукция проф. обязанностей |
-0.097 |
Эмоциональный дефицит |
-0.629 |
Эмоциональная отстраненность |
-0.659 |
Личностная отстраненность |
-0.29 |
Психосоматические нарушения |
-0.438 |