Романтизация преступников и их преступлений в массовой культуре и их влияние на подростков

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Романтизация преступников и их преступлений в массовой культуре и их влияние на подростков

Клементьева Е.Д. 1
1МБОУ СОШ №74, 11А
Зикункова К.А. 1
1МБОУ СОШ №74
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Убийство - самое страшное преступление, которое только может совершить человек. В России средний показатель совершения серийных убийств относительно низок. Хотя у нас в стране и есть имена серийных преступников, которые известны всем (например, Андрей Чикатило и Сергей Головкин), США можно считать лидером по количеству известных серийных убийц. Зодиак, Деннис Рейдер, Теодор Банди, Джеффри Дамер, Джон Уэйн Гейси, Деннис Нильсен – их имена известны во всём мире. Они давно стали историей, ужасной историей своей страны, однако это не мешает им иметь своих фанатов, поклонников и обожателей. Причём эта общность фанатов серийных преступников процветает именно в США, где огромное количество различных вещей и атрибутики с изображениями их кумиров, «звёздных» серийных убийц. Во многом это происходит из-за развитой киноиндустрии и жадного желания режиссёров и сценаристов развлечь публику и заработать деньги. Они, в погоне за славой и богатством, высоких рейтингов и восхищения публики идут на всё, даже на воплощение «монстров». Вот только для качественного воплощения таких людей нужны настоящие профессионалы, обладающие привлекательной внешностью и толпой фанатов за плечами. В сумме внешность и фанаты заочно смягчают те преступления, которые творят убийцы.

Актуальность проекта заключается в том, что современная киноиндустрия, стремительно развивающаяся и разрастающаяся, способствует неправильному восприятию действительности подростками, особенно, когда дело касается криминала. Даже смотря на реальных исторических персонажей, убийц и насильников, которые на самом деле совершали чудовищные преступления, люди не до конца понимают всей серьёзности и ужаса происходящего на экранах. Качественные спецэффекты, молодые и красивые актёры, подающие большие надежды, и уже известные популярные актёры, полюбившиеся миллионам людей, развивающийся кинематограф и неугомонные режиссёры, жаждущие признания, с каждым годом затрагивают всё больше и больше известных людей, и их истории. И в этом списке самые громкие серийные убийства и убийцы, вписавшие свои имена в истории своих стран.

Цель: изучение образов преступников, созданных в произведениях массовой культуры и их влияние на подростков.

Задачи:

1) изучить историю становления уголовного права в России;

2) Дать определения понятиям «преступление», «массовая культура», «романтизация»;

3) Изучить произведения массовой культуры и описать образы преступников, которые создаются в них;

4) Провести опрос среди старшеклассников и проанализировать художественный кинематограф и литературу на предмет романтизации и развития жалости к преступнику.

Объект – массовая культура.

Предмет – романтизация преступников подростками.

Гипотеза: подростки склонны романтизировать преступников и их деяния из-за образов, созданных в кинофильмах, литературе и популярных передачах.

Методы исследования: анализ литературы и произведений художественной культуры, описание, сравнение, социальный опрос.

Структура работы. Работа состоит из двух глав: теоретическая и практическая. В теоретической главе рассмотрены история уголовного права, понятие «преступление» и романтизация преступников в массовой культуре. В практической главе рассмотрены причины популярности жанра тру-крайм, представлены анализ результатов тестирования и анализ образов преступников, созданных в произведениях массовой культуры.

Глава 1. Преступление и романтизация преступников

1.1. История уголовного права и понятия «преступление»

История российского уголовного права неразрывно связана с историей общества. Первые известные нам уголовно-правовые нормы Древней Руси были закреплены в договорах с Византией 907, 911, 944 годов и в Русской правде. Преступления в этот период не считались опасными для общества в целом, рассматривались как посягательство на личные интересы, что выражалось в установлении имущественной компенсации ущерба («виры») и возможности применения наказаний, основанных на принципе талиона. [9]

В XV—XVII веках уголовно-правовые нормы окончательно приобрели публичный характер, преступления стали рассматриваться как деяния, угрожающие всему обществу в целом; в памятниках права этого периода (Судебники 1497, 1550 годов, Соборное уложение 1649 года) светские уголовно-правовые нормы отделяются от церковных, однако всё ещё неразрывно связаны с нормами других отраслей права.[12]

Первым нормативным актом нового времени, практически целиком состоящих из уголовно-правовых норм, стал Артикул воинский Петра I, принятый в 1716 году. Также к этому периоду относится Устав благочиния, принятый в период царствования Екатерины II. Первый полноценный уголовный кодекс — Уложение о наказаниях уголовных и исправительных — был подписан в 1845 году Николаем I. 22 марта 1903 года, в период царствования Николая II, было принято новое Уголовное уложение, в котором были учтены произошедшие в России экономические и социально-политические изменения. [12]

В первые годы советской власти ответственность за преступления устанавливалась отдельными декретами, постановлениями и инструкциями. В 1919 году были приняты Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, фактически первый кодифицированный уголовно-правовой акт советской власти. Уголовное законодательство, принятое в 1920-х — 1930-х годах, как и ранее действовавшее законодательство имели своей приоритетной целью охрану политических интересов «рабоче-крестьянской власти»; при этом многие их нормы имели явно репрессивный характер.[12]

В последовавший за смертью Сталина период демократизации общественных отношений были приняты Основы уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик 1958 года и Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, в которых были значительно либерализованы все институты уголовного права. [12]

В 1996 году был принят Уголовный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 1997 года. В нём произошёл переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, наметился сдвиг от пунитивного (карательного) правосудия, целью которого является наказание преступника, к реституционному правосудию, целью которого является урегулирование социального конфликта, реставрация общественных отношений, нарушенных преступлением. [12]

Уголовный кодекс РФ постоянно изменяется, с 1 января 1997 года по декабрь 2009 года было принято 30 законов, внёсших в него более 300 изменений. [12]

1.2. Романтизация преступников в массовой культуре современного общества

Массовая культура определяется как культурная продукция, создаваемая и распространяемая профессионалами в расчете на потребление на коммерческой основе широкими массами людей вне зависимости от социального положения, пола, возраста и национальности.  [9]

Массовая культура имеет ряд отличительных черт.

  • Общедоступность;

  • Занимательность;

  • Серийность, тиражируемость;

  • Пассивность восприятия;

  • Коммерческий характер. 

Массовая культура сформировалась в условиях индустриального общества под влиянием таких процессов, как технический прогресс, механизация труда, распространение рыночных отношений на область культуры, становление системы всеобщего образования. [9]

Культура может представлять опасность. Исследователи указывают на то, что именно распространение информации о преступлениях и преступниках, осуществляемое через СМИ, способствует криминализации культуры. Подчас СМИ делают из преступников популярных персонажей путем соответствующей подачи материала, что приводит к появлению аналогичных сюжетов в других формах массовой культуры, востребованных у потребителей. СМИ выступают в таком случае как реклама преступного образа жизни. Нередко информация о преступности и преступлениях сообщается в искаженном виде, что приводит к серьезным негативным эффектам. [5]

Романтизация – это стремление человека представить какое-либо явление в романтичном, выгодном свете, игнорируя негативные аспекты явления и приписывая ему положительные свойства, которыми оно на самом деле не обладает. [11]

Романтизация преступности — это не феномен современного общества, она существовала и в дореволюционной России, и в период Советского Союза, и в постсоветскую эпоху. Но романтизация существовала и в европейских странах, а также в США и странах Азии. Данное явление не возникло на пустом месте, а развивалось и эволюционировало вместе с человечеством. А в настоящее время романтизация приобретает массовый характер. Преступление конструируется СМИ как развлечение, то есть рассматривается как ценный товар для развлечения потребителя. Это обстоятельство не может не внушать опасений относительно эффективности уголовной политики.

Глава 2. Влияние современной массовой культуры на подростков

2.1. Причины романтизации преступности среди молодого поколения

Криминальный романтизм умело играет на сознании людей, особенно молодёжи. Подростки романтизируют вовсе не поступки преступника, а саму личность. Молодые девушки, школьницы восхищаются по привлекательной внешности и харизме настоящих психопатов. Молодые люди жаждут стать такими же известными и популярными, как их кумиры. И есть десятки примеров того, как преступников возводят в культ. [6]

Марина Гогуева, кандидат психологических наук, высказывает свои догадки касаемо развития стокгольмского синдрома. При его наличии людям кажется, что убийца – борец за свои права. Человек, которого отвергли и не услышали. Стокгольмский синдром — термин в психологии, который описывает защитно-бессознательную связь, взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором. Она характеризуется сочувствием к похитителю и старанием оправдать их действия. По её мнению, подростки могут объяснять преступления именно так. Подростки по своей природе стремятся объединяться в группы по интересам, а делать это проще, если есть общий кумир. Этого кумира они могут найти и в убийце, если подросток видит в нём то же, что он узнаёт в себе: ненужность, неуслышанность, отвержение.

Истоки жанра тру-крайм (true crime — «настоящее преступление») можно увидеть ещё в XVI веке. Тогда с развитием печати появились первые рассказы, подробно описывавшие насилие и преступления, но значительную роль при этом авторы отводили морали, фокусируясь исключительно на образе преступника и его прегрешениях. Само понятие тру-крайм — повествование, в основе которого лежит реальное преступление, будь то книга, подкаст, документальный сериал или фильм — возникло в США во второй половине XX столетия. Одним из его основоположников считают Трумена Капоте, автора романа «Хладнокровное убийство» (1966). [8]

Настоящий прорыв и успех тру-крайма в популярной культуре случился гораздо позднее — в 2014 году, когда журналистки Сара Кениг и Джули Снайдер запустили подкаст Serial, ставший образцом жанра, который скачали больше 350 млн раз. [8]

Количество тру-крайм историй легко объяснить высоким спросом и интересом аудитории. Например, опрос 2022 года показал, что этот жанр востребован у более половины населения. Наибольшей популярностью пользуются истории убийств, серийных преступлений, похищений и организованных группировок. Но один из основных феноменов тру-крайма — интерес женской аудитории. Женщины составляют более половины аудитории (58%). [8]

Основная причина популярности данного жанра по мнениям психологов — выработка адреналина и дофамина в безопасных условиях. Так называемое состояние «контролируемой опасности» позволяет пережить стрессовые условия, не покидая зону комфорта, и при этом снизить уровень тревоги в реальной жизни. Этот эффект отмечает профессор Колумбийского университета, доктор Али Матту. Получается, что человек испытывает страх, узнавая подробности жутких историй, но в то же время человек ощущает полный контроль над ситуацией.

По результатам исследования профессора психологии Аманды Викари было доказано, что большую часть женщин привлекает возможность извлечь из тру-крайм произведений практическую пользу: узнать о том, что может служить триггером для преступника и как распознать потенциально опасное поведение.

Громкие истории о маньяках и серийных убийцах находят свою аудиторию и в России. Подкасты «Дневники Лоры Палны», «Тут такое дело», «Галкино гнездо», «У холмов есть подкаст», «True Crime на диване» рассказывают истории серийных убийц, включая и громкие российские кейсы. Например, сейчас выходит спин-офф «Дневников Лоры Палны», полностью посвященный истории Андрея Чикатило.

 Советские и постсоветские преступления ложатся в основу художественных произведений, основанных на реальных событиях. Сериал «Чикатило» Сарика Андреасяна стал самым популярным российским проектом онлайн-кинотеатра Okko в 2022 году. В начале 2023-го состоялась премьера сериала «Фишер», сюжет которого строится вокруг серийного убийцы Сергея Головкина.

Тру-крайм остается одним из самых популярных жанров, который позволяет выйти за пределы зоны комфорта в безопасной обстановке, получить выброс адреналина, а также снизить уровень тревожности и даже почувствовать себя лучше других. И, несмотря на все этические вопросы, с которыми сталкивается жанр, весьма маловероятно, что в обозримом будущем его популярность сойдет на нет. [8]

Для того, чтобы выявить уровень популярности жанра тру-крайм среди подростков, я провела опрос, в котором приняли участие 65 человек (см. приложение 1). Из них 43 парня и 22 девушки. Возраст опрошенных в среднем составлял 17-18 лет.

Первый вопрос звучал: «какой жанр фильмов вы любите?» и 18 человек (28%) отметили комедию, как любимый жанр. На втором и третьем месте оказались такие жанры как триллер и боевик, которые выбрали 14 человек (21%) и 11 человек (17%) соответственно. На последнем месте оказался детективный жанр, который выбрали 3 человека (5%).

Второй вопрос звучал: «какой способ получения информации вы предпочитаете?» и 37 человек (57%) отметили публикации в социальных сетях как любимый способ получения информации. На втором и третьем месте оказались такие способы получения информации как видеоролики и новости, за которые проголосовало 14 (21%) и 9 (14%) человек соответственно. Ещё 5 человек (8%) выбрали все способы получения информации.

Третий вопрос звучал: «какую тематику развлекательных видеороликов вы предпочитаете?» и 23 человека (35%) выбрали обзоры как любимую тематику видеороликов. На втором и третьем месте расположились юмористические шоу и тру-крайм истории, за которые проголосовало 20 (30%) и 18 (28%) человек соответственно. На последних местах расположились игры с 3 голосами (5%) и музыкальные шоу с 1 голосом (1%) (см. приложение 2).

Четвёртый вопрос звучал: «знаете ли вы о шоу/передачах, ютуб-каналы или фильмах/сериалах, посвященных преступникам и расследованию преступлений?» и 56 человек (86%) ответили положительно. Лишь 9 (14%) человек не знали о существовании подобных программ (см. приложение 3).

Пятый вопрос звучал: «Смотрели ли вы хоть когда-нибудь шоу/передачу, видеоролики/подкасты или фильмы / сериалы, посвященную преступникам и расследованию преступления?» и 56 опрошенных человек (86%) ответили положительно. Лишь 9 (14%) человек никогда не смотрели подобные передачи (см. приложение 4).

Шестой вопрос звучал: «какие преступники запомнились вам больше всего?». 9 человек (14%) ответили, что им никто не запомнился, ещё 17 человек (26%) не смогли вспомнить ни одного преступника, зато остальные 39 человек (60%) смогли назвать запомнившихся преступников. Самым часто упоминаемым преступником стал Андрей Чикатило, также люди вспомнили таких преступников как скопинский маньяк, Тед Банди, Зодиак, Александр Спесивцев и Пабло Эскобар. Из отрицательных персонажей фильмов и книг особо часто упоминались Локи и Джокер.

Седьмой вопрос звучал: «какие эмоции вы испытывали после просмотра этих передач/фильмов?». 19 человек (29%) ответили, что не испытывали никаких эмоций, и ещё 18 человек (28%) отметили интерес как основную эмоцию при просмотре. Остальные 28 человек отметили следующие эмоции: удивление (9 (14%)), неприязнь (5 (7%)), ужас (5 (7%)), тревогу (3 (5%), настороженность (3 (5%) и страх (3 (5%).

Восьмой вопрос звучал: «испытывали ли вы чувство жалости к преступнику? Почему?». 52 человека (80%) ответили, что никогда не испытывали. 7 человек (11%) ответили, что испытывали жалость и в качестве причины назвали тяжёлое детство преступник. Остальные 6 человек (9%) затруднились ответить.

Девятый вопрос звучал: «считаете ли вы внешность какого-либо экранного злодея, преступника привлекательной? Кто это?». 39 человек (60%) ответили, что не считают внешность никакого экранного злодея привлекательной, ещё 4 человека (6%) не были уверены в своём решении и 22 человека (34%) ответили, что считают внешность некоторых экранных злодеев привлекательной. Чаще всего упоминались такие злодеи как Локи, Сергей Разумовский, Тед Банди и Джим Мориарти (см. приложение 5).

После анализа вопросов по половой принадлежности, было выявлено, что девушки чаще сочувствуют экранным злодеям и чаще находят их внешность привлекательной. Так, лишь 7% парней хоть раз, но жалели злодеев, у девушек данный пункт составляет 18%. Также 23% парней считают внешность некоторых экранных привлекательной, когда у девушек данный пункт составляет 55%.

Таким образом, согласно результатам моего опроса, девушки более склонны к сочувствию преступникам и более подвержены влиянию красивой экранной внешности преступников.

Однако, если рассматривать общий процент людей, которые жалеют преступников и считают их внешность привлекательной, то он довольно мал (11% и 34% соответственно). Это говорит о том, что люди всё же не склонны жалеть и романтизировать преступников за счёт их созданного экранного образа (см. приложение 5,6).

2.2. Анализ образов преступников, созданных в произведениях современной массовой культуры

Для анализа я взяла наиболее популярные фильмы и книги в стиле тру-крайм. Фильм «Красивый, плохой, злой» посвящен известному американскому серийному убийце Теду Банди. Его жертвами становились молодые девушки и девочки. Точное число его жертв неизвестно.

Фильм рассказывает нам не историю убийств Теда Банди, а то, как он обрёл свою семью и как происходили судебные заседания. С первой сцены перед зрителями предстаёт молодой привлекательный парень, на которого оглядываются все девушки, желая привлечь его внимание. Фильм отразил это довольно точно, поскольку о красоте Теда Банди говорили многие, и его до сих пор отмечают, как одного из самых красивых серийных убийц.

Сам фильм построен таким образом, что он не показывает, как Тед Банди совершал убийства. Его персонажа раскрывают как заботливого и любящего отца и мужчину. А после внезапного ареста создаётся впечатление, что его подставили. Фильм не подтверждает ни одного убийства Банди, больше выставляя его как невиновного человека, которого арестовали ни за что и стараются обвинить в серии убийств. А стремление Банди доказать свою невиновность, который решил быть адвокатом самому себе, лишь укореняет веру зрителя в его правопорядочности и невезении. Поэтому, когда Банди сбегает из здания суда, зритель его не осуждает, а желает, чтобы его не поймали власти.

Фильм «Монстр». Эйлин Уорнорс

Фильм рассказывает нам историю одной из немногих широко известных серийных убийц женщин – Эйлин Уорнорс. Девушка с 11 лет стала заниматься сексом в обмен на сигареты, наркотики, пищу, а в дальнейшем и деньги. При одной попытки изнасилования Эйлин потеряла сознание, а очнувшись, со страху застрелила мужчину. С того момента Эйлин убивала каждого мужчину, который пытался вступить с ней в половую связь, грабила их и угоняла их машины.

Фильм в полной мере не показывает историю Эйлин, её детство, а сразу показывает её знакомство с будущей девушкой – Селби Уолл. Фильм приукрашивает реальность ради оправдания убийств. Может появиться жалость из-за попыток изнасилования в отношении Эйлин, из-за её рассказов о не очень благоприятной обстановке дома. На самом деле же Эйлин была крайне неприятной личностью, которая занималась воровством и мошенничеством, проституцией. Однажды со злости кинула бильярдный шар в бармена, а перед самым арестом она чуть не убила человека, который под прикрытием должен был выдать её полиции.

Фильм, можно сказать, оправдывает хладнокровные убийства, объясняя их стремлением Эйлин поддерживать отношения со своей девушкой – Селби Уолл, которая, в свою очередь, была изображена тоже не с лучшей стороны. Девушка хотела лишь веселиться и иногда говорила прямым текстом, чтобы та достала ещё денег: убила ещё одного человека или угнала ещё одну машину.

В конце фильма зрителям пытаются внушить, будто «несчастную Эйлин казнило несправедливое общество, которое не даёт возможности исправиться павшему члену общества»

Роль Эйлин досталась Шарлиз Терон, и её игра была шикарна, ей удался образ неуравновешенной женщины, а в сумме с ужасным гримом, она произвела устрашающий образ серийной убийцы Эйлин Уорнос.

Сериал «Монстр: История Джеффри Дамера»

Джеффри Дамер - американский серийный убийца, каннибал, некрофил и насильник, жертвами которого стали 17 юношей и мужчин в период между 1978 и 1991 года. С детства у Джеффри развилась тяга к мёртвым животным, он собирал трупы или части тел и хранил их дома в бутылках с формальдегидом, который брал у отца, а на заднем дворе устроил кладбище животных. В сериале было отведено время данному факту, однако его изменили: было показано, будто отец хотел сблизиться с сыном, а потому они стали вместе проводить вскрытие мелких животных.

Особенности поведения Дамера в сериале и в реальной жизни были изображены одинаково: реакция и действия парня были заторможены. Окружающие считали его спокойным, отстранённым и холодным парнем, даже отец описывал его как странного, но тихого мальчика.

Своих жертв Дамер заманивал к себе домой под предлогом сделать их фотографии за деньги. Чаще всего молодые парни соглашались и спокойно приходили к нему, выпивали. В алкоголь Джеффри подсыпал им снотворное, после чего жертвы отключались, и Джеффри приступал к убийству.

Сериал довольно точно передаёт историю Джеффри, подробно показывая зрителям всех самых запоминающихся и ключевых жертв Даммера. Было передано и не самое счастливое детство. Зрителям показали и пьющую мать, употребляющую огромное количество таблеток, и вечные ссоры родителей, и то, как Джеффри почти всё детство провёл в одиночестве. Однако, стоит отметить, что сериал передаёт всё это без какого-либо собственного намёка на жалость. Это выглядело как констатация факта, как период, который имел место быть в его жизни. Таковым он и был.

Также, проанализировав просмотренные фильмы, подкасты и прочитанные книги про серийных преступников, я обнаружила общую тенденцию в их построении. Участники подкастов и авторы книг и фильмов не романтизируют и не оправдывают поступки маньяков, а наоборот осуждают их и критикуют.

Так, российская журналистка Саша Сулим является ведущей подкаста «Дела» и в своих рассуждениях никогда не оправдывала преступников их тяжёлым детством или сложной жизнью, она ведёт рассказы не о самих преступниках, а о людях, которые их ловили. Часто в своей речи Саша Сулим напоминает о том, что все поступки этих людей – чудовищные преступления, чем помогает слушателям трезво оценивать ситуацию.

Заключение

В XXI веке, веке развивающегося кинематографа, мы каждый день видим на экране красивых знаменитостей, внешность которых нередко западает в душу. Смотря на опасных, брутальных злодеев, которые борются за свои права и желания, люди часто притупляют своё внимание, не задумываясь об их злых поступках, а концентрируясь лишь на привлекательной внешности. Харизма и ум могут решить всё за него. Так, например, Геллерт Гриндевальд Джонни Деппа, Джокер Хита Леджера и Ганнибал Лектор Энтони Хопкинса заработали армии фанатов своим умом, юмором и харизмой. Однако совершенно разные вещи любить и прощать всё вымышленным персонажам и персонажам, которые существовали и совершали ужасные убийства на самом деле.

Проведя опрос и проанализировав результаты, я смогла выявить, что девушки чаще сочувствуют экранным злодеям и чаще находят их внешность привлекательной. Так, лишь 7% парней хоть раз, но жалели злодеев, у девушек данный пункт составляет 18%. Также 23% парней считают внешность некоторых экранных привлекательной, когда у девушек данный пункт составляет 55%.

Таким образом, согласно результатам моего опроса, девушки более склонны к сочувствию преступникам и более подвержены влиянию красивой экранной внешности преступников.

Однако, если рассматривать общий процент людей, которые жалеют преступников и считают их внешность привлекательной, то он довольно мал (11% и 34% соответственно). Это говорит о том, что люди всё же не склонны жалеть и романтизировать преступников за счёт их созданного экранного образа. Таким образом, моя гипотеза не доказана.

Список используемых источников и литературы

  1. «Красивый, но гнилой внутри»: почему подростки романтизируют насилие / Никушина А. URL: https://mel.fm/zhizn/razbor/6903574-krasivy-no-gniloy-vnutri-pochemu-podrostki-romantiziruyut-nasiliye (дата обращения: 16.02.2024)

  2. «Красивый, плохой, злой» («Extremely Wicked, Shockingly Evil and Vile», реж. Д. Берлингер, 2018).

  3. «Монстр: ИсторияДжеффриДамера» («Dahmer – Monster: The Jeffrey Dahmer Story», реж. Д. Линч, 2022).

  4. «Монстр» («Monster», реж. П. Дженкинс, 2003).

  5. Влияние массовой и этнической культуры на преступность и борьбу с ней. URL: https://pravo.studio/ugolovnoe-pravo-rf/vliyanie-massovoy-etnicheskoy-kulturyi-107210.html (дата обращения: 16.02.2024)

  6. Катин В.И. Криминальный романтизм как явление культуры современной России: автореф. дис. канд. культурологии. – Саратов, 2007. – 20 с.

  7. Крестики нолики. Тема дня. Романтизация преступников URL: https://krestikinoliki.site.pro/ТЕМА-ДНЯ/ (дата обращения: 16.02.2024)

  8. Настоящее преступление: как жанр тру-крайм покорил мир и привел маньяков на экраны / Могильникова Д. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/487047-nastoasee-prestuplenie-kak-zanr-tru-krajm-pokoril-mir-i-privel-man-akov-na-ekrany (дата обращения: 16.02.2024)

  9. Обществознание. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.] — М. : Просвещение, 2014. — 350 с.

  10. Первые уголовно-правовые нормы Древней Руси // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2008. - №12. – С. 197-203.

  11. Романтизация страданий / Поплавская Ю.В. URL: https://www.b17.ru/blog/323275/ (дата обращения: 16.02.2024)

  12. Сулейманов В.А. Основные этапы развития уголовного законодательства России // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016043 (дата обращения: 16.02.2024)

  13. Убийства по наушнику, или почему нас привлекают подкасты жанра тру-крайм? URL: https://zhurkamurkamagazine.ru/2023/07/убийства-по-наушнику-или-почему-нас-пр/ (дата обращения: 16.02.2024).

Приложение

Приложение 1.

Анкета

  1. Укажите возраст

  2. Укажите пол

  3. Какие жанры фильмов вы любите? (комедия, драма, фэнтези, боевики, триллер и другие)

  4. Какой способ получения информации вы предпочитаете? (новости, телеграмм группы, видеоролики, подкасты, публикации в социальных сетях, другое)

  5. Какую тематику развлекательных видео вы выбираете? (интервью/юмористические шоу/новости/влоги/обзоры/тру-крайм истории)

  6. Знаете ли вы о шоу/передачах, ютуб-каналы или фильмах/сериалах, посвященных преступникам и расследованию преступлений (например, Следствие вели, Криминальная Россия, подкаст ДЕЛА, НЕ ОБОРАЧИВАЙСЯ и т.д.)?

  7. Смотрели ли вы хоть когда-нибудь шоу/передачу, видеоролики/подкасты или фильмы / сериалы, посвященную преступникам и расследованию преступления (например, Следствие вели, Криминальная Россия, подкаст ДЕЛА и т.д.)

  8. Какие из преступников вам запомнились больше всего?

  9. Какие эмоции вы испытывали после просмотра этих передач/фильмов?

  10. Испытывали ли вы чувство жалости к преступнику? Почему?

  11. Считаете ли вы внешность какого-либо экранного злодея, преступника привлекательной? Кто это?

П риложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Просмотров работы: 205