"Мир темноты?" (к вопросу адаптации слабовидящих детей)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Мир темноты?" (к вопросу адаптации слабовидящих детей)

Клементьев А.О. 1
1МБОУ СОШ № 7 г. Дзержинск, Нижегородская область, 6 А класс
Феоктистова Е.Н. 1
1МБОУ СОШ № 7 г. Дзержинск, Нижегородская область
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«...Слепые живут
наощупь,
трогая мир руками,
не зная света и тени
и ощущая камни»

Иосиф Бродский1

Несколько раз в своей жизни я видел людей, по внешнему виду и поведению которых можно было догадаться, что с ними что-то не так.
Инвалидность по зрению. Глядя на них, мне было непонятно - отчего возникает слепота? Можно ли её вылечить? Это приобретаемое состояние или врожденное? А главное -как чувствуют себя ребята, такие же, как и я, но которые ничего не видят? Как я, со своей стороны, могу им помочь?

В учебниках и интернете нашлось много информации, касающейся слепоты, но ответа на вопрос, интересовавший меня, не было.
Таким образом, я решил провести исследование на тему «Мир темноты», попытаться взглянуть на мир глазами слепого человека и ответить на два вопроса: что ощущает человек, который ничего не видит? Как помочь таким людям адаптироваться к окружающему миру?

Героями моего исследования являются родители и воспитанники Специальной (коррекционной) начальной школы - «детский сад №144 для детей с ослабленным зрением».

Цель работы - на основании анализа собранных исследовательских данных из жизни слабовидящих людей определить способы адаптации такой категории граждан к общественной жизни в нашем городе Дзержинске.

Задачи работы:

1. Собрать материал по данной теме, используя различные источники информации (учебники, интернет, энциклопедии, рассказы знакомых и родных) для актуализации своих знаний.

2. Провести интервью для воспитанников Детского сада №144 для детей с ослабленным зрением города Дзержинска

3. Провести эксперимент на себе, проведя некоторое время «без зрения», то есть с повязкой на глазах.

4. Обобщить полученные сведения и поделиться результатами со своими сверстниками.

Мне необходимо провести это исследование, чтобы показать окружающим, что слепой или слабовидящий человек так же может жить полноценной жизнью, дружить, работать и творить. Ведь все люди одинаково достойны всех жизненных благ, просто здоровым людям нужно научиться общаться с ними.

Глава 1

Поданным Всемирной организации здравоохранения 2(ВОЗ) на конец 2020 года, в мире с той или иной формой нарушения зрения насчитывается около 1.3 млрд. человек. Из них от 36 до 39 млн. – тотально слепые, среди которых 1.4 млн. – необратимо слепые дети.

Больше всего людей с подобными проблемами проживает в государствах с низким доходом и, как следствие, низким уровнем медицинского обслуживания. Это, преимущественно, страны Азии, Африки, Южной Америки

В России, по оценке МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца, количество незрячих составляет порядка 100 тысяч соотечественников. Каждый год около 45 тысяч человек по всей стране из-за нарушений зрения становятся инвалидами. Примерно 20% !!! инвалидов по зрению – молодежь.

Прогнозы медиков, увы, неутешительны: количество людей, испытывающих проблемы со зрением, будет расти. Так, эксперты ВОЗ уверены, что к 2028 году число незрячих увеличится до 38.5 млн. человек, а ещё через 30 лет оно превысит отметку уже в 100-110 млн.

Слепота бывает полной, когда человек не видит абсолютно ничего, и частичной – когда остаётся возможность различать свет и силуэты предметов.

Ребенок может родиться на свет слепым, а может ослепнуть в течении жизни (приобретённая слепота). В первом случае причиной является, например, опасная болезнь, которой болеет мама, пока ждёт малыша. Во втором: травмы и ушибы головы или глаз, а также осложнения после опасных болезней (корь, скарлатина, клещевой энцефалит).
Важно! Ни в коем случае, даже в шутку, нельзя ударять кого бы то ни было по голове, особенно - в районе затылка. Опасное баловство может стать причиной наступления слепоты или сильного ослабления зрения! А ещё не стоит отказываться от прививок - они защищают нас от опасных болезней, которые способны привести к слепоте!

Жизнь – очень многогранна и неоднозначна. Мы знаем множество историй про то, как люди, не смотря на различные недуги, сумели преодолеть себя и достигнуть высоких результатов в различных областях. Слепота не исключение. Бывают глухие музыканты, есть и слепые живописцы.
Клод Моне был одним из наиболее влиятельных и важных деятелей искусства, став лидером направления импрессионизм. Свои последние шедевры художник создал уже практически слепым, когда сетчатка перестала работать. Николай Лобачевский - великий русский математик всю свою жизнь работал над теорией неевклидовой геометрии. Свою последнюю работу, больной и ослепший ученый уже надиктовывал своим ученикам в 1855 году. При жизни математика работы не были поняты и приняты, зато через 10-12 лет после его смерти наступило торжество идей.
Луи Брайль – он был еще мальчишкой, когда баловался в отцовской мастерской и получил травму глаз. В 5 лет малыш Луи полностью ослеп. Но это не сломило его, Луи Брайль учился в обычной школе и изучал музыку (специальность – скрипка). Старался жить обычной полноценной жизнью. В 16 лет юный Луи придумал специальный алфавит из 63 комбинаций точек, которые означали буквы и знаки препинания. В последствии изобретение слепого Луи стало эталоном и официально называется шрифт Брайля.

Глава2

Как слепому человеку удаётся ориентироваться в окружающем мире?
Учёные с помощью экспериментов выяснили, что слух, обоняние и осязание у слепых людей развиты намного лучше. Звуки, различные по громкости, длительности, дальности, отражаются от предметов и, таким образом, позволяют их «видеть». Это необычно и очень интересно. Все органы чувств у слепых людей работают намного лучше, чтобы улавливать и анализировать информацию из вне. Кроме слуха, обоняния и просто осязания у слепых людей сильно повышается чувствительность пальцев. Так, при знакомстве слепые люди могут попросить вас разрешить прикоснуться к вашему лицу. Не пугайтесь и не удивляйтесь, ведь так слепые люди «запоминают»очертания вашего лица и смогут узнать вас. Возможно, поэтому среди слепых людей много талантливых скульпторов.

В открытых источниках из интернета я нашел несколько упражнений, как понять, что чувствует слепой человек. «Дом слепого» - нужно завязать свои глаза так, чтобы не видеть ничего и пытаться пожить своей обычной жизнью дома: пройтись по квартире, переодеться, разложить вещи, приготовить себе чай и попить его, убрать за собой стол после чаепития и другие обычные дела дома. Это оказалось очень сложно, хотя я знаю где лежат мои вещи в доме. Самым сложным оказалось просто ходить по дому, потому что я не видел, куда иду и все время казалось, что сейчас я врежусь или упаду. Еще упражнение «Прогулка слепого» - нужно совершить прогулку по улице с полностью завязанными глазами. В этом упражнении мне помогла мама, она была моим сопровождающим. Начали мы из дома, я держался за мамино плечо одной рукой, и мы спускались по лестнице. У меня даже получилось наощупь открыть дверь домофона. На улице я держал маму под руку. Она говорила мне, если впереди были препятствия или нужно было повернуть. Это упражнение намного сложнее, чем «Дом слепого», потому что на улице очень много звуков, на которые я обращал больше внимания, чем обычно. И очень страшно передвигаться, потому что я вообще не знал нашего пути и того, что может быть на дороге. Хоть мама и была рядом, и я даже держался за неё, все равно было сложно.

Как же слепые каждый день живут обычную жизнь как мы? А если человек от рождения слепой и не видел мир никогда и не имеет даже картинки в голове об окружении?

Я узнал, что чаще всего, обучение слепых детей начинается в специальных детских садах и школах, которые называются «интернат». Но бывает и так, что слепые ребята учатся вместе со всеми в самых обыкновенных школах и садиках. Это называется «инклюзия». В последнее время совместное обучение становится всё более популярным!

Я отправился в Специальную (коррекционную) начальную школу - «детский сад №144 для детей с ослабленным зрением» в нашем городе на ул. Советской, чтобы познакомиться с ребятами с плохим зрением и с их родителями и расспросить их о ежедневном быте.

В школу принимаются дети с двух лет, проходят программу детского сада и остаются до десяти лет, изучая программу начальной школы. В этой школе почти нет отличий от обычных школ, здесь дети так же учатся, играют, рисуют, занимаются спортом, но еще здесь есть специальные коррекционные предметы, помогающие улучшить зрение и адаптироваться к большому миру.
Я спросил у ребят, чем они любят заниматься, о чем мечтают. Их любимые вещи и мечты такие же, как у меня, как у детей с хорошим зрением: спорт, рисование, плавание, прогулки, конструктор, музыка.
Мамы воспитанников школы отмечают, что на улице много цветовых ориентиров для слабовидящих, есть специальное покрытие дорог.
Так же я попросил ребят пройти анкетирование, с результатами можно ознакомиться в приложении к исследовательской работе.

Глава 3

В феврале мне очень повезло, я узнал, что в нашем городе клуб инвалидов «Вера» проводит обучающие занятия для здоровых людей по общению и взаимодействию с людьми с инвалидностью. Я записался на модуль «Взгляд сквозь темноту» и посетил занятие.
Узнал много нового от преподавателя: Как распознать на улице слепого человека, как предложить помощь и правильно помочь, как общаться с человеком, который тебя не видит.

Слепой или слабовидящий человек передвигается по улице с белой тростью или с собакой – поводырем (это почти всегда собака породы лабрадор, они самые социальные, очень умные и дружелюбные. Их называют – компаньон. Собаки – поводыри специально обучены сопровождать слепого человека, не отходят от своего подопечного даже при виде очень интересных игрушек, кошек или птиц).
По этим ярким признакам можно узнать слепого человека на улице.
Если вы хотите обратиться к человеку подойдите к нему, слегка коснитесь его руки, представьтесь и предложите помощь. Например, - «Здравствуйте, меня зовут Арсений, впереди перекопана дорога, хотите я помогу Вам пройти этот участок пути?» Но будьте готовы, что человек может отказаться от вашей помощи, захочет идти самостоятельно.
Тогда можно просто извиниться и попрощаться.
Если человек согласился, спросите, с какой стороны вам встать и разрешите ему взять вас под руку. О всех препятствиях нужно предупреждать заранее – «Сейчас будут две ступеньки», «Возьмем чуть – чуть правее, там ямка» и т.д.
Во время ходьбы можно разговаривать о чем угодно. Что – то обсуждать или вы можете рассказывать человеку что происходит вокруг сейчас. Если впереди вас узкий проходной путь идите первым, а слепой человек последует за вами, положив руку вам на плечо. Когда вы проводили человека и ваши пути расходятся обязательно предупредите и попрощайтесь.
Главное все проговаривать и не бояться.

Практический модуль занятия состоял из нескольких упражнений для группы учеников. Сначала нас привели в подвал, завязали нам глаза повязкой, надели светонепроницаемые очки и предложили добраться до кабинета на втором этаже. Мы шли друг за другом, было страшно и непонятно, хоть я и подготовился дома (пробовал с закрытыми глазами делать обычные дела). Когда все дошли в нужную комнату, нам предложили изучить пространство, учитель дала пояснение: «Вы в большой комнате, по периметру расставлены скамейки, найдите себе место».
Мы с другими ребятами шли наощупь.
Потом мы пытались разговаривать, петь песню по очереди.
Два упражнения мне понравились больше остальных.
Каждому в руки дали по одному предмету.
Я должен был понять, что находится у меня в руках, какого оно цвета.
Сначала я подумал, что мне дали камень, но потом я попробовал почувствовать этот предмет. Он был твердый, холодный, почему – то мне показалось, что он бело – оранжевый. Я предположил, что по форме это подсвечник, потому что в середине было углубление, будто под свечу.

Затем учитель раздала нам листы бумаги и по два фломастера. Мы писали на листах, рисовали что – то. И нам предложили «увидеть» какого же цвета каждому достались фломастеры. Я не понимал, как же я увижу цвета своих фломастеров сквозь повязку и очки. Я стал внимательнее трогать фломастеры, листок бумаги, на котором рисовал, даже понюхал их и сделал определенные выводы.
Когда модуль завершился, нам разрешили снять очки и повязки. Оказалось, что мы были в полностью темной комнате со светонепроницаемыми шторами, а учитель была в очках ночного видения! Свет в комнате не включали, только чуть-чуть открыли дверь в коридор, где было светло. Понемногу наши глаза привыкали к свету, потом свет в кабинете включился, и мы стали обсуждать наши ощущения, упражнения. Всем было очень интересно, что же все-таки за предметы были в руках. Я очень удивился, когда увидел, что мой предмет правда оранжевый подсвечник! Потом обсуждение дошло до рисунков и фломастеров. Фломастеры, которые мне достались были розового и зеленого цветов, как я и «увидел»! Другие ребята в нашей группе так же верно определили цвет фломастеров, которые были у них! Как же это возможно? Мой разум отказывается принимать факт того, что можно видеть без зрения, но в российской науке есть специальный термин, определяющий эту способность – «кожное зрение» или «кожно-оптическое восприятие» - это ощущение телом окружающей среды. На вас льется горячая вода, и вы это чувствуете, не видя ее: это тоже кожное зрение. Другой вопрос насколько хорошо оно у вас развито. При его помощи можно различать цвета, узоры, температуру и материал предмета. Очень необычные ощущения, можно сказать, что это всего лишь совпадение, но из группы, в которой я учился цвета определили не два человека из двенадцати, а все двенадцать учеников. Это сто из ста процентов. Я очень рад, что сходил на обучение и узнал много нового о других людях и о себе.

Заключение

Благодаря проведению экспериментальных упражнений, прохождению курса «Взгляд сквозь темноту» и я осознал , как нелегка жизнь слепого и слабовидящего человека и как много она требует сил, терпения, смелости и упорства. Пока в нашем городе не очень много приспособлений, которые облегчают жизнь слепым людям, но уже сейчас все меняется! В недавно открытых магазинах я вижу желтые круги на дверях, вижу новую рельефную плитку на тротуарах и ступенях зданий, информационные таблички, которые переведены шрифтом Брайля и звуковые сигналы пешеходного светофора я часто замечаю, идя по улицам. В Дзержинске окружающая среда для слепых улучшается.

Это был очень полезный опыт. Мне было непонятно, страшно, неуютно… Но немного привыкнув, я успокоился и упражнения стали получаться. Очень хорошо, что на опасном эксперименте на улице со мной была моя мама. Ведь даже с ней я испытывал страх. Зато теперь я научился лучше понимать слепых и даже могу им помочь, если представится случай.

Мир глазами слепого человека - непонятный, странный, но к нему можно привыкнуть, как я и предполагал.

Зрение – бесценный дар для каждого человека, взрослого и маленького. Без зрения жизнь полностью переворачивается. Но слепой человек - не значит плохой, заразный. Он такой же общительный, талантливый и любопытный, как и другое люди, просто мир вокруг него другой. А задача зрячих людей сделать этот мир немного удобнее и добрее. Уметь помочь в простых, казалось бы, вещах. Не отворачиваться, а протягивать руку.

Список используемых источников

https://stixi-poeti.ru/blogs/iz-luchshego/iosif-brodskii-slepye-bluzhdayut-nochyu.html?ysclid=lsacnl6ho4661065194

https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/blindness-and-visual-impairment

https://pedlib.ru/Books/2/0300/2_0300-12.shtml#book_page_tophttps://dzen.ru/a/XhnXqjY55gCw0VHm
https://vk.com/public214246641?ysclid=lsao3m2fi783421981

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

1 Труды Бродского И.А. (электронный ресурс), режим доступа https://stixi-poeti.ru/blogs/iz-luchshego/iosif-brodskii-slepye-bluzhdayut-nochyu.html?ysclid=lsacnl6ho4661065194

2 Всемирная организация здравоохранения (электронный ресурс) режим доступа Слепота и нарушения зрения (who.int)

 

Просмотров работы: 23